Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке. Консультация (средняя группа) на тему: «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка

Что такое "здоровая атмосфера" в семье?

Определение "здоровой атмосферы" семьи - вопрос философский и многогранный. Мы рассмотрим его с двух позиций: семьи "зрелой" и "условно здоровой" (дисфункциональной) семьи.

Понятие "зрелой, гармоничной, благополучной или здоровой" семьи психологами описывается по разному. Все начинается с того, что встречаются два человека, которые воспитывались в разных семьях, разных бытовых, культурных и морально-нравственных принципах и условиях. Безусловно есть что-то, что объединяет их интересы, тем не менее нередко выходит так, что те установки, которые один из супругов считает нормальными и правильными, для другого могут оказаться абсолютно чуждыми и непонятными. Поэтому гармоничные отношения в каждой НОВОЙ паре начинаются с создания принципов и правил, удовлетворяющих каждую из сторон, где каким-то принципами нам придется поступиться, а какие-то утвердить и закрепить. Процесс этот не быстрый, однако его смягчению и ускорению способствует наличие той самой зрелой атмосферы, которая помогает двум разным людям создать нечто целостное и новое, что их объединяло бы и представляло как пару. Таким образом, благоприятной можно считать атмосферу семьи, в которой присутствует:

уважение партнеров друг к другу, и тем более к отличиям между их характерами, между их увлечениями и интересами;

признание, поддержка и живое общение;

самостоятельность каждого из членов и независимость друг от друга;

чувство юмора и искренность;

личностный рост каждого в отдельности, но с наличием общих семейных целей;

совместное времяпрепровождения, наличие родовых и культурных традиций (возможно объединенных);

взаимопонимание и помощь;

любовь, в том числе ее телесные проявления (касания, обнимания);

защищенность и безопасность, атмосфера, в которой конфликты решаются конструктивно, со стремлением прийти к компромиссу;

отношение к ребенку как к ценности и возможность изменения "коалиций" без ревности (когда ребенок в разное время ближе к одному из родителей и это не воспринимается как предательство).

Особое внимание специалистов обращает на себя понятие т.н. "условно здоровой" атмосферы. Оно говорит о том, что в целом муж и жена живут в "согласии", однако при более детальном рассмотрении мы не находим в таком союзе признаков уважения, поддержки, любви и пр., а наоборот, на передний план выходят чередующиеся унижение, запугивание, авторитаризм, изоляция и т.д.. При внешнем благополучии, оказывается, что согласие в этих семьях держится на двух совпадающих дисфункциях: зависимости и созависимости, насилии (в т.ч. психологическом) и жертвенности, садизма и мазохизма, авторитаризма и подчинения, инфантильности и гиперопеки и пр. Партнеры могут быть уверены в том, что так живут все, что у них хорошая семья и что такие взаимоотношения и являются "настоящей любовью". На самом же деле союз их держится только на том, что полюса психологических расстройств каждого из них совпадают, поддерживают и подпитывают друг друга. К сожалению индикатором таких семей в социуме чаще выступают именно дети, чье проблемное (девиантное и даже делинкветное) поведение в детском саду или школе заставляет окружающих обратить внимание на внутрисемейный климат. Именно поэтому психологическая коррекция проблемного поведения детей, наиболее эффективна в контексте семейной психотерапии. Тогда родители имеют возможность посмотреть на имеющиеся семейные дисфункции и с помощью психолога научиться выстраивать те самые зрелые отношения, которые создают здоровую атмосферу в семье.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых - нравственное здоровье семьи, тесно связанное с сопричастностью к жизни общества, с общественной направленностью супругов и конкретным преломлением в их жизни норм общественной морали. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причем нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера - это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремится понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Ведь не случайно называют свободное время пространством для всестороннего развития. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно дает самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Наконец, духовная близость создается на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появятся противоречия, конфликты, несоответствия и возникнет неприятная эмоциональная напряженность. Именно семья создает высокую ценность, быть может, самую прекрасную,- радость. И потому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистической, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Семейные отношения субъективны, так как складываются с учетом индивидуальности и свободы каждого члена семьи. Логика супружества построена на правиле: каждому все члены семьи дают то, что он от них ожидает. Отсюда вытекает, что счастливым невозможно быть в одиночку, нельзя познать радость, не одарив ею другого. Если семейная атмосфера, предполагает другого человека как источник радости, в этом случае она является результатом взаимодействия душ и дум, чувств и привязанностей, желаний и настроений. Радость ведь иногда возникает просто потому, что пришел дорогой человек, улыбнулся ласково, поцеловал, сказал "спасибо". Счастье, исходящее от любимого, - неиссякаемый источник положительных чувств. Другие источники (благополучие, домашний уют и т. д.) питают радостью лишь в присутствии родного человека, когда он ко всему этому имеет отношение.

