Книжки по социальной работе. Социальная работа, социальная помощь, социальная защита. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего профессионального образования


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Д А Ш У К И. Н.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Орел - 2008
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Д А Ш У К И. Н.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


УДК 364 (075.8)

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Рецензенты:

Митяева А. М. – доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой социального управления и конфликтологии ОГУ,

Маслова Н.Ф. – доктор педагогических наук, профессор.

Д 217 Дашук И. Н. Основы социальной работы : Учебно-методическое пособие – Орел: ОГУ, 2008. - с.


Пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300 Социальная педагогика и предназначено для самостоятельной работы студентов по курсу «Основы социальной работы».

В учебно-методическое пособие включены методические указания и учебные материалы для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям.

Адресовано студентам социального факультета Орловского государственного университета. Может быть полезно также практическим социальным работникам и социальным педагогам.

УДК 364 (075.8)

ББК 65.272 я73

С И.Н.Дашук, 2008.


Содержание
Предисловие.

Методические указания к семинарским занятиям

1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность: объект, предмет, уровни практики

1.2. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

1.3. Сущность, факторы и профилактика эмоционального выгорания специалиста по

социальной работе

1.4. Проблемы научной идентификации социальной работы

1.5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики

1.6. Динамика становления моделей социальной работы

1.7. Социолого-ориентированные модели теории и практики СР

1.8. Объяснение личностных проблем, принципы и предлагаемые методы СР

в психолого-ориентированных моделях

1.9. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ И В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2.1. Социальная работа по профилактике аморального поведения и проституции

2.2. Социальная работа с алкоголиками и наркоманами

2.3. Профилактика суицидов как направление практики социальной работы

2.4. Социальная работа по профилактике насилия в семье и обществе

2.5. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

2.6. Социальная работа с лицами без определенного места жительства и занятий

2.7. Социальная работа с мигрантами

2.8. Проблемы безработных как предмет социальной работы

2.9. Социальная работа с инвалидами. Социальная реабилитация

2.10. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми. Социальное обслуживание

2.11.Социальная работа с молодежью

2.12. Социальная работа с семьей

2.13. Социальная работа с детьми. Усыновление, опека и попечительство

Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3. 1. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения

3. 2. Социальная профилактика

3. 3. Консультирование в СР

3. 4. Социальное обеспечение, его виды и механизм осуществления

3. 5. Технологии социального предвидения

3. 6. Технологии связи с общественностью

Экзаменационные вопросы по курсу «Основы социальной работы»

Приложения

Предисловие
"Основы социальной работы" являются базовый курсом в программе подготовки по специальности 031300 Социальная педагогика. Цель курса – дать студентам целостное представление о содержании социальной работы, ее направлениях, технологии и организации.

Определение сущности социальной работы связано со следую­щими ключевыми категориями: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, соци­альное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержа­тельную характеристику социальной работы.

В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако опреде­ление их специфики позволяет наиболее точно выявить содержа­ние социальной работы, цели и задачи этого вида социальной де­ятельности.

Феномен социальной защиты может рассматриваться в широ­ком и узком смыслах. В первом случае социальная защита пред­ставляет собой деятельность государства и общества по огражде­нию всех граждан от социальных опасностей, недопущению нару­шения жизнедеятельности различных категорий населения, соци­альная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении. Во втором случае социальная защита - это создание условий, недопускающих возникновения трудной жизненной си­туации или ее осложнения у клиентов социальных служб.

Основной путь осуществления социальной защиты - соци­альные гарантии - обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий предпо­лагает компенсацию низкого социального статуса за счет увели­чения правового статуса. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса (беженца, безработного, инвалида, ре- бенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальный пра­вовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и про­хождения процедур, предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшим­ся без попечения родителей» (1996) данная категория лиц имеет дополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилой площади и т. д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи.



В отличие от социальной защиты социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).

Таким образом, социальная работа включает в себя как соци­альную защиту, так и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в жизнедеятельности человека, группы или сообщества. Социальное обеспечение и социальное обслуживание показывают основные пути управления процессом использования внутренних, внешних и смежных ресурсов лиц и семей, оказав­шихся в трудной жизненной ситуации.

Хрестоматийное значение слова «обеспечить» - снабдить чем- либо в нужном количестве, предоставить достаточные материаль­ные средства к жизни, сделать вполне возможным, действитель­ным, реально выполнимым.

Социальное обеспечение следует трактовать как социальную по­мощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Открытыми выплатами являются: пенсия - ежемесячная госу­дарственная денежная выплата, которая предоставляется гражда­нам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при бо­лезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности и родам, многодет­ным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).

