Как цвет одежды влияет на окружающих и нас самих. Исследовательская работа "влияние внешнего вида на поведение человека"

Это происходит потому, что, хотя "Одежда не делает человека", безусловно, она делает его морально положительным или отрицательным.

Некоторые люди неторопливо выбирают свою одежду в соответствии с поводов, другие часами размышляют: "Что же я сегодня буду делать и что мне сегодня надеть?". Секрет заключается не в выборе соответствующей одежды, а в ваших планах на будущее. Опытные менеджеры говорят, что необходимо одеваться в гармонии с профессиональной позицией, к которой вы стремитесь, а не с той, которой вы владеете в настоящее время.

Это не секрет, что ваша одежда увеличивает (или уменьшает) вашу самооценку. Все это имеет отношение к тому, как вы чувствуете себя, и воспринимаете себя в конкретной одежде. "Чем больше вам нравится ваш внешний вид, тем более уверенно вы себя чувствуете", сказал профессор и доцент Роберт Ридж, Университета Бригама Янга. Одежда, которая вас не совсем устраивает, вызывает у вас негативные мысли, заставляет вас думать, что вы привлекаете к себе слишком много внимания. Из-за этого вы начинаете переживать о том, что другие могут подумать о вас.

Одежда для успеха

Некоторые аксессуары, например очки, или хорошо подобранный костюм могут заставить человека выглядеть компетентным в глазах других. Такая одежда способствует достижению успеха, однако, если вы с ней переборщите, вы испортите первое впечатление о себе, и у вас останется психологическая травма.

Эффект известен как "восприятие одежды" (enclothing познания). Термин был предложен экспертами из Kellogg School, после оценки воздействия на одежду когнитивных навыков участников.

Результаты первого эксперимента показали, что добровольцы, которые носили красивые платья, сделали меньше ошибок во время выполнения тестов по сравнению с теми, кто носил обычную одежду.

В другом эксперименте, проведенном специалистами из Университета Хартфордшира, группа студентов попросили носить участников эксперимента футболки с эмблемой Супермена, героя из комиксов. А остальные участники носили простые рубашки и обычную одежду. "Испытуемые в рубашках с Суперменом, очень понравились всем студентам. Когда всех участников эксперимента спросили, какой вес они смогут поднять, те, кто носил рубашку с Суперменом, чувствовали себя сильнее, чем те, кто был одет в простые рубашки", сказал координатор исследования, профессор Карен Пайн.

Вы становитесь тем, что вы носите

Сама одежда не обладает магической силой. Вместо этого, она оказывает сильное психологическое воздействие на своего хозяина. Например, эмблема Супермена на футболке не превращает вас в супер - героя, но придает вам уверенность в себе.

То же самое происходит в случае с медицинским халатом. Хотя человек может не быть врачом, но такая одежда влияет на него и владелец может почувствовать себя квалифицированным и, таким образом, принять определенные качества, связанные с данной профессией. Когда человек надевает халат художника, он может стать более творческим.

"Одновременное сочетание человека и одежды несёт символическое значение", сказал Адам Галинский, один из авторов исследования, цитирует The Washington Post.

Влияние одежды на мозг может варьироваться от человека к человеку, потому что люди по-разному относятся к символизму одежды. Например, деловой костюм может придать человеку больше уверенности в себе, и он увидит себя в качестве авторитетного и компетентного человека, свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в области развития человеческих ресурсов Quarterly. "Если вы связываете одежду с силой и уверенностью, у вас буде сильное влияние на других. Но некоторые люди используют деловой костюм для обмана и различных афер", говорит Галинский.

Аналогичный результат наблюдался после проведения эксперимента, в котором добровольцы должны были решить тест по математике. Некоторые из них были одеты в купальные костюмы, а другие – в обычную одежду. В то время как мужчины решали тесты независимо от одежды, женщины, которые были в купальниках, показали худшие результаты, чем другие участники. Такое явление может быть связано с тем, что женщины обращают внимание на тои, как их тело оценивается другими, объясняет профессор психологии Бен Fletchen в статье для Психологии Сегодня.

Одежда - ваша карта

Одежда лишь недавно переступила роль просто защиты тела, теперь она может изменить менталитет и поведение - как владельца, так и других людей - в положительную или отрицательную сторону. Из-за двойного режима воздействия одежды, она становится все более важной в контексте построения первого впечатления, которое формируется за считанные секунды во время первого контакта с человеком. С одной стороны, человек может правильно одеться и почувствовать себя уверенным, может принять правильное решение, и это происходит по средствам преобразований, происходящих в мозгу человека.

