Физическое здоровье зависит от духовного? Беседы с батюшкой. Духовное здоровье

На занятии с применением диалогических методов дети знакомятся с понятием «духовное здоровье», размышляют о его взаимосвязи с физическим здоровьем. Занятие направлено на осознание личной ответственности за свое здоровье и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия на тему

«Духовное здоровье»

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Шепелина Салтанат Закаровна

Пояснительная записка.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.

Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».

Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.

По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.

Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Дидактическое обоснование

Тема: Духовное здоровье

Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.

Задачи:

Формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;

Развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;

Воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.

Формы организации детей: коллективная, групповая, парная

Ход урока

I этап. Вызов (актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).

Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.

Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.

Здоровье

Физическое?

двигательная активность;

Правильное питание;

Закаливание;

соблюдение правил личной гигиены;

Безопасное поведение;

Отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.

1слайд. Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» - как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.

II этап. Осмысление

Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:

2ой слайд:

Упавший духом гибнет раньше срока.

Омар Хайям

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Эпиктет

О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .

По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье - красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:

Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.

Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (...) Значит, наличие смысла и целей в жизни – важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается - это уже характеристика его духовного здоровья.

Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (...) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.

Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим - эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.

Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.

Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.

А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний - это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.

Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. (Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)

Здоровье

Физическое Духовное

двигательная активность; красота души

Правильное питание; сила духа

Закаливание; смысл жизни

соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание

безопасное поведение; эмоциональное равновесие

Отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие

наркотиков, курения. любовь к людям

получение знаний

Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.

Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное - от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.

Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:

  1. Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
  2. Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
  3. Сделать выводы.

Высказывания для 1 группы:

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Бокаччо Д.

Высказывания для 2 группы:

Надежда выздороветь - половина выздоровления.

Вольтер

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).

Основные выводы, к которым нужно подвести детей:

- духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;

Необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.

Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.

И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.

Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.

«Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм - это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, - объясняет Ривиль. - И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».

Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза... Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! - сказала Ривиль дочке Юле, - и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них - о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.

Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью - не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».

Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».

А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.

III этап: Рефлексия

Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).

Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».

Примеры синквейнов:

Духовное здоровье Духовное здоровье

Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый

Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать

Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума

Душа Ум

Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.

Использованные источники информации:

http://www.wisdoms.ru/49.html

  • http://googleframe.net/tijaq.cgi?18
  • http://womanadvice.ru/sila-duha#ixzz3YoYWRF4

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.


    Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

    Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

    Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

    Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

    Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.


    РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

    Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

    Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

    Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

    Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

    Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

    Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

    Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

    В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

    Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

    Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

    К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

    Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

    Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

    По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

    Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

    Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

    В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

    Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

    Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

    Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

    Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

    Как много стоит за этим словом "здоровье". Сколько же всего материального и духовного охватывает это понятие. Давайте попробуем разобраться каким образом физическое здоровье зависит от духовного, и зависит ли?

    Допустим, человек следит за своим здоровьем - соблюдает правильное питание, режим дня, вовремя старается принять то или иное лекарство, чтобы вылечить свои заболевания и не допускать перехода легких недугов в хроническую фазу. И все! Что еще нужно для здоровья? А нет, пища почему-то питает, но не дает насыщения, режим дня уже настолько заучен, что даже потребность в будильнике становится минимальной, а лекарства от грусти еще никто не придумал. Тут мы вспоминаем про духовную часть жизни. Религия, любовь, семья - вот залог нашего полноценного здоровья, вот те слова которые помогут объединить две составляющие - духовную и физическую, в одно целое.

    Религия/Духовность

    Чтобы полностью объяснить и описать Божественную материю, не хватит и серии энциклопедий. Попробуем, кратко в двух словах выделить для себя лишь несколько крупинок, - какая зависимость между нашим здоровьем и нашим отношением к понятию религии и ее законам?

    Зависимость колоссальна. Если мы имеем дело с одной из мировых религий - христианством, исламом, буддизмом и ни с чем другим, что пародирует ее (имеется ввиду секты), то мы можем проследить как меняется человек в лучшую сторону, если начинает познавать религию и духовность.

    Наша душа как цветок, естественно обращающийся к солнцу, невольно стремится к Богу. Многие люди учатся терпению, любви, доброте именно из духоной литературы. Многие становятся на путь исправления и возвращения к нормальной жизни менно благодаря обращению к Богу.

    Здесь важно отметить, что духовная составляющая нашего здоровья намного важнее физической. То, каким образом мы воспитываем себя и свой дух, очень сильно влияет на наше физическое существование. Религия и духовность помогают человеку осмыслить, освятить каждый день своей жизни. В этой сфере нашей жизни мы учимся быть благодарными за все, что с нами случается, мы, наконец, начинаем понимать, что ничего не случается по воле случая, везде, повсюду над нами и в нас существует Высший Разум.

    Любовь

    Любовь и здоровье во многом переплетаются, так как влюбленный человек окрылен своим чувством. Конечно, не маловажна взаимная любовь, которая питает обоих участников этого, так скажем, биохимического процесса. Любовь - это то, что заставляет наше сердце биться чаще, а порой и вообще заставляет его биться, любовь - это сильнейшая движущая сила. Человек не чувствует себя полностью здоровым, если он не любит или не любим; и, если человек не полностью здоров, он не может полноценно наслаждаться этим чувством - комплексы, заниженная самооценка съедают его изнутри.

    Семья

    Да, муж, дети отнимают очень много времени, сил, а порой и здоровья. Но в большинстве своем семейный человек испытывает больше радостных моментов в жизни, чем человек ее не имеющий. Казалось бы, при чем тут здоровье. А вот при чем: старенькая бабушка, у которой шесть детей и еще больше внуков, никогда не скажет о том, как она больна, хотя у нее уже целый букет хронических заболеваний; и одинокая 55-летняя женщина будет считать себя дряхлой, больной и безжизненной, хотя ее физическое здоровье почти стопроцентно.

    ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

    Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Если для человека идеалом является все, что написал и заповедовал П. К. Иванов, это значит, что он четко определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики - это закаливание, вегетарианство, энергия природы и энергия П. К. Иванова. Если для человека важнее всего то, что проповедует Шри Матаджи, значит, он определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики - это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит не из умения войти в воду или медитировать, а из нравственной жизни. Тело для такого человека - храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело - тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую - соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот. Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья.

    Подойдем к проблеме с несколько другой стороны. Если человек считает, что видимый материальный мир - единственный мир в мироздании, что он - начало и конец его жизни, он смотрит на мир через «окошечко» материализма. Для него естественно (вольное или невольное) желание - здоровье любой ценой. Такой человек готов пойти на все, чтоб быть здоровым. Он приемлет любую оздоровительную практику, называя, например, выход в неведомые духовные области - «прорывом в дебри подсознания». Если человек считает, что видимый мир - лишь часть жизни, а основная жизнь проходит в мире духовном, он смотрит на мир через «окошечко» религии. Тогда для него годится не каждая оздоровительная практика. Например, он не приемлет методики, где происходит частичное отключение сознания (ребефинг, медитация, НЛП). Для него важно пребывать в том состоянии, которое может принять его сознание.

    Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: философия духа бывает двух видов - личностная и безличностная. В зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

    Безличностная философия. Основой мироздания является Единая Энергия, а весь мир - различные проявления этой энергии (в том числе и сам человек). Естественно, что человек не может быть свободен от той энергии, проявлением которой он является. Тогда и его практики оздоровления должны быть конкретными. А именно, он должен делать все, чтобы «звучать» с этой энергией в резонанс. Еще точнее - он должен убрать в себе все, что мешает этому резонансу. А что мешает? Личность! Такой человек должен презирать свою личность и боготворить энергию. Для этого он использует определенные оздоровительные практики. Типичный пример - медитация, хатха-йога и прочие йоги. Один исследователь, сравнив человека с ограненным алмазом, выразился так, что медитация стирает с ограненного алмаза все грани, делая его матовым шариком. Алмаз (человек) перестает излучать лучи света. А что это за лучи? Это эмоции любви, радости, нежности, доброты, признательности, благоговения, жалости… Матовый шарик излучает лишь одно - невозмутимость и спокойствие. Личностная философия. Основой мироздания является Божественная личность. Она слышит человека, понимает просьбы, помогает ему. Ей (как личности) свойственны все самые благородные побуждения. Естественно, что оздоровительные практики человека в этом случае должны усиливать качества личности. Равнодушие, отрешенность, невозмутимость должны быть строго дозированы и ни в коем случае не быть основными проявлениями человека. В основе занятий должна лежать любовь к телу и психике. Тогда человек берет понемногу из многих оздоровительных систем только то, что годится для развития личности, и отметает то, что направлено на прием энергии («из космоса»).

    Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

    Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

    Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

    Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

    Глава XVI ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных, и психических свойств, но достигают также развития духовной способности, или говоря правильные, получают помощь в своем

    Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

    5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие

    Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

    Из книги Оккультное врачевание автора Вильям Волкер Аткинсон

    Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

    Из книги Система оздоровления в пожилом возрасте автора Геннадий Петрович Малахов

    Духовное совершенство и Рэйки Бог обращает свои слова к каждому, но не каждый Его слышит. Но кто ищет – тот найдет рано или поздно, и каждому воздастся по заслугам. Практикуя Рэйки, я осознал, что все великие религии стремятся к одной цели. Такой вывод напрашивается сам по

    Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

    Праведная жизнь (духовное здоровье) Праведная жизнь позволит человеку быть духовно здоровым, найти свое место в жизни и спокойно, осмысленно жить. Если человек это не осознает, то в пожилом возрасте он испытывает разного рода неудовлетворения за прожитую жизнь, жалеет об

    Из книги Почти научное исследование по питанию праной в России автора Зинаида Григорьевна Баранова

    Из книги Многие лета. Благие лета. Заповеди Андрея Ворона для долгой и радостной жизни автора Мирослав Дочинец

    4.3. Духовное самосовершенствование Приступив с октября 1993 года к активной работе над собой, много занималась духовным самообразованием, черпала знания из различных мировых учений и религий, осваивала «Основы миропонимания новой эпохи» А. Клизовского, Агни Йогу, книги

    Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

    Открой сердце Духовное Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым. Бог любит радостных верующих.

    Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

    ГЛАВА 28. Паломничество: духовное начало То, насколько глубоко религия уходит корнями в наше биологическое естество, активно обсуждалось в нескольких недавно вышедших книгах, особенно - среди атеистов, убежденных в нерациональности религиозных убеждений. Лучшие примеры

    Из книги Алхимия здоровья: 6 «золотых» правил автора Ниши Кацудзо

    Духовное дыхание йогов Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных и психических свойств, но и достигают также развития духовной способности или, правильнее говоря, получают помощь в своем

    Из книги автора

    Человек - существо энергетическое и духовное С древних времен восточные врачеватели исповедуют, что все в мире есть энергия и без ее правильного движения нет жизни и здоровья. Восточная медицина всегда рассматривала энергию как основной строительный материал для

    Психическое здоровье

    Пройдя тест на психическое здоровье, я узнала, что я не являюсь абсолютно здоровым человеком, я склонна к повышенному настроению, оптимистка, быстро переключаюсь с одного дела на другое, не довожу начатого до конца. Я склонна к «застреванию аффекта», педантичная, злопамятная, долго помну обиды, сержусь, обижаюсь. Нередко на этой почве у меня могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленная, «упертая в одно». Я человек, у которого преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способна глубоко чувствовать и переживать. Склонна к добрым отношениям с окружающими. В любви ранима, как никто другой. Крайне болезненно воспринимаю грубость, хамство, прихожу в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

    Социальное здоровье

    Пройдя тест на социальное здоровье, свидетельствующий о среднем уровне социального здоровья, т.е. нормальной социальной адаптации при смене места учебы, налаживании контактов с другими людьми. Я думаю, что мне следует больше общаться с людьми, со своими сверстниками и теми, которые немного старше меня; признавать и принимать основные элементы системы ценностей новой среды; проявлять взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; посещать кино, театры, т.е. приобщаться к культурной жизни.

    Духовное здоровье

    Эссе на тему: «Духовное здоровье».

    Здоровье -- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Здоровье и счастье - это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь - все добудешь», - гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье - это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о нем, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, тело и душа были молоды. Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

    Проблема духовного здоровья является очень актуальной в наши дни, т.к. все больше людей не развиваются в духовном плане, им больше интересны компьютерные игры, общение в социальных сетях, отсутствуют занятия физической культурой, прогулок на свежем воздухе и наслаждением красотой природы.

    Я тоже считаю эту проблему актуальной, потому, что являюсь частью общества, в котором мне приходиться общаться с людьми, устанавливать с ними связи. Это очень трудно делать если, человек не понимает тебя, вы с ним находитесь на разных уровнях духовного развития.

    В здоровом теле - здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка - это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт - это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт - это труд. Занимаясь физически, человек устает и нуждается в отдыхе. Но отдых тоже может быть разным. Можно отдыхать перед телевизором или компьютером, а можно отдыхать на природе.

    В. Гюго писал: «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте» Автор имел в виду, что не важно какие внешние параметры человека, как выглядит, как одет, а важно какая у него душа. Существует такая пословица «встречают по одежке, а провожают по уму» отражающая суть того, что после знакомства с человеком отдают должное его уму, знаниям.

    Все мы знаем с детства, что здоровье надо беречь. Радость и счастье, здоровье и долголетие - все это необходимо каждому из нас. Ведя здоровый образ жизни, мы укрепляем и физическое, и духовное здоровье. И всегда нужно помнить о том, что в здоровом теле - здоровый дух, и его нужно развивать и совершенствовать пока есть силы, возможности и энергия для этого.