Назначить любой гендерный признак ржд. Проверено: выбрать попутчика по гендерному признаку можно только на железной дороге. Купе по гендерным признакам

Сразу в нескольких регионах России железнодорожники вводят в действие новую услугу. В состав поездов дальнего следования включены специальные вагоны, где мужчины и женщины едут отдельно. Пассажиры получили право выбирать между "мужскими" и "женскими" купе. Наибольшим спросом пользуются билеты в отдельные купе у женщин. Между тем Федеральная пассажирская дирекция ОАО "Российские железные дороги" еще не давала своим подразделениям никаких указаний по изменению в правилах продажи билетов. Местные железнодорожники вводят разделение пассажиров по полам на свой страх и риск. Интересно, что чем дальше рельсы от Москвы, тем меньше желающих продавать билеты мужчинам и женщинам раздельно.
Одними из первых разделять в поездах мужчин и женщин начали кассиры Горьковской железной дороги. Никакой особой социологии железнодорожники при этом не проводили. Просто дали задание кассирам обратить внимание на то, как часто у них спрашивают билеты в купе, где поедут только женщины или наоборот. В результате нововведение заработало в фирменных поездах московского направления - "Ярмарка" и "Нижегородец". Кассиры и работники справочной службы предупреждают людей, что они могут воспользоваться правом ехать в "женском" или "мужском" купе. На стоимость проезда желание ехать в "женском" или "мужском" купе никак не влияет. Кассиры говорят, что особым спросом пользуются "женские" купе. Мужчинам все равно, с кем проводить ночь.
"Это удобно, если пассажиры разных полов не хотят ехать в одном купе. Зачастую женщинам особенно боязно ехать с незнакомыми попутчиками мужского пола. Мы это понимаем. И перенимаем европейские стандарты, которые предусматривают охрану и защиту пассажира", - заявил "Известиям" заместитель начальника ГЖД по пассажирским перевозкам Владимир Каляпин.
Разделение купе по половому признаку уже более пяти лет применяется и в двух фирменных поездах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, следующих в Москву и Петербург. Сделано это было по инициативе самих пассажиров. "При покупке билетов пассажиры сразу просят разместить их либо в "женском", либо в "мужском" купе, - говорит начальник резерва проводников петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров Михаил Васильев. - Большим спросом такая услуга пользуется у женщин. В "своих" купе им удобнее переодеваться, отдыхать. Спрос на эту услугу большой, но пока мы не можем увеличить количество таких купе".
Между тем руководство компании ОАО "РЖД" в Москве оказалось не готово комментировать действия своих подчиненных. Часть чиновников узнала о "самодеятельности" регионов от корреспондента "Известий". Часть убеждена, что разделение по половому признаку как раз не соответствует мировым стандартам, и только в России до этого додумались. Единственный официальный комментарий дал замглавы Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД" Вячеслав Ершов. Он признал, что вопрос прорабатывается, и отметил, что "технологически продавать билеты отдельно мужчинам и женщинам будет сложно".
Заметим, что на ГЖД технологические вопросы решили самостоятельно. "Компьютерная система "Экспресс-3" работает так, что женщина не может получить билет в "мужское" купе, и наоборот, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы ГЖД Алексей Сяганов. - Кассир просто не видит в списках свободных мест, например "мужские" места, если билет покупает женщина". Впрочем, ГЖД пока остается исключением из правил. Здесь не скрывают, что инициативу дорога проявила без согласования с ОАО "РЖД".
Поддержать эксперимент готовятся Северо-Кавказская и Северная железные дороги. По прогнозу дирекции по обслуживанию пассажиров Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, до половины купе в формируемых на юге страны поездах будут уже в предстоящем году комплектоваться по половому признаку. Начнется эксперимент со скорого поезда N 3 "Кисловодск-Москва", где раздельные купе появятся в вагонах СВ. Северная дорога начнет разделение пассажиров в архангельских поездах.
Зато женщинам Дальнего Востока и Красноярского края, скорее всего, придется ездить по-старому. Из 17 железных дорог России далеко не все заинтересованы в распространении чужого опыта. В частности, на Красноярской железной дороге раздельных купе для мужчин и женщин не будет. "Это неоправданно в первую очередь с точки зрения экономики, - заявили "Известиям" в пресс-службе магистрали. - Красноярская железная дорога - одна из самых протяженных в России. Здесь много крупных станций, где выходит и садится много пассажиров. Не будем же мы говорить людям: у нас нет для вас билета, потому что вы мужчина или женщина. Согласитесь это, по меньшей мере, смешно".
На Дальнем Востоке тоже скептически отнеслись к этой идее. "К нам из Москвы никаких указаний не поступало. Впрочем, я что-то слышал об этой идее, но только посмеялся, - сообщил "Известиям" начальник пресс-службы Дальневосточной железной дороги Геннадий Ведерников. - Все не так просто. Ведь все билеты, будь то в Хабаровске, в Архангельске, в Нижнем Новгороде или в любом другом городе, продаются через единую общероссийскую систему "Экспресс", которая задействована в главном вычислительном центре РАО "РЖД" в Москве. Значит, нужно специальное программное обеспечение".
Отметим, что РЖД перевозят сейчас около 1 млрд. пассажиров в год. На ДВЖД считают, что "рассортировать" всех по нужным купе невозможно. Например, если в купе взяла билеты семейная пара, то на два других места кого к ним подселять - мужчин или женщин? Или не пускать мужа с женой в одно купе и пусть они неделю с востока на запад страны едут по отдельности?! Все эти проблемы должны обсуждаться только руководством ОАО "РЖД".

