Мастер-класс по пластилинографии для дошкольников «Жостово»
Цель:
Создание «Жостовского подноса» в пластилине
Материалы:
Пластилин, черный картон
Задачи:
Знакомство с жостовскими подносами
Воспитание любви к народному искусству
Развитие фантазии
Совершенствование практических навыков смешивания цветов в пластилине
Обучение приемам работы с пластилином на плоскости.
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жостовской росписью, рассматривание подносов.
(фото, видео презентация)
Предварительная работа педагога
Подготовка картона:
Чтобы превратить лист картона в основу для жостовского подноса, нужно выбрать его форму и исходя из этого – один из способов вырезания симметричного силуэта. Круг вырезать легко, а вот другие формы – немного сложнее
1 способ
Складываем лист формата А3 в четыре раза, с помощью ножниц вырезаем границы будущего подноса
Разворачиваем лист и обводим его по краю на обратной стороне картона. Картон можно проклеить скотчем. Это придаст ему блеск и прочность. Кроме того, неправильно выложенные элементы можно будет легче корректировать. В этом случае сначала проклеиваем картон скотчем, а затем уже вырезаем форму подноса.
На формате А 3 получится два трафарета А 4
2 способ
Срезаем уголок картона, обводим его на трех оставшихся уголках и обрезаем лист по форме.
3 способ
Используем заранее вырезанную из ватмана заготовку. На одной заготовке можно предусмотреть два варианта края подноса.
Подготовка пластилина:
При работе в цвете художники смешивают краски. Для создания живописного эффекта в пластилине мы будем смешивать его между собой.
Для цветов сложить вместе жгутики нескольких цветов и скрутить их или сплести в косичку. Это могут быть два или три цвета (желтый и белый, оранжевый, желтый и белый, красный, оранжевый и белый и другие варианты). Цветы холодных оттенков могут быть созданы смешением голубого, синего, фиолетового цвета.
Для листвы – зеленый цвет смешивается с небольшими вкраплениями других оттенков (с белым, синим или желтым пластилином). Часть зеленого пластилина можно выдавить с помощью чеснокодавилки или медицинского шприца (это для мелких деталей). Так же можно и желтый пластилин выдавить.
Последовательность выполнения работы
В росписи края подноса пишутся в последнюю очередь. А мы наоборот – начнем с них. Растительный мотив (травка, колоски, мелкие цветы) мы упростим до точек и завитков.
Выкладываем точки и завитки
Выкладываем желтым цветом три серединки цветов полукругом по диагонали подноса. Это не канонический полувенок и не букет. Скорее – упрощенный вариант того и другого – веточка.
Вокруг серединок выкладываем шарики смешанных цветов. Это – будущие лепестки. Их размер определяется произвольно. Заготовка для лепестков сначала раскатывается в длину, затем разрезается на небольшие фрагменты. Каждый из них скатывается в шарик. Примерный размер – горошинка.
Следующий момент – создание лепестков. Их форма может быть различной – короткой или длинной, широкой или узкой. Все зависит от силы нажатия пальцев и протяженности «мазка».
Стебель цветка состоит из нескольких фрагментов. Последний скручивается в изящный завиток.
Листья «рисуются» таким же способом. Возле стебля выкладывается шарик зеленого пластилина, смешанного с желтым или белым. Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону. Величина «заготовок» для листьев – примерно с боб. Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)
Композиция дополняется завитками и капельками.
Детские работы
(подготовительная группа)
ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Небольшой экскурс в историю.
История возникновения лаковой живописи:
1
Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
Как же лаковая роспись попала в Россию?
Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.
Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому.
Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Роспись жостовских подносов Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.
2
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости Жостово, Осташкове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные…
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 59 « Колокольчик»
Конспект
для старшей группы
На тему: « Жостовская фабрика декоративной росписи».
Образовательная область: Познание
Составила: Антонова Наталья Александровна
Г. о. Мытищи
Программное содержание : Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых. Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.
Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье - маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.
Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.
Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками (цветы, фрукты, птицы и т. д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников - живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.
Используемая литература:
1. Алла Уралова « Мытищинские мастера».
2. И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».
3. О. А. Соломенникова « Радость творчества».
4. А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле - Жостовской декоративной росписи.
Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища .
(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).
В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.
Воспитатель читает стихотворение:
В тиши родного края
Под тенью сосен древних
Живёт одна простая
Российская деревня.
Проснётся спозаранку
в любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса:
Алых, жёлтых, с красным маком –
Это просто чудеса!
История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал изготавливать на ней изделия из папье - маше.
Вопросы к детям:
1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?
(Папье - маше в переводе с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и
клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).
Воспитатель: Посмотрите на выставку изделий из папье - маше.
Вопросы к детям:
1. Что можно сделать из папье – маше?
2. Изделия из папь - маше легкие или тяжелые?
3. Они прочные или нет? Почему?
Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской мастерской изготавливали табакерки - коробочки для хранения курительного табака, спичечницы - в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Вопрос к детям:
Как Вы думаете, для чего нужны подносы?
Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.
Вопрос к детям:
Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?
Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.
Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.
Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, почему?
(Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)
Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».
(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .
Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).
Вопросы к детям:
1. Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами внимательно их рассмотрим.
Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует (пишет) свой сюжет не с натуры (не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.
Посмотрите внимательно на эти подносы. (воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по - разному расположенными).
Вопросы к детям:
1. Что изображено на всех представленных подносах?
2. Как расположены цветы на подносах?
3. Какая форма у подносов?
Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная (для угловых столиков).
Цветы на подносах тоже могут располагаться по - разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками ; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.
(воспитатель показывает фотографии).
А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.
Физкультминутка
На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Выпрямились
И по – прежнему цветут.
Вопрос к детям:
Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?
Дети рассаживаются перед экраном.
Рассказ воспитателя: Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя (воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый из которых требует длительной просушки. (т. е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)
- Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).
Затем наносит « тенёжку » - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку »- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.
Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка ». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.
Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.
(Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги из заранее нарисованных элементов)
Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.
(слайды № 2)
Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.
Валентина Борисова
Жостовский поднос
Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета.
Очарована стою
Я в музейном зале,
Восхищенья не таю:
Ведь в самом Версале
Не найдётся красоты,
Тем узорам равной.
И величье простоты –
Тайны самой главной –
Душу трогает до слёз,
Покоряет сердце
Чудо – жостовский поднос –
В мир прекрасный дверца!
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).
Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.
Вопросы к детям:
1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
2. Что нового вы узнали?
3. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?
4. Что изготавливали на фабрике?
5. .Кто основал эту фабрику?
В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.
Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.
Тема занятия: « Украшение подноса по мотивам Жостовской росписи».
Наталья Диппель
Творческий проект
Тема: жостовский поднос
участники: родители подготовительной "А" группы, дети подготовительной "А" группы, воспитатель: Простосердова Ирина Владимировна
идея: методиста Диппель Натальи Антоновны
Цель: применение творческих способностей в лепке, как нетрадиционные подходы в сотрудничестве и сотворчестве с родителями
Программые задачи:
1. Продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса
2. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимомти от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.)
3. Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов.
4. Развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и коллективного взаимодействия в общей работе по дизайну - оформлению
5. Воспитывать у детей спсобности в дизайнерском искусстве оформления.
Предварительная подготовка: подготовить детали листев, цветов, раскрасить их, накатать пластилиновых жгутиков, предварительно познакомить с жостовскими подносами, как их изготавливают, оформляют, познакомить с элементами оформления жостовских подносов, названиями, дать представления о видах оформления подносов, провести презентацию- слайды по теме "Жостовские подносы", рисование жостовских подносов.
