Как сделать жостовский поднос из пластилина. Жостовская роспись (мастер класс для воспитателей). Образовательная область: Познание

Мастер-класс по пластилинографии для дошкольников «Жостово»


Цель:
Создание «Жостовского подноса» в пластилине

Материалы:


Пластилин, черный картон

Задачи:
Знакомство с жостовскими подносами
Воспитание любви к народному искусству
Развитие фантазии
Совершенствование практических навыков смешивания цветов в пластилине
Обучение приемам работы с пластилином на плоскости.

Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жостовской росписью, рассматривание подносов.
(фото, видео презентация)





Предварительная работа педагога
Подготовка картона:
Чтобы превратить лист картона в основу для жостовского подноса, нужно выбрать его форму и исходя из этого – один из способов вырезания симметричного силуэта. Круг вырезать легко, а вот другие формы – немного сложнее

1 способ
Складываем лист формата А3 в четыре раза, с помощью ножниц вырезаем границы будущего подноса
Разворачиваем лист и обводим его по краю на обратной стороне картона. Картон можно проклеить скотчем. Это придаст ему блеск и прочность. Кроме того, неправильно выложенные элементы можно будет легче корректировать. В этом случае сначала проклеиваем картон скотчем, а затем уже вырезаем форму подноса.



На формате А 3 получится два трафарета А 4


2 способ
Срезаем уголок картона, обводим его на трех оставшихся уголках и обрезаем лист по форме.

3 способ
Используем заранее вырезанную из ватмана заготовку. На одной заготовке можно предусмотреть два варианта края подноса.


Подготовка пластилина:
При работе в цвете художники смешивают краски. Для создания живописного эффекта в пластилине мы будем смешивать его между собой.
Для цветов сложить вместе жгутики нескольких цветов и скрутить их или сплести в косичку. Это могут быть два или три цвета (желтый и белый, оранжевый, желтый и белый, красный, оранжевый и белый и другие варианты). Цветы холодных оттенков могут быть созданы смешением голубого, синего, фиолетового цвета.


Для листвы – зеленый цвет смешивается с небольшими вкраплениями других оттенков (с белым, синим или желтым пластилином). Часть зеленого пластилина можно выдавить с помощью чеснокодавилки или медицинского шприца (это для мелких деталей). Так же можно и желтый пластилин выдавить.



Последовательность выполнения работы
В росписи края подноса пишутся в последнюю очередь. А мы наоборот – начнем с них. Растительный мотив (травка, колоски, мелкие цветы) мы упростим до точек и завитков.

Выкладываем точки и завитки



Выкладываем желтым цветом три серединки цветов полукругом по диагонали подноса. Это не канонический полувенок и не букет. Скорее – упрощенный вариант того и другого – веточка.

Вокруг серединок выкладываем шарики смешанных цветов. Это – будущие лепестки. Их размер определяется произвольно. Заготовка для лепестков сначала раскатывается в длину, затем разрезается на небольшие фрагменты. Каждый из них скатывается в шарик. Примерный размер – горошинка.

Следующий момент – создание лепестков. Их форма может быть различной – короткой или длинной, широкой или узкой. Все зависит от силы нажатия пальцев и протяженности «мазка».




Стебель цветка состоит из нескольких фрагментов. Последний скручивается в изящный завиток.


Листья «рисуются» таким же способом. Возле стебля выкладывается шарик зеленого пластилина, смешанного с желтым или белым. Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону. Величина «заготовок» для листьев – примерно с боб. Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)

Композиция дополняется завитками и капельками.

Детские работы
(подготовительная группа)







ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Небольшой экскурс в историю.

История возникновения лаковой живописи:
1
Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
Как же лаковая роспись попала в Россию?
Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.
Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому.
Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Роспись жостовских подносов Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.
2
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости Жостово, Осташкове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные…

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 59 « Колокольчик»

Конспект

для старшей группы

На тему: « Жостовская фабрика декоративной росписи».

Образовательная область: Познание

Составила: Антонова Наталья Александровна

Г. о. Мытищи

Программное содержание : Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых. Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье - маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.

Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.

Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками (цветы, фрукты, птицы и т. д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников - живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.

Используемая литература:

1. Алла Уралова « Мытищинские мастера».

2. И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».

3. О. А. Соломенникова « Радость творчества».