Надо быть женщиной!

Вообще-то, дело запутанное, давайте разбираться!

Итак, кейс такой: в некоторых вагонах ФПК (основной пассажирский железнодорожный перевозчик, дочка РЖД) можно выбрать место в купе по гендерному признаку. Но систему, видимо, не до конца продумали, поэтому случается такое:

Сегодня муж мой собирался в командировку, скинул мне картинку с таким текстом:

"В этом вагоне 16 свободных мест.

При этом для мужчин доступно только 5 из них. А для женщин – все.

Если 5 мест из смешанных купе выкупят – то мужчины не смогут уехать. И это при наличии свободных мест".

В общем, меня ситуация заинтересовала, и я попробовал узнать, как обстоят дела с покупкой билетов в такие вагоны.

Захожу на сайт РЖД, делаю вид, что хочу купить билет из Екатеринбурга в Новосибирск. Поезд №100Э Москва – Владивосток, вагон №9, отправление 19 декабря в 12:10. И что я вижу? Оказывается, свободные купе можно обозначить как мужские. То есть мужчины при желании и должной оперативности тоже могут захватить почти весь вагон и не пустить к себе в купе женщин. Поэтому исправление, предложенное пользователем в комментарии выше, было бы очень кстати. Пусть система запрещает помечать свободные купе как М или Ж, пока в тех купе, что уже отмечены как М или Ж, ещё есть свободные места. Когда такое купе заполняется, М или Ж "перескакивает" на свободное купе, и так далее.

Теперь едем из Москвы в Казань. Поезд №076Э Москва – Нерюнгри, вагон №9, отправление 13 декабря в 13:10. Здесь два мужских купе, три женских, остальные смешанные. Поскольку оба мужских и одно женское купе в этом вагоне полностью свободны, делаем вывод, что их помечают как М и Ж не покупатели билетов, а сама ФПК.

Решил заглянуть в двухэтажный вагон. Поезд №024М "Москва – Казань", вагон №6, отправление 13 декабря в 23:08. Здесь уже сами пользователи назначают гендерный признак свободных купе. И происходит как раз то, чего опасались пикабушники. Например, 9-е место занято, а 10, 11 и 12 свободны. Но если ты мужик, ты не сможешь купить билет на одно из них.

Можно выбрать место в смешанном купе...

Либо самому назначить гендерный признак, если купе ещё пустое. Но чисто мужских купе в этом вагоне пока нет. Видимо, это потому, что многим мужчинам больше нравится ездить в купе с девушками, чем с другими мужчинами.

