Как отказать ребенку в покупке телефона. Как научиться отказывать ребенку правильно – учимся говорить «нет. Единое решение всех членов семьи

Родителям в процессе воспитания ребенка приходится самим очень многому учиться. Они овладевают знаниями, как правильно кормить малыша, какие игрушки ему покупать, какие книжки читать и, конечно же, как правильно с ним общаться. Целью любого общения является обмен информацией. Взрослый сообщает малышу некие сведения (об окружающем мире, правилах поведения, личной гигиене), а малыш их усваивает и руководствуется в своей повседневной жизни.

Любое поведение ребенка ориентировано на одобрение или порицание взрослого человека. Чаще всего эмоциональная реакция взрослого является той лакмусовой бумажкой, которая выявляет правильность или ошибочность того или иного детского действия. И если с одобрением детского поступка (действия) проблем не возникает, то осуждение взрослых или запрет не всегда приводит к ожидаемым взрослыми результатам. Большинству родителей знакомы ситуации, когда говоришь ребенку, что нельзя ходить по лужам, а кроха в ответ еще охотнее начинает шлепать ножками по воде. Или в ответ на «нельзя трогать нож» детская ручка так и норовит поудобнее схватиться за этот острый прибор.

Как правильно отказать ребенку

Как же выстроить общение с ребенком, чтобы каждое «нельзя» им было услышано, понято и принято, как регламент для дальнейшего действия? Существует несколько приемов, которые позволят добиться полного взаимопонимания взрослого и ребенка в этом вопросе:

Не злоупотребляйте словом «нет». Это значит, не говорите его постоянно, по любому поводу. «Нет» — слово исключительное. При постоянном произношении оно обесценивается и теряет свой смысл. Частыми запретами ребенок может быть дезориентирован и не знать, как же все-таки ему надо поступать в конкретной ситуации. Либо может перестать должным образом их придерживаться. Поэтому чем реже звучит «нет», тем оно действеннее. А это значит, что надо стараться, по возможности, уменьшить количество источников, подвергающихся запрету. Убрать из поля зрения ребенка режущие предметы, электрические приборы, вставить заглушки в розетки. Чаще заменять «нет» на «можно». Например, не стоит говорить «нельзя собаку дергать за уши», лучше сказать «давай собачку погладим по спинке, ей будет очень приятно».

Если сказано «нет» , то оно сказано однажды и навсегда. Запрещайте ребенку только то, что нельзя ему разрешить. В противном случае теряется смысл запрета. Например, если Вы говорите ребенку, что нельзя кушать перед телевизором. Значит, этот запрет становится постоянным правилом, соблюдать которое надо неукоснительно, а не сегодня и, может быть, еще завтра, а послезавтра жизнь войдет в прежнюю колею, и ребенок спокойно будет смотреть любимые передачи с тарелкой в руке.

Объясняйте свой запрет ребенку, доступным для его понимания языком. Не говорите только «нет». Объясняйте причины своего запрета: «Это делать нельзя, потому что это связано с его безопасностью, здоровьем и т.д. Ребенок должен осознать всю обоснованность и важность ваших доводов. Малыш должен усвоить, что взрослые говорят «нет» не из-за сиюминутного каприза, а заботясь о его сохранности и благополучии.

Произносите «нет» уверенным нейтральным тоном. Его ребенок примет без лишних волнений. Если Вы запрещаете что-то рассерженно, малыш относит такую интонацию на свой счет. Он думает, что вы им недовольны, поскольку он провинился.
Если говорите «нет» игриво, серьезность такого запрета не воспринимается ребенком. Он думает, что вы шутите. Соответственно и прислушиваться к нему ребенок не будет.

всегда хвалите ребенка за послушание. Малышу необходимо одобрение «правильному» поведению. Он должен сознавать, что своим послушанием он Вас приятно радует.

В запретах мнение всех членов семьи должно быть единым. В противном случае ребенок быстро сообразит, что если мама не разрешает, то бабушка всегда пожалеет и разрешит. Значит, надо идти за желанным к бабушке.

