Вот и сейчас пишу с ошибками. Сообщение для родителей на тему "Советы логопеда. Если ребёнок читает и пишет с ошибками". Игры с буквами-карточками

В школьных тетрадках по русскому языку можно встретить самые разные орфографические ошибки. Некоторые родители за это своих детей ругают, другие – нанимают репетиторов, есть и те, кто просто не обращает на это внимание. Тем не менее, очень важно разобраться, почему ребенок пишет с ошибками и что делать в этом случае.

Причин тому, что школьник пишет неграмотно, может быть несколько. Самая серьезная из них – это дисграфия, психическое расстройство, вследствие которого человек не способен овладеть письмом. Правда, стоит заметить, что эта проблема не является изолированной, и психологи могут ее распознать. Симптомы дисграфии следующие: во время письма ребенок допускает специфические и повторяющиеся ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфию нужно предупреждать в самом раннем возрасте. Если ребенок посещал логопедический детский сад, у него есть проблемы с вниманием и памятью, если ребенок является левшой или у него были травмы головы, это может привести к проблемам в письме.

В том случае, если у ребенка все в порядке с психикой, он хорошо учится по другим предметам, у него нормально развиты мышление и устная речь, причину все же следует искать в чем-то другом.

Поскольку так называемое языковое чутье не возникает само по себе, а формируется при помощи того, что ребенок много читает, грамотность вполне можно развить. Это возможно путем расширения словарного запаса, а также написания различных сочинений, что разовьет логическое мышление и повысит уровень грамотности.

Очень простой совет тем, кто пишет с ошибками – не ленитесь учить правила, чтобы затем применять их на практике. Для отработки правил подойдут словарные диктанты, которые родители сами могут проводить с ребенком, используя учебник. При этом школьник должен объяснить, почему он написал слово именно так, а не иначе.

Если ребенок знает правила и имеет большой словарный запас, но все равно допускает ошибки при письме, дело здесь, скорее всего, в рассеянности и невнимательности. Выход в этом случае один – при выполнении домашнего задания школьник должен проговаривать вслух все, что он пишет. Благодаря этому приему, темп письма замедлится, а школьник сможет сконцентрировать свое внимание на выполнении задания. Через несколько месяцев такого ежедневного диктанта результатом станет грамотное письмо, и родители уже не будут беспокоиться, почему их ребенок пишет с ошибками и что с этим делать.

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки , родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – . По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям :

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для
Ирина Надрус

Ноябрь 30, 2015

Уже не крошка, но еще не взрослый сын, пришел ко мне жаловаться на тягости своего бытия. Поводом вечернего обсуждения стала грамотность. В последнее время ребенок заинтересовался стихоплетством и некоторые из своих коротких шедевров пытался записать и показать людям, достойным доверия. Но черствые люди, не уловив его гениального замысла, начинали исправлять ошибки. Эта вопиющая несправедливость заставила его задуматься, почему же так много внимания уделяют «этой грамотности», а меня – искать методы, как научить ребенка писать без ошибок.

В этой статье вы узнаете:
— доводы для разговора с детьми о грамотности;
— показатели грамотности для разных возрастных групп;
— 10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием;
— интересные орфографические упражнения;
— игра для решения проблем с пунктуацией;
— как сделать словарь помощником и другом;
— принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Доводы для разговора с детьми о грамотности.

Часто дети не понимают, почему так важна грамотность. Мой семилетний сын подготовил целый монолог, обосновывая свое непонимание: «Ну, написал я «агурец », а не «огурец », но ведь всё равно всем понятно, о чем идет речь! И огурец после ошибки в написании в тыкву не превращается! Зачем все эти сложности?» Мне пришлось провести внеплановый мозговой штурм, чтобы найти обоснованные доводы в пользу грамотности. Я прижала сына к себе и рассказала ему примерно следующее.

Много веков назад пещерным людям было достаточно уметь расшифровать наскальную живопись, чтобы считаться вполне образованным человеком. В наше время одним из признаков образованности считается умение грамотно писать. Для школьника грамотность – одно из самых важных умений, так как письменные работы есть по всем предметам. Очень часто одноклассники, а иногда и педагоги, смеются над теми, кто не умеет грамотно писать. Грамотность важна также и для взрослых людей. Например, довольно часто наличие орфографических ошибок в заявлениях приводит к плачевным результатам – замечательному человеку могут отказать в трудоустройстве или в повышении заработной платы.