Кстати, нашёл ещё один баг. Сейчас система РЖД позволяет мужчине купить место в женском купе, если при заполнении личных данных он укажет, что он женского пола)))

Понятно, что при рассадке женщины выгонят непрошеного попутчика из купе, либо его пересадит проводник, но странно, что этот момент не продумали. Наверное, должен быть какой-то анализ по ФИО пассажира, чтобы система не позволила ввести ему неверные данные. При этом пометить пустое купе как женское почему-то не получается, то есть какой-то запретительный алгоритм всё же существует. Но как быть, если человек ощущает себя женщиной в теле мужчины? Ладно, ладно, мы же в России, у нас тут о таком не то что говорить – даже думать не принято. ;)

В целом ситуация не кажется мне какой-то вопиющей. Во-первых, услуга выбора мужского или женского купе работает, как правило, только в одном вагоне на состав. Во-вторых, надо просто допилить систему – и всё будет нормально.

Но что вы думаете насчёт дискриминации? Мужчины, нарушают ли женщины ваши права? Не охуели ли они захватывать себе купе и ездить в них в одиночку?

Женщины, нарушают ли мужчины ваши права? Не охуели ли они присваивать купе статус "смешанное" и харассить вас по полной, угощая чаем с лимоном и финским сервелатом?

Пишите в комментах!

Купить билет в купе, в котором едут исключительно женщины или мужчины, пассажиры имеют право уже почти десять лет, с 1 июля 2007 года. По статистике, сегодня этой услугой пользуются около 10 процентов путешественников. Причина невысокой популярности проста: кто-то до сих пор не знает об "однополых" купе, многие путешествуют всей семьей, а некоторые элементарно не верят в такую возможность.

В этом корреспондент "РГ" убедилась на собственном опыте, когда на днях возвращалась из командировки в Тюмень. Поезд следовал из Нижневартовска в Волгоград. Вагоны заполнены почти под завязку. Северяне с семьями уже двинулись поближе к фруктам и настоящему лету. У меня на руках был билет, в котором значилось заветное "Ж". Казалось, это гарантия того, что есть, спать и переодеваться во время пути мне придется в компании исключительно женщин. Но не тут-то было. В купе, кроме двух женщин, ехал молодой человек на верхней полке.

До Екатеринбурга всего пять часов пути, и хотелось махнуть рукой на "гендерную несправедливость". Но по-журналистски заело: как так, билет продан в женское купе, а по факту в нем мужчина.

Почему в принципе пассажиры выбирают "однополые" купе, думаю, пояснять не надо. Кормящие матери, мусульманки, инвалиды - для них соседство с женщинами бывает принципиально важно. К тому же, по мнению многих дам, мужчины чаще храпят, пьют в вагоне пиво и т. д. У сильного пола свой резон - мол, представительницы прекрасной половины человечества болтливы, суетливы и постоянно в дороге что-то едят. В общем, мотивы у каждого свои, и относиться стороны друг к другу могут как угодно, но на то и дано право выбора, в какой компании ехать.

В моем случае ни проводник, ни начальник поезда не смогли объяснить, почему купе, обозначенное в билете как женское, на деле превратилось в смешанное. Оба в голос твердили, что это сбой системы:

Обращайтесь в кассу, где покупали билет. Очевидно, кассир напутал.

При этом начальник поезда, зайдя в купе и взглянув на полку, где лежал молодой человек, на весь вагон выпалил: "И это мужчина?!" В общем, почти как у Ильфа и Петрова: "Кто скажет, что это девочка…" Даже жалко парня стало.

Шутки шутками, но руководство поезда решительно не знало, как действовать в этой ситуации. Других женских купе в поезде не оказалось, а туда, где едут одни мужчины, парень из моего купе перебираться категорически отказался. Кроме того, никто не имел представления, полагается ли за ошибку кассира компенсация или какие-то бонусы от компании-перевозчика. В общем, во всех дорожно-гендерных хитросплетениях мне пришлось разбираться уже по прибытии в Екатеринбург.