С помощью системы запретов/ разрешений Вы корректируете курс развития личности ребенка. Всегда будьте для маленького человечка другом и мудрым наставником, готовым на конструктивный диалог. Заинтересовывайте ребенка в соблюдении правил, установленных как в обществе, так и в Вашей семье. При этом всегда уважайте право ребенка на собственную позицию, на наличие собственных интересов и увлечений.

В который раз вы стоите возле кассы в магазине и, тушуясь под взглядами других покупателей, тихо объясняете ребенку, что купить очередную сладость или игрушку не можете. Потому что дорого, потому что уже складывать некуда, потому что забыли деньги дома и пр. У каждой мамы – свой список отговорок на этот случай. Правда, ни одна из них не действует. Карапуз по-прежнему смотрит на вас широко распахнутыми, невинными глазами и умоляюще складывает ладошки – «ну, купи, мам!». Что делать? Как правильно отказать ребенку? Как научиться говорить «нет» так, чтобы ребенок понял?

Почему дети не понимают слова «нет» – разбираемся в причинах

Научиться говорить «нет» детям — это целая наука. Потому что важно не только «сказать-отрезать» и сдержать свое слово, но и донести до малыша – почему нельзя. Донести так, чтобы он понял и чтобы принял мамин отказ без обид. Но не всегда это получается. Почему ребенок не желает понимать слово «нет»?

  • Ребенок еще слишком мал и не понимает, почему вот это красивое и блестящее «вредное» или маме «не по карману».
  • Ребенок избалован. Его не научили, что деньги достаются родителям с трудом, и не всем желаниям свойственно исполняться.
  • Ребенок работает на публику. Если покричать возле кассы громко и настойчиво «ты совсем меня не любишь!», «ты что – хочешь, чтобы я умер с голоду?» или «ты никогда мне ничего не покупаешь!», то мама покраснеет и, сгорая от стыда, будет вынуждена сдаться.
  • Ребенок знает, что мама слабохарактерная. И ее слово «нет» после второй-третьей попытки превратиться в «ну ладно, ладно, только не ной».

Говоря кратко, если ребенок находится уже в более-менее сознательном возрасте, то его упрямое игнорирование слова «нет» — это недостаток воспитания в различных вариациях.

Как научиться отказывать ребенку правильно и говорить «нет» – инструкция для родителей

Крохотный карапуз, безусловно, не в состоянии сравнить свои покупательские аппетиты с родительскими возможностями, опасностями и потенциальными рисками для здоровья. Поэтому с малышами до 2-3 лет гораздо проще – достаточно не брать их с собой в магазин либо брать с собой заранее купленную игрушку (сладость), чтобы отвлечь чадо, пока вы не наполните продуктовую корзину. А как быть с малышами постарше?

  • Разговаривайте с ребенком. Постоянно объясняйте ему вред и пользу того или иного действия, продукта и пр. Желательно на примерах, картинках, на «пальцах».
  • Нельзя просто сказать «нет» или «нельзя». Ребенку нужна мотивация. Если ее нет, ваше «нельзя» не подействует. Фраза «нельзя трогать утюг» будет уместной, если вы объясните, что можно сильно обжечься. Фраза «нельзя есть столько сладкого» имеет смысл, если вы покажете/расскажете ребенку, что бывает от избытка сладостей. Покажите картинки про кариес и другие заболевания зубов, поставьте соответствующие поучительные мультики.
  • Учитесь переключать внимание ребенка. После, чуть-чуть повзрослев, он уже будет понимать, что нельзя вот эту машинку, потому что она стоит половину папиной зарплаты. Что нельзя вот эту конфету, потому что их сегодня было уже четыре, а к стоматологу снова идти совсем не хочется. И т.д. А пока просто переключайте его внимание. Способов – море. Едва вы заметили, что взгляд малыша падает на шоколадку (игрушку), а из приоткрытого ротика уже вырывается «хочу!», заводите разговор о зоопарке, в который вы скоро обязательно пойдете. Или о том, какую фантастическую корову вы сейчас вместе будете лепить. Или спросите – что же такого супер-вкусного вы вместе с ребенком будете готовить к папиному приходу. Включайте фантазию. Переключить внимание ребенка в таком нежном возрасте – гораздо легче, чем сказать «нет».
  • Если вы сказали «нет», категорически нельзя говорить «да». Ребенок должен запомнить, что ваше «нет» не обсуждается, и уломать вас не получится ни при каких условиях.

