Закаливание новорожденного ребенка. Закаливание малыша от рождения до года. Мнение доктора Комаровского

Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


Когда лучше начинать процедуру закаливания?

Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


Основные правила при закаливании детей

  1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
  2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
  3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
  4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

  • Соблюдение правильного режима дня;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия физкультурой.

Специальные:

  • Закаливание воздухом;
  • Закаливание водой;
  • Солнечные ванны.

Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


Закаливание воздухом

Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


Закаливание водой

Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

Традиционные процедуры

Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

I. С рождения и до 3 месяцев

  1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
  2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
  3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

II. От 3 до 10 месяцев

  1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
  2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
  3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

III. От 10 месяцев до 1 года

Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

  1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
  2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

Будьте здоровы, будьте закалены!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание – наиболее эффективный и результативный для здоровья малыша способ, приводящий к укреплению иммунитета. Особенности организма ребенка позволяют приступить к данному процессу с первых дней его жизни.

Можно говорить о наличии у младенца развитого механизма адаптации, то есть он появляется на свет уже закаленным. Из-за специально созданных факторов (постоянный температурный режим в месте его нахождения, еда, подвергающаяся обработке, отсутствие сквозняков) ребенок может спустя месяц начать чихать от небольшого сквозняка. Для закаливания необходимо учитывать природные особенности младенца, прибегая к смене температурного режима, нахождения на природе. Это означает проведение процедуры и прогулок с ребенком во время любых климатических условий.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процедуру закаливания следует сопровождать регулярной сменой окружающей среды. Естественные факторы природы – оптимальный вариант в данном деле. Процедуру закаливания можно сочетать с переодеванием ребенка, купанием, сном и гимнастикой. Нет необходимости выделять отдельное время для данного процесса. Все соответствующие процедуры могут быть гармонично вписаны в режим дня ребенка.

Значительные результаты способно привести регулярное закаливание, сочетающее в себе физические упражнения. Работа организма активизируется, происходит улучшение:

  • Имунитета к заболеваниям;
  • Механизмов психологической защиты и контроля;
  • Работы органов кровообращения;
  • Обмена веществ;
  • Психоэмоционального состояния;
  • Аппетита.

Эффективная профилактика простудных заболеваний – постоянное закаливание. Будет происходить более быстрое развитие малыша, который начнет овладевать навыками ходьбы, речи, умения сидеть намного раньше своих сверстников.

Перед тем как начинать закаливание следует получить рекомендации врачей. Ребенка необходимо осмотреть, чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний.

Закаливание не следует проводить при наличии у малыша:

  • Болезней органов дыхания;
  • Порока сердца;
  • Снижения гемоглобина;
  • Высокой температуры;
  • Повышенной нервной возбудимости;
  • Внезапной потери веса;
  • Нарушенной функции ЖКТ;
  • Беспокойного сна.

Чтобы закаливание принесло пользу ребенку, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Постоянство – регулярное проведение процедур. Никаких пауз на пару дней.
  • Постепенное уменьшение температуры – внезапная смена температуры способна вызвать не только психологический стресс малыша, но и появление болезни.
  • Индивидуальные особенности – необходимо наблюдать за тем, как малыш реагирует на процедуру. При наличии ярко выраженной негативной реакции ее лучше всего остановить. Чтобы предотвратить негативную эмоциональную реакцию следует отвлечь кроху игрушкой, песней, улыбкой или лаской.
  • Пример родителей – самое лучшее показать ребенку, что мама и папа также не боятся прибегать к закаливанию. Это позволит не просто продемонстрировать отличный пример ребенку, но и поспособствует укреплению собственного организма. Времяпрепровождение с ребенком никогда не бывает лишним и восполнит возможный дефицит внимания со стороны родителей.

Основное отличие лишь в условиях окружающей среды, где наблюдается смена температуры.

