Японские «шлёпанцы» гэта

На деревянной платформе с массивным каблуком. Являются элементом традиционного национального костюма в Европе. Исторически сабо полностью изготавливались из дерева, а клоги имели кожаный верх.

Варианты названия

В разных странах деревянную обувь называли по-разному. Во Франции – сабо (фр. sabot), в Нидерландах – кломпы (нидерл. klomp), в Литве – клумпес (лит. klumpės), в Великобритании – клоги (англ. сlog), в Швеции – траско (швед. träsko).

Виды

  • Классические

Классические клоги традиционно привозят из Нидерландов в качестве сувениров. В прошлом они были основной обувью крестьян, рабочих, ремесленников и фермеров в Европе. Особенно этот вид обуви был распространен в Нидерландах, Швеции, Бельгии, Литве, Кантабрии, Галисии. Сабо были предназначены как для женщин, так и для мужчин. Классические модели не имеют задника и каблука.

  • Современные

Современные клоги являются адаптированным вариантом классической модели. Они имеют платформу и массивный каблук, кроме того, часто декорируются металлическими клепками по периметру подошвы. Верх современных сабо может выполняться из кожи, замши, хлопка, льна, меха и т. д. Подошва модели изготавливается из дерева, пробки или имитирующих их синтетических материалов. украшают сабо молниями, пряжками, цепочками, клепками и пр. Большинство моделей дополняются меховой стелькой, предохраняющей от скольжения. Современные сабо являются преимущественно женской обувью.

История деревянной обуви

Древний Рим

История деревянной обуви началась задолго до возникновения современных европейских государств. В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные , привязывая их к
ноге полосками ткани, что резко затрудняло побег.

Япония

Деревянную подошву в форме скамеечки имеют японские гэта, первые сведения о которых относятся еще к Х веку нашей эры. Гэта были основной обувью женщин и мужчин из разных слоев населения вплоть до середины ХХ века.

Арденны

Впервые клас
сические сабо появились в горных массивах Арденн, расположенных на территории Франции, Бельгии и Люксембурга. Они были наиболее популярны среди крестьян и ремесленников. Обувь могла быть выполнена как целиком из дерева, как французские сабо, так и иметь кожаный или замшевый верх, как голландские клоги. Вслед за Арденнами деревянная обувь распространилась по всей Европе, поскольку была очень прочной и защищала ноги от воды и грязи.

Нидерланды

В 70-х годах XVI века в Нидерландах сформировалась гильдия мастеров сапожных дел, изготавливающих деревянные сабо. Местное население называло их «клопфы». С того времени деревянная обувь стала популярна и доступна. Сабо выполнялись из ивы, березы, бука и других древесных пород, которые не раскалывались и не трескались при носке. Деревянные были удобными, прочными, непромокаемыми, а кроме того, дешевыми, поэтому их носили и в будни, и в праздники. В основном подобную обувь использовали жители равнинных стран: для горных областей требовались более гибкие башмаки, которые позволяли бы карабкаться и передвигаться по крутым и неровным поверхностям.

Франция

В период с XVI по XVIII век сабо носили французские модницы из высших слоев общества. Еще одно упоминание о сабо относится к 1793 году, когда деревянная обувь без задников на каблуке была изготовлена для французской армии. Высшие слои общества носили сабо только в промозглую и слякотную погоду, т. к. из-за своей громоздкости этот вид обуви не мог использоваться для выходов в свет. Французские сабо крепились на ноге с помощью металлических обручей.

Великобритания

В Англию сабо попали в XIX веке, намного позднее, чем в остальные европейские государства. Они были распространены среди работников сельских мельниц в северных районах страны.

США и Европа

В ХХ веке клоги возродил голландский дизайнер Ян Янсен (Jan Jansen). Он разработал современную модель в 1969 году. Деревянные башмачки носила легендарная рок-исполнительница Дженис Джоплин (Janis Joplin), а в 70-х годах на волне любви к этнике и стремлению к натуральности сабо стали обязательным атрибутом стиля . Тогда, помимо деревянных моделей, появились легкие клоги на пробковой подошве, а также на платформах из полиуретана, которые в СССР называли «манной кашей». В США были популярны «корки» — сабо производства компании Kork-Ease. Дизайнер (Betsey Johnson) имела около 30 моделей корков.

Швеция

В 2006 году в Стокгольме появились клоги под маркой Swedish Hasbeens. Согласно легенде, это случилось после того, как Эми Бликст (Emy Blixt) и Цилла Вингард Нойман (Cilla Wingård Neuman) открыли магазин second hand, куда попали несколько десятков пар клогов от модницы 70-х Аниты. Дизайн и удобство модели пришлись по вкусу покупателям, и Эми с Циллой решили самостоятельно производить клоги. В 2008 году на церемонии вручения премии Trend Award Gala в Стокгольме марка Swedish Hasbeens была названа года. В настоящее время компания имеет в 16 странах мира. В 2011 году была создана клогов Hasbeens for .

Мир моды

После бума 70-х клоги были надолго забыты миром моды. Модель из кожи пони появилась в конце 90-х в коллекции Marni, но триумфальное шествие по мировым подиумам сабо начали только в 2010-ом — после появления на показах , и . Новые клоги были декорированы заклепками, меховыми кисточками, цветами и камнями. Их стали носить знаменитости: , Эшли Симпсон, Рейчел Билсон, Мишель Уильямс, Миша Бартон и др. Демократичные марки стали выпускать бюджетные варианты обуви на деревянной подошве. В осенне-зимних коллекциях 2010-2011 года клоги были представлены в коллекциях многих : Chanel, и др. Сабо появились даже в коллекции . К 2012 году популярность клогов заметно снизилась, но некоторые бренды по-прежнему предлагают их, правда чаще в далеких от оригинала вариантах.

Сабо в Нидерландах

Особый интерес для исследователей представляет история развития и становления деревянных сабо в Нидерландах. Сабо в этой стране называются кломпены . В период Средневековья такую обувь делали вручную с помощью долота и ножа. В эти времена сабо имели самые разные расцветки, декорировались особыми росписями с изображением сюжетов местных преданий и легенд, а также бытовыми сценами. Неокрашенная обувь у простонародья использовалась в качестве рабочей и стоила очень дешево. Расписные же варианты надевали по праздникам и в выходные дни, а в белых сабо ходили в церковь. Зажиточные голландцы могли позволить себе резные модели сабо на все случаи жизни. Искусный узор украшал всю поверхность обуви, за исключением подошвы. Деревянную обувь в Средние века носили по всей Европе, но национальным достоянием и символом государства она стала только в Нидерландах. За неизменную привычку щеголять в тяжелых деревянных туфлях голландцев даже прозвали «кломпенами». В наши дни национальные голландские сабо не забыты и выпускаются в промышленных масштабах, как в качестве сувениров, так и для носки. Особенно они популярны среди сельских жителей северных районов Нидерландов. С 1988 года в городе Лаакдал существует музей национальных сабо . А для туристов в деревушке Зансе-Сханс организован музей под открытым небом, где представлены различные виды ремесел, в том числе и мастерская по изготовлению деревянных башмачков.

Преимущества сабо

Комфорт. Сабо имеетширокий устойчивый каблук и платформу, которая позволяет защитить ноги от неровностей дороги. Меховая стелька, присутствующая в большинстве моделей, предотвращает скольжение подошвы ног.

Визуальное увеличение роста. За счет достаточновысокой платформы клоги визуально увеличивают рост. Модели бежевых оттенков к тому же позволяют зрительно вытянуть фигуру.

Универсальность. Клоги можно надевать как в теплые периоды, так и в прохладное время года. В Средние Века европейские крестьяне носили деревянные башмаки зимой и летом, т. к. они одинаково защищали от жары и холода. В настоящее время дизайнеры выпускают клоги, предназначенные специально для зимнего, летнего или демисезонного периода.

брюками

  • Клоггинг

На сегодняшний день существует танец «клоггинг», который танцуется исключительно в сабо. Клоггинг (clogging) – это фристайл-танец, зародившийся в горах Аппалачи (Северная Америка). Характеризуется двойным притопыванием и шагами, похожими на чечеточные. Тело остается выпрямленным и неподвижным. Постоянное шарканье одной ногой – основное, что отличает клоггинг от чечетки.

  • Саботаж

Сабо во Франции использовались не только по назначению, но и применялись в качестве символа политической борьбы на протяжении XIX и начала XX века. Исследователи считают, что слово французского происхождения «саботаж» по своей этимологии восходит именно к сабо. Саботажем называлась тактика профсоюзных деятелей, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку работы.

  • Резиновые клоги

В 2009 году появилась новая модель – башмаки из цельного куска резины, внешним видом копирующие дизайн классических клогов. Они быстро завоевали популярность среди фермеров и дачников, т. к. отличаются гибкостью, устойчивостью, водонепроницаемостью и дополнены утепленной внутренней вкладкой.

ТАБИ — носочки с отдельным большим пальцем. Шьются из плотного материала, обычно белого, и застегиваются вдоль щиколотки.

Но лично я видела несколько видов носочков, поэтому буду искать более интересные подробности.

Гэта — японские деревянные сандалии. Выглядят как маленькая скамеечка. У них нет правой или левой. Обычно это просто прямоугольник. Крепятся ремешками по типу современных сланцев, между большим и вторым от него пальцем.

Перекладины (или каблуки) называются «ха» («зубы»).

Гэта монахов:

Существует множество разных видов гэта.

1.吉原下駄 – Ёшивара-гэта или Ёшихара-гэта – обувь жителей Ёшивары, т.е. ойран и таю. Обувь средней торжественности из 2-х равных по высоте каблуков (10 см), у носка каблук (зуб) широкий.

2. ぽっくり下駄 Поккури-гэта, 木履 Поккури, Коппори-гэта, おこぼ等々 Окобо тоудоу (чуть пониже обычных) – обувь гейш, майко, гэйко, кабуро, камуро. Платформа 10-20см высоты с прямым углом-скосом к носку.

3. 柳下駄 Янаги-гэта – ивовые гэта, в конце 17-го века носили гейши в неторжественных случаях. Чуть округлой прямоугольной формы, на 2-х невысоких каблуках.

4.桐下駄 Кири-гэта – гэта мужские, без каблуков, или с небольшими, вместо лямок иногда полузакрытая форма, темных цветов.

5.助六下駄Сукэроку-гэта,

Фунагата 舟形 — гэта актеров Кабуки с округлой подошвой (лодочка). Хотя там используются и другие виды.
(Вот в этом месте я пока не уверенна, буду исследовать этот вопрос).

6. 右近下駄 Юкон-гэта – наиболее приближенные к привычному образу обуви.

7.日和下駄 Хиёри-гэта, 利久下駄 Тошихиса-гэта – парадная преимущественно мужская обувь, на двух тонких зубах. Иногда обтягиваются кожей. У некоторых видов бывают съемные носки от дождя.


8.鉄下駄 Тэцу-гэта – железные гэта, еще смертоноснее, чем обычно Х) Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). 鬼の下駄 «Они но гэта» иногда называются – «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

9. 高下駄 Така-гэта – следующая изощренная пытка — очень высокие гэта (за 30см) на сплошной платформе (сэри-гэтаせり下駄), внизу иногда имеются веревки по краю подошвы, — против скольжения. Парадная обувь ойран и таю.



А) 二本歯足Нибонха-аши на 2-х зубах – они еще выше.

Б)三本歯足Самбонха-аши,三本足Самбонъаши, 花魁の下駄 Ойран-но гэта – их разновидность, такие же высокие, но платформа состоит из 3-х зубов.


10.一本歯 Иппонха, 厚歯 Ацушиха,天狗下駄 Тэнгу-гэта – для тренировки опять же сюгэндо, ходьбы священников и воинов-священников (ямабуши). По преданию, были даны аскетам самими тэнгу, их учителями для практики ловкости. Бывают высокими, тогда к названию добавляется иногда така-гэта.



11. 田下駄 Тагэта – гэта эпохи Яёй, т.е. самые древние (что опровергает версию пришествия гэта из Китая), использовали крестьяне.


12. 下駄スケートГэта – сукээто – гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.



13. 八ツ割 Яцувари – бамбуковые/пробковые мягкие гэта с нарезанной пластформой.

Ну и немного гэта-позитива 🙂

«Шпилькой в глаз и весь сказ…»





Сипатишный просто 🙂

Варадзи — те самые плетеные шлепочки. Обувь без каблуков.

Они делаются из соломы. Например, рис, конопля, ячмень, пальмовое волокно и т.д.

Дзори 草履 — Сандалии на танкетке. Крепятся, так же, как гэта. Чаще всего используются в парадном костюме. Их делают из кожи, соломы или, сейчас уже прогресс до всего дошел, из синтетических материалов. Это так же и домашний вариант варадзи. Кроме того, в отличие от гэта, дзори делались для правой и левой ноги.



Зачастую, для креплений используют полоски ткани.

Вот еще современный вариант дзори:

Статья дополнена, но еще не дописана. Я пока беру из разных русскоязычных источников, но залезая на японские, вижу некоторые расхождения. Так что я пока выложу все, что найду на наших «просторах», а потом буду вести неравные бои с кандзи. Сейчас у меня здесь часть информации взята из википедии, а часть у этого автора http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post153252883. Те, кто ищет проверенную информацию, оставайтесь со мной. Позднее я обязательно доберусь до первоисточников. Это мое правило.
Сейчас роюсь в истории «пришествия» гэта в Японию.

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом.
Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси.

Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.

Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.

Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта - верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.


Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.


Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.

Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.

Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.

Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно

Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Гэта
При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены.
(1)

Яки-гэта
Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью
. (1)

Сэтта
Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.
(1)

Поккури
Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям.
(1)
Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии - твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.

Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки - ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.
.

Дзори
Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.
(1)

Нива-гэта
Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду.
(1)

Ама-гэта
Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи.
(1)

Таби
Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.
(2)

Дзика-таби
У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.
(2)

“Диетические тапочки”
У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье.
(3)

“Сандалии, полезные для здоровья”
На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.


“Лечебные гэта”
Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность.
(4)

Резиновые дзори
Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.


Увабаки
В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.