Яблочный Спас: суть и история праздника. Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе – доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, – зелено-золотистый, мягкий.

Иван Шмелев “Лето Господне”

Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас.

Какого числа Яблочный Спас?

Яблочный спас в 2018 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука.

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Евангелие от Марка, 9:2-13).

В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман).

Почему Спас Яблочный?

«…Второй Спас, завтра который вот, - яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев “Лето Господне”). Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.

Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции – после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

Стихи о Яблочном спасе

Борис Пастернак «Август»

АВГУСТ

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

“Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство”.

Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…

Сергей Есенин «Преображение»

Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

Яблочный спас: картины

Вел. Княжна Ольга Александровна «Яблоки созрели»

Яблочный спас. Фото

Поделки из яблок к Яблочному спасу

Поделки из яблок и из бумаги для детей к Яблочному Спасу

Для изготовления бумажного яблока вам понадобится картонный рулончик от туалетной бумаги.

Яблочко из бумаги

  1. Наше яблочко будет из бумаги, потому нам пригодится цветная бумага, клей, ножницы.
  2. Красноватую цветную бумагу порезать на длинноватые полосы шириной 2 см.1-ые 2 полосы сложить крестиком и склеить в центре. Последующие полосы приклеивать к ним, также фиксируя их в центре.
  3. Концы полосок поднять и склеить меж собой. Яблоко готово.
  4. Сейчас необходимо сделать листок. Сложим гармошкой наискосок маленький прямоугольник из зеленоватой бумаги.
  5. Ножницами «закруглим» концы гармошки. Развернем - вышел гофрированный листик. Из коричневой бумаги вырежем черенок.
  6. Приклеим листик и черенок к яблоку. Из зеленоватой бумаги вырежем гусеницу и вставим ее меж красноватыми полосами. Нитяную петельку проденем в черенок яблочка.

Яблочный спас: постные рецепты

Праздник Преображения Господня отмечается во время Успенского поста, поэтому предлагаем вам приготовить вкусные постные блюда из яблок на Яблочный Спас, в первую очередь – десерты.

Лещ вареный с яблоками и хреном

Ингредиенты:
1 кг лещей

корень петрушки 1 шт.

корень сельдерея 1 шт.

лук-порей 1 шт.

лимон 1 шт.

тертый хрен 2-3 ст. л.

кислые яблоки 2-3 шт.

сахар, специи

Приготовление:

Лещей промывают, очищают, нарезают на куски, солят, заливают на 5-7 мин. горячим уксусом, а затем, вынув рыбу из уксуса, варят ее до готовности в отваре из овощей и кореньев. Куски отварной рыбы выкладывают на красивое блюдо, украшают полуломтиками лимона, а сбоку кладут тертый хрен, смешанный с натертыми яблоками, и заправленный также уксусом, сахаром, солью и рыбным бульоном.

Вареники с яблоками

Ингредиенты:
мука – 3 стакана, 1 ч.л. соли, 1 стакан воды, яблоки – 600 г, сахар – 70 г, мед – 50 г.

Приготовление:
охладите воду и растворите в ней соль. Муку просейте в миску, сделайте в ней углубление и понемногу вливайте в него воду. Вымесите некрутое тесто. Продолжайте интенсивно в течение 15-20 минут вымешивать тесто на поверхности, пока оно не станет гладким и не вберет в себя всю муку. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 20 минут, чтобы оно набухло. Яблоки очистите от кожуры, удалите сердцевину, нарежьте их соломкой, посыпьте сахаром и дайте постоять 15-20 минут. Раскатывайте тесто, вырезайте из него стаканом круги и выкладывайте на них начинку. Защипните края и забросьте вареники в кипящую подсоленную воду. Когда они всплывут, проварите их еще в течение 3-5 минут. Подавайте готовые вареники с медом.

Яблочный джем
Ингредиенты:
1 кг яблок,
750 гр. сахара,
½ ст. воды.
Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и натрите на средней терке. В это же время смешайте воду и сахар и поставьте кастрюлю на огонь. Как только сироп закипит, добавьте в него тертые яблоки и варите около часа на среднем огне, периодически помешивая. За это время джем станет густым. После варки остудите джем, выложите в банку и храните в холодильнике.