Закаливание воздухом

  • Прогулки на улице. Оптимальная температура не менее 10 градусов. Продолжительность первой прогулки – 15 минут. Спустя небольшой период можно увеличить в два раза. В итоге – до пары часов ежедневно.
  • Воздушная ванна. Кроха лежит обнаженным при комнатной температуре (22 градуса). Для начала оптимально — 20-40 секунд с плавным увеличением на 30 секунд еженедельно. Данный вид закаливания можно внедрить во время гимнастического комплекса, в процессе кормления, массажной процедуры, переодевания, перед началом и после водных процедур.
  • Сон на природе. Принесет намного больше пользы, но стоит одеть ребенка соответствующе.

Закаливание водой

  • Первые шаги – умывание лица. Малыши до трех месяцев – 28 градусов, до полугода – 26 градусов, до года – 20-24 градуса. Температура вода может быть снижена каждые 2-3 дня на 1 градус.
  • Дальнейший этап – обтирание. Необходимо приступить к ним, как только крохе исполнится полгода. В этом процессе поможет рукавичка из фланели, которой протирают руки, спину, грудь, живот до появления признаков небольшой красноты. Через 7-10 дней можно приступить к обтираниям с температурой 35 градусов. В дальнейшем необходимо плавно довести температуру воды до 30 градусов.
  • Первое обливание внедряют с появления ребенка на свет и по окончании купания. Прохладная вода льется на теплую кожу. Температура воды – 26 градусов. После того как ребенка вытащили из ванночки, необходимо удерживать его на руке спиной верх. Обливать необходимо от пяток, двигаясь от позвоночника к затылку. Температура воды понижается каждые пять дней на один градус. Нижним пределом считается 18 градусов.
  • Плавание младенца. Является для него привычным способом передвижения, так как на протяжении девяти месяцев малыш регулярно пребывал в околоплодных водах. До первого триместра умение плавать сохраняется у малыша, что обеспечит свободное передвижение. Спустя шесть месяцев следует попробовать плавание в бассейне.

Закаливание светом

Солнечная ванна жизненно важна для ребенка. Лишь во время пребывания на свету в его организме вырабатывается витамин Д, которые жизненно важен, чтобы росли кости. Длительность и нагрев принятия солнечной ванны аналогичны воздушным. Единственное – нельзя помещать ребенка под прямые солнечные лучи.

Нужно учитывать, насколько хорошо адаптировался ребенок. Основу данных методов составляют: обливание холодной водой, погружение в прорубь, прогулки по снегу. При наличии хронических заболеваний не нужно подвергать ребенка интенсивному закаливанию.

Контрастный способ включает в себе быструю и внезапную смену температурного режима. В него входят:

  • Обтирание;
  • Принятие душа;
  • Ножные ванны;
  • Сауна и баня.

Различие в температуре во время первой процедуры контрастного типа в пределах 4 градусов (от 40 до 36 градусов). Спустя пять дней нижний предел может быть снижен на одну единицу и остановится на 23-26 градусов. Чередование воды возможно 5-6 раз за весь процесс с промежутком 20 секунд. Напоследок включается вода более теплой температуры.

Процедура закаливания в младенчестве не состоит из одних воздушных ванн и поливания водой. Движение, гармоничное питание, оптимальный распорядок дня, ежедневная зарядка, пребывание на свежем воздухе, процедура закаливания – рецепт, благодаря которому ребенок вырастет по-настоящему гармонично развитой личностью.

Закаливание детей. Нужно ли закаливать ребенка? Доктор Комаровский (видео)

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Важные правила закаливания


Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин ();
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  1. Регулярность . Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность . Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность . За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность . Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Способы закаливания

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

Закаливание воздухом

  1. Прогулки . Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны . Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее . Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: )


Закаливание водой

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.


Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

Закаливание грудных детей — это не просто воздушные ванны и обливания водой. Это естественный образ жизни, который должен быть нормой. Двигательная активность, правильное и здоровое питание, режим дня, спорт и прогулки, закаливающие процедуры. Все для того, чтобы новорожденный вырос здоровым и счастливым.

Здоровье – это то, чего в первую очередь желает своему малышу любая мама. Мы хотим, чтобы малыш рос здоровым и крепким и знаем о том, что основой его устойчивости к болезням является иммунитет, который формируется закаливанием. Но пока младенец такой крохотный, родителям страшно начинать его закалять: вдруг заболеет. А когда малыш подрастает, они понимают, что время упущено и этим вопросом надо было заниматься гораздо раньше, с самого рождения крохи.

