Подсчет выслуги лет военнослужащего пенсию. Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Служба в особых условиях

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

Механизмы расчета выслуги лет военнослужащих особо волнуют не только самих военных, но и их семьи. Совсем недавно ее размер достиг достойного уровня, но экономические проблемы в стране заставляют волноваться всех без исключения.

Для получения военной пенсии, согласно Законодательству РФ, необходимо отвечать следующим требованиям :

  1. Выслуга должна составлять не менее 20 лет к моменту ухода со службы из вооруженных сил РФ (это же условие распространяется на сотрудников МВД, пожарников и следователей).
  2. В случае если выслуга не менее 12 с половиной лет, но трудовой стаж свыше 25 лет, и военнослужащий увольняется с работы по причине наступления максимального возраста для действующего звания, по медицинским показателям или реструктуризации на службе.

Если ни один из перечисленных пунктов не соблюден, выслуга будет зачтена в трудовой стаж, а пенсия будет назначена на общих основаниях .

В зависимости от заработанного звания максимальный пенсионный возраст у военных может сильно различаться:

  • 45 лет – женщины-военные;
  • 50 лет – рядовые военнослужащие;
  • 55 лет – капитаны;
  • 60 лет – средний генералитет;
  • 65 лет – высшие военные ранги.

Для расчета выслуги лет военнослужащих учитывается служба в следующих структурных подразделениях :

  • вооруженные силы РФ, СССР и СНГ;
  • ФАПСИ, отвечающие за связь и информацию при Правительстве РФ;
  • пограничные службы;
  • войска ГО и ЧС России;
  • службы разведки и национальной безопасности;
  • подразделения государственной охраны;
  • пожарные службы;
  • ФСКН России (контроль за оборотом наркотиков);
  • все подразделения, относящиеся к уголовно-исполнительной системе РФ.

Помимо времени непосредственного прохождения военной службы, в стаж входят также периоды :

  • работа на госслужбе или в силовых ведомствах, если она предшествовала военной службе;
  • нахождение в плену;
  • сроки необоснованного пребывания в местах заключения либо в случае реабилитации репрессированных военных;
  • в некоторых случая в выслуге учитывается время обучения.

Согласно законодательству РФ, количество отслуженных лет равняется количеству лет выслуги, но в отдельных случаях может применяться льготный расчет.

К примеру, служба в районах Крайнего Севера, при наличии прочих необходимых условий к военному составу, учитывается в выслуге в двукратном размере. В случае включения сроков обучения в стаж, 1 год учебы будет приравнен 6 месяцам выслуги.

Размер военной пенсии в настоящее время напрямую зависит от сумм установленного денежного довольствия (ДД) военнослужащего , которое складывается из следующих составляющих :

  • должностной оклад;
  • надбавка за звание (не учитывается доплата за службу в сложных климатических условиях);
  • доплата за выслугу лет.

Законодательное регулирование

Вопросы пенсий военнослужащих регламентируются следующими нормативно-правовыми актами :

  • ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 (последняя редакция от 01.07.2017) «О пенсионных выплатах для граждан, находившихся на военной службе, для служащих органов внутренних дел, уголовной системы и пр.»;
  • ФЗ №306 от 7.11.2011 (последние изменения от 18.07.2017) «О денежном довольствии военнослужащих и прочих дополнительных выплатах»;
  • Постановление правительства №992 от 5.12.1992 (последние изменения от 17.05.2017) «Об установлении денежного довольствия для военных, проходящих службу по контракту».

Льготы

До 2012 года величина военной пенсии была равна сумме денежного довольствия.

Но после значительного увеличения было принято решение о применении понижающего коэффициента при расчете пенсионных выплат.

