Занятия по тестопластике в подготовительной группе. Мастер-класс для педагогов по тестопластике. Материалы и оборудование

«Кашпо для цветов»

Конспект занятия по лепке из солёного теста

Цель: учить - равномерно облеплять форму тестом, украшать поделку, нанося узор; добиваться равномерного ритмичного распределения элементов узора; развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование:

Кашпо (далее горшочек) с искусственным цветком, кукла Дюймовочка, солёное тесто трёх цветов (белый, розовый и голубой), доски для лепки, картон, обёрнутый фольгой, семена цветов в маленьких конвертиках, образец выполненный педагогом, лотки с колпачками, вилочками, соломинками, колечки с зубчатой поверхностью, для нанесения ритмичного узора, баночки с водой, кисти, салфетки для рук.

Ход занятия:

Дети надевают фартуки и готовят рабочие места, присаживаются.

Педагог:

Сегодня к нам пришла необычная гостья, она приготовила нам подарок, чтобы его получить, нужно отгадать загадку:

Они очищают воздух,

Они создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут!

Дети:

Педагог:

Правильно (ставит на стол горшочек с искусственным цветочком), а теперь мы отгадаем кто хозяйка этого чудесного цветка:

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке та девочка спала,

Очень эта девочка милая была,

Чуть женой крота не стала и усатого жука.

Вместе с ласточкой летала высоко под облака.

Дети:

Это Дюймовочка!

Педагог:

А вот и она сама (ставит куколку к цветку) Дюймовочка прилетела к нам из волшебной страны эльфов, чтобы попросить нас вырастить волшебные цветы. А какие цветы знаете вы?

(Дети называют цветы и рассматривают иллюстрации.)

Как много вы знаете! Давайте вместе поиграем в игру «Цветы»,

(дети встают у стульчиков)

Наши алые цветки распускают лепестки,

(поднимают руки вверх, встают на носочки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(качают руками над головой)

Наши алые цветки закрывают лепестки

(опускают руки через стороны)

Спать ложатся…

(приседают на корточки руки под щёку)

Дети после игры садятся на место.

Педагог:

- Дюймовочка рассказала мне, что для того чтобы вырастить волшебные цветы, нужны не обычные горшочки, а сделанные своими руками, а вы хотите вырастить волшебные цветы? (Ответ детей) Тогда пора приниматься за работу. Я принесла показать вам горшочек, который слепила я, давайте, его рассмотрим (рассматривание образца и обсуждение приёмов выполнения поделки)

Как вы думаете с чего нужно начать выполнение поделки? (Выбрать основу, баночка из под йогурта, или стаканчик из- под кефира и т.д.)

Как бы вы поставили основу перед началом работы? (вверх донышком, чтобы края горшочка были ровными)

Каким приёмом можно воспользоваться при облепливании основы? (можно раскатать длинный жгутик и обернуть основу, а потом скатывать небольшие шарики и рядами скреплять их между собой).

Как вы думаете, для чего нам пригодится сегодня цветное тесто? (Чтобы составить узор из цветных шариков)

Каким образом вы будете скреплять части поделки? (части поделки скрепляем водой)

Давайте вспомним, как нужно работать с солёным тестом (тесто нужно брать из пакета небольшими кусочками, чтобы оно не засыхало, его нельзя есть, после работы нужно тщательно промыть руки с мылом).

Итак, мы можем приступать к работе.

Дети достают из пакетов тесто и начинают лепить, педагог напоминает при необходимости очерёдность выполнения действий, помогает определиться с составлением узора затрудняющимся детям, предлагает украсить поделку отпечатками по желанию детей.

После лепки дети рассматривают свои поделки, делятся впечатлениями от проделанной работы, обсуждают другие готовые работы.

Ребята, у вас получились замечательные горшочки, и Дюймовочка дарит каждому из вас семена цветов, когда наши горшочки высохнут, мы наполним их землёй, посадим семена, будем заботиться о них и вырастим волшебные цветы. А теперь попрощаемся с нашей гостьей и наведём порядок на своих рабочих местах (Дети прощаются с Дюймовочкой, благодарят её за подарки, наводят порядок на рабочих местах).


Занятие по тестопластике «Пряничный домик»

Программное содержание:
Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону.
Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста.
Развивать ручной праксис.
Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.
Оборудование:
Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто разных цветов, вода, кисти. Иллюстрации к сказкам выполненные Васнецовым. Книга «Пряничный домик». Фотографии тульских пряников. Аудиозапись русских народных мелодий, магнитофон. Шаблоны домика из картона, скалки.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам выполненные Васнецовым. Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Дегустация тульских пряников.

