Человек из истории человечества. Гуманистическое отношение человека к человеку Думаете гуманные отношения между людьми


Понятие гуманизма, как общественного явления, впервые появилось в эпоху Возрождения.

К тому времени человечество накопило довольно весомые достояния в культуре, искусстве, природни-чих и общественных науках. Это была эпоха возражения норм жизни середньовичча с его жестокостью людей один до одного, к природе, межгосударственными войнами, перехода к новым отношениям. Таким образом в истории человечества появилась новая идеология, которая начала отстаивать наилучшие стороны в отношениях между людьми, которая возражала неровность людей в финансовому, имущественному и других отношениях. Идея гуманизма заключается в закреплении норм человечности в обществе, в освобождении человека от рабского, феодального способа мышления. В дальнейшем понятие гуманизма распространилось и на межнациональные, мижрасови и межгосударственные отношения людей. Идея гуманизма к тому времени не была новой. Много тезисов, которые отстаивает гуманизм воплощались в религиозных учениях разных народов мира. Об этом, например, свидетельствуют славнозвистни заповеди Библии (не убей, не укради и т.д.). Первейшим его носителем в те времена был писатель той эпохи- Петрарка.

Из времен появления идеи впрвадження гуманных отношений между людьми, нациями, государствами понятия гуманизма не изменило своего значения в процессе развития человеческой цивилизации. Однако все это время идеи гуманизма противостоит антигуманизм. Об этом свидетельствует мировой опыт всьго человечества с его численими конфликтами, войнами, бунтами. опустошающими революциями. Даже в наше время мы являются свидетелями таких войн. Это война в Югославии, война в Чечни, Дагестане, Индии и другие войны. Безусловно войны нельзя отнести к гуманным проявлениям человеческих отношений, наввпаки они есть протигуманними. Ведь на войнах гибнут люди, а внаш время развитых военных технологий над человечеством нависает угроза уничтожения природнього среды и уничтожение человечества вообще. Весь ход мировой истории свидетельствует о том, что игнорирование идей гуманизма приведет человечество к глобальной катастрофе- уничтожению жизни на Земле. Таким образом желательным для всего человечества есть поддержка и развитие идеи гуманизма и борьбы с антигуманизмом. Все же человечество в наше время сознает всю опасность войн, как крайнего олицетворения антигуманизма и в лице мирового сообщества старается бороться с этим отрицательным явлением. Этими пробле-мами занимаются такие межгосударственные организации как ООН, ОБСЕ и прочие. Благодаря ним припи-нено межэтнический конфликт в Югославии, решаются проблемы взаимоотношений между наро-дами Израиля и Палестины. Международное сообщество старается уменьшить накал протисто-яння между Южной и Северной Кореей, между Индией и Пакистаном. Идея гуманизма в наше время проявляется и в актах межнациональной поддержки наций и государств в борьбе со среди-народным терроризмом, в случаях стихийных бедствий (засухи, землетрясения, техногенные катастро-фи). Все мы являются свидетелями предоставления финансовой и материальной поддержки международного пения-общества Украине для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в эти дни - Турций для ликвидации последствий землетрясения, предоставление моральной и материальной помощи странам, которые развиваются в преодолении отсталости от других стран мира.

В результате современного развития истории мы наблюдаем увеличение влияния идей гуманизма в международной жизни и жизни народов нашей страны. Значение этих идей очень важное во внутренней жизни каждой страны. Осознание этого властью нашей страны разрешает избегнуть сер"йозних конфликтов между разными пластами населения, разными нациями,

прервести отношения между людьми в цивилизованное русло.

Поэтому для того чтобы идея гуманизма приносила свои плоды и была жизнеспособной необходимо сделать так, чтобы она стала нормой жизни каждого человека. Для этого любой из нас должен руководствоваться идеей гуманизма в быту, в отношениях между друзьями, с родителями, учителями. В чем же заключается выполнение требований гуманизма в повседневной жизни? Ответ простой: это доброжелательность, вежливость, человечность, уважение к старшим, сочувствие чужому горю, взаимопомощь, доброе отношение к природе в осби животных и растений. Ведь если любой из нас будет руководствоваться этими принципами в школе, дома и на улице, то это станет обычным поведением для нас. Это и буде ручательством развития нашего общества в желательном направлении- направления согласия в обществе, мира во всем мире.

