Конспект открытого занятия по познавательному развитию для второй младшей группы. Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Для чего, и кому нужна вода». план-конспект занятия (младшая группа) на тему Конспект познавательного

Организация: МБДОУ № 229

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать обобщению и закреплению знаний детей о диких животных, птицах, времени года зима, свойстве снега; расширять представления о лесе и его обитателях.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, умение слушать друг друга.

Воспитательные: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу, доброжелательность и внимание ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Предварительная работа:

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, картин времени года «Зима»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных, чтение сказок о диких животных.

Оборудование:

Картинки «Зима», с дикими и домашними животными, с птицами; игрушка Лиса, Заяц, Белка;

Мольберт, магнитофон, музыка зимней природы (вьюга, метель, скрип снега под ногами);

- ёлки искусственные, белая ткань, вата, корзинка с шишками.

картинки

Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.

Коммуникативная игра.

Мы сначала будем топать:

Топ – топ – топ, топ – топ – топ (топать ногами)

А потом мы будем хлопать:

Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп (хлопать руками)

А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнемся. (улыбнуться друг другу)

Воспитатель: Я сегодня утром шла в детский сад и на крыльце встретила синичку, которая передала для вас картинки, хотите посмотреть какие?

(картинки вывешиваются на мольберт, воспитатель вместе с детьми их рассматривает)

Что изображено на картинках? (деревья, лес, дети и.тд.)

Какое время года? (зима)

Почему вы решили, что это зима?

Какие еще вы признаки зимы знаете?

На улице зимой холодно или тепло?

Как люди одеваются зимой?

А какие зимние забавы вы знаете?

Ребята посмотрите, а на картине, на полянке дорожка идет в лес. А вы хотите побывать в лесу? (ответы детей)

Но перед тем как отправится, туда нам надо согреться. В лесу очень холодно, и чтобы мы не замерзли, хорошенько разотрем свои щёчки, носик и губки.

Ой, мороз, мороз, мороз, (указательным и большим пальцем обеих рук

слегка пощипать себя за щеки, нос, и. тд.)

Щиплет щёки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки. (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться – посмотри (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, губки, ушки….

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них воздушную струю теплого воздуха)

Молодцы! А теперь отправляемся в путешествие, все готовы?

Зимний лес нас в гости ждёт

На прогулку всех зовёт.

Быстро собираемся

Дружно отправляемся.

А проводит нас - лиса. (появляется игрушка Лиса) (Звучит музыка природы, вьюга, скрип снега под ногами.)

Ребята, вот нас и лиса привела в Зимний лес, спасибо Лисичка тебе, здесь так много снега.

А как нужно вести себя в лесу? (ответы детей)

Правильно нельзя шуметь (на мольберт вывешиваются картинки), ветки не ломать, топать, хлопать, палкой бить зверей.

Как вы думаете, каких животных мы можем встретить в лесу?

Каких птиц?

А сейчас птицы и животные хотят с вами поиграть. Девочки будут наряжать маленькую ёлочку с зимующими птицами, а мальчики большую елочку с дикими животными (проверка детей)

(Воспитатель отмечает, что птицам холодно, голодно и им нужно помогать, вешать кормушки с кормом (показ картинок))

Ребята, слышите кто – то плачет – это белочка у неё случилась беда, все шишки выпали из дупла и замерзли, и она просит вас о помощи, каждый из вас возьмет шишку положит на одну ладонь, накроет второй ладонью и круговыми движениями согреет шишку, чтоб белочка не простудила себе горлышко.

Молодцы, а теперь сложим шишки в корзинку и поставим их под ёлочку, чтоб белочка их забрала.

(Включается музыкальное сопровождение скрип снега под ногами) смотрите к нам зайка прибежал. (воспитатель говорит от имени зайца)

Заяц: Я услышал что кто – то ходит в лесу и реши посмотреть.

А вы знаете, что такое снег? (ответы детей)

Какой бывает снег? (холодный, блестящий, чистый, грязный)

Если солнце пригреет, что со снегом произойдет? (растает)

Ребята, а из какого снега вы лепите снеговика? (рыхлого) солнце пригревает и снег становиться рыхлым.