Вот почему семейная атмосфера субъективна, определяется супружескими отношениями и зависит от типа семьи, от характера мужа и жены, от их взаимоотношений и отношений с другими членами семьи. Взаимодействие всех элементов жизни в зависимости от типов семьи и супругов образует определенные виды семейной атмосферы.

Оптимистическая атмосфера характерна для гармонических семей и положительно взаимодействующих типов супругов с минимальными бытовыми запросами. Они больше радуются друг другу, чем, к примеру, покупкам. Здесь нет неразрешимых конфликтов, все проблемы решаются на основе согласия и уступчивости, исходя из общих интересов или интересов любимого человека. Подчинение личных интересов общественным, семейным естественно вытекает из любви к другим, которая всегда выше любви к себе.

В оптимистической семье даже серьезные проблемы никогда не вырастают в неразрешимые, из конфликтных ситуаций выходят, прибегнув к юмору, но не к истерии, в основу межличностных отношений берут положительные качества каждого. Общий положительный тонус семьи позволяет преодолевать трудности жизни и сложности отношений естественно и просто: устойчивой поддержкой всяких добрых начинаний, отзывчивостью на каждый знак внимания, помощью в конкретных делах.

Неустойчиво-положительная атмосфера чаще всего возникает в семьях эмоционально удовлетворенных, но противоположных типов супругов (оптимист - пессимист, рациональный - эмоциональный и др.). Здесь нередки периоды несогласия, но чаще всего при взаимной любви все быстро проходит.

Напряженная атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена - службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, а кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это дается им непросто.

Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или эффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Конечно же, оптимистическая, общая положительная атмосфера создается не сразу. Она зависит от усилий и желания каждого из супругов, от того, как им удается властвовать собой и растить добрые семена в интимных и межличностных отношениях.

Я знал его весьма веселым парнем, прекрасным баянистом, слесарем, мастером на все руки. После женитьбы Сергей был счастлив недолго. Молодая жена постоянно требовала: надо купить мебель, ковер, холодильник, новое пальто... Бесконечные запросы влекли за собой большие расходы. И если раньше брал в руки баян для души, теперь, превозмогая стыд, соглашался играть только за деньги на свадьбах, юбилеях. Чтоб заглушить сомнения, пристрастился к водке. И хоть в дом пришел достаток, счастья не было. Не радовали новые приобретения желанных вещей, за которыми снова звучало: "А еще надо...".

Когда их развели, Сергей и не отрицал свою вину: пьет. И остановиться уже не мог.

Однажды его, нетрезвого, встретила Женя - еще со школы она была влюблена в него. Внимательно выслушала Сергея, а когда он горько закончил: "А что, все правильно! Кому я нужен такой?",- ответила: "Мне нужен!".

Трудным был их путь к счастью. Она самоотверженно помогала ему избавиться от порока: убеждала, увозила в туристические поездки, в которых знакомились с хорошими людьми. Вместе планировали семейные расходы, вела домашнее хозяйство так, чтобы в доме было мило и хорошо без особых затрат. К Сергею возвращалась былая уверенность в себе, веселость.

"Ты изумительный человек",- говорил Сергей. И у него появлялось желание сделать для нее что-то хорошее.

Окончательный перелом произошел тогда, когда Женя сказала: "У нас будет ребенок. Я такая счастливая, Сережа! Я хотела и раньше, но ведь нельзя было из-за твоей беды".