Варенье из яблок с ванилью и корицей

Ингредиенты:

3 кг яблок,
1 кг сахара,
1 упаковка ванильного сахара,
1 ч.л. корицы,
лимонный сок.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и семян и нарежьте ломтиками. В кастрюлю выложите половину яблок и засыпьте их половиной сахара, сверху снова яблоки и сахар. Оставьте стоять на пару часов. Затем поставьте на огонь и варите в течение 20 минут. Остудите варенье и еще 2 раза повторите процедуру варки. В конце последней варки добавьте лимонный сок, корицу и ваниль. Горячее варенье разлейте по банкам и закатайте крышкой.

Постные оладьи с яблоками

Ингредиенты:

яблоки – 5 шт, 1 стакан пшеничной муки, дрожжи прессованные – 10 ст.л, растительное масло, сахар – 3 ст.л, соль – по вкусу.

Приготовление: испеките яблоки в духовке, протрите их через сито. В полученную массу добавьте муку, дрожжи, сахар, соль и 2 ст.л. растительного масла. Замесите тесто и отправьте его в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно подошло. Когда тесто поднимется, жарьте оладьи на раскаленном растительном масле. При подаче полейте оладьи медом.

Компот из яблок

Ингредиенты:
1,5 кг яблок,
1 лимон,
1,5 л. воды,
2-3 бутона гвоздики,
250 гр. сахара.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры, разрежьте на 4 части и удалите сердцевину. Выложите яблоки в миску и полейте соком, выжатым из 1 лимона, перемешайте и накройте крышкой. Кожуру от яблок выложите в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем добавьте сахар, перемешайте и варите 5 минут. Снимите кастрюлю с огня, процедите содержимое через сито. Яблоки выложите в чистую сухую банку, добавьте к ним сироп, накройте крышкой и остудите. Аккуратно перелейте сироп в сотейник и прокипятите его. Гвоздику обдайте кипятком и положите к яблокам. Залейте яблоки кипящим сиропом так, чтобы до верха банки оставалось около 2 см. поставьте банку в кастрюлю с кипящей водой на 20 минут, после чего герметично закройте крышкой, переверните банку вверх дном и в таком состоянии остудите до комнатной температуры. Храните компот в темном прохладном месте.

Постный десерт из яблок

Ингредиенты:
Яблоки – 4

Чернослив или изюм – 50 г

Орехи – 30 -50 г

Мармелад – 30-50

Приготовление: Яблоки помыть и аккуратно очистить от сердцевины, оставляя целостность фрукта.

Орехи, чернослив и мармелад измельчить ножом до небольших кубиков.

Изюм залить кипятком на несколько минут, затем вынуть из воды и обсушить.

Смешать сухофрукты, орехи и мармелад, затем наполнить этой начинкой каждое яблоко.

Яблоки выложить в форму, аккуратно в нескольких местах проколоть кожицу каждого плода, налить на дно формы немного воды и поставить в разогретую до 150 градусов духовку на 20 минут.

Готовые яблоки вынуть из духовки, украсить несколькими дольками мармелада и подать к столу.

На анонсе фрагмент картины Джованни Беллини.
Преображение Господне. 1480 г.

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Трижды чествуются самые значимые дары русской природы: яблоки, мед и орехи. Хотя, строго говоря, во время трех Спасов внимание уделяется не только этим продуктам..

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа по новому стилю. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед , а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Верующие приходят в храм, чтобы освятить мед – как жидкий, так и в сотах. Они оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и тех, кто просит подаяние. В России даже есть старая поговорка: «На Первый Спас и нищий медку покушает».

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: «Мокрый Спас» или «Спас на воде».

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию. К тому же Мокрый Спас – последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

Если у вас на даче или рядом с домом есть колодец, родник или хотя бы артезианская скважина, наберите воды, съешьте ложку меда и запейте ее тремя маленькими глотками чистой воды – это подарит вам отличный заряд бодрости. Только помните, что подобный ритуал вы можете позволить себе только в Медовый Спас. Дело в том, что обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

«Героем» Медового Спаса, помимо собственно меда, является и мак. Третье «имя» этого праздника – Маковей. Мы не будем вдаваться в подробности исторического происхождения данного названия, а просто скажем, что вместе с дарами пчел в этот день освящают и маковые головки. Как раз к этому времени мак вызревает окончательно. Поэтому на праздничный стол ставят и блюда, в которых он используется: маковые рулеты , мак, вываренный в меду, булочки, а также салаты, первые и вторые блюда, например, сочиво (пшеничная каша с изюмом, медом, грецкими орехами и маком).

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Если вы собираетесь отпраздновать Медовый Спас, ориентируясь на христианскую традицию, то помните, что 14 августа – первый день Успенского поста, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами и от бескормицы можно, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.

