Воспоминания детства: куда и почему уходят. Воспоминания о родных людях и голодном детстве

Поколению 1972-82 посвящается.

«Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…» - это фрагмент из текста под названием «Поколение 76—82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения.

Отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76—82. Энциклопедия нашего детства» - пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса — все, кто родился в период между 1976 - 1982 годом. Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино».

Невероятно, но факт: тротуар имеет асфальтовый пандус для колясок. Даже сейчас такое в Москве нечасто увидишь.

Прекрасен указатель автобусной остановки. А пиктограмма троллейбуса и сегодня в Питере такая же. Еще был указатель трамвая - в круге буква «Т».

Во всем мире росло потребление разных фирменных напитков, а у нас все было из котла. Это, кстати, не так уж и плохо. И, скорее всего, человечество снова к этому придет. Все зарубежные ультралевые и зеленые движения обрадовались бы, узнав, что в СССР надо был идти за сметаной со своей банкой. Любую банку можно было сдать, колбасу заворачивали в бумагу, а в магазин ходили со своей авоськой. Самые прогрессивные супермаркеты в мире сегодня на кассе предлагают выбрать между бумажным или полиэтиленовым пакетом. Самые ответственно относящиеся к окружающей среде классы возвращают глиняный горшочек из-под йогурта в магазин.

А раньше вообще не было привычки продавать тару с продуктом.

Харьков, 1924-й год. Чайная комната. Попил и ушел. Никакого Липтона в бутылках.

Москва, 1959-й год. Хрущев и Никсон на стенде компании Пепси на Американской национальной выставке в Сокольниках.

В 60-е пошла страшная мода на любые автоматы. Весь мир тогда мечтал о роботах, мы мечтали об автоматической торговле. Затея в некотором смысле провалилась из-за того, что не учитывала советскую реальность. Скажем, когда автомат по продаже картошки насыпает тебе гнилой картошки, то им никто не хочет пользоваться. Все-таки, когда есть возможность покопаться в землистом контейнере, найдя несколько относительно крепких овощей, в этом есть не только надежда на вкусный обед, но тренировка бойцовских качеств. Автоматы выжили только те, которые выдавали продукт одинакового качества - по продаже газировки. Еще иногда встречались автоматы по продаже подсолнечного масла. Выжила только газировка.

1961-й. ВДНХ. Все-таки, до начала борьбы с излишествами мы совершенно не отставали в графическом и эстетическом развитии от Запада.

1982-й. Выбор алкоголя в вагоне-ресторане транссибирского поезда.

1987-й. Тетка торгует зеленью на витрине молочного магазина.

1987-й. Волгоград. В американском архиве эта фотка сопровождается комментарием века: «A woman on a street in Volgograd sells some sort of liquid for the invalids of the Great Patriotic War (the Soviet name for World War II).»

1990-й. Автомат по продаже Пепси в метро.

1975-й год. Хлебозавод.

1975-й год. Шереметьево-1.

Пакетов на кассе тоже никто не давал - каждый приходил со своим. Или с авоськой. Или так, в руках нес.

У бабки в руках пакеты с кефиром и молоком (1990-й.). Тогда еще не было Тетрапака, был какой-то Элопак. На пакете было написано «Элопак. Запатентовано». Синий треугольник означает сторону, с которой пакет должен открываться. Когда только закупили упаковочную линию, к ней прилагалась бочка правильного клея. Я застал те времена, когда пакет открывался в нужом месте без мучений. Потом клей кончился, надо было открывать с двух сторон, а потом одну сторону складывать обратно. Синие треугольники остались, а клея с тех пор никто не покупал, идиотов мало.

Кстати, тогда на упаковке продуктов не было никакой дополнительной информации - ни адреса, ни телефона производителя. Только ГОСТ. Да и брендов не было. Молоко называлось молоком, а различалось по жирности. Мое любимое - в красном пакете, пятипроцентное.

Еще молочные продукты продавались в бутылках. Различалось содержимое по цвету фольги: молоко - серебряная, ацидофилин - синяя, кефир - зеленая, ряженка - малиновая и т. д.

Радостная очередь за яйцами. На холодильной витрине еще могло лежать масло «Крестьянское» - его резали проволокой, потом ножом на куски поменьше, заворачивали сразу в масляную бумагу. В очереди все стоят с чеками - до этого они отстояли очередь в кассу. Продавщице надо было сказать, что дать, она смотрела на цифру, пересчитывала все в голове или на счетах и если сходилось, выдавала покупку («отпускала»). Чек нанизывался на иглу (в левой части прилавка стоит).

По идее, обязаны были продавать даже одно яйцо. Но покупка одного яйца считалась страшным оскорблением продавщицы - она могла в ответ поорать на покупателя.

