Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье. Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова

Инструкция

Сформулируйте главную причину, по которой вам не хватает дисциплинированности. Возможно, в детстве вас сильно опекали, оберегая от всех трудностей, и развивать бойцовские качества характера просто не было необходимости. В любом случае будьте уверены, что воспитать в себе нужные навыки вам по плечу.

Создайте систему мотивации. Зачем вам изменять себя в принципе, что это даст? Что произойдет, если вы будете продолжать потакать своим слабостям? Четко представьте, как изменится жизнь, когда вы самостоятельно сможете управлять ею. Наметьте результат, к которому нужно стремиться.

Перестаньте постоянно упрекать себя в слабоволии, так вы только усугубляете ситуацию. Разработайте поэтапный план, который поможет вам превратиться в дисциплинированного человека. Начните с элементарного планирования своего времени.

Записывайте все дела, которыми нужно заняться в течение дня, особенно те, от которых вы склонны отлынивать. Например, если варить кашу по утрам нужно, но страшно не хочется, внесите этот пункт в список, так вы точно не забудете о полезном завтраке. Разместите перечень дел на видном месте.

Постарайтесь не отступать от намеченного графика, будьте пунктуальны. Поначалу трудности покажутся неодолимыми, не верьте этому ощущению, оно скоро пройдет. Со временем вы привыкнете к упорядоченности и перестанете испытывать стресс.

Займитесь спортом, он отлично дисциплинирует. Можно начать с утренней зарядки, а затем перейти к более серьезным тренировкам. Постоянно улучшая свои результаты, вы научитесь преодолевать лень и заодно обретете прекрасную физическую форму.

Продумайте систему поощрений за каждое дополнительно взятое на себя обязательство, за каждую маленькую победу. Удалось всего за пару дней подготовиться к сложному экзамену? Премируйте себя походом в кино или праздничным обедом в любимом кафе. Почаще напоминайте себе, что способны многого добиться, стоит лишь захотеть.

Видео по теме

Впервые определение термину «харизма» в социологии дал Макс Вебер. Он описал это качество, как умение повести людей за собой и увлечь их. Получается, что это нечто такое, благодаря чему люди считают кого-то лидером. Но далеко не все харизматичные люди являются такими от рождения, этому вполне можно научиться.

Инструкция

Тот, кто может всерьез заинтересовать людей своими проектами, должен хотя бы иметь их. Идеи и цели – это то, что даст энергию вам самим и позволит вам зарядить ею окружающих. Вы должны светиться энтузиазмом и по-настоящему разбираться в своем деле.

Будьте честны. Высказывайте свое мнение, не оглядываясь на авторитеты. Конечно, критиковать что-то или кого-то следует лишь обоснованно – пустозвонство и бессмысленные нападки никому помогут завоевать авторитет.

Важными качествами харизматичного человека являются его ораторское искусство и умение убеждать. Если вы не способны внятно и хорошо говорить на публике, то стоит поработать над речевыми навыками. Голос должен быть низким, уверенным и полнозвучным. Если объясняете свою идею, не запинайтесь и не стесняйтесь. Ваша речь должна вдохновлять людей, а не заставлять их зевать.

Будьте открыты новому и справедливы. Если вы где-то ошиблись, то не нужно прятаться за своими старыми убеждениями, как за щитом, не стесняйтесь пересматривать свои позиции. Вы сумеете отстоять свою правоту, только если сами будете убеждены в том, что действительно правы.

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.

Выступление подготовила СелетковаН.П.,учитель начальных классов.

1917-1929. Время, когда вопрос поддержания дисциплины не стоит из-за практического отсутствия требований. Порядок поддерживается там, где присутствует послереволюционный энтузиазм, а дети понимают главную цель своего нахождения в школе - учебу и получение профессиональных навыков.

1929-1936. Государство систему образования «загоняет в жесткие рамки». (По моим подсчетам, за эти 7 лет издано больше указов, касающихся этой сферы, чем за весь остальной период существования советской власти.) Из общества в школу приходит идея учебных подвигов: движение отличников, движение за стопроцентную успеваемость. Она, на мой взгляд, дает начало формальному отношению к учебе. Закладывается основа, приведшая к краху системы.

