Определение целей воспитания в различные исторические периоды развития общества. Цели, идеалы воспитания в различные исторические эпохи

Традиции семейного воспитания складывались на протяжении многих веков и укреплялись в ходе исторического развития человечества. Издавна украинцы рассматривали семью и род как святыню, а воспитание детей - как святая обязанность родителей: благодаря воспитанию в семье народ продолжал себя в своих детях, генезував свой национальный дух, характер, менталитет, традиционную семейно-бытовую культуру (М. Стельмахович).

В украинских семьях детей всегда учили, что человек неотделим от своего рода, нации. Главным хранителем порядка в семьях и общественных отношениях был обычай. Он обязывал каждого члена рода совершенстве изучать и знать свою родословную до седьмого колена. Человека, который не знал истории своего рода, считали Безродный. Уважение и любовь к своему роду, родной земли, национальных обычаев и традиций начиналась с оцененным письменных памятников, преданий, предметов быта, портретов, семейных реликвий и других материалов о жизни предков.

Заботясь о будущем детей, родители понимали, что предпосылкой успешного воспитания является духовная связь между поколениями. Поэтому в семейной среде формировались такие качества как уважение к старшим, милосердие, доброта, искренность.

Одной из крупнейших добродетелей была любовь и уважение к родителям. Во многих семьях был обычай "отдавать челом", то есть целовать руку родителям и родственникам. С детства приучали детей молиться за родителей и за всю свою семью. Проявлением уважительного отношения к старшим по возрасту было обращение на "вы". Здороваясь, дети имели поклоняться. В народной педагогике такое послушание и уважение базировались на убеждении, что в обществе наибольшее уважение надо проявлять к тому, кто имеет больший жизненный опыт.

Воспитанием детей в семье опиковувалася в основном мать. Роль матери в семейном воспитании является непревзойденной. Она стояла на страже доброй, кроткой, светлой атмосферы в доме. Поэтому идеал человека, характер морали, образ жизни Украинской подчинены нормам, которые являются типичными для женщины. Отсюда и генетические черты национального характера: сердечность, доброта, искренность, гостеприимство, трудолюбие.

Настоящей школой воспитания щедрости, душевности и отзывчивости является семья: отношение к матери, отца, дедушки, бабушки, братьев, сестер является испытанием человечности.

Соблюдая нормы народной педагогики, родители сами развивали в себе благотворительные ценности, собственными поступками формировали то, что хотели видеть в своих детях. Ведь в народе отцовского судили о детях: "Яблоко от яблоньки далеко не катится", "Какая дом - такой забор, который отец - такой сын", "Какой куст, такая хворостина, отец, таков и ребенок".

В основе традиционного семейного воспитания лежит совместная трудовая деятельность родителей и детей. Веками украинцы считали труд мерилом духовных и физических качеств человека. Еще во времена Древнерусского государства мальчиков готовили к трудовой деятельности, для выполнения функций кормильца семьи и ее главы. Девочек привлекали к женского труда, учили прясть, ткать, шить и тому подобное. Родители прививали ребенку не только трудовые навыки, но и любовь к труду, воспитывали сознательное отношение к ней, культуру труда, нетерпимость к праздности, лени, безделья.

Семейная этнопедагогика обращает внимание на воспитание у детей стремление жить и творить по законам красоты. Украинцы всегда старались украсить свой быт, одухотворить труд, облагородить отношения между членами семьи. Детей учили приветливости, вежливости, воспитанности в общении с людьми. Развития эстетических чувств и вкусов способствовала поэтичность и мелодичность песен, красота танцев, обрядов, традиций, обычаев. Вырастая в этой атмосфере, дети развивали творческие силы: они учились петь, танцевать, приговаривать, вести среди людей, изготавливать предметы прикладного искусства. Все это воспитывало у подрастающего поколения высокие эстетические и нравственные идеалы, тяга к прекрасному, любовь к отчему дому, семьи, природы, своего края.

Это свидетельствует о том, что за многовековую историю наш народ создал высокий уровень статуса семьи с ее незыблемым авторитетом, любовью к детям и преданностью долгу их воспитание.

В течение всего XX в. семья в Украине переживала глубокие изменения, которые касались всех аспектов ее существования. С одной стороны, семья преодолела кризис патриархальности родственных отношений, а с другой, она столкнулась с новыми проблемами, в значительной мере утратила способность выполнять жизненно необходимые для человечества функции и оказалась в кризисном состоянии.

