Задания егэ теме семейное право. Семья и брак. семейное право. Алименты за прошедший период

Тест № 1 по обществознанию по теме «Семейное право». 11 класс.

1.Нормы семейного права применяются

А) если необходимо определить размеры алиментов

Б) если нарушены правила поведения в общественных местах

В) в случае забастовки шахтёров

Г) в случае обмена жилой площади

2. Брачный договор не может

А) устанавливать права и обязанности супругов по взаимному содержанию

Б) регулировать личные неимущественные отношения между супругами

В) устанавливать способы участия супругов в доходах друг друга

3. Супруги Л. обратились к нотариусу для удостоверения брачного договора. Какие иные действия выполняет нотариус?

А) составление жалоб, заявлений правового характера

Б) представление интересов доверителя в органах местного самоуправления

В) выдача свидетельств на право собственности Г) принятие на хранение документов

Д) проведение проверки соблюдения налогового законодательства

Е) засвидетельствование верности документа

4. Социальные права граждан РФ

А) на равенство перед законом и судом

Б) на защиту семьи В) на судебное решение при лишении имущества

Г) на запрет произвольного лишения жилища Д) на определение своей национальной принадлежности Е) на защиту своей чести и доброго имени

5. В органах ЗАГС осуществляется

А) расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей

Б) расторжение брака при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей

В) расторжение брака при отсутствии согласия на это одного из супругов

Г) признание брака недействительным

6. Верны ли суждения?

А) при расторжении брака подлежит разделу имущество каждого из супругов

Б) при расторжении брака не подлежит разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей

7. Приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».

1) семья 2) политическая партия 3) акционерное общество 4) орган власти 6) орган самоуправления 7) принуждение

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда.

8. Верны ли суждения?

А) В РФ каждый из супругов свободен в выборе профессии, рода занятий

Б) В РФ каждый из супругов не свободен в выборе места пребывания и жительства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Тест № 2 по обществознанию по теме «Семейное право» . 11 класс.

1.Установите соответствие:

Отрасли права: Виды права:

А) финансовое 1) публичное

Б) трудовое 2) частное

В) семейное

Г) административное

Д) уголовное

2. Установите соответствие:

Примеры нормативных правовых актов Виды нормативных правовых актов

А) указ Президента РФ 1) законы

Б) локальный нормативный акт 2) подзаконные акты

В) Семейный кодекс РФ

Г) постановления Правительства РФ

Д) Уголовный кодекс РФ

3. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

А) В соответствии с Семейным кодексом РФ при устройстве детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей, предпочтение отдаётся семейным формам воспитания.

(Б) Приёмной семьёй считается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребёнка. (В) Она образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. (Г) Представляется, что приёмная семья в силу договорного характера отношения отличается от других форм воспитания ребёнка, оставшегося без опеки и попечительства родителей. (Д) В России к началу 21 века насчитывается около 1000 приёмных семей.

4. Верны ли суждения?

А) при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак с 16 лет

Б) В исключительных случаях, с учётом особых обстоятельств, может быть разрешено вступить в брак лицам, не достигшим 16-летнего возраста

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

5. Верны ли суждения?

А) В РФ не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными

Б) В РФ не допускается заключение брака между лицами, если один из них признан судом недееспособным вследствие психического расстройства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4 неверны оба

6. Верны ли суждения?

А) В РФ заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак

Б) В РФ заключение брака производится по истечении двух месяцев со дня подачи вступающими в брак заявления в органы ЗАГС.

7. Верны ли суждения?

А) В РФ расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС.

А) В РФ расторжение брака осуществляется я в судебном порядке

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Тест № 3 по обществознанию по теме «Семейное право». 11 класс.

1.Супруги К. составили брачный договор? При его нотариальном удостоверении выяснилось, что не все условия, предложенные супругами, могут быть внесены. Какие условия не могут быть включены в этот брачный договор?

А) Земельный участок, приобретенный женой до вступления в брак, в период брака в случае его расторжения является совместной собственностью

Б) Муж обязывает жену оставить работу и заниматься ведением домашнего хозяйства за то, что представляет ей содержание

В) В случае развода супругов их ребенок остается с матерью

Г) Ювелирные украшения, приобретенные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения брака собственностью жены

Д) Муж обязывает супругу не вести праздного образа жизни

Е) Автомобиль, приобретенный супругами во время брака, является в период брака совместной собственностью супругов, а в случае его расторжения – собственностью мужа

2. Верны ли суждения?

