Какая была школьная форма в советские времена. Школьная форма в ссср: вспомним, какой она была? Что входит в комплекты

А осень, как известно, начинается с 1-го сентября. И это праздник школы, ну, во всяком случае, это праздник для тех, кто впервые идёт в школу. Так что для Вовки - это был настоящий праздник, он очень хотел в школу, хотя ещё не знал, что там и как будет в этой школе, но чувствовал, что всё должно быть здорово! Ему предстоит, как его старшему брату, научиться читать и писать, и тогда он будет читать. Да, сам будет читать, а не просто слушать радиоспектакли и смотреть картинки в книжках или выжидать, когда кто-нибудь прочтёт ему интересную книгу. Он уже давно представлял себе, с самой зимы, как войдет в новую школу, строящуюся во дворе, как сядет за новую парту, откроет азбуку и… Буквы из азбуки, конечно, он уже знал, почти все, но читать ещё не научился, как-то не получалось. Но вот в школе-то и научится!
А ещё ему очень хотелось одеться в новый, ему лично купленный, школьный костюм с белой рубашкой и взять в руки свой, личный, школьный портфель. Недели две назад он с родителями ходил по школьному базару и смотрел на разнообразие школьных предметов: тетради, ручки, карандаши, пластилин и прочие школьные принадлежности, всё было красиво и интересно, но больше всего он поглядывал туда, где продавалась школьная форма. Там, на вешалках, висели костюмы и белые рубашки с эмблемами на рукавах и притягивали к себе, словно магнитом. Вовка боялся и думать о том, что вот сейчас родители пройдут мимо этой красоты, а ему придётся идти в школу в том, что у него есть, в том, что носил когда-то его старший брат, а так хотелось иметь свою личную вещь, пахнущую свежестью новизны. Он молчал и украдкой поглядывал на родителей - пройдут они мимо или остановятся.
Они остановились и отец сказал:
- Ну, что, петушок, выбирай себе костюм и рубашку.
После этих слов всё в нем перевернулось и показалось, что весь мир затих, ожидая его выбора…
Новую покупку, завёрнутую в белую хрустящую бумагу, Вовка нёс перед собой гордо, как флаг, и ему казалось, что все вокруг смотрят только на него, понимают его радость и радуются вместе с ним, а солнце светит и греет как-то по-особенному: ярче и теплее, чем всегда. Он чувствовал себя очень счастливым, что хотелось бегать кругами и прыгать на одной ноге, а может даже просто взлететь ввысь. Но он, как и подобает мужчине, с трудом сдерживая свои эмоции, изображая спокойствие, быстрым шагом двигался в сторону дома, правда более быстрее чем, если бы мать позвала его домой с улицы, раза в три-четыре быстрей, так ему не терпелось всё это одеть и пройтись «франтом» по квартире.
Потом, когда родители днями уходили на работу, Вовка наряжался и подолгу разгуливал по квартире в новой школьной форме, вживаясь в роль первоклассника, репетировал перед зеркалом свою походку, разговаривая со своим отражением, что-то ему доказывая. И только когда с улицы доносились крики друзей, зовущие его выходить, он аккуратно снимал форму, бережно помещал в шифоньер и, только тогда, быстро одевшись в повседневку, выскакивал из квартиры на улицу. (из книги «Вовкины истории») samlib.ru/editors/g/guljaew_w_g/0001-2.shtml

Школьная форма появилась гораздо раньше, чем мы можем себе представить, однако, многие из нас знакомы лишь с поздним вариантом формы советских школьников или незнакомы с ней вовсе. С неизвестной нам школьной формой античных времен, царской России и Советского союза нас познакомит этот пост.

Прототипы школьной формы появлялись задолго до того, как это явление настигло Россию. В школах писцов в городах Междуречья, в первой пифагорейской школе в Греции, в школах Древней Индии ученики должны были появляться на занятиях в особой одежде, отличной от повседневной.

Шумерская школа писцов (Междуречье, III тысячелетие до н. э.).

Ученики пифагорейской школы.

Униформа для европейских школьников впервые появилась в 1522 году в Англии. В школе Christ’s Hospital для учеников был введен костюм из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Первая английская школьная форма Christ’s Hospital.