Пенсионный вариант компенсации утраченного заработка воз­никает: в связи с прекращением государственной службы (при до­стижении установленной законом выслуги); при выходе на трудо­вую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в целях предостав­ления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы - предоставление слабозащищенным категориям населе­ния преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты раз­личного уровня.

В ряде федеральных законов социальное обслуживание предлага­ется понимать как деятельность по удовлетворению потребностей

Согласно Федеральному перечню гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслу­живания (от 25 ноября 1995 г. № 1151), в нашей стране существуют следующие виды социальных услуг: материально-бытовые услуги (в том числе содействие в предоставлении временного жилого поме­щения); услуги по организации питания, быта, досуга; социаль­но-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие (организация) в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ри­туальных услуг.

В федеральных законодательных актах называются такие фор­мы социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационар­ных учреждениях, предоставление вроменного приюта в специа­лизированном учреждении социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, предо­ставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические), проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушите­лей и т.д.).

При уточнении значения категории социальная поддержка сле­дует больше внимания уделить интерактивной стороне взаимоот­ношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная под­держка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодей­ствии с представителем социальной службы, построить собствен­ную линию поведения, которая признается клиентом как значи­мая и необходимая для него.

Текущая страница: 1 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Шрифт:

100% +

История социальной работы. Учебник


Учебник по курсу «История социальной работы» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В. И. Жукова «РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА»


Редакционный совет:

Т. А. Голикова, Ю. В. Герций, О. Ю. Голодец, В. Я. Дорошенко, С. В. Иванец, А. К. Исаев, И. И. Калина, М. Р. Камболов, В. И. Лагункина, А. Ю. Левицкая, С. Ю. Орлова, В. А. Петросян, О. В. Самарина


академик РАН В. И. Жуков; д-р ист. н., проф. Т. Б. Кононова; к. ист. н., доц. О. А. Аникеева; к. ист. н., доц. Л. В. Бадя; к. ист. н., доц. Н. И. Горлова; д-р ист. н., проф. Т. Е. Демидова; к. ист. н., доц. Т. В. Зальцман; к. ист. н., доц. М. В. Раттур; к. ист. н., доц. О. В. Семин; д-р ист. н. проф. А. С. Сорвина; д-р ист. н., проф. Л. И. Старовойтова; д-р ист. н., проф. В. А. Фокин; к. пед. н., доц. И. В. Фокин; д-р ист. н., проф. П. Я. Циткилов; д-р ист. н., проф. Е. И. Холостова


Ответственный редактор Т. Б. Кононова


Рецензенты:

А. В. Дмитриев – член-корреспондент РАН

Т. А. Дубровская

З. М. Саралиева – доктор исторических наук, профессор


© Издательство РГСУ, 2011, 2015

Предисловие

Учебник по курсу «История социальной работы» – первый в цикле базовых учебников по социальной работе – представляет собой новое поколение учебной литературы, обеспечивающей многоуровневую подготовку кадров по направлению «Социальная работа» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО).

Первые учебные планы, программы и учебные пособия по специальности «Социальная работа» создавались в 1989–1991 гг. группой ученых, среди которых наибольшим авторитетом в научно-педагогической среде выделялись С. А. Беличева, И. А. Зимняя, И. Г. Зайнышев, Е. И. Холостова.

С созданием Российского государственного социального института Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (25 ноября 1991 г.) начался этап комплексного подхода к научно-методическому и кадровому обеспечению подготовки специалистов с высшим образованием для учреждений социальной сферы и органов управления ею. В РГСИ сложился коллектив ученых и педагогов, отличавшихся новаторским подходом к комплексной разработке учебников, курсов лекций, хрестоматий, хронографов и другой литературы. При этом детально изучались достижения историографии, отдавалось должное тем, кто внес в становление отечественной системы социальной защиты населения особый вклад. Среди них – молодой царь Петр I, положивший начало государственной политике в социальной работе; императрица Мария Федоровна, создавшая сеть благотворительных учреждений; А. М. Колонтай – народный комиссар общественного призрения.

Отражением этой роли стало размещение на обложке учебника их изображений, а также таких центров концентрации опыта социального взаимодействия, как Русская Православная Церковь (храм Христа Спасителя), учебно-воспитательные заведения (Смольный институт), университеты (главный научно-административный корпус РГСУ).

Целью дисциплины «История социальной работы» является получение студентами необходимых знаний в области становления различных форм вспомоществования в России и за рубежом, формирование у них системных представлений об эволюционном пути развития основных исторических форм, о моделях, институтах помощи и поддержки в мировой цивилизации, а также обучение навыкам культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания в области социального и культурного взаимодействия.

