Эмоциональная атмосфера в семье. Пять стадий. Атмосфера в семье и развитие детей

На основе устных и письменных примеров отношений родителей и детей, моих газетно-журнальных публикаций, стараюсь выяснить жизненный и важный вопрос: "Какими должны быть родители, чтобы в семье царила атмосфера взаимопонимания?"

1. Стиль воспитания.

Родители мои на редкость "активные воспитатели".Они избрали семейной "педагогикой" жёсткий контроль,наказание за любую вину,нередко и физическое.После таких "воспитательских разборок" вынуждена несколько дней сидеть дома,чтобы не показывать синяки одноклассникам.Как-то бабушка по секрету поведала,что именно так дед "воспитывал" мою маму.Когда 2 недели помогала подруге,у которой болели дети,мама непонимающе удивлялась:ну,что меня,17-летнюю девушку,тянет в семью женщины,которая старше на 9 лет? Но именно в этой семье я учусь,как истинно по-родительски,надо воспитывать детей! Всё отдала бы за то,чтобы мои родители отказались от своих "педагогических" методов воспитания..

Л ю д м и л а =

2. Тонус взаимопонимания.

Семья наша пользуется авторитетом и уважением:друзей - полгорода. Папа - капитан дальнего плаванья,мама работает в вычислительном центре.Всегда,по всем вопросам,обращаюсь к родителям. С мамой "секретничаем" по женским вопросам и проблемам,ходим на аэробику, по магазинам и театрам,на концерты и показы мод.. И она охотно покупает мне приглянувшиеся вещи и обувь.Папа,зная хорошо наши вкусы,привозит всё супермодное. Родители интересуются моими подругами и друзьями,нашими увлечениями. Велопрогулки,теннис и волейбол,плавание поддерживают нашу семью в хорошей физической форме. Никогда не слышала в нашем доме ссор: во всём царит тонус взаимопонимания.

А н ж е л и к а =

3. Я - л и ч н о с т ь!

Это совсем не так просто - взаимопонимание между родителями и детьми! Накормить,одеть-обуть,проверить уроки..Моим предкам вряд ли интересно,что у меня на душе,какие одолевают проблемы,о чём говорим и спорим с друзьями,чем увлекаемся...Мои родители принуждают и требуют выполнять только их советы и приказы.А может ещё надо бы считаться и со мной,как с 16-летней личностью?

Ю р и й =

4. Мамино воспитание.

Став студентом ВУЗа,ощутил нужность уроков мамы,как повара:готовлю в общежитии всё,чему научился дома.И комната моя в образцовом порядке,к чему привык с детства.Живём с мамой вдвоём. Отец ушёл, когда мне было 5 лет.Нормальные отношения в нашей небольшой семье приучили меня всё делать в доме,имея широкий круг обязанностей. И мама,на примере её отношений с друзьями,научила меня внимательно и по-человечески относиться к людям.

В а д и м =

5. Не хочу быть взрослым!

Я - человек,на душе у которого творится что-то невообразимое. Скоро заканчиваю школу,стану как все обычные взрослые люди. Но быть как взрослые - это,по-моему,жить серо и неинтересно. Мечтать об одном,а делать совсем другое.Смотреть на подлость и несправедливость,униженность и попрошайничество,закрывая глаза на всё это,как сплошь и рядом делают сегодня?

Л е о н и д =

6. Уважение к женщине.

В нашей семье всем руководит папа. Он умеет всё:и готовить, и стирать,и убирать,и мастерить,и шить, даже - вяжет крючком и на вязальной машине.Этому - и многому другому - научился он в его родительском доме.Этому учусь и я.

Как-то спросил у папы:
- Почему ты всё делаешь дома?

И он, не задумываясь, ответил:
- Чтоб жена больше отдыхала, ведь она тоже работает. И мы с братом будем учить своих детей уметь всё и большую часть домашних работ брать на свои плечи.