С другой стороны, одежда может многое рассказать другим людям о своём владельце. Она способна отобразить ценную информацию о своём хозяине: то, насколько он серьезен и надежен, какое у него образование и сколько денег он зарабатывает. Однако "обложка" может быть обманчива, и содержание может быть абсолютно другим.

"Когда незнакомец видит вас, его мозг делает тысячу вычислений: Вы человек, которому можно доверить, или вас необходимо избегать? Вы друг или враг? Вы закон и власть? Вы надежный, компетентный, дружелюбный, уверенный?", написал доктор Кэрол Кинси Гоман, эксперт в невербальной коммуникации, в статье для Forbes.

Одежда и аксессуары, наряду с внешностью и привлекательностью лица, являются одними из первых вещей, которые человек замечает в незнакомце, и это увеличивает важность правильно подбора одежды. Следует, однако, отметить, что первое впечатление не всегда верно, и внешность может быть обманчива.

Нэпп М., Холл Дж.

Функции одежды

Чтобы понять соотношение между стилем одежды и актом коммуникации, необходимо представлять себе разнообразные функции, которые может выполнять одежда. Она может украшать, защищать (и физически, и психологически), привлекать сексуального партнера, помогать самоутвердиться или, наоборот, свидетельствовать о самопожертвовании, может скрывать что-то, выдавать принадлежность к группе людей определенной национальности и вероисповедания, а также указывать на положение в обществе и социальную роль. Так как в любой культуре существуют общепризнанные правила относительно сочетания определенных цветов и стилей одежды, одежда также может показывать, что носящий ее знает об этих правилах.
Когда влюбленные носят одинаковую или сочетающуюся по цвету и стилю одежду, она воспринимаемся как зримое свидетельство их близости. Бесчисленные исследования посвящены одежде, указывающей на принадлежность к определенной национальности или на вероисповедание.
В ходе одного старого, но ставшего классическим исследования была проверена способность хорошо одетых людей влиять на ничего не подозревающих прохожих и заставлять их нарушать правила движения. Лефковиц, Блейк и Мутон (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1995) обнаружили, что пешеходы гораздо чаще переходили дорогу около перекрестка на красный свет, если другой человек делал это до них, и особенно охотно они нарушали правила, если одежда этого человека указывала на его высокое положение в обществе.
Результаты других исследований показывают, что люди гораздо охотнее выполняют различные просьбы (разменивают купюру, берут распространяемые листовки, подробно объясняют дорогу, возвращают деньги, забытые в телефонной будке), если человек, просящий их об этом, одет в соответствии с ситуацией или же так, что его внешний вид свидетельствует о более высоком социальном статусе (Fortenberrv, MacLean, Morris & O"Connell, 1978; Levine, Bluni & Hochman, 1998). Например, в ходе исследования Бикмана (Bickman, 1974 а, 1974 b) четыре ассистента под различными предлогами остановили на улицах Бруклина 153 человека. Исследователи были одеты в костюмы служащего (спортивная куртка, галстук), молочника (форменная куртка, белые брюки, бутылки с молоком) и военного (форма, значок, ордена, без оружия). Исследователи просили прохожих подать им сумку, помочь кому-то другому опустить монету в счетчик на парковке или же встать на другом конце автобусной остановки. В каждом случае исследователям, одетым в военную форму, уступали гораздо охотнее - собственно говоря, 83% людей, которых попросили опустить монету в счетчик, повиновались, даже когда человек, одетый в военную форму, уходил с места действия. Вообще униформа действительно помотает другим людям определить род деятельности того, кто ее носит, и эта информация может повлиять на их мнение. В ходе акции общественного обслуживания одна и та же женщина, одетая в костюм медсестры и в обычный деловой костюм, просила людей сделать пожертвования в фонд борьбы с лейкемией. По мнению тех, к кому обращались с просьбой, медсестра была более компетентна в этом вопросе, и, следовательно, получала больше пожертвований (Lawrence & Watson, 1991). Полицейские, которые носят форму, предполагают, что она поможет им успешнее влиять на людей, однако это не всегда так, поскольку их работа предполагает различные цели. Но может ли одна и та же форма одновременно выражать дружелюбие и готовность помочь и властное требование соблюдать закон (Young, 1999)? Адвокатам давно известно, что стиль одежды клиентов может положительно воздействовать на мнение судьи или присяжных. Адвокаты иногда даже рекомендуют не состоящим в браке подзащитным надеть на палец обручальное кольцо, чтобы предотвратить возможное предубеждение против неженатого мужчины или незамужней женщины.

