Особенности работы педагога с детьми раннего возраста. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста Принципы работы с детьми раннего возраста

Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребенка. Исследованиями подтверждено, что имеющийся от рождения весьма бедный арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие и формирование положительных эмоций происходит в процессе формирования предметных, конструктивных и других действий. При этом качество и сила эмоций зависят от совершенства способов действия в той или иной среде. На первом этапе, когда еще способы действия не сложились, всякая попытка ребенка решить практическую, даже сенсорную задачу вызывает преобладание отрицательных эмоций. Далее, когда ребенок овладевает определенными способами действия, появляются ярко выраженные положительные эмоции. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, внешние проявления эмоций резко ослабевают. При этом, как показывают исследования, эмоциональное состояние его не ослабевает, но приобретает другое, как бы внутреннее выражение, зависящее от продуктивности и результата выполненного действия. Таким образом, выявляются два вида эмоций, возникающих у ребенка при выполнении какого-либо действия: одни эмоции направлены вовне, адресованы взрослым или предметам; другие направлены внутрь, они являются как бы движителем высокой активности.

Вышесказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляться задачи всестороннего воспитания детей. При таком подходе задачи всестороннего развития и воспитания ребенка следует ставить и осуществлять уже с первых недель его жизни.

В наиболее раннем возрасте задачи физического, умственного, эстетического и нравственного воспитания как бы слиты. Однако по мере роста ребенка все стороны воспитания начинают дифференцироваться. Эта закономерность отражается в усложнении программных задач уже в конце первого и начале второго года жизни.

На первом году жизни ребенок интенсивно овладевает движениями, у него формируется предметное восприятие, развиваются действия руки, проходит подготовительный период овладения речью, возникают первые чувства привязанности и многое другое. На втором году жизни малыш овладевает ходьбой, речью, усложняются все виды его деятельности (общение, предметная, бытовая и другая деятельность), возрастает интерес к окружающему. (См. характеристику возраста в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».)

Успешное осуществление задач воспитания в значительной мере зависит от того, насколько эффективно воспитатель учитывает особенности возраста и изменяет педагогические методы и приемы по мере овладения детьми теми или иными навыками, умениями, способами действий, знаниями, постепенно усложняя их деятельное освоение.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.

Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи - это охрана здоровья ребенка, укрепление его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика, двигательная активность - важнейшие условия физического развития и здоровья ребенка.

Большую роль в развитии детей игра ет рациональная организация их самостоятельной деятельности. Воспитатель должен обратить внимание на правильный подбор игрушек, чередование спокойных и подвижных игр, обеспечение разумной занятости детей, создание у них положительной эмоциональной настроенности.

Достижением советской педагогики является разработка форм содержания и методов обучения детей раннего возраста. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемый в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой обучения являются занятия. Система занятий направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности и т. д.

Содержание и методы обучающего воздействия взрослого на детей на занятиях на протяжении раннего детства меняются. В доречевом периоде главное значение приобретает организация ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. С развитием речи в этом процессе существенную роль начинает играть регуляция его поведения словом. Язык становится одновременно и объектом, которым овладевает под руководством взрослых ребенок, и средством передачи ему опыта.

Психолого-педагогическая наука не только доказала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на принципах программности, планомерности, постепенности усложнения дидактических задач.

Дети этого возраста способны воспринимать поставленную в доступной форме задачу. Значение занятий в том, что в ходе овладения способами действий ребенок успешно развивается, учится достигать результата, действовать целенаправленно, сосредоточенно. На занятиях он приобретает первые навыки коллективного поведения. Всестороннее развитие детей раннего возраста реализуется в процессе комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание с первых дней жизни.

Ребёнка раннего возраста.
Цель: довести до родителей информацию об основных направлениях развития детей раннего возраста; объяснить значимость роли родителей в обучении, воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Задачи:


  1. Познакомить с понятием «ранний возраст».

  2. Дать общую характеристику развития ребёнка от года до трёх лет.

  3. Познакомить с предметной и игровой деятельностью в раннем возрасте и её значением для развития ребёнка.

  4. Познакомить с кризисом 3 лет «Я сам».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал, хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего любимого крохи?


Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 3 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы – все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений. Психологи утверждают, что в первые три года жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употребить их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. В принципе, это касается, всего нашего организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его развитие пойдет крайне медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять особенно большое внимание. При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие гармоничным. Для многих родителей раннее развитие – это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире , и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей, и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.

Раннее детство (ребенок от 1 до 3 лет). Приобретения раннего возраста.

Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.


На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.


Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

Психологи даже склонны предположить, что три года - это середина пути развития от рождения до зрелости.

“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/

Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13 лет работаю педагогом-психологом в детском саду № 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.

Методом работы дошкольного психолога является сопровождение естественного развития детей в условиях ДОУ.

Под психологическим сопровождением мною понимается движение рядом с ребенком, иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути, но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание своих путей и ориентиров.

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста, которая на практике определяется лишь как помощь малышу в период его адаптации к условиям ДОУ.

В последнее время я стала уделять больше внимания работе с детьми раннего возраста не только в кратковременный период их адаптации к условиям пребывания в нашем детском саду.

Своим опытом работы с малышами, их родителями, воспитателями групп раннего возраста я охотно поделюсь с коллегами.

Немного из теории.

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало . От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее .

Хочется отметить, что первым пытался указать на важность раннего развития и проанализировал процессы развития ребёнка раннего возраста русский психолог и философ Л.С.Выготский. По мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте возникает особая структура восприятия, а на ее основе системная и смысловая структура сознания.

Одним из новообразований раннего возраста является речь . Вход в сознание возможен только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, надо рассматривать “не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями”.

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем: к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов. Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи малыша.

Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик c пальчик” и т. д.

В современной литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).

Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 – 3-х лет имеют обширный активный словарь.

В условиях сопровождающего развития детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.

2. Координирующая работа со специалистами, воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников ясельных групп.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

- Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время (со старшей мед.сестрой и воспитателем определили для этих минут благоприятное время: после завтрака и режимных процедур). Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” - яркую мягкую игрушку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель и предлагает им поиграть с “гостем”. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети “не привыкнут” к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с “гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с ноября месяца начинается второй Этап моей работы: подгрупповые занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни малышей в детском саду через поэтапные встречи на развивающих занятиях со специалистами.

Мои встречи (занятия) с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении им позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми.

