Жертвы красоты: женщины с шеей жирафа. Женщины с кольцами на шее. Для чего падаунгам длинные шеи

На высокогорьях у границ Бирмы и Таиланда проживает экзотическое племя падаунгов. Когда-то все они жили в Бирме. Но отношения с правящей там долгие годы военной хунтой у племени не сложились, и примерно половина его перебралась в соседний Таиланд, где и живет на «птичьих правах».

Как и все местные народы, падаунги сажают рис. Мужчины славятся, как погонщики и содержатели слонов. Дома членов племени заметно отличается от домов остальных бирманцев тем, что стоят на земле. У большей части местного населения жилища устанавливаются на сваях для защиты от наводнений и змей. Но не эти особенности сделали племя одним из известнейших в мире. Необычны у падаунгов женщины. Их даже называют женщины – жирафы из-за чрезмерно удлиненной шеи. Согласно местным поверьям, первый падаунг родился от сексуальных игрищ ветра и самки дракона. Однако, когда возлюбленная сообщила ветру о зачатии, тот отнюдь не попытался скрыться. Напротив, он был так рад, что обвивал ее шею до самого рождения. Наконец, самка дракона принесла огромный кокон, из которого и появился первый падаунг. Потом появился второй и третья. В память о влюбленном ветре, обвивавшем шею своей возлюбленной, девочкам народа падаунг с детства надевают на шею кольца. Точнее, спирали из медной проволоки толщиной примерно в сантиметр. Первое кольцо одевается в возрасте пяти лет. В дальнейшем количество витков увеличивается, и так до самого замужества. После этого новые витки не добавляются, но замена старых колец на новые допускается. Зарегистрированный книгой Гиннеса рекорд длины шеи у женщины народа падаунг составил 40 сантиметров.
Долгое время считалось, что надеваемые кольца вызывают удлинение шейных суставов. Однако рентгеновское исследование показало, что удлиняется не шея, а опускается плечевой пояс. Ничего странного в этом нет. К моменту замужества женщина падаунг носит на своей шее около пяти килограммов меди, которая и давит на плечевой пояс, прикрепленный к костяку всего одним суставом. Долгое время считалось, что взрослая женщина народа жить без колец на шее не в состоянии. Утверждалось, что мышцы шеи от ношения браслетов атрофируются, и в случае их снятия шея сложится, А женщина задохнется. Среди туристов до сих пор циркулируют слухи, что именно таким способом падаунги избавлялись от неверных жен. Однако последние исследования такую версию не подтвердили. Да, у некоторых женщин медная спираль настолько плотно упирается в плечи и подбородок, что они крайне ограничены в движениях головой. Но если снять медную спираль, то женщина не только не задохнется, но наоборот, получит большое облегчение. Более того, в течение примерно трех лет ее фигура восстановится. И она лишится своей жирафьей шеи.
Однако женщины племени расставаться со своей национальной особенностью не спешат, хотя военная хунта Бирмы активно пыталась этого добиться. Вот и живет теперь половина женщин – жирафов в соседнем Таиланде. Дело в том, что, во-первых, шейные браслеты резко отличают падаунгов от других племен и служат им для национальной самоидентификации. Во-вторых, длинная шея, с килограммами надетой на нее меди - свидетельство высокого социального статуса ее носительницы. Именно по этим кольцам и судят о состоятельности семьи. Ну и главное, эти браслеты как магнитом притягивают туристов. Все приехавшие на отдых в Таиланд стремятся посетить деревни падаунгов, в которых кроме как смотреть на длинные шеи местных женщин, в общем-то, и делать нечего. Самая большая деревня падаунгов, Най – Сой принимает ежегодно более тысячи двухсот туристов.
Основная прибыль от экскурсий, правда, достается владельцам туристических агентств. Но женщины научились умело продавать ротозеям, глазеющим на их шеи, различные кустарные изделия. Да и сфотографироваться с женщиной – жирафом стоит доллар. А если учесть, что неподалеку всегда их мужья с предложением прогулки на слонах… Длинные шеи женщин народа падаунг и есть сейчас основа экономики племени. Вот так вот довольно новый, набирающий миллиардные обороты, туристический бизнес и древние традиции народа падаунг, не только не мешают друг другу, но и способствуют общему дальнейшему развитию.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Практически каждый турист, приехавший в королевство Тайланд, включает в программу своих маршрутов посещение деревни племени Карен, славящееся длинношеими женщинами.

Живут эти удивительные люди в северной части Тайланда, в гористой местности недалеко от границы с Мьянмой (бывшей Бирмой). Это представители народности «падаунг» («Padaung» — «медное кольцо»), одной из ветвей племени Карен.


