Значение и роль семьи в современном обществе. Проект "роль семьи в современном обществе. Социальные функции семьи

То, что семья является основой общества, может быть доказано тем фактом, что во всем мире каждое общество структурируется по одной и той же схеме. Мужчина и женщина, вступают в брак и создаются семьи, которые образуют деревни, регионы и, в конце концов, страны. Страны образуют континенты, а все континенты составляют мир. Основой всего этого процесса является семья. Семья в современном обществе играет решающую роль , будучи образцом любви в трех различных аспектах:

  • любовь к детям;
  • любовь между мужем и женой;
  • любовь в продвижении нравственных ценностей.

Как взрослые люди, мы должны видеть модели вещей, которые важны для нашей жизни, особенно в отношениях между детьми и родителями. Дети узнают мир, наблюдая за моделями поведения других.

Семья функционирует таким же образом. Например, дети, которые видят, как их родители злоупотребляют алкоголем или производят насилие в отношении друг друга, повторяют эти действия. Роль семьи в современном обществе заключается в создании хорошей и правильной модели поведения. Библия учит нас, что земной отец должен является земным примером Отца небесного. Земной отец должен быть живым образцом терпения и доброты, проявляя любовь в отношениях к своим детям.

Одной из наиболее важных ролей семьи в обществе является любовь между мужем и женой.
В этот критический момент истории, когда в современном обществе моральные ценности снижаются, семья должна остаться их основой и способствовать продвижению в нашем, легко поддающемся дезинформации, обществе. Можно перечислить много значений, но основное внимание необходимо концентрировать на тех, которые являются горячими темами в современном мире:

  • блуд;
  • гомосексуализм;
  • аборт.

Семья должна быть моделью и демонстрировать тот факт, что сексуальные отношения имеют место только в браке между мужем и женой. Матери и отцы должны учить своих детей важности сохранения девственности до брака:

  • не существует такого понятия, как безопасный секс вне брака;
  • семья должна состоять из брака между одним мужчиной и одной женщиной;
  • любые другие брачные отношения являются вредными и опасными.

Семьи должны препятствовать аборту, потому что он забирает невинные жизни. Если общество прекращает свои будущие поколения, то кто будет здесь приветствовать будущее?

Семья играет решающую роль, имеющую потенциал и ответственность в оказании воздействия на все общество своим положительным примером. Родители должны проявлять любовь по отношению к своим детям, проводя время с ними и строить, личностные отношения. Супруги должны любить друг друга по образу Иисуса Христа.

Для того, чтобы выполнять свою роль в обществе семья должна воспитывать детей в нравственных ценностей, так чтобы они могли созревать и передать эти ценности для будущих поколений, делающих обществу безопасное и счастливое место для всех людей, чтобы жить!

Социальная структура общества представляет собой не только совокупность взаимосвязанных социальных групп, но также социальных институтов и отношений между ними. Что же такое социальный институт?

Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение конкретных социальных потребностей.

Важным социальным институтом является семья. Она возникла и развивалась вместе с формированием человеческого общества. Какие вы знаете формы семьи? Юридической основой семьи служит оформление брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако главным нравственным условием для создания семьи является любовь. Любовь - это глубокое и устойчивое интимное нравственно-эстетическое индивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозабвенной устремленности на другую личность. О любви созданы тысячи литературных произведений, написано бесчисленное множество картин, снято огромное количество фильмов, но до сих пор человек ищет ответа на вопрос - что такое любовь?

Семья, объединяющая супругов и их потомство, - одна из исходных форм социальной общности людей, в которой осуществляются жизненно важные для общества функции:

Репродуктивная функция - продолжение человеческого рода.

Воспитательная функция - именно в семье человек получает самые первые в своей жизни уроки - учится говорить, держать ложку, ходить, смеяться, любить, доверять, заботиться о других….

Экономическая функция - исследования показали, что двум людям, живущим вместе в экономическом плане прожить легче, чем одному. Кроме того, родители материально обеспечивают своих детей, дают им образование, чтобы потом дети помогали своим престарелым родителям.

Психологическая функция - семья является объединением близких друг другу людей, именно в семье человек находит поддержку в трудные минуты, в семье человек отдыхает и восстанавливает свои силы.