После моего монолога, я попросила сына придумать примеры, где может пригодиться грамотность. Для закрепления мотивации, я задала ребенку три вопроса, на которые он мог ответить только однозначно и утвердительно: «Ты расстроишься, если твои одноклассники будут считать тебя безграмотным и подшучивать над твоими способностями? Ты хочешь уважения друзей и педагогов? Будем заниматься веселыми уроками грамотности?» Получив три «да», я начала искать способы сделать занятия грамотности веселыми и результативными.

Показатели грамотности для разных возрастных групп.

Будем честны с собой – мы все иногда допускаем орфографические ошибки. Для детей показателем грамотности является умение написать слова, изучаемые в школьной программе по письму и чтению. Также от детей ждут умения делать предположения о правильном написании незнакомого слова, опираясь на свой опыт и известные им орфографические правила. Изучив пожелания нескольких авторов, предлагаю ориентироваться на обобщенные требования к грамотности для разного возраста:

— для шестилетних детей – это правильное написание простых слов, которые пишут так же, как слышат (например, бегать полем, ходить лесом );

— для восьмилетних детей – это слова с двойными согласными (например, класс, группа, балл, рассказ ) и словарные слова – это те, к которым нельзя подобрать проверочное слово (например, аллея, береза, багровый );

— для девятилетних детей – это слова из повседневной жизни (например, адреса школы и дома, названия школьных предметов) и базовых знаний (например, название дней недели и месяцев, стран, известных городов);

— для десятилетних детей – это знать правильное написание терминов и исторических слов.

10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием.

Совет 1. Регулярно и недолго. Договоритесь с ребенком заниматься правописанием по 5 минут в день. Для того чтобы ребенок верил вам, установите таймер. Из личного опыта советую убрать таймер из поля зрения – например, на полку над рабочим столом. Поверьте, это вынужденная мера поможет предотвратить попытки поиграть с таймером или последить, как быстро убегают секунды. Очень важный момент — быть готовыми прекратить занятия по звонку, даже если что-то не завершено. Это подтвердит правдивость ваших слов – 5 минут это всего лишь 5 минут. Если не будет интересно — можно перетерпеть.

Совет 2. Позитив. Для того чтобы ребенку было приятно заниматься, начинайте упражнения всегда с легких слов. Это повысит самооценку, после этого ребенок в хорошем настроении пойдет на покорение новых орфографических вершин.

Совет 3. Запоминаем через схожесть. Для того чтобы ребенок лучше запоминал слова, используйте вначале похожие слова, а затем добавьте несуществующие слова, например – роза, поза, коза, лоза, фоза .

Совет 4. Находим ассоциации. Для того чтобы уменьшить нагрузку на мозг, мы может отправлять в память блок информации, которая запоминается ассоциативно. Например, однокорневые слова к слову «род» – это Родина, родная, родимая, родинка, родник, родитель, родить, родство, сородич, родственник, породниться, родоначальник, родословная, порода, зарождение. В один день мы искали такие слова, а на следующий день придумывали с ними предложения, не подглядывая правописание.

Совет 5. Не отвлекаемся на почерк. Если верить педагогам, то у безграмотных детей обычно и . Часто ребенок, пытаясь написать аккуратно все буквы, не успевает еще и подумать над тем, что он пишет. Если у вашего ребенка есть одновременно эти две проблемы, тогда на пятиминутных уроках правописания стоит использовать карточки с печатными буквами, которые ребенок может выкладывать в нужном порядке. Такая игра доставит ребенку больше удовольствия, чем письмо от руки, и он сможет сосредоточиться над работой по правописанию.

Совет 6. Игровая форма. Воспользуйтесь интернетом, когда будете учить правила. Есть много стишков и ключевых фраз, облегчающих запоминание правил. Есть смешные пословицы и скороговорки, которые помогут весело и с пользой провести время. Очень полезно использовать орфографические мнемоники – фразы, помогающие запомнить путем образования ассоциативных связей.

