Ювелирные украшения проба. Что такое проба. Какие бывают пробы. Что означают проставленные на золоте цифры

Добавить сайт в закладки

Именник в ювелирных изделиях России

Именником называют символ производителя, который ставится юридическим лицом либо ИП на произведенной ими продукции (или после осуществления реставрационных работ).

В нем скрыта информация о том, когда и кем украшение было произведено, а также сведения о госинспекции, в которой зафиксирован производитель.

С 2001 года первым символом в каждом именнике является заглавная русская буква. Тогда это была буква «А», в 2002, соответственно, «Б» и так далее.

Первая буква символизирует дату производства, следующая — символ инспекции, затем идут буквы как знак мастера.

В 1918 году на все серебряной продукции проставляется один именник, а именно [Платин Прибор].

С 1923 года в течение трех лет на все ювелирные изделия были нанесен именник [МЮТ].

1936 год ознаменовался началом применения собственных именников.

С 1986 года абсолютно все изготовители украшений (учреждения и ИП) должны наносить свои личные именники на производимых ими изделиях. Знаки проходят регистрацию и утверждение Министерством финансов нашей страны (Пробирной палатой). Каждый год все изготовители украшений фиксируются в списке российских производителей.

Все символы именника должны находиться в пределах одного контура. Внешний вид контура (единый для всех производителей) и буквы устанавливает госинспекция. Его отпечатки и пробы, как правило, находятся внутри колец, на застежке клипс, брошек и цепей, на ушке кулонов.

1953 год был ознаменован прибавлением к именникам всевозможных знаков (чисел, букв, точек на разных участках), благодаря которым можно правильно установить дату производства российских украшений. Например, 1985 год обозначается так: , а 2000 так: .

Профессионалам достаточно одного только взгляда на именник, чтобы понять, кем произведено украшение. Специалист всегда легко определит, что перед ним находится подделка. Изделие может быть подделкой, если на нем нет клейма. И его качество в таком случае, скорее всего, будет низким.

Регистрация именника

Госинспекция имеет полномочия регистрировать и перерегистрировать именники заводов, имеющие свои определенные адреса и привязанных к этой инспекции, т.к. существует территориальное разграничение.

Однако ФКУ «Пробирная палата России» может позволить госинспекции снабдить необходимыми документами производителя, не подпадающего территориально под ее влияние.

Для того чтобы зарегистрировать именник впервые или вторично, производитель должен привезти в гос.инспекцию ксерокопии свидетельства, карты постановки на учет, где прописаны такие виды работ, как изготовление украшений, починка часов и украшений, изготовление деталей для часов и их механизмов и самих часов.

За регистрацию и регулярную перерегистрацию клейма необходимо платить государственный налог.

Перерегистрация именника представляет собой официальное подтверждение какого-либо одного из элементов. Она осуществляется каждый год, и в нем шифруется дата.

Чтобы пройти эту процедуру, производитель российских украшений должен предоставить оттиски его рисунка, сделанные на полированной поверхности. Каждый оттиск именника ставится, если он будет наноситься разными способами (лазерным, электроискровым, а также механическим).

Если именник будет в плохом состоянии (неразборчивый шрифт, плохая поверхность, расплывчатость, несовпадение с эскизом и т. п.), госинспекция может отказаться проводить процедуру регистрации.

Когда именник становится неактуальным, от него нужно избавиться.

Если информация о юридическом лице либо ИП поменяется и это будет отражено в специальной карте, шифр будет по-прежнему в распоряжении производителя, но в некоторых случаях может аннулироваться и не использоваться до января следующего года.

О завершении работ, связанных с производством (реставрацией/починкой) ювелирных украшений, производители должны в кратчайшие сроки информировать госинспекцию.

Кто устанавливает стандарты для клейма?

Эта задача возложена на ФКУ «Пробирная палата России». Она может разрешить производство государственных проб, совмещенных с клеймами для того, чтобы наносить их масочным способом.

Именник содержится в государственном пробирном клейме. Кроме того, туда входит символ шифра ИПН, пробы, удостоверения. Они могут наноситься и вместе в едином контуре, и отдельно.