Первый выход детей из группы (ребят “приглашает” Котик в гости) сопровождается воспитателем и если они спокойно зашли в игровую комнату, то я остаюсь с ними одна.

Мои встречи (Занятия ) реализуются конечно же через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо – эмоциональных проблем у малышей.

В основу занятий с малышами легли следующие принципы :

- “от простого – к сложному”;

Принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);

Принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);

Принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно:

1. Вводная часть.

Цель вводной части занятия – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы на данном этапе:

Приветствие, игры с именами, игры на сплочение.

2.Основная часть.

Цель основной части занятия – нести смысловую нагрузку всего занятия: активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное.

Она включает в себя:

- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук;

Игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

Изодеятельность(пальчиковое рисование, действие с бумагой, лепка и т.д.).

3. Заключительная часть.

Цель этой части занятия – закрепление положительных эмоций от встречи,

Чувства доверия к психологу и желание следующей встречи.

В этой части занятия провожу:

Игры малой или средней подвижности;

Произвольный общий танец (часть репертуара музыкального занятия).

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях обязательно используется музыкальное сопровождение. Основным местом

Хочется отметить, что вместе с музыкальным руководителем мы практикуем проведение “пальчиковых” игр с малышами на музыкальных занятиях.

Работа педагога-психолога с педагогами

Воспитатель ясельной группы – это, по существу, Визитная Карточка детского сада. Такую установку приняли наши педагоги, работающие в группах раннего возраста, которые стараются соответствовать следующим требованиям к своей педагогической деятельности:

Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону.

Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.

Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно- эмоциональная заряженность на работу с малышами.

Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста очень ответственная должность, с серьезными к ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

Психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

Психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;

Исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

Консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального сгорания воспитателей.

Ежеквартально на Медико-педагогических совещаниях мы проводим экспресс-диагностику нервно-психического развития детей групп раннего возраста, используя методику К. Печоры.

По результатам диагностики намечается индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий уровень НПР. При необходимости мы привлекаем родителей к совместной помощи их малышу и разрабатываем индивидуальный план сопровождения развития ребёнка на следующий квартал.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сада.

В конце каждого учебного года на последнем. Медико-педагогическом совещании подводятся итоги результативности нашей работы по сопровождению развития детей раннего возраста, воспитатели определяют свой запрос к психологической службе детского сада на новый учебный год: в виде анкетирования проводится отслеживание результатов совместной деятельности и намечаются темы и направления работы на следующий учебный год, интересующие и волнующие воспитателей.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности сопровождающего развития детей раннего возраста и родители полноправные члены этой команды.

Первое мое знакомство с родителями проходит в момент поступления их ребёнка в детский сад. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, во время которой я прошу их заполнить информационный лист, затем поздравляю с поступлением их ребёнка в наш детский сад и вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124 , так же молодым родителям дарятся Памятки от педагогов и самого ребёнка.

Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта Воспитанника и Памяток участвовали не только педагоги, но и родители наших воспитанников.

На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Родители, как правило, с интересом вступают в диалог, успокаиваются.

Выявляя запрос родителей на просветительскую и развивающую работу с ними, мы отметили, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми и готовы к сотрудничеству.

Работа по повышению уровня Доверия родителей к нашему детскому саду успешна и мы получаем радость от совместного сотрудничества.

Вместо заключения

Начиная работу в группах раннего возраста более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни самый эффективный в условиях детского сада.

На последнем Медико-педагогическом совещании было отмечено снижение количества детей со средней степенью адаптации, а тяжелая степень не наблюдается уже третий год.

Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011 уч. годы показал повышение уровня речевого, сенсорного развития, развития игровой деятельности.

Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении Театральной Недели: они для всех детей детского сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”, что говорит об их высоком уровне речевого развития.

Кризис системы общего дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям поможет только человек, имеющий специальное образование и освоивший новую модель дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ) – Родитель.

Мы работаем над повышением уровня доверия родителей к нашему детскому саду и получаем взаимную радость от сотрудничества с ними.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.

Цели создания Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – Развитие детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи :

  • оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям;
  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
  • создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
  • содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
  • активизация творческого потенциала личности ребенка;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  • взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • консультирование в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Организация деятельности.

Создается при наличии не менее 24 воспитанников.

Дети принимаются в ЦИПР по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между ними и администрацией ГБОУ, при условии предоставления медкарты из детской поликлиники о состоянии здоровья ребенка и родителя (законного представителя).

Основными формами работы с ребенком и семьей служат индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.

Наполняемость групп при организации работы с детьми - не более 8 чел. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет не более 1 ч, в зависимости от возраста детей. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.

Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание ГБОУ введены дополнительные штатные единицы: старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, помощника воспитателя.

В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

Основные направления работы:

Развитие познавательных способностей;

Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

Развитие представлений об окружающем мире;

Развитие речи;

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей;

Развитие сенсорных ощущений;

Развитие двигательной активности;

Развитие музыкального слуха и ритма.

В нашем центре Вам предложат квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального работника по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.


Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста («группа риска»)

А) от 0 до 1 года.

Развитие слуховых ориентировочных реакций.

1) Задачи: формирование слуховой ориентировочной активности ребенка, слуховой ориентировки в окружающем, развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.

Содержание коррекционно-педагогического обучения основано на поэтапном развитии слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побуждают к поиску справа - слева, сверху - снизу звучащей игрушки или взрослого, разговаривающего с ним, напевающего ему. Основное внимание на первом этапе коррекционно-педагогической работы уделяется формированию зрительно-слуховых и зрительно - двигательно - слуховых связей у ребенка.

2) Задачи: развитие локализации звука в пространстве, формирование слуховых дифференцировок: узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий; развитие слуховой ориентировочной активности и положительной эмоциональной реакции на свое имя.

Содержание работы на II этапе направлено на дальнейшее развитие прислушивания к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов; на развитие умения искать и находить глазами источник звука, поворачивая голову, поворачиваясь на бок, переворачиваясь со спины на живот и обратно; на развитие узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий. Для этого используются детские песенки, потешки и стихи, которые предполагают изменение интонации голоса взрослого, его мимики:

"Мишка косолапый", "Киска-киска-брысь!", "Как у наших у ворот муха песенку поет", "Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик", "Ах, ты, котя-коток, котя - серенький хвосток", "Серенькая кошечка", "Дудочка" и т.д. Важным направлением в работе является развитие эмоционально-положительных реакций ребенка на свое имя. Для того взрослый многократно повторяет имя ребенка с различной интонацией.

Развитие эмоционально - положительных реакций.

1) Задача: развитие первых эмоционально-положительных реакций.

2) Задачи: развитие ответной улыбки, "комплекса оживления" и смеха.

В целях создания благоприятных условий для развития ответных эмоционально-положительных реакций взрослый может активно использовать сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, звуковых воздействий с эмоционально-речевыми. Формированию "комплекса оживления" способствуют игры с ручками и ножками ребенка.

Развитие предпосылок к эмоциональному общению со взрослым

1) Задачи: установление и поддержание контакта взглядами, поддержание эмоционально-положительных реакций и звуковой активности детей.

Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воздействия взрослого: поглаживание, покачивание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыбкой взрослого. Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков из "набора" самого малыша.

2) Задачи: формирование потребности у ребенка в доброжелательном внимании и эмоциональном общении со взрослым.

Содержание обучения направлено на развитие и поддержание активности детей, общении со взрослым через эмоционально-речевые воздействия: через восприятие вида взрослого, его мимики, призывного взгляда. Активизации всех компонентов комплекса оживления" способствуют игры-пляски: "пляска с ручками и ножками ребенка", "кадриль", игры-забавы с воздушными шариками, напевание песенок и потешек. Развитию активности в эмоциональном общении способствует чередование игр по вызыванию "комплекса оживления" с молчаливым присутствием взрослого в поле зрения ребенка.

Формирование первых контактов между детьми.

Задачи: формирование зрительного сосредоточения на другом ребенке и эмоционально-положительного отношения к нему.

В целях формирования первых эмоциональных контактов между сверстниками следует развивать длительность зрительного сосредоточения на другом ребенке. Малыша кладут на спинку рядом с другим ребенком, более старшего возраста. Эмоционально общаясь со старшим ребенком, взрослый добивается от него звуков гуления или лепета, с тем, чтобы привлечь зрительное внимание младшего, а затем добиться и зрительного сосредоточения на лице другого ребенка. Если внимание малыша не удается привлечь к другому ребенку, взрослый берет его ручки и обхватывает ими лицо его старшего соседа, тем самым устанавливая зрительный контакт между ними. Можно приближать детей друг к другу и разводить, держа их на руках в вертикальном положении.

На II этапе коррекционно-педагогической работы в этом направлении основной задачей является развитие интереса, эмоционального отношения у малышей друг к другу, подражание движениям другого ребенка и звукам, которые он издает.

Детей укладывают на живот лицом друг к другу. Взрослый ласково разговаривает с тем младенцем, на которого смотрит другой ребенок. Если зрительное сосредоточение вызвать не удается, то взрослый, поддерживая ручки ребенка за локти, слегка подвигает малыша к другому ребенку и обхватывает его ручками лицо соседа. Установлению длительного зрительного сосредоточения способствует показ интересной игрушки со стороны другого ребенка. В целях создания благоприятных условий для рассматривания других детей и проявления радости по отношению к ним проводят игры-пляски детей в вертикальном положении на руках у взрослого, а также игры-знакомства, когда взрослый демонстрирует одного ребенка другим, разговаривает с ним, приближая его и удаляя от других детей.

С целью развития умения брать из рук другого ребенка игрушку можно использовать показ яркой и озвученной игрушки сразу двум детям.

Нормализация тонуса рук. физиологического положения кисти и

пальцев руки

Данное направление в работе является необходимым для детей, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений в виде нарушений нервно-мышечного тонуса. Значимость этого направления работы особенно велика, если иметь в виду роль развития движений руки в формировании речи.

Нормализация тонуса рук осуществляется посредством дифференцированного массажа. Нервно-рефлекторный механизм воздействия массажа является ведущим фактором, однако не единственным. Нам представляется существенным психологический аспект его действия, когда телесный физический контакт ребенка и взрослого создает условия для формирования у малыша, воспитывающегося в интернатных условиях, чувства защищенности и безопасности, что в дальнейшем является важной предпосылкой для формирования потребности в общении со взрослым.

Приемы массажа рук и те или иные упражнения целесообразно подбирать совместно с врачом лечебной физкультуры и массажистом для каждого ребенка отдельно, в зависимости от структуры двигательных нарушений.

Массаж на II этапе работы направлен на нормализацию тонуса в руках. В занятиях используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щетки. Наряду с приемами массажа на этом этапе работы используются приемы лечебной физкультуры: потряхивание одной, двух ручек ребенка с фиксацией в локтевом или лучезапястном суставе; перекрестное потряхивание конечностей с фиксацией в суставах; потряхивание "на весу"; покачивание на мяче, буме, валике.

Развитие движений руки

1) Задачи: обогащение тактильной чувствительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания
предметов.

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коленочку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе.

Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

2) Задачи: развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и
удержания предметов, развитие манипулятивной деятельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания.

В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частично совместные действия, побуждают ребенка при случайном прикосновении к предмету захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, коленочку, ножку, свое лицо, лицо взрослого.

Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать игрушку одной рукой и двумя руками, отпускать удерживаемую игрушку.

Следующий этап в работе связан с формированием умения захватывать и удерживать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, находясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена.

Значительное время на занятиях уделяется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка наружу, противопоставлению большого пальца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата.

Развитие обших движений

1) Учитывая положение педагогики раннего возраста о единстве и взаимодействии моторного и психического развития, в занятиях дефектолог должен активно использовать игры и упражнения, формирующие общие

движения. Игры и упражнения для каждого ребенка подбираются совместно с врачом-невропатологом и врачом лечебной физкультуры с учетом возраста ребенка, синдрома двигательных нарушений и уровня развития движений.

Задачи: развитие общей двигательной активности детей, развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положениях, развитие упора ног в горизонтальном положении (лежа на спине).

Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно использовать специальные упражнения лечебной физкультуры, способствующие тренировке этих движений, а также различные приспособления: валики, клиновидные подушки, надувные круги, надувные бревна.

В целях развития опорной реакции детей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или манежа.

2) Задачи: развитие двигательной активности детей, умения лежать на животе, высоко подняв голову; развитие опорной реакции рук под контролем зрения, поворотов туловища (со спины на живот и с живота на спину), опорной реакции ног в горизонтальном положении, подползания.