1936-1970. Требования к дисциплине оформлены, система сформирована. Школа - слепок общества на фоне складывающегося и функционирующего тоталитарного государства.

Надежды на лучшее, обеспечивавшие успех нововведениям на первых этапах, к концу 60-х уступают место разочарованию. Сознательность заменяется равнодушным исполнением формальных требований. Их неприятие, внутреннее несогласие с ними в открытое сопротивление не выливаются.

1970-1990. Существование по инерции. Учащиеся и педагоги осознают условность и формальность системы. Рождается понимание того, что образовательная сфера требует реформирования. Государство, однако, мер к демократизации школы не принимает, довольствуясь внешними проявлениями благополучия. Развивается такое явление как «двойная мораль». На фоне пассивного неприятия совершаются попытки изменить ситуацию.

1990-2000. Конец старой системы одновременно становится началом новой, приходит понимание, что проще воспитать гражданина, чем перевоспитать его. Учитывая ошибки прошлого, равноценной задачей формирующейся системы провозглашается личностное развитие индивидуальности ребенка. Начинается переход на позиции гуманитарной педагогики, направленной, в том числе, на развитие сознательной дисциплины.

Если я предложу назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «дисциплина»,»дисциплинированность»-что возникает?

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов в «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества».

Что включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем находить ответы. Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу.В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения,приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины,усидчивости и послушания.

Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников?

В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для привития детям положительных навыков и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко определить систему методов их формирования и закрепления.

Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами.

Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса.

При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер.

В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка - наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися.

Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей.

Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения. Учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.(В некоторых случаях я бы сделала..,а ты подумай как поступишь ты..)

Учебный процесс к концу 4 класса начальной школы обладает большими возможностями для

формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда,

роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие

школьники учатся не вполную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают”

знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными

причинами этого явления являются – недостаточное осознание школьниками

жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в

приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить

всех своих возможностей.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении

учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке

характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней

сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого

порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной

дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ урока.

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда,когда педагог обладает

способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их

не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и

знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока,

вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный

на руководство познавательной деятельностью школьников. К.Д.Ушинский в работе

“Избранные педагогические сочинения” писал: “Если мы ввели порядок и

стройность в занятиях не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без

дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили

детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не

слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети

могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках”.

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками

организации уроков в школе являются:

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом

на уроке и отдельных его этапах.

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной

деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все

учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей

сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама

организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой

учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим

трудом, порождает недисциплинированность.

Структура урока не должна бытьшаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей,типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения,возрастного состава учащихся.

В коррекционной школе сложились три основные формы учебной работы на

фронтальная (общеклассная)

групповая

индивидуальная

Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость

таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для

изучения всеми учащимися.

При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность,демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться вколлективе. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько общих,единых задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать иоценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемомуматериалу и взаимоотношения друг с другом.

Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в

определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп

работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие задания значительно

быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в замедленном

темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу

фронтальная работа и учащимся, которые не хотят напрягать свои умственные

усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными

товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной ее организации,

создает видимость коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не

всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо сочетание

фронтальной работы с другими формами(индивидуальной и групповой) на различных

этапах разных типов уроков.

С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются

индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание,

которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания –карточки,

где учитель имеет возможность их дифференцировать.

Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением

к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших

веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно.

Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса.

Эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников

во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод,а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.

Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволили вовлечь учеников в процесс учебного труда,повысить уверенность в собственных силах.

Групповая работа состоит из нескольких этапов:

а) подготовка учителем групповых заданий

б) инструктирование школьников о работе

в) обсуждение и составление плана выполнения задания

г) распределение заданий, определение способов решений

д) выполнение заданий.

Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет,

учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о

результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается

оценка работы групп и всего класса в целом.

При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя,

и представляет материал. Такая форма работы используется на разных этапах урока, даже при изучении нового материала. Данная форма работы на уроке также способствует формированию

сознательной дисциплины школьников.

Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого

мышления является самостоятельная работа школьников. Самостоятельная учебная

часть –это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи,

хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится средством

активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно:

а) если четко поставлена цель работы

б) если ученик осознал и принял эту цель

в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения,

проявляя при этом волевые усилия

г) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и

физические силы.

Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся

определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы,

преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.

Доля самостоятельной работы с возрастом учащихся возрастает.

Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно

назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.

Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того,

что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно,

но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный,

движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам: “Считают ли

они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что на уроках

бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были ответы: “Трудно

быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Что-то произошло в семье”, “Работа на уроках не увлекает”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие.

Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.

Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше

воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их

переживать, переключать внимание.

Задача учителя – целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во

внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность,

устойчивость, переключение, широта и др.

Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в

учении школьника.

В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной

минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть

глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой

добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят.

Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это

не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать».

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование

заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка

целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной

деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке

самостоятельно.

Пути формирования социально значимых мотивов учения, мотивов долга и

ответственности школьников в учении следующие:

а) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения и знаний

б) раскрытие учителем роли науки в современном производстве.

г) предъявление требований к качеству учебной работы, к дисциплине учебного

труда на уроке, организация помощи отстающим.(Агапова – Смирнов).

д) объективная оценка знаний, умений и навыков школьника.

е) целенаправленная деятельность педагога по развитию самовоспитания,

формирование объективной оценки, самоанализа и т.д.

Назову пути и способы формирования познавательного интереса:

а) постоянное пробуждение интереса к изучаемому предмету, в результате

применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся,

создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использование в

этих целях проблемных ситуаций, познавательных игр, задач,создание ситуаций успеха.

б) включение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную деятельность

на всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика.

в) использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение,

Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников

является единство требований педагогов к учащимся школы.(Совместные заседания МО).

Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учеников

играет морально-психологическая атмосфера на уроке и во внеурочной деятельности, его микроклимат. (Я своих детей учу…,по-поведению детей замечаю..)

В определении психического климата используются такие оценочные категории, как

здоровый, благоприятный, хороший, деловой и, напротив, нездоровый,неблагоприятный.

Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-

психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может

характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения,

доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. При этом у

учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная

дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой

требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.

Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность,

боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что

может вызвать психический стресс,влекущий за собой грубое нарушение

дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения,

понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это, конечно,

необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

И закончить эту часть,которую можно назвать дисциплинированность учащихся во время учебного процесса, выступления можно рекомендациями симпозиума ЮНЕСКО, проходящего в вг.Будапеште в 1963 году, и я считаю актуальными в наши дни:

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:

1. Опираться на природнуюсмышленность учащихся и не ограничиваться

только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и

учащимися.

2. Вызывать активность учащихся

3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

5. Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические

ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

6. Использовать таблицы, схемы, специальные коррекционно-развивающие игры.

7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

Учебный труд - главный вид деятельности школьников, несущий в себе громадный воспитательный заряд. Разнообразно и четко организованная учебная деятельность школьников, безусловно, сказывается на формировании навыков и привычек дисциплинированного поведения. Ведь в процессе учебного труда школьники приучаются соблюдать порядок и дисциплину, внимательно слушать учителя, товарищей, приобретают навыки коллективной работы, добросовестного выполнения домашних заданий. Но все это приходит не сразу. Требуются большие и длительные усилия со стороны учителей, классных руководителей, всего педагогического коллектива, чтобы приучить детей организованно работать, соблюдать дисциплину и порядок.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие детей во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

Труд и дисциплина в жизни идут рядом. Какие бы профессии в будущем ни избрали школьники, они везде столкнутся с требованиями трудовой дисциплины.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают ребёнка вести себя в соответствии с требованиями дисциплины.(у нас в школе это и дежурства по школе,по классу,в столовой,уборка территорий,общественные поручения). Очень важно пробудить у ребят интерес к труду, потребность трудиться, научить их видеть в любой работе общественный смысл, выполнять ее с огоньком, с желанием.(10 класс)

Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим - важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ .Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения у детей. Культура поведения - понятие очень емкое. М. И. Калинин отмечал, что в понятие культура входит все - от умывания лица до последних высот человеческой мысли.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Все это помогает классному руководителю правильно спланировать работу, составить примерную тематику бесед, классных собраний, общественно полезных дел, направленных на воспитание дисциплинированности у школьников.