Из истории клейм

Зимой 1899 года был введен новый закон, регулирующий клеймение, и в российских городах стали использовать клеймо, на котором было изображено лицо девушки в кокошнике сбоку с левой стороны. Недалеко от этого изображения ставились первые буквы имени и фамилии управляющего пробирной территорией, а в некоторых случаях — числа золотниковой пробы.

В 1908 году в клеймо были внесены некоторые изменения. По всем пробирным территориям продолжали использоваться те же рисунки лица девушки, но теперь сюда добавились греческие буквы: разные для всех пробирных территорий. Проба осталась золотниковой.

В 1927 году лицо девушки заменили рисунком работника с молотком. Когда в российских городах стала использоваться метрическая система, появился новый метод, где шифровалось число тысячных долей драгоценного металла в сплаве: в клейме фиксируется шифр пробирной организации (греческая буква). Используется данная система и сегодня.

Летом 1958 года начали использоваться клейма, представляющие собой объемные серп и молот или звезду с пятью концами. Впервые начинают применять русскую букву вместо греческой.

В 1994 году в российских городах вступили в силу новые клейма, которые используются и по сегодняшний день. На них нарисовано лицо девушки в кокошнике сбоку с правой стороны. Шифр проставляется русской буквой. Существует около 20 пробирных инспекций, и у каждой из них собственная буква.

На сегодняшний день на всех российских украшениях должен быть отпечаток именника завода-производителя, зафиксированного в российской пробирной палате и клеймо, проставленное так, как это прописано в правилах клеймения ювелирных украшений. В отпечатке именника завода-производителя должно быть максимум 4 символа.

В документах, сопровождающих изделие, обычно бывает указан участок и метод нанесения.

Оттиски на продукции из золота и серебра проставляются в соответствии с требованиями Правил клеймения продукции. Отпечаток клейма должен быть разборчивым, четким, так, чтобы можно было без труда рассмотреть все его детали, как и контур рамки.

К браку не относятся:

  • смещение отпечатков клейма относительно отпечатка именника завода-производителя;
  • небольшое повреждение поверхности на участке отпечатка клейма.

В некоторых российских изделиях имеются вставки из дорогих камней, на которых тоже могут быть клейма. Заводы-изготовители бриллиантов клеймят камни.

Как прописано в «Правилах продажи отдельных видов товаров», все продающиеся ювелирные изделия (это касается ложек)

Для заполнения ярлыка используется типографский шрифт. Можно делать это синей либо черной ручкой. Таким образом, на каждом украшении должно быть клеймо, отпечаток именника завода-производителя и ярлык.должны быть оснащены ярлыком, содержащим реквизиты. Заполняет его завод-производитель либо торговое учреждение, ориентируясь на российский Отраслевой стандарт.

Современные стандарты

Именники и клейма на продукции из серебра

Для серебряных изделий предусмотрены золотниковая, метрическая и лотовая пробы. Если украшение произведено в конце позапрошлого и прошлом веке, клеймо будет золотниковым. Если же оно было сделано до конца позапрошлого века, то на него были нанесены римские числа, иначе говоря, лотовая проба.

Именники и клейма на деньгах и наградах

В 1997 году было принято решение клеймить все деньги (не участвующие в денежном обращении) и награды (не правительственные) в пробирной инспекции.

Именники и клейма на предметах, привозимых из стран СНГ

Все предметы, сделанные из дорогого сырья, привозимые в нашу страну из государств СНГ, произведенные до зимы 1992 года с отпечатками старых клейм, разрешено не клеймить заново. Их можно продавать в первоначальном виде. В том случае, если украшения произведены позже либо на них проставлены национальные клейма, то их необходимо клеймить заново.

Если украшение легкое либо дорого стоит, то выдается документ, где прописан вид сырья, проба, вес и прочие детали.

Именники и клейма на зарубежной продукции

Что касается украшений и ложек, которые привозят в нашу страну из-за границы, то на них обязательно нужно проставлять клейма заново. Для осуществления этой процедуры необходимы определенные сопроводительные бумаги.

Если на изделиях проставлено «gold-feld», можно не сомневаться, что они сделаны из сплава и покрыто золотом. Изготовитель прописывает пробу драгоценного металла и толщину его слоя. В том случае, если изделие, покрытое золотом, произведено на немецком заводе, то на нем пишется слово «Goldmult», что можно перевести как «нарисовано с помощью золота».

Методы проставления именников и клейм

  • Механический: отпечатки клейм проставляются на продукции с помощью ударов (для этого используется молоток или специальное оборудование для клеймения). Отпечатки ставятся и внутри, и снаружи. Кроме того, применяются подставки, совпадающие по форме с украшением;

Это самый популярный метод.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, сделаны на века.

Минусы: при клеймении украшение может пострадать (после удара молотка по нему его форма немного изменится).

  • Электро-искровой: отпечатки клейм проставляются на украшениях клеймами-электродами из меди с помощью специальной установки. Отпечаток получается с помощью искры. Все это делается в воде, под током;

Таким способом клеймится более 300 украшений за рабочий день.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, прослужат долго. Клейма таким способом можно проставлять на украшениях необычных форм, а также на полых изделиях.

Минусы: единственный недостаток заключается в том, что нужно дольше готовиться к проведению процедуры. Если на изделии есть даже малозаметные поры, неровности или недостатки литья, то такой способ уже недопустим.

  • Лазерный: производится на лазерной установке. Применяются клейма-маски. По краям клейма пунктирная линия. Украшение должно быть надлежащим образом подготовлено к процедуре.

Меньше четверти украшений клеймятся этим методом (более 500 украшений за рабочий день).

Плюсы: отпечатки разборчивые. Можно клеймить разные поверхности (выгнутые, вогнутые, плоские).

Скоро появится новый метод, основанный на применение пишущего лазера.

Красота спасет мир! Эта фраза замечательно подходит к обсуждению ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Используя эти дорогие комплектующие, настоящий ювелир способен создать сплав в любых пропорциях. Но после изготовления украшения из такого сплава, трудно оценить его и сравнить с другими похожими драгоценностями. Для этих целей в 17 веке ювелиры для украшений стали применять специальные критерии, такие, как пробы золота, дающие возможность идентифицировать изделия по содержанию драгоценного металла, наличию дополнений других элементов, цвету.

Что такое пробы золота

Соотношение основных металлов в сплаве определяет его качественный показатель. К этим металлам относятся золото (аурум), серебро (аргентум), медь (купрум). Законодательством РФ установлена обязательность клеймения любых сплавов на основе драгоценных металлов. На украшениях делается оттиск, указывающий качество сплава. Этот оттиск называется пробой или клеймом. Исторически сложилось так, что клейма в разных странах мира соответствовали используемым весовым стандартам. Метрическая система показывает содержание в частях золота чистотой 99,99% в 1000 частях сплава.

Каратная система проб

Абсолютно чистым признается золото с содержанием 99,99% в сплаве. В каратной системе этому показателю установлено обозначение 24к. Далее, по убывающей, используются стандартные 23к, 22к, 18к, 14к, 12к, 9к, 8к значения карат. Что означает проба на золотых изделиях в каратах? Украшение в 18 карат означает, что в 24 частях сплава находится 18 частей чистого желтого металла. Данная система используется в США, Канаде, странах Азии и некоторых европейских странах.

Золотниковая система проб

Исконно русской является золотниковая система, введенная в 1798 году в правление российского императора Павла Петровича. Ее основой стал используемый в тот период стандарт веса – русский фунт, состоявший из 96 золотников. При установке клейма в 96 золотников содержание золота в пробируемом сплаве составляло 99,99%. Далее этот показатель уменьшался до 36 золотников. Для перевода из золотниковой системы в каратную, необходимо показатель клейма разделить на 4.