Цель предопределила постановку и решение основных учебных задач дисциплины:

Сформировать представление о месте истории социальной работы в системе гуманитарного знания;

Изучить становление, развитие и содержание таких понятий, как «призрение», «общественное призрение», «меценатство», «благотворительность», «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальная защита», «социальная работа», «спонсорство», «некоммерческий сектор», «фонд», «грант»;

Исследовать исторические аспекты становления социальной работы;

На основе историко-социологической компаративистики, т. е. сравнительного анализа, дать студентам представление о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, общественной и государственной практик социальной помощи;

Сформировать целостное критическое и ценностное отношение к исторической практике поддержки и защиты наиболее уязвимых слоев населения, выработанной в мировом цивилизованном пространстве;

Научить студентов на основе исторического анализа оценивать современные тенденции развития практики социальной работы, ее институциональные формы и модели;

Сформировать у студентов систему навыков и представлений о становлении технологий в системе социальной работы; выработать навыки применения необходимого и достаточного категориального аппарата в социальной сфере, развить навыки применения различных подходов, приобретенных при изучении других учебных дисциплин;

Сформировать у студентов систему представлений об основных этапах, формах и видах социальной помощи; выработать системное понимание развития социальной помощи в культурно-историческом аспекте, освоить методы обоснования своей позиции и ведения диалога по проблемам, касающимся ценностного отношения к мировой и отечественной истории и культуре;

Сформировать компетенции, способствующие культурному и социальному взаимодействию на основе принципов толерантности.

История социальной работы – одна из базовых учебных дисциплин профессионального федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание истории социальной работы опирается на знание студентами обществознания, мировой и отечественной истории и искусства, культурологии, религиоведения. «История социальной работы» использует философский и собственный категориальный аппарат.

В курсе «История социальной работы» формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают существенное влияние на качество подготовки выпускников.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции :

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готов к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

– осознает социальную ответственность своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

– использует основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

– способен к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

– способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

– готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

– готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

– способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования :

1. Знать основные исторические парадигмы, модели и теоретические направления социальной работы, исторические факты, даты, события, этапы развития практики социальной работы в истории человечества в их хронологии (ОК 1–4).

2. Уметь использовать полученные знания в научной и практической деятельности (ОК 8-12).

3. Владеть навыками исследовательской деятельности, быть готовым к практической работе (ПК 6, 11, 12, 19, 31).

4. Быть компетентным в области использования законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11); в профессионально-этических вопросах в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12); проблемах национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31).

Учебник «История социальной работы» стал результатом новаторской исследовательской и научно-педагогической деятельности наиболее авторитетных в отечественной системе социального образования ученых и преподавателей. Он прошел серьезную апробацию и создает основу для повышения эффективности деятельности в сфере подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации, роста авторитета и конкурентоспособности российской национальной школы социальной работы.

Академик РАН

В. И. Жуков

Модуль I. Становление социальной работы в России в IX–XIX вв

Тема 1.1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

Аннотация . Первая тема первого модуля посвящена изучению предмета, объекта, целей и задач курса «История социальной работы»; предметно-понятийных интерпретаций категории «социальная работа» в контексте ее генезиса и теоретико-методологическим проблемам исторического знания.

Цель . Познакомить студента с методологией исследования в области социальной работы, определить место курса в числе других исторических дисциплин, выявить предмет, объект и задачи курса, проблемы периодизации социальной работы, уточнить основные дефиниции (краткие логические определения).

Предмет, объект, цели и задачи курса «История социальной работы»

Прежде всего, попытаемся дать самое общее определение современной социальной работы. Сделать это достаточно сложно, поскольку в России социальная работа включает в себя три ипостаси, составляющие ее содержание: социальная работа как научная теория, как вид профессиональной деятельности и как учебная дисциплина. В настоящем случае мы остановимся на ее профессионально-видовой составляющей. В данном контексте социальная работа – это вид деятельности людей, общественных объединений и организаций по оказанию помощи различным слоям населения.

Однако изначально, в конце 90-х г. XX в., социальная работа трактовалась белее узко, только как помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Сегодня понимание социальной работы расширилось. В ее задачи входит не только локализация социальных проблем различных категорий нуждающихся, но и превенция сложных жизненных ситуаций и поиск внутренних резервов, открытие возможных потенций объектов помощи для самореализации. Поэтому следует отметить, что социальная работа – это вид деятельности, в задачи которой входит раскрытие творческого потенциала личности для решения проблем собственными силами.