4. А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле - Жостовской декоративной росписи.

Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища .

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).

В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.

Воспитатель читает стихотворение:

В тиши родного края

Под тенью сосен древних

Живёт одна простая

Российская деревня.

Проснётся спозаранку

в любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса:

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал изготавливать на ней изделия из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?

(Папье - маше в переводе с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и

клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).

Воспитатель: Посмотрите на выставку изделий из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Что можно сделать из папье – маше?

2. Изделия из папь - маше легкие или тяжелые?

3. Они прочные или нет? Почему?

Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской мастерской изготавливали табакерки - коробочки для хранения курительного табака, спичечницы - в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.

Вопрос к детям:

Как Вы думаете, для чего нужны подносы?

Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.

Вопрос к детям:

Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?

Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.

Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.

Вопросы к детям:

1. Как вы думаете, почему?

(Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)

Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».

(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .

Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).

Вопросы к детям:

1. Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами внимательно их рассмотрим.

Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует (пишет) свой сюжет не с натуры (не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.

Посмотрите внимательно на эти подносы. (воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по - разному расположенными).

Вопросы к детям:

1. Что изображено на всех представленных подносах?

2. Как расположены цветы на подносах?

3. Какая форма у подносов?

Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная (для угловых столиков).

Цветы на подносах тоже могут располагаться по - разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками ; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.

(воспитатель показывает фотографии).

А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.

Физкультминутка

На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд

Опускают лепесточки.

А потом опять встают Выпрямились

И по – прежнему цветут.

Вопрос к детям:

Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?

Дети рассаживаются перед экраном.

Рассказ воспитателя: Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя (воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый из которых требует длительной просушки. (т. е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)

- Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).

Затем наносит « тенёжку » - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку »- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.

Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка ». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.

(Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги из заранее нарисованных элементов)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.

(слайды № 2)

Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.

Валентина Борисова

Жостовский поднос

Жостово непросто вам

Под Москвой деревня.

Мастерством умельцы там

Славятся издревле.

Свежесть утра, жемчуг рос

И цветенье лета

Выливают на поднос

Красками букета.

Очарована стою

Я в музейном зале,

Восхищенья не таю:

Ведь в самом Версале

Не найдётся красоты,

Тем узорам равной.

И величье простоты –

Тайны самой главной –

Душу трогает до слёз,

Покоряет сердце

Чудо – жостовский поднос –

В мир прекрасный дверца!

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.

Вопросы к детям:

1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

2. Что нового вы узнали?

3. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?

4. Что изготавливали на фабрике?

5. .Кто основал эту фабрику?

В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.

Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.

Тема занятия: « Украшение подноса по мотивам Жостовской росписи».

Наталья Диппель

Творческий проект

Тема: жостовский поднос

участники: родители подготовительной "А" группы, дети подготовительной "А" группы, воспитатель: Простосердова Ирина Владимировна

идея: методиста Диппель Натальи Антоновны

Цель: применение творческих способностей в лепке, как нетрадиционные подходы в сотрудничестве и сотворчестве с родителями

Программые задачи:

1. Продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса

2. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимомти от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.)

3. Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов.

4. Развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и коллективного взаимодействия в общей работе по дизайну - оформлению

5. Воспитывать у детей спсобности в дизайнерском искусстве оформления.

Предварительная подготовка: подготовить детали листев, цветов, раскрасить их, накатать пластилиновых жгутиков, предварительно познакомить с жостовскими подносами, как их изготавливают, оформляют, познакомить с элементами оформления жостовских подносов, названиями, дать представления о видах оформления подносов, провести презентацию- слайды по теме "Жостовские подносы", рисование жостовских подносов.

представляем жостовские подносы

внимательно слушаем задание


рассказываем, какие бывают композиции на жостовских подносах


мамы выбирают название композиции жостовского подноса. (заготовки цветов и листьев, сделаны детьми и раскрашены ими заранее, заготовки разложены на дощечки с учетом принципа: вид цветка, например, только маки, или только незабудки, розы, нарциссы, георгины- эти цветы дети собирали из отдельных лепестков, также заранее вылеплены листья и завитки для добавленния зелени в композицию узора)


выбор сделан в пользу композиции "Букет в раскидку"

а здесь выбор выпал на композицию "Полувенок"


мамы взяли круги-пробники, на которых и будут составлять композицию будущего жостовского подноса


микрогруппы детей работают по составлению бардюра жостовского подноса (используются большие грампластинки и круги синего цвета


бардюры у всех разные


мамы стараются!