Работа начинается с того, что стимулируют приподнимание головы и плечевого пояса в ответ на поглаживание от затылка вниз по позвоночнику, в ответ на зрительные и звуковые воздействия. При этом можно использовать вспомогательные средства: валик, надувной круг, бум, клиновидную подушку. Одновременно продолжается развитие умения удерживать голову в вертикальном положении на руках взрослого. Далее стимулируется приподнимание головы и плечевого пояса с опорой на кисти рук. Для тренировки опорной реакции рук можно использовать мяч и валик. Активно стимулируют повороты ребенка на бок.

Для развития опорной реакции рук и ног в горизонтальном положении используют мяч, валик, колени взрослого. Опорную реакцию ног хорошо тренируют упражнения типа "скользящие шаги", отталкивание предметов и игрушек ножками.

В целях развития подползания взрослый показывает ребенку яркую звучащую игрушку и одновременно использует свою ладонь для того, чтобы ребенок уперся в нее ножками, таким образом, отталкиваясь и двигаясь вперед.

Нормализация дыхания

1) Нормализация дыхания приобретает особенно важное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы, в генезисе

которых имеется гипоксия головного мозга, для недоношенных детей в
связи с несовершенством у них дыхательной системы и детей часто
болеющих. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для каждого
ребенка необходимо подбирать совместно с врачом-педиатром и врачом
лечебной физкультуры. Целесообразно использовать упражнения
дыхательной гимнастики, предложенные В.Л.Страковской и

В.Е.Ладыгиной (1990, 1991) для недоношенных детей первого года жизни.

Дыхательная гимнастика на I этапе коррекционной работы должна быть направлена на активизацию вдоха и выдоха.

2) Задачи: увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, тренировка глубины и ритмичности дыхания.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На I этапе коррекционно-педагогической работы применяется только поглаживающий массаж. Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом.

На II этапе эта работа должна быть направлена на развитие непроизвольных движений, развитие гуления, "певучего гуления", на переход к лепету.

Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка.

Развитие предпосылок активной речи

1) Задачи: развитие гуления, стимулирование звуковой активности,
развитие предпосылок к голосовому подражанию.

В ходе занятий стараются вызывать на выдохе первые ответные голосовые реакции детей - гуканье и гуление на основе имитационного заражения эмоциями взрослого, побуждают проявлять голосовую активность в ответ на тактильные, вестибулярные, двигательные, звуковые, зрительные и эмоционально-речевые воздействия. В дальнейшем необходимо поддерживать произносимые детьми звуки, "перекликаясь" с ребенком.

Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речевого общения, чему способствуют, например, игра "перекличка", напевание песенок, потешек, распевание гласных звуков,

имеющихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят игры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимулирование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

1) В нормализации этих навыков нуждаются дети с нарушениями
нервно-мышечного тонуса в мимической и жевательной мускулатуре, дети с черепно-лицевой патологией. Эта работа ведется на дополнительном занятии, проводящемся перед кормлением детей этой категории.

Цель проведения такого занятия - расслабление или укрепление мышц губ и языка, нормализация положения губ и языка в момент сосания.

Начинается занятие с проведения дифференцированного массажа лица и губ, далее тренируются движения губ и языка. После этого осуществляется кормление ребенка. С каждым воспитателем группы приемы формирования этих навыков отрабатываются индивидуально. В дальнейшем дефектолог проводит массаж и артикуляционную гимнастику перед кормлением и контролирует правильность действий, осуществляемых воспитателям.

2) Задачи: нормализация положения губ, языка и нижней челюсти в
момент, когда надо снять пищу губами с ложки, пить из чашки.

Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка. Наблюдая за ребенком во время кормления, следует подобрать для него индивидуальные корригирующие приемы в зависимости от структуры дефекта. Дефектолог обучает воспитателей этим приемам работы, в дальнейшем осуществляя только контроль за кормлением детей.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Задачи: развитие слежения в положении на животе; развитие зрительных дифференцировок цвета и формы, формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.

Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на I этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка (на спине, на боку, на руках взрослого, на животе).

В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают детям разнообразные по форме и цвету игрушки. Проводится работа по

формированию восприятия отражения: ребёнка подносят к зеркалу, вызывают сосредоточение и рассматривание, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала, вызывают развитие зрительного предвосхищения, формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Активность детей на занятиях поддерживается контактными позициями ребенка и взрослого: ребенок на коленях у взрослого; ребенок на груди у взрослого в положении на животе; взрослый держит ребенка "на весу"; держит его на руке, как в люльке; ребенок в позиции на животе с опорой на голень или бедро взрослого.

На занятиях используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: ребенок укладывается на спину, на живот, на бок.

Для некоторых детей необходимо применять "рефлекс - запрещающие" позиции.

Б) от 1 до 2 года.

1. Здоровье - создать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Организовывать воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения четкого режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды - есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки.

Формировать навыки опрятности: высаживать ребенка на горшок через определенное время и закрепить потребность пользоваться горшком.

Некоторые упражнения для развития моторики, которые можно проводить с ребенком в процессе режимных моментов (упражнения, разработанные Е.А.Екжановой, 1999):

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению "от периферии к центру" 6 - 8 раз, отдельно на каждой руке.

2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца - 2 - 4 раза по каждой ладони.

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой, все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.

5.Отведение и проведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание "взрослым каждой ручки ребенка по направлению "от периферии к центру" - 5 - 6 раз.

2. Социальное развитие

Продолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: "заражение" эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддержание состояния психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

Формировать различные формы общения с близкими взрослыми: улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании махать рукой - "пока", посылать "поцелуй".

Проводить следующие игры: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Катя, я ее забодаю!», «Прятки с оглядкой", «Ветер-ветер-ветерок», «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю), «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, бух в ямку!" и т.д,.

Учить узнавать себя и близких взрослых на фотографии, выделяя их среди других фотографий, выполнять инструкции: "Покажи, где Катя. Покажи, где мама. Покажи, где папа. Покажи, где баба. Покажи, где деда. Покажи, где тетя Маша. Покажи, где тетя Света (выбор из 2-3 фото).

Продолжать учить показывать свои части тела и лица: «Покажи, где у Кати голова. Покажи, где у Кати глазки. Покажи, где у Кати ручки. Покажи, где ножки. Покажи, где ротик. Покажи, где у Кати пальчики. Покажи, где у Кати животик. Покажи, где у Кати ушки. Покажи, где у Кати волос».

Закрепить выражать просьбу жестом и словом: «Дай-дай», «На», "возьми", "передай тете, "отнеси папе", "покажи тете".

Учить благодарить жестом (кивком головы) и словом за игрушку и т.д.

Учить воспринимать себя в зеркале: «Кто том? Это наша Катя, вот она, наша девочка», «Улыбнись-поклонись! Вот так», «Привет, помаши ручкой», «До свидания!», «Мы похлопаем в ладоши - хлоп-хлоп! Кто там хлопает - да это наша Катя!»

Формировать основные способы усвоения общественного опыта: учить выполнять совместные действия со взрослыми: по подражанию, речевой инструкции. Проводить следующие игры: "Хлоп-хлоп, ты ладошечка, хлоп-хлоп, моя крошечка", "Погреем ручки, спрятали ручки, где они, нет их- да вот они... ", "Покажи ручку, дай ручку- вот она!", "Лети, лети, птичка, ось - поймали птичку!", "Погладь по головке (себя или тетю)", "Алло-алло, кто в гости пришел? Вот она, Ляля! Ах, какая Ля-ля!", «Хлопни по моей руке, вот так! Хлопни по другой руке - вот так!», "Сде­лай тук-тук по моей ладошке, вот так, вот так по моей ладошке - тук-тук!" игры "Хлопай по моей ладошке", "Сорока-белобока кашку варила, деток кормила", "Покажи, как кулачок стучит по ладошке " (смотри, как я); учить выполнять некоторые действия по речевой инструкции: "Достань сама игрушку из мешочка! Спрячь шарик (игрушку) в ладошку! Закрой коробочку!"

3. Навыки самообслуживания и куль турно-гигиенические навыки - учить ребенка есть самостоятельно, пить из чашки, пользоваться салфеткой во врем и после еды:

Продолжать учить ставить некоторые предметы посуды на стол -
ложку, салфетницу, чашку, тарелку;

Продолжать учить брать свои некоторые предметы одежды и
подавать их взрослому;

Продолжать учить при одевании самостоятельно просовывать свои
руки в рукава одежды при одевании кофты (платья).

Формировать навык опрятности - учить проситься на горшок "пи-пи " и указывать жестом на горшок (высаживать ребенка на горшок через каждые 2 или 2,5 ч. Надо отказаться от постоянного использования памперсов.

3. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие общих движений - продолжать учить ходить самостоятельно, используя для поддержки различные средства стимулирования (игрушка в руке ребенка, маленький обруч и т.д.).

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

Учить удерживать в руках предметы, различные по материалу,
размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,
колокольчики, мешочки: с камнями, горохом, крупой; резиновые шарики,
коробочки и т.д.);

Учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над
головой; впереди - дотягиваться рукой, схватывать их и удерживать в
руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;

Учить кидать различные предметы в определенном направлении
(мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т.д.);

    учить брать в руки мелкие предметы и перекладывать их (крупные
    пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);

    учить выделять каждый пальчик отдельно в процессе следующих
    игр: надеть на пальчик наперстки, колечки, играть на пианино отдельными
    пальчиками;

Учить самостоятельно влезать и сползать с дивана, кресла,
кровати;

    учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, скамейки,
    ступеньки, горшка;

    учить ударять по мячу ногой из положения стоя, при поддержке за
    руки взрослым.

    учить бегать: вместе побежали - побежали; игра "догоню-догоню";

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую
моторику;

Учить удерживать (3-4 мин) двумя: руками предметы, различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой резиновые шарики и т.д.), учить бросать шарики в цель - игры «Попади в цель», "Собери колечки на палочку".

    учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над голо­
    вой, впереди - дотягиваться рукой; прокатывать палочки между ладонями; делать "рыбку" - рыбка плывет;

    учить кидать различные предметы в определенном направлении
    (мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т.д.), про­должать учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со скамейки, ступеньки, с горшка;

    учить перешагивать через предмет (веревочку, палку, обруч) при
    поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

4. Формирование предметной деятельности:

Учить выполнять соотносящие действия: нанизывать колечки на
стержень, накрывать коробочки (кастрюльки) крышками;

    учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать
    крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять
    молоточком по коробочке (стучать): "Кто том?"; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;

    учить доставать различными палочками далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

Учить доставать сачком из воды камешки (шарики);

Учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;

Учить играть деревянными ложками; играть на барабане, на
металлофоне;

Учить перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия:

Прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;

    катать матрешку (заику) в тележке;

    возить в машинке кубики (кирпичики);

    катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;

Играть с воздушными шариками - махать ленточкой, ловить
шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку;

Учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки: играть с Катей - накрывать ее головку платочком и говорить: "Сейчас Катя спрячется - нет Кати, ау, где Катя? Открыть платочек: Вот она, наша Катя!" Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: а где тетя? Открывает платок и произносит: "Вот тетя, я здесь!" Прятки с игрушками: прятать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т.д.

Учить пересыпать ложкой сыпучие вещества (крупы, горох, фасоль, чечевица);

Играть с погремушкой, подражая действиям взрослого: "тук-тук-тук" (стучать рукояткой об пол), помашем по­
гремушкой (ручка вверху), "хлоп-хлоп " по ладошке;

Учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.) по показу
взрослого;

Учить снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень;

Учить самостоятельно выполнять различные действия с
игрушками - «топ-топ» мишка; "прыг-скок" зайка; "посади мишку в машину"; "открой коробочку и т.д.

5. Познавательное развитие.

Развитие внимания

Игра "Ку-ку"; игры с куклами би-ба-бо - петушок; зайчик (кошка, мишка, собачка, мышка и кошка); игры с заводными игрушками (лягушка, машинка, юла, цыпленок и т.д.).

Игры "Спрячь в ладошки" (например, взрослый на глазах у ребенка прячет маленькую собачку в свои ладошки и говорит: где же "гав-гав"? Открывает ладошки и говорит: "Вот она, собачка - гав-гав" т.д.).