Подобные сбои случаются очень редко, - отметила Юлия Иванищева, руководитель пресс-службы Уральского филиала Федеральной пассажирской компании. - Очевидно, кассир просто оказалась невнимательной. Обычно, если первый пассажир при покупке билета выбирает женское купе и ставит соответствующую пометку, все последующие места в нем автоматически считаются женскими, и никто другой при всем желании не сможет приобрести в нем билет. С мужскими купе чуть сложнее. Допустим, первым пассажиром в купе стал мужчина. Покупка следом проездного документа женщиной делает это купе смешанным. Правда, никто из мужчин на "дискриминацию" не жаловался, да и от дам жалоб практически не бывает. Как правило, все проблемы удается решить в поезде: проводники находят купе, куда можно переселить пассажира по признаку пола.

По словам Юлии Иванищевой, выбор "однополого" купе не влияет на стоимость билета, а значит, никакая компенсация мне не положена.

Компетентно

Василий Сидоров, главный юрисконсульт Екатеринбургского центра по защите прав потребителей:

В данном случае налицо явное нарушение условий договора. А договор - это ваш билет, и в нем четко сказано, что вам обязаны предоставить место в купе, где едут одни женщины. Компания, не оказавшая услугу, должна была устранить проблему на месте, то есть найти женское купе. Либо вы имели право сдать билет и вернуть свои деньги. Если не сделано ни то, ни другое, пассажир может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Неважно, входит ли услуга в стоимость билета или прописана отдельной строкой. Главное - пассажир наделен таким правом.

Между тем

"Гендерные" разбирательства с железной дорогой редко, но случаются. Особенно показательна в этом отношении история Ольги Иванченко из Москвы. Она купила билет в вагон СВ с пометкой "женское купе", чтобы доехать ночным поездом из Казани в Москву. В купе оказался мужчина, и ей пришлось провести ночь в его компании. Ольга потратила почти год на тяжбу с РЖД, точнее, с ее "дочкой" - Федеральной пассажирской компанией. В итоге ей присудили-таки положенную компенсацию за неоказанную услугу, учли моральный ущерб и судебные издержки, выплатив девушке 17 тысяч рублей. Надо заметить, процессов с участием мужчин за годы введения "гендерной" услуги пока не было.

Трудно не согласиться с тем фактом, что большинство людей предпочитает ездить ж/д транспортом в уютной обстановке, где можно получить услуги хорошего качества за приемлемую цену. В этом аспекте важно кое-что знать о вагонах, расположении спальных мест, а также услугах, которые можно получить после приобретения билета.

Категории

В каждом из них 9 отсеков, которые отделяются от коридора дверью. В каждом купе - 4 места, 2 из которых расположены вверху, и 2 в нижней части. Площадь купе сравнительно невелика (1,95x1,75 м), но там могут вполне удобно разместиться 4 пассажира в сидячем или лежачем положении.

Каждый вагон рассчитан на 36 мест, а также 2 туалета (в передней и задней части). Это сделано для того, чтобы снизить нагрузку на каждый санузел.

Виды

С комфортом: 2Б, 2Э. Они оснащены системой кондиционирования воздуха и имеют современные биотуалеты. Выдаётся бельё (постельное), еда (горячая), газеты, журналы и наборы личного пользования (различного состава).

Различия между 2Б и 2Э состоит в еде и наборах. Кроме того, это касается интерьера. Сюда относятся лампы, шторки, занавески и другие аксессуары.

В 2Э не предоставляются комплекты для гигиены и периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Основная: 2У . Здесь поддерживается оптимальный микроклимат и предоставляется бельё. Не везде можно увидеть биотуалеты. В качестве опции рассматривается питание, которое предоставляется в обязательном порядке (горячая пища или сухой паёк).

Со стандартными удобствами: 2K . Здесь охлаждается воздух, люди пользуются биотуалетом, и им выдают свежее бельё. Иных услуг не предусмотрено техническими правилами.

С необходимым сервисом: 2Л . Нет биотуалета и кондиционирования, но предлагается бельё.

Туристам: 2Д. Есть бельё, а салон оформляется по минимальному сценарию.