А л е к с е й =

Я ненавижу свою мать! Наверно,многие удивятся,но это правда. Мне 15 лет,а она бьёт меня ремнём,обзывает по-разному:"воспитывает"! Но ведь я хорошо учусь,выполняю почти всю домашнюю работу,забочусь о братике и сестричке.А она постоянно упрекает:"Ты только спишь и кушаешь,больше ничего не делаешь!Ни копейки не приносишь в семью!" На вечер,дискотеку отпрашиваюсь со слезами под гнусные материнские крики:"Гулящая!Нечего тебе там делать!" Отца я люблю,а мать - нет. Она мне безразлична. Не заслуживаю я, чтобы подвергаться таким унижениям.Потому часто убегаю к подруге.Мать хочет воспитать меня непьющей и некурящей,чтоб я не попала в какую-то сомнительную "компанию","покатившись" по рукам... Всё это я хорошо понимаю! Но..
Я завидую тем,у кого добрая и ласковая,всё понимающая мама! Одумайтесь,родители!Или вы не понимаете,что нам некуда идти,если дома ждут упрёки и скандалы,грубости?.. А потом спрашивают:откуда наркоманы,токсикоманы,дети-путешественники?
Как ж и т ь дальше?

Е л е н а =

8. Строгая мама.

Мама у меня очень строгая.Её слово в доме - закон для всех. Но я и старшая сестра знаем:жизненный опыт и советы мамы воспитывают в нас хозяйственность и аккуратность,ответственность, феноменальный вкус,умение разбираться в людях,человечность и доброту.Мама - высоко квалифицированная старшая медсестра,которую уважают и любят врачи, медсёстры отделения и все её пациенты. И от папы можно получить ответ на любой вопрос,хотя он,как учитель, чаще всего занят воспитанием чужих детей.Но именно папе - мы с сестрой - рассказывали о своих первых увлечениях.Папа-литератор вводил нас в мир понимания интимных отношений мужчины и женщины, покупая книги на эту тему,подсказывая,какую литературу брать в библиотеке. Захватывающие разговоры по душам возникают у нас на рыбацкой зорьке, когда мы всей семьёй ждём первой поклёвки.Рыбный фосфор у нас уважают все:к этому приучил папа.
Понимание родительской любви и взаимоуважение перенеслось уже в семью старшей сестры.И у меня будет тоже самое.

И р и н а =

9. Рассудите нас, люди!

Десять лет тому ушёл от нас отец,оставив маму с двумя детьми: четырёх и пяти годиков.И всё это время она растила нас, жила детскими болями и болезнями,заботясь обо всём,без чьей-либо помощи.А когда мы стали подростками,у неё появился д р у г. Ведь мамочка была молодая!Со временем,друг стал её мужем,а в семье появился третий ребёнок.Всё меньше и меньше внимания уделяла мать нам с братом.Отчим же был сдержанным и ласковым со старшими детьми:изо всех сил стремился стать настоящим отцом. А мы с братом старались не замечать его усилий,ведь именно он лишил нас материнского внимания! Поэтому мы свели до минимума взаимоотношения с матерью и до нуля - с неродным отцом,которому супруга "забегала" все дороги.Никакие их беседы не помогали. Мы жили своей жизнью,отделившись от семейной.А когда на нашей территории появлялся маленький братик,мы с Игорем бесцеремонно выталкивали его,приговаривая:"Ползи,ползи к своим родителям,нечего тебе тут делать!"

К а т е р и н а =

10. Бабушка - советчица.

Мама работает посменно,отец - в частых командировках.И главным моим советчиком и воспитателем является бабушка,у которой учусь всем житейским премудростям.У неё хватает внимания и на меня, и на моих подруг,очень уважительно относящихся к её советам. Когда родители свободны от работы,мы путешествуем на машине, бываем на выставках,в музеях,где бабушка-искусствовед интересными рассказами увлекает нас в мир творчества.Отсюда и появилось у меня желание рисовать,обнаружился тонкий вкус - составлять красивые букеты и композиции.

О л ь г а =

11. Одинокая и несчастная.

С первых дней своей жизни окружена заботой и любовью близких людей.В детский сад не отдавали - нянчили бабушки и дедушки. В школе с учёбой никогда проблем не было.Всё у меня есть:модная и красивая одежда,большая библиотека в прекрасной и большой комнате,телек и видео,музыкальный центр - с набором кассет... У родителей полно друзей:дома у нас всегда людно и весело.И все считают нашу семью благополучной.Но семья лишь тогда благополучна, если все в ней счастливы.А я - одинока и несчастна..С малолетства люблю детей.Нянчила всех малышей в нашем дворе,их мамы меня за это уважают,а детвора любит.Когда я возвращаюсь с улицы домой,ощущаю какую-то ноющую печаль:обделили меня родители!Кажется,всё у меня есть,но к этому иметь бы ещё братика или сестричку,а не только множество бездушных вещей... Или,может,маме с отцом хватило настоящей любви только на меня? Вот такие мои невесёлые размышления. Возможно,прочитают их мои родители и поймут свою ошибку? Исправят ли?

В е р а =

12. Брат - мой пример!

Мама увлечена работой дизайнера,отец - конструкторской инженерией и охотой.И на меня у них остаётся слишком мало времени.Зато старший брат,организовавший в подвале нашего дома секцию по самбо,уделяет особое внимание моему всестороннему развитию.Увлечение книгими и живописью,техникой,умение постоять за себя и вступиться за слабого- всё это я перенимаю от брата.Многие девчонки завидуют его девушке, видя,как он относится к Лесе.Навыки и гены конструктора и дизайнера сочетает в себе Костя от родителей.Я пока не решил:по какому пути войти в жизнь.Но есть пример брата!

В л а д и с л а в =

Интересно поразмышлять ,

посмотрев видео.

Апрель 13, 2013

Любящие родители желают создать для своего ребенка наилучшие условия для развития и воспитать его высокоморальным и добропорядочным человеком. Логичными становятся вопросы: «Как же нужно проводить процесс воспитания своего малыша? Какую же психологическую атмосферу в семье необходимо создать для нормального психологического развития ребенка?».

Сам по себе процесс воспитания помимо осознанных воспитательных моментов, когда родители поучают ребенка, делают ему замечание или наоборот поощряют, хвалят или наказывают, включает в себя еще и неосознанные машинальные действия родителей, их отношения. Случайно услышанная ссора родителей может отпечататься в памяти и в психике ребенка гораздо сильнее, нежели долгие нравоучения, которые со временем только раздражают малыша. Вместе с тем, такой же эффект возымеет и искренняя улыбка, и родительское теплое слово.

Ведущие психологи, которые исследуют психологию семейных отношений, доказали, что дети, воспитанные в очень строгих или в более лояльных условиях имеют практически одинаковый уровень воспитанности. Из этого следует, что больше всего на малыша влияют те психологические условия, в которых жил и воспитывался ребенок.

Давайте попробуем освежить в памяти определенные кадры из детства, но сделать это достоверно у нас с вами, скорее всего, не получиться. Но зато, вы всю жизнь будете помнить атмосферу, царившую в вашем отчем доме: взаимопонимание родителей, спокойная, радостная домашняя обстановка. Или же наоборот постоянное напряжение, страх и ругань делали психологическую атмосферу в семье просто невыносимой. Как бы там ни было, но все родители должны помнить, что именно психологическая атмосфера в семье оказывает наибольшее влияние на ребенка, на его становление как личности и отражается на его дальнейшем развитии вообще.

Честность и открытость – главные качества членов хорошей и дружной семьи. Здесь каждый говорит только то, что думает, ничего не скрывая и не пытаясь ввести своих близких людей в заблуждение. Любое противоречие семья разрешает компромиссом, не ущемив при этом ничьих прав. Родители могут подшучивать друг над другом и над детьми, но здесь место хорошему юмору и смеху, а не жестокому сарказму. Любовь, уважение и взаимопомощь, - вот те понятия, которые являются ключевыми во взаимоотношениях супругов в дружной семье. Такую семью можно назвать маленьким отдельным миром, который отражает всю жизнь, а трудности, возникающие в этой жизни, семья преодолевает вместе, при помощи друг друга.

Безусловно, постоянно не может быть все идеально: бывают и ссоры, и непонимания, и конфликтные ситуации. Однако в дружной семье все проблемы и конфликты решают быстро и сообща, поэтому это никак не сказывается на общей психологической атмосфере семьи.

