Воспитание духовности у детей. Воспитание духовности. Принципы духовного воспитания

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы. Такое воспитание поднимает и учителя, и ученика над земными страстями, это возвышенное воспитание, восходящее к человекоделанию. Его нельзя сводить ни к интеллектуальному, ни к культурологическому воспитанию. Как процесс духовное воспитание строится через создание условий для проявления и развития имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения вредных, нежелательных. Пути воспитания духовности: воздержание во всем, умеренность, труд на общее благо, почитание Бога и родителей, ненасилие, выявление внутренней духовной сути, гармония души и тела. Способы воспитания духовности: общение с людьми, вставшими на путь духовного совершенства, знакомство с духовной литературой, пением, беседы и размышления на духовные темы, упражнения в добротолюбии и др. Духовное воспитание по сути есть духовно-нравственное. В периоды обнищания народа, во времена перестроек и общественных катаклизмов оно, как правило, падает. И напротив, уровень его поднимается во времена общественного единения. Значительный вклад в духовное воспитание народа вносит Русская Православная Церковь.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

    вы познакомитесь с различными точками зрения на сущность духовно-нравственного воспитания;

    рассмотрите научные подходы к его определению;

    сделаете свой профессиональный выбор относительно взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания;

    изучите психологические механизмы духовно-нравственного воспитания.

В

Современные взгляды на сущность духовно-нравственного воспитания

последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного исследования (В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемыобсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции», появились его новые концепции (А.А. Корзинкина, Р.М. Салимовой и др.). Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.

А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» . Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере»

Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога . Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов.

З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» . Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

В православной педагогике воспитание рассматривается как помощь человеку в открытии духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» . Cамым важным условием считается восстановление человеческой природы, ее органической иерархичности под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Воспитание, по мнению православных педагогов, должно быть направлено на сохранение Божественной благодати и преумножение его даров.

Д.А. Левчук и О.М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимают «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

    нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» .

Существующие в педагогической литературе определения духовно-нравственного воспитания можно проанализировать с нескольких позиций:

    с позиции соответствия сущности духовности и нравственности;

    с позиций известных научных подходов;

    с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

Анализ вышеприведенных положений с позиции их соответствия сущности духовности и нравственности позволил сделать вывод: понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности. Ее рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим, религиозным, этническим ценностям, духовной культуре; и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций; и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира; и как божественное откровение, и как попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Рассматривая содержание понятий «духовность», «мораль», «нравственность», мы уже сделали вывод о сложности и многоплановости этих явлений в нашей жизни. В связи с этим в определении сущности духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, должны найти отражение такие проявления духовности, как ориентированность личности на высшие духовные ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические), способность к саморазвитию (правда, здесь необходимо уточнение: способность к какому саморазвитию, в каком направлении, как соотносятся понятия «саморазвитие» и «свобода»); состояние отрешенности от материальной природы человека. Принимая во внимание вторую составляющую термина «духовно-нравственное воспитание», в определении соответствующего понятия необходимо отразить готовность личности следовать принятым ценностям в своей повседневной жизни, в своем реальном поведении.

Рассмотрим определение сущности духовно-нравственного воспитания с позиций различных научных подходов. Понятие подхода имеет весьма широкое значение. В одних источниках он определяется как стратегический принцип или их совокупность, в других отождествляется с определенной мировоззренческой позицией, в третьих соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации. Мы придерживаемся позиции Э.Г. Юдина и И.В. Блауберга, определяющих методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» . В существующих исследованиях понятие «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного, культурологического и других подходов. Каждый их них задает определенный способ видения, понимания и интерпретации исследуемого понятия.

Для определения сущности духовно-нравственного воспитания с позиций антропологического подхода для нас важны следующие положения:

    ориентация на человека как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательного процесса;

    исследование человека как целостности, в единстве его внутреннего мира (духовно-нравственного: ценностей, целей, мотивов, жизненных смыслов и др.) и внешнего мира (способов выражения духовно-нравственной составляющей);

    признание диалогической природы воспитания;

    взгляд на человека как на субъект своего развития.

