Формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста. Формирование наглядно-действенного мышления. Как улучшить образное мышление у детей Как движение развивает мышление у детей

Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.

Задача – заинтересовать ребёнка в развитии в любое время года

В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:

    Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты. На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать. Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.

    Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.

    Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.

    Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.

    Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.


Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.

Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:

    качественные материалы;

    современные технологии производства;

    износостойкость;

    яркий дизайн;

    приемлемая цена;

    многофункциональность.

Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться


Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.

Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.

Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания. В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг. Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.


Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей

Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:

    наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,

    помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,

    обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,

    проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).


Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса.
Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь.
В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Взрослейте вместе с удовольствием!

Когда и как начинать развитие мышления у детей?
Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных родителей. Как научить ребенка думать? Кто-то считает, что эту задачу должна решать школа. А кто-то, наоборот, стремится напичкать малыша полезными знаниями как можно раньше. Данная статья поможет родителям понять особенности мышления детей разного возраста и грамотно направить развитие интеллектуальных способностей.
Способность думать – одно из важнейших качеств человека. Подтверждением тому служит существование множества синонимов понятия «мышление»: ум, разум, сообразительность, логика, смекалка, интеллект, догадливость. Народная мудрость выражается в многочисленных пословицах и поговорках о дураках и умниках. Согласно одной из них: чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Это утверждение показывает феноменальную восприимчивость детского мозга.

Малыш обладает интеллектом с самого рождения. Развитие мышления у детей младенческого возраста называют сенсомоторной стадией. Карапуз познает мир при помощи простейших действий, таких как сосание, рассматривание и хватание. А это значит, что окружающую среду необходимо наполнить разнообразными стимулами: обои с рисунком, цветастые подушечки, изображения на потолке и подвижные мобили.
Пустое помещение с нейтральными стенами и белым потолком – значительно обедняет развитие интеллектуальных способностей ребенка. Уважаемые родители! При оформлении детской комнаты отдайте предпочтение картинам известных художников, а не мультяшным персонажам. Воспитывайте вкус ребенка к классической музыке. Младенцам очень нравятся концерты Вивальди и 5 симфония Бетховена.

Как можно чаще берите ребенка на руки, поглаживайте и обнимайте его. Это активизирует тактильные ощущения. Психологи рекомендуют использовать подобные способы общения не только мамам, но и папам. Разговаривайте с ребенком. Он пока не понимает смысла, но все слова прочно отпечатываются в его мозге. Не стоит сюсюкаться с карапузом. Детский лепет – это не признак умственной несостоятельности, а этап развития речевого аппарата.
Малышу полезно видеть родителей, наблюдать за их действиями. Никогда не ссорьтесь и не выясняйте отношения дома. Интеллект младенцев чувствителен к негативным эмоциям. Адекватные приемы развития мышления должны предотвратить появление несчастных детей. Стимулируйте безграничные потенциальные возможности ребенка естественными средствами, чтобы малышу было интересно и радостно жить. Любой ребенок вырастет сообразительным, если ему дать то, что нужно и сделать это вовремя.

Интеллектуальные способности ребенка раннего возраста
Первые три года жизни – важнейшее время, определяющее все последующее развитие интеллектуальных способностей ребенка. Именно в этот период наиболее активно зарождаются связи между клетками мозга. К 3 годам формируется 80% всех возможных соединений. Дальнейшее развитие мышления у детей будет опираться на эту базу. Родители, которые пропустили закладку надежного фундамента, будут пытаться научить детей хорошо работать на плохом компьютере.
В раннем детстве (от 1-3 лет) основное занятие ребенка – предметно-манипулятивная деятельность. Малыш уже не просто уверенно хватает различные предметы, но и совершает с ними разнообразные действия. Сначала бросает, потом постукивает одним кубиком о другой, пытается составить пирамидку, подбирает детали по форме и размеру. Так формируется наглядно-действенное мышление.