Пробирные клейма России и зарубежных стран

С середины 17 века на Руси для клеймения золотых и серебряных изделий началось применение двуглавого орла. Содержание чистого золота, в этот период равнялась 83–85%, что соответствовало чистоте привозных золотых монет талеров или ефимков, из которых изготавливались ювелирные украшения. Узаконено клеймение золотых предметов на Руси было царским указом при Петре Первом в 1700 году. В России наибольшее распространение получила 56 проба, что соответствует современной 585.

В этот период для клеймения использовались гербы городов и количество золотников в лигатурном фунте. С 1899 года для клеймения используется женское лицо в кокошнике, которое в 1927 году было заменено профилем рабочего с молотом, а с 1957 года серп и молот на фоне пятиконечной звезды. В азиатских странах для клеймения использовались иероглифы. В Европе – гербы стран и городов с указанием пробы в каратах. Вид обозначения клейма не должен сильно отличаться для разных производителей.

Какие бывают пробы золота

В жизни нам встречаются украшения из этого «презренного» металла (серьги, цепочки, кольца) разного цвета. Дополнительные включения в драгоценный сплав других металлов называется лигатурой. Предметы, в зависимости от содержания в сплаве лигатуры, приобретают зеленый, красный, оранжевый, желтый, платиновый и белый цвет. Основным содержание лигатуры являются серебро, медь, платина (палладий), цинк. В неблагородных сплавах белого цвета вместо платины используется никель. Какой пробы бывает золото, важно знать покупателю перед походом в ювелирный магазин.

999 проба

Высочайшим по содержанию является 999 показатель качества. Данный сплав содержит 0,01% примесей. Это практически чистое золото. Для изготовления ювелирных изделий такой сплав не применяется, поскольку подвержен деформации, имеет тусклый желтый цвет. Данный сплав применяется при создании банковских слитков различного веса для реализации инвесторам, желающим сохранить денежные средства или заработать на росте стоимости драгоценных металлов.

Во все времена благородный металл всегда был в цене. В периоды финансовых кризисов спрос на него и другие драгметаллы резко поднимается. Их котировки на всех мировых биржах являются основными экономическими индикаторами. Банковские слитки продаются всеми банками мира и включены в депозитные портфели крупных и мелких инвесторов, а украшения во все времена придавали женщинам возможность выглядеть богатыми и красивыми.

925 проба

Клеймению подлежат предметы не только из золота, но и из серебра. Если на изделии стоит 925, это означает, что перед вами серебряное украшение высокого качества. Количество чистого серебра в нем равно 92,5%. В качестве лигатуры вместе с серебром используются германий и кадмий для поддержания первоначального блеска и отсутствия потемнения украшений со временем. Эти добавки использовались старинными мастерами, они придают серебряным шедеврам великолепный вид.

875 проба

Метка на ювелирном украшении 875 говорит о максимальном проценте серебра в размере 87,5%. Предметы из этого металла являются популярными. Его всегда старались подделать. Возможные варианты замены серебра включают сплавы свинца, алюминия, цинка. Для придания серебряного блеска подделки покрывают чистым серебром. При покупке украшений из драгметаллов обращайте внимание на наличие номера клейма на всех деталях подвески, цепочки или кольца. В магазине драгоценности должны продаваться только при наличии на них пломбы с прикрепленным паспортом завода-изготовителя.

750 проба

Для простоты понимания, что означает проба на золоте, следует мысленно разбить изделие на 1000 частей или долей. Цифры 750 означают, что в данном изделии 750 частей чистого драгметалла. Это высшая проба золота в ювелирных изделиях, используемых в промышленности. 75% золота в сочетании с медью придают предметам из этого сплава характерный красноватый оттенок. 18 каратный сплав широко применяется для создания украшений в азиатских странах, оно используется для создания позолоты мужских и женских аксессуаров.