А) В РФ расторжение брака в судебном порядке производится при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей

Б) В РФ расторжение брака в судебном порядке производится при отсутствии одного из супругов на расторжение брака

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

3. Верны ли суждения?

А) брачный договор может быть оформлен и до государственной регистрации брака.

Б) Брачный договор может быть оформлен в любое время в период брака.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

4. Верны ли суждения?

А) Отдельно проживающий родитель вправе принимать участие в воспитании ребенка

Б) Отдельно проживающий родитель обязан принимать участие в воспитании ребенка.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5. Верны ли суждения?

А) Дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь

Б) Дети обязаны содержать своих родителей, если они нетрудоспособны

6. Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы с

А) 8 лет Б) 10 лет В) 14 лет г) 16 лет

7. Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

А) Отец, являющийся владельцем фирмы, принял на работу своего сына

Б) Брат и сестра создали семейное предприятие по проведению свадебных торжеств.

В) Мать, злоупотребляющая алкогольными напитками, была лишена родительских прав

Г) Отчим подарил пасынку автомобиль

Е) Супруги по соглашению произвели раздел общего имущества

Ж) Орган опеки и попечительства предъявил иск о взыскании алиментов на несовершеннолетнего сына к его родителям

8. Верны ли суждения?

А) Брачный договор может быть изменён по требованию одного из супругов в любое время

Б) Брачный договор подлежит нотариальному удостоверению

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Ответы по тесту семейное право

тест по истории СССР 1945-1953гг.

Тест по истории «СССР в 1945 – 1953гг.». 11 класс.

1.Что тало одним из последствий смерти Сталина?

А) фабрикация «ленинградского дела»,

Б) проведение массовой амнистии

В) начало кампании против космополитизма в СССР

Г) разрыв отношений между СССР и Югославией

2. Что стало одним из последствий начала «холодной войны»?

А) образование двух германских государств – ФРГ и ГДР

Б) создание Организации Объединённых Наций

В) советско-японская война

Г) введение в СССР всеобщей воинской обязанности

3. Что предусматривал план Маршалла, разработанный в США в 1940-х гг.

А) предоставление экономической помощи западноевропейским странам

Б) создание военной организации стран Запада

В) создание в США атомной бомбы

Г) участие войск США в корейской войне

4. Укажите событие, обозначавшее начало «холодной войны»

А) Карибский кризис

Б) приход к власти в Китае коммунистов

В) разрыв отношений между СССР и Югославией

Г) речь У. Черчилля в г. Фултоне

5. Причина возникновения «холодной войны»

А) разрыв отношений между СССР и Югославией

Б) отказ СССР от принятия плана Маршалла

В) расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской коалиции

Г) начало корейской войны

6. Быстро восстановить разрушенное войной хозяйство СССР удалось благодаря

А) финансовой помощи западных стран

Б) усиленной эксплуатации национальных окраин

В) расширению экономического сотрудничества социалистических стран

Г) энтузиазму и самоотверженности советских людей

7. По поручению Советского правительства работу над созданием ядерного оружия курировал А) Л.М. Каганович Б) Л.П. Берия В) Жуков Г.К. Г) Г.М. Маленков

8. Понятие «холодная война» подразумевает

А) активную идеологическую и военно-техническую подготовку противостояния сторон к вооружённому противоборству

Б) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

В) экономическую помощь одной стороны другой при сохранении идеологических противоречий

Г) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

9. В 1946 г. объём производства в СССР снизался по сравнению с 1945г., потому что

А) в стране разразился широкомасштабный голод

Б) прекратились поставки по ленд-лизу

В) осуществлялась структурная перестройка экономики, связанная с переводом её на мирные рельсы

Г) произошёл отход от принципов плановой экономики

Рады снова приветствовать, читатели нашего блога!

Работа, которую мы сегодня Вам представим, расскажет об основах семейного права. Данная отрасль является частной отраслью, которая регулирует вопросы частной жизни. Семья — круг людей, объеденных совместным бытом, браком, родством или, например, усыновлением (удочерением). Семья — это наиважнейший институт общества, который выполняет ряд функций и задач жизненно важных для социума.

