Время адаптации ребенка в детском саду. Особенности адаптации в детском саду. Когда лучше отдать ребенка в садик

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.



Вред яслей и раннего посещения ДОУ

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции , т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.

  • Нарушается контакт с родителями . Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками . К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются .

Факторы риска

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс . Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду


Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно . Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;


  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации , где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием . Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам , возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку . Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро . Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

Видео: Говорит ЭКСПЕРТ

Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.

Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

  • С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.

В этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться

Для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)

— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.

— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.

  • В какой садик идти?

Критерии выбора садика.

Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.

Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.

  • Когда начинать подготовку к детскому саду?

За несколько месяцев до начала посещения садика.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.

Как готовить ребенка в походу в детский сад?

  • Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
  • Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
  • Играйте с ребенком в игры на подражание.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
  • Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
  • Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.

В какое время года вести ребенка в детский сад?

Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.

Адаптационный период

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.

Существует несколько видов адаптации

Виды адаптации

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.

Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.

Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.

Надо:

  • Уменьшить просмотр телевизора
  • Читать книги
  • Играть в спокойные игры
  • Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.

Не нужно:

  • Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
  • Посещать шумные мероприятия
  • Ходить в цирк, зоопарк, кофе
  • Плохо говорить о саде
  • Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
  • Наказывать за детские капризы
  • Говорить “не бойся”, “не плачь”, “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.

Состояние ребенка в период адаптации

Эмоциональное состояние:

  • отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
  • страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
  • злость, агрессия и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
  • социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
  • любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
  • социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
  • речь (может забыть многие слова),
  • двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
  • сон (не может уснуть),
  • аппетит (отказ от еды в детском саду).

Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).

Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.

Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.

Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.

« АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, и перенапряжением психических и физических сил организма. Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться?

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей , находящихся в процессе адаптации к детскому саду . В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "не садовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.

I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

1.Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2.Контакты со сверстниками и воспитателем.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые - неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8.Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано со стрессовыми реакциями - малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Здоровье Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

1. В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. 2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери. 3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

III. Кому легко, а кому трудно. Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой.

Кому адаптироваться легче?

· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события . Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

· Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам.

IV.Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

· Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

· Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте.

· Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

· Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

· Призовите на помощь сказку или игру . Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

V. Спокойное утро.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш . Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

VI. Типичные ошибки родителей

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

· Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

· · Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

VII. Помощь нужна еще и родителям!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Поступление в сад - это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

· поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь. Заручиться поддержкой . Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.


Большинству родителей рано или поздно приходится отдавать своего подросшего ребенка в детский садик. Конечно, для пап и мам эта ситуация очень волнительна. Ведь в жизни их чада грядут существенные перемены. В течение нескольких последующих лет это дошкольное учреждение должно стать практически вторым домом для их малыша, и поэтому столь важно, чтобы он как можно быстрее привык к новым условиям и смог легче адаптироваться к изменившимся требованиям. С какими проблемами при этом сталкиваются дети и их родители, и как сделать так, чтобы этот период для всей семьи прошел как можно мягче?

Понятие адаптации

Под этим термином понимают процесс приспособления индивида к новым условиям, а также к новой для него окружающей среде. Существенные изменения, происходящие в жизни любого человека, в том числе и малыша, оказывают непосредственное влияние на его психику.

Что же представляет собой адаптация детей в детском саду? В первую очередь это период, требующий от ребенка больших энергетических затрат. В результате этого происходит перенапряжение детского организма. Кроме этого, адаптация детей в детском саду представляет собой привыкание к существенным изменениям жизненных условий, в числе которых:

  • отсутствие папы, мамы и других близких родственников;
  • появление необходимости в соблюдении четкого дневного распорядка;
  • сокращение количества времени, которое будет уделено конкретному малышу, ведь в группе находится от 15 до 20 детей;
  • необходимость в подчинении требованиям чужих для него взрослых.

Основные факторы привыкания

Период адаптации ребенка к детскому саду у всех малышей протекает по-разному. Так, некоторые из них привыкают к новым условиям сравнительно легко. В этом случае адаптация детей при поступлении в детский сад длится всего от одной до трех недель. Другим же крохам намного сложнее. Их адаптационный период растягивается на пару месяцев. Только после этого тревожность маленького человечка может существенно снизиться. Если же процесс адаптации детей к детскому саду не завершен и по истечении этого периода, то тогда родителям потребуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Что же оказывает непосредственное влияние на успешность этого процесса? Специалисты выделяют ряд факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Возраст ребенка

Очень часто молодые мамы стремятся пораньше выйти на работу. Это решение вынуждает отдать малыша в детский сад уже в два года, а то и раньше. Но стоит заметить, что подобный шаг является очень сложным для ребенка. Ведь в раннем возрасте он пока еще не может полноценно взаимодействовать со своими сверстниками.

