Картотека (старшая группа) на тему: Картотека бесед по нравственному воспитанию. Этические беседы в начальной школе

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский


Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми на морально-этические темы

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк, а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова) . Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми : и детьми и взрослыми , учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

I. Воспитание морально – этических качеств .

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию ;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Интерес к проблеме воспитания морально – этических качеств , ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми . Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий : беседы на этические темы , чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

II. Морально – этическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение

добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы , а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи : через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром. само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений. Духовность как ответственность) .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию важно не перегружать ребенка и строго следовать возрастным особенностям.

Основные задачи работы педагогов

по духовно–нравственному воспитанию детей :

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали . Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы .

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья» . Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

ирина гудинова
Этические беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребёнка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает учить их нравственному поведению .

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор, который зависит от степени развития нравственного сознания , тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности , вырабатывает привычные для каждого человека форм поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова : «так нужно» , «так нельзя» .

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития . Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания . Наглядно – образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности . Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам , часто определяющая их поступки мотивом «я хочу» , постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами. Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно : одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность , другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак) .

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников . Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий :

· гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;

· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания ;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми , реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания , педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания , направленной на нравственной формирование личности дошкольника . Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Наша задача через ролевые игры, занятия, эстетические беседы ввести детей в «мир культуры» , создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, что происходит в процессе игр.

На каждом занятии необходимо :

· знакомить с правилами этикета;

· формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

· учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

· научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

· воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

· воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

· формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Особое значение придается игре, она занимает важное место в жизни дошкольников . В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Творческий подход к проведению занятий позволит использовать или придумывать игры на различные темы. Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игр, соотнося их с реальностью жизни : так не должно быть и как исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения.

В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Все, что связано с человеком весьма многогранно. Важно не просто знать и сформулировать (как надо, что такое культура, что такое культурный человек и т. п.

Главное – дать возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций .

Необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» расхождения, чем мы взрослые. Можно иметь платье без пуговиц, неухоженные волосы или ногти, но оставаться культурным человеком с чувством стыда, неловкости за временное состояние своего внешнего вида. А можно жить в чистом, уютном доме, быть абсолютно аккуратным, вежливым, но в то же время циником, варваром, жестоким человеком.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо и что плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека . Пусть дети в игре попробуют все «роли» , мы, взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны. Использование музыкального, фольклорного материала позволит сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью. Необходимо, чтобы дети поняли, что этика – это очень древняя наука. Она складывалась веками, поколениями.

Сказки- кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили : «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т. д.» На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

Будучи воспитателем старшей группы , а теперь подготовительной, в своей работе большое внимание уделяю одной из форм обучения и воспитания дошкольников – этической беседе , помогающей детям освоить нормы и правила нравственного воспитания .

Беседу готовит , проводит и направляет воспитатель . В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы . К этому дожжен стремиться педагог; организуя этическую беседу . Диалог - это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как : принятия личности собеседника , умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника , умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет :

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников , привлечь внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы . Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

· поощряя активность детей, их стремление принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателей , испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы , является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и номы поведения с образцами, понятными дошкольникам . Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми .

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать , выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы , только материалом для них служит нравственные ситуации .

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно знать и выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы .

В беседе обсуждаемым фактам , событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать сказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию) . Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений . Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе , например, выставка рисунков позволяет вспомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо» ).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу» , иногда проявляют упрямство, протест и т. п. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания .

Нравственное сознание – основа нравственного поведения . К этому и необходимо повести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их интересуют и будут способствовать нравственному развитию . При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка . Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников , упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи :

· научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий , событий, понимать их суть;

· дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

· способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» );

· учить соблюдать нравственные нормы поведения .

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников , их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации . Воспитатель выбирает темы , которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей или иного возраста .

Продолжительность бесед с детьми 4 – 5 лет составляет20 минут, с детьми 6 – 7 лет – 30 – 35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать , лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким , но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе , зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах , нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить : сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями :

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

· правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

· могут правильно выбирать слово (из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой) ;

· объясняют смысл знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах , которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

В этических беседах затрагиваем такие понятия как : вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость.

Вот примеры бесед о вежливости в разных возрастных группах .

Чего не знал воробышек(4 – 5 лет)

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, - начинает беседу воспитатель . – Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку : «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать : вежливые детки. Один воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал : «Здравствуй» . Воробьиха огорчилась : «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого?» - удивился воробышек. _ Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте» .

Фея учит вежливости

(5 – 6 лет)

В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.

Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель , - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными .

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно их них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дня

Про него твердит упрямо :

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого (спасибо!

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо» ? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте» , а прощаясь – «до свидания» . Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста» . За помощь, угощение благодарили словом «спасибо» .

Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась : «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых» . Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе .

Воспитанность и вежливость

(6 – 7 лет)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется , что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью .

альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй» ?

Цель : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель : углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло» . Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель : развивать нравственные чувства - сожаление , сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника . Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость» , учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках , углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель : продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить) .

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель : Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель : Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость» . Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам : лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость) . Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!