Особенности мышления детей на данном этапе связаны с тем, что карапуз познает мир методом проб и ошибок. Манипулируя предметами, ребенок сталкивается с первыми задачами, требующими размышления. Мяч закатился под диван, интересный предмет находится за дверкой шкафа, телевизор перестал показывать любимый мультик. Озадаченный малыш с энтузиазмом приступает к практическим пробам. Пытается достать мячик рукой, привлекает подручные средства.
Чересчур расторопные родители тут же спешат на помощь, лишая чадо удовольствия самостоятельного поиска. Дорогие мамы и папы! Не спешите решать малышовые проблемы. Не торопите и не подталкивайте малышей, которые испытывают свои возможности. Дайте карапузу время разобраться с принципом действия того или иного механизма, уловить связь или последовательность. Не мешайте будущему гению!

Приемы развития мышления детей раннего возраста:

- «Свобода самовыражения!» . Активные малыши рисуют на обоях, рвут книжки, пачкают одежду. Это первые акты детского самовыражения. Ребенку сложно понять, почему нельзя оставить отпечаток ладошки на стене. Излишние пристрастие мам к наведению чистоты вредит развитию творческого мышления. Вы можете вырастить очень чистоплотного и аккуратного человека, но он совершенно точно не предложит миру ни одной оригинальной идеи.

- «Подбрось идею!» . У малышей раннего возраста пока нет осознанного отношения к решению мыслительных задач. Они действуют интуитивно, руководствуясь случайными способами и подвернувшимися инструментами. Заметив, что дите никак не может добиться успеха, ненавязчиво обратите его внимание на более перспективный вариант. При этом избегайте прямых указаний, действуйте по принципу: «А что, если…».

Особенности мышления детей дошкольного возраста
Многие родители надеются, что развитие мышления детей-дошкольников полностью обеспечивают познавательные занятия в детском саду. Действительно, малыши, посещающие детское дошкольное учреждение, демонстрируют обширные познания в области природных явлений, времени года, живой и неживой природы и т.д. Все это прекрасно, но не стоит забывать о том, что усвоение суммы знаний – это не мышление как таковое.
Думающий дошкольник не просто запоминает факты, а оперирует информацией: сравнивает предметы, находит общее и различное, устанавливает причины и следствия. В этом возрасте ребенок приобретает способность представить действие до его осуществления. Сначала проговорить, потом выполнить. Такое мышление является наглядно-образным. В детском саду этому не учат.

Методы развития мышления дошкольника:

- «Ассоциативные цепочки» . Ассоциации, связывающие предметы и явления по сходству, смежности и контрасту, составляют основу мышления. Развитие интеллектуальных способностей детей будет происходить быстрее, если научить их сравнивать, находить похожее в разном. Бросайте ребенку мячик и называйте любой предмет. Пусть дошкольник в свою очередь называет что-то похожее (по цвету, форме, размеру, весу).

- «Носки и лампочки» . Дети любят фантазировать. Для детского мышления нет ничего невозможного. Покажите дошкольнику два предмета, не связанных между собой. Например, носок и лампочка. Совместными усилиями опишите основные свойства каждого объекта. А затем пробуйте перенести свойства одного предмета на другой. размышляйте, что из этого может получиться.
Не правда ли, светящиеся носки было бы очень удобно находить под кроватью. А шерстяные лампочки никогда бы не разбивались. Такие приемы развития мышления способствуют формированию гибкости и оригинальности интеллекта, творческих способностей. Ребенок привыкает видеть необычное в обычном, сочетать несочетаемое, продуцировать нестандартные идеи.

Развитие мышления у младших школьников
Усилия воспитателей детского сада вполне могли оставить дошкольника равнодушным. Но уж школа то просто обязана повлиять на развитие интеллектуальных способностей детей. Уверенно владея речью, проникая в тайны родного языка, осваивая арифметические действия, младший школьник вступает в пору словесно-логического мышления. Уже совсем скоро он будет довольно свободно сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности, выявлять скрытые свойства и связи.
Родители, которые, не покладая рук, последовательно формировали особенности мышления детей от рождения до поступления в школу, могут передохнуть. Но не слишком долго. Интеллектуальные способности ребенка младшего школьного возраста без должной тренировки могут быстро зачахнуть. Перегрузив детский мозг новыми требованиями и обязанностями, можно напрочь отбить всякое желание думать.