Но не все категории военных пенсионеров попадают под эти условия. Отдельным пенсионерам предусмотрено повышение пенсионного обеспечения относительно размера социальной пенсии, установленной на территории РФ:

  • военнослужащие, получившие инвалидность по причине военной травмы – от 175 до 300% ;
  • инвалиды ВОВ и жители блокадного Ленинграда, получившие инвалидность – от 100 до 250% ;
  • участники ВОВ, пленные концлагерей и блокадного Ленинграда без инвалидности – 32% ;
  • военным, не менее 6 месяцев отслужившим во время ВОВ, а также награжденным медалями за службу и трудовую деятельность в годы ВОВ – повышение на 16% .

Повышение размера пенсии на 15-100% от установленной величины социальной пенсии предусмотрено для следующих граждан :

  • звание Героя СССР, РФ и наличие ордена Славы 3 степеней;
  • звание Героя труда;
  • победители Олимпийский, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр;
  • обладатели ордена Трудовой славы 3 степеней или награду «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степеней.

При наличии нескольких званий или наград пенсия увеличивается в каждом конкретном случае.

В статье 17 закона №4468-1 описаны случаи, когда к военной пенсии применяются следующие виды надбавок :

  • 100% суммы пенсии – инвалидам 1 группы и пенсионерам, старше 80 лет, за необходимый присмотр;
  • 32, 64 и 100% — в зависимости от числа нетрудоспособных иждивенцев и отсутствия какого-либо другого источника дохода у семьи, кроме пенсии заявителя;
  • 32% — всем участникам ВОВ без инвалидности и 80% по достижении ими 80 лет.

Если гражданином выполняются все условия по количеству отслуженных лет, он может подавать заявление на назначение военной пенсии . Важно отметить, что обращаться необходимо именно в военные ведомства, по месту прежней службы заявителя.

Гражданину потребуется обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявлением на установление пенсии, а также предъявить документы-основания для увеличения пенсионных выплат или установления надбавок.

Обычно срок проверки документов занимает не более 10 дней , если у сотрудников ПФР не возникает никаких дополнительных вопросов.

Военная пенсия назначается с момента завершения своей работы пенсионера в органах и выплачивается пожизненно .

В случае если пенсионер обратился за назначением пенсионных выплат позднее даты увольнения со службы, пенсия будет выплачена в полном объеме, но не более чем за 12 месяцев до даты подачи заявления .

Схема расчета

Величина военной пенсии зависит от количества отслуженных лет и звания военнослужащего. В 2018 году размер понижающего коэффициента (ПК) установлен на уровне 72,23% (как и в 2017), на который и будет умножаться базовая сумма денежного довольствия военного, чтобы определить размер начисляемой пенсии.

Для военных, чья выслуга превышает 20 лет, для расчета пенсии применяется следующая формула:

ПО = ДД * (50% + 3% * В) * ПК, где

ПО – пенсионное обеспечение военнослужащего, ДД – размер денежного довольствия, В – выслуга свыше минимального срока, ПК – понижающий коэффициент.

Для смешанного стажа применяется другой расчет:

ПО = ДД * (50% + 1% * В) * ПК

Работа сервисов и программ

Наличие различных сервисов в интернете позволяет гражданам даже рассчитать примерный размер будущей пенсии. Для этого необходимо воспользоваться любым из предложенных пенсионных калькуляторов, в информационные поля которого обычно требуется ввести следующую информацию :

  • место работы и должность;
  • звание;
  • количество военного или смешанного стажа;
  • общий срок службы.

Обычно подобные сервисы предлагают воспользоваться базой величин окладов, которые законодательно установлены. Если такой функции нет, то размер оклада и доплат придется ввести вручную.

Вся информация, предоставляемая различными пенсионными калькуляторами, является ознакомительной, и полученные данные могут отличаться от реальных цифр .

Из данного видео можно узнать подробности увеличения возраста выхода на военную пенсию.

Многие граждане, которые относятся к категории военнослужащих, интересуются одним и тем же вопросом – какая надбавка им положена за выслугу лет?

Каким условиям необходимо отвечать? Кто имеет право претендовать на эту надбавку?