На такое отношение нельзя было ответить иначе, как любовью, восстановлением доброго имени на работе. Уже после рождения сына Сергей поступил учиться в техникум, успешно его закончил, а когда малыш подрос, помог Жене получить высшее экономическое образование.

Можно привести немало примеров, из которых следует: какой муж получится из мужчины, во многом зависит от ума и доброты женщины. Впрочем, справедливо и обратное: своим отношением мужчина может возвысить или унизить женщину, помочь ей преодолеть недостатки или их умножить. А какова будет атмосфера в семье, зависит от обоих: ее можно создать радостной, оптимистичной, а можно и омрачить, испортить, а то и полностью разрушить.

Наверное, психологический климат в каждой семье имеет свои особенности, но неизменно помогает в создании здоровой семейной атмосферы, если создают ее во имя общей радости. Этой цели должно быть подчинено все: свободное время, самообразование, духовное общение, разнообразие впечатлений. Радость надо создавать специально, как и положительные переживания, которые не возникают сами по себе и без которых не обойтись. Прочным может быть только дом радости, приют вдохновения, раскрытия и развития всего доброго в любимых и любящих людях. В этом случае даже трудности не страшны, преодолевать их значительно легче. Но если у супругов не хватает характера, умения, решимости преодолевать сложности, в дом может войти беда. Поэтому надо знать, что чаще всего трудности семейной жизни возникают из-за материальных и психологических проблем: из-за отсутствия взаимосовместимости желаний, целей, намерений, интересов; неумения сбалансировать доходы и расходы в семейном бюджете; несогласования поступков и действий, отношений и поведения; биологической и психологической несовместимости; противоречий между "хочу" и "надо", правами и обязанностями.

Семейная атмосфера складывается прежде всего из общественных интересов и общей культуры супругов. Бедная духовная жизнь неизбежно вносит в дом скуку, уничтожает семейное счастье. А это со временем ощущается как трагедия, как крах идеалов. Чтобы этого не случилось, важно постоянно заботиться о разнообразии семейной жизни: обязательный выход в театр - как минимум один-два раза в месяц, столько же - на концерты, встречи с интересными людьми, туристические поездки, чтение книг, постоянный обмен мнениями о событиях в мире.

Когда супруги находят удовлетворение в духовном общении друг с другом, наступает гармония в семейных отношениях. По данным социолога 3. А. Янковой, в прочных семьях 72% супругов имеют постоянные положительные эмоциональные впечатления друг от друга, 32% - единые интересы, 52% регулярно обмениваются мнениями по всем вопросам жизни. Если вопросы обсуждаются сообща, супруги вместе обдумывают и действуют, это и есть реальная основа постоянного духовного взаимопонимания и оптимистической атмосферы, без чего семья не дом любви, а всего лишь общая столовая и спальня.

Атмосфера в семье - это и добросовестное, добровольное выполнение каждым из супругов семейного долга, обязанностей по дому, умение стать выше самолюбия, амбиции в выяснении сложных личных отношений, это самоконтроль за своим поведением, а вовсе не анархия желаний. Важно подчеркнуть, что ответственность за семью несет каждый из супругов, и никто другой. Семейные проблемы потому и личные, что только любящими, только мужем и женой могут быть разрешены. Есть только одно универсальное основание нравственного благополучия - любить друг друга беспредельно. А для этого надо обладать терпением, самопожертвованием, чтобы сохранить любовь и сделать свой дом дорогим для каждого из членов семьи.

Положительная эмоциональная атмосфера семьи во многом определяется и культурой близости. Половая жизнь супругов подчинена законам природы и человеческих отношений, в ней слито воедино природное и приобретенное. Гармония между физиологией и этикой половой жизни в конечном счете обеспечивает жизненную силу брака, полноту счастья, доверие и нежность, взаимопонимание во многих других сторонах семейной жизни.