Только у них девочкам, начиная с 5-летнего возраста, надевают на шею латунные или медные кольца, постепенно увеличивая их количество. Вернее сказать, надевают не кольца, а толстый медный прут, который по спирали закручивается вокруг шеи.

У зрелой женщины количество витков может быть более двух десятков. В результате этого шея становится невероятно длинной.

К концу жизни вес колец у некоторых представительниц племени достигает нескольких килограммов, а высота — более 20 см. Иногда спирали-кольца делают нарочито высокими, чтобы они плотно прилегали к подбородку и плечам. В этом случае женщины не могут поворачивать голову, что доставляет им массу неудобств. Но такую экзотику практикуют редко.

Как длинношеи появились в Тайланде

Племя поселилось в северной части королевства Тайланд в 70-х годах прошлого века. Спасаясь от беспорядков и преследований, царивших в Бирме, народность Карен мигрировала в соседнее государство. и правительство с пониманием отнеслись к их положению и приютили в своем государстве.


Карены имеют здесь статус беженцев, поэтому они могут находиться лишь на территории провинции, где проживают. При выезде из Тайланда они навсегда теряют возможность возвратиться. Во имя процветания туристического бизнеса тайское правительство разрешило каренам сохранить свой язык и культурные традиции, давая возможность зарабатывать на желании путешественников лицезреть экзотику.

История традиции

Изначально кольца на шею надевались только девочкам, рожденным или при полной луне, или в среду. Но со временем каждая женщина народности «падаунг» стала носить такое украшение. Известно несколько версий, которые объясняют причину возникновения этой традиции:

1. Металлические кольца защищали от хищников

Одна легенда гласит, что когда-то, очень давно, на падаунгов напали тигры и большей части племени перегрызли шеи. В отсутствие мужчин вероятность нападения диких животных на женщин и детей возрастала.


Чтобы род не прекратился, вождь приказал надевать на женщин и девочек своеобразную защиту из металлических колец. Конечно, кольца не защищали буквально от мощных клыков, но они могли выступать в качестве амулетов.

2. Кольца обеспечивали непривлекательность женщины для чужих

Чрезмерно длинные шеи делали девушек очень непривлекательными для народов других племен, поэтому мужчины придумали окольцовывать шеи своих возлюбленных. Уродливость защищала их от похищения, пленения и последующего рабства.

3. Кольца — своеобразное украшение

Чем больше их и чем шея длиннее, тем красивее считалась женщина. Такая девушка могла более удачно выйти замуж.

4. Традиция — дань памяти прародителям народа Карен

По старинной легенде Ветер и Дракон были влюблены друг в друга. Когда Ветру стало известно, что его избранница беременна, он стал неистово кружиться вокруг нее от безмерной радости.

Драконша родила кокон, из которого вышел на свет первый Карен, представитель народности, являющейся на сегодня одной из . Танец счастливого Ветра и стали символизировать спиралеобразные обручи на шеях женщин-падаунгов.

5. Наказание для неверной жены

Еще одно поверье гласит, что с женщины, уличенной в измене, муж снимал кольца. После их снятия неверная оставалась прикованной к постели, так атрофированные мышцы шеи без колец не могли удерживать голову. Эта версия больше подходит к племенам, населяющих африканский континент, у которых женщины также носят на шеях обручи. Ведь африканкам надевают тяжелые кольца, которые вытягивают шейные позвонки, и при снятии их велик риск повредить позвоночник.


В Тайланде же женщины не испытывают мучительных неудобств после снятия украшений. Перед сном или купанием красотки избавляются от них, а утром надевают для демонстрации туристам.

Рентгеновские исследования доказали, что у падаунгов длина шеи при ношении колец не увеличивается – происходит деформация верхнего отдела грудной клетки, когда опускаются плечи и ключицы, и создается эффект длинной шеи.

Если прекратить ношение обручей, через пару лет пропорции тела восстановятся. Но, как бы там ни было, процент супружеских измен и разводов в племени длинношеев в северном Тайланде очень небольшой.

Карены сегодня

Переехав в Тайланд, карены поняли, что их экзотический обычай может стать хорошей приманкой для многочисленных туристов. Они организовали деревни-резервации, где на коммерческой основе показывают приезжим условия своего быта, продают изделия народных промыслов, демонстрируют главные экспонаты – женщин с длинными шеями.


Женщины-жирафы в Тайланде занимают привилегированное место в своей деревне. Они не трудятся на полях, не занимаются тяжелой, изнурительной работой, как остальные. Основная их задача – занятие народными промыслами. Да и у мужчины, шею жены которого украшает «ожерелье», статус выше, чем у соплеменников.

К своему бизнесу карены относятся неоднозначно. С одной стороны, им неприятно ощущать себя питомцем в человеческом зоопарке и отдавать львиную долю дохода туристическим агентствам, а с другой – довольно сносное существование в сравнении с соотечественниками из неспокойной Мьянмы примиряет их с действительностью.