Разумеется, каждый маленький человек является яркой индивидуальностью. Однако большинство психологов придерживаются мнения о том, что оптимальным возрастом для начала посещения ДОУ является 3 года. Объясняется такой вывод так называемым кризисным периодом первых лет жизни. Когда малышу исполнится 3 года, адаптация ребенка в детском саду уже сама по себе становится намного легче. Ведь к этому времени у детей снижается уровень психологической зависимости от мамы и повышается самостоятельность. Именно поэтому им гораздо проще расстаться с близкими людьми на несколько часов.

Почему же не стоит торопиться с оформлением ребенка в ДОУ? Например, если ребенку 2 года, то адаптация к детскому саду у него будет происходить, скорее всего, тяжело. Ведь формирование привязанности к маме и отношений между детьми и родителями заканчивается лишь по достижении крохой трехлетнего возраста. Именно поэтому в 2 года продолжительная разлука с близким человеком, скорее всего, вызовет у малыша нервный срыв и нарушит базовое доверие к миру.

Не стоит сбрасывать со счетов и большую степень самостоятельности трехлеток. Как правило, в этом возрасте детки уже умеют ходить на горшок и пить из чашки. Некоторые из них даже делают попытки самостоятельно одеваться. Все эти навыки и облегчают адаптацию детей в детском саду.

Состояние здоровья

Достаточно тяжело проходит период адаптации ребенка к условиям детского сада, если у него имеются серьезные хронические заболевания, например, диабет, астма и т.д. Сложности к привыканию в этом случае объясняются особенностями организма и повышенной степенью психологической связи с близкими людьми.

То же самое можно сказать и о тех детках, которые болеют часто и подолгу. В этом случае для успешной адаптации ребенка в детском саду потребуются особые условия в виде сниженных нагрузок и наблюдения медицинского персонала. Специалисты рекомендуют отдавать таких малышей в ДОУ как можно позже. Ведь основная проблема адаптации ребенка к детскому саду - это его здоровье, а в младшей группе у малыша наблюдается следующее:

  • проявляется сниженный иммунитет;
  • растет восприимчивость к инфекциям;
  • повышается эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодах плаксивости;
  • возникает несвойственная для маленького человечка агрессивность, активность или, наоборот, медлительность.

Собирая документы в детский сад, родители обязательно должны пройти со своими малышами медосмотр. Пугаться этой процедуры не нужно. Напротив, мамы и папы еще раз могут посоветоваться с врачами по поводу того, каким образом их чаду пережить предстоящую адаптацию детей в детском саду с минимальными потерями для здоровья.

Уровень психологического развития

Успешному прохождению периода адаптации ребенка к детскому саду может воспрепятствовать отклонение от средних показателей познавательного интереса. Причем в этом случае свою негативную роль порой играет как задержка в психическом развитии, так и одаренность.

При первом варианте понадобится применение особых коррекционных программ. Они позволят восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, а также повысить у ребенка познавательную активность. Если в ДОУ для таких деток созданы все благоприятные условия, то уже к школьному возрасту они могут догнать своих сверстников.

Психологическая адаптация детей в детском саду сложна и если они являются одаренными. Дело в том, что у таких малышей уровень познавательной активности значительно выше, чем у ровесников, при этом они способны испытывать некоторые сложности в коммуникации и социализации с одногруппниками.

Контакты со сверстниками

Адаптация в детском саду предполагает значительный рост уровня социализации. Малышам приходится много общаться со сверстниками, а также с незнакомыми им взрослыми. При этом психологи отмечают особенности адаптации детей к детскому саду. Быстрее всего к новому обществу привыкают те малыши, у которых круг социального окружения не ограничивается только родителями и бабушками. Если дети редко контактируют со своими сверстниками, то к изменившимся условиям они будут привыкать очень сложно. Здесь скажутся их еще слабые навыки коммуникации и, кроме того, неумение разрешить конфликтные ситуации. Все это непременно вызывает рост тревожности и является основной причиной нежелания посещать садик.

Во многом данный фактор адаптации детей раннего возраста в детском саду зависит от педагогов. Воспитатель, умеющий наладить хороший контакт с ребенком, значительно ускоряет процесс привыкания к необычным условиям.