Одежда как источник информации о человеке

Невозможно составить список информации, которую всегда передает одежда: такой список варьировал бы в зависимости от каждого отдельно взятого человека, этнической группы, к которой он принадлежит, периода времени (как времени суток или сезона, так и исторической эпохи), региона, в котором он живет, и т. д. Подобную задачу еще усложняет тот факт, что любой предмет одежды можно носить так, что он будет передавать различные оттенки значения. Фасон галстука может свидетельствовать об искушенности и положении в обществе, но способ, которым он завязан (туго или слабо), или то, как его носят (например, перекинутым через плечо), может передавать иную информацию.
К качествам, информацию о которых может передавать одежда, относятся пол, возраст, национальность, отношение к партнеру (например, одинаковые свитеры), социально-экономический статус, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и положение в обществе, настроение, личное обаяние, пристрастия, интересы и ценности. Одежда также определяет поведение, которого мы ожидаем от того, кто ее носит. Когда наше внимание направлено на человека, которого мы хорошо знаем, это знание повлияет на то, как мы воспримем его одежду. К примеру, резкую перемену в стиле его одежды мы можем объяснить временной сменой настроения, а не переменами характера. Очевидно, точность подобных суждений может существенно различаться: более конкретные характеристики, например пол, возраст и социально-экономический статус, можно установить с большей достоверностью, чем более абстрактные качества, например пристрастия, ценности и свойства характера. За последние годы футболка с надписью превратилась в средство передачи информации, которую было бы труднее воспринять иным способом.

Влияние одежды на человека

До этого момента мы утверждали, что стиль одежды может нести определенную смысловую нагрузку, и что люди, с которыми мы общаемся, будут по-разному реагировать на эту информацию. Но как влияет одежда на того, кто ее носит? По мнению некоторых исследователей, одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к его собственному идеалу. Например, Гиббинс (Gibbins), работая с 15-16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969). Еще одно любопытное открытие показывает, что существует потенциальная взаимосвязь между одеждой, которую носит человек, и его самооценкой. Мальчики-старшеклассники, которые получали высокие баллы на экзаменах, но носили одежду, которую их сверстники считали «неподходящей», как выяснилось, получали более низкий итоговый балл, чем те, кто носил «подходящую» одежду (Hamilton & Warden, 1966). Последние также меньше конфликтовали с окружающими и чаще принимали участие в общешкольной деятельности. Следовательно, стиль одежды может диктовать или отвергать определенные правила поведения при общении. Новый костюм может вызвать чувство радости и веселья; человек может чувствовать себя неуверенно в тесной обуви; уверенность в себе может возникнуть, даже если одеться в «неподходящую» одежду, - это часто справедливо в отношении подростков, которые пытаются найти собственный стиль. Некоторые преподаватели-аспиранты надевают на занятия строгие костюмы, чтобы подчеркнуть дистанцию между собой и студентами, которые зачастую почти одного с ними возраста. Многие отмечают, что такая одежда помогает им почувствовать себя увереннее при общении со студентами, однако эта же одежда, похоже, относительно мало влияет на мнение студентов о преподавателе, в отличие от его поведения (Gorham, Cohen & Morris, 1999; Roach, 1997).
Результаты исследований, изучавших разные типы униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги, ясно показали, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов, а команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
В последние годы очень много внимания уделяется вопросу о ношении школьной формы. Один из самых общепринятых аргументов в ее пользу гласит, что стиль одежды изменяет самооценку человека и, следовательно, влияет на его поведение. Подробное исследование, объектами которого стали ученики старших классов, не выявило никакой прямой связи между ношением школьной формы и употреблением наркотиков и алкоголя, посещаемостью и проблемами с поведением и продемонстрировало отрицательное влияние формы на успеваемость школьников (Brunsma & Rockquemore, 1998). На некоторых учеников школьная форма действительно действует как мера дисциплины и контроля и является символом единства школы, однако нельзя ожидать, что ношение формы уладит все проблемы поведения трудных подростков. Введение школьной формы само по себе, без стараний как самих учащихся, так и родителей, едва ли особенно повлияет на дисциплину.

Одежда и свойства характера

Розенфельд и Плекс (Rosenfeld & Plax, 1977) поставили своей целью определить, соответствует ли отношение человека к определенным стилям одежды каким-либо свойствам характера. В ходе исследования был опрошен 371 человек. Мужчинам и женщинам было предложено заполнить опросник, содержавший вопросы об их отношении к одежде, а также пройти большое количество тестов, определяющих свойства характера. Затем результаты этих тестов были соотнесены с четырьмя вариантами отношения человека к одежде из предложенного испытуемым опросника. Эти результаты приведены ниже в следующем порядке: от мужчин к женщинам, и от высокого количества набранных баллов по каждому из вариантов к низкому.