Совет 7. Понимание. Если ребенок упрямится и не хочет заниматься, обязательно выслушайте его и согласитесь. Например: «Я понимаю твое нежелание. Ты устал и разочарован соей неудачей. Может, ты боишься допустить новые ошибки? Это не страшно, ведь ты же учишься, с каждым днем у тебя будет получаться все лучше».

Совет 8. Не наговаривайте на себя. Не стоит рассказывать ребенку о своих скелетах в шкафу. Не приводите негативных примеров, например: «Я до сих пор в этом слове допускаю ошибку. А твой папа без помощи компьютерной проверки орфографии ни одного документа написать не может. А бабушка вообще три класса приходской школы закончила и читает по слогам – ничего, жизнь прожила счастливую». Намного полезнее приводить примеры успешной работы над грамотностью: «У папы была «тройка» по русскому языку во втором классе, а после третьего класса никогда оценку, ниже «четверки» он не получал. У мамы были с грамотностью проблемы в младших классах, а в старших классах она стала отличницей».

Совет 9. Похвалы не бывает много. часто, но описывая конкретное достижение. Например: все буквы в слове «широко» верно написаны. Ты вовремя вспомнил проверочное слово «шире» и избежал ошибки.

Совет 10. Фиксируйте успехи ребенка. Очень просто поднять самооценку начинающему грамотею – сфотографировать работу без единой ошибки и показать родственникам или друзьям. Вот увидите – для ребенка это будет сильной мотивацией стараться выполнять работу идеально.

Интересные орфографические упражнения.

Если вы поставили перед собой цель помочь ребенку повысить навыки правописания, тогда орфографические игры – это действенный способ, который вы ищете. Хочу предложить вам попробовать полезные игры, которые понравились моему семилетнему сыну.

Игра по дороге домой «Догадайся или сдавайся». Один из игроков загадывает слово, называет смысловую категорию, а потом первую и последнюю буквы. Второй игрок кричит «Догадался» и называет количество букв и само слово по буквам. Например: «Я загадал слово, которое относится к овощам. Первая буква «о», последняя буква «ц». Лично я предпочитала периодически сдаваться – так я контролировала знания сына и поднимала ему настроение. Выигравший игрок загадывает новое слово.

Настольная игра «Юный следопыт». Вам понадобятся два листа бумаги, карандаши и словарь. Предложите ребенку выбрать любое длинное слово из словаря и написать его на листе крупными буквами. Затем каждый из игроков ищет короткие слова, которые спрятались в этом слове. Например, из слова «электростанция » можно составить около двухсот слов. Я, конечно, их не буду перечислять все, но для примера назову десяток: лектор, танец, рост, электрон, нация, стилет, лента, старт, рацион, реакция .

Настольная игра «Чистый веер слов». Нужны два листа бумаги и карандаши. Один из участников придумывает задание для отбора слов. Это могут быть слова:
— состоящие из определенного количества букв;
— начинающиеся на определенную букву;
— заканчивающиеся на определенную букву;
— относящиеся к определенной категории (животные, музыкальные инструменты, профессии, сказочные герои).

Затем все желающие берут лист бумаги и пишут одно слово, складывают гармошкой, пишут следующее, и так до тех пор, пока не получится веер. Потом вы проверяете правописание, ставя вопросы возле неправильно написанных слов. Если ребенок сам исправляет ошибку, вы ничего не делаете, если ребенок не находит ошибку в слове – вы рядом пишите слово правильно, но другим цветом. Как показывает личный опыт, победителей лучше не искать. Мы просто стремились сделать веер слов чистым, и когда это удавалось – гордо показывали родным, вальяжно помахивая возле лица.

Игры с буквами-карточками.

Эта игра помогает выучить сложные слова или слова, правописание которых составляют проблему. Понадобятся буквы, написанные отдельно на листе бумаги. Некоторые родители пишут буквы сами, некоторые предпочитают купить готовые буквенные карточки. Такие карточки помогают малышу визуализировать слова. Вначале ребенок должен выбрать сам необходимые буквы из всего набора. После того, как ребенку удастся сложить слово из букв-карточек верно, можно перевернуть одну из карточек обратной стороной, чтоб ребенок вспомнил недостающую букву и назвал ее. Далее игру можно усложнить, перевернув несколько букв. Повторите эту игру со словом несколько раз, переворачивая каждый раз другие буквы-карточки. Затем попросите ребенка написать это слово аккуратно в тетради. Если в слове допущена ошибка, необходимо вернуться к буквам-карточкам. Этот способ эффективнее метода запоминания «увидел, закрыл, написал, проверил», так как ребенок внимательно изучает все части сложного слова.