Воспитатель: Когда мы идем ещё по снегу то что мы слышим? (хруст)

Заяц: Правильно - это снежинки ломаются.

Воспитатель: Зайчик, а мы знаем стихотворение про снежинку и Вероника с Матвеем хотят тебе рассказать. (дети рассказывают стихотворение)

Снежинка упала ко мне на ладошку, Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть? Тебя на ладошке моей не видать.

Заяц: Ой, какое стихотворение красивое я обязательно его расскажу зверям, но мне уже пора домой бежать.

Воспитатель:

И нам пора зайка возвращаться в детский сад.

Интересная у нас прогулка ребята? (ответы детей)

Понравилась вам? (ответы детей)

Вот и прогулка закончилась наша

Зимнего леса чудесней нет,

Много прекрасного здесь увидали,

О зимних явлениях больше узнали

Пришла пора прощаться

Пора нам возвращаться.

И в подарок белочка шишки дарит вам.

До свидания Зайчик (дети прощаются с зайцем)

До свидания Зимний лес. (Звучит музыка ветер, скрип снега под ногами)

Вот мы и пришли в детский сад.

После проведённого занятия планируется занятие по изготовлению поделок из шишек.

Список Литературы:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. - Воронеж.

Конспект открытого занятия по математике для детей 2-ой младшей группы

Цели:
Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения;
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму, величину;
Закрепить понятия «один», «много»;
Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
Раздаточный материал : геометрические фигуры, две полоски разной длины, угощение.
Демонстрационный материал: ленточка с геометрическими фигурами, картинка с изображением белочки, математическая стенгазета.

Ход занятия

В группу входит волшебница страны Математики:

- Здравствуйте, ребята! Я волшебница страны Математики! А куда это я попала? (ответы детей)
- У меня есть письмо для группы «Теремок» с приглашением в нашу волшебную страну математики. Ребята, хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Чтобы попасть в нашу волшебную страну математики, нужно перейти границу геометрической ленточки. (на ленточке висят геометрические фигуры, каждый ребенок отрывает себе фигуру и садится на стульчик).


- Правильно, в нашей волшебной стране математики очень любят геометрические фигуры. Вы знакомы с ними? (ответы детей)
- Я сейчас это проверю. Поднимем ручки с кружочками. Сколько их? (много)
- Молодцы, а теперь с квадратами. Сколько квадратиков у вас? (один)
- А сколько треугольников? (никто не поднял руки- ни одного)
- Ребята, вы молодцы, все фигуры угадали правильно. Ой, а кто это тут плачет? Это же мишка. Ааа, у него шишек в корзине много, а посчитать он их не может. Поможем мишутке? (ответы детей)
- Посмотрите сколько шишек у мишки в корзине? (много) Волшебница достает по одной шишке и раздает их детям.
-Ребята, а теперь у вас сколько шишек? (по одной)
- А сколько в корзине осталось шишек? (ни одной).


- Теперь мишка будет знать сколько у него шишек, давайте поможем собрать их в корзину и ещё раз посчитать, чтобы мишка лучше запомнил. (Дети складывают шишки в корзину)
- Ребята сколько же теперь у мишки шишек в корзине? (Много) .
- А вы знаете игру про мишку? Дети становитесь все в кружок и повторяйте все движения за мной. (дети повторяют)
Дети встают из за столов, встают в круг.
Наш мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в сторону развёл, видно мёду не нашёл.
Мишка, ну-ка не зевай, вместе с нами поиграй.
Лапками хлоп-хлоп, ножками топ-топ.