1. Сознательный выбор одежды. («Мои знакомые всегда замечают, что на мне надето».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, обладали уравновешенным характером, были сдержанны, с уважением относились к авторитетам, обычаям и традициям. Они невысоко оценивали красоту, внешний облик и дружбу и считали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, но при этом беспокойны, преклонялись перед авторитетом, по натуре были добры, сострадательны, преданы друзьям.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, были агрессивны, независимы по натуре и полагали, что людьми трудно управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, обладали сильным и независимым характером и ясным мышлением, стремились доминировать и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения и управлять другими людьми.

2. Эксгибиционизм. («Мне нравятся купальники без верха и узкие плавки, и я не возражаю против того, чтобы такое надеть».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были агрессивны, уверены в себе, общительны, безжалостны, не способны на сильную привязанность; им была свойственна переменчивость настроения и импульсивность, и они редко воспринимали себя как семейных людей.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были решительны и независимы от окружающих, а также были высокого мнения о собственной значительности и морально-этических ценностях.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, остерегались выдать свои подлинные чувства, редко воспринимали себя как семейных людей и полагали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре застенчивы, искренни, расположены к другим людям, терпеливы и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения, Им также была свойственна независимость.

3. Практичность. («Когда я покупаю одежду, я больше думаю о практичности, чем об элегантности».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, предусмотрительны, непокорны по натуре, не чувствовали удовлетворенности собственной жизнью, не стремились заводить друзей, поддерживать отношения с окружающими и получать одобрение и признание со стороны авторитетов.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были умны, уверенны в себе, способны увлекаться и общительны, а также остерегались выдать свои подлинные чувства. Им было свойственно чувство превосходства, однако они не стремились занимать главенствующее положение.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, стремились добиться успеха, были серьезны, обладали сложившимся и сильным характером; им был свойственен аналитический склад мышления, и они старались предугадать, как поведут себя другие люди в различных ситуациях.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были эгоцентричны и независимы от других людей.

4. «Модельер». («Мне бы хотелось стать модельером».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были добры и открыты по натуре, стремились помочь окружающим, обладали импульсивным характером, могли быть раздражительными и требовательными, но и уступчивыми. Они беспокоились относительно того, как воспринимают их поведение окружающие люди.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были нелогичны, не способны к критике, обладали стереотипным мышлением, были порывисты, эмоциональны и полны энтузиазма.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, обладали авантюрными наклонностями и беспокойным нравом, были эгоцентричны и недовольны жизнью. Им было свойственно чувство превосходства над другими людьми, и они не стремились иметь друзей.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре деятельны, находчивы и настойчивы, обладали ясным мышлением, но легко терялись при давлении со стороны окружающих. Они полагали, что людьми легко управлять, и пессимистично воспринимали собственное будущее в отношении работы и карьеры.

Украшения и способы украсить тело

Люди часто украшают себя различными способами: при помощи знаков, татуировок, масок, серег и драгоценностей. При обсуждении стилей одежды следует принимать во внимание эти украшения, поскольку они также потенциально способны нести определенную информацию. Кольцо, которое носится на определенном пальце, значки студенческой или какой-либо иной организации, приколотые в определенной последовательности, или серьга, которая носится в правом или левом ухе, все это может передавать определенную информацию о характере отношений человека с другими людьми и о том, как сам он себя воспринимает.
Известно, что во всем мире люди украшают свое тело и изменяют его самыми разными способами. Иногда на тело наносятся шрамы или краска, а иногда его специально деформируют. Если бинтовать ноги ребенка, изменится строение костей. В нашем обществе многим мальчикам делают обрезание, а в последние годы среди молодежи все более популярным становится пирсинг разных частей тела. Широко используются также татуировки (Sanders, 1989).
Кроме того, нам известно, что иногда окружающие бурно реагируют на какой-либо предмет одежды или украшение, например на очки или помаду. Однако, хотя первоначально такие элементы могут сильно бросаться в глаза, другие детали внешности и речевое поведение вскоре помогут сформировать общее впечатление, таким образом, уменьшая эффект какой-либо одной черты.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 128-131.

Есть поговорка, - встречают по одежке, провожают по уму. И если со второй ее частью можно не согласиться, то вряд ли найдется человек, не принимающий во внимание внешний вид нового знакомого. А основой образа служит одежда, - именно по ней мы можем определить положение человека в обществе и его социальную роль, его вероисповедание или национальность, профессиональный род деятельности. Невозможно составить полный список информации, которую передает одежда, ведь этот список индивидуален для конкретной личности. Но, так или иначе, по одежде мы формируем свое первое представление о характере человека.