Кто брал три десятка, тому без вопросов давали картонный поддон. Кто брал десяток, тому поддон не полагался, он складывал все в пакетик (были еще специальные проволочные клетки для эстетов).

Это клевая фотка (1991-й год), тут на заднем фоне видны кассеты видеопроката.

Хорошее мясо можно было достать по знакомству или купить на рынке. Но на рынке все было в два раза дороже, чем в магазине, поэтому туда ходили не все. «Рыночное мясо» или «рыночная картошка» - это высшая похвала продуктам.

Советская курица считалась некачественной. Вот венгерская курица - это круто, но она всегда была дефицитом. Слова «круто» тогда еще в широком употреблении не было (то есть было, но по отношению к скалам).

До 1990-го года невозможно было себе представить, что иностранного фотокорреспондента пустят снимать в советский магазин (особенно - с другой стороны прилавка). В 1990-м стало возможно все.

На улице в то же время цвет мяса был более естественным.

Лежат две курицы на прилавке - импортная и советская. Импортная говорит:
- Ты посмотри на себя, вся синяя, не ощипанная, тощая!
- Зато я своей смертью умерла.

Просматривая фотографии в Интернете, я наткнулась на эту чудную картинку детей под проливным дождем. Именно благодаря ей мне захотелось окунуться в теплую волну ностальгии, поворошить прошлое, а именно заново пережить . Эта картинка откликнулась в моей душе и запустила поток мыслей и воспоминаний.

Буквально на днях Вконтакте читала заметку, в ней как раз говорилось о воспоминаниях детства – почему в первые 3-5 лет своей жизни люди не способны запоминать события.

Почему мы не помним наше детство и то, как родились.

Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.
Возможно, основной причиной амнезии детства являются различия в кодировании полученной информации у детей и взрослых. И если взрослый человек способен хранить в памяти много данных, то у ребенка они периодически пропадают. Процессом формирования воспоминаний занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе появляется краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память уже достигла нужного уровня, почему мы забываем наше детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами, так как мы еще , и не знаем слов, которыми можно описать какое-либо событие.

Воспоминания детства: самые первые, самые важные

От моего самого первого воспоминания из детства остались лишь две статических картинки.

Нес меня на плечах, поскользнулся на мокрой траве, и мы упали. В памяти только 2 картинки: до и после падения, и почему-то я вижу ситуацию со стороны, в ней ни эмоций, ни каких-то других проявлений чувств. На тот момент мне было 3 года, а может быть и меньше.

Как мне кажется, эмоциональные переживания все-таки в тот момент были и достаточно сильные, иначе вряд ли в памяти запечатлелось такое событие. Это воспоминание мне очень дорого, потому что оно одно из тех двух воспоминаний, где есть мой папа.

Хотелось, конечно, о приятном и беззаботном, но сама того не желая, погрустила.

А во сколько лет было ваше первое детское воспоминание?

Воспоминания детства: о приятном

Вся наша жизнь как бы то ни было состоит из разных событий. Одни у нас вызывают палитру положительных эмоций, другие же – негативных.

В памяти ребенка чаще всего остаются искорки эмоционально теплых и приятных событий. Всю свою взрослую жизнь мы с особым трепетом и теплом вспоминаем то, что было с нами в детстве.

Вкус детства

Почему-то самая вкусная еда у нас была именно в детстве. Кто помнит, что было самым любимым и вкусным в свои 4… 5… 6… и т. д. лет? 🙂

Я безумно любила бабушкины пирожки с мясом, делались они в русской печке, были румяненькие и сочные. Я знаю, что никогда уже не смогу их даже попробовать. Ну вот. Что-то опять загрустила…

А еще моя бабушка была затейница. Чтобы я ела простую похлебку, она сделала «маркетинговый ход» - придумала ей название «Настина похлебка». Может быть именно благодаря названию она стала самой вкусной и любимой? 😉

Не могу не написать про пельмени. Бывали времена, когда все большое бабушкино семейство (а это дети и внуки) вместе собирались, бабушка варила пельмени и подавала на стол большую железную тарелку, больше похожую на поднос. Все быстренько ловили вилками пельмени и к себе в тарелочки. Я очень переживала, что мне не достанется, у меня не получалось так ловко орудовать вилкой. 🙂

Клякса в коляске

Сразу скажу, что куклы у меня были. И животных я не мучила. Ой, наверное, вам совсем не понятно при чем тут клякса, коляска, куклы и животные?

Клякса – это кошка, кстати, единственная кошка, которая позволяла играть с ней как с куклой.

Я могла запеленать ее, уложить в игрушечную коляску и катать по улице. Дорожки возле дома были слегка каменистые, трясло мою «ляльку» неплохо, но она стоически выдерживала трудности прогулки.

По-моему, ей даже нравилось участвовать в моих «дочки-матери». 🙂

Прогулки до заката

Мне, наверное, в отличие от моей дочки в чем-то больше повезло. Мое детство прошло в условиях, приближенных к деревенским, т.е. я, по сути, была дворовая девчонка (в хорошем смысле этого слова).

Летом мы с соседскими ребятами могли гулять допоздна, наблюдать закат. Солнце каждый раз было неповторимым. А ясное небо сулило нам, что на следующий день нам не придется прятаться дома от ненастья.

В те времена все было так просто и спокойно. Родители знали где мы и с кем, они не боялись нас отпускать.

В наши времена - это уже непозволительная роскошь.

Теплый ливень

Не знаю как вы, а я иногда до сих пор люблю идти не спеша под ливнем без зонта (если я не направилась по делам). Почему-то именно в эти моменты, я себя ощущаю счастливой и беззаботной девочкой из прошлого. В детстве можно было весело шлепать по лужам.

Последний раз я беззаботно шагала под проливным дождем, когда Любашка еще в пузике жила. В я вообще витала в облаках и жила в каком-то своем тихом прекрасном мирке.

А помните в детстве, мы пытались поймать ртом снежинки или дождинки?

Воспоминания детства для меня – это возможность пережить заново те моменты, когда я была по-настоящему счастлива, беззаботна и наивна и могла смотреть на мир другими глазами. Пожалуй, эти бесценные воспоминания останутся со мной навсегда, и будут греть душу.

А какие у вас были самые запоминающиеся моменты в детстве? Поделитесь с нами частичкой своих воспоминаний.

Вера Разоренова
«Воспоминания о детстве»

Детство – это уникальный период в жизни человека. Проработав воспитателем много лет, я особенно понимаю это. Детство - это что-то такое удивительное, радостное, потрясающее.

И оно никогда не вернется назад! Иногда хочется задать себе вопрос: «Почему все дети хотят быстрее вырасти, повзрослеть?" Только со временем, став взрослым, начинаешь понимать, какое беззаботное и прекрасное это время – детство! Это время, когда сбываются мечты, когда Дед Мороз дарит подарки на Новый год, когда тебя любят и рядом находятся самые дорогие тебе люди - родители.

А какое оно детство? В моей памяти много прекрасных, теплых воспоминаний этой чудесной поры! Вспоминая детство, отчётливо вижу маму, которая любила меня и постоянно заботилась обо мне. Я была тихим и скромным ребенком. В детском садике меня всегда хвалили и ставили в пример. Моя воспитательница говорила, что я буду хорошо учиться.

Вот я маленькая девочка, мне, наверное, года четыре. Мне купили новые санки. Помню, как меня папа повез на этих санках в детский сад. Я сидела очень гордая, мне казалось, что все любуются моими новыми санками. Картинка в памяти осталась очень яркая.

А вот следующие воспоминания. Лето, мне уже 6 лет, я учусь кататься на двухколесном велосипеде, который раньше назывался «Школьник». Я много раз падаю, сзади за сиденье велосипеда меня поддерживает старшая сестра.

А вот еще воспоминание. Родной двор, мне примерно лет семь. Мы с друзьями ищем цветные стеклышки, чтобы сквозь них смотреть на окружающий мир. Смотришь, а все вокруг очень красивое, цветное, и нашей радости нет предела.

Я думаю, каждому хочется вернуться в безоблачное детство, летними вечерами кататься на велосипеде, бегать по теплым лужам после дождя, кататься с горки на санках и валяться с друзьями в снегу, задавать взрослым бесконечные вопросы, познавая окружающий мир…

Детство – это прекрасная пора, но она, почему-то, проходит очень быстро и незаметно. Как сон…Наша жизнь течет размеренно, без особых изменений, как вдруг в один прекрасный момент ты просыпаешься и понимаешь, что детство закончилось, больше не вернется к тебе, но ты всегда будешь помнить о нем…

Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах....

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.

Жан-Поль Сартр

©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов - «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний. В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало. В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными .

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии. Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями;
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет - в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, - в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте. Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии. В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, - наш мозг . С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться . С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» - чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену . В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми. Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом. Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу - процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти. Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов. В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания . Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток. Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях. Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками. Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение. Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые - скорее, они присоединяются к уже существующей схеме .

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде . Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам - некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы. Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием .

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками. Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией - о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом. И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот. Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет. Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой. Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители. Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Также интересно:

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды. Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня - все те кладики детства, которые остаются с нами до конца. опубликовано