представляем жостовские подносы
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/7e80ee40ebaf8857ff23c426f4726672.jpg.jpg)
внимательно слушаем задание
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/1fb88cbf08003fcaf0c589b511892f91.jpg.jpg)
рассказываем, какие бывают композиции на жостовских подносах
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/3766b8376e31f9d7f45dc888a5ef4bd4.jpg.jpg)
мамы выбирают название композиции жостовского подноса. (заготовки цветов и листьев, сделаны детьми и раскрашены ими заранее, заготовки разложены на дощечки с учетом принципа: вид цветка, например, только маки, или только незабудки, розы, нарциссы, георгины- эти цветы дети собирали из отдельных лепестков, также заранее вылеплены листья и завитки для добавленния зелени в композицию узора)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/4e1b929ec0dbf6335ba9368e79d7db62.jpg.jpg)
выбор сделан в пользу композиции "Букет в раскидку"
а здесь выбор выпал на композицию "Полувенок"
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/8a6fcdac64254266251d562bb2f4173e.jpg.jpg)
мамы взяли круги-пробники, на которых и будут составлять композицию будущего жостовского подноса
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/bc256ee4f614a49da9777e98fea8c2f8.jpg.jpg)
микрогруппы детей работают по составлению бардюра жостовского подноса (используются большие грампластинки и круги синего цвета
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/b98dff8f2f319a4340b88d759da40dbb.jpg.jpg)
бардюры у всех разные
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/93e4a6435e986582c447b1bf92e267f2.jpg.jpg)
мамы стараются!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/c635afdb3fb5d9cce17737165d9ee3c7.jpg.jpg)
дети в своем усердии и старании не отстают
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/482619c2ff8bae59fabefdb9e77255fb.jpg.jpg)
в коллективной деятельности проявляется принцип сотрудничества
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/b0caa89bf1538e70d8434449e567db57.jpg.jpg)
принцип содружества тоже важен в работе
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/53ccb8509f5f9f197bfe31337d119e2c.jpg.jpg)
и мамы, и бабушки, и дети увлечены творчеством
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/50550f5045f89c792b02993f88d39cfd.jpg.jpg)
уже определилась композиция, но это еще наметки дизайна, предстоит совметная деятельность с детьми
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/d34206d652a04bc8ffd3a5193eff0f6f.jpg.jpg)
создаем тему "Букета"
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/704e6a754d4cdff7b0d0762ca69eb81d.jpg.jpg)
получается красиво!
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/2b081c9e50a478ebfb40b64aa644459d.jpg.jpg)
бардюр завершен
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/64e49a1c57e67112bf0a1edd31170d1d.jpg.jpg)
теперь будет совместная деятельность
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/e5bf04713fc7100168164dcbff2e33c0.jpg.jpg)
мамин дизайн детяи надо перенести на свою заготовку, здесь пригодится принцип сотворчества
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/a8cbf920608696b76f43f8e1d2b4b04c.jpg.jpg)
а здесь ярко прослеживается принцип учения с увлечением, или как в методике говорят "Творчество, как метод обучения"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/e9de79f14663acf1f113a1e7b3fd86ac.jpg.jpg)
помощь бабушки кстати
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/ab2088e6d1450dfd9cdce44d41db67a9.jpg.jpg)
получается КРАСРТА! (букет в раскидку)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/94b915cc0c901cfc3a1e53a8f5f14397.jpg.jpg)
это сплошное удовольствие - работать вместе с мамой!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/b17f1c3e403e17058c773c6782421687.jpg.jpg)
Так взаимодействовать, значит, добиться двойного успеха " Я и мама!"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/60744b155280d4b30f87330e3eda82fe.jpg.jpg)
композиция "Букет"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/60cf3f680e0822cdb27bc3d58dd5e4be.jpg.jpg)
как это здорово - работать вместе!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/c533707ab2989bf6936c7d7063e9111d.jpg.jpg)
уточняется в работе и специальный словарь! (это очень необходимо, отработка определенной группы слов)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/ec3dc9244ebd6fcf98a00d59b77f1074.jpg.jpg)
сравнить есть, с чем- настоящий жостовский поднос и сборник "Творчество мастеров-умельцев"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/a013b0ccdbfdd9dff4cb9e7be51c33f7.jpg.jpg)
вот, что вышло!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/408b5e55077d1687bdf9f3efddc5401f.jpg.jpg)
презентация совместной работы с мамами!