Если ребенок уже достиг определенных успехов, можно играть всей семьей в такие известные игры, как «Скрэббл» или «Эрудит». Чтобы не отбить у ребенка желание играть, мы разбивались на пары «взрослый – ребенок» против взрослого. Нам это приносило истинную радость – и полезным делом заняты, и настроение у всех членов семьи замечательное.

Игра для решения проблем с пунктуацией.

У детей и подростков, которые пишут неграмотно, обычно существует и проблема с пунктуацией. Мы с сыном делаем так. Если остается время после уроков, мы пишем короткие рассказы – фантазии из пяти предложений. Каждый из нас нарочно допускает несколько ошибок. Потом обмениваемся нашими литературными изысками, вооружаемся цветными карандашами и правим пунктуацию друг у друга, обосновывая свою точку зрения.

Как сделать словарь помощником и другом.

Многие дети воспринимают словарь, не как помощника, а как помеху на пути к свободе. Вроде закончил писать домашнее задание, впереди – свободное время, и тут возникает на горизонте родитель и строго так говорит: «А ну, посмотри, у тебя здесь ошибка! Не знаешь как правильно? Бери словарь!» Это однозначно отталкивает детей от этой замечательной книги, так как пользоваться словарем сложно и долго.

Чтобы ребенок подружился со словарем, надо помочь ему перестать его бояться. Попробуйте раз в неделю рассматривать словарь вместе с ребенком ради интереса, а не в поисках правописания слова из домашнего задания.

Очень часто дети не умеют пользоваться словарем аккуратно и быстро. Их раздражает затянувшийся поиск слова, потому что они плохо ориентируются в порядке расположения слов. Чтобы ребенок не открывал словарь наугад, можно потренироваться открывать словарь на нужной букве. После того, как поиск по букве начнет проходить быстро и безболезненно, придет время объяснить, зачем написаны слова в верхней части страницы. Освоив этот этап, ребенок будет увереннее чувствовать себя при работе со словарем.

Для повышения грамотности можно создать личный словарь. Для этого нужно взять тетрадь и просто записывать слова, с которыми у ребенка возникли трудности. Ведение такой тетради приучает ребенка к самостоятельной работе над ошибками. И еще один совет из нашего с сыном опыта. Сына всегда радовало, если для ответа на его вопрос о правописании какого-нибудь слова, я брала в руки словарь и там находила ответ. Этим поступком я демонстрировала ему, что всё знать невозможно, но стыдно не уметь найти нужную информацию. Вскоре ребенок сам стал находить в словаре ответы на свои вопросы, а меня спрашивал только для того, чтобы проверить уровень моих знаний.

Принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Известный педагог с огромным стажем Ноэль Дженис – Нортон в своей книге «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки» рекомендует разбивать домашнее задание на три этапа: мозговой штурм, самостоятельное выполнение домашнего задания, исправление ошибок.

Хочу рассказать, как к процессу выполнения домашнего задания можно добавить работу над правописанием.

Мозговой штурм. Очень важно, чтобы у ребенка был его личный словарь сложных слов, которые он писал с ошибками. Словарь должен быть в зоне доступа всё время, особенно – во время выполнения уроков. Очень полезно после ознакомления с заданием выяснить, есть ли у ребенка вопросы или трудности. Если предвидите какое-то сложное слово, можете помочь ребенку написать его правильно в словаре трудных слов. Списки слов в таком словаре служат подсказкой при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Самостоятельная работа. Даже если ребенок вежливо спрашивает, как пишется это слово правильно, вы не должны подсказывать ему. Чтобы избежать обид, обсудите это правило во время мозгового штурма. Ребенок самостоятельно может воспользоваться помощью друга, то есть словаря, подсказками в личном словаре сложных слов или выдвинуть гипотезу правильного написания слова. Главное для вас – суметь удержать себя в руках, не намекая на правильный ответ и даже не говоря – правильно написано или нет. Такая тактика поможет скорее ребенку почувствовать вкус и ответственность самостоятельного человека.