Ещё одна составляющая дисциплинированности учащихся- физическое воспитание. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей;

Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. (В этом году это празднование юбилеев Покрышкина,Михалкова,9мая)

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Одно из важнейших условий достижения сознательной дисциплины - соблюдение преемственности воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников.

Классный руководитель приходит в новый класс. (из 4 в 5) Если он начинает воспитательную работу без учета того, что уже достигнуто, происходит разрушение складывающихся или уже сложившихся привычек и традиций поведения учеников. Соблюдение преемственности - один из важнейших принципов воспитания.

Будущий классный руководитель обязательно и не один раз поговорит с учителем начальной школы, внимательно изучит составленные этим педагогом характеристики школьников. Затраченное им время на эту работу потом полностью окупается. В результате наблюдений и бесед с педагогами новый классный руководитель определяет актив учащихся, основательно знакомится с теми, чья «активность» отрицательно сказывается на дисциплине в коллективе.

Работа с родителями. Дисциплинированные, активные люди могут быть воспитаны в тех семьях, где все напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких семьях сами дети и, прежде всего их родители влияют на отдельные недисциплинированные поступки, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни. Каждый это хорошо понимает и подчиняется требованиям большинства. Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у учащихся знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной обществе и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.

Вот примерная тематика лекций для родителей:

«О поощрениях и наказаниях детей в семье», «Воспитание дисциплинированности у подростков», «Воспитание уважения к старшим», «О режиме школьника», «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», «Значение родительского авторитета и его влияние на поведение учащихся».

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, не смотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Воспитание дисциплины в классном коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в школе в целом и неизбежно выходит за рамки одного класса. Деятельность классного руководителя и воспитываемого им коллектива тесно связана с жизнью школы. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни общешкольного коллектива, его традиций, общественной направленности и, многих других факторов. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив, коллектив учащихся и коллектив родителей.

Однако бывает, что сами учителя нарушают трудовую дисциплину: то опаздывают на урок, то затянут время на его организацию. Естественно, намеченный план урока уже не выполняется, домашнее задание сообщается ученикам наспех, после звонка, и не отдохнувшие ребята идут на следующий урок, где все это может повториться... Вот почему так важно добиваться от учителей, единства педагогических требований. Они формируются в процессе всей деятельности учащихся, и прежде всего в учебном и общественном труде.

Известно, что само по себе знание того или иного правила, желание его соблюдать еще не гарантирует его выполнения. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым навыкам и привычкам культурного поведения, дисциплине и дисциплинированности.

Татьяна Меркулова
Воспитание дисциплинированности у дошкольников с нарушениями слуха

Особенности воспитания дисциплинированности у дошкольников .

Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот ми, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоение морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определит, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческом миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества, в том числе и дисциплинированности , важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +

+ (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания . Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя . Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно ? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий : запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых . Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма , в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство , так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

В советское время основное внимание обращалось на воспитание таких нравственных качеств : гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества конкретное наполнение многих нравственных качеств пересматривается и уточняется. Так, сегодня часто ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания , изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание . Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки , стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев) . На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику . Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч) .

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания , но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений .

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств , представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средства воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников , от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или перевоспитываем ).

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания .

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания . Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Так, Нечаева В. Г. выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания , - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы : методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) ; методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа) ; методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) .

Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания , хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

2. Анализ педагогического опыта по вопросу воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста .

В старшей группе нашего дошкольного отделения СКОШИ № 92 мы уделяем большое внимание воспитанию дисциплинированности наших воспитанников .

Как известно, к старшему дошкольному возрасту у дошкольников проявляется высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной поступок. Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как : «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя» ; «Не могу, папа не разрешит» ; «Хотелось бы, но за это не похвалят» .