Ничто так не мешает счастью мужчины и женщины, как пошлость или ханжество. Пошло, если половая жизнь сведена лишь к сексу (в вульгарном понимании этого слова), грубо, без должной чуткости трактуются самые интимные вопросы. Не менее вредно ханжество, вытекающее из непонимания, что близость в супружестве естественна, прекрасна, необходима. Это - праздники любви. Как сделать, чтобы половая жизнь была наполнена любовью и страстью, нежностью и вниманием, уважением и откровенностью? Подробный ответ на этот вопрос можно найти в книгах о культуре половых отношений.

Как бы ни скрещивались мнения специалистов о половых проблемах, никто из них не оспаривает, что культура чувств повышает и сексуальную обостренность в супружеской близости. Возвышенность питает силу чувства, определяет устойчивость страсти.

Бывает ли наоборот? Наверное, случается, хотя такие примеры редки. Все-таки нужен хотя бы минимум духовного взаимопонимания и душевной топкости, чтобы страсть возвышала и дух. Примат духовного в любви все- таки неизбежен.

Нужна ли сексуальная грамотность? Ведь люди потому и люди, что способны думать, знать, чего хотят и что собираются делать, осмысливают свои переживания и чувства, свои потребности и действия. Бесспорно, сексуальная грамотность имеет свои плюсы. Молодые супруги становятся естественнее в близости, свободнее в выражении своих чувств, в признательности, в благодарности за счастье, ласку. Они стремятся лучше узнать друг друга, заботятся, чтобы и другому было хорошо. Разделенная страсть - всегда высшее блаженство, а знание сексуальных тонкостей поднимает близость до уровня высокого искусства. Сексуальная грамотность сокращает число разводов, упрочивает супружество, укрепляет любовь, духовную близость.

Для семейного микроклимата важно научиться сдерживать чувства разумом. Вообще трудно установить меру чувств, это самое сложное в супружестве, но очень важное. Молодые иногда жалуются: "Надоело. Все время пристает: "Ты меня любишь?". "Люблю", - отвечаю. А через минуту опять: "Как ты меня любишь?". И невдомек иному, что это естественное проявление горячей любви, и не отмахиваться от этих вопросов надо, а самому не скупиться на ласковые слова. И если в проявлении добрых чувств мера не столь важна, то сдерживать отрицательные эмоции просто необходимо. Здесь нужен разумный подход.

Разум помогает лучше понять, а при необходимости и простить друг друга, он придает прочность чувствам. Умные люди многие проблемы снимают шуткой или уступкой. И наоборот, у менее развитых больше конфликтов. У них из всего возникает проблема: кому идти в магазин, кто почистит картошку, кто пойдет гулять с ребенком, кому первому сделать покупку, кто ночью поднимется к плачущему малышу. Казалось бы, чего проще: надо исходить из того, что супружество - это любовь и делать друг для друга что-то - это высшее удовольствие для себя. Только так можно постепенно приучить себя делать то, что надо, а не то, что хочется. Наступит время, когда делать что-то для другого станет привычкой и, наконец, удовольствием.

Душевная деликатность в супружестве имеет широкие диапазоны. Как тонко отметил психолог А. А. Бодалев, мы смотрим друг на друга через призму своего "Я" и видим не столько самого человека, сколько себя в нем. Наше испорченное настроение настолько может исказить восприятие, что в шутке любимого человека нам почудится насмешка или издевательство, в искренном сочувствии - лицемерие, в сомнении - прямое осуждение или недоверие и т. д. Иначе говоря, испорченное настроение - словно черные очки на глазах любви. Это надо знать и не позволять себе доносить злые чувства до дому. Войдя в дом, внимательно посмотрите на мужа, жену, справьтесь о самочувствии. Никуда не годится, если муж не заметил красивой прически, обновы. Надо угадать, почувствовать душевный настрой любимого человека в данный момент, если хотите эмоциональной отзывчивости тому, что творится в вашем сердце.

Существуют определенные психолого-педагогические правила поддержания положительной семейной атмосферы.

Делать друг для друга только добро - это вызывает признательность, формирует чувство гуманности, человеколюбия.