Сенсорное воспитание - развитие ориентировки на величину, форму:

Учить брать предметы маленькие одной рукой, большие -
двумя руками, (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), при
этом взрослый акцентирует голосом - держи обе ручки - это большая
матрешка, возьми маленькую матрешку;

Учить закрывать крышками маленькие и большие коробочки
(разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие
предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

Учить опускать предметы, различные по форме, в коробки;

    учить закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать их и снова прятать;

    учить раскладывать предметы в две коробки: в одну - кубики, в
    другую - шарики;

Учить раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие - в маленькие;

Учить запоминать и узнавать предметы по наиболее характерным
признакам (сюда ставим матрешки, а сюда - колечки, сюда - елочки, а
сюда - грибочки);

Учить соотносить игрушки с их изображением на картинках - матрешки, машинки, мишка, зайка, собачка (выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять игрушки - "Вот наши игрушки: ляля", "машинка", "матрешка - топ-топ", "мячик - хлоп-хлоп, он катится - лови мячик", "Вот наши игрушки - соберем их в корзину (в коробку) ".

Учить выделять предметы посуды и действовать с ними: «Где ложка? Вот она - кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)», "Вот ложка", "Вот Катина чашка. Катя будет пить из чашки" и т.д.

Учить выделять предметы одежды: "Где ботиночки - сейчас наденем на ножки. Катя будет ходить - топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке.

Где колготки, вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам.

Где шапочка? Вот она, наденем Кате на головку. Кате будет тепло.

Где шуба? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо".

Обращать внимание на предметы в окружающем: "Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Катя сидит. Вот кроватка! Катя баю-бай. Глазки закрывает Катя".

Обращать внимание ребенка на окружающих животных: "Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко ".

Обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: "Вот пришла мама (тетя) ", «Мама (или тетя) уже ушла - нет мамы (тети)», "Вот кто-то там идет, посмотрим, кто же там пришел", «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», "Сейчас выключим его, уже не работает телевизор" и т.д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: "снег идет", "вокруг много снега", "машина едет", "машина уехала", "посмотрим, что на улице, кто там ходит; там дядя (мальчик идет) " и т.д.

Обращать внимание на улице на действия и движения людей: "Вон мальчик катается на лыжах. Он большой", "Вот девочка идет с мамой. Они разговаривают ", "Вон машина поехала. Там дядя сидит за рулем, ж-ж-ж - и машина поехала. Нет ее, она далеко, ее не видно. Машина там, далеко-далеко " и т.д.

6. Развитие речи.

Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия "Покажи, как Катя спит" (Ребенок демонстрирует - закрывает глаза.) "Покажи, как играть на барабане. Покажи, где Катя спит. Покажи, где мишка. Покажи, где собачка. Покажи, где зайка. Выбор из двух предметов: "Возьми молоточек, сделай тук-тук", "Топни ножкой!, "Потрогай ушко - знай-знай ", "Спой песенку - а-а-а, ля-ля-ля "

Петь песенки Кате, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать стихи А.Барто и других авторов и просить Катю выполнить какое-либо действие при чтении конкретного стиха: "Мишка косолапый", "Зайку бросила хозяйка", "Наша Таня маленька", "Я люблю свою лошадку", "Серенькая кошечка", "Дудочка", "Идет бычок, Качается" и т.д. Формировать активную речь:

Вырабатывать воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде, и т.д.;

Учить подражать действиям губ - "па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-
да; ма-ма-ма; ля-ля-ля ";

Учить произносить звукоподражание и лепетные слова: "ом-ом",
"би-би", «баю-бай», «пи-пи», «па-па», «мо-мо», «бах», «упал», «топ-
топ», « ку-ку», « тук-тук», «дай-дай», « вот», « ау-ау», « ля-ля», «ду­
ду», « бук-бук», « кап-кап», « кач-кач», «миша», « мяу-мяу», «там», « а-
а-а»
и т.д;

Учить произносить отдельные слова: мама, папа, Катя, кушать,
спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, мишка,
зайка.

Учить произносить элементарные фразы - "дай Кате, дай пить,
Катя-ааа; дай лялю, ляля баю-бай, ляля ам-ам, ляля
- пить, биби - туда,
бук
-упал (шарик), вот так".

7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности:

Формировать интерес к рисованию: рисует взрослый на глазах у ребенка - рисовать красками, при этом можно брать краску рукой (затем кисточкой) - "снежинки" падают на землю; шарик с веревочкой; елочка с игрушками; дорожки для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежик и т.д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого. Напри­мер, рисуем снежинки: "Вот они, снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле - это снег, его много везде - на земле, на елках" и т.д.

Учить ребенка выполнять некоторые действия с красками - следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

Формировать интерес к лепке: взрослый лепит из теста - лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок;

    учить Катю трогать тесто - перекладывать его из одной руки в
    другую;

    отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать
    одним пальцем в большой кусок, обыгрывать поделки из теста - угощать
    ими кукол.

Формировать интерес к конструированию: взрослый на глазах у ребенка строит дорожку (заборчик) из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их;

Взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора "лего" дорожки, лесенки и обыгрывает их и т.д.

Формирование продуктивных видов деятельности

к лепке: взрослый лепит баранки, конфеты, морковку, яблоко для различных персонажей (матрешкам, зайчику, ежику);

Учить отщипывать Маленькие кусочки пластилина
от большого куска и угощать ими матрешек, учить раскатывать пластилин
прямыми движениями между ладонями, соединять концы, делая "баранку".

Продолжать формировать интерес к рисованию. Рисовать красками, мелом, фломастерами:

Рисует взрослый и рассказывает: "Вот шарик, привяжем к нему веревочку", "А вот Катин шарик, привяжи к нему веревочку, рисуй"; "Вот цыпленок, он хочет идти к маме-курочке, нарисуем ему дорожку»; "Рисуй цыпленку дорожку", "Нарисуем птичке зернышки», "Вот солнышко светит, а это лучики» и т.д.

Взрослый рисует предмет (игрушку), а Катя подкладывает рисунок к предмету (игрушке). Например, стоят мишка и матрешка. Взрослый рисует мишку на листе бумаги и говорит: "Где мишка? Вот он, положи рисунок к мишке" и т.д.

Конструирование: взрослый строит из кубиков (или из кружочков) дорожки для матрешки (мишки, зайки) и обыгрывает постройки; взрослый строит лесенки и водит по ним матрешек;

    учить строить клетки для зверюшек (для мишки, ежика, зайчика);

    учить строить башню из кубиков совместно со взрослым.

В) от 2 до 3 года.

1. Здоровье - продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов (прогулки, купания, игры с ребенком) необходимо проводить некоторые игры-упражнения для развития моторики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).

Поиграем пальчиками и сделаем:

А. "Зайчики" (указательный и средний пальцы правой или левой руки вместе, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчихи вышла погулять и ушками шевелят" (по подражанию).

Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой ".