В период старшего дошкольного детства , когда понятия «можно» и «нельзя» , «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно , необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, доброжелательность, дисциплинированность , общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.

Обычно люди быстро привыкают к положительным образцам социального взаимодействия и не считают нужным поощрять других за это. Мы считаем, что при работе с дошкольниками очень важно проявление с их стороны дисциплинированности , тактичности, коллективизма и т. д. оценивать как важнейшие достижения, подчеркивая, что с их помощью ребенок приобретает особый статус в группе.

Необходимо также отмечать связь положительных нравственных качеств детей с их успехами в той практической деятельности, которую они осваивают (на занятиях по развитию речи, спортивных занятиях и т. д.)

Что касается негативной оценки, то она, по моему мнению, требует очень осторожного и умелого применения в отношении детей дошкольного возраста . Так, на негативные формы поведения некоторых малышей можно и вовсе не обращать внимания (показав этим, что они не удостоены положительной оценки, либо отметить конкретные недостатки отдельных детей («Максиму помешала невнимательность» , «Саше не удалось полностью собраться» ). При этом важно обязательно выразить надежду на успехи этих детей в следующий раз, при условии, что сделать это они постараются сами. Использованием этого приема будет приучать детей к пониманию того, что результаты достигаются через самоорганизацию, собственные усилия человека.

Очень важно выбрать соответствующие методы и приемы воспитания дисциплинированности . Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией : на занятии ребенок ведет себя недисциплинированно , мешает всем заниматься. Предлагая детям оценить поведение данного ребенка, мы сталкиваемся со слишком строгим, а порой даже жестоким отношением детей к «нарушителю норм » : «Поставить его в угол» , «Выгнать из детского сада» … Принимая во внимание детский максимализм, важно приучать детей быть более терпимыми друг к другу, а с «нарушителем » проводить индивидуальные беседы, убеждать в форме разъяснения.

Важное место воспитанию дисциплинированности отводится «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Все это является началом воспитания сознательной дисциплины .

В программе сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно -образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной связи с жизнью и трудом.

Эффективным средством нравственного воспитания является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований : привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, определенных нравственных качеств. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы. Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю . Наполнить нравственным сознанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.

Мы считаем, что как бы хороши ни были выбранные методы воспитания , эффективный результат они дают лишь при определенных условиях :

Любой выбранный метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав . Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного , и школьного;

Выбранный метод воспитания обязательно должен быть осуществимым, он требует логического завершения. Бывает, что взрослые используют по отношению к ребенку прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают . Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста , нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников являются практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Нетрудно понять, насколько это способствует обогащению духовного мира ребенка. Решая данную задачу, мы тем самым создаем благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности. Помимо самостоятельной ценности, они необходимы еще и как основа для сопротивления дурному влиянию, с которым ребенок может встретиться. Ведь справедливость, честность, сдержанность, достоинство, дисциплинированность и другие нравственно-волевые качества эффективно противостоят аморальным качествам – хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лени. И хотя положительные моральные качества у ребенка еще недостаточно стойки, он уже способен делать первые шаги по пути самостоятельного нравственного выбора.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость .

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, дисциплинированность , умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Определяя средства и методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста очень важно руководствоваться принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа на практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности , не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам .

Работу по развитию у дошкольников дисциплинированности как одного из важнейших нравственных качеств личности необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье . Это важно, поскольку успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий работников дошкольного учреждения и родителей.

Таким образом, чтобы сформировалось любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц . В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением.

4. Список использованной литературы.

1. Воспитатели и родители (из опыта работы) . Составители Загик Л. В., Иванова В. М. – М., 1985.

2. Дошкольная педагогика /под ред . Ядэшко В. И. и Сохина Ф. А. /. – М.: «Просвещение» , 1988.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . – М.: «Академия» , 2007, - 416 с.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: «Педагогика» , 1988. – 103 с.

5. Лейкина Б. С. Развитие и воспитание личности ребенка . – Л., 1973. – 42 с.