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/e4573a49b066fafeb10f3eeebe9f5d19.jpg.jpg)
вместе с мамой рассказываем о работе!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/90aad06b7e6c4ddd2153b7ec83d2682a.jpg.jpg)
рассказывать с мамой перед детьми - это просто и здорово!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/2fc9d41c04fffd669351c9b25428f3b5.jpg.jpg)
мама и подскажет и поддержит!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/3a9036d5b399178eb0af3f6cda5ddcf3.jpg.jpg)
А эта композиция - "Венок"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/8e3a8f1c91ef87ea6033044975cfc03a.jpg.jpg)
работы получились разные, но это чудеса тволрения совместного сотрудничества по детско- взрослому проекту "Жостовский поднос"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/2b71f8ad4a58611af83414055d2c17e1.jpg.jpg)
сделаем выставку!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/db87d1245a81f39d616c3d1b1085ab94.jpg.jpg)
красота жостовских подносов!
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/8879c375190cbe9ca4c285419c088071.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/0070b43452353f9d233f824ffb8217c3.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/ad1b823d85e2f8afe55bcc8c0e201eb3.jpg.jpg)
ПОЛУБУЙТЕСЬ СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ!
вскоре детям подготовительной группы и их родителям предстоит выступить на родительской конференции по теме "Совместный детско- взрослый проект "Жостовский поднос", но это уже другая деятельность и работа!
Цель:
Знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;
Задачи:
1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материал:
1. Пластилин разных цветов и оттенков;
3. Дощечки для лепки;
- Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
7.Картинки цветов.
8. Карта деревни.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд : стихи о Жостове.
Методические приёмы : беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа : помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Это место, где мы живем.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Жостовскими подносами.
Воспитатель:
Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель:
Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Ромашки, пятилистники, розы….
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает. (Подснежник)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель:
Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Висит на стене. На подносе стоит сервиз.
Воспитатель:
Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
Воспитатель:
Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
Замалевка.
Воспитатель.
Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?
Бликовка.
И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.
ФИЛЬМ. 3 мин.
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Физминутка “Цветки”.
Я вас приглашаю на свои рабочие места.
(Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.
- Отщипываем кусочек пластилина;
- Катаем шарик;
- Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
- Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
- Катаем шарик для сердцевины;
- Еще один цветок;
- Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
- Прикладываем к подносу
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема : «Золотая хохлома»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие»
Подготовила воспитатель
Старшей логопедической группы
МБДОУ «Детский сад «Колобок»
С. Перово», Симферопольский район
Кононова Татьяна Витальевна
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;
Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;
Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;
Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.
Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;
Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.
Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»
1.Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.
Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.
А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/
Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?
-«Мастер на все руки!»
Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.
Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.
*Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
В черном поле расцвели./Жостовская роспись/
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.
Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/
Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.
*Эта посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор-
Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/
Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.
Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/
Последняя загадка, слушайте внимательно.
*Все листочки как листочки
Здесь же каждый - золотой,
Красоту такую люди называют…/Хохломой/
Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/
Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/
Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.
А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.
Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/
Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.
А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.
2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»
Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /
Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/
И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/
Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/
Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.
-С чего вы начнете работу?
Затем что нужно сделать?
Чем украсите работу?
Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.
Заключительная часть.
Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.
А какие панно вам понравились больше всего? Почему?
Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?
Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.
*Осень, осень все сама
Прячет злато в закрома
Ну, какое это злато?
Все сплошная Хохлома!
*Хохлома, так Хохлома
Разукрашу все дома
А потом на улицу,
Петуха и курицу!
*Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Мы вам гости на прощанье
Скажем дружно: «До, свиданья!
Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.