дети в своем усердии и старании не отстают


в коллективной деятельности проявляется принцип сотрудничества


принцип содружества тоже важен в работе


и мамы, и бабушки, и дети увлечены творчеством


уже определилась композиция, но это еще наметки дизайна, предстоит совметная деятельность с детьми


создаем тему "Букета"


получается красиво!


бардюр завершен


теперь будет совместная деятельность


мамин дизайн детяи надо перенести на свою заготовку, здесь пригодится принцип сотворчества


а здесь ярко прослеживается принцип учения с увлечением, или как в методике говорят "Творчество, как метод обучения"


помощь бабушки кстати


получается КРАСРТА! (букет в раскидку)


это сплошное удовольствие - работать вместе с мамой!


Так взаимодействовать, значит, добиться двойного успеха " Я и мама!"


композиция "Букет"


как это здорово - работать вместе!


уточняется в работе и специальный словарь! (это очень необходимо, отработка определенной группы слов)


сравнить есть, с чем- настоящий жостовский поднос и сборник "Творчество мастеров-умельцев"


вот, что вышло!


презентация совместной работы с мамами!


вместе с мамой рассказываем о работе!


рассказывать с мамой перед детьми - это просто и здорово!


мама и подскажет и поддержит!


А эта композиция - "Венок"


работы получились разные, но это чудеса тволрения совместного сотрудничества по детско- взрослому проекту "Жостовский поднос"


сделаем выставку!


красота жостовских подносов!




ПОЛУБУЙТЕСЬ СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ!

вскоре детям подготовительной группы и их родителям предстоит выступить на родительской конференции по теме "Совместный детско- взрослый проект "Жостовский поднос", но это уже другая деятельность и работа!

Цель:

Знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;

Задачи:

1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

Материал:

1. Пластилин разных цветов и оттенков;

3. Дощечки для лепки;

  1. Салфетки;

5. Бумажные шаблоны подносов;

6. Выставка жостовских подносов.

7.Картинки цветов.

8. Карта деревни.

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Художественный ряд : стихи о Жостове.

Методические приёмы : беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа : помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Оформлена выставка жостовских подносов.

Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Это место, где мы живем.

(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):

Да. Родина, это место, где человек родился, живет.

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?

Жостовскими подносами.

Воспитатель:

Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

Формой, размером, на подносах разный фон.

Воспитатель:

Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

Цветы. Букеты из цветов.

А какие цветы вы знаете?

Ромашки, пятилистники, розы….

(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Стоят в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет - расцветает. (Подснежник)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель:

Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(ребенок читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Воспитатель:

Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Висит на стене. На подносе стоит сервиз.

Воспитатель:

Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

Воспитатель:

Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?

Замалевка.

Воспитатель.

Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?

Бликовка.

И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.

ФИЛЬМ. 3 мин.

(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)

Физминутка “Цветки”.

Я вас приглашаю на свои рабочие места.

(Сели на подготовленные рабочие места).

Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.

  1. Отщипываем кусочек пластилина;
  2. Катаем шарик;
  3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
  4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
  5. Катаем шарик для сердцевины;
  6. Еще один цветок;
  7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
  8. Прикладываем к подносу

Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема : «Золотая хохлома»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое

развитие»

Подготовила воспитатель

Старшей логопедической группы

МБДОУ «Детский сад «Колобок»

С. Перово», Симферопольский район

Кононова Татьяна Витальевна

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»

1.Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

-«Мастер на все руки!»

Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

*Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

В черном поле расцвели./Жостовская роспись/

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

*Эта посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

Последняя загадка, слушайте внимательно.

*Все листочки как листочки

Здесь же каждый - золотой,

Красоту такую люди называют…/Хохломой/

Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.

А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.

Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

чего вы начнете работу?

Затем что нужно сделать?

Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

Заключительная часть.

Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

*Осень, осень все сама

Прячет злато в закрома

Ну, какое это злато?

Все сплошная Хохлома!

*Хохлома, так Хохлома

Разукрашу все дома

А потом на улицу,

Петуха и курицу!

*Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Мы вам гости на прощанье

Скажем дружно: «До, свиданья!

Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.