Какой стаж нужен для получения денежной доплаты? Как можно рассчитать ее размер?

По этой причине рассмотрим все эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование данного вопроса

Если говорить о законодательстве РФ, которое регулирует вопрос о надбавке за выслугу лет во всех сферах деятельности, то таких законов немало.

Если говорить непосредственно о самих военнослужащих гражданах, то в этой сфере основным законодательством принято считать:

  1. Федеральный закон, который был принят в ноябре 2011 года “О финансовом обеспечении военнослужащих граждан”, который предусматривает возможность получения дополнительной ежемесячной надбавки за выслугу лет;
  2. Федеральный закон №992, который четко регулирует вопрос о финансовом содержании каждого военнослужащего, который осуществляет воинскую службу по контракту.

Стоит отметить, что существует также Приказ Министерства Обороны РФ , в котором четко указаны правила начисления надбавки, а также сами условия, согласно которым определяется круг военнослужащих, претендующих на дополнительную ежемесячную финансовую помощь.

Кому и при каких условиях положены доплаты к денежному довольствию

В первую очередь необходимо понимать, что сама процентная доплата формируется с учетом следующих факторов:

  • количества полных лет, которые военнослужащий провел на воинской службе. При этом в учет берется не только служба в ВС РФ, но также и в армии бывшего Советского Союза;
  • непосредственно времени, которое провел гражданин на службе в силовых структурах, пожарной службе;
  • времени, которое провел военнослужащий, либо же лицо, которое может относиться к категории военнослужащих (сотрудники силовых ведомств либо же пожарные), в местах ликвидации аварии на АЭС;
  • периода воинской службы на территории Крайнего Севера;
  • времени, которое было затрачено на пребывание в медицинских учреждениях, по причине ранений либо же .
  • период службы в армии либо же пребывания в партизанских отрядах во время каких-либо военных действий.

Если говорить о том, кто имеет право получить данные выплаты, то это касается следующих категорий военных:

Претендовать на получение надбавки за выслугу лет можно:

  • военнослужащим, при наличии стажа от 2 лет;
  • гражданским лицам, которые работают в ВС РФ, при наличии стажа от 1 года.

Размеры дополнительных выплат

Для военнослужащих граждан предусмотрена ежемесячная надбавка за выслугу лет в таком объеме при наличии воинского стажа в пределах:

Стоит также брать во внимание тот факт, что для некоторых категорий военнослужащих начисление доплат осуществляется с коэффициентом 1 к 1,5 . В частности речь идет о таких категориях:

  • моряки, которые проходят воинскую службу на атомных подлодках либо же на минных тральщиках;
  • водолазы;
  • летчики.

Помимо этого необходимо учитывать, что выслуга определяется по коэффициенту также для таких категорий военнослужащих, как:

  • летчики, которые осуществляют испытания катапульт либо же свершают парашютные прыжки с целью исследования. Идет месяц за 2;
  • военнослужащие, которые осуществляют прыжки с парашютом регулярно, а также члены боевых кораблей, которые включены в состав океанографической экспедиции. Считается 1 месяц за 1,5.

Правила начисления для гражданских лиц, которые являются сотрудниками ВС РФ

  • от 1 года до 2 лет – 5%;
  • от 2 до 3 лет – 10%;
  • от 3 до 5 лет – 15%;
  • от 5 до 10 лет – 20%;
  • от 10 до 15 лет – 30%;
  • свыше 15 лет – надбавка составляет 40%.

Порядок оформления и начисления

Надбавка для военнослужащих, а также для гражданских лиц, которые осуществляют трудовую деятельность в структурных подразделения ВС РФ, начисляется с первого дня появления возможности получения этой выплаты. Простыми словами, если военнослужащий отработал хотя бы 1 день после достижения 2-летнего стажа – ему уже начинает начисляться процентная надбавка.

Денежная доплата начисляется до того дня, пока военнослужащего не исключат из списка личного состава той или иной воинской части.