В России одним из приоритетных направлений социальной политики является социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. Целый ряд государственных учреждений и организаций предназначены для того, чтобы способствовать семье в выполнении ее функций (центры планирования семьи, система дошкольных учреждений, ЗАГСы, женские консультации, родильные дома и т.д.). Особой заботой государство окружает детей, оставшихся без попечения родителей и многодетные семьи. Семьи, воспитывающие детей, имеют право на получение целого ряда социальных пособий, которые являются материальной помощью государства в воспитании и содержании детей. Естественно, что экономический кризис не могли не отразиться на положении семьи. В начале 90-х годов ХХ века в России резко упала рождаемость, увеличилось число разводов, снизилось количество заключаемых браков.

Однако эта тенденция наблюдается не только в России, но и в других странах мира. Демографы и социологи, психологи и историки в один голос заговорили о кризисе традиционной семьи. Традиционная семья представляет собой союз мужчины и женщины, построенный на началах патриархата. Подчиненное положение женщины в обществе было основано на неравноправных отношениях в семье. Мужчина выполняет роль главы семьи, хозяина, кормильца, принимает важные решения. Женщина является хранительницей домашнего очага, ведет домашнее хозяйство, рожает и воспитывает детей. Долгое время главной сферой женщины считался дом и семья. В недавнем прошлом работающая женщина, выходя замуж, оставляла работу. Профессиональные и карьерные интересы мужчины ставились выше профессиональных интересов женщины. С провозглашением равенства прав мужчины и женщины возросла экономическая роль женщины как в семье, так и в обществе. Появление различной бытовой техники облегчило домашний труд и позволило женщине больше времени уделять своей профессиональной карьере. Выравнивание социальных статусов мужчины и женщины отразилось и на семейных отношениях. На смену традиционной патриархальной семье пришла семья партнерская. Основными ее чертами являются равноправные отношения супругов, совместное принятие решений и ведение домашнего хозяйства, родители в равной степени принимают участие в воспитании детей, экономический вклад каждого из супругов в семью примерно одинаков. Однако изменение системы ценностей в обществе, более терпимое отношение к сексуальным связям вне семьи привели к тому, что в настоящее время в обществе растет количество неполных семей, а также людей, находящихся в "свободном" браке (не зарегистрированном в органах ЗАГСа).

Важность семьи для духовного и физического здоровья каждой личности и всего общества давно замечена государством. Поэтому семейные отношения регулируются специальной отраслью - семейным правом, которое определяет положение семьи в обществе, устанавливает порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, регулирует имущественные отношения супругов и др. Главным источником семейного права является Семейный Кодекс Российской Федерации.

Жизнь семьи и ее функции многогранны; они связаны с интимной жизнью супругов, продлением рода, воспитанием детей, с общим ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью в быту. Все это немыслимо без душевного общения, без соблюдения нравственных и правовых норм.

В статье рассматривается место семьи в современном обществе.

  • Создание традиционной семьи в современных условиях: психологические особенности
  • Становление личности в семье военнослужащих: психологические особенности

Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

В своем произведении «Гармоничное поколение - основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания . В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

Учение ислама, признает, что дети в руках родителей - это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

  1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
  2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
  2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
  3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
  4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности .

Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

2. Механизм полоролевой идентификации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

4. Конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

5. Негативизм.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные .

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми . Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка .

Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

Список литературы

  1. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 97-103.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
  4. Краснокутская М.С. Образ идеальной семьи и пример родителей // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 36-38.
  5. Маджидова Д.А., Мамараимова З.Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 738-740.
  6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.
  7. Российская семья: Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
  8. Урусова Е.А. Представления о семье как актуальный предмет исследований в современной психологической науке // «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – С. 426-428.
  9. Урусова Е.А. Современная семья как отражение трансформации российского общества // Наука. Мысль. – 2016. – № 11. URL: wwenews.esrae.ru/48-633
  10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
  11. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
  12. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  13. Янак А.Л. Тема «родительства» в зарубежных социологических исследованиях (На примере французского социологического журнала «Politiques sociales et familiales» 2009-2014 гг.) // Надежды: Сборник научных статей студентов/Научный редактор З.Х. Саралиева. Вып. 8. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2014. С. 140-150

группа учащихся 11 класса

исследовательский проект посвящен проблемам современной семьи, изменениии ее функций в современном российском обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Степанова Екатерина

Рузлева Юлия

Кукушкина Наталья

Тоцкая Марина

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2011г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Семья как один из основных социальных институтов общества.

Семья - один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

2.Цель исследования:

Изучение общественного мнения о роли семьи в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. 1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.
  2. 2. Подобрать методики для изучения общественного мнения.
  3. 3. Провести анализ социологического опроса.
  4. 4. Выявить зависимость мнения о значении семьи для личности от возраста.

Гипотеза исследования:

Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,

Ценность семьи среди молодежи падает.

5. Обзор литературы

Функции семьи в современном обществе.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

  1. репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
  2. социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
  3. содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  1. коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
  2. регулятивная — регулирует поведение своих членов,
  3. накопление и передача собственности и статуса,
  4. рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

  1. неполная семья или с 1 ребенком,
  2. семья не регистрирующая брак,
  3. одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
  4. пробный брак,
  5. нетипичные типы,
  6. параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

  1. изменение экономической ситуации в мире, которое привело во-первых к экономической состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
  2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

Современная модель семьи, её функции.

Традиционным ядром семьи считается супружеская пара с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов. Брак -это исторически меняющаяся соц. форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет супругов, их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.

Современная модель семьи: Элементарная семья- это семья из 3-ёх человек. Семейные отношения в ней: доминирование / подчинение разделяются по следующим основаниям:

1.кто несёт ответственность за семью:

▪ норм семья - где ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ аномальная семья - если мужчина не несет ответственности

▪ псевдосемья (ответственность не несёт никто)

2. кто доминирует в семье:

▪ отец - патриархальная ▪ мать- матриархальная

▪ детоцентрическая (доминирует ребёнок, его потребности и капризы)

▪ эгоритарная (властные функции в семье распределены, но их распределение почва для постоянных конфликтов)

Семья как малая социальная группа

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.

Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей и т.д.

Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высоко-развитую малую группу как коллектив:

Успешно справляться с возложенными на нее задачами;

Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

Создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Семья - это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.-Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (по Н. Соловьеву):

Социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности);

Хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и проч.);

Юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми);

Нравственные (включают сферу нравственного воспитания и само-воспитания, вопросы полового и трудового воспитания);

Психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата);

Эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища).

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям .

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия .

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения .

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. C этим нельзя не согласиться, т. к. в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти воп-росы подробно рассматриваются в последующей главе.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком

По данным опроса, проведенного Фондом « Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийскиким центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г. На вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% - «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане (http://wciom.ru/arkhiv/tematicheski-arkhiv/item/single/9515.html). Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи, но в результате по разным причинам не могут этого достичь. Подобная ситуация отражается не только в статистике, но и в массовом сознании.

Возрождение государства через возрождение семьи

Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.

Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России - в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).

«Семья - главная ценность человека, общества и государства». Семья - это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Об этом говорит беспрецедентная система мер по поддержке семьи и рождаемости. Семья - это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е.Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т.д. Семья - это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое

Семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке

Методика исследования

  1. 1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.
  2. 2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.

Результаты исследования.

В результате опроса нами были получены следующие данные:

  1. Характерно, что на приоритет семьи указали 40% женщин-педагогов и 28% девушек, среди юношей семья практически не имеет приоритетного места. (Диаграмма 1)
  1. только 22% девушек считают, что за семью несет ответственность мужчина, 6% готовы взять эту ответственность на себя, большая часть 61% считают обоих в равной степени ответственными;
  2. 50% юношей готовы взять на себя ответственность за семью, 40%-предпочли поделить этот груз пополам с девушками. (Диаграмма 2)
  1. Наиболее значима семья как залог счастливой жизни для женщин среднего возраста (80% респ.),
  2. наименее-для девушек- (56%),
  3. юноши занимают промежуточное положение (70%).(Диаграмма 3)
  1. Все опрошенные женщины педагоги согласились с тем, что современная семья испытывает кризис,
  2. в наименьшей же степени с этим согласны юноши (40% респондентов) (Диаграмма 4)

ВЫВОДЫ

  1. Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис, причем в наибольшей степени с этим согласны женщины среднего возраста (100%), что, безусловно, определяется их профессиональной принадлежностью, меньше всего задумываются об этой проблеме юноши (40%);
  2. Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  3. Наиболее размыты представления об ответственности за семью у девушек, что может впоследствии привести к нарушениям семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи - «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма 1. Приоритетность различных сфер жизни, где
1группа -женщины-педагоги,
2группа -девушки 15-18 лет,
3 группа- юноши 15-18 лет

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам необходимо подчеркнуть вариант, который

соответствует вашему мнению.

АНКЕТА

1. Ваш пол:

Мужской - Женский

2. Ваш возраст:

15-20 лет - 21-30 лет - 31-45 лет - 46-57 лет -58 лет и старше

3. Ваше семейное положение в настоящее время :

Состою в браке -состою в гражданском браке -не состою в браке

4. Каков уровень Вашего образования?

Начальное - Среднее - Среднее специальное

Высшее -Учусь в старшей школе

5. Что Вы считаете самым важным в жизни?