Исправление ошибок. Никому не нравится, когда его тыкают носом в допущенные ошибки. Дети не являются исключением. Начните работать над ошибками не с исправления ошибок, а с перечисления правильных слов. Это заинтересует ребенка, и не будет унижать и так сомневающегося в своих силах человека. На первых порах вы можете записывать правильно написанные слова. Ребенок заметит пропущенное слово и постарается его тут же исправить. Если ему это удастся – не скупитесь заносить его в список правильных слов.

Затем можно составить список слов с ошибками, только слова нужно располагать в нем не по порядку. Предложите ребенку разыскать эти слова в своей работе и найти отличия. Такая работа отличается от механических исправлений после подсказок, так как ребенок самостоятельно находит правильное решение.

Многие люди считают, что есть дети, грамотные от природы. Можно согласиться с такой теорией. Только вот обычно у таких детей прекрасно развита символическая память – они много читают и поэтому правильно написанные слова, мелькая перед глазами, прекрасно запоминаются. Эти дети любят новые слова и гордятся своей грамотностью. Мозг человека – это очень гибкая система, которую можно обучить всему. И грамотность – не исключение. Научиться грамотно писать можно в любом возрасте!

В Петербурге подвели итоги Тотального диктанта, в котором участвовали свыше 7 тысяч горожан. И хотя «отличников» в этом году больше, чем в прошлом, большинство допустили много ошибок. Как бороться с общей безграмотностью? Об этом сайт рассказала Светлана Друговейко-Должанская, старший преподаватель кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Орфографической комиссии РАН.

Елена Данилевич, AIF.SPB.RU: Как вы оцениваете результаты Тотального диктанта?

Светлана Друговейко-Должанская: - Сразу хочу успокоить тех, кто разочарован, что получил «тройку». Для Тотального диктанта это хороший результат, потому что критерии там довольно строгие. Но не в оценке дело.

Даже когда я проверяю работу мигранта, где сто ошибок, радуюсь, потому что человек пришёл, захотел повысить свой уровень, а это гораздо важнее, чем отметка.

Сегодня многие думают: «Раз у меня в школе была «пятёрка», значит, я овладел всеми тонкостями грамотности». Однако в классе изучают преимущественно базовые правила, а на многие особенности не обращают внимания. Не дают, например, представления, насколько разнообразна наша пунктуация. Ведь, в сущности, мы кодируем свою мысль, когда ставим знаки препинания. И если выберем неверный код, нас неправильно поймут. Хрестоматийный пример - «казнить нельзя помиловать». Здесь от запятой зависит жизнь человека.

Кто за «Курочку Рябу»?

Но откуда взяться грамотности, если развёрнутыми фразами уже почти никто не говорит. Все общаются «эсмэсками». Молодёжь и вовсе живёт в Интернете, где правила не писаны. Появилось даже определение - «клиповое» сознание.

Нет, это не значит, что люди, которые отправляют друг другу короткие сообщения, между собой так и говорят. Просто мир меняется, а с ним и человеческое сознание. Появилась новая форма коммуникации - Интернет. Вокруг гаджеты, девайсы, мессенджеры…

В итоге сейчас наши дети и внуки совершенно по-иному воспринимают информацию, чем 30-40 лет назад. Они привыкли постоянно переключать внимание, с текста на картинку, с картинки на звук и т. д. Это реальность, а значит те, кто учит и кто учится, должны понимать потребности друг друга. Любой цикл лекций, уроков можно, например, сопроводить различными играми и квестами. Словари «выложить» в Интернете. Так, Школьный энциклопедический словарь, который содержит основные сведения о структуре, функционировании и истории русского языка, составленный недавно, доступен для всех в электронной форме. Можно зайти на сайт, бесплатно скачать приложение и пользоваться. Что многие и делают.

Наши дети и внуки совершенно по-иному воспринимают информацию, чем 30-40 лет назад. Они привыкли постоянно переключать внимание, с текста на картинку, с картинки на звук.