  • Никогда не покупайте ребенку сладости/игрушки, чтобы он перестал капризничать. Капризы пресекают родительским вниманием, правильным объяснением, переключением внимания и пр. Откупиться игрушкой – значит, приучить ребенка, что капризами можно получить все, что желаешь.
  • Не покупайте игрушками и сладостями любовь своего ребенка. Находите для него время, даже если с работы не приходите, а приползаете от усталости. Компенсируя чаду дефицит внимания подарками, вы выглядите, как источник материальных приятностей, а не любящий родитель. Именно так ребенок и будет вас воспринимать.
  • Говоря твердое и решительное «нет», не будьте агрессивны. Малыш не должен чувствовать ваш отказ, как желание его обидеть. Он должен ощущать, что вы оберегаете его и любите, но решений не меняете.
  • Учите ребенка с пеленок, что не материальные ценности имеют первостепенное значение, а человеческие. Воспитывая, проецируйте мысли и дела не на то, чтобы кроха однажды стал богатым, а на то, чтобы он стал счастливым, добрым, честным и справедливым. А остальное приложится.
  • Дозируйте материальные «блага» для ребенка. Не нужно заваливать его игрушками/сладостями и позволять все, что вздумается маленькому ангелочку. Ребенок хорошо себя вел всю неделю, убирал в комнате и помогал вам? Купите ему то, о чем он давно просил (в пределах разумной суммы). Ребенок должен знать, что просто так с неба ничего не падает. Если у вас ограниченный семейный бюджет, не нужно разбиваться в лепешку и работать в три смены, чтобы купить малышу дорогую игрушку. Особенно, если средства нужны на более важные цели. Ребенок в этом возрасте не способен оценить ваших жертв, и все ваши усилия будут восприниматься, как само собой разумеющееся. В итоге «история повторяется» — я для тебя… всю жизнь… а ты, неблагодарный… и т.д.
  • Стимулируйте ребенка на самостоятельность. Дайте ему возможность заработать денег на игрушку – пусть почувствует себя взрослым. Только не вздумайте платить за то, что он убрал свои игрушки, умылся или принес пятерку – все это он должен делать из других побуждений. Ребенок, который привыкнет «зарабатывать» в юном возрасте, никогда не сядет вам на шею в период взросления и далее. Для него станет естественным – работать и обеспечивать свои нужды самостоятельно, как чистить зубы и мыть руки после улицы.
  • Чем чаще звучит слово «нет» («нельзя»), тем быстрее ребенок к нему привыкает, и тем меньше на него реагирует. Старайтесь, чтобы «нет» не звучало десять раз на день, иначе оно теряет смысл. «Нет» должно остановить и озадачить. Поэтому уменьшайте число запретов и предупреждайте риски столкновения чада с возможными искушениями.
  • Ограничивая ребенка в «ненужных» игрушках, «вредных» сладостях и прочих вещах, будьте гуманны по отношению к нему. Если ребенку нельзя очередную шоколадку, то не нужно при нем уплетать конфеты с тортиками. Ограничиваете ребенка – ограничивайте и себя.