Если говорить о самом порядке оформления данных выплат, то они начисляется на основании приказа командира воинской части, где проходит службу военнослужащий.

Данный документ издается в начале календарного года. Стоит отметить, что периодичность его издания не должна быть реже 1 раза в год.

В том случае, если военнослужащего перевели по приказу на другую должность (в этом случае оклад меняется), начисление выслуги лет прекращается до того момента, пока командир не подпишет новый приказ.

В самом Приказе необходимо указывать:

  • ФИО получателя;
  • его воинское звание;
  • какую должность занимает;
  • какой стаж работы на момент издания Приказа;
  • какой процент надбавки полагается.

Если говорить о начислениях выплат для командиров частей, то они получают надбавку на основании приказов вышестоящих органов. В приказе указываются аналогичные сведения .

Военнослужащий получает оклад в размере 15 000 руб. Также он имеет звание, за которое ему доплачивают 11 000 руб. Выслуга у него зафиксирована в размере 12-ти лет. Чтобы исчислить сумму ежемесячной доплаты необходимо провести расчеты :

15 000 руб. + 11 000 руб. = 26 000 руб.

26 000 руб. * 20% = 5200 руб.

Благодаря доплате военнослужащий ежемесячно будет получать 31 500 руб . Также он имеет законное право претендовать на продовольственное и вещевое обеспечение, служебное жилье и льготы социального характера. Все это делает довольно привлекательной службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации.

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе – 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Входит ли учеба в военном училище

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца – военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  1. пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  2. отбывание ареста;
  3. самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке – в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах – до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;
  • безвестное отсутствие – до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Как рассчитать выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим

Порядок расчета выслуги для установления военной пенсии определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. В требуемую выслугу входит военная служба на различных должностях в различных силовых структурах.

Дополнительные расчетные периоды

В выслугу лет для установления военной пенсии по п. «а» ч. 1 ст. 13 закона № 4468-1 входят следующие периоды:

  1. служба в органах безопасности, вооруженных силах и других силовых структурах стран СНГ;
  2. служба в органах ФСБ, внутренних дел и прочих силовых ведомствах в СССР и России;
  3. перерывы в службе из-за незаконного увольнения;
  4. время нахождения под стражей лиц, которые необоснованно были привлечены к уголовной ответственности.

Учет периода обучения в расчете

Правила включения периодов учебы в высших и средних спец. учреждениях в трудовой стаж и в выслугу лет для установления военной пенсии отличаются в зависимости от того, по какому пункту («а» либо «б») ст. 13 закона № 4468-1 назначается обеспечение. По пункту «а» право на выплату по выслуге могут иметь лица, указанные в ст. 1 закона, которые имеют на день ухода со службы 20 лет выслуги.

Соответственно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 офицерам, определенным на службу из запаса с учетом приобретенной в гражданском образовательном учреждении специальности, офицерам-женщинам, определенным на службу при указанном условии, не находившимся в запасе, время учебы их до определения на службу в гражданских высших образовательных учреждениях или в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелась военная кафедра, в пределах до 5 лет из расчета один год обучения за 6 месяцев засчитываются в выслугу для установления пенсии .

На данных условиях входит в выслугу лет период обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицеров, которые, являясь студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания и приняты для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

Календарное исчисление

Исчисление продолжительности военной службы в календарном исчислении (в годах, месяцах и днях) осуществляется со дня начала военной службы по день ее окончания. При неоднократном поступлении на военную службу в общую продолжительность в календарном исчислении включаются все периоды путем суммирования числа соответствующих дней, месяцев и лет .

Льготное исчисление

Отдельные периоды входят в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчислении (один год службы засчитывается в стаж в большем размере, например, 1 год за полтора, 1 месяц за 3 и т.д.).

Периоды службы по призыву входят в выслугу для установления военной пенсии календарно либо, в случае участия в боевых действиях - в льготном исчислении.