Нравственная культура - это часть духовной культуры человека, причем главная часть. В этом ее особенность. Как и всякая культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов. Каких - подумаем вместе.

Мораль и выгода . Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) провозгласил: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если слово «жизнь» заменить здесь словом «мораль», то фраза эта замечательно отразит настроение определенной части общества сегодня.

Психологически это объяснимо. Иному человеку, вечно спешащему куда-то, вообразившему, что он покорил природу, когда на самом деле только потерял с ней связь, даже в голову не приходит остановиться и подумать о таких «пустяках», как мораль.

Этот человек, судящий о книгах великих писателей по плохим фильмам, а о картинах мастеров - по тусклым иллюстрациям в популярных журналах, разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения. Он отрицает, отбрасывает «вечные истины», выстраданные человечеством, и говорит: «Все мои поступки должны определяться только одним - моей выгодой».

Проведем эксперимент. Поставим себя на место этого человека, на минуту примем его взгляды и попытаемся понять, что же нам придется в этом случае выбросить как ненужный хлам и к чему это нас приведет. Раз мы становимся на его точку зрения, прежде всего придется вновь вернуться к понятиям добра и зла. В разные времена их смысл понимали по-разному, однако есть поступки, человеческие качества, которые всегда оценивались одинаково. Например, предательство, подлость, клятвопреступление во все века считались занятиями малопочтенными. И наоборот - честь, совесть, милосердие признавались благом. Но мы подчас во все это не верим и предполагаем, что новая высшая ценность - наша выгода, наш эгоизм. В таком случае добро только то, что приносит выгоду, а следовательно, сюда можем записать и бесчеловечность, и предательство, и даже убийство (почему бы и нет, если это принесет нам звонкую монету и повышение по службе?). В окружающих нас людях мы больше не видим родных, любимых, друзей, они для нас средство подняться еще на ступеньку выше, мы шагаем по головам и процветаем.

Но вот тут-то и начинается неувязка. Если мы ставим себя вне морали, то те, «глупые», люди, которые продолжают ориентироваться на общечеловеческие ценности, в конце концов отойдут от нас, оставляя нас в обществе таких же, как мы, предельных себялюбцев. Ни истинной любви, ни дружбы у нас отныне не будет - только вечная погоня за богатством и удачей, пока... кто-то более ловкий не перегрызет горло нам. Потому что если мы взяли на себя право топтать других, то кто-то получает точно такое же право в отношении нас. А предавая, не стоит надеяться, что по отношению к нам будут поступать честно. Сиюминутная выгода от какого-либо аморального поступка может оборачиваться невыгодой в перспективе. Хотя было бы не совсем верным полагать, что в жизни злой поступок обязательно будет наказан.

Итак, решайте сами: являются ли гуманные отношения между людьми чьей-то случайной выдумкой или естественной необходимостью, на основе которой общество только и может нор-мально развиваться? Выбор здесь невелик: или гуманные, человеческие отношения, или атмосфера всеобщей вражды в постоянном ожидании удара из-за угла.

Эти-то «вечные ценности», которые так лихо отбросил наш герой, и составляют один из элементов нравственной культуры человека, ее теоретическое содержание.

Все изменяется, вечным остается вопрос, неизбежно встающий перед каждым человеком: добро или зло, мораль или неразборчивость в средствах достижения выгоды для себя?

Выбирать вам.

Человек - творец самого себя . «Выбирать? - спросите вы.- Но способен ли человек что-либо выбирать и творить себя? Ответствен ли он за то, что из него в конце концов получилось, ведь есть еще жизненные обстоятельства?»

Вопрос серьезный. Полной свободы, как вы уже знаете, в жизни человека быть не может: мы живем в обществе, и оно в чем-то ограничивает нас. И все же в создании себя человек наиболее свободен. Вашему стремлению прокатиться в Париж или познакомиться с любимой кинозвездой могут помешать реальные жизненные условия. Но ответьте, что или кто может помешать вам попытаться совершить добро, от которого вы не получите никакой выгоды, или мелкую подлость, за которую не последует никакого наказания?