Успешная карьера - благополучная семья

Работа и семья одновременно

6. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за благосостояние семьи:

▪ ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ несет ответственность женщина

* ответственны в равной степени и мужчина, и женщина

7. Считаете ли Вы, что семья-это залог здоровой и счастливой жизни:

▪ да, безусловно ▪ может быть ▪ нет, можно прожить счастливо и без семьи

8. Как вы считаете, из скольких человек должна состоять современная семья?

Мать, отец,ребенок --мать, отец,дети (2 и более) -мать, отец, дети, бабушка, дедушка

9. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

Да -нет -не задумывался об этом

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

Семья - это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться его, доверять людям или же избегать их. И большинство проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. В современном обществе уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где родители пьющие, а дети растут на улицах - слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят настолько дикие отношения, что нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в такой семье.

Семью можно сравнить с клеткой. Из миллионов таких «клеток» состоит «тело» нашего общества, нашей нации, нашей культуры. В каждой такой «клетке» функционируют более мелкие частицы - молекулы. Это люди: супруги и их дети. Следовательно, от правильности функционирования молекул, от крепости или слабости их связей, характера их взаимоотношений зависит качество клетки-семьи, а от качества клетки зависит состояние и всего тела-общества, его «здоровье». Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

Как и каждая клетка, семья выполняет определенные функции, закрепленные за ней обществом на протяжении истории. Если опираться на три самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что всё больше функции, роли и ценности в семье зависят от составляющих ее личностей. Таким образом, функцией семьи называется сфера жизнедеятельности семьи связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей теории. Важно то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную, функцию организации досуга и отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юститцкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи сохраняются при всех изменениях в обществе - репродуктивная (рождение), экзистенциальная (содержание), социализирующая (воспитание).

К неспецифическим функциям относятся накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучие членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

Исследователи едины в том, что функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, укреплявшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций остаются неизменными, и в этом смысле их можно назвать традиционными, меняются лишь средства их реализации.

Хозяйственно-экономическая функция связанна с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ.

Регенеративная функция связана с наследованием статуса фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных «драгоценностей», реликвий. Наиболее актуально эта функция проявлялась в периоды феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

Рекреативная функция - это обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

Одной из основных функций исследователи называют репродуктивную, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами воспроизводство человеческого вида, продолжение рода - это главное ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.

Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей - двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т. п. Рождение детей также поощрялось церковью - сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода. Китайские императоры, например, могли взять в жены сразу девять девушек из трех разных государств «для увеличения потомства благодаря расширению рода»

Урбанизация, сложные экономические условия не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.

С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Воспитание имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в процессе творческого овладения всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста. Воспитание, по определению К. М. Хоруженко, представляет собой выработку в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями и зависят от традиций, норм соответствующей культуры.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям, утверждает А. И. Захаров.

С воспитанием связано такое понятие как социализация.

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам, другими словами это вхождение индивида в общество и культуру (к последнему часто применяют понятие «инкультурация»). Это понятие близко к слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

На ранних стадиях общественного развития в социализации преобладало непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, в дальнейшем все большую роль приобретало систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то времени вообще не связанно с производительным трудом. То есть со временем «подготовка к жизни» все больше отделяется от практического участия в ней. И в наши дни семейная социализация представляет собой с одной стороны, подготовку к будущим семейным ролям и, с другой стороны она влияет на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Такая любовь называется безусловной.

Бывает что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Это - обусловленная любовь.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

С появлением в начале XX века психоанализа Зигмунда Фрейда периоду детства уделяется повышенное внимание, как основе в развитии личности. Его постулат о детском опыте как об определяющем факторе формирование ребенка, продолжили в своих работах такие ученые как Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрик Эриксон и др.

Ведущее значение в данных теориях отводится необходимости удовлетворения потребностей ребенка.

Физиологические потребности - это пища, сон, физическая активность и т. д. Например, недостаточное кормление ребенка в раннем детстве может привести к такой черте как жадность или неумеренность в еде.

Потребностей в безопасности и защите более всего выражены у младенцев и маленьких детей, удовлетворение этих потребностей в семье полностью зависит от родителей. Частые родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуки. Развод делают окружение ребенка нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Именно любовь родителей к своему ребенку и друг другу является гарантом положительного развития личности.

Кроме того, достаточное удовлетворение перечисленных потребностей ребенка в раннем возрасте дает ему основания для дальнейшего полноценного развития уже во взрослом состоянии и реализации высшей потребности самореализации, которая может достигаться через творчество.

