Льготная пенсия для рыболовецких судов. Для льготной пенсии моряка. Помните, ваша пенсия – в ваших руках

Из 28 видов страховых пенсий по старости, назначаемых досрочно, 24 назначаются в связи с выполнением определенного вида деятельности. К одной из профессиональных категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда, относятся работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области выплачивает пенсии 2 663 гражданам, входящим в категорию плавсостава, из них 1 344 - в г. Москве и 1 319 - в Московской области.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию по старости предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет в том случае, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Право на досрочную пенсию независимо от возраста предоставляется мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Плавсостав указанных судов приобретает право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняет судно: перевозку грузов, пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов и другие работы, а также независимо от наименования профессии работника, должности, того, к какой службе судна он относится. Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо, чтоб работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работает, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Если в определённый период времени судно по различным причинам не выполняет работы (отстой, консервация, простой у причальной стенки в ожидании выхода в плавание и пр.), соответствующие его предназначению, то в любом случае такой период не засчитывается в специальный стаж и должен быть отражён в справке, подтверждающей льготный стаж. При обращении за назначением пенсии справку в обязательном порядке необходимо предоставить в Пенсионный фонд.

Период работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила полный год. Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работы включаются периоды по фактической продолжительности, т.е. в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В некоторых случаях при выполнении ряда условий работники плавсостава могут иметь право на двойное снижение пенсионного возраста. Например, если у работника есть стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, или в местностях, приравненных к ним, 20 лет и выработан необходимый стаж в плавсоставе, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается ещё на 5 лет.

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области проводит заблаговременную работу с застрахованными лицами, выходящими на пенсию ближайшие 12 месяцев, в том числе и с гражданами, пенсия которым назначается досрочно. Заблаговременное предоставление документов дает возможность специалистам ПФР сформировать пенсионное (выплатное) дело, при необходимости запросить в архивах организаций необходимые справки (в случае их отсутствия) и назначить пенсию своевременно и в полном объеме.

Вот что "нарыл" в законодательстве о досрочной пенсии за работу на Крайнем Севере: Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, назначается досрочная трудовая пенсия по старости при условии достижения возраста мужчинами 55 лет и женщинами 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (МКС). Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет. При отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029. Стаж для начисления льготных пенсий. Период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется календарно. Работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего севера. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих местностях. Если имела место работа в приравненных местностях, сначала ее необходимо также перевести в стаж работы в условиях Крайнего Севера (1 год работы в МКС = 9 месяцам работы в РКС). Специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере: Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера: «Северный стаж»: мужчины - 15 лет, женщины - 15 лет. Страховой стаж: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет. Возраст выхода на пенсию: мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет. Для лиц, работавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: «Северный стаж»: мужчины - 20 лет, женщины - 20 лет. Страховой стаж: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет. Возраст выхода на пенсию: мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет. Для женщин, родивших двух и более детей, работавших в районах Крайнего Севера: «Северный стаж» - 12 лет; страховой стаж - 20 лет; возраст выхода на пенсию - 50 лет. Для женщин, родивших двух и более детей, работавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: «Северный стаж» - 17 лет; страховой стаж - 20 лет; возраст выхода на пенсию - 50 лет. Кроме того, для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 в приравненных к ним местностях, и работавшим во «вредных» условиях труда, имеющих требуемый страховой стаж, установлено право на дополнительное снижение пенсионного возраста. При соблюдении всех перечисленных условий возраст для досрочного назначения пенсии уменьшается еще на 5 лет. Причем не обязательно, чтобы «вредный стаж» был выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, работающие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Под плавсоставом понимается персонал судна, который осуществляет трудовую деятельность по управлению судном и поддержанию его в надлежащем состоянии. Как следует из текста статьи, право на досрочную страховую пенсию предоставляется плавсоставу судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению, за пределами акватории порта, то есть в значительном отдалении от берега в сложных погодных климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в пределах акватории порта, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуется, так как работа плавсостава этих судов протекает в более благоприятных условиях и в другом режиме.

При определении права на досрочное пенсионное обеспечение по данному основанию имеет существенное значение, какие именно работы выполняются судами. Плавсоставу служебно-вспомогательных и разъездных судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца, работающих как в акватории порта, так и за ее пределами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено. Не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение также плавсостав судов внутригородского и пригородного сообщения.

Право на досрочную страховую пенсию для лиц указанной категории устанавливается независимо от наименования профессии члена плавсостава. Для подтверждения указанной работы помимо записи в трудовой книжке нередко требуется уточняющая справка судовладельца, что данная должность относится к плавсоставу, а судно, на котором осуществлялась трудовая деятельность, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи справки могут быть штатное расписание судов (штатная расстановка), технические спецификации (спецификации) судов, журналы учета личного состава предприятия-судовладельца, судовые журналы, табель учета рабочего времени и другие документы, из которых видно, что работник входит в плавсостав судна, которое относится к тем судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Мужчины, имеющие стаж на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;

Женщины, имеющие стаж на указанных работах не менее 10 лет и страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Страховая пенсия по старости работникам плавсостава может быть назначена ранее общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закона № 400-ФЗ), а также по Списку № 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона.

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам - в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов, которая в 2018 году составляет 13,8.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Перечень профессий и должностей плавсостава на определенных судах морского и речного флота поименован в подразделе 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Такие же профессии поименованы в подразделе 2 «Морской флот» раздела XXX «Транспорт», Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который действовал до 01.01.1992 года.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

(выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно-работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.