Но как правильно организовать закаливание такого крохотного и хрупкого грудного ребенка, чтобы получить максимум пользы и не причинить вреда?

Закаляя своего грудного ребенка, вы повысите сопротивляемость его организма болезням: промокшие ноги, забытая дома шапочка, неожиданное отключение отопления зимой и многое другое перестанет угрожать немедленными простудами и насморком.

Конечно, закаливание не поможет избежать инфекционных болезней, особенно если ребенок ходит в детский сад, где болезни распространяются очень и очень быстро, но справится с ними ваш кроха намного быстрее и легче.

В идеале, начинать закалять ребенка можно уже с момента его рождения . Это только на первый взгляд младенец – беспомощное и слабое существо. Однако на самом деле груднички обладают огромным жизненным потенциалом и высокой приспособляемостью к условиям окружающей среды, в противном случае, у человечества не было бы шанса выжить. Но помещая новорожденного в безопасные условия с комфортной температурой воздуха, отсутствием сквозняков и холодной воды, мы способствует тому, что защитные механизмы, заложенные в ребенка природой, за ненадобностью атрофируются. В итоге, столкнувшись впервые с нормальными условиями окружающей среды (подул ветерок, промок под дождем, намочил ноги), ребенок начинает болеть.

Настя, 31 год: Я жалею, что со старшим сыном не занималась закаливанием совсем. Мне казалось, что раз он не болеет, то все нормально, а то, что я ему носочки надеваю при температуре в доме 25-26 градусов, так это нормально. А потом я оставила его в полтора года в деревне у бабушки. Была весна, не холодно, но сын простудился. Тогда я сильно обижалась на свекровь, думала, что она недосмотрела за ребенком. А сейчас понимаю, что он просто впервые попал в нормальные условия, где дует ветерок, бывают лужи и сквозняки, и чтобы заболеть, ему хватило самой малости. Сейчас ему 6 лет, он до сих пор не адаптировался к садику, постоянно болеет. Начинать закаливать боюсь – сразу же простужается. Вот такой замкнутый круг. Скоро мне рожать второго малыша, с ним я таких ошибок не допущу, закаливание станет задачей № 1.

Лучше всего это видно на примере тех детей, которые пошли в детский сад, и на протяжении уже 1-2 лет не могут к нему адаптироваться. Родители удивляются: как же так, ведь ребенок до трех лет ни разу не болел, а тут ничего поделать не можем, постоянно простужается. Однако ребенок не болел не потому, что был такой закаленный или здоровый, а потому, что его тщательно оберегали от факторов, способных эти самые простуды вызвать.

Главные принципы закаливания

Если вы твердо решили закалять своего ребенка, то знайте, что все ваши действия должны базироваться на трех основных требованиях:

  • постепенность: не стоит спешить и создавать для грудного ребенка экстремальные условия, начинайте с малого;
  • систематичность: однажды начав закаливающие мероприятия, постарайтесь продолжать их изо дня в день, не делая перерывов;
  • соразмерность: закаливающие процедуры нужно проводить с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Имеет ли закаливание грудного малыша противопоказания? Да, к ним относятся:

  • наличие острых или обострение хронических заболеваний у ребенка;
  • ряд кожных заболеваний;
  • некоторые неврологические проблемы со здоровьем.

Главные закаляющие процедуры для грудничка

Никаких особенных мероприятий закаливание грудничка не требует, начать можно с малого: свежий воздух, прохладные помещения и минимум одежды.

Прогулки

Для полноценного развития ребенку необходим свежий воздух, поэтому начинать гулять на улице можно и нужно уже после выписки из роддома, и зима таким прогулкам – не препятствие.

Первые прогулки не должны быть длительными, 5-10 минут дважды в день будет достаточно. Затем их продолжительность нужно увеличивать, доведя ее до 1-2 часов.