585 проба

Самые распространенные в промышленных масштабах золотые пробы – 585. Чистое золотое содержание в этом сплаве 58,5%. Лигатура в ней делится в соотношении серебра к меди, как 1 к 4,3. Это установленное опытным путем соотношение объема золота и добавок. Ювелирные украшения с меткой 585 имеют красивый цвет и блеск. Из этого сплава в нашей стране изготавливают подвески, цепочки, кольца, серьги, броши и браслеты. Для уменьшения вероятности подделки на предметах из этого сплава электроискровым или лазерным методом ставится клеймо 5S5. Его сложнее подделать, чем простой оттиск.

583 проба

В первые годы Советской Власти после 1927 года применялось клеймо 583. Это золотой стандарт Советского Союза. Большинство колец и серег, доставшихся нам по наследству от родителей, этого качества. В послевоенный период в Европе широко использовалось золото в 14 карат. Если 14 разделить на 24 и умножить на 1000 получится 583. Из этого сплава изготовлено большое количество обручальных колец, украшений с бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями. В 2000 году стандартом России стало клеймо 585.

500 проба

При равенстве содержания желтого металла и лигатуры проба становится равной 500. Для промышленных целей этот стандарт не применяется, но в производстве частными мастерами этот качественный состав сплава используется. Украшения из него с оригинальным исполнением или со специальной тематикой получают возможность быть полноценно оцененными. За рубежом из сплава 500-го качества изготавливаются броши, запонки, портсигары.

385 проба

Золотые украшения с качественным показателем 385 содержат более половины своего объема дополнительных материалов. При увеличенном содержании меди украшения получают красноватый оттенок. Серебро в сплаве придает изделиям белесый или даже светло-белый цвет. С целью изготовления ювелирных украшений применяются сплавы с хорошей ковкостью и низкой температурой плавления. Эта температура для аурума составляет 1080 градусов Цельсия, для серебра - 1550, для платины - 1780. Для уменьшения температуры плавления применяют в сплаве цинк.

375 проба

Самым дешевым для изготовления золотых ювелирных украшений является сплав качества 375. Большое количество меди и серебра в нем приводит к быстрому окислению и появлению темных пятен. При наличии мелких деталей восстановить первоначальный вид трудно. Такой сплав стоит недорого, и предоставляет возможность изготавливать массовые дешевые ювелирные изделия. Сколько существует ювелирное производство, столько и действуют организации занимающиеся стандартизацией, учетом и контролем за оборотом драгоценных металлов. В РФ этим занимается Пробирная палата России.

Пробы золота в СССР

В СССР для изготовления ювелирных и обрядовых изделий и полуфабрикатов из благородных металлов применялся ГОСТ 30649-99, устанавливающий следующие виды проб золота:

Серебро, %

Платина, %

Какая проба золота лучше

Соизмеряя цену и внешний вид ювелирных изделий, большое распространение в европейских странах получила 585 проба. Украшения из нее долгое время сохраняют первоначальный вид. Стоимость таких товаров ниже, чем изделий из 22 и 24 каратного аурума арабских шейхов. Температура плавления с учетом использования цинка невысокая. Клеймо на золотых изделиях пробивается на невидимых при использовании участках – внутри колец, на застежках цепочек и серег. В наше время самыми изысканными и элитными считаются ювелирные изделия итальянских мастеров.

Самая дорогая проба золота

Высший показатель качества в ювелирных изделиях в метрической системе у червонного золота с чистотой 99,99%. Химически чистое, 24 каратное золото нашло широкое распространение в арабских странах. На ювелирных рынках Дубая можно увидеть украшения огромных размеров и ярко-желтого цвета. Этому есть историческое объяснение. История промышленности в этих странах более скромная, чем в Европе. 50 лет назад на их месте была пустыня, с кочующими по ней бедуинами. Украшения изготавливались вручную, а их размеры должны были подтверждать обеспеченность их хозяев.

Видео


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Способы распознания поддельных украшений

Для начала необходимо рассмотреть драгоценность. На ней должна быть специальная маркировка, которая отвечает за подлинность золота. Должна быть выбита проба или масса в каратах. Для облегчения осмотра желательно воспользоваться лупой. На антикварном металле не всегда можно различить клеймо. В современном мире научились пробу ставить и на фальшивом золоте, поэтому такой метод не всегда удачный.

Со временем золотое напыление стирается. Необходимо смотреть на края изделия. Если на местах потёртости заметен другой металл, изделие состоит не полностью из золота.

Проверка изделия на прикус

Раньше часто показывали фильмы, где золотые монеты проверяли на «зуб». И не зря. Ведь так можно проверять не только монеты, но и золотые украшения. Например, кольцо или серьгу. Изделие необходимо прижать зубами. Теперь посмотрите на него. На настоящем золоте останется след от зубов. Чем глубже прикус, тем выше проба. Однако, нельзя забывать, что свинец очень мягкий, поэтому на нём тоже останутся следы.

Керамическая проверка

Фальшивое золото при помощи данного способа легко обнаружить. Этот тест необходимо проводить очень аккуратно, так как его легко поцарапать. Для этого понадобится неглазированная керамическая тарелка, то есть ничем не покрытая. Проведите по ней золотом, с лёгким нажимом. Что видно? Золотая полоса - изделие натуральное, чёрная - украшение фальшивое.

Магнитная проверка

Для начала необходимо приобрести магнит. Тот, что вешается на холодильник, сильно мягкий и для теста не подойдёт. Магнит должен быть настоящий, тяжёлый, который взаимодействует с металлом. Золото никогда не притягивается. Поэтому смело подносите драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит вы держите настоящую подделку. Бывают случаи, когда добавляют в изделие магнитопассивный компонент. Тогда можно и перепутать золото с подделкой. Как отличить золото в таком случаи? Попробуйте следующий способ.

Применение азотной кислоты

Азотная кислота поможет определить фальшивое золото от настоящего. Для этого необходимо поместить изделие в металлическую посуду без пятен. Далее нужно с пипетки капнуть азотную кислоту на изделие. Если золото поменяло цвет и стало зеленоватым, значит вы проводите опыт с обыкновенным металлом. Молочный оттенок приобретает позолоченное изделие. Если золото настоящее, тогда не произойдёт никакой реакции.

Звуковой тест

Если взять и бросить золотое изделие на поверхность стола, тогда настоящий металл прозвучит звонко, как хрусталь. Для такого опыта подойдут кольца, серьги, но недлинные украшения (цепочки, браслеты).

Уксусная проверка

Налейте в ёмкость немного уксуса и поместите туда украшение. С настоящим золотом ничего плохого не случится, а вот подделка через две минуты потемнеет.

Тест при помощи йода

Йод - очень хорошая проверка на подлинность украшения. Для этого необходимо всего одну каплю нанести на внутреннюю сторону изделия. Золото останется неизменным. Фальшивое украшение потемнеет. Оно может стать как светло-серым, так и чёрным.

ЛЮБАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО НА ПОВЕРХНОСТИ УКРАШЕНИЯ. ВНУТРЕННОСТЬ ПРОВЕРЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОТОВ РАЗРУШИТЬ ИЗДЕЛИЕ.

Как отличить золото от подделки можно спросить и у экспертов, которые помогут быстрее и с помощью нескольких способов определить, настоящая ли драгоценность. Позолота - это почти настоящий металл.

Определяем позолоту

Многие потребители интересуются: «как отличить золото от позолоты?». При малейших знаниях это сделать несложно. Обычно на позолоту пробу не ставят. Золотой сплав не сможет лечь поверх металла. Ляжет исключительно только настоящий благородный металл. Если вы увидели изделие с пробами: 585, 750, 350, 500 - это золото с добавлением примесей. На чистом драгоценном металле может быть проба только одна - 999. Если применялась золотая фольга, тогда могут поставить и другую пробу, кроме тех, что ставят на настоящем металле.

Важно! Проба не всегда гарантирует достоверность изделия. Иногда можно увидеть небольшие царапины. Часто это означает, что изделие не полностью золотое, а только замочек на изделии или около него. Всё остальное может оказаться позолотой.

Чтобы самостоятельно проверить украшение, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным.

Еще для проверки подойдёт ляписный карандаш. Он продаётся в любой аптеке. Место соскоба необходимо смочить водой и провести по нему карандашом. Любой металл кроме золота потемнеет.