Семейные отношения, регулируются не только установленными традициями, обычаями и нормами морали, но и еще нормами права. Отрасль права регулирующая семейные правоотношения называется семейным правом. !Семейное право — это система правовых норм, регулирующих личные и производных от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.!
Семейное право характеризуется по следующим критериям:
основные источники (Конституция РФ (ст.38, 39), Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка и т.д.);
субъекты семейного права (супруги, родители, дети, братья и сестра, усыновители, опекуны и др.);
объекты семейного права (общественные отношения возникающие в результате брака: воспитание детей, выплата алиментов, управление имуществом и т.д.);
отношения, регулируемые семейным правом (вступление в брак, прекращение брака или признание его недействительным, а также имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи и т.д.).

Как правило, для возникновения семейных правоотношений необходимо совершить юридически значимое действие, другими словами вступить в брак.
!Брак — это юридически оформленный, свободный, добросовестный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.!

Говоря о Российском законодательстве, стоит сказать о том, что брак признаеться только после официальной регистрации в органах ЗАГС, и существует ряд процедур необходимых для этого пройти. Брак заключается только, при выполнении определенных условий, таких как:

  • добровольное согласие мужчины и женщины, никто не может принудить одну из сторон вступить в брак;
  • достижение брачного возраста — 18 лет, но есть ряд исключения при которых брак возможно заключить и раньше;
  • отсутствие обстоятельств препятствующих заключению брака, это:
    — если не одно лицо не состоит в другом юридически оформленном браке;
    — если лица вступающие в брак не являются близкими родственниками;
    — если не одно из лиц, не признанно судом недееспособным в следствии психологического расстройства.

Ввиду различных жизненных обстоятельств, случается что брак приходится прекратить по каким либо основаниям , данные правоотношения так же регламентируются семейным законодательством:

  1. Смерть одного из супругов, в ином случае объявление (признание в суде) любого из них умершим.
  2. Расторжение брака имеет несколько вариантов, зависящих от поведения субъектов семейных отношение:
    — через органы ЗАГС (взаимное согласие; отсутствие общих детей; в иных случаях по заявления одного лица);
    — в судебном порядке (взаимное согласие или его отсутствии; общие дети и т.д.).
  3. Признание брака недействительным по решению суда.

После вступления в брак муж и жена наделяются правами и обязанностями, как в рамках социальных отношений, так и в рамках законодательства. Законодатель делит права и обязанности супругов на личные и имущественные:

  1. Личные права и обязанности супругов:
    — свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, мест пребыва­ния и жительства;
    — равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей, других вопросов жизни семьи;
    — право каждого из супругов по своему жела­нию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, или сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию дру­гого супруга.
  2. Имущественные права и обязанности супругов:- на совместную собственность: 1) имущество, нажитое супругами во время брака; 2) имуще­ство, нажитое каждым из супругов до вступления в брак. Дан­ное имущество может быть признано совместной собствен­ностью, если будет установлено, что в период брака каждым супругом были произведены вложения, существенно уве­личивающие стоимость этого имущества (капитальный ре­монт, реконструкция и т. п.).- на личную собственность: 1) имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если не будет установлено, что в период брака супруги произвели вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества; 2) имущество, полученное одним из супру­гов в порядке наследования; 3) имущество, полученное одним из супругов по безвозмездным сделкам (например, по догово­ру дарения); 4) вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и т. п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; 5) награды, денежные призы, ценные по­дарки, полученные одним из супругов за спортивные дости­жения, за заслуги в научной деятельности, за деятельность в области искусства.

При расторжении брака, имущество нажитое совместно супругами в период брака делится поп олам . Нужно отметить, что существуют определенные тонкости при разводе и разделе имущества, и если Вас это заинтересовало можно воспользоваться иными источниками и материалами для ознакомления с данной темой.

Не менее важными институтами семейного права, являются: брачный договор; отношение родителей по поводу воспитания детей; права несовершеннолетних детей; лишение родительских прав; алиментные обязательства и т.д. Они имеют особое место в семейном законодательстве и относятся к отдельной (особенной) группе правоотношений.

Подводя финишную черту, приходишь к выводу, что семейное право регулирует нечто больше, чем общественные отношения, оно устанавливает приемлемые для всех людей модели поведения в браке и за его рамками, для того чтобы обеспечить нормальную среду для каждого члена семьи.

© Мария Растворова 2015.

Добрый день, тема занятия сегодня – СЕМЬЯ И БРАК. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Прежде всего, дадим определение СЕМЬЯ. Напоминаю, нас интересует наиболее емкое определение, применимое на экзамене и формулируемое самостоятельно!

Вспоминаем, что СЕМЬЮ мы приводили в пример как один из важнейших СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. Какой СФЕРЫ? Социальной.
Далее, какие необходимые для общества функции выполняет СЕМЬЯ? Да, в семье рождаются дети – РЕПРОДУКТИВНАЯ.

СЕМЬЯ – это основной институт социальной сферы, выполняющий функцию репродукции.

Мы привели фактически синоним (известный нам термин) и одну из важных функций, на этом советую строить любое необходимое определение.
Также, семья относится к социальным группам – это объединение людей. Группа малая. Чем она объединена? Кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом. Еще одно определение, таким образом:

СЕМЬЯ – малая социальная группа, объединенная кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

Какие еще функции выполняет семья? Репродукция – это уникальная функция. Другие ФУНКЦИИ СЕМЬИ – воспитание детей, их социализация, ведение хозяйства и быта (хозяйственно-экономическая), социально-статусная, интимно-эмоциональная, сексуальная, досуговая. Как они проявляются в повседневной жизни?

Помним, что для любого социального явления мы стараемся подобрать простые КОНКРЕТНЫЕ примеры из социальной практики.
Итак, сразу закрепляем: «Приведите три конкретных примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете».

    • Бюджетная функция. Семья решила выделить 10 тысяч рублей на расходы для подготовки ребенка к ЕГЭ.
    • Хозяйственная функция. По решению семьи младший сын каждый вечер моет посуду после ужина.
    • Экономическая функция. Семья каждый месяц откладывает по 20 тысяч рублей для покупки новой квартиру в ипотеку.

В чем конкретика? Суммы (10, 20 тысяч рублей приближены к реальности), подготовка к ЕГЭ, после ужина моет посуду (не просто помогает, это не конкретный пример), покупка в ипотеку.

Исторические типы семьи также важный объект тестов ЕГЭ по обществознанию. Общество развивалось, институт семьи развивался, тиры семьи менялись. Какие типы семей знала история человечества?


Характерный тип для современного общества – нуклеарная (двухпоколенная) семья. Молодожены стремятся отделиться от своих семей. Вместе живут родители и дети.

Для традиционного общества характерна расширенная (многопоколенная) семья. Такой тип семьи требует экономическая действительность земледельцев. Необходимость обработки земли требует большого количества рабочих рук в семье. Мужчины приводят супруг в семью, вместе живут несколько поколений.

Итак, делаем промежуточный вывод! Для современных семейных отношений характерна НУКЛЕРНАЯ МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ.

По количеству брачных партнеров выделяют моногамные семьи (двое супругов) и полигамные (более двух). Например, нормы Корана (характерные для регулирования отношений конфессиональной группы мусульман), позволяют правоверному иметь до четырех жен при возможности их содержания.

Основной упор в тестах ЕГЭ по обществознанию делается на проверку понимания типов отношений в семье. По этому признаку выделяют матриархальную, патриархальную (традиционную) и партнерскую (современную, демократическую) семьи.

Матриархат характерен для первобытного общества, женщина в первобытности, до неолитической революции была главной добытчицей, следила за костром. О культе женщины говорят находки статуэток женщин, «Венер палеолита».

Патриархальная семья характерна для традиционного общества. Ее признаки:

  • Четкое разделение семейных обязанностей
  • Мужчина работает, жена воспитывает детей
  • Все решения принимает старший мужчина.

Для современного общества характерна партнерская семья. Она отличается от традиционной тем, что:

  • Обусловлена возрастанием роли женщины в общественной жизни
  • Равноправием в принятии важных решений
  • Распределением обязанностей по добровольному согласию
  • Отсутствием четкого разделения семейных обязанностей
  • Оба супруга работают, ухаживают за детьми.

Теперь сформулируем понятие БРАК. Согласно Семейному кодексу РФ – основному источнику Семейного права в Российской Федерации, «брак – это добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и воспитание детей».
Брак – это юридическая категория. Например, вопросы наследования имущества, предающегося в семье, регулируются Гражданским кодексом.

Конституция страны (ст. 7) провозглашает:

«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Статья 38:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Таким образом, юридические источники семейно-брачных отношений в Российской Федерации это:

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ

Каковы принципы семейно-брачных отношений в РФ согласно Семейному кодексу? Это, как явствует из определения Семейного кодекса, добровольность и разнополость. Принуждение к браку, однополые браки, соответственно, запрещены.
Далее, действует принцип достижения брачного возраста. Гражданин РФ может вступать в брак с 16 лет при наличие письменного согласия родителей (согласия органов опекунства), и с 18 лет самостоятельно. При этом в компетенции субъектов федерации понижение брачного возраста. Например, в Новгородской, Орловской областях РФ, а также в республике Башкортостан, он законодательно вообще не установлен. Здесь брак возможен в любом (!!!) возрасте.

Статья 13 Семейного кодекса РФ:

  1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
  2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Особыми обстоятельствами для вступления в брак до совершеннолетия могут быть эмансипация, медицинские показатели (беременность).
И еще один принцип – это дееспособность вступающих в брак граждан. Она не должна быть ограничена психической болезнью, органами попечительства. Зачем это нужно? Прежде всего, здесь проявляется забота о будущем поколении – детях. Они не должны получить в наследство болезнь. Также не могут вступить в брак близкие родственники, чтобы исключить кровосмешение, опасное генетически для потомства.

Вступая в брак, супруги приобретают взаимные права и обязанности. Они делятся на личные неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся право на сохранение (изменении) фамилии, заключение брачного договора (контракта), совместное воспитание детей.

Имущественные права заключаются в праве на обладание личным имуществом, на половину имущества, нажитого в браке. При этом, к нему не будет отнесены личные предметы (например, обручальное кольцо), полученные в дар или по наследству одним из супругов объекты собственности.

Однако если супругами был заключен брачный договор (контракт) – как до брака, так при заключении его, так и во время брака, и он прописывает иной механизм обладания собственностью супругами, его положения будут приоритетны.

Любые гражданские правоотношения предполагают как права, так и обязанности. К обязанностям супругов будут относится содержание детей до совершеннолетия, их образование, представление и защита интересов.

Дети, как важнейший субъект юридических семейно-брачных отношений, также, как и родители, имеют взаимные с ними права и обязанности. Права – на фамилию, имя, отчество, образование, медицинскую помощь. Обязанности – помощь престарелым нуждающимся родителям по достижении совершеннолетия (в том числе и материальная). Следовательно, например, алименты могут быть встребованы в установленном законом порядке, как с родителей на содержание детей, так и с детей на содержание родителей.

Таким образом, мы сегодня повторили понятие , разобрали темы ЕГЭ по обществознанию 2014 «Семья и брак» и «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака».

В заключение, для закрепления материала, выполняем письменное задание. Сегодня это задание типа С6.

С6. Проиллюстрируйте любые три отдельных признака семьи патриархального (традиционного) типа с помощью конкретных примеров. В каждом случае назовите признак, который вы иллюстрируете.

Ваши ответы на ждем в комментариях, а также обсуждаем в нашей группе

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный Кодекс Российской Федерации

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

    Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих

детей либо против жизни или здоровья супруга.

Фундаментальные знания Семейного Кодекса

Условия вступления в брак :

Брачный возраст;

Личное присутствие;

Добровольное взаимное согласие.

Обстоятельства, препятствующие браку:

Наличие зарегистрированного брака;

Близкое родство;

Усыновителями и усыновленными:

Между лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Брак расторгается в органах ЗАГС:

Взаимное согласие при условии отсутствия общих детей, несовершеннолетних детей;

Если судом признан недееспособным;

Если судом признан безвестно отсутствующим;

Лишен свободы свыше трех лет.

Расторжение брака в судебном порядке:

Если один из супругов против расторжения;

Если имеются несовершеннолетние дети.

Основание признания брака недействительным:

Заключение фиктивного брака;

Сокрытие лицом наличие венерической болезни или ВИЧ инфекций;

Несоблюдение лицами условий для заключения брака.

Права и обязанности супругов:

Л ичные :

Выбор рода занятий;

Выбор профессии;

Выбор места пребывания;

Выбор места жительства;

Выбор в вопросах воспитания, образования;

Выбор фамилии.

Имущественные:

1.Совместная собственность (имущество, нажитое в период брака):

Доходы каждого из супругов;

Результат интеллектуальной деятельности;

Пенсии, пособия;

Движимые и недвижимые вещи;

Ценные бумаги;

Паи;

Вклады в кредитных учреждениях.

2.Личная собственность:

Имущество, принадлежащее до вступления в брак;

Полученное в дар;

В порядке наследования;

По безвозмездным сделкам.

Брачный договор (соглашение лиц, вступающих в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае расторжения)

Особенности брачного договора:

Письменная форма;

Нотариальное удостоверение (до брака, в период брака, в любое время);

Личное присутствие;

Расторжение в одностороннем порядке не допускается;

Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака;

Не является обязательным условием брака.

Содержание брачного договора:

Устанавливает режим совместной собственности;

Взаимное содержание супругов;

Способы участия в доходах друг друга;

Определение имущества, которое будет передано в случае расторжения брака.

Брачный договор не может:

Ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

Право на обращение в суд за защитой своих прав;

Регулировать личные неимущественные отношения;

Права и обязанности супругов в отношении детей;

Ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания.

Права несовершеннолетних детей:

Жить и воспитываться в семье;

На общение с родителями и другими родственниками;

Выражать свое мнение;

Имущественные права;

Изменение имени, фамилии ребенка;

Право на защиту.

Права и обязанности родителей:

Равенство прав и обязанностей родителей;

По воспитанию и образованию детей;

По защите прав и интересов детей;

Осуществление родительских прав, родителем проживающим отдельно от ребенка;

Защита родительских прав;

Право на общение с родственниками.

1. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак и родство;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) брак и брачное завещание. (Ответ: А)

2. В круг членов семьи не входят:
а) родные братья и сестры;
б) двоюродные братья и сестры;
в) сводные братья и сестры;
г) неполнородные братья и сестры, проживающие с одним из родителей. (Ответ: Б)

3. В РФ юридическую силу имеет:
а) религиозный брак (венчание);
б) фактический брак;
в) брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа;
г) фиктивный брак. (Ответ: В)

4. При заключении браков с иностранцами на территории РФ форма брака определяется:
а) по российскому законодательству;
б) по законодательству страны, гражданином которого является вступающий в брак;
в) для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо;
г) этот вопрос в СК не отрегулирован. (Ответ: А)

5. К обязательным условиям заключения брака в РФ относятся:
а) согласие родителей;
б) медицинское обследование вступающих в брак;
в) достижение брачного возраста;
г) наличие свидетелей. (Ответ: В)

6. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а) различие национальностей;
б) отсутствие средств на существование;
в) одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г) брак между близкими родственниками. (Ответ: Г)



7. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б) состояние одного из супругов в другом не расторгнутом браке;
в) плохое имущественное состояние лиц, желающих вступить в брак;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак. (Ответ: Б)

8. Брак с 16-летними может разрешить:
а) федеральный орган;
б) законодательный орган субъекта РФ;
в) орган местного самоуправления;
г) прокурор(Ответ: В)

9. В РФ брак может быть заключен между:
а) лицами, уже состоящими в зарегистрированном браке;
б) лицами, одно из которых находится в местах лишения свободы по приговору суда;
в) лицами, одно из которых признано недееспособным;
г) близкими родственниками. (Ответ: Б)

10. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б) одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей. (Ответ: Б)

11. Брак расторгается в органах ЗАГСа:
а) при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б) в случае, если один из супругов осужден за преступление к лишению свободы на срок более 3 лет;
в) в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака;
г) брак всегда расторгается только в ЗАГСе. (Ответ: Б)

12. В судебном порядке брак расторгается:
а) по заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) по заявлению супругов имеющих общих несовершеннолетних детей;
в) по заявлению одного из супругов, если второй признан недееспособным;
г) брак всегда расторгается только в судебном порядке. (Ответ: Б)

13. С какого момента брак считается расторгнутым в суде?
а) с момента принятия решения судом;
б) с момента регистрации развода в органах ЗАГСа;
в) спустя три дня после принятия решения судом;
г) с момента, указанного в заявлении о расторжении брака. (Ответ: А)

14. При заявлении о расторжении брака суд вправе отложить его на срок до:
а) одного месяца;
б) трех месяцев;
в) шести месяцев;
г) одного года. (Ответ: Б)