Например, в ходе одного исследования была проверена способность солидно одетых людей влиять на поведение ничего не подозревающих прохожих, заставляя нарушать их правила движения. В эксперименте ученые обнаружили, что испытуемые охотно перебегали дорогу в неположенном месте, если это делал кто-то до них, и особенно часто нарушали правила, если это был солидно одетый человек. По его примеру следовало большинство испытуемых.

Вывод один: хорошо одетый человек способен вызвать больше доверия у незнакомых по сравнению с плохо одетыми. Кроме того, оказалось, внешний вид человека влияет не только на отношение к нему окружающих. То, во что одевается мужчина или женщина, влияет на его/ее самооценку, и даже настроение. Новый костюм или платье может вызвать чувство веселья и радости, испачканная одежда может заставить стесняться или расстраиваться.

Установлено, что подростки, одевающие «модную» с точки зрения молодежи одежду, увереннее своих сверстников, одевающихся не так, даже если последние больше преуспевают в учебе или спорте. В общем, была проведена масса исследований, и результаты абсолютно понятные - одежда человека влияет как на отношение окружающих к нему, так и на его собственную самооценку.

Какие же практические советы в создании образа предлагают нам ученые?

Итак, совершенно ясно из всего вышесказанного, что людей привлекает богатство и солидность в одежде. Для работы подойдут деловые костюмы, или же, при отсутствии дресс кода, сдержанная, но при том красивая повседневная одежда. На торжественное мероприятие подойдет нарядный костюм для мужчин, и красивое вечернее платье для дам.

Что же касается цветов в образе, то их стоит подбирать, ориентируясь больше на свое настроение и цели, нежели на отношение к ним окружающих. Пастельные тона создадут чувство защищенности, умиротворенности и сосредоточенности, помогут успокоиться и расслабиться. Желтый цвет придает уверенность, улучшает настроение, усиливает концентрацию внимания, повышает жизненные силы, однако при изобилии может угнетать.

Красный, ярко розовый, малиновый и оранжевый стимулируют активную деятельность, придают бодрость, но при длительном ношении могут угнетать. Синий цвет успокаивает и расслабляет, дает чувство уверенности в себе.

Черный цвет психологически защищает, и даже способен привести к агрессии. Зеленый цвет дарит гармонию, в целом благоприятно воздействует на организм.

Кроме того, всевозможные компоновки цветов в одежде создают сложный и законченный образ, который, при правильном их подборе, может дать их обладателю все то, что ему необходимо.

Ведь, согласитесь, важно не то, во что мы одеты, а то, как мы в этом себя чувствуем. Как говорится, красивый человек красив во всем, при этом красота – это сочетание ваших внутренних качеств и внешней привлекательности, потому следить за своим видом очень важно.

ученик 6 "А" класса Чекал Илья

Учитывают ли владельцы вещей смысловую нагрузку надписей на одежде?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №8 г. Рузаевка»

Исследовательская работа на тему:

« Английские надписи на одежде и их влияние на культуру подростков»

Выполнил: Чекал Илья,

ученик 6А класса

МБОУ СОШ №8.

Научный руководитель:

Саушина Ольга Николаевна,

учитель английского языка.

Рузаевка, 2016

Введение......................................................................................................стр.

  1. Теоретическая часть......................................................................................стр.
  1. История надписей....................................................................................стр.
  2. Надписи на английском – дань моде или нечто иное?.........................стр.
  3. Мы в ответе за то, что написано у нас на одежде................................стр.
  1. Практическая часть........................................................................................стр.
  1. Опрос учащихся МБОУ «СОШ № 8»....................................................стр.
  1. Заключение.....................................................................................................стр.
  2. Список используемой литературы...............................................................стр.
  3. Приложение....................................................................................................стр.

Введение

В настоящее время незаменимым атрибутом молодежного гардероба является одежда с украшениями в виде надписей. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности, о возрасте, об уровне владения английским языком, а также о сфере интересов своего владельца. Однако учитывают ли владельцы вещей смысловую нагрузку надписей на одежде, особенно, если они написаны на иностранном, чаще всего на английском языке? Мое исследование нацелено на поиск ответа, на этот вопрос.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что футболки с надписью стали неотъемлемой частью гардероба современного человека, особенно тинэйджеров. Футболка стала в некотором смысле трибуной, с высоты которой, человек имеет возможность сказать всему миру о специфике своего характера.

Гипотеза - исследуя содержания английских надписей на футболках, подростки будут серьезнее подходить к выбору одежды с надписями на иностранном языке.

