Зинченко п и непроизвольное запоминание деятельность. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко). Ход выполнения работы

П.И. Зинченко изучал закономерности непроизвольного запоминания, в изучении его особенностей в сопоставлении с произвольным запоминанием. Эксперименты позволили получить данные о зависимости продуктивности запоминания от возраста, предлагаемого стимульного материала, мотива деятельности и структуры деятельности, конкретно от типа задач, уровня сложности, способов деятельности.

Кроме того, рассматривает проблемы произвольного запоминания, умственным действиям, таким как классификация и арифметические вычисления.

Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечений от нее, то есть случайным запоминанием. Деление процессов памяти на произвольные и непроизвольные должно выступить в качестве ведущего и в характеристике развития памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение являются двумя последовательными ступенями в развитии памяти детей.

Произвольное запоминание как особое мнемическое действие становится возможным тогда, когда в сознании ребенка выделяются спиральные цели запомнить, припомнить. Выделение и освоение мнемических целей зависит не только от объективных условий, требующих от ребенка постановки таких целей, но и от соответствующей мотивации, придающей необходимый смысл этим целям и, тем самым, способствующей их осознанию.

С появлением произвольной памяти непроизвольное запоминание не утрачивает своего значения. Оно продолжает изменяться и все более обогащаться в результате дальнейшего развития содержания деятельности, в ходе которой оно осуществляется.

В тех случаях, когда непроизвольное запоминание определенного материала является результатом содержательной активной мыслительной деятельности. Оно оказывается более продуктивным чем произвольное, не опирающееся на такую же содержательную обработку материала. Произвольная память характеризуется логической обработкой материала в целях запоминания.

Выделяют три основных этапа в формировании классификации как познавательного действия:

1) начальный этап овладения познавательным действием;

2) этап совершенствования в овладении познавательным действием;

3) этап полного овладения познавательным действием.

Средние дошкольники находятся на первом этапе формирования классификации как познавательного действия. В этих условиях преимущество непроизвольного запоминания над произвольным оказывается особенно значительным.

Старшие дошкольники находятся на втором этапе формирования познавательного действия. Преимущество непроизвольного запоминания над произвольным остается еще значительным.

У младших школьников третий этап познавательного действия. Сохраняется незначительное преимущество непроизвольного запоминания над произвольным.

У средних школьников и у взрослых наступает перелом в соотношении продуктивности запоминания: более продуктивным становится произвольное запоминание.

Процесс формирования познавательных и мнемических действий проходит следующий путь: от целенаправленного, развернутого в своем составе и еще не обобщенного действия к сокращенному, обобщенному действию.

Полученные данные позволили обосновать и доказать П.И. Зинченко правомерность деления памяти на произвольную и непроизвольную, поскольку деление памяти на логическую и механическую он считает недостаточно правомерной, так как присутствуют оба вида на всем развитии.

П.И. Зинченко показал:

Общую (единую) природу произвольного и непроизвольного запоминания, о чем свидетельствуют общее предметное содержание деятельности (цель, мотив, способы);

Важность учета условий жизни и деятельности;

Механическое запоминание как особую форму запоминания, а не ступень развития памяти;

Овладение соответствующим познавательным действием (как способ мнемического действия) позволяет произвольному запоминанию стать продуктивнее непроизвольного;

Непроизвольное запоминание развивается так же как и произвольное. Основой развития является действие: непроизвольное запоминание - познавательное действие, а произвольное запоминание – мнемическое действие.

Относительно процессов запоминания у слабоуспевающих учеников можно выделить такие характеристики, как:

1. трудности организации своего внимания

2. трудности осмысления и понимания материала

3. трудность случайных ориентировок (школьник не проявляет интереса, любознательности)

4. трудности постановки познавательной задачи (преобладание механического заучивания)

Для работы со слабоуспевающими учениками (из-за сложностей запоминания материала) предлагаются следующие приемы:

Отдавать предпочтение преимущественно «целостному» над «элементным»;

Совмещать познавательные задачи с выполнением мненической задачи, но не подмена их друг другом

Акцентирование на том, как учитель передает основную цель деятельности (содержание) и условия:

Постановка учебной задачи;

Использование активных средств (пример, домашние задания);

Обращение к двум видам запоминания;

Вызывать у учащихся вопросы, проблемные ситуации, познавательные задачи, изложение материала;

Важен учет возрастных особенностей, развития памяти.

Аннотацию выполнили студенты 5 курса Дружинина Татьяна, Губанова Зоя, Короткина Олеся, Мамонова Таисия.