6. Меренков А., Буйлова А., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе. //Дошкольное воспитание , 2001, №8.

7. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника . – М.: «Просвещение» , 1987. – 142 с.

8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста . – М.: «Просвещение» , 1986. – 96 с.

9. Программа воспитания в детском саду . / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1987.

10. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей . – М., 1977.

Иногда причиной безволия детей, неуверенности в своих силах являются частые наказания, излишняя строгость родителей. Получает ученик оценку «2» – его наказывают, лишают возможности отдохнуть на свежем воздухе; малейшее отклонение от режима дня вызывает со стороны отдельных родителей грубость, окрики. Затрудняется ученик в решении сложной задачи – снова окрики родителей, ребенка называют «бестолковым», «лентяем».

Ребенку же в подобных случаях нужны не окрики, а помощь; окрики наказания парализуют волю ребенка, вселяют страх перед родителями, ребенок нередко уходит «в себя», замыкается. Здесь уместно напомнить слова великого чешского педагога XVII в. Яна Амоса Коменского: «Удары и пинки не могут вызвать любовь к науке, они скорее способны внушить отвращение и ненависть к ней».

У младших школьников, а также и у подростков часто встречается такой недостаток воли, как лень, связанный с безответственным отношением к своим обязанностям, с неумением работать, а иногда и просто с нежеланием учиться.

Если вовремя не обратить внимание на преодоление у детей этого недостатка, дети могут войти в жизнь, не имея привычки трудиться, преодолевать препятствия, а нам нужны люди трудолюбивые, настойчивые и аккуратные в исполнении своих обязанностей.

Основной причиной лености является то, что некоторые родители с самого раннего возраста оберегают детей от трудностей, давая им полную возможность получать от жизни только развлечения и удовольствия.

Для того чтобы устранить леность и предупредить ее появление у детей, необходимо создать в семье трудовую обстановку, воспитать с детства привычку трудиться, соблюдать систему последовательных требований к детям и систематически контролировать их выполнение.

Родителям следует строго учитывать индивидуальные особенности при воспитании волевых черт характера детей, считаться с этими особенностями.

Боря – скромный мальчик, тихий, стеснительный. На уроках дисциплинированный, во время перемены сторонится товарищей, не принимает участия в играх. И дома Боря малоинициативен, не имеет близкого друга. Борю как-то не замечали в классе.

Однажды на классном собрании Липа Ивановна (классный руководитель) при выборе ответственного за подготовку вечера, посвященного дню Армии, назвала фамилию Бори. Мальчик очень смутился. Но Анна Ивановна обосновала выбор кандидатуры:

«Боря очень дисциплинированный, исполнительный мальчик, и, если он постарается, при помощи всех ребят мы подготовим хороший вечер».

Кандидатура была поддержана учениками. Анна Ивановна лично и все учащиеся помогали Боре, успехи его отмечались. Ежедневно подводились итоги проделанного по подготовке вечера и намечалась программа на следующий день.

На поведение Бори, на изменение его отношения к жизни и к общественным делам класса особенно сильно повлияла оценка коллектива, мнение ребят, в результате чего Боря стал иначе смотреть на себя, увереннее и самостоятельнее выполнять задания коллектива.

Так, постепенно Боря стал активным участником различных внеклассных мероприятий, проявляющим свою инициативу в общественной жизни детского коллектива.

А как часто тихие, скромные ученики остаются без внимания учителя, пассивными, малоинициативными.

Не только учитель в школе, но и родители в семье, должны обращать внимание на развитие энергии, инициативы и активности своих детей, так как эти качества имеют прямое отношение к формированию волевых черт характера.

Преодолеть трудности, возникающие в процессе воспитания, родители смогут при условии правильного использования основных путей и средств формирования волевых черт характера.

общественный строй предоставляет самые широкие и благоприятные возможности для развития у нашей молодежи инициативы и активности, современной идейности и целеустремленности.

Одним из важнейших морально-нравственных качеств человека и вместе с тем необходимой чертой волевого характера являются дисциплинированность и организованность.

В следующей главе мы специально рассмотрим задачи, условия и методы воспитания дисциплинированности и организованности у детей в семье.