Особенности поведения

Порой период адаптации детей в детском саду пугает родителей настолько, что они начинают считать, что этот «ужас» не закончится никогда, и что их ребенок посещать ДОУ просто не сможет. Однако пап и мам беспокоят, как правило, те особенности поведения их чада, которые являются типичными для абсолютного большинства малышей, проходящих данный этап своей жизни. И не стоит родителям при этом думать, что только их ребенок не может посещать ДОУ, а остальные детки ведут себя лучше. Это далеко не так. Рассмотрим самые распространенные изменения, которые можно наблюдать в поведении ребенка при адаптации к условиям детского сада.

Эмоции

Как проходит адаптация ребенка в детском саду? На начальном этапе посещения ДОУ у него очень сильно выражены различные отрицательные эмоции в виде плача и хныканья. Особенно ярким становится проявление страха. Кроха всем своим поведением показывает, что ему страшно. Он боится воспитателя и того, что его мама за ним никогда не вернется. Проявляется у ребенка в этот период и гнев. Он вырывается, не давая себя раздевать, и даже способен ударить близкого человека, который собирается оставить его в группе. Порой у таких деток проявляются депрессивные реакции. Они становятся заторможенными, и кажется, что эмоции у них отсутствуют вовсе.

Среди особенностей саду выделяется отсутствие положительных эмоций, что особенно ярко проявляется в самые первые дни. Малыши очень расстроены расставанием с привычной средой и с мамой. Ребенок может и улыбаться. Однако это, как правило, реакция на новую игрушку или веселую игру.

Родителям предстоит набраться терпения. Как бы это ни было тяжело, стоит помнить о том, что на смену негативным эмоциям обязательно придут позитивные. Они и укажут на завершение адаптации ребенка младшей группы в детском саду. Плакать же при расставании с мамой ребенок может еще долго. Однако подобное проявление эмоций вовсе не указывает на то, что его привыкание к новым условиям идет плохо. Если кроха способен успокоиться уже после нескольких минут после того как мама ушла из группы, то тогда можно считать, что все в порядке.

Коммуникабельность

Первые дни адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду проходят со снижением их социальной активности. Даже те малыши, которые отличались общительностью и оптимизмом, становятся беспокойными, замкнутыми и напряженными. Взрослым, наблюдая за детьми, нужно иметь в виду, что 2-3-летние крохи играют только рядом, но не вместе. В таком возрасте еще не получила свое развитие сюжетная игра с вовлечением в нее нескольких участников. Именно поэтому родители не должны расстраиваться, если их малыш не взаимодействует с другими. Об успешном прохождении процесса адаптации в этом случае можно будет судить по взаимодействию ребенка с воспитателем. Малыш должен откликаться на просьбы взрослого и следовать распорядку дня.

Познавательная активность

На начальном этапе данный фактор у деток, пришедших в ДОУ, как правило, снижен или вовсе отсутствует из-за имеющих место стрессовых реакций. Порой ребенка перестают интересовать даже игрушки. Он стремится посидеть в стороне, чтобы лучше сориентироваться в новой обстановке. И только постепенно в процессе адаптации малышом начнется освоение пространства группы. Он совершает «вылазки» к игрушкам, постепенно они становятся более смелыми и частыми. После этого у ребенка начнут возникать познавательные вопросы, которые он станет задавать воспитателю.

Навыки

В начале посещения детского садика на малыша окажут свое влияние новые для него внешние воздействия. Из-за этого некоторые детки на время утрачивают навыки самообслуживания, в числе которых - умение пользования ложкой, горшком, носовым платком и проч. Если успешно будет проходить адаптация детей в детском саду, родителям будет приятно видеть, что их кроха не только вспомнил все забытое, но и научился чему-то новому.

Речь

В период адаптации словарный запас некоторых детей может значительно истощиться. При этом в нем станут появляться «облегченные» варианты слов и предложений. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. С течением времени речь ребенка не только восстановится, но и значительно обогатится. Для этого нужно только набраться терпения и подождать окончания периода адаптации.

Двигательная активность

При приходе в ДОУ одни детки становятся чересчур активными, а другие - «заторможенными». В этот период перемены затрагивают и их домашнюю деятельность. Хороший признак успешного прохождения адаптации - восстановление нормального двигательного поведения как в садике, так и вне его стен.

Сон

Ребенок, оставленный родителями на дневной сон, засыпать в первые дни будет плохо.

Малыш либо будет вскакивать, либо просыпаться с плачем. Беспокойным время отдыха крохи станет и дома. И только после завершения периода адаптации все обязательно придет в норму.

Аппетит

На начальном этапе, когда ребенок только начал посещать ДОУ, он не будет стремиться к еде. Снижение аппетита при этом связывают с непривычной для крохи пищей, а также со стрессовыми реакциями. Как понять, что процесс адаптации проходит успешно? На это укажет восстановление аппетита маленького человечка. И если даже он будет съедать не все, все же он начнет кушать.