2. Социальное развитие

Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, поддерживая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

Продолжать формировать различные формы общения с близкими взрослыми: улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми, давать руку взрослому и говорить: "Привет" (здравствуй).

Развивать навыки предметно- игрового общения при встрече

с близкими взрослыми, например: "Катя, покажи, какая у тебя новая игрушка", "Покажи, какая у тебя собачка", "Как бегает собачка? Как она дает?", "Покажи качели. Кто там будет кататься? "Покажи, кто в домике живет"", "Кто спит в кроватке? Кто на стуле сидит?" и т.д.

Играть с близкими взрослыми в игры: "Спрячем игрушку в ладошку" (в мешочек, за спинку), "Надуем воздушные шарики", "Спрячем игрушку в домике" (под столом, в кроватке, за домом и т.д.).

Продолжать учить показывать в альбоме на фото близких взрослых: "Покажи, где мама с Катей ", "Покажи, где папа с Катей", "Покажи, где тетя Рита", "Покажи, где Катя кушает", "Покажи, где Катя играет с тетей", "Покажи, где Катя и тетя Света".

Продолжать учить показывать свои части тела и лица и их назначение ("Покажи, где у Кати головка (спинка, коленки)". Учить показывать: "Чем Катя кушает? Чем Катя ходит? Чем Катя смотрит? Чем Катя слушает?"

Продолжать учить выполнять просьбы мимикой, жестом и словом: "нету 1 , "вот она", "хочу, дай", "не хочу", "хочу пить" и т.д.

Продолжать учить благодарить жестом и словом за игрушку, за еду, игру, сказку, песенку и т.д.

Продолжать учить воспринимать себя в зеркале. Проводить игры с наряжанием: Наденем бусы Кате. Ах, какая у нас Катя красивая! У Кати бусы", "Наденем шапочку Кате. Ах, какая девочка Катя красивая", "Наденем юбку, косынку" и т.д.

Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, давать свои игрушки, играть спокойно рядом, гладить по головке, прощаться.

3. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки - учить ребенка есть самостоятельно, пить из чашки, пить из чашки, используя трубочку; пользоваться салфеткой во время и после еды;

Продолжать учить ставить некоторые предметы посуды на стол - ложку, салфетницу, чашку, тарелку, блюдце, хлебницу;

    продолжать учить брать свои предметы одежды и подавать их
    взрослому;

    продолжать учить надевать и снимать самостоятельно некоторые
    предметы одежды (обуви) - трусы, платье, футболку (или майку), шапку,
    куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;

    учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на
    определенное место;

    учить брать и нести самостоятельно свои игрушки на прогулку (в
    пакете - лопатку, совочек, формочки; в мешочке - тележку; катить коляску и т.д.);

Учить убирать свои игрушки на определенное место (вначале
вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Закрепить навык опрятности: продолжать учить проситься на горшок "пи-пи " и указывать жестом на горшок (высаживать ребенка на горшок через каждые 2 или 2,5 ч. После обязательно взрослый говорит: "Все, порядок, Катенъке будет тепло и сухо ".

Учить вытирать свой нос самостоятельно платочком, затем класть его к себе в карман.

4. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие
общих движений - учить подниматься (и опускаться) по лесенке; учить
бегать по ровной дорожке; учить спрыгивать с небольшой высоты (со
ступеньки). При этом используются игровые приемы: догоним мячик, догоню-догоню, догоним машинку (паровозик), шагаем по лесенке: топ-топ-топ (вниз).

Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику: учить бросать шарики в цель - игра "Попади в цель"; учить поднимать с пола предметы и снова выпрямляться без посторонней помощи: "Собери колечки кубики, шарики и т.д.)", «Колъцеброс», Брось мяч в сетку".

Продолжать учить схватывать и удерживать предметы, которые находятся вверху, над головой ("Поймай бабочку!", "Поймай жука!", "Поймай птичку!"), впереди - дотягиваться рукой до пирамидки (зайки), брать их и опускать в коробочку, в мешочек, в машинку; прокатывать палочки (шарики) между ладонями; делать "колечко", "зайчика".

Продолжать учить перешагивать через предмет (веревочку, палку, обруч, канавку) при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

5. Формирование предметной и игровой деятельности:

    продолжать учить брать мелкие предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или хватания "щепотью");

    продолжать учить брать и ставить предметы: "Посадим грибы
    (елочки) "; "Покатаем котят"
    (в машинке, на паровозике, на качелях);

Учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на
шнурок колечки, бусы, катушки;

    учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки, баночки (полые кубики);

    продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игрушками "Перевезем игрушки (кубики)", "Протолкни шарик!".

Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия: «куклы пришли в гости», "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), "перевезем зверюшек, игры по телефону - "разговаривать" (рассказать, что; Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.

Формирование предпосылок к наглядно-действенному мышлению: учить пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: сачком ловить шарики из бассейна; доставать ложкой камешки из банки с водой; возить двигатели за веревочку; тянуть шарики (колокольчики) за веревочку; привязывать к шарикам ленточки; кормить из ложки куклу (зайку); использовать палочку для доставания далеко закатившейся игрушки; использовать стульчик для доставания высоко лежащей игрушки.

7. Познавательное развитие.

Сенсорное развитие - продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов. Величина:

Продолжать учить закрывать крылышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

Учить складывать кубики-вкладыши;

Учить раскладывать по кубикам (полым) шарики (матрешки),
соответствующие по величине, обращать внимание на размер;

Продолжать учить складывать двух местную матрешку (яичко);

Учить собирать пирамидку с учетов величины колец (из трех
колец).

Форма:

Продолжать учить раскладывать предметы в две коробки, в одну - кубики, в другую - шарики;

Учить доставать из мешочка по слову: "достань шарик (кубик)",
выбор из трех форм;

Учить вставлять различные формы в прорези;

Учить выделять шарики среди других предметов и выделять их по слову. "давай соберем все шарики", "давай в тележку все кубики ".

Цвет:

Выделять (сличать) желтый цвет по показу; игры: возьмем
желтый мешочек", привяжем к желтому мешочку желтую веревочку",
"желтая (такая) дорожка из мозаики (цветочек)", "привяжем желтую
веревочку к желтому шарику", "рассмотрим игрушки", "соберем игрушки в желтый мешочек", "возьми желтый (такой) фломастер, рисуем желтое солнышко ", "найди желтую ленточку", "выложим желтый цветочек (из мозаики)", "желтые цыплята", "найди желтый (такой) кубик", "найди желтую полянку".
При этом всегда делаем выбор только из двух цветов.