Вышеназванные положения христианская антропология наполняет своим содержанием. Ее представителями (К.Д. Ушинским, В.В. Зеньковским и др.) также признается целостность человека, но вводится положение об иерархическом принципе его устроения, о сохранении приоритета духа, разума над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. С позиций христианской антропологии школа должна заботиться обо всех трех сферах реального бытия ребенка. В противном случае «не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания и пр.)» . Подчеркивая особую роль духовной сферы бытия человека, представители христианской антропологии высказывают мысль о том, что духовная жизнь сама по себе не содержит критерия правильности направления ее развития, а включает в себя как светлые, так и темные стороны . Эта мысль, на наш взгляд, обогащает педагогическую антропологию, положительно оценивающую духовную жизнь человека, в то время как ее содержанием могут быть и ценности, чуждые, например, гуманизму.

Таким образом, педагогической и христианской антропологии присущи общие положения, но вторую в значительной мере отличают идея Богоподобия человека, принцип иерархичности строения личности (дух-душа-тело) и особая характеристика духовной жизни. Таким образом, с позиции антропологического подхода исследователям невозможно достичь единства в понимании сущности духовно-нравственного воспитания.

В определении его сущности с позиции культурологического подхода для исследователей особую важность представляют следующие положения:

    организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры (В.И. Андреев и др.);

    взгляд на воспитание как на целенаправленно организованную жизнь ребенка в контексте конкретной культуры (Н.Е. Щуркова и др.);

    исследование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и творчества (Е.В. Бондаревская и др.),

Таким образом, каждый из названных выше научных подходов изучает сущность духовно-нравственного воспитания в различных аспектах, тем самым дополняя друг друга, обогащая наше знание. Вместе с тем мы видим необходимость обращения еще к одному научному подходу – интегративному. В философии под интеграцией понимается «сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» . Для нас важна мысль о том, что процессы интеграции могут иметь место не только при возникновении новой системы, но и в рамках уже сложившейся (каковой и является духовно-нравственное воспитание). При этом «в ходе интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей, взаимодействий между элементами» [там же]. А за отдельными частями интегрированного целого признается различная степень автономии.

Чтобы рассмотреть сущность духовно-нравственного воспитания с позиций интегративного подхода, необходимо выполнить ряд условий. Среди них – возникновение системы связей или увеличение их объема, интенсивности. В этом смысле интеграция зачастую рассматривается как процесс развития системы и отражает ее динамику. Анализ философских аспектов взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность», педагогических аспектов понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание показывает, что это условие выполнимо при определении сущности духовно-нравственного воспитания.

Необходимо начать с анализа основных характеристик составляющих его частей – духовного и нравственного воспитания, вычленяя поле интеграции, т.е. определяя общее для составляющих компонентов. В первую очередь эта операция касается целеполагания. Цель духовно-нравственного воспитания не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено их взаимодействием.

Духовное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. «Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо «внимать самому себе», нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках и т.д.» .

Размышляя над целями духовного воспитания детей, Ш.А. Амонашвили пишет: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» . В качестве целей воспитания он называет «необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» (там же). Названные цели духовного воспитания объединяют позиции православной и светской педагогики. Однако существует различное понимание духовной жизни.

В Философском словаре духовная жизнь общества рассматривается как синоним общественного сознания . При этом она признается отражением общественного бытия. В структуре общественного сознания философы, как известно, выделяют такие его формы: мораль, религия, искусство, наука, философия. В педагогике одно из ее определений дал Ш.А.Амонашвили: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других, … она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками» .

В.В. Зеньковский выделяет следующие формы духовной жизни ребенка: умственную, религиозную, моральную, эстетическую . Ее характерной чертой он считает раздвоенность, наличие в ней светлой и темной сторон: «Вместе с ростом добра и света растет само собой и злое, темное в душе – как одновременно с пшеницей растут на поле (в притче Господней) и плевелы. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Оттого вся духовная жизнь, даже на ее высотах, есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, там наступает, в сущности, духовное усыпление» . Думается, эти определения взаимообогащают вышеназванные отрасли педагогики и свидетельствуют об общих взглядах на цель духовного воспитания.

В качестве целей нравственного воспитания традиционно называются формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношения, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление нравственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Анализируя вышеназванные цели, мы видим, что в поле интеграции целеполагания лежат положения о создании условий для развития духовной жизни личности и о формировании нравственного сознания. В процессе их взаимодействия и возникает цель духовно-нравственного воспитания – усвоение молодыми людьми значения духовных ценностей, создание условий для нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.

Духовное развитие – это то, о чём сегодня много говорят, но все определяют по-разному. Для кого-то это означает чтение священных книг, для кого-то – посещение театра, концертов и выставок, кто-то видит в духовности «расширение сознания» и выход на связь с нематериальными сущностями, а кто-то – возможность осознать своё предназначение в этом мире.