Быть предельно деликатными друг к другу. Ничто так не противоестественно для семьи, как грубость, резкость, цинизм, эгоизм. Любящий супруг знает, когда нужно прикоснуться к руке, погладить по волосам, поцеловать, а когда просто вздохнуть и отойти в сторону. Чувства супругов должны быть согласованы и гармоничны, а гармония не бывает без духовного настроя сердец и дум.

Жить надо бодро, не унывая, находить источник счастья и удовольствия во всем: в дуновении весеннего ветра, лепете ребенка, ласковом взгляде любимого человека, удаче на работе и т. п. Важно, чтобы супруги научились вместе радоваться жизни. Это и есть искусство общения, в котором надо постоянно совершенствоваться.

В какой атмосфере живет ваш ребенок? Об этом предлагает задуматься книга Дороти Лоу Нолт «Революция в обучении». Маленький фрагмент, который желательно прочесть прежде, чем вы познакомитесь с гостевым постом Марии Трудлер. Читайте!

Смысл детского творчества - воспитание чувств

«Если ребенок живет в атмосфере творчества, он учится творить, мечтать и фантазировать». Что равнозначно: «Если ребенок живет в атмосфере свободы, он учится спонтанности, открытости и любознательности». Учится быть индивидуальностью, быть творческим человеком. Учится свободному самовыражению. Это совсем не означает, что он станет художником, поэтом или музыкантом, это означает, что он научится быть творческим во всем, что он делает.

В воспитании детей у меня совершенно нет опыта (кроме того, что я была непослушной дочерью мамы-педагога), поэтому все, что вы сейчас прочтете, дорогие друзья, исключительно несерьезная импровизация на серьезную тему, которая когда-то задала Светлана в комментариях. В них развернулись интересные обсуждения, которые для меня неожиданно обернулись приглашением в гости. Пообещав продолжить тему творческого воспитания, я долго откладывала ее написание, набрасывая время от времени, мимоходом какие-то отрывочные, абстрактные мысли.

Не чувствуя себя специалистом в этом вопросе, мне сложно было выудить из себя что-то разумное или полезное. Как художник, могу с уверенностью сказать, что любые глубокие рассуждения вытекают только из личного опыта. Поэтому мои сегодняшние измышления лишь маленький, незрелый плод наблюдений за семьями знакомых и друзей, их родителями и детьми. (Не могу сказать, что довольна ими, скорее - наоборот. Писала в три захода, много раз возвращалась, редактировала, ощущая себя голословной, не имеющей право высказываться на эту тему. Но - получилось, что получилось. При последней редакции разбавила каплями юмора текст, чтобы снизить чуть-чуть высокопарную ноту и не чувствовать себя полной пустомелей).

Я сама выросла в творческой, интеллигентной атмосфере - в окружении книг, фотографий, пластинок, альбомов по искусству. В доме читались стихи и рассказы вслух, рисовались картины, писались дневники, издавались семейные журналы, слушалась классическая и джазовая музыка, велись интересные разговоры о литературе, кино, живописи. Наверное, неслучайно, что я стала художником, а мой брат - поэтом. Но совсем не обязательно, что всех детей, выросших в такой счастливой среде, ждет подобный путь.

У всех он разный. Смысл детского творчества - воспитание чувств. Обогащение внутреннего мира. Ребенок, играющий на каком-нибудь музыкальном инструменте, учится слышать и слушать музыку, учится любить музыку. В нем развивается музыкальный слух и вкус. Чуткость к миру звуков. Чуткость к другим людям. Много раз замечала, что музыкальные люди по-особенному умеют слышать других, они хорошие собеседники, ведь они научились вслушиваться в малейшие интонации голоса, настраиваться на понимание других людей. Для них звуки - это не просто шумовой фон. В будущем это может помочь в совсем других областях, например, в изучении иностранных языков.

Чему еще научится малыш в творческой среде? Давайте помечтаем... Он научится жить творчески, мыслить творчески, работать и выражать себя творчески. Научится учиться. Научится трудиться. (И ленится, само собой разумеется, но с умом). Научится уважать чужое творчество, чужие взгляды на жизнь. Дети, знающие не по наслышке, что такое занятия музыкой, танцами, рисованием, никогда не посмотрят на картины, книги или музыку, как на забаву. Они будут знать, что стоит за любым произведением.