Яблочный Спас

Следующее чествование даров природы – Яблочный Спас , его отмечают 19 августа по новому стилю. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю – с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Так что наши предки ждали до Второго Спаса и только в этот день ранним утром, практически на рассвете, начинали собирать яблоки или покупали их. Потом относили их в церковь для освящения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги , компоты, варенья, шарлотки, а также яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба. Впрочем, если вы – человек нерелигиозный, то можете дополнить меню уткой или курицей с яблоками, мясом в яблочно-брусничном соусе, печеными яблочками с мягким сыром (или творогом), салатом из сыра, винограда и ветчины.

В Яблочный Спас принято угощать яблоками всех, даже незнакомых людей. В приоритете – дети и стоящие на паперти нищие. Причем сначала плоды раздают окружающим и только потом приступают к трапезе.

Вместе с яблоками вы можете подарить родственникам и друзьям картинки или текстиль с изображением этих фруктов или сувенирные яблочки, сделанные из дерева, металла, соленого теста. Яблоки – символ плодородия и семейного благополучия, поэтому своим подношением вы пожелаете тем, кто вам дорог, всего самого наилучшего.

Если вы собираетесь отмечать и этот Спас, то помните, что, помимо угощений и подарков, празднование предусматривает и вечерние прогулки. Отправляйтесь на закате в парк, чтобы проводить лето и встретить осень. Желательно, чтобы вы могли наблюдать, как садится солнышко – эта традиция несет в себе глубокий сакральный смысл.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Провожая глазами скрывающееся за горизонтом светило, вы благодарите природу за ее дары, за изобилие, и просите, чтобы следующие двенадцать месяцев были благодатными, щедрыми и сытыми, наши предки при этом еще и пели; вы тоже можете исполнить какую-нибудь подходящую песню или просто обратиться к солнцу с монологом.

Кроме того, согласно поверьям, последний кусок первого съеденного после освящения яблока приносит удачу – его тщательно разжевывают, загадывая желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Ореховый Спас

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа по новому стилю. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщевую тряпочку и кладут за икону. Таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам. Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались – пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Вы же можете не ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса. К этому времени пост уже закончится, и даже если вы его соблюдали, в этот день выбор меню зависит только от вашей фантазии. Испеките хлеб по оригинальному рецепту, приготовьте блюда, в которых используются орешки, например, лобио или салат из курицы , с грибами, орехами и сыром.

В качестве развлечения выберите гадание на орехах – загадайте желание и расколите один орех. Если ядро окажется хорошим, сладким и крупным, то ваша мечта осуществится. Если же орех будет пустым или черным внутри, то загаданное не исполнится.

Кроме того, преподнесите родственникам, друзьям и коллегам символичные подарки: орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщевые полотенца – изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Произошло Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя 16 августа по старому стилю (29 августа – по новому). С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира, а в России оно совпадает с языческим, народным праздником хлеба и орехов. В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

Три Спаса – прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие. Чего мы вам и желаем!

Надежда ПОПОВА

Какая религия вам подходит?

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:

— Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!

— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:

— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.

Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:

— Вот что, Горкин... Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли... да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.

— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?

— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.

— Орбузы у него... рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.

После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.

— Погоди, стой... — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней... ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет... а силой не берись!

Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа... гру-шовка!..

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...

— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..

— Да постой, голова елова... — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки...

Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.

— Эх, бывало, у нас трясли... зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас..!

— Черкается еще, елова голова... на таком деле... — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь... воробьям на розговины пойдет, последышек.

Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.

— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете... Надо бы обязательно на Покров домой съездить... да чего там, нет никого.

Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.

— В Павлове у нас яблока... пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое... па-влов-ское!

Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Крива-крива ручка,

Кто даст — тот князь,

Кто не даст — тот собачий глаз.

Собачий глаз! Собачий глаз!

Горкин отмахивается, лягается:

— Махонькие, что ли... Приходи завтра к Казанской — дам и пару.

Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.

— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.

Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками... Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.

— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.

Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.

— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!

Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.

— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо... — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита...

— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли... или эту, вот как ее?

— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут...

— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..

— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!

— Ссыпай меру. Архирейское, прямо... как раз на окропление.

— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?

— Как не слыхать... золотое слово!

Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.

— Павловка, а? мелковата только?..

— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.

— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.

— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.

И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.

Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.

Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин... Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:

— С кваском... — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое...

Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».

— А ты небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят. Вот погляди вот!..

Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа.Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом. Почему Второй Спас называется Яблочным







Другие названия праздника




Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа




История праздника




В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».

Яблочный спас

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.


Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.


По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Последний летний месяц очень богатый на религиозные праздники.

Ежегодно в августе празднуют целых три Спаса: Медовый Спас — 14, Яблочный Спас — 19, Ореховый Спас — 29 августа.

Так уж повелось, что наиболее ярко и торжественно отмечают Яблочный Спас и именно с ним связано большое количество народных традиций, примет и гаданий.

История и происхождение праздника.

Согласно календарю христианской церкви, Яблочный Спас называется Преображением Господним и напоминает христианам о чудном происшествии прошлого, представленном в Евангелие.

Согласно священному писанию, в один прекрасный день, Иисус с апостолами отправились на гору, для вознесения молитвы. Произнося молитву Иисус необычным образом преобразился, лицо его засияло, а одежда стала белой и сияющей.

Его последователи заметили, как рядом со Спасителем появились древние пророки — Моисей и Илия, а затем образовалось большое облако света, которое окутало молившихся и все услышали голос, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте!». Этот потрясающий случай еще раз подтвердил ученикам Иисуса, что он и есть, на самом деле, Сын Божий.

Языческие обряды еще до крещения Руси предполагали в этот день празднование сбора урожая и только после него людям разрешалось употреблять в пищу фрукты.

С появлением христианства появилась традиция освещать фрукты в храмах именно в этот день — 19 августа. До Преображения Господня применение в пищу фруктов урожая текущего года считали грехом. Причиной этого было происшествие в райском саду, когда Ева подала Адаму запрещенный плод, нарушив тем самым основную и одну единственную на тот час заповедь: не вкушать плодов запретного дерева. Именно поэтому Еве и Адаму пришлось навсегда покинуть рай.

С того самого момента считают, что женщина, съевшая в летний период до Яблочного Спаса яблоко, принимает на себя древний грех Евы. А вот после освящения яблок в церкви 19 августа — можете кушать на здоровье!

Традиции и гадания на Яблочный Спас.

С давних пор, этот день, принято обмениваться яблоками, показывая таким образом, что желаете друг другу счастья, успеха и добра. Дети с большим нетерпением ждали этот день, чтобы наесться ароматных, сладких яблочек.

Еще с древних времен яблоки считали волшебными плодами. Они являются неизменными атрибутами славянских сказок и известной библейской легенды о Змие, который соблазнил прородительницу Еву именно этим фруктом.

В Яблочный спас можно не только вдоволь насладиться аппетитными яблочками, но еще и разузнать свое будущее. Одним из наиболее популярных способов погадать было предсказание судьбы на яблочной кожуре. Для этого необходимо было срезать с яблока полностью всю кожуру одной цельной лентой. Если лента рвалась, то это значило, что в будущий год девушка замуж не выйдет. Если же удавалось срезать всю кожуру целиком, её нужно было бросить левой рукой через плечо и в получившемся узоре рассматривали свою судьбу.

В наше время пользуется популярностью гадание на целых яблоках. Все достаточно просто: берете несколько плодов и пишите на них имена интересующих мужчин. Оставляете подписанные яблоки на ночь на балконе или в саду. Утром проверяете, что произошло с фруктами. Если яблоко исклевали птицы, то человек с этим именем не способен на длительные и серьезные отношения. Если птицы съели большую часть яблока, будьте бдительны, у Вас может появится недоброжелательная соперница. Если фрукт исчез, то и быть с этим человеком Вам не судьба. Если плод упал на землю, то эти отношения стоит прервать, иначе они станут болезненными и для Вас, и для партнера.

Приметы и поверья, связанные со Спасом.

Конечно, же ни один христианский праздник за свою многовековую историю не обходится без собранных народом примет. Вот некоторые из них о Яблочном Спасе.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется»

Какой Яблочный Спас, такой и январь будет.

Пришел Яблочный Спас — бери рукавицы про запас.

Какая погода на день второго Спаса, такая будет и на Покрова.

На Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Кто когда хочет улететь, а журавль к Спасу.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Если 19 августа сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый — осень ожидается дождливая, а если на небе ни облачка — жди морозной зимы.

Рецепты к Яблочному Спасу.

В настоящее время Преображение Господне празднуется и в больших городах, и в маленьких селах. Помимо освещения плодов, проводятся народные гуляния: игры, танцы, ярмарки, концерты.