- Молодцы, ребята! Нам вместе нужно помочь еще одному животному. Это белочка просит вас о помощи. Она заблудилась, белочке нужно попасть в свой домик по той дорожке, которая длиннее, но она не знает какая же из них длиннее красная или желтая. (на стенгазете изображена белочка, две дорожки и дерево с дуплом)


- Поможем белочке? (Волшебница раздает детям полосочки желтого и красного цвета, дети путем наложения и приложения определяют, что красная длиннее).
Молодцы, теперь белочка знает, какая дорожка приведет ее домой. А еще белочка хочет поблагодарить вас и угостить сладостями. (Волшебница раздает детям сладкие орешки).
Рефлексия.
-Ребята, понравилось ли вам в стране математики? (ответы детей)
- А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

ЦЕЛЬ: Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности, побуждать к элементарному словесному творчеству.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Учить согласовывать в речи существительные с глаголами, обозначающими действия сказочных героев:
Побуждать детей вступать в диалог со взрослым, аргументировать своё мнение.
Развивающие:
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи:
Развивать интонационную выразительность речи, речевое внимание.
Развивать умения и навыки в аппликационной деятельности.

Воспитательные:
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;
Воспитывать доброжелательность, чувство сопереживание к тем, кто нуждается в вашей помощи;
Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Оборудование:
В.В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 года» М.: Оникс, 2006г.
О.В.Дыбина «Рукотворный мир: игры – занятия для дошкольников» М.:ТЦ Сфера 2002, гриф МО РФ, 2004
В.В.Гербова «Развитие речи 2-4 лет» Учебно – наглядное пособие М.: Валдос 2003,
10 мягких игрушек (собака, кошка – 2 шт., мышь, медведь, заяц, волк, ослик);
3 куклы (дед, бабка, внучка);
ширма в виде ворот и замок с ключом;
пособия для дидактических игр (автобус, дом, грядки, елочки, сугробы).

Предварительная работа:
Чтение сказок «Репка», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».
рассказывание сказок детьми «Колобок», «Теремок», «Репка»;
беседы по прочитанным сказкам;
рассматривание иллюстраций к прочитанных сказок;
театрализация отрывков прочитанных сказок;
просматривание мультипликационных фильмов «Репка», «Колобок» и «Теремок»;
сочинение сказок подобных сказкам «Колобок» «Теремок»
художественно творческая деятельность по прочитанным сказкам;
проведение сюжетно ролевых игр «Испечем пирожки», «Лиса и лисята»

Ход занятия

Дети входят в зал, у дверей нас встречает кот
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас здесь ждет пушистый кот. Он нас в гости поведет.

(проходим в первую зону, где рассажены герои русской народной сказки «Репка»)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, к героям, какой русской народной сказки нас привел в гости кот? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, это сказка «Репка». Только мне кажется, что тут беда случилась, все герои перепутались, они забыли, кто за кем в сказке тянет репку, давайте мы им поможем. Вспомните, как начиналась сказка. Кто посадил репку? (ответы детей).

Дети рассказывают сказку «Репка» и рассаживают каждого героя на свое место

Воспитатель: Какие вы молодцы помогли героям сказки, рассадили их по местам. Они вас за это благодарят и дарят ключ от страны сказок. (подарили ключ)

Воспитатель: Ребята, кот мне сейчас сказал, что дорога в эту страну не простая, сейчас мы отправимся в сказку. Закройте глаза и представьте, что мы идем в сказку по волшебной тропинке. Тропинка узкая при узкая. Ступаем друг за другом. А теперь тропинка кончилась, кругом сугробы.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы пороши
Любим снег, хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега вам и нам!
(подошли к воротам, на них висит замок)

Воспитатель: На двери висит замок. Ключик мы в него вставляем и замочек открываем.
(открываем замок и ворота, проходим в страну сказок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какой красивый сказочный лес, в нем нас ждут герои разных сказок, с которыми вы хорошо знакомы. Вот медведь, – в какой сказке мы с вами медведя встречали? (ответы детей)

Воспитатель: А вот кот – с ним мы, в какой сказке познакомились? (ответы детей)

Воспитатель: Здесь у нас волк, в какой сказке мы с вами про него слышали? (ответы детей).

Воспитатель: А здесь зайчик – побегайчик, он, в какой сказке встречался? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок знаете и помните всех героев. Подождите ребятки, мне, что – то хочет сказать наш кот. (слушаю кота)

Воспитатель: Он мне подсказывает, что страна наша волшебная и в ней могут произойти любые чудеса! Можно даже свою сказку сочинить. Давайте попробуем? (ответы детей).

Воспитатель: Кого из этих зверей вы хотите взять в нашу сказку? (высказывания детей).