Приемы развития мышления младшего школьника:
- «Кубик Блума» . Используется бумажный куб, на гранях которого написано: «опиши», «объясни как?», «объясни почему?», «оцени», «предложи», «придумай». Ребенок бросает кубик и в зависимости от выпавшей стороны описывает свойства, механизм действия, причины, плюсы и минусы, дает оценку, предлагает свое решение. Развитие интеллектуальных способностей детей при помощи данного метода можно проводить как в школе, так и дома.

- «Системный эффект» . Окружающий мир состоит не только из отдельных предметов. Если объединить несколько объектов - получится система, выполняющая определенные функции. Системами являются автомобиль, компьютер, телефон. И даже обычная швабра – тоже система, состоящая из множества ворсинок. Учите детей находить полезные системы в природе и в человеческой деятельности: семья, стая птиц, диван-кровать, железобетон.

Методы развития мышления подростка
Мозг подростка можно сравнить с довольно мощным процессором. На протяжении данного периода полным ходом идет развитие абстрактного теоретического мышления. Подростки обожают выдвигать гипотезы, обосновывать и опровергать, спорить и доказывать. Они могут абстрагироваться от конкретной ситуации, прорабатывают комбинации, меняют пропорции.
Подростки не доверяют взрослым и общаются преимущественно со сверстниками. Родителям вряд ли удастся оказать существенное влияние на особенности мышления детей на пороге взрослости. Ведущая роль здесь принадлежит старшему товарищу или авторитетному педагогу, который смог стать для подростка наставником. Довольно часто это бывает тренер спортивной секции или руководитель кружка.

Методы развития мышления подростка:
- «Умный вопрос» . Работа мысли - путь от вопроса до ответа. Для того, чтобы легко и быстро проанализировать какое-либо явление, приучите подростка находить ответы на 5 основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Интеллектуальные способности ребенка проявляются и в самом умении задавать вопросы. Учите подрастающее поколение правильно формулировать уточняющие, проблемные, рефлексивные, наводящие и другие типы вопросов.

- «Морфологический ящик» . Этот прием развития мышления помогает тщательно проанализировать сложные системы и не упустить ни одного варианта решения. Для начала необходимо выделить в изучаемом объекте или явлении все важные признаки (части, свойства, особенности) и записать на листе бумаги по горизонтали. По вертикали записываются все возможные варианты существования или исполнения (формы, размеры и т.д.).

Допустим, вы задумали составить портрет идеального человека. По горизонтали записываем: глаза, нос, уши и т.д. По вертикали: форма, цвет, размер и т.д. Последовательно заполнив все клетки образовавшейся таблицы, получим наиболее полное описание изучаемого явления. Морфологический ящик используется при решении большого круга мыслительных задач. Главное – четко сформулировать проблему и правильно определить графы таблицы.

Заключение: Развитие мышления у детей не преследует цели формирования гениев. Воспитывайте ребенка добрым, ответственным и улыбчивым. А гибкий ум и здоровое тело – это естественные состояния человеческого организма. Старайтесь их всячески поддерживать!

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать - группировать предметы по признакам.

* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать - выделять частное из общего.

* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

«Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие - для папы, три большие - для мамы, - две маленькие - для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: логическое мышление , наглядно-действенное мышление

Мышление у детей младшего возраста развивается - от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому мышлению.

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении проблемных практических задач происходит выявление, «открытие свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Как же происходит развитие мышления у ребенка? Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее;, куклу кладет на кроватку; чашечку ставит на стол; ложкой мешает в кастрюльке и т. д. Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т.е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета - опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его использования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности - орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.

Со вспомогательными предметами дети знакомятся прежде всего в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помощью ложки, пьют из чашки и т.д., начинают использовать вспомогательные средства, когда нужно что-то достать, закрепить, передвинуть и т.п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Постепенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился использовать палку для приближения к себе игрушки, то закатившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой-лопаткой, сачком, клюшкой и т.д. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.

Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Обозначенное словом действие приобретает характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, и уже в процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения как в содержании, так и в формах наглядно-действенного мышления. Изменение содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной ситуации. В дошкольном возрасте ребенок уже свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практическихзадач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

В основу формирования наглядно-действенного мышления дошкольников положено развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также формирование основных функций речи. В свою очередь, это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальная основа для становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образы-представления.