Кризисные явления, наблюдаемые в современной семье, касаются, главным образом, ее экономических и демографических оснований. Так, приобрела тенденцию к снижению шлюбнисть (на 100 заключенных браков приходится 46 разводов) рождаемость снизилась до уровня, который не обеспечивает простого воспроизводства поколений. Неполные семьи, где нет отца, реже - матери, составляют 13%. Характерными стали такие явления, как детское сиротство, беспризорность, бродяжничество.

Изменился семейный состав населения: если еще ЗО лет назад средняя семья насчитывала 4,0 человек, то в 1994 году - 3,0, а в 1999 году - 2,6 человек. Важным признаком современных изменений является уход от сохранения семей, состоящих из представителей многих поколений, процессы отделения молодых от родительских семей. Экономические трудности, которые переживают государство и непосредственно семьи, поставили под угрозу интеллектуальный и нравственный потенциал семьи. Основной свое время родители тратят на поиски средств для выживания (средств, продуктов питания, товаров), а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, женщина, которая работает сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Общение родителей с детьми сводится преимущественно к контролю за их обучением, а сам контроль - до выяснения того, какие оценки получил.

Существенно ограничены возможности социального окружения ребенка. Значительную роль в этом сыграли урбанизация населения, недооценка "живого" общения как в кругу семьи, так и со сверстниками. Это приводит к тому, что способ усвоения социального опыта с непосредственного превращается в опосредованный, в результате чего значительно снижается ценность приобретенного опыта и уровень и возможности мировосприятия.

Во многих современных семьях наблюдается значительная путаница с ценностями. На первое место они выдвигают идею обогащения, стремятся воспитать у детей прагматизм, рациональность, волю к успеху. Детерминантами поведения старших отношении детей стали коммерция, манипулирования, бездушие, постоянное желание занимать преимущественно ролевую или личностную позицию. Такие крайности приводят к отчуждению детей от родителей, установления между ними формально-деловых отношений (сделай, убери, принеси, молчи) с соответствующими реакциями - санкциями за нарушение требования. Это способствует еще большему обострению вечной проблемы отцов и детей.

Не все родители могут понять суть социального равенства между детьми и взрослыми, а потому отвергают даже саму идею. На самом деле, равенство не предполагает однообразие. Тот неоспоримый факт, что ребенок не может сравниться со взрослым ни в знаниях, ни в навыках и умениях, не отнимает у нее права на уважение и личное достоинство.

Родители испытывают острую нехватку педагогических знаний и требуют специальной подготовки для выполнения воспитательной функции. В то же время расстояние между семьей и школой увеличилось. Обычная общеобразовательная школа, в результате многих причин стала непрестижной и малопривлекательной, почти отошла от роли помощника семьи. Новые же общественные институты хотя и появились, но не окрепли. Поэтому они пока не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Совокупность этих и других изменений привела к фундаментальным сдвигам в системе взаимодействия личность -семья - общество.

Что было свойственно воспитанию детей на протяжении истории?

Это естественно и закономерно, что принципы воспитания зависят от эпохи и исторического периода, в который оно осуществляется. Но все же есть одно правило или закон, который сохраняется во все времена – это уважение и помощь старшим. Даже в первобытно общинном строе каждый ребенок активно участвовал в процессе коллективного (на тот момент разумеющегося) труда. Девочки учились женским премудростям, а мальчики получали и укрепляли навыки мужских обязанностей. На начальном этапе развития человечества групповой и общественный труд являлся основополагающим, так как такого понятия, как «частная жизнь», на тот момент не существовало. Это было связано с ярко выраженными инстинктами самосохранения и стадности первобытных людей, недавно перешедших из состояния дикого животноподобного существа в стартовое человеческое состояние. Так же как и труд, процесс воспитания ребенка тоже было коллективным.

Первобытнообщинный строй

В период, когда первобытные люди объединялись в группы без учета родовой принадлежности, структура воспитания была самой незамысловатой. Только с приходом этапа родовой общности воспитание стало усложняться, так как постепенно начало вводиться трудовое формирование личности. Трудовое воспитание заключалось в ознакомлении детей с названиями животных, растений, в обучении их принципам земледелия, скотоводства и собирательства. Также старейшины знакомили молодое поколение с традициями, нравами, историей рода, подвигами предков, с родовыми врагами и практически всегда прививали детям чувство мести и ненависти по отношению к ним, объясняя это священным долгом. Много внимания в то время уделялось священному культу, в который входили обряды (танцы, песни, игры и жертвоприношения). Не проходило воспитание и мимо культурного развития детей. В обязательном порядке их обучали индивидуальным, присущим только этой местности, песням, прикладным умениям и, конечно, сказаниям.