Можно провести простой опыт для проверки золота. Включить конфорку и сильно разогреть над ней изделие (300-400 градусов). Затем быстро бросьте его в холодную воду. Золото не изменится, а вот на другом металле появятся разводы.

Никогда нельзя приобретать золото в сомнительных заведениях и магазинах. Это должны быть специализированные ювелирные отделы, где имеются сертификаты качества и работают специалисты. Ведь некоторые недобросовестные продавцы ссылаются на то, что за границей проба не ставится. Верить этому нельзя. Любой ввоз золотых украшений не разрешается без клейма и соответствующих документов.

Иногда попадаются изделия, на которых стоит 583-я проба. Многие о ней не знают. Эти украшения сделаны в советские времена и подделки таких изделий крайне редки. Поэтому, если вам попадётся 583 проба, не пугайтесь.

Распознаем медь

Знаменитый учёный Аристотель считал, что лучше всего различить медь от настоящего золота, попробовать и то, и другое на вкус. Если попить воду из металлического кубка, в котором содержится медь, тогда привкус будет металлический. Золотой кубок не отдаёт никаким вкусом.

Медь имеет свойство окисляться при взаимодействии с кислородом, то есть на воздухе. Поэтому она в отличие от золота со временем потемнеет.

Имитация золота

Для фальшивых золотых украшений применяются разнообразные сплавы.

Алюминиевая бронза, которая напоминает по цвету золото. Этот сплав состоит на 90% из меди и на 10% из алюминия.


Монета из алюминиевой бронзы.

Бельгика - сплав похож на платину. В его состав входит железо около 74%, приблизительно 16 % хрома, а никеля почти 9 %.

Мозаичное золото, куда входит почти 70 % меди и 30 % цинка. Даёт оттенок самородного золота.


Изделие из томпака.

Томпак - этот сплав очень похож на настоящее золото. Его часто привозят туристы с Турции, с Израиля или Китая. Если не знаете, как отличить золото, лучше не покупайте его в данных странах.

Таких сплавов огромное количество. Благодаря таким материалам и научились имитировать настоящее золото. Чаще всего его перевозят контрабандным путём. Подделка золота - очень распространённое явление. Старайтесь не попасть в «ловушку».

Как избежать мошенничества?

Чтобы не купить подделку необходимо придерживаться несложных правил.

Не стоит покупать золотые украшения у торговцев на рынках, в сомнительных ларьках, где нет соответствующих документов. Продавцы очень часто предлагают подделки.

Не доверяйте своей интуиции, ведь она может подвести в самый неподходящий момент. Не смотрите, что изделие слишком дешёвое - это не значит, что оно качественное. Золото должно быть с пробой в обязательном порядке, даже если делается на заказ.

НЕ ПОКУПАЙТЕ БИЖУТЕРИЮ, В СОСТАВЕ КОТОРОЙ СПЛАВ ТИТАНА С ЗОЛОТОМ. ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОНИ НАПОМИНАЮТ ЗОЛОТО 585 ПРОБЫ, НО СКОРЕЕ ВСЕГО В НИХ НЕТ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА.

Если на изделии стоит проба или висит бирка - это не даёт гарантию содержания желтого металла. Плохо разбирающийся потребитель не всегда сможет различить подделку даже при помощи многочисленных опытов.

Если покупатель знает настоящую цену изделия и вдруг увидел такое же, но дешевле - это не всегда означает, что встретилась подделка. Необходимо обращать не только на внешние данные, но и на размер, вес и производителя. Именно от этих данных цены и варьируются. Также можно попасть и на качественную подделку, которую крайне сложно отличить от настоящего драгоценного металла.

У каждого ювелирного профессионала есть специальное оборудование, с помощью которого можно определить качество и цену металла. Конечно же, самый простой способ узнать, как отличить золото например от меди - это совет с профессионала своего дела. Пусть услуга будет платная, зато человек будет уверен в подлинности драгоценностей.

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.