Целостное восприятие - складывать разрезную картинку из двух частей; собирать сборно-разборные игрушки из двух частей (гриб, собачку, паровоз, домик).

Тактильно-двигательное восприятие:

Формировать ориентировку на форму и величину через
тактильное восприятие - различать предметы на ощупь - выбор из двух, доставать предметы из мешочка по тактильному образцу: "Достань такой (шарик, кубик, матрешку, елочку, грибочек, куклу, машицку, юлу), "Достань яблоко (огурец, грушу, морковь, орех, желудь, шишку)". Слуховое восприятие:

Учить различать звучание музыкальных инструментов: игра «Угадай, на чем я играю» (шарманку-бубен; свирель - колокольчик, металлофон - пианино) (выбор из двух);

Продолжать учить соотносить игрушки с их изображением на
картинках: матрешка, елочка; машинка, мишка; зайка, паровоз; собачка,
мячик; шарик, птичка; корова, паровозик; цыпленок, гриб (выбор из двух);

Учить выделять парные картинки: машинки, зайки, мишки, куколки, матрешки, пирамидки ("Покажи, где такая ", выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: выделять игрушки - "Вот наши игрушки - куклы, юла, зайчики, мишки, машинки, сачок, кубики".

Учить выделять и действовать с предметами посуды и узнавать их изображения на картинках: "Покажи, чем будем кушать. Вот она, ложка, кушать будем ложкой. Покажи, из чего будем пить. Пить будем из чашки. Покажи, в чем будем готовить суп"", "Покажи, на чем поедем домой", "Покажи, что будем надевать на себя " и т.д.

Учить выделять предметы одежды и узнавать их изображения на картинках: «Положи, где куртка. Куртку надеваем, когда идем гулять», "Покажи, что надеваем на головку, когда идем гулять", "Покажи, что надеваем на ножки, когда идем гулять».

Учить различать некоторые предметы живой природы: яблоко, огурец, морковь, орехи, грушу, банан, киви, виноград.

Обращать внимание на предметы в помещения и их изображения на картинках: "Покажи, из чего поливаем. Покажи, на чем сидим. Покажи, на чем спим. Покажи, где рисуем. Покажи, где люстра (огонек). Покажи, где одежда Катина лежит " и т.д.

Обращать внимание на окружающих животных (птичку, кошку, собаку), показывать их на картинках.

Обращать внимание на улице: на предметы - деревья, листья, елку, шишки; ветер дует - деревья качаются, листья летят; дождик идет - дорожки мокрые, лужи, люди идут с зонтиками; холодно стало, люди надели теплые пальто, куртки; дети катаются на велосипедах; люди садятся в машины и едут далеко.

На прогулке: катать коляску, тележку; собирать листики, шишки, камешки в пакетик; играть с мячом - догонять, бить ногой, поднимать, бросать его.

7. Развитие речи и навыков общения (при разговоре с ребенком взрослый стремится, чтобы ребенок смотрел ему в лицо).

Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия, предметы, картинки: "Покажи, как Катя надевает шапку. Покажи, как Катя умывается. Покажи, как Катя пьет из чашки. Покажи,

как Катя дает ручку девочке Даше. Покажи, как Катя лепила из пластилина лепешки. Покажи, как Катя причесывается ".

Игры: "В гости пришел Петрушка", "Расскажи Петрушке, как зовут тебя", "Покажи Петрушке свои игрушки", "Назови, что в домике стоит", "Прятки", "Куда спрятали шарик?", "Игра в телефон - алло-алло, кто там?".

Рассказывать стихи (потешки, считалки) и петь песенки Кате.

Игры-упражнения с речевыми сопровождением: "Хлоп-хлоп ручками", "Топ-топ ножками", "Покружись, поклонись. Вот так, вот так!".

Формировать активную речь только в определенной ситуации:

Закрепить воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на
воздушный шарик, на бабочку, на шарик, плавающий по воде, и т.д.;

Подражать действиям губ - «пи-пи-пи, му-му, ам-ам, ду-ду»,
делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию), "спрятать
язычок
- вот он - нет язычка, щелкать язычком";

    учить произносить звукоподражательные и лепетные слова (при
    этом у ребенка либо картинка, либо игрушка): "гав-гав", "мяу-мяу", "хрю-хрю, кар-кар", "му-му", "чих-чирик", "кап-кап", "га-га-га, "хря-кря" и т.ц,.;

    учить произносить отдельные слова; мама, лапа, Катя, кушать,
    спать, тетя, дай, на, гулять, пить, топать, пока, туда, вот, там, так,
    идем, деда, баба, пока, хочу, нет, да, вода, каша, Ваня, Катя, ля-ля;

    учить произносить элементарные фразы только в определенной ситуаций: мама, дай; папа, иди; дай пить; дай омам; Катя - ааа; дай лялю; ляля баю-бай; ляля ам-ам; ляля - пить; биби - туда; бух - упал (шарик); вот так; дай пить хочу пить, буду пить, хочу би-би, возьми меня (на меня); пить сок; тетя, дай; тетя, пить; тетя ам-ам; "тетя Света", "баба Валя", "дядя Костя", "ля-ля Ваня", "сиди, Света", "иди, тетя ", "покачай качели - кач-кач", "поедем на машинке", "дядя Костя" и т.д.;

    учить отвечать на вопросы: "Катя, ты хочешь пить? Да! Нет!, "Катя, ты хочешь гулять? Да!", "Катя, хочешь кушать? Да!", "Катя хочет домой? Да!", "Что возьмем на улицу? Мячик? А коляску будем брать? Нет!"

8. Формирование продуктивных видов деятельности

Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать пластилин между прямыми ладонями - "баранки", "конфетки"; учить использовать прием расплющивания - "блины", "лепешки".

Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:

Учить рисовать красками: прием примакивания; листья падают на полянку"; "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап, идет дождик, лужи остаются от дождя.

Продолжать учить рисовать фломастерами дорожки, ленточки к шарикам, веревочки к машинам, палочки к лопаткам, палочки к флажкам, шарики, мячики.

Конструирование:

Учить строить из конструктора домик, заборчик;

Учить строить стол и стул для матрешки (из кирпичиков, кубиков);

Продолжать учить строить из палочек - молоточек, домик.

Такой системный подход мы продолжаем реализовать и в дальнейших занятиях с Катей.