Формирование соотношения между словом и образом

Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем.

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ!»

Оборудование : игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка.

Ход занятия. Педагог показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит». Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю». Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает салфетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игрушку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она?»

Занятие продолжается, педагог рассказывает о других игрушках.

ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МЯЧ!»

Оборудование : пять мячей: красный маленький, большой красный с белой полосой, большой синий, маленький зеленый с белой полосой, большой зеленый с белой полосой.

Ход занятия. Детям показывают по одному все мячи и просят их запомнить. Затем педагог закрывает все мячи салфеткой. После этого он дает описание одного из мячей в виде рассказа. Он говорит: «Вова принес мяч в детский сад. Мяч был большой, красный, с белой полосой. Найдите мяч, который принес Вова. Мы с ним поиграем». Педагог открывает салфетку и просит ребенка выбрать мяч, о котором он рассказал. В случае затруднения или ошибочном выборе педагог повторяет описание мяча, при этом мячи остаются открытыми. Если этот прием не помогает ребенку, то надо использовать уточняющие вопросы: «Какой мячик по величине принес Вова? Какого цвета? Что было нарисовано на мяче? Какая по цвету полоска?»

После того как ребенок выберет мяч, его просят рассказать, какой он выбрал мяч, т.е. в речевом высказывании обосновать свой выбор. Затем дети становятся в круг и играют с этим мячом. Игру можно продолжить, предложив детям описание другого мяча. Такими приемами педагог привлекает внимание детей к рассмотрению и анализу внешних признаков игрушек, что, в свою очередь, способствует соединению этих признаков с собственной речью ребенка.

Оборудование : трафареты, изображающие животных: зайца, крокодила, жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил, жираф и строительный набор - кирпичики.

Ход занятия. Педагог предлагает детям помочь «поселить» животных в клетки зоопарка, он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по размеру: одна - маленькая, низкая; другая - большая и очень высокая; третья - большая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: крокодила, зайца и жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки. Расскажите, какое животное в какую клетку надо «поселить». В случае затруднения педагог предлагает детям построить клетки из кирпичиков и поселить животных в эти клетки. После практической деятельности детей просят рассказать, каких животных в какие клетки они «поселили» и почему.

ЗАДАНИЕ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ!»

ЗАДАНИЕ «ИГРУШКИ-ПОЛОВИНКИ»

Оборудование: на каждого играющего - сборно-разборная игрушка (или предмет): гриб, машинка, молоток, самолет, зонтик, удочка, лопатка; мешочки на каждого играющего.

Ход занятия . Детям раздают в мешочках одну половинку от игрушки и предлагают отгадать игрушку на ощупь, не называя ее вслух. Затем надо о ней рассказать так, чтобы другой ребенок, у которого окажется вторая половинка от этой игрушки, догадался и показал свою половинку. После этого дети соединяют обе половинки и делают целую игрушку.

Загадки.

  • Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка (гриб).
  • Кабина и кузов, да четыре колеса, два блестящих огонька, не жужжит, а гудит и по улице бежит (машина).
  • Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (молоток).
  • Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, людей и груз везет (самолет).
  • В ясный день в углу стою, в дождливый день гулять иду, вы носите меня над вами, но что же я - скажите сами (зонтик).
  • Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде (удочка).
  • Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом (лопатка).

При повторении игры надо положить другие игрушки в мешочки.

ЗАДАНИЕ «КАРТИНКИ-ПОЛОВИНКИ»

Оборудование : предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, лейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.

Ход занятия . Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения педагог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.

Загадки.

  • Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
  • Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку (лейка).
  • Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки (листья).
  • Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь (репа).
  • Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу? (очки).
  • Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом, и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка? (карандаш).
  • Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (мыло).
  • Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).
  • Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас... ? (огурцы).
  • Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
  • При повторном проведении игры детям надо предложить другие картинки.

Задания на формирование умений выполнять классификацию

Цель - учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без образца и без обобщающего слова. Цель - учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!»

Оборудование : набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие - в другую, а какие - в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: « Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие - во вторую, а какие - в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке - самые маленькие игрушки; в другой - побольше, а в третьей - самые большие».