Лично для меня понятие духовности определяет наши отношения с Создателем, степень близости нашей связи с ним. А Бога каждый представляет себе по-разному, хотя само по себе это занятие (попытка Его представить) довольно бессмысленное.

Однако в силу своей природы мы всегда пытаемся осознать рассматриваемый объект, да ещё и представить себе его визуально. В данном случае, при любых представлениях, думаю, все сойдутся на мысли о том, что речь идёт о субстанции энергетической.

Сразу возникает вопрос: о какой именно энергии мы говорим? Ответ нам заранее дан: Бог есть любовь! Совсем недавно я поняла, что любовь не следует рассматривать, как чувство, потому что на самом деле это – энергия.

И то максимальное, что мы можем испытывать, переживая это чувство – всего лишь микроскопическая доза той энергии, при помощи которой создавалась вселенная.

Все цели, которые мы ставим перед собой в этой жизни, какими бы амбициозными они ни были – преходящи. А вот энергия (мы помним из курса физики) вечна!

Любовь – это тот мостик, при помощи которого осуществляется наша связь с Творцом, а духовное развитие – усилия, направленные на то, чтобы мостик этот был крепким и надёжным.

Поскольку Любовь – энергия Творения, она не может ничего испортить или разрушить. Она призвана для созидания и украшения нашей жизни. И в духовном развитии ребёнка, как я себе представляю, основная задача родителей – наполнить его сердце и душу этой благодатной энергией настолько, насколько это возможно, по максимуму.

Не бойтесь испортить ребёнка чрезмерной любовью. Портит всегда недостаток любви. Именно «недолюбленные» дети бывают самыми сложными и проблемными в воспитании.

Среди всех атрибутов преуспевания в жизни: здоровье, карьера, материальное благополучие, семья, самое главное – это то, как мы на самом деле относимся друг к другу.

А это определяется той мерой любви, которая находится в вашем сердце. Отсюда можно сделать очень простой вывод: хотите иметь счастливого и благополучного во всех отношениях ребёнка – создайте вокруг него атмосферу всеобщей любви.

Я хочу уточнить, что речь идёт именно о любви всеобщей. То есть недостаточно, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым. Он должен видеть любовь в отношениях между всеми взрослыми, которые его окружают.

Только тогда не возникает перекоса и любовь становится для него нормой жизни. Ребёнок приходит в этот мир, ощущая себя его центром. Он бесконечно от нас что-то требует, и эти требования выражает криком.

В какой-то момент, когда получить желаемое при помощи крика не удаётся, он пробует перейти к физическому воздействию. Попытка применения силы по отношению к взрослому происходит до смешного рано: у кого-то в год, у кого-то в немного более старшем, но всё равно смешном возрасте.

Когда мой сын впервые поднял кулачок и попытался ударить бабушку, она взяла этот кулачок в свою руку, разжала его и … поцеловала каждый пальчик, сказав при этом: «А я тебя всё равно люблю».

И свершилось чудо: он протянул к ней ручки, обнял её, заплакал и сказал: «Прости меня, бабушка!». Любовь всегда творит чудеса. Для меня это был наглядный урок на всю жизнь. Большинство родителей совершает ошибку, пресекая агрессию ребёнка силой. В ответ они получают десятикратную агрессию.

Музыка, театр, книги – это всего лишь пути-дорожки, по которым мы приближаем свою душу к состоянию приятия и любви ко всему Творению, это ещё не духовность, а способы приближения к ней. Духовность – это Любовь.

А ваши отношения в семье (к родным, к соседям, к знакомым) наполнены любовью, пониманием, сочувствием, состраданием? Если нет – вы не имеете права воспитывать ребёнка.

Конечно, я говорю сейчас об условиях идеальных. Но, с другой стороны, почему ваш ребёнок не должен их иметь? Просто потому, что в каждом из окружающих его взрослых слишком много эгоизма?

Конечно, во взрослом мире есть много своих сложностей, проблем, противоречий. Но в каждой семье, где растёт ребёнок, имеется прекрасный повод для взрослых поработать над собой, над наполнением отношений в семье любовью.

Ради здоровья и счастья самого главного, что у вас есть. Потому что именно это – основа, база, без которой ничего хорошего в жизни вашего ребёнка возникнуть не сможет по определению: нельзя построить дом без фундамента.

Духовное развитие как раз и является таким фундаментом, на котором только и могут раскрыться, расцвести все остальные возможности. И в этом вопросе среди великих педагогов всех времён нет разногласий. Начните с главного!