Но существуют антиподы дружной семьи. В таких семьях царит непонимание, неумение считаться с мнением родного человека, эгоизм, ложь и постоянное давление на своих близких. Ссоры и скандалы постоянные спутники такой семьи. Нередко в таких семьях присутствует и домашние насилие. В подобной семье психологическая атмосфера пропитана страхом и жестокостью, поэтому здесь последствия для развития ребенка будут просто ужасны.

Полагаю, что приведенные выше примеры показывают, как психологическая атмосфера в семье влияет на ребенка, ведь именно она больше всего способствует правильному или неправильному эмоциональному, психологическому, социальному развитию малыша. А если родители желают, чтоб их ребенок вырос здоровым, крепким, веселым, добрым и умным человеком, то им нужно стремиться достичь взаимопонимания и взаимоуважения в семье, дабы создать ту дружественную психологическую атмосферу в семье, которая будет способствовать правильному воспитанию и развитию вашего малыша.

Читайте также:

Ощущение чуда появления новой жизни, боль и боязнь родов, счастливое возвращение домой уже с малышом, - все это осталось в прошлом. Вы уже свыклись с ролью молодой мамы и отдохнули от тягостей родовой деятельности, пришло время вспомнить, о таком явлении как ПМС. Каждой молодой мамочке интересно как же происходит процесс восстановления менструации после рождения малыша. […]

Разногласия в семье – это нормальное обычное явление, присущее человеческой природе в целом и каждой семье отдельно. Все люди абсолютно разные, не похожие друг на друга, поэтому периодически происходящие столкновения не несут особой опасности вашим семейным отношениям, но если разногласия и ссоры преследуют вас постоянно и взаимопонимание абсолютно отсутствует, вам следует серьезно задуматься, что с […]

Взаимопонимание в семье это один из самых важных факторов счастливых отношений. Под взаимопониманием понимается готовность двух любящих людей слушать и слышать друг друга, идти друг другу на встречу, умение принять решение, которое устроит обоих, однако, прийти к взаимопониманию очень сложно.

«Семейные ценности» - один из наиболее частых поисковых запросов во всемирной интернет – паутине, что впрочем, и не удивительно. Каждая новая молодая пара, собирающаяся объединиться в законном браке, переживает о том, насколько серьёзными и правильными будут отношения, насколько дружной будет семья, насколько надёжным можно считать партнёра и самое главное, о том, как сделать так, чтобы […]

Не секрет, что абсолютно в каждой нормальной семье существуют разногласия и конфликты и далеко не все и не всегда могут их избежать. Почти любая конфликтная ситуация превращается в настоящий скандал между супругами. Отсюда следует очень важный и волнующий большинство семейных пар вопрос: «Что поможет избежать конфликтов в семье? И существует ли решение этой проблемы вообще?»

“Дети всегда здоровы. Если они больны или кажутся больными, то это потому,
что в них проявляются конфликтные ситуации взрослой среды. За каждым больным
ребенком стоит взрослый, который болен или просто несчастлив.”

Психотерапевтическая аксиома

Чтобы ребенку было легко и приятно учиться, нужно постараться создать ему благоприятную психологическую атмосферу. Но, к сожалению, нередко семейная ситуация не способствует формированию положительного настроя у первоклашки, особенно если дома постоянные скандалы, члены семьи часто выясняют отношения друг с другом в бурной форме. Напрасно родители думают, что ребенок не обращает никакого внимания на их отношения. Все без исключения дети остро воспринимают сложности в отношениях между папами и мамами. Иногда ребенок даже способен винить себя за то, что они постоянно ссорятся. Он считает, что он слишком плохой и поэтому родители не чувствуют себя счастливыми. Ничего удивительного в этом нет. Ведь для ребенка родители - самые близкие и родные люди. Разумеется, он желает, чтобы они относились как к нему, так и друг к другу самым лучшим образом. А если все происходит с точностью до наоборот, у него может развиться стойкий невроз. И тогда справиться с ситуацией окажется очень непросто.

Поэтому родителям для того, чтобы помочь ребенку легко адаптироваться к новой для него школьной жизни, надо, прежде всего, наладить взаимоотношения в семье.

Как показывает практика, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Существует много способов наладить отношения в семье, но есть один базовый принцип, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются безуспешными.

Принцип этот - безусловное принятие ребенка .

Что он означает?

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться).

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно , что его любят (или будут любить), "только если... ". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. (Система “кнута и пряника”). Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую "закономерность": чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.

Почему же так происходит?

А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура.

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Вот самые простые: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Я рада тебя видеть", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома" и "Мне хорошо, когда мы вместе...". Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза, обратилась к врачу. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: "Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?". "Почему ты так спрашиваешь?" - удивилась мать. "Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я", - ответила девочка.

Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотен раз слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она "не такая", "плохая", " всем надоедает", "сущее наказание"... И все пережитое воплотилось в ее невроз.

Психолог демонстрирует перед родителями задание “Загибаем лист”.

Душа ребёнка как этот белый лист. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, невыдержанно. Вспомните всё негативное, сказанное в адрес ребенка (бестолочь, неумеха, дурень...), при этом сгибаем лист (в хаотичном порядке).

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в "Учительской газете" было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: "Ты сама сказала, что тебе без меня лучше". Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах и наделяют абсолютным смыслом любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят". Молчаливые, а подчас и произносимые вслух доводы родителей типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их значение. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: "Меня не любят, не принимают". Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, "не таким", несчастливым.

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

А сейчас давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям “безусловно” принимать ребенка и показывать ему это.

Пожалуй, главная из них - это настрой на "воспитание"" , о котором речь уже шла выше. Вот типичная реплика одной мамы: "Как же я буду его обнимать, если он еще не выполнил задания? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу".

И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует возможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков - старая проблема, - то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных "педагогических соображений" попадает в заколдованный круг: круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Где же ошибка?

Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе их.

Часто родители спрашивают: "Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?". Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

В этом контексте важно запомнить следующие правила:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать поступки ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. (От “Ты – высказываний” к “Я – высказываниям”).

Надо упомянуть и о других возможных причинах эмоционального непринятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.

Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить "в свое удовольствие"; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Скрытая причина может стоять и за усиленным "воспитательным" настроем родителя. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, "тяжесть бремени", которое приходится нести. Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать самостоятельно: задуматься о возможной причине своего непринятия ребенка.

А следующими шагами будут задания, к которым мы и подошли.

Задание первое. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постараетесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле и первым делом, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь “испортитъ” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание четвертое. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.

Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что из любой ситуации существует выход. А ребенку порой нелегко найти верное решение стоящей перед ним проблемы, поскольку у него нет житейского опыта и умения противостоять невзгодам. А проблемы могут быть любыми - от нерешенного примера до конфликта с педагогом или одноклассниками. И далеко не всегда ребенок бывает в них виноват. Конечно, трудности неизбежны в жизни каждого человека. Но если помочь верить в собственные силы – это сделает его морально сильнее. А значит, в будущем он самостоятельно сможет решить любые проблемы.

Итак, признаем, что именно на родителях, поскольку они самые близкие и родные ребенку люди, лежит огромная ответственность - научить его правильно поступать в самых разных ситуациях.

Прежде всего, уважаемые родители, попытайтесь развить у своего сына или дочки уверенность в себе. Для этого почаще спрашивайте их мнение по самым разным поводам. Не важно, касается ли это предстоящей покупки или только что просмотренного фильма. Любому человеку важно, чтобы к его мнению прислушивались. Ваш ребенок - не исключение. Он также достоин того, чтобы к нему, обращались за советом, особенно в тех ситуациях, которые в той или иной степени связаны с его жизнью.

Почаще хвалите. Ошибаются те родители, кто думает, будто похвалой можно испортить ребенка. Напротив, похвала является для него своеобразным свидетельством того, что его любят и ценят. Как говорил Ушинский: “Если Вам не за что похвалить ребенка – похвалите хотя бы его тапочки”.

Желательно развивать у ребенка чувство самостоятельности . Позволяйте ему выбирать для себя книги, маршруты прогулок, на которые вы отправляетесь вместе, фильмы, которые вы смотрите в свободное время.

Приучая ребенка к самостоятельности, в мягкой форме требуйте, чтобы он без напоминаний садился за приготовление уроков, собирал вечером свой школьный рюкзак. Со временем он привыкает, что к нему относятся с уважением, не подавляют чрезмерной опекой. Поэтому он начнет сам, без указаний выполнять то, что ему необходимо сделать. К тому же ребенок, к которому взрослые относятся, как к равному, более комфортно чувствует себя среди сверстников.

Очень часто при встрече с трудностями ребенок чувствует себя неуютно именно потому, что уверен - у других подобных проблем нет. Как правило, такие ситуации возникают у детей, которые дома не чувствуют необходимой поддержки. Таким детям родители беспрестанно напоминают об их беспомощности, лени, глупости. Естественно, что, как только у ребенка возникают какие-то трудности (например, связанные с выполнением школьного задания), он чувствует себя хуже других. Ведь маленькие дети доверяют своим родителям. А если папа и мама постоянно говорят ему, что он неумеха и неуч, он всерьез начинает в это верить - и чувствует себя очень несчастным среди веселых одноклассников, настроенных гораздо оптимистичнее.

Дорогие родители, обязательно старайтесь формировать у своего ребенка чувство уверенности в себе. Обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают все или практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного или шокирующего в том, что определенные трудности встречаются и у него.

Можно придумывать различные ситуации, герои которых весьма успешно справляются с теми же проблемами, которые есть у вашего первоклашки. Проявите свою фантазию и талант сочинителя, рассказывая ему различные поучительные истории. Дети очень любят обсуждать с взрослыми те или иные вопросы, тем более их интересует то, что каким-либо образом относится к их жизни, например школьные оценки, взаимоотношения с одноклассниками и педагогами.

При этом родителям следует помнить, что правильный психологический настрой не создается одними лишь пространными беседами с ребенком. Гораздо важнее реальные поступки пап и мам, которые ясно показывают сыну или дочке, как следует себя вести в той или иной ситуации.

Итак, во многом именно от родителей зависит, как их ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь. Можно воспитать ребенка сильным, не боящимся трудностей, если вовремя сформировать у него уверенность в себе и в своих силах. Но для этого нужно быть по-настоящему внимательным к собственным детям, относиться к ним с уважением.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить фильмом “Молитвы детей”. (Интернет-источник. – happy-school.ru)/

Благодарим за внимание!

Подробности Категория: Видеокурс "Химическая Зависимость" Просмотров: 2211

Функции семьи. Семейные границы. Семейное взаимодействие. Семейные роли. Семейная эмоциональная атмосфера. Семейные ценности. Этапы выздоровления зависимой семьи.

Семья – группа людей, которые вместе проживают, связанны родственными (брак, кровное родство, усыновление, опеки) или подобными (гражданский брак) отношениями, и распределяют между собой материальные, бытовые и т.д. обязанности. Семья – это люди, объединенных между собой в эмоциональной, материальной, интимной, духовной и т.д. сферах жизни на более глубоком уровне, чем с другими людьми. В семьях люди могут получить то, что в одиночку они обрести неспособны – эмоциональную и духовную близость, поддержку, эмоциональное тепло, материальную помощь, помощь в бытовых делах, поддержку в социуме и т.д.

Здоровая семья характеризуется здоровыми: семейными функциями, границами, взаимодействием (транзакциями), ролями, эмоциональной атмосферой.

Функции семьи

В здоровой семье выполняются здоровым образом все семейные функции: 1.) эмоционально-психологическая – обеспечение эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов (теплая эмоциональная атмосфера, эмоциональная открытость, здоровые эмоциональные послания и т.д.); 2.) бытовая-экономическая – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья (здоровое распределение обязанностей, достаточный доход, выполнение всех бытовых функций и т.д.); 3.) воспитательная – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи (здоровая сексуально-эротическая атмосфера, здоровые модели воспитания, здоровые модели для подражания и т.д.); 4.) социальная функция – помогает становлению человека за пределами семьи (открытая социальная система, поддержка с социализации и т.д.); 5.) духовно-ценностная – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей (наличие ценностей в семье, духовное равенство и уважение всех членов и т.д.).

Здоровые границы

У каждого члена семьи есть своя личная территория (личные вещи, личное время, пространство, права и обязанности), границы которой уважаются другими членами. Однако эта территория не закрытая, происходит здоровое взаимодействие (согласованные договоренности по изменению границ, нарушению территорий и т.д.). Все границы установлены на основе договоренностей. Ответственность за свою территорию несет сам человек. Детей обучают здоровым границам. Есть общая территория.

Здоровое взаимодействие

Между членами семьи одной группы (между родителями, между детьми, между стариками) взаимодействие горизонтальными транзакциями равный-равному (близость, игра ДД, содействие, общность интересов РР, сотворчество, сотрудничество ВВ). Между членами семьи разных групп (родители-дети) – горизонтальными (забота РД, обучение ВР, защита ВД). При взаимодействии соблюдаются принципы уважения, безусловной ценности каждого члена, права выбора и т.д. Отсутствует фальшь и закрытость. Детей обучают принципам здорового общения и взаимодействия с людьми в разных ситуациях – дружбы, близости и ухаживания, отдыха, работы, конкуренции, конфликта и т.д.

Здоровые Роли

Отсутствует взаимодействие по ролям треугольника Карпмана (Преследователь, Спасатель, Жертва). Ролевое взаимодействие взрослое – Учитель, Помощник, Ученик. Отсутствует негативные психологические игры. Детей обучают здоровым социальным ролям.

Здоровая эмоциональная атмосфера

Искренняя теплая, поддерживающая, веселая и радостная эмоциональная атмосфера. Преобладают безусловно положительные и условно положительные поглаживания. Отношение негативных условных поглаживаний к положительным 1:7. Отсутствуют поглаживания в виде безусловно негативных, игнорирований, фальшивых. Присутствует уважительная ненавязчивая эмоциональная забота и поддержка членам семьи, испытывающим трудности. Происходит забота о здоровом психологическом состоянии детей.

Семейные ценности

В семье присутствуют ценности трех уровней – семейные, культуральные, общечеловеческие. Семейные ценности: у семьи есть своя история, традиции, предки и т.д. (семья часть Рода), не переходящие в культ семьи или ее членов. Культуральные ценности: культура страны и этническая культура, обычаи, традиции и т.д. (семья часть Этноса), не переходящие в национализм. Общечеловеческие ценности: духовные и религиозные (в духовном, а не в культурном и обрядческом понимании), общие философские и мировозренческие установки, ценность главных человеческих качеств и т.д. (семья часть Человечества), не переходящие в религиозный фанатизм. Соблюдается иерархия ценностей: главные общечеловеческие, потом культуральные, потом семейные. Детей воспитывают в ценностной атмосфере и прививают ценностные установки, соблюдая при этом принцип уважения и право выбора.

Этапы выздоровления зависимой семьи:

1. Дистанцирование. Члены семи максимально психологически дистанцируются друг от друга и ограничивают взаимодействие.

2. Реабилитация. Члены семьи прорабатывают собственные проблемы зависимости и созависимости.

3. Сближение. Члены семьи сближаются и учатся новым способам взаимодействия друг с другом.

4. Реструкторизация семейного опыта. Пересматривается семейный опыт, прощаются обиды, освобождение от накопленного негатива.

5. Гармонизация. Достижение гармоничных взаимоотношений, проработка отношений семьи с внешним социальным миром.

6. Семейная ресоциализация. Пересмотр места семьи в обществе, мире. Пересмотр семейных ценностей, направления движения семьи как целого, семейной миссии.

Задания к теме «Дисфункциональная семья»:

1. Представьте себе, какой вы хотели бы видеть свою семью в будущем. Напишите рассказ на тему «Моя будущая семья», в котором описывает свою семью в будущем в разных отношениях (выполнение функций, границ, взаимодействия, эмоциональной атмосферы и т.д.).
2. Какие из здоровых семейных функций вам на сегодняшний день будет сложно поддерживать. Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
3. Какие проблемы с соблюдением и нарушением семейных границ могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
4. Какие проблемы со здоровым семейным взаимодействием могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
5. Какие проблемы с поддержанием здоровой семейной атмосферы могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
6. Какие проблемы с поддержанием ценностей в семье могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?