Если планшеты и телефоны подростки из рук не выпускают, то в книгу заглядывают редко. Классики почти не знают. Удивительно, но и среди учёных раздаются призывы убрать Толстого, Достоевского, так как дети до них не доросли…

Опять же поспорю. Современные подростки читают постоянно: в Интернете, гаджетах, электронных форматах. Намного разнообразнее стал и книжный рынок, где издания на любой вкус. Другое дело, что не выполняется обязательная школьная программа.

Думаю, это происходит потому, что, во-первых, им физически сложно осилить такие большие тексты. Во-вторых, проблемы, которые волнуют Печорина, Онегина, очень далеки от нынешней молодёжи. Не секрет, что каждое новое поколение более инфантильно, чем предыдущее. И нынешние 25-30-летние часто просто не понимают сложных наслоений, душевных метаний, присущих героям Лермонтова и Пушкина.

Так что же, программу по литературе нужно сделать проще? Кстати, уже есть серия изданий, где знаковые романы даны в кратком изложении. Ту же «Анну Каренину» можно уместить на трёх страницах.

Столь усечённая классика бессмысленна с любой точки зрения - она не даёт правильного представления о книге. Однажды у Толстого спросили, о чём «Анна Каренина».

«Если бы я мог пересказать коротко, какой смысл писать такой роман», - ответил Лев Николаевич. Так что «Преступление и наказание» не надо менять на «Курочку Рябу». У литературы в школе особая задача. Это, пожалуй, единственный предмет, который обращается к внутреннему миру личности. Уроки литературы - это одновременно и уроки психологии, нравственности. Потому что когда обсуждаем поведение героя, его терзания перед выбором, мы говорим о том, что очень важно для каждого. Одновременно здесь изучают и изящную словесность, базовые тексты, которые неприлично не знать. Это уроки жизни, своеобразная Библия культурного человека. Не прочитав Пушкина, Толстого, Достоевского, ты не сможешь быть образованным. К счастью, это понимают всё больше людей.

Уроки литературы - это одновременно и уроки психологии, нравственности. Потому что когда обсуждаем поведение героя, его терзания перед выбором, мы говорим о том, что очень важно для каждого.

Зачем мусор в эфире?

Сегодня даже тем, кто хотел бы прикоснуться к великим авторам, услышать правильное произношение, нелегко это сделать. Раньше образцом была речь дикторов, сегодня «телеэфир зашкален от помех». Не следят за словом и большие начальники, политики, хотя ясно донести свою мысль - их обязанность.

Неграмотных не стало больше, просто они более заметны. Ведь раньше в эфире читались написанные заранее тексты, и произносили их специально обученные люди. Сегодня перед экраном говорят свободно, спонтанно, героями передач стал более широкий круг людей. Естественно, что в такой речи гораздо больше ошибок. К сожалению, многие наши руководители тоже считают, что говорить и писать правильно - не обязательно. Видно, не в курсе, что язык - визитная карточка человека, «одежда наших мыслей». В Англии, например, человек, говорящий на кокни, даже очень богатый и амбициозный, никогда не будет принят в обществе и на высокую должность.

Нам пока до такой практики далеко. Да, в Петербурге есть Совет по культуре речи, мы мониторим СМИ, в СПбГУ изданы специальные словари для депутатов и сенаторов. Но нельзя научить, вложить знания, если потребитель всячески отмахивается. В этом плане хороший знак, что в некоторых компаниях города при приёме на работу вместе с профессиональными навыками стали проверять и знание орфографии. А Тотальный диктант писали даже в Смольном и усиленно к нему готовились.

Также нередко слышатся обвинения, что в русском много заимствований, а закон о защите родного языка работает слабо.

Наш закон неплохой, но ведь свод правил это только декларация. Главное, чтобы он был обеспечен лингвистическими источниками: словарями, справочниками, которые помогали определить, что входит в его рамки, а что нет. Пока эта работа только начата.

Заимствования тоже нужны любому живому языку. Хотя бы для того, чтобы показать разные оттенки значений. Скажем, до Петра не было такого понятия как бутерброд. Немцы, пришедшие по призыву императора, принесли эту еду и слово. Зачем же в XX веке понадобился сэндвич? Потому что он означает нечто другое. Если появится третье значение - изобретём новое слово или возьмём из другого языка. Так с любыми заимствованиями: не нужны - уходят. Требуются - остаются.