Отдельно нужно упомянуть о том, как следует одевать кроху перед выходом на улицу в прохладное время года. Здесь вы сможете прийти к верному решению только опытным путем. Главное, на что вы должны ориентироваться – самочувствие ребенка. Если малыш вспотел и раскраснелся, то в следующий раз оденьте его полегче. И наоборот, холодные шея, ручки и ножки, бледная кожа свидетельствуют о том, что крохе было холодно и на следующую прогулку нужно добавить еще слой одежды и взять одеяло потеплее.

Условия в доме

Свежий воздух нужен ребенку не только на прогулке, но и дома. Поэтому чаще проветривайте помещение. Летом балконную дверь можно не закрывать вообще, а зимой чаще держать форточку открытой. При этом уносить ребенка из комнаты нет нужды. Наденьте на кроху дополнительную кофту и штанишки и не держите непосредственно под форточкой. Через пять минут проветривание можно закончить.

Температура воздуха в помещении, где постоянно находится ребенок, должна быть достаточно низкой для того, чтобы это позволяло вам закалять кроху. Идеально, если она не будет превышать 20 градусов. Известный педиатр Е.О. Комаровский рекомендует снизить ее еще больше, до 18 градусов. Но такая рекомендация не всегда с первого раза находит отклик в сердцах родителей, особенно тех, кто сам страдает от повышенной «мерзливости» и при температуре в 20-22 градуса утепляется свитерами и шерстяными носками.

Яна, 33 года: «Я своих двоих деток закаляла по рекомендациям Комаровского, у него там очень логично рассказывается об этом. Как-то сразу смогла их не кутать, на холодные ноги или носик внимания не обращать. Температура у нас дома – 19-20 градусов. Дети ходят босиком, в трусиках и майках. Комнатных тапочек у них, кстати, нет совсем. Наши гости этому очень удивляются. А на прогулке в межсезонье мы как белые вороны: все малыши закутаны почти как зимой, а мы гуляем налегке, без шапочек и шарфов. Кстати, старшая дочка в садик пошла без какой-то особой адаптации, болела 1-2 раза в год и все».

В отопительный сезон уделите особое внимание увлажнению воздуха, даже если температура воздуха в помещении не превышает 20 градусов. Сухой и теплый воздух не только иссушает слизистые оболочки и затрудняет дыхание, но и способствует размножению различных вирусов и бактерий. Для поддержания оптимального уровня влажности можно использовать бытовые увлажнители воздуха либо по старинке расставить по комнате емкости с водой.

Также не забывайте о влажной уборке в комнате крохи: регулярно протирайте все поверхности и постарайтесь вынести из комнаты мягкие игрушки и книги – они способны накапливать на себе огромное количество незаметной глазу пыли.

Воздушные ванны

При смене подгузника или после купания не нужно стараться одеть ребенка как можно скорее. Дайте ему 3-5 минут на то, чтобы полежать голышом, ведь воздушные ванны – это эффективный способ закаливания ребенка. Постепенно, с взрослением малыша, время приема воздушных ванн нужно увеличивать, доводя его до 20-30 минут.

Если у крохи, на ваш взгляд, холодные пяточки и ручки, не думайте, что это признак переохлаждения. Во-первых, замерзнуть в помещении с температурой 18-20 градусов просто физически невозможно. Во-вторых, холодные конечности свидетельствуют о нормальном течении процессов терморегуляции в организме.

Купание

Отличным способом укрепить организм ребенка является правильно организованное купание. Для первых ванн температура воды должна быть 36 градусов, затем ее можно понижать на полградуса каждый день, постепенно доведя ее до 33-34 градусов. Такая ванна повышает физический тонус, способствует ускорению обменных процессов и хорошему сну.

Завершать прием ванны следует обливаниями, вода для которых должна быть прохладнее на 1-2 градуса. Процедура предельно проста: после окончания гигиенического купания просто облейте тело ребенка водой из ковша, после чего вытрите кроху насухо и оденьте его, как обычно, не укутывая.

Если ваш малыш родился ослабленным, то вы можете заменить обливания на протирания прохладной водой с помощью тканевой варежки или губки.

Закаливание очень важно для грудного ребенка, оно обеспечивает ему гармоничное развитие и крепкое здоровье в будущем. При этом оно не требует ничего особенного: все, что для этого нужно, уже есть у нас — вода, воздух, улица и наш, родительский, здравый смысл.