Пример расчета выслуги

Увольнение по истечению срока службы в звании подполковник, должность – заместитель командира полка.

Обучение в высшем военном училище с 01.07.1979 по 30.06.1984. Служба по контракту с 01.07.1984 по 31.01.2010, в том числе с 01.12.1986 по 30.11.1987 – участие в боевых действиях в Республике Афганистан, с 01.05.1994 по 30.11.1994 – участие в боевых действиях в Чечне. С 01.12.1987 по 30.04.1994 – служба в Читинской области.

Пенсия назначается в Тверской области, там пенсионер и проживает. Иждивенцы отсутствуют.

1) Определяем выслугу лет и право на пенсионные выплаты.

Обучение в военном училище включается в выслугу лет, т. к. в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» курсанты считаются военнослужащими как до, так и после заключения с ними контракта. Итого 5 лет выслуги.

Период с 01.07.1984 по 30.11.1986 включается в выслугу для начисления пенсии в календарном исчислении – 2 года 5 месяцев.

Период с 01.12.1986 по 30.11.1987 включается в выслугу для начисления выплаты в льготном исчислении – один месяц за три месяца(так как имело место участие в боевых действиях). Один год календарный, с учетом льготы – 3 года.

Период с 01.12.1987 по 30.04.1994 включается в выслугу для начисления пенсии в льготном исчислении – один месяц за полтора месяца (так как Читинская область содержится в Перечне отдаленных местностей). Календарная выслуга 6 лет 5 месяцев. С учетом льготы – 9 лет 7 месяцев 15 дней.

Период с 01.05.1994 по 30.11.1994 включается в стаж для начисления пенсии в льготном исчислении – один месяц за три месяца, согласно статье 2 ФЗ от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»). Календарный военный стаж составляет 7 месяцев, с учетом льготы – 21 месяц или 1 год 9 месяцев.

Период с 01.12.1994 до даты увольнения засчитывается в выслугу в календарном исчислении. Выслуга для начисления выплаты составит 15 лет 2 месяца.

Итого выслуга для начисления пенсии за все периоды: 5 лет + 2 года 5 месяцев + 3 года + 9 лет 7 месяцев 15 дней + 1 год 9 месяцев + 15 лет 2 месяца = 36 лет 11 месяцев 15 дней.

Размер пенсии составляет 50% денежного довольствия за 20 лет выслуги и 3% за каждый год выслуги сверх 20, но не более 85%. Итого в рассматриваемом случае размер выплаты составит 50% + (36 – 20) * 3% = 98%. Так как установлено ограничение, то пенсия будет составлять 85% от денежного довольствия.

2) Определяем размер денежного довольствия для начисления пенсии.

Размер оклада по званию для подполковника – 3034 рубля. Размер оклада по должности для заместителя командира полка – 4374 рубля. Выслуга больше 25 лет, поэтому процентная надбавка для начисления выплат максимальная – 70% оклада денежного содержания. Итого: (3034 + 4374) + (3034 + 4374) * 70% = 12593,60 рубля.

3) Определяем размер пенсии.

12593,60 * 85% = 10704,56 рубля.

Иждивенцев и инвалидности нет, поэтому повышения и надбавки к выплате не устанавливаются.

С учетом ежемесячной доплаты по Указу Президента размер военной пенсии к выплате: 10704,56 + 1000 = 11704,56 рубля.

Как оформить пенсионные выплаты военнослужащим

Какие документы нужны для оформления

Лицу, желающему оформить пенсионные выплаты по увольнению с военной службы, следует иметь при себе необходимую документацию, а именно:

  • паспорт гражданина РФ;
  • военный билет с отметкой о прохождении военной службы и увольнении;
  • предписание в/ч, где служило данное лицо;
  • денежный и вещевой аттестаты;
  • СНИЛС;
  • личное дело военнослужащего;
  • фото;
  • справка из ПФР;
  • трудовая книжка.