  • Объясняя малышу свое «нельзя», делайте скидку на его возраст. Мало сказать «руки в рот нельзя, потому что они грязные». Надо показать ему, какие страшные бактерии попадают в животик с немытых рук.
  • Если вы говорите крохе «нет», то папа (бабушка, дедушка…) не должен говорить «да». Ваше семейное «нет» должно быть одинаковым.
  • Ищите возможность избежать слова «нет», заменив его на «да». То есть, ищите компромисс. Малыш хочет рисовать в вашем дорогом альбоме? Не кричите и не запрещайте, просто берите его за руку и ведите в магазин – пусть выберет для себя красивый «взрослый» альбом. Требует шоколадку, а ему нельзя? Пусть выберет себе вместо нее несколько вкусных и полезных фруктов. Из которых, кстати, вы вместе можете дома сделать натуральный сок.

Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на запреты, обязательно поощряйте (словами) и хвалите его – «какой ты у меня молодец, все понимаешь, совсем взрослый» и пр. Если ребенок видит, что вы радуетесь, он будет искать возможность порадовать вас снова и снова.

Как научить ребенка говорить «нет» – учим детей важному искусству отказывать правильно

Как грамотно отказывать своему чаду, мы обсудили выше. Но задача родителей не только научиться говорить «нет», но и научить этому ребенка. Ведь и ему приходится сталкиваться с ситуациями, когда эта наука может пригодиться. Как же научить кроху говорить «нет»?

  • Если малыш вам в чем-то отказывает, не отнимайте у него права на его отказ. Он тоже может сказать вам «нельзя».
  • Научите ребенка отличать случаи, когда его используют в корыстных целях от ситуаций, когда людям действительно нужна помощь, или же существует необходимость сделать так, как просят. Если учитель просит выйти к доске – «нет» будет неуместным. Если кто-то просит у ребенка ручку (свою забыл дома) – нужно выручить товарища. А если этот кто-то регулярно начинает просить то ручку, то карандаш, то денег на завтраки, то игрушку на пару дней – это уже потребительство, которое нужно культурно, но уверенно пресекать. То есть, учите малыша отличать важное от несущественного.
  • Учите взвешивать «за» и «против». Чем (хорошим и плохим) может обернуться поступок ребенка, если он согласится на чужую просьбу.
  • Учите ребенка отшучиваться, если он не умеет и боится отказываться напрямую. Если отказать со страхом в глазах, можно вызвать тем самым презрение и насмешки товарищей, а при отказе с юмором ребенок всегда – король положения.
  • Любой ответ ребенка будет выглядеть авторитетным, если малыш не прячет глаз и уверенно держится. Язык тела – очень важная составляющая. Покажите ребенку, как именно ведут себя и жестикулируют уверенные в себе люди.

Немного хитростей в помощь для детишек постарше.

Как можно отказать, если ребенок не хочет делать этого напрямую:

  • Ой, я в пятницу не могу – нас пригласили в гости.
  • Я бы с радостью дал тебе приставку на вечер, но я ее уже одолжил другу.
  • Просто не могу. Даже не спрашивай (с загадочно-грустным видом).
  • Даже не проси. Я бы рад, но родители меня снова под замок посадят и объявят семейный бойкот. Мне хватило еще в тот раз.
  • Ничего себе! А я как раз тебя хотел попросить о том же!

Конечно, говорить прямо – это честнее и полезнее. Но иногда лучше применить одну из вышеописанных отговорок, чтобы не обидеть товарища своим отказом. И помните, родители, что здоровый эгоизм еще никому не вредил (именно здоровый!) – о себе тоже нужно думать. Если ребенку откровенно «сели на шею», он не будет черствым, если скажет категорическое «нет». Ведь помощь должна быть исключительно бескорыстной. И если друг однажды ему помог, это не значит, что теперь он имеет право распоряжаться силами и временем вашего ребенка, как своими собственными.

Нынешние мамы и папы предпочитают воспитывать ребёнка без категоричных запретов, полагая, что ограничения только мешают растить свободную и самодостаточную личность. Как итог – дети становятся абсолютно неуправляемыми, начинают «вить верёвки» из родителей. Однако и другая крайность – «нельзя» на любую просьбу – не способствует нормальному развитию малыша. , чтобы не унижать его, сохранив собственный авторитет и не вызвав у чада чувство обиды и раздражения? Ответим на все вопросы.

Почему ребёнок не понимает отказа?

Некоторые дети охотно идут на компромисс, другие же встают в позу, не желая принимать отказ. Нередки случаи и различных эмоциональных вспышек: истерики, агрессия по отношению к родителям или самому себе. Каковы же причины непонимания слов «нельзя» и «нет»?

  1. Ребёнок ещё очень мал и в силу возраста не способен понять, почему вон ту красивую «штучку» мама не покупает, аргументируя отсутствием денег или вредностью для детского здоровья.
  2. Банальная избалованность – до сознания ребёнка не донесли простейшую мысль: деньги достаются маме или папе с большим трудом, а каждое желание не обязательно должно выполняться по первому требованию.
  3. Умение возникает уже в дошкольном возрасте. Ребёнок понимает, что достаточно покричать, поистерить, поплакать, и мама уже готова на всё, а категоричное вроде бы «нет» превращается в «хорошо, лишь бы не плакал».

Таким образом, малышу свойственно не воспринимать отказ в силу незрелости нервной системы, однако упрямство в игнорировании «нельзя» можно считать уже недостатком воспитания и избалованностью в любых вариантах.

  1. Избегайте употреблять слово «нет», особенно при общении с маленьким ребёнком. Для малышей «нет» совпадает по смысловому значению со словом «никогда». Если вы отказываете в чём-то ребёнку, попробуйте употреблять менее категоричные выражения: вероятно, чуть позже, я подумаю, может быть и пр.
  2. При отказе попробуйте поставить себя на место малыша. Конечно, в этот момент он испытывает печаль, разочарование, возможно, гнев. Донесите до него понимание, что и вы тоже не находитесь в восторге от сложившейся ситуации. Ребёнок должен понять, что мамы отказывает ему по какой-либо причине, а не из-за отсутствия любви.
  3. Причина отказа должна быть понята ребёнком, а для этого важно учитывать его возраст и уровень мышления. С десятилеткой вы можете разговаривать, как с равным. А вот 2-летнему крохе придётся объяснить более понятным языком. «Дорого» или «вредно» – бесполезные слова, малыш их не поймёт.
  4. Ещё один важный совет – должны быть категоричные «нельзя», нарушать которые никто не имеет права. Например, нельзя играться со спичками, нельзя бить животных и т.д. И есть «сезонные» запреты: нельзя снимать шапку, потому что холодно. В других случаях головной убор можно будет снять.
  5. Крайне важно заручиться поддержкой остальных домочадцев. Проявляйте солидарность с разумным запретом мужа или жены. В ином случае, если мама говорит «нет», а папа разрешает, ребёнок начнёт манипулировать родителями и пользоваться их противоречивыми методами воспитания.

Конкретные примеры при покупке игрушек

Предлагаем несколько психологических приёмов, которые реально помогают, если ребёнок с вожделением разглядывает очередную дорогущую куклу или машинку. Ещё раз повторим, что не на каждого малыша они могут подействовать, поскольку всё зависит от возраста и его психологических особенностей.

Вариант 1. Ребёнок просит купить «чрезвычайно» дорогую игрушку.

Как ответить:

– Одна эта кукла (автомобиль) равна по стоимости всем твоим игрушкам, вместе взятым. Давай соберём все твои машинки и конструкторы, отремонтируем их и обменяем на эту одну? Согласен, что у тебя теперь будет одна игрушка вместо всех тех, что хранятся дома, у бабы Кати?

Если ребёнок соглашается, возвращайтесь домой и чините игровые принадлежности. Привлекайте малыша к ремонту. Вероятнее всего, через пару дней он уже не захочет расставаться со всем этим богатством.

Вариант 2. Ребёнок выбрал дорогую безделушку, однако она отлично подходит на роль новогоднего подарка или презента на день рождения.