15. Права и обязанности супругов возникают со дня:
а) помолвки;
б) подачи заявления в ЗАГС;
в) с момента регистрации брака;
г) с момента, указанного в заявлении. (Ответ: В)

16. Право личной собственности не распространяется на:
а) добрачное имущество супругов;
б) вещи личного пользования
в) драгоценности, купленные во время брака;
г) подарки, полученные во время брака(Ответ: Г)

17. Брачный договор определяет:
1. место жительства супругов;
2. порядок изменения фамилий супругов;
3. имущественные права и обязанности в браке и в случае его расторжения;
4. дееспособность и правоспособность супругов(Ответ: В)

18. Форма заключения брачного договора:
1. простая письменная форма;
2. нотариальная письменная форма;
3. государственная регистрация договора
4. устная форма, но в присутствии свидетелей. (Ответ: Б)

19. Ребенок признается родившимся в браке, если он родился со дня расторжения брака в течение:
1. 100 дней;
2. 200 дней;
3. 300 дней;
4. 1 года(Ответ: В)

20. Заявление о рождении ребенка в органах ЗАГСа должно быть сделано:
1. не позднее 1 месяца со дня рождения ребенка;
2. не позднее 1 месяца со дня возможности заявить в органы ЗАГСа о рождении ребенка;
3. не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка
4. сроки значения не имеют(Ответ: А)

21. С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав?
1. с 10 лет;
2. с 14 лет;
3. с 16 лет;
4. с 18 лет(Ответ: Б)

22. В чем ведении находится семейное законодательство…

А) в ведении РФ;

Б) в совместном ведении РФ и субъектов РФ;

В) в ведении субъектов РФ.(Ответ Б)

23. Гражданское законодательство применяется к семейным правоотношениям…

А) напрямую;

Б) постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений;

В) и имеет приоритет в законодательной силе.(ОтветБ)

24. По общему правилу, распространяется ли на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность?

Б) нет.(Ответ Б)

25. Могут ли мужчина и женщина в брачном договоре взаимообязать друг друга вступить в совместный брак, через какое-то время?

В) да, если они состоят в гражданском браке.(Ответ Б)

26. По общему правилу брачный возраст в РФ устанавливается в…

А) пятнадцать лет;

Б) шестнадцать лет;

В) восемнадцать лет.(ОтветВ)

27. Признается ли в РФ гражданский брак в качестве института семейного права?

Б) нет.(ОтветА)

28. Брак, расторгаемый в судебном порядке, прекращается со дня

А) государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

Б) вступления решения суда в законную силу.(ОтветА)

29. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение…

А) трех месяцев со дня заключения брака;

Б) трех месяцев со дня заключения брака и беременности жены;

В) беременности жены и в течение года после рождения ребенка.(Ответ В)

30. Признание брака недействительным производится…

А) органами ЗАГСа;

Б) судом.(Ответ Б)

31. Может ли законный режим имущества супругов быть изменен брачным договором?

Б) нет.(Ответ А)

32. Относится ли к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие)?

В) да, если это предусмотрено брачным договором.(Ответ А)

33. Может ли брачный договор быть заключен до государственной регистрации заключения брака?

В) да, но только в исключительных случаях.(Ответ А)

34. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня…

А) подписания договора;

Б) нотариального удостоверения договора;

В) государственной регистрации заключения брака.(ОтветВ)

35. Может ли брачный договор быть заключен в отношении будущего имущества супругов?

В) да, если указывать конкретные виды имущества.(Ответ А)

36. Ребенком по действующему семейному законодательству признается лицо, не достигшее возраста …

А) четырнадцати лет;

Б) шестнадцати лет;

В) восемнадцати лет.(Ответ В)

37. Теряют ли родители, лишенные родительских прав, право на получение от ребенка содержания?

Б) да.(Ответ Б)

38. Каким органом производится процедура усыновление ребенка?

Б) ЗАГСом;

В) сначала судом, а потом ЗАГСом.(ОтветВ)

39. Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей?

А) не допускается;

Б) допускается;

Б) допускается, но только в части иностранных граждан.(Ответ А)

40. Могут ли лица, не состоящие между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка?

В) только если они находятся между собой в родственных связях.(ОтветБ)

41. По общему правилу, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее

А) двадцати шести лет;

Б) двадцати лет;

В) шестнадцати лет;

Г) десяти лет.(Ответ В)