Объектом изучения являются надписи на английском языке на одежде учащихся школы.

Предметом исследования работы является та информация, которую несут надписи на одежде.

Цель работы – установить зависимость смысловой нагрузки надписей на одежде от уровня владения английским языком.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Изучить научную литературу по вопросу.
  • Подобрать определенное количество надписей на одежде учащихся
  • Перевести на русский язык смысл надписей.
  • Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.

Работа проводилась поэтапно:

  • На подготовительном этапе была подобрана основная информация.
  • На следующем этапе - проведен анализ значений и сравнение собранных надписей с разных точек зрения.
  • На заключительном этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работ.

При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: экспериментальный - для проведения анкетирования и определения зависимости надписи на футболке от возраста тинэйджера; поисковый и описательный - с анализом языковых факторов; аналитический , предполагающий сопоставительный анализ отобранных надписей.

Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы, как история появления надписей на одежде, потребность людей носить футболки с надписями. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет, лингвистической экспертизы надписей.

Проблема заключается в том, что не все знают, какую смысловую нагрузку несут надписи на одежде. Наша работа посвящена исследованию содержания английских надписей на футболках подростков, которые обучаются в СОШ № 1.

Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит учащимся обратить внимание на перевод надписей и правильно использовать информацию, которая должна отражать настоящие интересы ее владельца.

  1. Теоретическая часть
  1. История надписей

Надписи на одежде существуют уже много веков. Самые ранние знакомы нам из истории Древней Греции. Там были популярны вышивки на поясах и ювелирных украшениях с именами владельца. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков можно увидеть надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты.

Также идея писать что-либо на одежде тесно связана с возникновением политических лозунгов. Идеи различных движений с давних пор выражались на бумаге, а затем перешли на одежду в виде лозунгов на футболках.

Что же касается современных надписей, то все началось очень просто. Сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус на рабочем месте. Потом стали показывать, какого дизайнера или какой фирмы эта вещь. А уже после этого стали появляться надписи, которые действительно несут смысл.

В настоящее время надписи бывают очень разными. А их содержание меняется с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или имена героев кино и мультфильмов, у подростка – всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек и заканчивая номером команды или улицы.

Сейчас незаменимым атрибутом молодежного гардероба являются футболки.

Само слово футболка – исключительно русское, а исконное название этого предмета гардероба – T-shirt, что в дословном переводе звучит как «Т-образная рубашка». В СССР слово «футболка» пришло, как определение верхней части формы футбольного игрока.

Особой популярностью среди молодежи пользуются футболки со смешными слоганами, которые каждый подбирает согласно своему характеру и мировосприятию. «Тематические» футболки приобретают всё большую популярность. Надписи можно объединить в несколько групп по темам: романтика, спорт, кредо или жизненная позиция, призыв, музыка, персонажи, города и страны, дизайнеры и модные бренды и др. Отдельная группа - это надписи с грамматическими ошибками и надписи, которые могут содержать непристойный смысл. Когда человек надевает одежду с какой-либо надписью, что он хочет этим сказать? «Да, ничего, просто забавно!» - ответят на этот вопрос многие, но не все. Вообще такой предмет одежды, как футболка, с момента своего появления считался вещью «говорящей». Имеются даже культурологические изыскания на тему того, что футболка – это «чистая доска» для лозунгов и заявлений, а также место для демонстрации своего жизненного кредо. И, как можно заметить, общество с успехом пользуется этой привилегией.

1.2. Надписи на английском – дань моде или нечто иное?

Что и говорить, сейчас в моде – выделяться из толпы! Быть обычным уже не интересно. Многие стремятся купить одежду с надписями исключительно на иностранном языке. Что они хотят этим сказать? Если ничего, то это действительно дань моде. Только к надписям на одежде на английском надо относиться осторожно, потому что умная мысль прозвучит нелепо, если неправильно сформулировать ее на чужом языке. То же самое можно сказать и о стандартных готовых фразах – неудачно подобранные станут не чем иным, как казусом в одежде.

Как пишет М. Михайлова, автор статьи «Об истории надписей», приличные надписи на футболках молодежи выглядят примерно так: «Get the 1$ Diamond», (Получи бриллиант за 1 доллар), «Beautiful stranger» (Прекрасный иностранец), «Shining star» (Сияющая звезда) и т.д. Есть, конечно, и более забавные: «Call now! I will save you! Soviet secret agent». (Позвони сейчас. Я спасу тебя. Советский секретный агент) или «Mrs. Justine Timberlake».