Трудно переоценить важность родительской заботы для ребенка. Американский биолог Десмонд Морис утверждает: «Ни один другой вид на земле не имеет такой огромной родительской задачи как человек - биологически родительские чувства олицетворяют наше бессмертие»

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитывается у детей родителями, пишет польский психолог М. Земска.

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. «Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения. Поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему взаимодействий и взаимоотношений».

Мать находится с ребенком с момента его рождения, вернее будет сказать с момента зачатия, в этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту беременности, отношение к самой матери со стороны окружающих. Мать выступает для ребенка как символ безопасности, надежности, которые так необходимы только что появившемуся на свет человечку. По наблюдениям исследователей важен и процесс родов и первый контакт матери и ребенка сразу после рождения. В российских деревнях было принято рожать в бане, что, возможно, помогало ребенку спокойней перенести переход из теплого, влажного маминого лона в новые для него условия. С этой же целью сейчас распространяются так называемые альтернативные роды в воде. В этом смысле современный европейский тип родов предстает в более выгодном свете (ребенка дают матери сразу, возможно присутствие мужа, возможность рожать дома), нежели роды, принимаемые «по-советскому», когда ребенка сразу же отлучают от матери, туго пеленают, и молодая мама видит своего ребенка в основном только во время кормления.

Кормление грудью - важный интимный момент, помогающий установлению более глубокого близкого контакта, основы дальнейших любящих взаимоотношений. «Безукоризненно выполняя роль кормилицы, не допуская несвоевременных отлучек и не позволяя себе увлекаться другими людьми, делами, личными интересами, мать тем самым дает младенцу возможность установления и сохранения в будущем постоянной и крепко привязанности к матери» - таково убеждение А. Фрейд. Постоянство этой привязанности, по ее мнению, будет служить крепкой основой формирования и развития в дальнейшем подобной привязанности к отцу, братьям, сестрам и, наконец, к другим людям.

В современном обществе существует предубеждение, что отец необходим только после того, как ребенок начинает говорить, самостоятельно двигаться, рассуждать, и становится уже достаточно интересен в смысле общения. Поэтому многие мужчины в первые годы жизни предпочитают самоустраниться, ожидая более «благоприятного» времени. Но уже доказано, что именно в раннем детстве (от рождения примерно до 6 лет) отец более всего необходим как мальчикам, так и девочкам. Отцам рекомендуется как можно чаще гладить ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним, выполнять обычные процедуры ухода. Выяснено, что успешность ребенка в социуме дает, прежде всего, мужчина. Именно мужчина готовит ребенка к последующему его вхождению в общество. Это не самая простая задача, ведь насколько он сам успешен в социальном плане, настолько его пример дает возможность ребенку осваивать навыки социального взаимодействия.

Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального и психического равновесия ребенка. Распад семьи связвнный с разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду.

По мнению М. Земской, разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии, к утрате ощущения безопасности. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения.

Сама атмосфера семейных отношений влияет на ребенка, на его поведение, представление о себе, о мире. Напряженность и конфликтные ситуации несут отрицательный эффект. Дом перестает быть для ребенка опорой, теряется чувство безопасности, это может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним воздействиям. В семьях же где царит согласие родителей, дети редко сбиваются с пути.

Взаимные отношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом, причем ребенок может присвоить себе несоответствующие его полу типы поведения. Как отмечает М. Земска в тех семьях, где матери отзываются об отцах как об очень сердечных людях, с любовью относящихся к своим детям, мальчики в играх избирают отцовскую роль. В тех же случаях когда мать критически оценивает своего мужа, мальчики избирали в игре материнскую роль.

В полной семье дети имеют возможность не только подражать родителю, но и отличаться от родителя противоположного пола. Девушке личностный образец отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь.

В традиционной русской семье с рождением ребенка к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - все попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя соответствующим образом на формирование личности ребенка.

У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Семья являет собой сложный социокультурный организм, прошедший в своем развитии стадии от «низшего» группового брака, с нерегулируемыми половыми отношениями, до моногамии, создавшей то что мы теперь называем ячейкой общества. С развитием общественных отношений и внутрисемейный уклад приобретал разнообразные формы. В зависимости от культуры, религии наблюдались и различные внутрисемейные отношения. Но во все времена семья несла на себе ответственность за выполнение определенных функций связанных как с удовлетворением личных потребностей каждого члена семьи, так и потребностей общества. Наверное, самая главная роль семьи - это воспитание полноценной духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию. И на протяжение веков именно к этому стремились большинство семей.