Когда век первобытнообщинного строя подходил к концу, в процесс воспитания стало внедряться военное дело. Когда приходило время все мальчики и девочки проходили обряд родового посвящения, включавший в себя применение публичных испытаний на силу и выносливость.

С преобразованием общественного строя воспитательный процесс также становился все более структурированным и сложным. Появилось классовое разделение, а кроме этого общество стало делиться на социальные группы, то есть на богатых и бедных.

Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй

Античность является эпохой наивысшего развития рабовладельческого строя. Особенно ярко это было видно на примере таких государств как Рим и Греция. Теперь богатые обучали своих детей, как надо управлять и руководить низшими слоями общества. Рабы же наоборот ограждались от знаний. Их уделом было беспрекословное подчинение высшим сословиям и непосильный каждодневный труд на них.

Но далеко не все рабы были согласны с таким существованием. Стараясь изменить свою жизнь, они воспитывали детей в стремлении к свободе, прививая ненависть к своим угнетателям.

Индивидуальные особенности воспитания затрагивали не только отдельные государства, но даже разные города в пределах этого государства. Например, в Спарте (Греция), только что родившихся детей осматривали старейшины. Сильных детей они оставляли, а слабых убивали. В период до семи лет спартанских детей воспитывала семья.
Там их учили быть неприхотливыми к пище и быту, не бояться темноты и с легкостью переносить лишения. С семи до восемнадцати лет мальчики обучались в государственных образовательных заведениях казарменного типа, где они в любую пору года спали на тростниковой подстилке на полу, ходили босыми и легко одетыми, а также питались, мягко говоря, без излишков. В 14 лет молодых людей начинали учить жесткому физическому влиянию на рабов, то есть их избиению.

Девочкам тоже отводилась важная роль. Их также воспитывали нравственно и физически и готовили к воспроизводству сильного и здорового потомства. Кроме этого на них возлагалась ответственность за охрану города в военный период, когда мужчины уходили на поле боя, или отправлялись следить за рабами.

Афины, по сравнению со Спартой, являлись демократической рабовладельческой республикой. Это был центр торговли. Здесь рабы принадлежали конкретным рабовладельцам, а не государству в целом. В Афинах населению даже было предоставлено хоть и ограниченное, но право по управлению государством. Также афиняне имели возможность самостоятельно, в семье, воспитывать детей. Воспитание в этом городе было разностороннее. Детям прививали нравственное, эстетическое, физическое и умственное образовали. Но оно, все же имело классовое ограничение, так как только дети рабовладельцев могли его получать. Но заметьте, что в списке всех сфер воспитания и образования отсутствовал труд, так как он был уделом только класса рабов.

Так же как и в Спарте, все афинские дети до семи лет воспитывались в домашних условиях. Но в богатых семьях ими занимались кормилицы и няни, то есть рабы. Уже в то время дети рабовладельцев активно играли с волчками, мячами, куклами и лошадками, и конечно в детских ежедневно звучали рассказы и басни Эзопа. После семи лет мальчиков отдавали в платные школы, где процесс воспитания ребенка заключался в глубоком умственном и эстетическом развитии. А девочки вели затворнический образ жизни. Они проживали на закрытой женской половине, где их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах и правилам ведения хозяйства. Дети же рабов не имели права посещать школу.

Термин «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «покой» и «досуг». Термин «педагог» так же греческого происхождения и дословно переводится – «детоводитель».

Раннее средневековье

В раннем средневековье главенствующее место заняла католическая церковь, которая, соответственно, и стала устанавливать правила воспитания детей. В первую очередь она напрочь убрала все привитые античностью принципы гармоничного воспитания. Нечто похожее происходило и в христианстве, которое пропагандировало рождение ребенка как первородный грех, искупить который можно только воспитывая детей и живя в «страхе Божьем». В этот период широко были распространены так называемые «богоугодные» заведения, в которых проживали дети, рожденные вне брака и дети сироты. Это были закрытые и благотворительные учреждения.

Эпоха Возрождения

Это эпоха возрождения принципов античного воспитания. Снова на Олимп стало восходить гармоничное развитие детей. Теперь центром мироздания становится сам HomoSapiens. С этого момента развитие человечества пошло по пути гуманизма. Появившиеся гуманисты-педагоги старались взращивать разносторонне развитых и свободомыслящих людей. Они не принимали ни в какой форме метод «кнута» и пропагандировали уважительное и бережное отношение к ребенку, делая акцент на том, что он личность.

Хотя в гуманистическом учении были и свои недостатки. Одним из главных недостатков было классовое деление, не дающее детям бедняков обучаться на уровне с детьми из богатых семей.