Быть творческим - это развивать в себе постоянно, всю жизнь созидательную природу. Какая цель у любых творческих занятий? Разве вырастить великих писателей или режиссеров? Нет, конечно. Вырастить личностей. Людей с неординарным мышлением, настроенных на саморазвитие и самосовершенствование.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГБС(К)ОУ «Мамадышская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Атмосфера жизни в семье

как показатель

нравственности ребёнка

Мухаметзянова Э.Р.,

руководитель методического

объединения классных руководителей

Атмосфера жизни в семье как показатель

нравственности ребёнка

(общешкольное родительское собрание)

Цель: Формировать у родителей убеждение в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; дать рекомендации по созданию эмоционально благоприятной семейной атмосферы.

Ход собрания:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые родители! Тема нашей с вами встречи сегодня - «Атмосфера жизни в семье как показатель нравственности ребенка».

Слайд 2

Своё выступление я хочу начать со слов известного учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье»

Слайд 3.

На развитие личности ребенка оказывают влияние многие факторы. Это и школа (20%), и улица (10%), и средства массовой информации (30%). Но самое главное место, конечно, занимает семья (40%).

Дом – это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения с близкими взрослыми ребенок приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родительская любовь - жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа; а любовь каждого ребенка к родителям - беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно. Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки - не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Сейчас я хочу предложить вам закончить следующие высказывания.

Слайд 4

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).

Итак, во многом именно от родителей зависит, как их ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь. Можно воспитать ребенка сильным, не боящимся трудностей, если вовремя сформировать у него уверенность в себе и в своих силах. Но для этого нужно быть по-настоящему внимательным к собственным детям, относиться к ним с уважением.

Слайд 5

Какие же факторы характеризуют благоприятную обстановку и отношения с ребенком в семье ?

    Возможность установления разумной привязанности между ребенком и родителями.

    Желание и возможность родителей разделять обязанности по уходу за детьми.

    Адекватная оценка ожиданий от ребенка.

    Понимание особенностей детского развития.

    Возможность уделять детям достаточное количество внимания.

    Помощь и поддержка детям в их начинаниях.

Итак, сделаем некоторые выводы.

В семье должна царить атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

В семье должна царить атмосфера искренности . Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

В семье должна быть атмосфера дружбы и доброжелательности . Она учит находить в мире добро и любовь.

Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? Нам необходимо самим развивать в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Возьмите листик бумаги. Душа ребёнка как этот белый лист. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Слайд 5.

У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.

Решение ситуаций

Ситуация 1: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация 2: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

Вывод: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация 3: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

Вывод: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация 4: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

Вывод: Уважительное отношение членов семьи друг к другу .

Ситуация 5: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Вывод: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Вывод: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

    Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?».

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Ребенок должен чувствовать, что он любим.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

По утверждению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям.

Недостатки семейного воспитания могут быть вызваны следующими причинами: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка («Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное - дело школы»); при полном внешнем благополучии семьи - авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни очень существенно, а на это зачастую обращают слишком мало внимания при воспитании. Очень часто родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Причем такое отношение в некоторых семьях распространяется на детей, которые являются студентами. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, пользовались поддержкой своих родителей, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Постоянный глубокий психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Воспитание детей в семье необходимо строить на принципе равенства позиций родителей и детей. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания! Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации нашей семьи, нашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Родители должны быть авторитетом для своих детей (2). Главным основанием родительского авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью.

Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья - это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье.

1) Атмосфералюбви.Лишённыйэтогочувствачеловекнеспособен уважать своих близких,сограждан,Родину,делатьлюдямдобро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние надетскую психику, даётширокийпростордляпроявлениячувствребёнка, формированияиреализацииегонравственныхпотребностей.