Каренки – искусные мастерицы. Сотканные ими на ручных станках ткани с яркими, этническими рисунками покорили не только Тайланд и соседние азиатские страны. Практически каждый турист, приехавший в гости к племени, считает необходимостью приобрести экзотическую вещицу.

Как вести себя в поселении длинношеев

Во время посещения деревни-резервации длинношеих женщин и других поселений племен в Тайланде, соблюдайте несложные правила поведения:

  • Уважительно относитесь к обычаям жителей, их верованиям, религиозной символике.
  • Надевайте в деревню скромную одежду. Не стоит приезжать туда с голыми плечами и коленями.
  • Всегда спрашивайте разрешения перед тем, как сфотографировать кого- или что-либо.
  • Будьте готовы, что за возможность позировать с длинношеей красоткой с вас попросят некую мзду, а в некоторых поселениях запретят фотосъемку.
  • Не поощряйте попрошайничество. Давать детям деньги или сладости не стоит.

При посещении деревни туристы могут стать свидетелями обычной жизни племени, а также увидеть ритуальные обряды. Кроме этого, там есть возможность примерить и купить легендарные кольца. Для многих посещение деревни племени Карен с длинношеями вызывает двойственное чувство: жалость и любопытство. Бросается в глаза искусственность, постановочность происходящего и вымученность в глазах «живых экспонатов».

Тем не менее, женщины-падаунги доброжелательно и спокойно позируют перед туристами, демонстрируя то, ради чего большинство, приезжающих в Тайланд, стремится попасть на север страны в гости к древнему народу.

Женщины племени падаунг, в Бирме, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами.

У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет.

В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте.

Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускаются под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес, по привлечению туристов. Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

В высокогорных районах Юго-Восточной Азии проживает интересный народ падаунг (или каян). Девочки падаунг с 5-летнего возраста носят на шее медные спирали. Сначала на шею надевают спираль из шесть колец, а затем ежегодно их количество увеличивают на одно. К моменту замужества число колец достигает своего максимума, а после свадьбы их, как правило, не добавляют. Шея женщины при этом вытягивается, что приводит иногда к увеличению ее длины до 40 сантиметров. Из-за экзотического внешнего вида их стали называть женщины-жирафы, а районы их проживания очень популярны у туристов.

Падаунг живут на приграничных территориях Таиланда и Мьянмы, а их численность более 50 000 человек. Традиционным занятием народа падаунг является выращивание риса и разведение скота. Обычай носить на шее медные спирали уходит корнями в глубокую древность. В каждом поселении есть женщины, владеющие искусством надевания колец. Как только девочке исполняется 5 лет, она надевает свои первые кольца.


В дальнейшем количество колец увеличивается, а иногда конструкция настолько высока и неудобна, что сковывает движения и девушкам бывает трудно повернуть или наклонить голову. Помимо колец на шее, женщины носят кольца на руках и ногах, а их национальный костюм дополняет белая рубаха, украшенная тесьмой.

Туристам рассказывают, что обычай носить кольца связан со специфическими представлениями племени падаунг о красоте. Длинная шея считается символом благополучия и красоты. Но такой обычай имеет и более практичное объяснение.


Как считают сами падаунг, подобная конструкция была призвана спасти их от тигров, встречи с которыми до сих пор не редкость в этом регионе. Видимо, мужчины племени могли сразиться с хищником и дать ему отпор, а вот шею женщин пришлось защищать.


По другой версии, подобные кольца служили для идентификации женщин племени. Дело в том, что в этом регионе процветали кражи девушек соседними народами, а также самовольное бегство. Поэтому падаунг придумали такой оригинальный способ защиты своих красавиц от посягательств соседей. Ведь кольца невозможно снять без специальных навыков и приспособлений, и отправившиеся на поиски мужчины без труда обнаружат девушку-падаунг. И даже если их снять, будет заметна более длинная шея девушки, что сразу вызовет на подозрения.


По мнению медиков, ношение обычных спиралей не сказывается негативным образом на здоровье женщин. Но иногда спирали специально делают слишком высокими. В этом случае достигается больший эффект и шея становится очень длинной. Но при этом затрудняется подвижность головы, а мышцы, призванные обеспечивать эту подвижность, атрофируются. Если такие женщины снимут кольца, то может произойти перелом шеи.


Сегодня не все женщины падаунг хотят носить кольца, одетые на них еще в детстве. Некоторые снимают их и дальше прекрасно обходятся без спиралей. Но в некоторых деревнях на территории Таиланда обычай носить кольца считается не только признаком красоты, но и способом заработка. Туристы, приезжающие в поселения падаунг с радостью покупают сувениры и одежду, а также фотографируются с удивительными длинношеими женщинами.