Спорными, как правило, являются вопросы, связанные с выделением объекта и предмета курса «История социальной работы», что зависит от выбора методологических концепций и подходов к исследованию в данной области знания. В нашем конкретном случае, исходя из выбранного инструментария и интереса к становлению различных технологий помощи, мы будем выделять в качестве объекта исследования социальную работу как особую разновидность социальной деятельности. Тогда представляется возможным в качестве объекта курса определить социальную работу как специфическую форму социальной деятельности, а в качестве предмета исследования – проблемы становления различных институтов и форм помощи в результате поступательного развития общества.

Основная цель курса : изучить исторические способы поддержки нуждающихся с целью их творческого применения в современной действительности.

Логика построения учебного курса «История социальной работы» вызвана тремя уровнями задач.

Первый уровень задач : дать представление изучающим данный предмет о своеобразии развития зарубежной и отечественной социальной помощи.

Второй уровень задач : сформировать целостное и ценностное отношение к отечественному историческому прошлому и наследию в области поддержания различных слоев населения и взять на вооружение наиболее продуктивные из исторических способов помощи.

Третий уровень задач : раскрыть актуальную проблематику исторических моделей социальной помощи, сложившихся в России и за рубежом за несколько предыдущих столетий, и выявить пути использования их в современном мире.

Изучая историю социальной работы, мы будем часто обращаться к различным парадигмам помощи.

Впервые понятие «парадигма» , что в переводе с греческого означает пример, образец, ввел в научный оборот американский ученый Томас Кун (род. в 1922 г.). В книге «Структура научных революций» Томас Кун разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Согласно его концепции, парадигма – это фундаментальная теория или концепция, которой ученые руководствуются в своей деятельности, применяя ее к конкретным явлениям и случаям.

В современных словарях по философии парадигма – это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма помогает решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научных революций.

В социальной работе парадигма – это определенная модель помощи, в которой изменяются временные рамки, идеологема помощи, объекты и субъекты помощи, ее формы. Постоянно неизменными остаются составляющие ее основу механизмы реципрокации и редистрибуции. Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами. Редистрибуция – передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей на различные общественные нужды. В соответствии с выделенными элементами можно выделить и виды исторических парадигм : архаическую; конфессиональную; государственную; общественно-государственную; социетальную.

Исторические модели социальной работы в данном учебнике выделяются на основе исторических парадигм. В истории социальной работы можно выделить следующие модели : архаическую; государственную; конфессиональную; социального благоденствия (выравнивания) на Западе; социального обеспечения в СССР; формирования социального капитала.

Очевидно, что в результате развития общества интерес к его истории все более нарастал, что требовало определенной систематизации знаний. Вследствие этого сегодня принято выделять всеобщую историю, в рамках которой изучаются общие законы истории человечества; история Древней Греции, Древнего Рима, ряда других государств, в том числе и России. В рамках истории России как отечественной истории с конца прошлого столетия стала формироваться самостоятельная отрасль знания – социальная история. В ее недрах с момента возникновения социальной работы в России (1991) стала изучаться узкая специальная отрасль исторического знания – история социальной работы. Эта область познания может быть еще более сужена спецкурсом по истории отечественной благотворительности. Зарубежная научная историческая мысль в области социальной работы, в отличие от России, носила недискретный (непрерывный) характер и занимает стабильное место в историческом контексте, будучи, тем не менее, также ограничена спецификой познания.

Предметно-понятийные интерпретации основных дефиниций в контексте генезиса социальной работы

Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. История социальной работы не является исключением. Рассмотрим основные категории нашего курса.

Современное понятие «социальная работа» – продукт американской системы помощи XX в. До появления нового термина в мировом цивилизованном пространстве использовались производные от латинского «caritas» (любовь, уважение, милосердие) и древнегреческого «philanthropos», что буквально означает люблю (phileo) + человека (anthropos).

С усилением могущества и влияния Церкви понятие «caritas» стало восприниматься как конфессиональная помощь. В XVIII в., когда религиозные догмы перестали довлеть над миром, философы пытались построить новую мораль на основе разума и рационализма. Вследствие этого возникло новое понятие – «благотворительность» (от фр. «bienfaisance», что буквально означает хорошее дело (поступок).

Термин «bienfaisance», буквально переведенный с французского языка историком Н. М. Карамзиным в XVIII в. как благотворительность, был введен в научный оборот аббатом Бернаденом де Сен-Пьером в эпоху развития идей рационализма с целью развести конфессиональное понятие «charite» (латинское «caritas»), имевшее в Средние века чисто христианский смысл, и новое понимание филантропической деятельности, выходящее за пределы церковного представления о помощи.

На Западе, таким образом, стали выделять общественные, государственные и частные виды помощи, каждая из которых имела свое название исходя из лексических особенностей языка того или иного государства.