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»

Оборудование : картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т.д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей - транспорта».

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!»

Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни - деревянные, а другие -пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной (не по парам), а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки - чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог берет первую пару игрушек - елочки - ставит их рядом и просит детей сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если дети не могут найти основное отличие, педагог обращает внимание детей на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке - все деревянные игрушки, а в другой - все пластмассовые».

ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»

Оборудование : 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.

Ход занятия. Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.

ЗАДАНИЕ «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Оборудование: восемь пар картинок, на которых изображены одни и те же предметы, только одни - в единственном числе, а другие - во множественном: один кубик - три кубика; один цыпленок- пять цыплят; один карандаш - два карандаша; одно яблоко- четыре яблока; одна матрешка - три матрешки; один цветок - восемь цветков; одна вишенка - семь вишенок; одна машинка - шесть машинок.

Ход занятия . Педагог дает ребенку рассмотреть все картинки, а потом предлагает их разложить на две группы: «Разложи их так, чтобы в каждой группе оказались картинки, похожие чем-то между собой». Независимо от того, как ребенок раскладывает картинки, педагог не вмешивается. После того, как ребенок разложил картинки, педагог спрашивает: «Какие картинки ты положил в одну группу, а какие - в другую?» Затем предлагает объяснить принцип группировки. В случае затруднения педагог просит ребенка выбрать одну пару кабинок сравнить их, объяснить, чем они отличаются. После этого снова предлагается разложить картинки по образцу, а затем объяснить принцип группировки.

Словесные игры

«ЧТО КРУГЛОЕ, А ЧТО ОВАЛЬНОЕ?»

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру. Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (Помогает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, кабачок-яблоко). В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ»

Ход занятия. Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает». Педагог говорит: «Летает». Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т.д. Затем педагог произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т.д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ»

Игра проводится по аналогии с игрой «Летает не летает».

«ЧТО БЫВАЕТ ВНИЗУ, А ЧТО БЫВАЕТ НАВЕРХУ?»

Ход занятия . Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает? » (растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.). После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«ЧТО БЫВАЕТ СЛАДКИМ?»

Ход занятия. Педагог предлагает детям: «Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!» Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон». Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Оборудование : мяч.

Ход занятия . Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.». Например «Зеленый», - говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите. «Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т.д. В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«ЧЕМ ПОХОЖИ?»

Ход занятия. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи. Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».
Игры на исключение четвертого «лишнего» слова.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Ход занятия. Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т.е. объяснить принцип группировки.

«УГАДАЙ, КАКОЕ СЛОВО НЕ ПОДХОДИТ!»

Ход занятия. Педагог говорит, что эта игра похожа на предыдущую, только здесь слова объединяются по-другому. Далее он объясняет: «Я назову слова, а вы подумайте, чем три слова похожи, а одно не похоже. Назови «лишнее» слово». Педагог говорит: «Кот, дом, нос, машина. Какое слово не подходит?» В случае затруднения он сам сравнивает эти слова по звуковому составу. Затем предлагает детям другой ряд слов: лягушка, бабушка, уточка, кот; барабан, кран, машина, малина; береза, собака, волк, котенок и т.д. Педагог в каждом предложенном ряду слов помогает ребенку сравнить слова по слоговому составу.

«ПРИДУМАЙ СЛОВО!»

Ход занятия. Педагог предлагает детям придумать слова на определенный звук: «Сейчас мы с вами узнаем из чего состоят слова. Я говорю: са-са-са - вот летит оса. Ши-ши-ши -вот какие малыши. В первом случае я много повторял(а) звук «с», а во втором какой звук я называла больше всех? - Верно звук «ш». Теперь вы придумайте слова со звуком «с». Первое слово я назову - «сахар», а теперь вы называете слова со звуком «с». Затем по аналогии продолжается игра со звуком «ш».

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»

Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, шишка, платье, шапка; трактор, корзина, резина, бузина; река, репа, свекла, морковь; книга, кран, мяч, кошка; вода, ручка, вахтер, вата». В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить в словах общий звук. При повторном проведении игры педагог предлагает детям различные варианты заданий на исключение четвертого «лишнего».

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.