Воспитатель: Друзья мои, а как вы думаете, куда же могли отправиться наши герои? (предположения детей).

Воспитатель: А зачем же, они зимой в лес поедут? (предположения детей).

Воспитатель: Конечно, как я могла забыть! Ведь скоро праздник. Ребята, а какой праздник? (ответы детей).
Воспитатель: Что ж, хорошо. Они поедут в лес за елкой для Новогоднего утренника. Только вот на чем они поедут на автобусе или на велосипеде? (высказывания детей).

Воспитатель: Почему? (высказывания детей).
Воспитатель: Ребята, давайте я начну сказку, а вы мне будите помогать.
Однажды……………, ……………, ……………, ………. сели в автобус и поехали в лес, едут, они едут, и вдруг заехали в сугроб. Выехать не могут, сидят и плачут. Ребята может быть кто – нибудь из героев сможет вытянуть автобус из сугроба? (ответы детей).

Воспитатель: Кто? (ответы детей).

Воспитатель: Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Взялся ……… за автобус тянет – потянет, вытянуть не может. (дети вместе с воспитателем проговаривают текст) Может ему нужно кого – нибудь на помощь позвать? (ответы детей).

Воспитатель: ……………. за ……………….., …………………. за автобус. Тянут – потянут вытянуть не могут. (дети вместе с воспитателем проговаривают текст) Нужно еще кого-нибудь позвать. Позовем? (ответы детей).

Воспитатель: Кого? (ответы детей).

Воспитатель: ……………. за……………….., ………………… за……………….., ……….. за автобус. Тянут – потянут вытянуть не могут. (дети вместе с воспитателем проговаривают текст) Давайте еще позовем ………………..? (высказывания детей).

Воспитатель: …………….. за ………………, …………..за…………, ………….. за…………, ……….. за автобус. Тянут – потянут, вытянули автобус. (дети вместе с воспитателем проговаривают текст) Ребята как вы думаете как нужно было сразу вытягивать автобус по одному или всем вместе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Всем вместе, т.е. – дружно. Ой, ребята, посмотрите, колесо то у машины в сугробе осталось. Что же делать нашим героям? Как дальше ехать? (предположения детей)

Воспитатель: Друзья мои, а может, быть вы хотите зверям помочь, отремонтировать автобус? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю за столы.

(дети проходят за столы для проведения аппликации)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите перед собой? (ответы детей)

Воспитатель: А все ли в порядке с нашим автобусом? Может быть, чего – то не хватает? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите у вас на тарелочках лежит круг, приложите его к своему автобусу. Посмотрите – похож он на колесо? (ответы детей).
(показ воспитателя и практическая деятельность детей)

Воспитатель: Ой, какие молодцы! Помогли нашим героям отремонтировать автобус и теперь они смогут привезти себе на праздник ёлку, а вас они благодарят и передают угощение из сказочного леса.

Воспитатель первой квалификационной категории Орлова О.В.
МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»

Локомотивный городской округ, 2011г.

Цель: расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах города.

1. Образовательная. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока), особенностями их внешнего вида и поведения через знакомство с моделью «Птицы».

2. Развивающая. Развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий. Активизировать словарь детей с помощью художественного слова (загадок и стихотворений).

3. Воспитательная. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, продолжать учит отвечать на вопросы. Обращать внимание детей на необходимость зимней подкормки птиц.

Материал к занятию: игрушка Карлсона, кормушка, картинки с изображением вороны, воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, модель «птицы», картинки насекомых – бабочка, стрекоза, муха, комар, набор картинок с изображением птиц по количеству детей для игры «Птичья столовая», карточки «Что забыл художник?», «Кто лишний?», фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость, послушайте… Я слышу его приближение, а вы? (Карлсон жужжит и влетает в группу.)

Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Я – Карлсон, вы, конечно, меня узнали? Я пролетал мимо вашего сада и увидел какие-то домики на деревьях развешаны, а для кого они не понял. Вот хочу узнать.

В-ль: Здравствуй, Карлсон, а ты спроси у ребят. (Дети отвечают, что это кормушки.)