В России наблюдаем аналогичные тенденции. До появления термина «благотворительность» в империи пользовались древним русским словом «призрение», в семантику которого органично входили все древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети – напоити – увещевати – болезновати – погребати – прощати и т. д. Таким образом, призрение можно определить как понятие, органично сочетающее в себе совокупность деятельностных древнерусских глаголов, отражающих различные виды помощи, любви, сострадания и милосердия.

Новый термин «благотворительность» прочно вошел в активную лексику, легко экстраполировался в более ранние периоды истории развития отечественных форм помощи. Однако он не вытеснил термин «призрение». Эти два понятия, как и обозначающиеся ими виды помощи, развивались параллельно. Кроме того, в период развития капитализма в России появился еще термин: «общественное призрение». Общественное призрение – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив.

Необходимо различать понятия «меценатство», «благотворительность», «призрение» и «общественное призрение». В основе их лежит родовое понятие «помощь», но каждый из терминов имеет свои узкие нюансы. Так, меценатство – это благотворительная помощь в области культуры, искусства, реже – науки. (Maecenas – имя соратника и советника римского императора Августа Мецената Гая Цильниса, прославившегося пирами и угощениями для людей искусства. Имя Мецената как покровителя искусств стало нарицательным).

Благотворительность означает частную, то есть несистематическую, субъективную, негосударственную помощь; призрение подразумевает прежде всего помощь конфессиональную; общественное призрение (понятие, характерное для XIX в.) – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив. Принято различать открытую и закрытую системы призрения.

Открытая система призрения – нерегламентированная, несистематическая, хаотичная помощь нуждающимся, в основе которой лежат какие-то личные мотивы помогающего субъекта. Открытая система призрения сродни примитивной милостыне.

Помогающий субъект – тот, кто оказывает помощь (государство, общественная организация, частное лицо, зарубежная благотворительная структура и т. д.).

Закрытая система призрения (помощи) – это совокупность специализированных государственных, частных и общественных заведений, оказывающих помощь постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные и работные дома). Их деятельность, как правило, регламентирована законом и уставами. Общественное призрение в условиях Российской империи тождественно государственному.

В советский период понятия «призрение» и «общественное призрение» были осуждены как термины, унижающие человеческое достоинство, и изъяты из активной лексики и толковых словарей современного русского языка. Однако понятие «благотворительность» не только осталось, но после событий 1991 г. вновь стало неотъемлемой частью социальной политики.

В трудах ученых, в первую очередь Российского государственного социального университета, понятие уточняется с позиций современных реалий исторических и социальных наук. В законах о благотворительной деятельности и в словарях по социальной работе также дается свое толкование этой дефиниции.

В целом в России в системе социальной политики сегодня широко используются такие понятия, как «социальная работа», «благотворительность», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (см. Глоссарий). Постепенно в процессе эволюции социальной помощи развилось понятие «социальные технологии», с помощью которого классифицируются все существующие ныне формы и виды помощи, в том числе в рамках современной социальной работы.

Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение + logos – учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Профессор Е. И. Холостова считает, что социальные технологии могут быть рассмотрены как «совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления. Технологии социального обслуживания, будучи элементом системы социального действия, также имеют не только функционально-исполнительскую, но и управленческую природу».

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Исходя из понимания социальной работы как особого вида профессиональной деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность предметов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, слоев и групп населения.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

Владимир Иванович Курбатов
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы
Учебное пособие

© Курбатов В. И., 2015

© ООО «Издательство «КноРус», 2015

Предисловие

В настоящее время социальная работа как важное общественное явление представляет собой своеобразную модель реальной социальной помощи, которую общество реализует в данный конкретный исторический период, сообразно всем особенностям экономико-хозяйственного, национально-культурного, социально-политического развития и всей социальной политики государства. Можно сказать, что это – предельно широкое толкование социальной работы. В более узком предметно-профессиональном смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.

В число задач социальной работы включаются следующие:

– социальная адаптация клиентов в обществе;

– создание реальных условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем;

– социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся, консультирование клиентов в социальных службах;

– социальная реабилитация и терапия;

– социальный надзор и социальное попечительство;

– социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

– посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями;

Социальную работу в соответствии с этим можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Отечественная история практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия, обусловленные биологической, психической и социальной природой человека, семейно-родственных отношений. Социальная работа как профессия также связана духовностью, нравственно-этническими принципами, приверженностью различным религиозным и другим вероучениям, которые оказали существенное влияния на формирование принципов человеческого общежития.

В различных социально-антропологических концепциях всегда подчеркивались и развивались лучшие качества человека в его отношениях с другими людьми, среди которых служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои жизненные и витальные проблемы. Социальная работа проделала большой исторический путь от личной, персональной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к теоретической научной или организованной филантропии, а затем и к признанию реальной ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности.