Изменение в состоянии организма

Нередко детки начинают болеть уже в первый месяц своего посещения детского садика. Ведь процесс адаптации сопровождается понижением сопротивляемости еще не окрепшего организма разнообразным инфекциям. Конечно, многие мамы надеются, что привыкнуть к изменившимся условиям их ребенок сможет уже после нескольких дней посещения ДОУ. Однако не стоит торопить время. Психологами и врачами выделено 3 степени адаптации деток к ДОУ. Среди них:

  • легкая, которая длится от 15 до 30 дней;
  • средняя (период 30 до 60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

Рассмотрим каждую их этих степеней подробнее.

Легкая адаптация

При данной степени привыкания малыша к новым условиям, его поведение по всем основным показателям приходит в норму уже на протяжении одного месяца посещения ДОУ. Посещать садик для него вовсе не трагедия. Он приходит в свою группу радостно и спокойно.

При легкой степени адаптационного периода аппетит у малышей снижается умеренно и уже через неделю вновь приходит к своей норме. Быстро у таких деток восстанавливается и сон. Для этого достаточно 1-2 недель. Незначительным в таких случаях является и снижение иммунитета. Уже спустя 2-3 недели он полностью приходит в норму.

Средняя адаптация

Такая степень привыкания к ДОУ проходит значительно дольше и сопровождается значительными отклонениями. Сон и аппетит у таких малышей восстанавливаются лишь к середине 2-го месяца их пребывания в садике. Активность крохи при этом снижается. У него появляется эмоциональная подавленность, которая порой сопровождается нарушением стула, появлением потливости, а также темных кругов под глазами. В случае прохождения ребенком адаптации в ее средней степени, у него довольно часто возникают ОРВИ, которые, к тому же, протекают, значительно тяжелее. Проходят подобные симптомы к концу 2-го месяца.

Тяжелая адаптация

Данная степень привыкания вызывает особую тревогу. Она сопровождается длительными болезнями, имеющими тяжелое течение, сильным снижением аппетита, а также подавлением эмоциональной и физической активности. Подобные симптомы ярко свидетельствуют о том, что защитные силы малыша не справляются с возникшими условиями и не способны предохранить его организм от различных инфекционных факторов новой среды.

Серьезные стрессы и ослабление иммунитета оказывают негативное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также на его эмоциональное состояние. Кроха начинает отказываться от приема пищи, от общения и игр.

Фазы адаптации

Об окончании периода привыкания к условиям ДОУ можно судить по тому моменту, когда отрицательные эмоции ребенка меняются на положительные, и при этом восстанавливаются все регрессирующие функции. При этом ребенок во время утреннего расставания уже не плачет и идет в группу с желанием. Он все охотнее взаимодействует с воспитателем, откликаясь на его просьбы, следует всем требованиям режима, ориентируется в группе и даже имеет любимые игрушки и занятия.

Проведение комплексных исследований учеными разных стран позволило выделить три фазы (этапа) адаптационного процесса:

  1. Острая. Она сопровождается самыми различными колебаниями в психическом статусе и в соматическом состоянии. Прохождение данной фазы вызывает снижение веса, появление частых респираторных заболеваний, ухудшение аппетита, а также регресс в развитии речи. Длительность данной фазы составляет приблизительно один месяц.
  2. Подострая. Для этой фазы характерно адекватное поведение малыша. Все сдвиги в его поведении начинают уменьшаться и происходят только в отношении отдельных параметров. При этом отмечаются замедленные темпы развития ребенка, особенно психического. Длительность данного этапа составляет 3-5 месяцев.
  3. Фаза компенсации. Для нее характерно ускорение темпа развития малыша. Уже к завершению учебного года детки преодолевают подобную задержку.

Наиболее тяжелым для малыша является первый этап. Именно поэтому его и называли острой фазой. Но родителям стоит иметь в виду, что все протекают у детей сугубо индивидуально. Если малыш много и с радостью говорит о детском садике и спешит туда, считая, что у него очень много дел и друзей, то можно считать, что период привыкания уже завершен.

Предварительная подготовка

Как минимизировать время адаптации детей в детском саду?