Чем дальше шла история, тем большее количество детей могло получать образование. Вопросы воспитания всегда рассматривались и напрямую зависели от эпохи, сословия и особенностей личности родителей. К счастью наша современность предоставляет нам значительно больше возможностей, которыми, при желании может воспользоваться каждый. Но всегда люди, не похожие на общую массу, были гонимы.

С течением времени и отношение к людям, а тем более к детям, с особенностями развития менялось. Постепенно их старались социализировать, но как оказалось – это довольно не простая задача и далеко не все граждане в нашем обществе готовы и способны принять таких людей. Получается так, что зачастую необходимо воспитывать не людей с физическими и психическими особенностями развития, а тех, кто их окружает.

Все мы знаем, сколько сил требуется для процесса воспитания ребенка , а для их требуется в несколько раз больше. Но самое главное, чтобы процесс воспитания был наполнен любовью и пониманием. Именно тогда он принесет свои плоды.

Любите и цените своих детей, не смотря ни на что!

Водить его на прогулки, но и воспитывать его. По закону родители обязаны заботиться о ребенке не только материально, но и духовно. Главным в воспитании как раз и является духовное развитие человека. С детства ребенку прививают правильные манеры поведения, учат грамматике и счету, знакомят с основами всех наук, расширяют кругозор. Родители или читают сами, или заставляют самостоятельно читать познавательные книги, водят детей на уроки музыки, в музеи и театры. Родители помогают детям понять, что такое добро и зло, честность и справедливость, почему надо защищать слабых, помогать престарелым и больным людям.

Ничего подобного не происходит вне человеческого общества. Животные не воспитывают своих детей. Они лишь заботятся о них, доставляя в гнездо пищу, а затем обучают элементарным навыкам охоты, помогая выжить среди хищников. Человек продвинулся гораздо дальше животных в своем развитии. Родители учат не тому, как выжить в мире, а тому, как помочь слабым, как быть вежливым и всесторонне развитым, отказываться от удовольствий, защищать свою честь и достоинство. Все это формируется обществом и передается благодаря воспитанию.

Родители - самые первые и самые заинтересованные воспитатели, так как имеют дело с собственными детьми. У них принимают эстафету школьные учителя, которые и обучают, и воспитывают. Но у одного учителя много учеников, поэтому всесторонне развить способности каждого он не в состоянии. К тому же видится с ребенком лишь несколько часов в день. И такой большой ответственности, как родители, за воспитание чужих для него детей школьный учитель не несет и нести не может. Тем не менее, учительницу многие называют второй мамой. Очень многие школьные учгггеля и воспитатели в детских домах проявляют к детям такую теплоту и нежность, какой дети не получают в своей семье.

В разные исторические эпохи и в разных странах детей воспитывали неодинаково.

В эпоху Возрождения и в Средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление происходило не по часам, а когда детям захочется есть. Сильно ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил полностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя - ноги. Тугое пеленание объяснялось заботой о безопасности младенца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиенической культуры детей поздно начали приучать к туалету.

В XVI-XVII веках битье детей стало массовым. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить языки древних народов и грамматику как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те времена не знали.

В XVII веке воспитание детей сравнивали с дрессировкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках.

В конце XVII - начале XVIII века нравы постепенно смягчаются. Телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Правила хорошего тона запрещают держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т. д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплину, воспитание воли и хороших манер.

У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми. А в странах с теплым климатом - носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают.

У малочисленной народности кётов ребенок не испытывает никаких ограничений со стороны взрослых. Он окружен заботой и вниманием. Взрослые обычно выполняют все его просьбы и требования. Полагают, что если ребенку в чем-то отказать, чем-то напугать его, наказать, то душа предка, находящаяся в его теле, уйдет обратно в мир мертвых, и ребенок, оставшись без души, умрет. Ругать ребенка нельзя, это равносильно неуважению к памяти предка. Вместе с тем с самого раннего возраста (у нанайцев - с трех лет, у турок - с четырех-пяти) начинается обучение ребенка трудовым навыкам, приобщение к хозяйственной жизни семьи. До этого ребенок был целиком на попечении матери, а теперь к нему, особенно к сыну, проявляет внимание и отец.

В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чт обы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, к детям надо относиться сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей - значит портить их.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Дети рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Уже в 16- 17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.

К трудностям и физическим испытаниям с ранних лет приучают своих детей австралийские аборигены. При этом дети должны были с честью выдержать боль - без криков и слез.

Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходит не всегда. В некоторых странах детей отдают на воспитание родственникам или даже посторонним людям. Так происходило, например, в средневековой Европе. До сих пор у некоторых закавказских народов на терри гории России существует особый обычай, согласно которому родители отдают своего ребенка в семью близкого родственника, который считается приемным отцом и воспитывает ребенка до совершеннолетия.

Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7-10 лет. В Англии до 1,5 лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме, затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись жить и учиться в другие семьи. Европейские аристократы отдавали своих отпрысков в дома более знатных дворян, где они служили в качестве пажей и оруженосцев. Не отставали от них крестьяне и ремесленники, отдававшие детей в прислуги.

Ученые обнаружили немало таких обществ, где первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц. А воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу.

Проверьте свои знания

1. Что общего и какие различия существовали в воспитании детей в разные эпохи у разных народов?

2. Зачем детей отдавали из собственной семьи на воспитание в чужие семьи?

3. Как бы вы продолжили фразы; «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо...», «При воспитании нельзя...»

4. Объясните смысл понятия: воспитание.

5. Как вы понимаете старые пословицы: «У семи нянек дитя без глаза», «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит».

6. Приведите примеры разного воспитания из художественной литературы или из фильмов.

Кравченко А.И., Обществознание: учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Главная цель воспитания неизбежно отражает уровень развития общества, его производительных сил и производственных отношений, экономических и правовых отношений, а также историю и общественные традиции. Подрастающее поколение и каждый человек испытывает мощное влияние многих факторов. Так, еще Л.Н. Толстой отмечал, что в существовавшем воспитании (которое он считал насилием в образовании), есть 4 причины: семья, религия, государство и общество. Но даже цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Достаточно изучена система воспитания в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же, ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты.

Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.

Идея гармонического развития личности зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом варьировалась в разное время и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами.

Эпоха средневековья характеризуется господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху Возрождения социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном для всех воспитании и участии в труде всех граждан. Ставя такую цель воспитания, он намного опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни - пожелание хорошее, но весьма неопределенное.

Цели воспитания в российской педагогике

Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель - это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях». О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX вв.).

КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована. Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.

Б.Т. Лихачев считает также, что помимо общечеловеческих демократических целей и идеалов воспитания реально существуют и другие, имеющие негативный, нежелательный характер. Это цели авторитарные, мелкобуржуазные, националистические, буржуазно-космополитические, религиозные, анархически-разрушительные, монархические, преступно-романтические, неофашистские. Анализируя их, автор считает, что они порождают в детской среде «растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры»». Коммунистическое воспитание как средство достижения идеала личности советского общества не оправдало тех надежд, которые на него возлагались. Следовательно, определение и формулировка цели - это очень существенный исходный элемент начала педагогической деятельности, но не единственный и не решающий. Кроме цели, как уже сказано, есть и средства ее достижения, которые либо обеспечивают необходимый результат (ожидаемый продукт), либо нет. На основе краткого обзора и анализа постановки целей воспитания в различные исторические периоды развития общества И.П. Подласый делает вывод:

Цитата

«Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок (в советский период) будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель».

В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики - А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).

Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной. В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания - гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида ». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность - существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения. Например, мы сами ищем в интернет магазин парфюмерии нужные нам вещи, никто не может навязать свою волю.

Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма. Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.

  • 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
  • 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
  • 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
  • 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
  • 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
  • 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
  • 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
  • 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
  • 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
  • 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
  • 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
  • 22. Проект Локка о рабочих школах
  • 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
  • 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
  • 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
  • 26. Теория элементарного образования Песталоцци
  • 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
  • 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
  • 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
  • 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
  • 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
  • 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
  • 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
  • 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
  • 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
  • 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
  • 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
  • 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
  • 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
  • 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
  • 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
  • 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
  • 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
  • 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
  • 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
  • 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
  • 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
  • 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
  • 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
  • 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
  • 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
  • 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
  • 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
  • 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
  • 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
  • 56Педагогические идеи а.С. Семонович
  • 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
  • 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
  • 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
  • 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
  • 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
  • 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
  • 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
  • 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
  • 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
  • 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
  • 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
  • 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
  • 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования
    1. История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина

    История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

    Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

    История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:

    а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;

    б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;

    в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;

    г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;

    д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

    Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

    Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

    Взаимосвязь истории педагогики с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики.

      Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого.

      История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох.

      Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.

      Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования.

      Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. История педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.

    История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции.

    К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

      Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

      С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого.

      Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

    К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

    2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя

    Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.

    Концепции происхождения воспитания

    Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

    К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

    Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

    Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда . Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

    Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

    Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

    В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

    Появление организованных форм воспитания

    Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

    В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

    В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

    Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

    В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

    Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства