Задания-картинки для развития внимания ребенка. Задания-картинки для развития внимания ребенка Упражнения на внимательность для детей 6 лет

Марина Козлова
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет

Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

Среди психических явлений особое место занимает внимание : оно является не самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательный процесс, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого среди психолог до настоящего времени нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание . Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания , а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Под понятием внимания общепринято считать направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отвлечении от других (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ф. Н. Гоноболин, Р. С. Немов, А. Р. Лурия, и др.).

По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов от уровня развития внимания во многом зависит успешность учебно-познавательной и других видов деятельности.

Внимание характеризуется следующими свойствами : объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Процесс развития внимания в дошкольном возрасте был детально исследован в отечественной психологии Н. А. Агеносовой, Л. С. Выготским, Н. В. Волковой, А. Н. Леонтьевым, А. В. Ночевкиной, Т. В. Петуховой и др.

По мнению ученых, уровень развития внимания детей в период дошкольного детства можно охарактеризовать так : он еще не достаточно высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим, у него довольно узкий объем и слабое распределение внимания . Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает.

С другой стороны, по исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, именно в дошкольном возрасте происходят серьезные изменения внимания , постепенно идет нарастание его произвольности . Поэтому для каждого периода дошкольного детства присущи свои определенные возрастные особенности.

Особое внимание педагоги и родители уделяют развитию данного процесса в условиях психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения связаны именно с неумением дошкольника управлять своим поведением и вниманием (Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин и др.) .

Как показывает практика, процесс обучения ставит ребенка в условия, требующие от него постоянных упражнений в произвольном внимании , волевых усилий для сосредоточения.

В настоящее время имеется определенная методическая литература по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в том числе и внимания (Венгер Л. А, Выготский Л. С., Дубровинская Н. В., Зверева Г. И., Ритман Э. М. и др.). И в то же время, ее недостаточно, поскольку имеются противоречия между потребностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях в этой области и развитием психологической науки. Поиск наиболее эффективных путей организации деятельности детей продолжается .

Следовательно, выбранная нами тема является актуальной. В старшем дошкольном возрасте необходимо создавать оптимальные условия для развития данной познавательной функции, поскольку тема имеет интерес в связи с общей проблемой формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Мы провели исследования, которые дали возможность изучить возрастные особенности проявления внимания у старших дошкольников, а также создать оптимальные условия для его развития .

В исследовании принимало участие 15 детей . Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с целью изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент предполагал проведение диагностической методики ««Да» и «Нет» не говори» (автор Е. Е. Кравцова) .

Согласно инструкции, ребенок должен был отвечать на вопросы экспериментатора. Вопросы составлялись с таким расчетом, что требовали употребление именно запрещенных слов. Ребенку давалась следующая инструкция : «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет» . Затем экспериментатор предлагал повторить слова, которые нельзя произносить .

Перечень предлагаемых вопросов : Тебя зовут … (неверное имя) . Твоя фамилия … (неверная) . Ты ходишь в детский сад? Ты любишь ходить в детский сад? Ночью солнышко светит? Корова умеет летать? Ты любишь мороженое? Доктор стрижет детей ? Парикмахер лечит детей ? Ты любишь ходить к врачу?

Детям предлагалось всего 10 вопросов. По окончанию игры каждый ребенок должен был повторить ее правило, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.

Анализ проведенного исследования показал, что задание детям нравилось. Утомления и отказа от участия в игре мы не наблюдали.

При обработке полученных данных нами подсчитывалось число правильных и неправильных ответов, и определялся уровень произвольности внимания . Критериями оценки были следующие показатели :

высокий уровень произвольного внимания – ошибки отсутствуют или допущена всего лишь одна;

средний уровень произвольного внимания – 2-3 ошибки ;

низкий уровень произвольного внимания – более трех ошибок .

На основе полученных данных был проведен качественный и количественный анализ, данные занесены в таблицу.

В результате констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития внимания каждого ребенка группы.

15 человек Абсолютное число В %

Низкий уровень 5 27

Средний уровень 8 60

Высокий уровень 2 13

Анализ сводной таблицы показал, что из 15 обследуемых :

Высокий уровень – прослеживается у 2 детей .

Средний уровень – у 8 детей .

Низкий уровень – у 5 детей .

По результатам проведенного исследования мы видим, что у детей старшей группы выявились значительные индивидуальные различия в качестве выполнения задания. Высокий уровень произвольного внимания прослеживается у двух детей (Дениса Ш., Маши Л., сто составляет 13% от общего числа исследуемых. Средний уровень произвольного внимания показали восемь детей (Света П., Данил М., Сережа Ш., Ксюша М., Владик Д., Витя К., Вера В., сто составляет 60%. У остальных дошкольников данной группы отмечается низкий уровень произвольного внимания , поскольку при ответе на вопросы ими были допущены 4 и более ошибок. К данной подгруппе относятся Оля Т., Катя К., Рома Н., Оля П., Вера В., то есть 27% исследуемых испытывали определенные затруднения.

Самым легким для детей старшей группы оказался вопрос «Ты любишь ходить к врачу?» , где все испытуемые руководствовались инструкцией. При ответе на 2, 3, 5 и 8 вопросы большинство детей (11 человек) также ответило верно.

Максимальное затруднение у дошкольников вызвали вопросы :

Тебя зовут …. (неверное имя) ;

Ты любишь ходить в детский сад?

Парикмахер лечит детей ?

В данном случае правильно ответили на вопрос 9 человек и 6 человек употребили запрещенные слова «да» или «нет» .

В процессе беседы с детьми мы выяснили, что все испытуемые, кроме Оли П. И Кати К., помнили инструкцию. 10 ребят из старшей группы смогли адекватно оценить свою работу. На вопрос экспериментатора : «Ты говорил запрещенные слова?» , они смущенно отвечали : «Да, говорили» , или «Да, иногда» . На вопрос : «Почему же ты говорил?» – 6 детей ответили : «Я не знал, как сказать по-другому» ; 4 участника заявили : «Не говорил» (Оля П., Катя К., Вера В., а два человека (Владик Д., Рома Н.) оценили свою работу как безупречную, хотя это не соответствовало действительности.

Такие испытуемые, как Денис Ш., Маша Л., Света П. И Данил М. Были очень заинтересованы результатом своей работы, часто спрашивали экспериментатора, что он пишет, уточняли, правильно ли они отвечают.

В ходе данного исследования мы не ограничивали детей во времени и не требовали немедленного ответа. Каждый ребенок сам определял темп речевой активности. Как правило, у детей , затративших большее количество времени, было больше правильных ответов. Те, кто отвечал быстро, часто путались в суждениях и как бы вслух искали правильный ответ : «Да! То есть, нет! То есть бывает!» Причем, все ответы выдавали «залпом» (Оля П., Рома Н., Катя К.) .

Наблюдая за характером выполнения заданий детьми и анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что практически половина ребят испытывают затруднения координировать своё внимание . В их деятельности прослеживается повышенная импульсивность, низкая устойчивость и концентрация сознания на выполняемых действиях, достаточно высокое количество отвлечений, не умение целенаправленно переключать и распределять свое внимание .

Список использованной литературы :

1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие внимания , памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание №12, 1974.

2. Захарюта Н. В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях. Часть 2.-Армавир, 2004.

3. Люблинская А. А. Детская психология. - М. ,1997.

4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов вузов /В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия» , 2006.

5. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание №7, 1970.

6. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. - М., 1995.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия» , 1997.

Советы родителям

«Игры, упражнения детям 6-7… лет на развитие концентрации внимания и самоконтроля»

Корректурные задания.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит "быть внимательным" и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-7 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2 . Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3 . Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

5 . Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца.

"Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т. д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрации внимания служит также игра "Зеркало", в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение цифр в определенном порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

"Найди слова".

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: с мех , волк, стол б, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации).

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин., показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра "Заметь все".

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игра "Ищи безостановочно".

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

3. Тренировка распределения внимания.

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

"Каждой руке - свое дело".

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математики.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до10, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 10, произносит 2, пишет 9 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания.

Ребенку предлагают следующее задание

Вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

4. Развитие навыка переключения внимания.
Для тренировки переключения внимания рекомендуется использовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв.

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) - ответственный этап в жизни ребёнка и, как следствие, в жизни его заботливых родителей. Идущая полным ходом подготовка к школе требует от малыша умения концентрировать внимание, удерживать его и эффективно распределять между несколькими объектами сразу. Вы можете помочь карапузу, предложив ему для тренировки внимания полезные и увлекательные упражнения.

Развитие слухового внимания

«Большое» - «маленькое»

Сначала нужно объявить, как и на какие объекты должен реагировать ребёнок.

Вариантов много:

  • кивнуть головой;
  • хлопнуть в ладоши;
  • топнуть левой/правой ногой;
  • подпрыгнуть на одной/двух ногах;
  • дотронуться до носа

В игре можно использовать классификацию предметов только по одному или сразу по нескольким признакам. Например, реагировать надо на маленькие объекты живой природы. Можно договориться, что на разные объекты должна быть разная реакция. Например, если объект маленький - ребёнок встаёт на цыпочки, а если большой - приседает.

Если в игре участвует несколько детей, добавьте условие: кто ошибся - выбывает, а игра продолжается, пока не будет определён победитель.

Последовательности слов можно называть произвольно, а можно подготовиться, распечатав себе несколько карточек со словами.

Например:

Слон, телевизор, будильник, бегемот, комар, божья коровка, корова, бык, цыплёнок, велосипед, колибри, сокол, гусеница, автобус, тыква, Дюймовочка.

Для внимательных дошкольников с хорошей памятью задание можно усложнить. Пусть ребёнок послушает последовательность из нескольких слов, а потом повторит её, расставив слова по мере увеличения их размера.

Например:

  • Было: жираф, муравей, корова, стрекоза.
  • Станет: муравей, стрекоза, корова, жираф.
«Поймай звук»

Перед началом упражнения объявляется звук, который надо ловить: услышав этот звук в речи ведущего, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногами).

Возможны варианты:

  • Ведущий называет произвольную последовательность слов. В некоторых из них есть звук-«беглец». Таким образом хорошо отрабатывается восприятие парных согласных.
  • Ведущий зачитывает отрывок из любимой книжки ребёнка. В этом случае можно предложить малышу не хлопать в ладоши, а считать в уме, сколько раз он услышал загаданный звук. После прочтения отрывка взрослый проверяет, справился ли карапуз с заданием. Если случилась осечка, они вместе смотрят текст и ищут «беглеца».

Например, предложите ребёнку внимательно послушать отрывок и подсчитать, сколько раз в нём прозвучал звук «с».

Ос ень

Отшумело вес ёлое лето. Укрылас ь земля опавшей с ухой лис твой. С каждым днём с тановится вс ё прохладнее. С коро припус тят затяжные ос енние дожди. Ну, здравс твуй, крас авица Ос ень!

В этом тексте буква «с» встречается 14 раз. Обсудите, сколько раз она обозначает мягкий звук, а сколько раз - твёрдый. Вспомните, что ещё вам известно об этой букве. Попросите ребёнка назвать несколько слов, в которых буква «с» стоит в начале, в середине и в конце.

Развитие концентрации внимания

В школе ребёнку особенно важно уметь концентрироваться на объяснениях учителя, не отвлекаясь на шум в классе или коридоре, вид за окном, красивые новые школьные принадлежности на собственной парте. Чтобы повысить концентрацию внимания дошкольника, просите его выполнять ваши задания при наличии отвлекающего фактора.

Задания могут быть самыми разными - в зависимости от знаний и возможностей ребёнка:

  • посчитать до 10 в прямом, а затем обратном порядке;
  • посчитать десятками до 100;
  • рассказать алфавит;
  • рассказать наизусть стихотворение.

Главное условие - вы должны отвлекать малыша. Пойте песни, стройте забавные рожицы, смешите ребёнка, задавайте ему вопросы.

Отлично развивает способность сосредоточиться такой вариант семейного досуга:

Папа устно задаёт простые примеры в пределах 10, а мама произвольно произносит любые числа. Сможет ли малыш не поддаваться на мамины провокации и правильно отвечать папе?

Развиваем наблюдательность

«Что изменилось»

Наблюдательность, или зрительное внимание, хорошо развивают игры из серии «что изменилось». При разных условиях суть их одинакова: ребёнок внимательно смотрит на какой-либо объект, затем отворачивается, ждёт, пока объект некоторым образом изменят, снова смотрит на него и указывает, что изменилось. Серия таких упражнений прекрасно развивает не только внимательность, но и зрительную память, поэтому предлагайте подобные задания каждый раз, как представится удобный случай.

  • Пусть ребёнок на чистом листе бумаге нарисует любое изображение: сюжетную картинку, какой-то предмет или просто узоры. Попросите малыша отвернуться, а тем временем дорисуйте его картинку, добавив в неё несколько деталей. Ну-ка, что изменилось?
  • Распечатайте на листе А4 12 любых картинок. Это могут быть животные, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи и пр. Разрежьте лист. На другом листе начертите таблицу 3*4. Расположите на получившейся сетке 4 карточки произвольным образом. Дайте ребёнку время запомнить расположение карточек, а затем внесите изменения. Получится ли у малыша восстановить начальную ситуацию на игровом поле?
  • Если игроков несколько, можно проверить наблюдательность ребёнка на предметах гардероба. Пока он отвернулся, участники игры меняются кепками, часами, сандалиями… Как быстро наш герой сумеет обнаружить все замены?
«Развивающие прогулки»

Очень удобно и эффективно развивать зрительное внимание во время прогулки. Учите ребёнка подмечать всё, что его окружает. Можно давать ему целенаправленные задания:

  • «Посчитай, сколько фонарных столбов на нашей улице».
  • «Каких машин мы сегодня встретим больше - красных или синих?»
  • «Интересно, есть ли у кого-нибудь на детской площадке такие же игрушки, как у тебя?»

А можно уже дома проверить, насколько внимательный дошкольник растёт в вашей семье. Задавайте ребёнку вопросы о том, что вы могли наблюдать на прогулке. Успешно ли он справится с такой задачкой?

Подвижные игры для развития внимательности в старшем дошкольном возрасте

«Запрещённое движение»

Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.

Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений - запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.

«Не делом, а словом»

Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:

  • говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
  • говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.

Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!

«Покажи стихию»

Эту игру на развитие внимательности у дошкольников очень удобно включать в развлекательную программу на детском празднике. Вам нужно выбрать ведущего и включить весёлые детские песенки. Дети танцуют под музыку, но как только ведущий громко и чётко произносит название одной из стихий, все танцоры должны принять правильную позу:

  • «земля» - присели, ручки к полу;
  • «вода» - руки развели в стороны;
  • «воздух» - встали на носочки, руки тянем вверх;
  • «огонь» - стоим, прижав согнутые в локтях руки к груди.

Друзья, пусть описанные нами игры и упражнения помогут вашему ребёнку стать более внимательным, наблюдательным и сосредоточенным. Мы желаем вам успехов и счастливого родительства. До новых встреч!

Игры на умение концентрировать внимание

Игры с карточками

«Хитрые числа»

Вариант 1

Для игры вам потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20.

Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.

Вариант 2

Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами.

Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания), начиная от левого верхнего угла.

По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.

«Друг за другом»

Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.

Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.

Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Предлагаем вам использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.

«Не теряй буквы»

Для игры вам потребуются, карточки, на которых нужно написать сочетания букв, которые похожи на слова, но таковыми не являются.

Ребенку дается задание точно переписать строчки. Варианты этой игры отличаются по уровням сложности. На начальном этапе занятий можно проводить первый и второй варианты игры, составляя строчки по аналогии с приведенными ниже: всего используется 7—8 букв в буквосочетании, из них 3—4 буквы чередуются.

Вариант 1

СЛАСЕЛЛА ДАССЕКЕ СЕЛАССА

Вариант 2

КОРРИКС КУСУРА ИКОССИР

Вариант 3

ПРЕМАРАП СТАССИТ РАММЕТАТ

Вариант 4

РАКИССУМАКИРУ КАММУКАР

Вариант 5

ПЕРИЛЛИМЕНАТ КОСИКУМАРАНН

Вариант 6

РАПЕТОННУКАШИМЕСЬ ПЕЛАКУССИ

Аналоги третьего-шестого вариантов используются на тех этапах занятий с ребенком, когда он уже будет с легкостью справляться с первыми вариантами игры, то есть научится до определенной степени концентрировать внимание. Классической игрой на развитие внимания являются задания на поиск отличий в картинках. Мы предлагаем искать отличия в комбинациях из букв, чисел, геометрических фигур. Это будет развивать зоркость, необходимую при выполнении письменных работ на уроках.

«Найди отличия»

Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).

Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.

Вариант 1

Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.

Вариант 2

Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.

Вариант 3

Вариант 4

Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

Игры на концентрацию и переключение внимания

Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для первоклассников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Для детей постарше — «Шифровка» с перестановками и пропусками, где для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках: от списывания с доски до решения примеров по математике.

«Шифровка» с ключами

Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.

Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.

Вариант 1

река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138

персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729

Вариант 3

торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123

корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374

отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324

Вы можете играть и наоборот. В этом случае необходимо заранее зашифровать слова, дать ребенку ключ и предложить сделать расшифровку. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы ребенку будет очень интересно.

«Шифровка» с перестановками и пропусками

Для игры вам потребуется лист бумаги, на котором необходимо заранее написать слова и предложения, оставляя свободное место для записи шифровки.

Варианты шифровки предлагаются различные.

Вариант 1

Зашифруйте слова и предложения, записывая слова наоборот.

рукав — вакур

Сегодня на улице холодно. — Яндогес ан ецилу ондолох.

Вариант 2

Зашифруйте слова, меняя первый и последний слог местами.

хорошо — шорохо; погода — дагопо; математика — катема- тима

Вариант 3

Зашифруйте предложение, записав его с пропусками всех гласных.

Заходим в школу. — Зхдм в шкл.

Можно придумать и другие варианты шифровки.

Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности. Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр.

«Угадай, кто кричал»

Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий. Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух — выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего — выбрать одну «овечку» и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали. Если водящий угадал слово или фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание.

«Хозяин и тень» . Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

«Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

«Назови картинки» . Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —... (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.

«Карлики и великаны» . В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве...тер, ве...дро, ве...сна, ве...лоси- пед!» Или «Ка...ртошка, ка...питошка, ка...рета, ка...пуста!»

«Не говори „нет"» . Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое — это невкусная еда?»

«В мире животных». Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.