Консультация для родителей позволяет мамам и папам заранее подготовиться к этому важному в жизни их чада событию. Специалисты при этом советуют:

  1. Перестать волноваться. Возникшая у родителей тревога проецируется на ребенка. Не стоит также обсуждать с малышом возможные осложнения его посещения детского садика. Психологи рекомендуют родителям не вдаваться и в другую крайность. Ведь некоторые мамы и папы рисуют ребенку идиллические картинки его пребывания с детками в садике. Лучше всего, если взрослые займут позицию осознанной необходимости.
  2. Откорректировать режим малыша. Его необходимо перестроить так, чтобы ребенку было несложно просыпаться за час-полтора до того времени, когда нужно будет выходить из дома. Детей, которые уже не спят днем, необходимо приучить хотя бы лежать в постели.
  3. Приучить ребенка в одно и то же время ходить в туалет по-большому. Причем это должен быть период не с 11 до 13 ч, когда детки выходят на прогулку. По-маленькому малыш должен приучиться ходить в туалет не в тот момент, когда уже очень-очень хочется, а заранее.
  4. Приблизить меню ребенка к детсадовскому. При этом родителям необходимо устранить перекусы, которые их малыш требует до или после основных приемов пищи. Для этого специалисты рекомендуют на некоторое время снизить калорийность блюд. Это и приведет к улучшению аппетита. Но если ребенок продолжает отказываться съедать все побыстрее и оставляет пищу на тарелке, то необходимо поговорить с воспитателем, чтобы тот проявил терпение и был мягким с малышом в этом вопросе. Ведь нередко проблемы с едой становятся основной причиной того, что детки отказываются идти в садик.
  5. Проводить закаливающие процедуры. Самым простым и эффективным способом при этом станет хождение босиком. Летом оно должно быть по земле, а зимой - в помещении. Подобное мероприятие позволит укрепить иммунную, а также нервную систему. Большую пользу в деле закаливания принесут водные процедуры. Специалисты советуют родителям не ограничивать пребывание малыша в воде и не слишком контролировать ее температуру. Также следует постепенно приучать кроху к холодному питью, чтобы ему можно было без проблем для здоровья давать кефир, молоко и соки прямо из холодильника. С точки зрения температурного контраста полезным будет и употребление мороженого.
  6. Приучать к тому, что мама может отлучиться. Для этого психологи рекомендуют создавать такие ситуации, когда ребенок сам попросит близкого ему человека на время уйти. Например, для того, чтобы подготовить для мамы сюрприз или подольше поиграть с друзьями. При этом уходя надолго, следует просить ребенка проследить за порядком в доме и дать ему какие-либо поручения, которые он должен выполнить к маминому возвращению. При встрече малыша нужно обязательно расспросить, как прошел его день, и похвалить за успехи.
  7. Проследить, каким образом малыш играет со сверстниками. Дело в том, что взаимоотношения между детьми в этом возрасте находятся на стадии формирования. У ребенка, которого родители отдали в детский сад, этот процесс значительно ускоряется. Именно поэтому родителям следует обратить внимание, подходит ли их чадо к играющим детям. Если ему это сложно, то мамам и папам нужно научить его это делать. Малыш должен уметь здороваться с детьми, предлагать им принесенные игрушки, просить поиграть с ними и правильно реагировать в случае отказа, находя при этом компромиссны вариант.
  8. Приучить малыша выносить во двор только те игрушки, которые он готов дать друзьям. Если он будет брать с собой только самого любимого мишку и не станет ни с кем делиться, то скоро прослывет жадиной и останется в одиночестве.

Помощь мамы

В процессе адаптации близкие люди должны создать для малыша в доме самую бережную обстановку, которая будет щадить нервную системы крохи, работающую в этот период на полную мощность.

Кроме этого, мамам нужно говорить в присутствии ребенка о воспитателе и о детском саду только хорошее. И это даже несмотря на некоторые имеющиеся недовольства. Ребенку, который уважает воспитателей, всегда легче адаптироваться к новым условиям.

Кроме этого, в выходные дни родители не должны менять режим своего чада. Конечно, поспать утром ему можно немного дольше, но при этом не особенно сдвигая весь распорядок дня.

Не стоит также отучать детей, проходящих адаптацию к детскому саду, от «дурных» привычек, к примеру, от соски. Это позволит не перегружать нервную систему крохи, которая и так чересчур напряжена.

Мама в такой сложный для малыша период следует быть терпимее к его капризам. Причина их возникновения - перегрузка НС. Проявившего недовольство кроху следует обнять, помочь ему успокоиться и переключить на другую деятельность.

В садик можно дать из дома игрушку. Лучше, если она будет мягкой. В этом возрасте для крохи знакомая игрушка будет заместителем мамы. Прижимая к себе мягкую частичку дома, малыш быстрее успокоится в незнакомой для него обстановке.

“...Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

Сухомлинский В.А.

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ход игры:

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.


Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.