Заимствования нужны любому живому языку. Хотя бы для того, чтобы показать разные оттенки значений.

Кому нужна мелочОвка?

Вы член орфографической комиссии Российской академии наук. Какие же вопросы правописания решаются на столь высоком уровне?

Наиболее часто - кодификация в словарях. Например, недавно нас спросили, как пишется «бацилльный», с двумя «лл» или одной. Пока такого слова в словарях нет, а в медицине, фармацевтике новые образования уже появились. Вопрос оказался не прост. Потому что с одной стороны у нас морфологический принцип орфографии, когда к корню прибавляется суффикс, соответственно, должно быть два «лл». Но есть и отступления. Например, кристальный от кристалл, акапельный от акапелла пишутся с одним л. В какую сторону пойти? В результате приняли решение: с двумя «лл». Но это только конечный этап жаркой дискуссии. В целом же на протяжении долгого времени лингвисты наблюдают за жизнью какого-либо слова в языке. Смотрят, прижилось ли, соответствует ли правилам. Бывает, что словарь фиксирует одну форму, а все общество пишет по-другому. Пример, мелочОвка. Слово появилось в 70-е и первоначально в словарях было зафиксировано через ё. Затем норма изменилась, однако очень многие пишут по-прежнему, хотя правильно через о. Таких примеров немало.

- Русский язык очень трудный?

Нет, что касается сложностей - везде они свои. Скажем, выучить китайский с точки зрения грамматики просто. Одно но: там присутствует четыре тона, плюс нейтральный, что для европейского уха очень трудная задача. В венгерском у одного существительного может быть 28 форм. А русская орфография считается одной из самых замечательно устроенных систем. Поэтому научиться писать грамотно несложно, просто надо этого хотеть.

Петряшева Наталья Эдуардовна,

учитель-логопед

Для обозначения нарушений письма употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дизорфография» (стойкие орфографические ошибки). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Дисграфия , или специфические ошибки на письме - это ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Ошибки носят стойкий характер.

Группы ошибок:

  • Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены): «снки-санки» , «кичат-кричат» , «путествие-путешествие»
  • Ошибки на уровне слова (раздельное, слитное написание частей): «и дут» , «по дкроватью» , «светитлуна»
  • Ошибки на уровне предложения или словосочетания (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении): «гуси вышли изадвора пощли на прут»
  • Зеркальное написание букв «З» - «Е» , «Я » - «R»
  • Замены букв по схожести способа написания: а-о , и-у
  • Замены букв по оптической схожести: п-т , х-ж , б-д , з-е , ш-щ
  • Другие ошибки

Существуют разные причины нарушений письма, они обуславливают различные типы ошибок.

  • Недостатки в развитии пространственных представлений вызывают: зеркальное написание букв, замены букв по оптическому сходству, сращивание и расщепление слов при письме, слитное написание слов с предлогами
  • Недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев вызывают: нарушения каллиграфии, соскальзывание со строки, не пропорциональность величины букв
  • Дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены может проявляться в: смешении на письме звуков, нарушенных в произношении: з=ж: жажим, кожочка (козочка); р=л: талелка…. и др.
  • Несформированность фонематического восприятия вызывают ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия: замены звонких- глухих, свистящих-шипящих согласных, особенно аффрикат ш-ц, ч-ц
  • Несформированность фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза вызывают: пропуски гласных и согласных, добавление букв, пропуски слогов
  • Нарушения языкового анализа: нарушения границ предложений, слитное написание слов, раздельное написание частей слов, слитное написание нескольких предложений

Для успешного овладения письмом ребенок должен:

  • различать «на слух» все звуки речи;
  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • хорошо владеть простыми и более сложными формами фонематического анализа слов;
  • ориентироваться в пространстве, схеме своего тела, на листе бумаги;
  • уметь выделять, различать и запоминать части натуральных и нарисованных предметов;
  • иметь хорошо развитую мелкую моторику пальцев рук.

Методы преодоления нарушений письма:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие пространственных ориентировок и представлений;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие графо-моторных навыков.

Для развития мелкой моторики необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (разнообразные пальчиковые игры можно найти в интернете).