Что отвечать:

– Давай-ка ты напишешь письмо Дедушке Морозу, а он принесёт эту замечательную игрушку перед Новым годом.

– Это очень хорошая игрушка, согласен, что она станет лучшим подарком на твой день рождения?

Однако помните, если вы пообещали подарить игрушку на праздник, своё обещание нужно выполнить, каким бы дорогим не оказался выбор ребёнка. А вот если малыш выбирает какую-либо развивающую игрушку, возможно, её стоит купить незамедлительно. Это лучшее инвестиция в дальнейшее развитие ребёнка!

Чтобы отказ не превратился для малыша в трагедию, родителям необходимо создать тёплые и доверительные отношения. В этом случае вопрос, как правильно отказывать ребёнку , вообще не будет стоять на вашей повестке. Кроме того, нужно следить, чтобы ограничений не было уж очень много, ведь крохе тоже необходимо ощущать свободу.

Все иногда не можем получить то, что хотим. Для нас, взрослых, это вполне нормально и приемлемо. Но вот для ребенка невозможность получить ту или иную вещь становится настоящей трагедией. Категоричное родительское «нет» вызывает у ребенка чувство обиды и злости. Как же правильно отказать ребенку?

Для маленького ребенка слово «нет» ассоциируется с понятием «никогда» . Говоря «нет» ребенку, Вы как бы говорите ему, что это «нет» — навсегда. Попробуйте выстроить фразу несколько иначе. Например, замените слово «нет» словами «возможно», «вероятно», «может быть» и Вы оставите ребенку надежду на изменение ситуации в лучшую сторону.

Когда Вы отказываете ребенку в чем-либо, проявите сочувствие и поддержку . Тогда ребенок поймет, что Вы отказываете ему вовсе не потому, что не любите.

Если ребенок требует купить игрушку, находясь с Вами в магазине, то можно попробовать переключить его внимание . Например, если ребенок требует десятую по счету машинку или куклу, попробуйте предложить ему что-нибудь другое. Или обратите его внимание, на те игрушки, которые у него уже есть.

Излюбленным средством добиваться своего для ребенка является истерика . Он без зазрения совести устроит ее Вам в общественном месте: транспорте, магазине. Не идите на поводу у истерик никогда! В следующий раз «концерт» будет еще громче и продолжительней, пока малыш не добьется своего. Если Ваш ребенок раскричался в магазине, то спокойно объясните ему, что если от продолжит плохое поведение, Вы вообще покинете магазин без покупок. И слово свое держите. Ребенок должен убедиться, что Вы не просто запугиваете его, а действительно поступите так, как сказали. Тогда и желания проверять Вас на «прочность» у него возникать не будет.

Если ребенок требует новую игрушку, но ее цена «кусается», попробуйте объяснить, что Вам игрушка не по карману. Расскажите ребенку, что для того чтобы купить такую игрушку папе и маме придется очень долго работать, чтобы накопить на игрушку, и при этом не есть, и не пить. Спросите, согласен ли он на такие жертвы? Можно также объяснить ребенку, что одна эта игрушка стоит столько же, сколько и все его игрушки вместе взятые. Предложите малышу собрать все свои игрушки и отдать их в обмен на требуемую. Объясните, что вместо всех-всех игрушек ему достанется всего лишь одна!

В некоторых случаях покупка дорогой игрушки приемлема , например, в качестве подарка на Новый год или день рождения малыша. В этих случаях расскажите ребенку, что Вы не отказываете ему в покупке, а просто немного откладываете ее.

Если ребенок просит купить ему абсолютно ненужную (с Вашей точки зрения) игрушку, которую он забросит через пару дней, то здесь тоже поможет переключение внимания. Вспомните вместе с ребенком, что у него уже есть похожая игрушка. Расскажите, как одиноко и скучно игрушке, которой никто не играется.

Умение правильно отказывать дается с трудом. Всегда проще с позиции взрослого заявить «Нет и все тут!», чем подолгу объяснять ребенку причины отказа. Но Ваши терпение, любовь и понимание помогут Вам справиться с этой сложной проблемой!

По материалам книги Б.Баха «Ваш малыш — личность. Практические советы родителям», издательство: АСТ-«Сталкер», 2008 г.

Вот несколько советов, которые, возможно, пригодятся мамам и папам.

- Слово «нет» никогда не нужно использовать в разговоре с ребенком. «Нет» ввергает малыша в транс. «Нет» значит «никогда». Никогда не держать ему в руках этой игрушки, не играть с ней. Возможно, что в сознании ребенка отложится мысль: «В жизни есть вещи, которых я недостоин».

- Говорите с малышом максимально неопределенно: возможно, вероятно, постараемся, при условии, что...

- Сопереживайте малышу, будь-то радость или печаль. Ребенок должен чувствовать, что мама всегда поймет и поддержит.

Говорите на уровне ребенка. С трехлетним карапузом следует говорить на одном языке, с десятилетним, естественно, на другом, больше уповая на сознание и логику.

- Наглядность. Малыш не воспринимает отвлеченные, абстрактные понятия: дорого-дешево, поздно-рано. Для него это пустой звук.

- Иллюзия выбора. Малыш просит купить машинку. «Машинок у тебя много, а вот таких наклеек у тебя еще не было. Тебе какая больше нравится: с желтым верблюдом или с розовым слоном?» Внимание переключено. Малыш выходит из магазина довольный - ему купили что-то новенькое. Вместе обсуждается вопрос, куда наклеить наклейку - на шкаф или на коробку с игрушками. За этими размышлениями малыш полностью забывает, что он хотел.

- Старайтесь переключить внимание ребенка на то, что уже есть. Например: «Да, у тебя нет куклы с золотыми волосами, зато есть куклы с длинными волосами, умеющие говорить, резиновые, тряпичные и т. д. Вон сколько кукол мы насчитали!»

Приемы, которые можно применить при покупке игрушек

1. Предположим, ребенок выбрал очень дорогую игрушку.

- Посмотри, эта игрушка может делать то-то и то-то. Внутри нее очень сложный механизм. Вот почему эта игрушка стоит так дорого. Чтобы купить ее, наш папа должен работать 10 дней, а мы не должны есть и пить, а копить деньги на эту игрушку. Как ты думаешь, эта игрушка стоит этого?

Другой вариант.

- Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки вместе взятые. Мы можем собрать их все, отремонтировать и обменять на одну, вот эту. И у тебя вместо игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?

Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки. Ремонтировать игрушки вместе с малышом - дело хорошее, но наверняка какие-то детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, как вы разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.

2. Ребенок выбрал достаточно дорогую игрушку, но как подарок на Новый год или день рождения она вполне приемлема.

- Давай напишем письмо Деду Морозу. Возможно, он и подарит эту чудесную игрушку тебе на Новый год.

- Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее покупку.

- Давай договоримся - эту игрушку мы подарим тебе на День рождения.

3. Нефункциональные игрушки; игрушки, в которые ребенок поиграет один-два раза, а потом забудет.

- Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие и даже морковка в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий пушистый, а в лапках - мячик. Он, бедненький, просидел всю зиму на шкафу, и никто о нем не вспомнил. Наверное, он по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика, мы сами ему сделаем. Как ты думаешь, из чего можно морковку сделать? Внимание переключено.

4. Игрушки, которые уже есть. Например, ребенок просит сто первую машинку.

- Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя есть? Большой синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?

5. Развивающие игры: лото, шашки, кубики, конструкторы, всевозможные головоломки, игры Никитина и т. д. Если малыш их просит и средства позволяют, эти игры можно купить и поиграть вместе.

Уметь отказывать и при этом не обижать другого - дело тонкое и этому нужно научиться. Если с малышом еще можно сдержаться, то со взрослыми труднее. Согласитесь, так легко сказать «нет» вместо того, чтобы долго выстраивать фразу, которая не обидит вашего собеседника и поможет сохранить отношения.