Вопросы к детям:

В-ль: А для кого мы повесили кормушки? (Для птиц.)

Карлсон: А чем вы кормите птиц, котлетами? Вареньем? (Крошки хлеба, зернышки, семечки.)

Карлсон: А какие птицы прилетают к вам на кормушки? (Голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.)

В-ль: А зачем зимой надо подкармливать птиц? (…)

Карлсон: Как интересно. А я ничего не знаю о птицах…

В-ль: А ты не спеши улетать, оставайся с нами и узнаешь много нового. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте и отгадайте:

Чик – чирик,

К зернышкам прыг.

Клюй. Не робей,

Кто это? (Воробей.)

Выставляет картинку воробья.

Окраска сероватая.

Повадка вороватая.

Известная персона…

Кто это? (Ворона.)

Выставляет картинку вороны.

Воспитатель и дети сравнивают по картинкам ворону и воробья, обговаривают:

Какая ворона по размеру? (Большая.) Покажите руками…

А какой по размеру воробей? (Маленький.) Покажите руками…

Какого цвета ворона? А воробей?

Покричите, как ворона… А как поет воробей? Правильно, молодцы.

Вывод: Все у вороны и воробья разное – ворона большая, а воробей… Ворона ходит, а воробей… Ворона каркает, а воробей…

Физминутка под музыку: Ребята, давайте изобразим, как ходит большая ворона, а теперь, как прыгает маленький воробушек, а теперь полетим, как большие вороны, а теперь, как маленькие воробушки… Молодцы.

Рассматривание птиц

Воспитатель на мольберте выставляет картинки птиц – синица, снегирь, голубь, сорока.

Посмотрите, сколько у меня птиц и все они разные. Это кто? А это?... Как одним словом назовем? (Воспитатель обводит рукой все картинки.) Да, это птицы. Все птицы разные, но чем-то они все похожи. Подумайте, чем?

Сколько ног (лап) у птиц. У всех по две (показ модели).

Чем покрыто тело у всех птиц? Перьями (показ модели).

Как едят? Чем клюют? (Мы едим ртом, а птицы клюют…) У всех птиц есть клюв. (Показ модели.)

Что помогает им летать? Крылья, хвост. (Показ модели.)

Карлсон: Ой, а у меня тоже есть интересные картинки птиц, давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы их называйте. (Выставляет картинки бабочки, стрекозы, мухи и комара.)

В-ль: Карлсон, а ты считаешь, что это птицы? (Да, конечно, у них же есть крылья.) А вы, дети, как думаете? Почему? Давайте разберемся – у них тело покрыто перьями? Есть клюв? А сколько ног? (Не две, а много.)

Вывод. Это не птицы, а насекомые.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

В-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…

А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)

А вороны были в среду.

Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)

А в четверг со всех краев

Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)

А в субботу белобока

Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)

В воскресенье, воскресенье

Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)

Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свой черед, не ошиблись. (Карлсон играл вместе детьми.)

Карлсон: У меня для вас есть картинки, но в них что-то не так… Помогите мне разобраться, пожалуйста.

В-ль: Конечно, Карлсон, мы тебе поможем.

1 картинка «Что забыл художник»

(В-ль и Карлсон раздают картинки на каждого ребенка с незаконченным рисунком.)

Ребята, на картинке что не так? (Художник забыл дорисовать к кормушке веревочки.) Нарисуйте веревочки от кормушки к веточке дерева.

(Фломастеры, мелки на выбор детей.) А кормушка пустая – дорисуйте зернышки…

2 картинка « Кто лишний»

Посмотрите на картинку внимательно, кто нарисован лишний? Почему вы так думаете? Да, верно, это собака, а все остальные птицы. Обведите собаку в кружочек, чтобы Карлсон не запутался.

Рефлексия:

Кто к нам приходил?

Зачем? (хотел узнать о птицах).

Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? Да, в зимнее время, Карлсон, не забывай заботиться о наших маленьких друзьях.

Фёдорова Татьяна Витальевна – воспитатель ДОУ ОТ «Березка» Старобешевского района ДНР

E-mail: [email protected]

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Удивительное путешествие»

Аннотация.