Развитие графомоторных навыков – это работа с различными штриховками, трафаретам, выполнение разнообразных графических заданий.

Зрительное восприятие и пространственные ориентировки развивают такие задания и упражнения, как: «Дорисуй картинку», «Найди слова» (среди буквенных рядов), «Графические диктанты» - рисование по клеточкам под диктовку, развитие ориентировки на листе бумаги: верх-низ, правый-левый, правый-верхний, левый-нижний углы.

Игры для развития зрительно-пространственных представлений

«Найди спрятанное»: Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

Часто дети смешивают на письме похожие по изображению буквы. Предлагаю вам примерный алгоритм работы по различению смешиваемых букв (на примере букв «б»и «д»):

  • На что похожа каждая буква? (белочка-дятел)
  • Различение в словах звуков б - д (слушать слова, назвать звук, показать букву)
  • Буквенные диктанты – слушать слова, записывать только буквы: б или д
  • Слоговые диктанты – запись слогов под диктовку
  • «Исправь ошибки»: бятел, делка, додрый, бобро…
  • Записывать слова в 2 столбика: в один – с буквой б, во второй – с буквой д
  • Другие упражнения на различение букв б – д (можно найти в интернете)

Чтобы ребёнок не пропускал на письме буквы и слоги, а также - мог определять, где нужно применить орфограмму, необходимо научить его отчётливо слышать все звуки в слове, определять их порядок следования и взаиморасположения в словах. Так же необходимо отличать названия букв от произношения звуков. Для этого используются игры на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук, например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине…), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук): Шапка, шланг, шкаф…
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, в котором есть заданный звук, например, звук С: собака, насос, лес…
  • «Назови первый звук в словах»: произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.
  • «Назови последний звук в словах»: родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву. (буква «эс», а звуки – {c}, {сь}, буква «эр», звуки {р}, {рь})
  • «Сосчитай сколько звуков в словах»: пример: слон (4= с,л,о,н), пить (3= пь,и,ть), яблоко (7 = й,а,б,л,а,к,а)…
  • «Где спрятался звук?»: ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)»
  • «Угадай слово»: родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например:[с]-[л]-[о]-[ н]

Игры для развития слогового анализа и синтеза

  • «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  • «Сосчитай сколько слогов в словах». Например: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами)
  • «Составь слова из перепутанных слогов». Например: ши-на-ма(машина), ру-кен-гу(кенгуру) и др.
  • «Какой слог «убежал»?» Например: даётся слово «молоко», затем предлагается усечённая форма: «моко» (слог «ло» убежал), «локо» («мо» убежал) и т.д.

Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

  • «Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова». Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова
  • «Рассыпушки» Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Работа на уровне предложения

  • «Сосчитай, сколько слов в предложениях»: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу»
  • «Назови первое и последнее слово в предложении». Петя, сок; мама, посуду; папа, работу
  • «Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова» и т.д.
  • «Придумай предложение с маленьким словом «на»» Например: «Ваза стоит на столе.» (так можно придумывать с любым предлогом)
  • «Придумай предложение с первым словом, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу». Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот играет…», «Веселый кот играет с мотком ниток»

Работа с орфографическими ошибками

Необходимо развитие фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза.

Научить правильно называть все звуки русского языка: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Отличать их от букв.

Применение:

  • После мягких согласных пишем буквы я, ё, ю, и, е, ь
  • Глухие согласные в конце слов или перед другим глухим согласным нужно проверять!

Научить определять ударение в слове, находить безударные гласные, определять, после какого согласного они стоят.

Применение: 5 безударных гласных нужно проверять: а,о, и, е, я

Для лучшего усвоении орфограмм применяйте стихотворные правила!

Мы знаем 5 опасных безударных гласных.

Повторяем их, друзья,

а, о, и, е, я!

Их в слове без сомнения ставь под ударение!

Есть в словах опасные парные согласные.

Тихо, глухо говорят: п, ф, т, к, ш, с

Перед глухим согласным стоят: п, ф, т, к, ш, с

Или в конце слов стоят: п, ф, т, к, ш, с

Мы в словах их проверяем!

Следом гласный подставляем.

Родителям важно знать, что ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.

При необходимости обратитесь за консультацией к учителю-логопеду!