На начальном этапе развития исторической практики и теории социальной работы ею занимались в подавляющем большинстве представительницы различных филантропических и феминистских движений. Большую роль в утверждении профессии сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные социально-философские взгляды на причины социальных проблем, и соответственно развивали разные подходы к наполнению социальной работы.

Социальная работа современного общества обычно связывается с развитием и расцветом промышленного капитализма, который повлек за собой в общественных формах Запада такие грандиозные изменения общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком и обществом. На развитие социальной работы оказали влияние идейно-теоретические взгляды либерального, консервативного толка, а также теоретические социально-философские системы, существовавшие в XIX – начале ХХ в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и др.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и США способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед конкретным человеком за невозможность предоставить ему все условия для нормального существования в обществе, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших социальных проблем являются прогрессивные социальные реформы с индивидуально-личностным подходом к каждому нуждающемуся в помощи человеку.

Работа с проблемными людьми постепенно утратила неорганизованный характер чистой благотворительности и филантропии и приобрела новое качество вместе с соответствующим ему названием социальной работы. Одновременно возникли различные новые организационные формы деятельности. В процессе организации разнообразных специализированных служб был предпринят поиск моделей реальной социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или даже превентивного характера, рассчитанного на длительный временной отрезок. Среди мероприятий, открывших впоследствии отдельные направления профессиональной социальной работы и системы социального благосостояния и социального обеспечения, можно выделить страхование. В области воспитания и образования – работу в школе, с семьей, с лицами асоциального поведения и др.

Нужно отметить, что новый импульс социальная работа получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970–1990-х гг. Этому периоду присущи глобальные изменения в производстве промышленной продукции, характеризующиеся высокой степенью автоматизации и компьютеризации, уменьшением в связи с этим числа промышленных рабочих. Это во многом обусловило появление самостоятельного, развитого сектора обслуживания, а позже и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники.

В новейшей истории России развитие социальной работы преимущественно связано с тем, что 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С этого же времени началась профессиональная подготовка социальных работников в сфере среднего специального и высшего профессионального образования.

Следует отметить, что в истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что становление и развитие профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной благотворительной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит главная особенность формирования отечественной модели социальной работы. Другая ее особенность определяется тем, что, с одной стороны, в нашем государстве существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта некогда развитая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге к настоящему времени сложилась следующая ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились только в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы и развиты. Но сделать это не просто, поскольку слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, а именно исторические условия дореволюционной благотворительности и современные отечественные реалии. Потому возрождение предыдущего опыта социальной работы не может быть результатом слепого копирования. Очевидно, именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, но тем не менее создавать свою современную национальную систему социальной работы.

Следующая особенность современного состояния отечественной социальной работы органично связана с предыдущей, поскольку груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед необходимостью одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность социальной педагогики.

И наконец, еще одна особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, социализации, адаптации, обучению и образованию человека.

Социальный работник должен владеть основами теории социальной работы. Ему должны быть свойственны специальные профессиональные и духовно-нравственные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости.

Общепрофессиональным багажом социального работника является понимание места социальной работы (социономии) в системе социально-гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением основ теории социальной работы, знанием и использованием в теории и социальной практике философских, социологических, социально-психологических, правовых, статистических, социально-педагогических и других методов. Результат реального практического действия социального работника – это прежде всего умение и способность использовать различные общие и частные технологии, в числе которых социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция и терапия, социальная экспертиза и прогнозирование, социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство.

Применение тех или иных социальных технологий обусловлено предметными сферами действий социальных работников, результатами их клиентурной деятельности: работой в сфере занятости, семьи, урегулированием отношений среди мигрантов, безработных, малообеспеченных и т. п.

1. Каковы основные способы решения социальных проблем?

Первый – революционно-преобразовательный . Марксистское направление, суть которого – решить социальные проблемы можно лишь революционным путем: преобразовав само общество. На практике, как мы знаем, такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в ХХ в.

Второй – реформистский , представители которого причины социальных невзгод также искали в обществе, но выход видели в постепенном реформировании общества. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны.

Третий – антропологический . Сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения – М. Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?

Это вид социальной деятельности , направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

3. Что означает социальная работа как социальная теория?

Это теория , изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего профессионального образования?

Социальная работа как учебная дисциплина многоуровневого характера преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.

5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?

Социальная работа – одна из разновидностей социального действия означает следующее: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.

6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?