АмериканскийпсихологДжеймсДобсонотмечает:«Всемыочень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать котдельнойгруппе людей, занятых своими делами и проживающими водномдоме,нои чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферойсемьи, которая осознаётсвоюиндивидуальностьинеповторимость,свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепаянеразумнаяматеринская любовь«забиваяребёнкахуже,чемрозги»,делаетчеловека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.Всякуюложь,всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой ибыстротой;и,подметив,впадаетвсмущение,соблазни подозрительность. Если ребёнкунельзясообщитьчего-нибудь,то всегда лучшечестноипрямоотказатьвответеилипровести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор ипотом запутываться в нёмиличемлгатьиобманыватьипотомбыть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно непоймёшь»;такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытствоисамолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имеюправосказатьтебеэто;каждый человек обязанхранить известные секреты, а допытываться очужих секретах неделикатно и нескромно». Этим ненарушаетсяпрямотаи искренность,идаётсяконкретныйурокдолга,дисциплиныи

деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применятьсяименнок конкретномучеловеку,словодолжнобытьсодержательным,иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобыслововоспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать наэмоциональноевоздействие.Воспитательдолженсвоевременно перейтиотконкретныхфактов,событий,явленийкраскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любятрассуждать, нородителичастопресекаютэтирассуждения,подчёркиваяих незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,апотомуимрано высказыватьсвоимнения.Ноименновходеэтихрассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,чтонеобходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что оночень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манеройнашегоразговора, чтобы избежать «отчитываний» и«скучныхпроповедей».Нито,ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, каксвязатьнашубеседусжизнью, какого практического результата мы хотим добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Втомизаключаетсямастерствовоспитателя(родителя),чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственныхмыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатстводуховной жизни начинается там, где благородная мысльиморальноечувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писалВ. А. Сухомлинский. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера вслововзрослых.Сребятамистаршегошкольного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,делитьсяс ними сомнениями,обращаться засоветом.Такаянепринуждённость утверждаетдоверие,чистосердечность,искренность,сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большойошибкойвсемейномвоспитанииявляютсяупреки.Одни упрекают ребенка в том, чтоонужебольшой,ноплохоучится, другие ставят в упрек ивозраст,ифизическуюсилу.Правильно поступают те родители, которые вызывают у детейчувствогордости их взрослостью, подбадривают, вселяютуверенностьввозможность успеха. В чём же вред упреков?Основноезловтом,чтотакие упреки вызывают неверие всебя,аневериерасслабляетволюи парализуетдушу,мешаяприниматьсамостоятельныерешенияв преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.Сухомлинскийсчитаетнаказание. Наказание имеетвоспитательнуюсилувтомслучае,когдаоно убеждает, заставляет задуматься надсобственнымповедением,над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблятьдостоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательнаясилапорицаниязависитотморальных качеств,тактичностивоспитателя.Надосуметь,неоскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценкуего действиям.Искусствопорицаниясостоитвмудромсочетании строгости идоброты.Оченьважно,чтобыребёноквпорицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методомввоспитанииВ.А.Сухомлинскийсчитает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,учит детей разумно относиться ксвоимжеланиям.Желанийудетейи подростковоченьмного,ноихвсеневозможноиненужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнкавырастаеткапризноесущество,рабприхотейитиран ближних.Воспитаниежеланий–тончайшаяфилиграннаяработа «садовода»-воспитателя,мудрогоирешительного,чуткогои безжалостного». С детства надоучитьчеловекауправлятьсвоими желаниями, правильно относиться к понятиямможно,надо,нельзя. Таким образом потворствородителейдействуеточеньвредно.«… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Новздоровыхи счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитыватьчувства.Этозначитисловомиделом вызыватьпереживания,пробуждатьчувства,умышленносоздавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связискаким-либособытием,поступкомчеловекощущает тончайшиепереживаниядругогоиотвечаетнанихсвоими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный трудвприсутствииребёнка.Постояннонаблюдаяза работой взрослых, ребёнок начинает,имитироватьэтовигре,а затем и сам включается в процесс труда как помощник,и,наконец, как самостоятельный исполнитель.

От тогокак вы воспитаетеребёнка зависит ваша старость.