Ход занятия:

Аудиозапись песни Пончика и Сиропчика, дети расположены на ковре
Воспитатель: Вы узнали, из какой сказки эти герои? Что вы про них можете сказать?
Дети: Это Незнайкины друзья, они сладкоежки.
Воспитатель: А вы любите сладкое? Что вы любите?
Дети: Да, конфеты, шоколад, печенье, торты, пряники, пирожные и т. д.
Воспитатель: Ребята я хочу вам рассказать о том, как появились пряники. Давным-давно, в славном городе Туле русские люди славились тем, что готовили отменные пряники, которые были очень вкусными и долго не черствели. Кроме этого любой тульский пряник, изготовленный хозяйкой был особенным, так как все пряники были разные по форме, встречались и елочки, и домики, медведи и белочки, печки и самовары, зайцы и снеговики.
По мере рассказа выставляю фотографии пряников.
Воспитатель: А вы помните, какую русскую народную сказку мы читали с вами накануне?
Ответы детей: «Пряничный домик»
Воспитатель: А из чего был домик?
Ответы детей: из пряничного теста
Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел пряничный домик.
Выставляю иллюстрации домиков Васнецова, иллюстрации к сказке
Воспитатель: Посмотрите как много фантазии у художника, как по-разному он изображал сказочные домики. А что обязательно должно быть у избушки? (стены, крыша, труба, окно, дверь)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим придумать и сделать избушку, но только не из пряничного, а из соленого теста. Посмотрите, какое разноцветное тесто я вам сегодня приготовила.
Приглашаю детей сесть за столы.
Воспитатель: Сначала вам нужно будет раскатать тесто скалкой и вырезать стекой шаблон по контуру, который лежит у вас на столе. Затем, когда ваш домик будет готов, я предлагаю вам украсить его так, кому как захочется, цвета можно брать любые, только помните какие цвета, сочетаются друг с другом.
Самостоятельная работа (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются скалкой, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу)
После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Рассматриваем получившиеся домики, отмечаем наиболее удачные, предлагаю после просушки сделать выставку для родителей.





Тип занятия: закрепление знаний и способов.

Форма проведения: традиционная.

Проблема: «Из чего можно слепить ёлочку».

Игровая мотивация: «Давайте украсим нашу ёлочку».

Виды детской деятельности:

Игровая; коммуникативная; продуктивная; чтение (восприятие ) художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. образовательная: закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
  2. воспитательная: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное во всем многообразии.
  3. развивающая: развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто).

Методы: словесные, наглядные, практическая работа.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.

Деятельность учащихся: поисковая (при подготовке сообщения), самостоятельная творческая деятельность (в процессе лепки).

Предварительная работа: рассматривание изображений ёлки, сосны,обработка основных приемов лепки, работа со стекой и бросовым материалом.

Материал: солёное тесто, мука (чтобы тесто не прилипало), вода, акриловые краски (золото, серебро), дощечка, салфетка, кисть, украшения для ёлочки, ленточки, шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки.
План занятия:

  • Организационный момент.
  • Мотивация.
  • Актуализация знаний и способов действий.
  • Самостоятельное применение знаний.
  • Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть.
Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник. Этот праздник самый волшебный из всех праздников.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это праздник Новый год.

Вы прослушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку.

На них зелёные иголочки.

Ну, что тут думать? Это (Ёлочки).

(Н.В. Ёлкина и др. «1000 загадок» - Ярославль; изд. «Академия развития».)

Стихотворение:

Вырастала ёлка

В лесу на горе,

У неё иголки

Зимой в серебре,

У неё на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах…
(Е.Трутнева; Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких»).

2. Мотивация.

Сегодня мы свами будем лепить ёлочку. Я уже подготовила соленое тесто из муки, воды и соли. Постановки цели занятия: будем лепить елочку.
Рассматривание образца поделки.

3. Актуализация знаний и способов действий.

Техника выполнения поделки:

Скатаем из теста шарик примерно в половину куриного яйца.

Расплющим его в пластину – это основа ёлочки.

С помощью шаблона формируем ёлочку, лишнее тесто отрезаем стекой.

Формируем ёлочку по принципу пирамидки – 3 яруса (большой, средний и маленький).

4. Самостоятельная работа детей.

Помощь воспитателя при необходимости.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»:
Перед нами ёлочка: Дети поднимают руки и соединяюткончики пальцев, образуя макушку ёлки.

Шишечки, Показывают движениясогласно тексту стихотворения.

Иголочки,

Фонарики,

И свечки,

Человечки.

5. Итог занятия.

Динамическая пауза: «С Новым годом»!
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания.
С Новым годом! С новым годом! Дети стоят лицом в круг.

Здравствуй дедушка мороз!

Он из леса мимоходом Дети идут по кругу, «несут» ёлку на плече.

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток Стоят лицом в круг.

Загорелась, как всегда, Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом Снова поднимают руки.

Пятикрылая звезда. Опускают руки.

Рефлексия:

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили нашу ёлочку?

Как мы нарядили нашу ёлочку?

Какой скоро будет праздник?

Воспитатель: Ребята, я думаю, что вам было интересно. Не забудьте повесить ёлочку из соленого теста на настоящую новогоднюю ёлку!

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

Материал экологически безвредный, не аллергенный.

Удивительно пластичный материал.

Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок - получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте http://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.
  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Цель: Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве родителей.

Задачи:

— Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность — вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

Мячик;

Соленое тесто цветное;

Стек для лепки;

Колпачок от фломастеров;

Формочки;

Скалка.

Предварительная работа : личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране . В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.(Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Откручивание

Отщипывание

Разрезание прочной нитью

Разрезание и надрезание стекой

Формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Раскатать в ладонях или на столе

Сплющить

Вдавить

Вытянуть

Согнуть

3. Учимся соединять детали

Прижать

Примазать

Загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

Процарапывание различными инструментами

Оформление рельефом (оттиском)

Показ презентации

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

— А сейчас дорогие родители приступаем к работе, творите, используйте свой талант.