Если вы задумаете стать министром, а станете дворником, в этом, возможно, будут виноваты обстоятельства. Но если вы решите прожить жизнь честным человеком, а превратитесь в подлеца - кого в этом винить? Можно, конечно, свалить все на жизненные обстоятельства. Мешают, мол, они быть хорошим. Это, однако, легче всего.

Почти каждый день человек оказывается перед выбором сделать что-либо так, как удобней или как должно. В этом выборе и заключается творение самого себя.

Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Но как гениальный скульптор высекает из бесформенной глыбы мрамора статую, так и каждый из нас своими повседневными, часто почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы.

Итак, мы вольны творить из себя все, что угодно, однако есть у этой свободы и оборотная сторона: ответственность за сделанное лежит целиком на нас.

Но главное даже не в этом. Важно оставить после себя добрую память. А для этого надо иметь душу, не запятнанную шкурными интересами и подлостями различного калибра. Таким образом, получается, что для нравственной культуры одних знаний о моральных ценностях мало. Нужно еще что-то...

Моральные знания и практическое поведение личности . Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять? Общеизвестно, что нет. Как же тогда мораль? Ведь в отличие от закона за нарушение ее норм (правил) даже официального наказания не предусмотрено.

Давайте же поразмышляем, что может обеспечить выполнение норм морали.

Простейший на первый взгляд выход - взять и превратить их в законы. Просто, но глупо. Глупо по нескольким причинам.

Во-первых, можно ли подогнать под какие-нибудь законодательные нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, все ли исполняющие их люди становились бы моральными?

Был у нас долгое время и такой подход: большинство всегда право, всегда морально. А раз так, то оно быстро разберется с теми, кто мораль захочет нарушить. Но так ли это? Подумайте и сами ответьте на поставленный вопрос.

Было, наконец, и еще одно разрешение проблемы, правда ориентированное в будущее. Нарушения моральных норм, да и вообще преступления, говорили сторонники такой точки зрения, есть результат имущественного неравенства. Когда будет создан такой строй, при котором потребности всех людей будут удовлетворяться, исчезнут и причины преступлений. Но как же быть тогда со стремлением некоторых людей к власти любой ценой, с завистью к таланту другого (легенда о Моцарте и Сальери)? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив людей материально. И что заставило дочь американского газетного короля Патрицию Херст, у которой было решительно все, что бы она ни пожелала, собрать банду и грабить банки, убивая при этом людей? В то время как доктор Альберт Швейцер бросил налаженную жизнь и блестящую карьеру, чтобы уехать в Центральную Африку и организовать там лепрозорий для лечения прокаженных. Две судьбы, два выбора.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантии - в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально. Это еще один элемент нравственной культуры.

Критический анализ собственных помыслов и поступков . Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя свою злую судьбу и императора, которому приходят в голову такие бредовые идеи.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

  1. Проблема оценки и самооценки. «Человек... есть лишь то, что сам из себя делает»,- считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905-1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни думал, мир будет его оценивать именно по ним (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это же правило и для самооценки?
  2. Проблема «быть или казаться». Хотите ли вы действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Второе легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но в то же время, избрав такой путь, вы рискуете оказаться в положении Нерона с той лишь разницей, что если недовольство им люди скрывали, так как он был императором, то недовольство вами будет выражаться открыто, в конкретных действиях и неприязни. Но, кроме того, может быть, это и есть самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, неподлинности, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования отличается от остальных тем, что он бесконечен. Можно довольно быстро достичь своего потолка в спорте, науке, искусстве - это определяется мерой отпущенных тебе возможностей. Но совершенствование моральное зависит целиком от тебя, определяется только тем количеством добра, которое ты несешь в мир. Как добро, так и зло, отданное тобой людям, к тебе же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Подведем итог. Мы говорили о нравственной культуре. Она складывается из нескольких элементов: из наших знаний о моральных ценностях, из умения критически оценивать свои помыслы и поступки. И конечно же, из наших практических действий, умения поступать морально, т. е. быть порядочным человеком, господином самому себе.

    Основные понятия

  • Культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура.

    Термины

  • Нравственная культура.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему то, что бывает выгодно, не всегда можно назвать добром?
  2. Как вы думаете, гуманные отношения между людьми - чья-то случайная выдумка или естественная необходимость? Объясните.
  3. Волен ли человек творить из себя все, что захочет? Объяс-ните.
  4. Какова роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры?
  5. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете слова Христа о том, что не хлебом единым жив человек.
  2. Римский император и философ Марк Аврелий сказал: «Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайтесь, и какие пришли люди, тех любите». Дайте вашу оценку этому утверждению.
  3. Раскройте смысл слов современного французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».
  4. «Рисуя, он создал себя таким, каков он есть...» - сказал Ж.-П. Сартр о художнике Пабло Пикассо. Выскажите ваше мнение, что хотел выразить этим философ.
  5. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.
  6. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление к карьере сочетаться с моралью? Если да, то при каких условиях?

Гуманность в наше время стала редким явлением. Некоторые люди даже не знают, что значит это слово. Вообще в переводе с латыни гуманность означает человечность, то есть умение уважать и признавать ценности человечества, достоинство каждой личности.

Чтобы убедиться в том, что современное общество очень далеко от гуманности, стоит просто проехаться в общественном транспорте в «час пик», когда уставшие и агрессивно настроены друг против друга пассажиры готовы подраться за свободное место. В такие моменты начинает казаться, что такая черта характера, как гуманность, лишь красивая выдумка, но, к счастью, это не так. В мире до сих пор остались лица, способные бескорыстно жертвовать чем-то ради общества, способных уважать и любить не только близких, но и незнакомых людей. Например, гуманной, по моему мнению, можно назвать известную актрису Анжелину Джоли, выполняющая обязанности посла доброй воли ООН и действительно заботится о детях-сиротах, жертвует большие средства на их содержание и даже усыновила нескольких малышей.

Тема гуманности широко отражена в мировой литературе. Например, в рассказе М. Горького «Данко» главный герой вырывает свое сердце из груди для того, чтобы осветить путь людям. Также проблему человечности поднял в своем бессмертном произведении «Фауст» гениальный немецкий писатель Гете. Он показал, что человек становится на самом деле счастливым лишь тогда, когда посвящает себя труду в пользу других.

Итак, я считаю, что гуманность — это чрезвычайно редкий дар, который нужно беречь потому что, имея его, человек действительно становится Человеком.

Гуманность — это уважительное, доброжелательное, сочувственное отношение к людям, умение быть сдержанным в оценке их поступков.

Развитие гуманизма уходит своими корнями во времена Возрождения. Именно тогда высказали мнение о том, что человека надо уважать и ценить таким, каков он. В наше время эти идеи через средства массовой информации широко пропагандируют и политики, и звезды.

Гуманность, прежде всего, предполагает снисходительное отношение к проступков окружающих, ведь ни один человек не застрахован от ошибок. Даже преступники имеют право на второй шанс, право искупить свою вину. Поэтому, я считаю, что отмена смертной казни стала еще одним шагом на пути развития гуманного общества.

Синонимом гуманности есть человечность, т.е. способность сочувствовать и помогать окружающим. В международном масштабе этот аспект проявился после Чернобыльской катастрофы. Тогда Куба абсолютно бесплатно организовала специальные лагеря для лечения и оздоровления украинских детей, пострадавших в результате той страшной аварии.

Важной и наше время является пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированных, потому что общество за недостаточной информированности об этой болезни просто отворачивается от таких людей.

Поага национальных и общечеловеческих традиций и ценностей тоже является составной гуманности. Например в поэме И. Котляревского «Энеида» сказано, что во время войны между туром и Энеем по их взаимной договоренности бои на время прекращали, чтобы каждый народ мог достойно похоронить погибших воинов.

Следовательно, гуманность — это, прежде всего, взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу. А без этого невозможно построить высоконравственное общество и крепкое государство.