Интегрированное занятие по познавательному развитию для детей второй младшей группы по типу квэста, что позволяет избежать перенапряжения детей во время занятия, за счет двигательной активности, переключения на разнообразные виды деятельности, тем самым поддерживая познавательный интерес и детское любопытство. В занятии используются: артикуляционная гимнастика, здоровьесберегающие технологии, сенсорные, дидактические, хороводные и подвижные игры, музыкальное сопровождение. Игровая мотивация, большое количество дидактического материала вызывает интерес у детей и их высокую активность.

Возрастная группа : вторая младшая.
Вид занятия : интегрированное по типу квеста

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»: Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию, формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, количестве предметов, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (развивающих и дидактических играх), обогащать знания детей о лесных зверях;

активизировать речь детей, побуждая их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов, развивать артикуляционный аппарат.

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитию координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, способствовать сохранению и укреплению физического здоровья.

«Социально – коммуникативное развитие»: Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, способствовать установлению положительных контактов между детьми, воспитывать желание помогать другим в трудную минуту, выполнять правила противопожарной безопасности.

Словарная работа : слова-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; слова-понятия: «один», «много»; названия лесных зверей: еж, лиса, медведь, заяц.

Материал: мягкие игрушки: еж, лиса, волк, конструктор Лего, прищепки, геометрические фигуры к игре «Сложи домик», мешочек с разными предметами для сенсорной игры «Выбери на ощупь», шапочка Зайчика, корзинка с яблоками, «Дорожка здоровья», дорожка со следами, кегли для ходьбы «змейкой», « кочки», «ручеёк», макет осеннего дерева, аудиозапись песенка «Наш автобус голубой» (музыка А.Филлипенко Т.Волгиной), хороводная игра «Мы на луг ходили», музыка и звуки леса

Предварительная работа : беседы о лесных зверях, чтение художественной литературы о них, беседы о правилах противопожарной безопасности, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики «Огонь», песенка «Наш автобус голубой» (музыка А.Филлипенко, Т.Волгина), хороводная игра «Мы на луг ходили»


Ход:

1.Организационный этап.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас, стать в кружок.

«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».

Воспитатель : Ребята, а вы любите путешествовать?

Я хочу пригласить вас сегодня в удивительное путешествие в осенний лес.

А на чем мы сегодня будем путешествовать- вы узнаете, отгадав загадку:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Правильно, на автобусе. Вот у меня есть и билеты на автобус, не простые, а из цветного конструктора Лего. Сейчас я вам их раздам.

Маша какого цвета у тебя билет.., а у тебя Тимофей? По команде вам нужно найти пару с таким же цветом билета, как у вас.

Д/и «Найди свою пару»

Дети находят свою пару, едут, поют песенку «Наш автобус голубой» (музыка А.Филлипенко, Т.Волгиной)

2. Основная часть

Воспитатель : Ну вот, мы и в лесу. Как в лесу светло, красиво и тихо.

Звучит аудиозапись шума леса.

Давайте вместе покажем как тихо в лесу.

Артикуляционная гимнастика.

Тихо осенью в лесу.

Су-су-су, су-су-су

Ветер кружится в лесу.

Фу-фу-фу, фу-фу-фу!

Листики шуршат в лесу

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Упражнения для язычка .

Лесной орешек я нашла в лесу.

Давайте мы его положим за щечку (ребята двигают язычком за щечкой), попробуйте, какой он твердый, а теперь перекатим его в ротике за другую щечку.

А птички как кричат в лесу? Давайте вытянем язычок из своего домика - ротика и сделаем «Болтушку»

Молодцы, дети у всех хорошо получилось!

Воспитатель : дети, скажите какие звери живут в лесу?

Дети отвечают, высказывают предположения, называют лесных жителей.

А как этих всех зверей можно назвать - лесные. Давайте проговорим это слово все вместе - лесные.

Воспитатель : А кто это прячется за пеньком? Подойдем, посмотрим. Дети, это же ежик!

Воспитатель показывает детям игрушку – ежа.

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай!

-Ёжик, а кто твои соседи?