И конечно же, какой же Яблочный Спас без традиционных яблочных блюд? предлагает несколько аппетитных рецептов с яблоками.

Яблочно-имбирный суп

Понадобится:

  • 500 г готового бульона из курицы;
  • 3 яблока;
  • 200 г сваренного риса;
  • 3 см имбирного корня;
  • 1 среднего размера апельсин;
  • небольшая часть палочки корицы;
  • сахар и соль по вкусу;
  • молотый перец;
  • листики шалфея.

Приготовление.

Очистите яблоки от кожуры и нарежьте крупными кубиками. Выжмите сок из апельсина.

Куриный бульон доведите до кипения. Добавьте нарезанные яблоки и имбирь, кусочек корицы. Варите 10 минут.

Пряности достаньте. Фрукты и апельсиновый сок взбейте в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте соль и сахар по вкусу.

Доведите суп до кипения и снимите с плиты. Разлейте по тарелкам. Добавьте в каждую по несколько ложек готового риса, украсьте листочками шалфея, цедрой апельсина, молотым перцем.

Фаршированные яблоки

Продукты:

  • 1 кг кислых яблок;
  • 500 г филе курицы;
  • 2 столовые ложки сливочного масла + 6-8 маленьких кусочков;
  • 350 мл молока;
  • 2 столовые ложки муки;
  • соль, молотый перец по вкусу.

Приготовление.

Отварить куриное филе в подсоленной воде до готовночти. Остудить и нарезать маленькими кусочками.

В небольшой емкости смешать муку с 2-мя столовыми ложками растопленного сливочного масла. Добавить молоко, посолить, поперчить и варить, постоянно помешивая, до загустения. Окунуть в готовый соус нарезанное куриное филе и снять с огня.

Подготовить яблоки следующим образом: срезать верхушки, удалить серединку, оставив стенки толщиной в полсантиметра.

Нафаршировать яблоки фаршем и выложить в форму для запекания. На каждую порцию положить по кусочку сливочного масла. Выпекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 35-40 минут.

Моченые яблоки

Продукты:

  • 5 л воды (маринад);
  • 200 г сахара (маринад);
  • 1 столовая ложка соли (маринад);
  • яблоки;
  • листья смородины;
  • листья вишни.

Приготовление.

Приготовить маринад. Для этого вскипятите воду с сахаром и солью. Варите 6-7 минут. Остудите.

Стерилизованные 3-х литровые банки застелите вымытыми листочками вишни и листьями смородины. Яблоки вымойте и вместе с плодононожками уложите в банки по плечики, периодически прокладывая листьями, немного утрамбуйте. Сверху прикройте фрукты листьями.

Залейте маринадом, чтобы яблоки покрылись жидкостью. Прикройте горлышки банок марлей. Оставьте до того, пока не начнется процесс брожения. Это обычно занимает несколько дней. Когда на поверхности увидите пену, снимите ее ложкой, при необходимости долейте маринад.

Когда пена немного осядет, закройте банки капроновыми крышками и вынесите в прохладное помещение. Яблоки будут готовы через 1,5-2 месяца.

Сливочный десерт с яблочной помадкой

Понадобится:

  • 10 ягод чернослива;
  • 100 мл яблочного вина;
  • 500 мл натурального йогурта;
  • 1 большое яблоко;
  • 150 г сахара;
  • 100 г сливочного масла;
  • 100 г жирных сливок;
  • листики мяты для украшения.

Приготовление.

Промойте и обсушите ягоды чернослива. В сотейнике нагрейте яблочное вино, не доводя до кипения. Снимите с огня и положите в него чернослив.

Йогурт откиньте на сложенную в несколько слоев марлю и оставьте на 2 часа для стекания.

Достать ягоды чернослива из вина и мелко нарежьте.

Яблоко очистите и нарежьте кубиками. Переложите его в сотейник, влейте 2 столовые ложки воды, всыпьте 2 столовые ложки сахара, поставьте на огонь и держите 5-6 минут до размягчения. Остудите и разомните вилкой.

Во втором сотейнике растопите 100 г сахара с 10 мл воды до образования прозрачного сиропа. Затем увеличьте огонь и добавьте сливочное масло. Готовьте до получения массы светло-карамельного цвета. Снимите с плиты, немного остудите и влейте жирные сливки. Перемешайте. Карамель остудите и соедините с яблочным пюре, охладите.

Выложите десерт в креманки следующими слоями: чернослив, часть йогурта, яблочная помадка, оставшийся йогурт. Украсьте листиками мяты.