Купе по гендерным признакам

Недавно появилась возможность: поездка с однополыми соседями. По другим параметрам эти купе не отличаются от других. Такая услуга популярна у тех людей, кто предъявляют повышенные требования к своей безопасности.

Поезда, которые перемещаются на значительные расстояния, оснащаются вагоном, где попутчики выбираются по гендерному признаку. Такая услуга на стоимость влияния не оказывает.

При заказе в интернете билета рекомендуется обращать внимание на параметр МЖ, где купе разделены по признаку пола. Каждый человек выбирает на основе этого критерия. Можно не только присоединиться к тому или иному купе, но также сделать бронь в нём.

Если документ, дающий право поездки, покупается в кассе, то покупатель должен сообщить кассиру о своём желании купить место в определённом купе.

Детям предоставляются скидки. Если возраст ребёнка не более 5 лет, он ездит бесплатно в сопровождении одного из взрослых. Для 5-10- летних детей предусматривается место, а цена поездки составляет 35% от цены аналогичного варианта для взрослого. При поездке с младенцем целесообразно в купе оплатить все места.

Сегодня функционируют купе, предназначенные для лиц, имеющих ограниченные физические возможности. На весь состав оно имеется в единственном экземпляре. Ширина дверей в нём превышает традиционный вариант.

В одном из санузлов довольно просторно, и там может поместиться коляска для инвалида. Кроме того, предусматриваются удобные поручни.

Купить билет в купе такой категории можно в том случае, если будет документ, который подтверждает потребность лица в реабилитационных средствах.

При оформлении билета в вагон-купе нужно получить информацию о том, можно ли брать с собой домашних питомцев. В некоторых случаях пассажиру нужно выкупать купе, а в иных – данной потребности нет. Отдельно платят за животных пассажиры вагонов 2Б и 2Э.

В других вагонах мелких животных можно перевозить по установленному тарифу. Если транспортируется крупное животное, то оплатить следует всё купе. В 2Д перевозить подобный «груз» нельзя.

С начала текущего года стали действовать изменения в правила транспортировки домашних любимцев. С этого времени не нужна справка, которую выписывает ветеринар, что облегчает процедуру провоза животных.

Выбор по услугам

При покупке билета у людей есть право получить услуги, включаемые в его стоимость. Практически во всех вагонах-купе установлены кондиционеры, а в общую цену включается бельё для постели.

Во многих вагонах высокого уровня комфортности имеются биотуалеты. Их особенность заключается в том, что туалетную комнату не закрывают на остановках и промежутках пути, являющихся санитарными зонами.

В 2Э и 2Б в цену включают предметы гигиены, печатную продукцию, безалкогольные напитки и разные блюда.

Когда приобретается билет в сети интернет, можно выбрать еду, в зависимости от купе. К примеру, обычный завтрак, каша, питание для детей и т.п. В категориях «турист» и «эконом» нет питания, что определяется ценой таких билетов.

Наименование 2Л или 2К означает то, что прочие услуги во время поездки предоставляться не будут. Главный акцент тут делается на базовых услугах, без которых не обойтись во время путешествия.

Выбор по классу и услугам

При покупке билета нужно определиться с тем, что человек хочет иметь от конкретной поездки и в каких условиях ему уютно добраться до конечного пункта.

Исходя из предпочтений путешественника, выбирается категория на основе предварительного анализа каждого варианта.

Если турист не хочет, чтобы в цену поездки включались другие услуги, он должен взять билет, где имеется один из вариантов маркировки: 2Д, 2К, 2Л.

В иных купе предоставляют услуги, имеющие некоторые отличия. Например, в бизнес-классе (2Б) в наборе находится мыло, щётка (зубная) с пастой, салфетки, а в «эконом» - кроме мыла и простых салфеток ничего нет. Для поездки это не принципиальный момент, поэтому бывают ситуации, когда переплачивать необязательно.

Существуют различные купе, и они отличаются услугами, входящими в цену.

Перед поездкой желательно получить сведения по вагонам, курсирующим в соответствующем направлении. Кроме того, важно знать, какие услуги необязательны. Это целесообразно в том плане, чтобы в пути не возникало конфликтных ситуаций и неприятных моментов.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.