Лисы, волки да медведи!

Еж: Ребята, потрогайте мои колючки- они почему-то стали мягкими и я не смогу теперь защищаться от хищных зверей.

Воспитатель : Дети, вы хотите помочь ёжику? Давайте, так как я, оденем на спинку ёжику колючки-прищепки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Катя, сколько ты колючек прикрепила ежику на спинку? (одну колючку). А ты, Вова, сколько прищепок – колючек прикрепил? Тоже одну. Молодцы, дети. Правильно, каждый из вас прикрепил только по одной колючке. Сколько стало колючек на спинке у ёжика (много колючек) Ответ детей: много.

Воспитатель : Дети вы молодцы, теперь ежику не грозит опасность.

Воспитатель : Дети, а зачем ежу нужны иголки?

Дети : Чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, как ежик защищается от врагов? (ответы детей). Он сворачивается клубочком, прячет нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Вот так (показ на игрушке). А вы, ребята, умеете так делать, как еж? Тогда научите меня…

П/и «Ежата и Лиса»

Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы превратитесь в ежат. Ну-ка закружились, закружились и в ежат все превратились. Вот вы и ежики. Сейчас вы под музыку будете бегать по залу, а когда появится лиса, вы должны будете присесть и быстро свернуться в клубочек (группируются и сидят неподвижно). Лиса ушла, ежики снова гуляют.

По окончании игры дети превращаются снова в ребят.

Лиса обращается к ребятам:

Ребята, у меня случилась беда. Мои лисята играли со спичками в доме и случился пожар, теперь нам прийдется зимовать на улице…

Воспитатель: Лисичка, а наши ребята знают, что с огнем играть нельзя. Они тебе сейчас про это расскажут и покажут.

Пальчиковая игра «Огонь».

Я- огонь, я друг ребят, (ладошки соединены по диагонали, пальчики шевелятся)

Но, когда со мной шалят- (грозят пальчиком)

Становлюсь тогда врагом (руки поднимаем вверх, шевелим пальчиками)

И сжигаю все кругом. (руки волнообразно опускаем вниз)

Воспитатель : ну что, ребята, нужно нам и Лисичке помочь сделать домики для нее и ее лисят. Из какой фигуры мы сделаем стены (квадрат), а крышу (треугольник), окошко(кружок).

Д/и «Сложи домик» -дети выкладывают домики.

Лисичка: Спасибо.

Воспитатель: А мы пойдем, прогуляемся по лесным дорожкам.

(дети вместе с воспитателем двигаются по «дорожке здоровья», перепрыгивают через «ручеек», идут «змейкой» между кеглями, перешагивают через кубики-«кочки»)

Встречают медведя около берлоги

Воспитатель: Кто это на пенечке сидит?

Дети: медведь.

Воспитатель : Бурый Мишенька-медведь

Сел на пень и стал реветь.

Воспитатель: Чем ты, Мишенька, расстроен?

Медведь: Да вот, зима наступает, а в моей берлоге сыро и холодно.

Не печалься, Мишенька, у нас есть «Волшебный мешочек», в котором есть много предметов, а ребята выберут из них только теплые, мягкие и пушистые вещи.

Сенсорная игра «Выбери на ощупь»

Воспитатель : Кто тут нас встречает под кусточком?

Дети: Зайчик.

Воспитатель : Заяц – зверь в лесах не редкий,

Только прячется под веткой.

– Мы тебя, ушастый, видим.

Ну- ка выходи, поиграй с ребятами!

Х\и «Мы на луг ходили»

Зайчик (ребенок) благодарит ребят:

Спасибо, вам, ребята,

Меня вы разбудили

За это угощу я вас

Яблочками лесными.

Дети: Спасибо.

3. Заключительная часть

Воспитатель : Ну, а нам нужно возвращаться. Садитесь, ребята, в автобус.

Ребята поют песню и движутся парами.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Что в лесу понравилось вам? Кого мы встретили в лесу? Всем смогли помочь?

Воспитатель:
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И гостям мы на прощанье

Дружно скажем: До свиданья!

Список используемой литературы:

    Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

    Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    Интернет ресурсы