Также, один из пользователей всемирной сети рассказывает, что иногда футболки выпускаются специально для какой-то организации, события или учебного учреждения, и смысл картинок и надписей может знать только эта организация. Обычно, указывается год основания или важная дата, либо слова, каким-то образом связные с ними.

За границей футболки с надписями популярны, т.к. люди понимают их значение. Российский тинэйджер, покупая такую футболку и не зная ее смысл, может оказаться в нелепой ситуации или, по меньшей мере, выглядеть глупо. Бывает смешно, когда идёт молодой человек в футболке, перевод которой означает «Донорская организация Гренландии» или «Организация по защите прав овец в Голландии».

1.3. Мы в ответе за то, что написано у нас на одежде.

Когда дети еще не достигли переходного возраста, их гардеробом полностью занимаются родители. В этом возрасте малышей обычно не очень волнует, во что их одевают. Однако чем старше они становятся, тем больше внимания обращают на свой внешний вид. По одежке подростки встречают друзья в школе, оценивают сверстники. И молодежная мода имеет свои тенденции, подчиняется своим правилам. Если надпись на футболке хоть в какой-то степени отражает сферу интересов ее владельца, то всё в порядке.

Вообще, к надписям на одежде следует относиться настороженно. Окружающие воспринимают их зачастую, как слова, произнесенные вслух хозяином модной одежды, что естественно, иначе правомерен вопрос - если ты не поддерживаешь написанные на твоей одежде слова, зачем ты ее надел на себя?

За последние пару лет зафиксировано почти два десятка случаев, когда за непонятные надписи на майках, выполненные на арабском языке, или понятные, на английском, но с «шутками» по поводу бомб, носителей такой одежды секьюрити не пропускали на рейс в самолет. Футболки для девочек с надписью «Аллергия на алгебру» вызвали общественные протесты в США. Противники заявили, что декларируемая таким образом, антипатия к точным наукам причиняет ущерб образованию школьниц и унижает их. Таким образом, перефразируя знаменитую фразу, можно утверждать: мы в ответе за то, что написано у нас на одежде.

  1. Практическая часть

Исследование надписей на одежде учащихся я построил следующим образом:

  1. Сфотографировал свою одежду с английскими надписями и распределил фотографии по темам.
  2. Провёл в школе опрос учащихся 6-11 классов
  3. Переписывал и фотографировал наиболее интересные надписи и задавал вопросы следующего характера:
  • Пол и возраст
  • Носит ли одежду с надписями на английском языке?
  • Если да, то какое место она занимает в гардеробе? И чего больше: футболок или другой одежды с английскими надписями?
  • Знаешь ли ты перевод?
  • Есть ли надписи в твоём гардеробе надписи с ошибками или нелепые?
  • Почему ты носишь одежду с надписями на английском языке?

Я зафиксировал и проанализировал ответы около 30 учащихся, которые можно отразить графически в следующей таблице.

Надпись в оригинале

Перевод

Возраст носителя

Just do it

Сделай это

Fast driving

Быстрая езда

LEVIS

San Francisco

Fashion week

Леви (бренд) Сан-Франциско Неделя моды

MILAN FASHION

Стиль Милана

Shoreline patrol

Береговой патруль

Madlen

Мадлен

Поклоник

Very cute to be alone

Очень мило быть одному

Born to reign

Рожден, чтобы править

Russia

Россия

What’s up? Peace

Что случилось? Мир

FootballTeam

Футбольная команда

Marines

Корпус морской пехоты США

Doing real things

Делаем реальные вещи

Time summer. Enjoy the sunshine!

Время лета. Наслаждайся солнечным светом!

I like sport

Я люблю спорт

London. One dream call London

Лондон. Одна мечта – посетить Лондон

Kid’s wear

Детская одежда

Los Angeles

Лос-Анджелес

City of angels

Город ангелов

По данным нашего исследования большинство учащихся в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Этап сбора надписей показал, что самые распространённые надписи на одежде учеников нашей школы – это интересные фразы на английском языке, многие из которых на спортивную тематику, а также названия городов и известных брендов.

Кроме того удалось установить зависимость наличия одежды с надписями от возраста. Большинство учеников 6-х классов признались, что очень любят одежду с английскими надписями, потому что это модно. У школьников 8-9 классов такая одежда занимает незначительную часть гардероба. А старшеклассники одежду с надписями носят редко.

Из всех опрошенных только около 65% учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде. Остальные 35% затруднились перевести свои надписи. В ходе исследования было выявлены надписи, содержащие грамматические и орфографические ошибки, на которые не указали владельцы. Очень часто встречаются надписи, состоящие просто из произвольного набора букв. Смысл в таких надписях отсутствует. Таким образом, можно констатировать, что большинство учащихся не придают особого значения надписям на их одежде, хотя знают или догадываются о значении, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Однако моему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом.