Социальная работа как обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам социальным работникам, тем более в условиях рыночной экономики и влияния в обществе как либеральной, так и консервативной идеологии. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки по программе высшего или среднего специального образования, в то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста – менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской или прогностической деятельностью, требуют основательной теоретической и практической базовой подготовки.

7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы: 1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой , причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.); 3) социальная работа в общине, по месту жительства . Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

8. В чем заключается специфика социальной работы?

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.

9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника.

Социальное обеспечение - система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на материальное обеспечение и социальное обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В современной России проблема совершенствования системы социального обеспечения становится одной из актуальных. Ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.
Вопрос о классификации видов социального обеспечения вызывает различные суждения ученых. Как нам представляется, к основным видам социального обеспечения следует отнести: пенсионное обеспечение; систему пособий;
систему льгот нуждающимся категориям населения (инвалидам, ветеранам и др.); систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам; социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальную помощь семье и детям.
Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий - ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенсиям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. На общих основаниях пенсия по старости назначается рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.
Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. А пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. В ряде случаев такая пенсия может назначаться и не иждивенцам.
Социальная пенсия - это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, потерявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет;
гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), в определенном размере пенсии по старости в каждом конкретном случае.
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения страны составляет более 38 млн человек. По данным на конец 1998 г. - 36,8 млн пенсионеров получали трудовые пенсии. В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается тенденция роста доли населения старше трудоспособного возраста и инвалидов.
Ситуация в деле пенсионного обеспечения усугубилась и задержками выплаты пенсий. Они нарастали с 1995 г. по начало 1997 г. Затем на непродолжительное время удалось нормализовать ситуацию с пенсионными выплатами. Но в марте 1998 г. положение резко ухудшилось, задержки вновь достигли 3, 4 и более месяцев. Главной причиной такой ситуации стало обострение кризиса экономики страны.
Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). При создании таких фондов происходит соединение банковской, страховой и инвестиционной деятельности. Наиболее важными элементами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов и выплата пенсий.
В России, по данным 1997 г., насчитывалось 254 негосударственных пенсионных фонда, имеющих лицензию на право заниматься негосударственным пенсионным обеспечением. Участниками этих фондов стали тогда около 1 млн 670 тыс. человек. Из них негосударственную пенсию получали 156,6 тыс. человек.
Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:
фонды, пенсионные взносы, которые формируются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (до 95% общих взносов);
пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц (до 95% общих взносов);
фонды с совместным участием юридических и физических лиц.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий:
по беременности и родам;
единовременное женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;
единовременное при рождении ребенка;
ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное на ребенка.
Из перечисленных пособий серьезные проблемы с выплатами имеются по последнему их виду. В настоящее время сохраняются задолженности по выплатам государственных пособий на детей даже за 1996 г. Передача с 1 апреля 1998 г. функций назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей в органы социальной защиты населения не изменила ситуацию к лучшему. Во многих регионах страны продолжает нарастать задолженность по выплатам ежемесячных детских пособий. Так, в Ростовской области, по состоянию на январь 1999 года задолженность по детским пособиям составила более 780 млн рублей, в том числе около 358 млн рублей - задолженность за 1996 - 1997 гг.
Государственное единовременное пособие по многодетности выплачивается при рождении четвертого и последующего детей во всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. При наличии права на единовременное пособие при рождении ребенка и единовременного пособия по многодетности - выплачивается одно, большее по размеру. Пособие одиноким матерям определяется на каждого ребенка и выплачивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Пособие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного пособия одиноким матерям.
По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Первое выдается на основании больничного листка со дня утраты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении - в тех случаях, когда ежегодного отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Пособие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреждения.
Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели). Гражданам, имеющим указанный стаж работы, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел, пособие начисляется: в первые три месяца безработицы - в размере 75% от среднемесячного заработка (денежного пособия) за последние три месяца работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 %, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней зарплаты, сложившейся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной службы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назначаются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских показаний. Инвалидам детства, имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору. Пособия на детей военнослужащих срочной службы назначаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и находившихся на его иждивении членов семьи: детей, братьев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудоспособных (независимо от возраста) супруга, родителей, дедушки, бабушки.
Важным видом социального обеспечения является система льгот. Социальные льготы - это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством. По данным 1996 г. льготы в нашей стране предоставлялись почти тридцати категориям граждан, численность которых составляла свыше 12 млн человек. Это, прежде всего, инвалиды, пенсионеры, ветераны труда, войны.
Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:
по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федерации, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и пр.);
по содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.);
по источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Инвалиды являются одной из нуждающихся категорий населения. Они пользуются правом бесплатного проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения. Им предоставлен льготный проезд в транспорте междугородного сообщения, а инвалидам I - II группы, детям-инвалидам, а также сопровождающим их лицам предоставляется бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В ряде регионов инвалидам I - II групп по зрению предоставляется 50-процентные скидки по оплате за пользование телефоном. Инвалидам, имеющим медицинские показания, предусмотрено бесплатное санаторно-курортное лечение. Однако предоставление некоторых льгот инвалидам в настоящее время затруднено причинами финансового характера. Так, в Ростовской области по медицинским показаниям в 1998 г. в санаторно-курортном лечении нуждалось 2 874 инвалида, а путевки могли получить лишь 444 человека или 15,5% от числа нуждающихся.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеранах», ветераны труда пользуются определенными льготами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; 50% - скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50% - скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодорожным транспортом междугородного и пригородного сообщения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам, хотя бюджетный дефицит создает и здесь проблемы.
Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения приобретает особую значимость в современных условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Безработица особенно больно бьет по трудоспособным инвалидам. Ведь они нуждаются в специально созданных условиях труда, а работодатель не всегда готов идти на это.
Государство предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся следующие:
осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;

Установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них. Организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к численности работников, но не менее трех процентов;

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов;

Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 34 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе по выходным и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели. Инвалиды I и II групп имеют право на предоставление им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев по их желанию;

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.
Вышеперечисленные меры расширяют возможности инвалидов в решении вопросов их профессионального обучения и трудоустройства. В этом деле, вероятно, следует активно использовать возможности общественных организаций, негосударственных предприятий и кооперативов социальной направленности. Так, в поселке Каменоломни Октябрьского района Ростовской области, кооператив «Помощник» комплектует группы инвалидов с детства для обучения их профессиям телемастера, оператора ЭВМ, бухгалтера с последующим трудоустройством. Финансовую поддержку «Помощнику» в этом деле оказывает местный центр занятости населения.
Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами, то есть аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни (ортопедическая обувь и др.). Личными средствами передвижения инвалидов являются специальные вело- и мотоколяски, автомашины с ручным управлением. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются также необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, в том числе для абонентов с дефектами слуха.
Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется, прежде всего, Федеральными Законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).
Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В ней могут оказаться граждане в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате различных конфликтов, включая семейные, межэтнические и др.
Система социального обслуживания включает в себя. различные учреждения. В их число входят: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; кризисные центры и иные учреждения.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомное. Если в начале 90-х гг. социальную помощь на дому в нашей стране получили около 600 тыс. человек, то сейчас ее услугами пользуется более 1 млн человек. Наряду с надомными службами, система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное социальное обслуживание.
Из нестационарных учреждений наибольшее развитие в последние годы получили муниципальные центры социального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь. Первые ЦСО стали создаваться в конце 80-х гг., например, в Москве они появились в 1989 г. В 1993 г. в целом по России их насчитывалось чуть более 100, а в конце 90-х гг. - более полутора тысяч. В настоящее время только в одной Ростовской области функционирует 62 муниципальных центра социального обслуживания, 780 отделений социального обслуживания на дому, 53 отделения дневного пребывания, 12 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, 14 социально-реабилитационных отделений и 46 отделений срочного социального обслуживания. В течение 1998 г. по области была оказана социальная помощь 291,4 тыс. граждан, что составляет 82,2% от общего количества обратившихся.
На оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, направлено стационарное социальное обслуживание. По данным 1997 г., в России функционировало 1 060 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 230 тыс. человек.
Сейчас в дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Статистические данные, приводящиеся в «Настольной книге специалиста по социальной работе с пожилыми», показывают, что 88% людей, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности, 62,3% не способны даже частично себя обслужить, ежегодно здесь умирает 25% проживающих.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Такие дома состоят из одно- двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. В этих домах обычно организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, также являются объектом социального обеспечения. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалидами оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др. По данным на начало 1996 г., в Российской Федерации насчитывалось около тысячи учреждений социального обслуживания семьи различных типов.
За последние годы в стране увеличилась сеть социальных учреждений помощи детям. В 1998 г. только в одной Ростовской области были открыты: областной социальный приют для детей и подростков на 30 мест в Октябрьском районе и три центра социальной помощи семье и детям с приютами в г. Азове, Аксайском и Орловском районах. Детские приюты и центры служат социальным убежищем для многих бедствующих детей, бездомных сирот.
Система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами социономии, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что оно является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып.1./ Сб. Статей под ред. П.Я. Циткилова - Новочеркасск. - Ростов н/Д, 1998.
Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ Под. ред. Е.И. Холостовой 4.1. - М.: Социально-технологический институт, 1998.
Настольная книга специалиста: социальная работа с пожилыми. - М., 1995.