На Руси с момента появления первых упоминаний об организованном образовании речи о какой-либо форме не идет вообще. Первое свидетельство появления школьной униформы датируется 1834 годом. Тогда Николай I издал указ, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Образец школьной формы, утвержденной Николаем I.

Образец школьной формы, утвержденной Николаем I.

Форму носили везде и всюду: в школе, на улице, во время праздников. Она была предметом гордости и отличала гимназистов от других подростков. Форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Первая девичья школьная форма появилась в 1764 году в Смольном институте благородных девиц, основанном императрицей Екатериной II.

Выпускница Смольного института благородных девиц.

Ученицы Смольного института благородных девиц.

За следующие сто лет Российская империя наполнилась разного рода школами и гимназиями для девочек, но каждое образовательное учреждение стремилось отличить своих воспитанниц и вводило собственную униформу.

Гимназистки в России.






После революции 1917 года ВЦИК решил, что все атрибуты образования в дореволюционной России - пережиток буржуазного прошлого, ввел декрет «О единой трудовой школе» и отменил разделение школ на училища и гимназии. Вместе с градацией школ в прошлое канула и буржуйская школьная форма, а поскольку денег на пошив новой для всех государственных учреждений образования у власти не было, родители стали сами одевать своих чад - кто во что горазд.

Выпускники школы в 1917 году.

Ученики после революции 1917 года.

С 1949 года семилетнее образование стало обязательным, а вместе с этим появилась и общая для всех школьная форма. Мальчики носили серо-синие гимнастерки с лакированным черным ремнем, брюки в цвет гимнастерок и фуражки. Девочки одевались в темно-коричневые платья и фартуки: в обычные дни - черные, в праздничные - белые. Обязательными стали косы, а банты должны были выбираться под цвет фартука.

Школа в 1950-х.

Школьница в 1956 году.

Школьники 1950-х годов.

Парадная школьная форма 1950-х годов.

Школьники 1950-х годов в объективе французского ученого Жака Дюпакье.

Школьники 1950-х годов.

В связи с демилитаризацией в 1962 году гимнастерки у мальчиков уступили место пиджакам. А вот для девочек практически ничего не изменилось.

Вполне возможно, что кому-то общая демилитаризованная форма пришлась не по вкусу.

Полушерстяной серый школьный костюм.

Пионерская форма 1970-х годов

После развала Советского Союза общая школьная форма канула в Лету. С 1992 года школы сами вольны вводить униформу для своих учеников. Все, что для этого требуется, - зафиксировать положение о дресс-коде в локальном нормативном акте учебного заведения.

31 августа, 2013

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек ”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды » стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е : Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса ). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия . Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников - социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела - это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека - указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры - она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время - является показателем высокой корпоративной культуры.

Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 01.09.2013 года

Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации

Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:

А в Брянске для депутатов устроили показ мод:

Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено в начале 90-х. Девочкам разрешили носить плиссированные юбки, жилетки и блузки. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра».
В середине 70-х годов мальчики носили брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. Форма для девочек практически не менялась на протяжении всего советского времени - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, белые воротнички и манжеты.

1979 год. Ученики средней школы несут ведра после уборки класса

1975 год. Урок химии в средней школе № 35 в Москве
В 70-е форму разделяли на учебную и пионерскую. У мальчиков - синий полушерстяной костюм. Пионерская форма у девочек включала юбку синего цвета и белую блузку с эмблемой на рукаве плюс пилотку и пионерский галстук. Ее надевали по торжественным случаям. Позже требования смягчили. Юбка могла быть любого цвета и фасона (но однотонная), блузка - без эмблемы. И эту форму стало можно носить каждый день. У мальчиков пионерская форма получалась из обычной минус пиджак плюс пилотка, а рубашка - с пионерской эмблемой на рукаве.




Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу в сером полушерстяном костюме - брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка.




Кадры из фильма «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова

Первоклассники в День знаний

1967 год. В школьной столовой одной из московских школ


1962 год. Первоклассники одной из школ Киевского района столицыю.
В 1948 году было решено вернуться к образу школьной формы дореволюционной России: коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам: школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.





1955 год. Первоклассник хвастается новой формой перед дворовыми друзьями