Всего мы опросили 32 человека (17 мальчиков и 15 девочек).

29 из них (91%) носят одежду с английскими надписями. Это 15 мальчиков и 14 девочек. Все они знают, как переводятся их надписи.

Самая распространённая одежда с надписями – футболки и «толстовки», а также шорты, кепки, спортивные костюмы и обувь.

Мальчики чаще выбирают одежду с иностранными надписями, чем девочки.

Среди мальчиков из 15 опрошенных: много такой одежды - 8 чел. (53%), не очень много – 2 чел. (13%), мало – 5 чел. (33%).

Среди девочек из 14 опрошенных: много такой одежды - 5 чел. (36%), не очень много – 5 чел. (36%), мало – 4 чел. (28,5%).

Одежда с грамматическими ошибками в надписях есть у 7 опрошенных (24%): у трёх девочках (10%) и четверых мальчиках (13,8%).

После исследования все решили более внимательно читать надписи, покупая одежду.

На вопрос «Почему ты носишь одежду с надписями на английском языке?» большинство детей (16 из 29, т.е. 55%) ответили, что выбирают одежду, не задумываясь о значении надписей на ней . В основном, так отвечали девочки (8 из 14 девочек).

Второй по популярности ответ: « предпочитаю одежду с английскими надписями только потому, что это модно» . Так сказали 6 из 29 (17%): 4 мальчика и 2 девочки.

Трое ребят (10%: 2 девочки и 1 мальчик) выбирают одежду с надписями на иностранном языке, для того чтобы их смысл был понятен не всем .

И лишь 5 человек (17%) специально подбирают одежду с надписями, смысл которых понимают .

Заключение

Итак, отвечая на вопрос, поставленный во введении: учитывают ли подростки смысловую нагрузку надписи на английском языке, выяснилось, что только 44% опрошенных учеников при покупке вещи обращали внимание на перевод английских фраз. Учащиеся отмечали, что затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды. 56 % учеников не обращали внимание на перевод надписей и воспринимают их как украшение одежды. Анализ собранного материала показал, что уровень владения английским языком, который определялся возрастом опрашиваемого учащегося школы, позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию. Вывод исследование также показало неразрывную связь языкового уровня с культурой самого человека.

По данным нашего исследования большинство учащихся в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Из 30 опрошенных только 44 % учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, также они отметили, что обращают внимание на надпись при покупке вещей. Остальные 56 % затруднились перевести свои надписи, после того как эти надписи были для них переведены, они признались, что никогда не задумывались о смысле того, что на них написано, но теперь заинтересованы и будут переводить все, что написано на их одежде. Во время прохождения исследования, возрос интерес у школьников к надписям, и можно было буквально наблюдать, как в коридорах, останавливая друг друга, учащиеся читают и пытаются перевести то, что написано на одежде. Таким образом, можно констатировать, что большинство учащихся не придают особого значения надписям на их одежде, хотя знают или догадываются о значении, в которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Однако нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом, а также задуматься над своим знанием актуального английского языка.

Как показало исследование, большинство подростков в нашей школе не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. В гардеробе каждого есть и даже не одна вещь, содержащая надпись на английском языке. Иногда она может содержать просто набор бессмысленных слов и фраз, иногда обидную и нецензурную лексику, а иногда на самом деле наполненную смыслом и хорошим юмором фразу.

Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе, мы, в каком - то смысле с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде.

Приложение 1

  1. ФИО ___________________________________________________
  2. Укажите ваш возраст _____________________________________
  3. Носите ли вы футболки с надписями на английском языке? _____
  4. Обращаете ли внимание на надпись при покупке вещей? _______
  5. Знаете ли о смысле написанного? ___________________________
  6. Запишите текст, представленный на ваших футболках _________
  7. Перевод надписей ________________________________________

Приложение 2

Список используемой литературы:

  • Блохина В. Всемирная история костюма, моды и стиля.- Минск, 2009 г.
  • Борисова Л.М. Из истории английских слов (Книга для учащихся старших классов.- М. (Просвещение, 1994.-95 с.)
  • Медведев Я.А. История английского языка. 1999 г. (Интернет)
  • Иванова И.А. Этимология английских слов. 2000 г. (Интернет)
  • Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М. (2000. –260 с.)
  • http://ru.wikipedia.org
  • http://vk.com/club48531783 - М. Михайлова. История надписей
  • http://rupor.sampo.ru/topic/34311-сайтрупор «Что означают надписи на футболках»

ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).