Куда обращаться

При выборе места обращения для оформления пенсии стоит учитывать, что все денежные выплаты, включая пенсию, берет на себя силовое ведомство, в котором лицо, желающее оформить военную пенсию, отдавало долг Родине. К таким ведомствам могут относиться МВД, МО, ФСИН и ФСБ.

Выслуга лет имеет решающее значение для военнослужащего, как при получении денежного довольствия, так и дальнейшего получения пенсии или других выплат.

Все граждане нашей страны имеют право на пенсионные выплаты, однако, если гражданские лица могут выйти на пенсию по достижению ими соответствующего возраста, то у лиц, проходивших воинскую службу, право на окончание службы и получение пенсионных выплат наступает через 20 календарных лет, но не ранее достижения ими 45-летнего возраста. имеют разную степень нагрузок и риска для жизни, поэтому законодательно предусмотрена льготная выслуга лет военнослужащих для пенсии, так называемый льготный стаж, где расчет выслуги определяется путем умножения реально выслуженного срока на повышающий коэффициент. Величина показателя определяется исходя из опасности и сложности выполняемых задач, зависит от службы в разных родах войск. Если служебная деятельность осуществлялась в неодинаковых условиях, и льготная выслуга применялась не на всех этапах службы, стаж рассчитывается путем сложения календарных лет со льготным сроком.

Понятие льготной выслуги лет

Говоря о льготной выслуге, законодатель подразумевает, что некоторые периоды службы засчитываются в счет стажа в сроках, в большую сторону отличающихся от календарных периодов. От военных нередко можно услышать фразу «у меня выслуга год за полтора», но это утверждение не верно.

К примеру, военнослужащий проходит службу в части, где стаж рассчитывается 1:1, но на 3 месяца его направили в зону боевых действий, он стал участником ВБД, и в льготное исчисление войдут эти 3 месяца, а не весь год. Другой пример расчета: служащий в войсках со льготным исчислением стажа 1:1,5 месяца 3 дня непосредственно участвовал в контртеррористической операции на основании приказа, эти дни будут исчисляться 1:3. Если армеец получил ранение или другое увечье при участии в такой операции, время непрерывного нахождения в лечебном учреждении будет так же засчитано в стаж, как 1:3. Факторы, влияющие на сроки, величину коэффициента и правила исчисления льготной выслуги, изложены в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941.

Расчет выслуги по льготному исчислению

При переходе с должности, означающей стандартное исчисление выслуги на звание со льготной выслугой, льготный стаж рассчитывается исходя из фактического времени нахождения на этой должности согласно приказу. В расчет входит время отпусков, командировок, лечения и прочих законных случаев отсутствия в части, не подразумевающих освобождения от должности. Величина повышающего коэффициента установлена законодательно, зависит от сложности и опасности выполняемых задач.

Обратите внимание! Самый высокий коэффициент 1:6 месяцам применяется для тех, кто воевал в штрафбатах времен Великой Отечественной войны.

Выслуга 1:3 месяцам

Исчисление выслуги 1:3 месяцам применимо для ветеранов ВОВ и приравненных к ним участникам/ветеранам боевых действий, ликвидаторов аварии в Чернобыле, в том числе и для солдат-срочников. Стоит заметить, что к этой категории военнослужащих относят тех, кто проходил службу в бывших республиках СССР в период обострения межнациональных распрей (Нагорный Карабах, Ингушетия, Таджикистан и другие зоны чрезвычайного положения), военнообязанные, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, и те, кто принимал участие в операциях ООН за пределами России. Необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, осужденным, репрессированным военным, которые впоследствии были реабилитированы, в части, касающейся исчисления выслуги лет, 1:3 месяцам засчитывается время, безосновательно проведенное в местах лишения свободы.

1:2 месяцам

Засчитывается участникам ВОВ, служившим в частях, не принимавших участия в боях, попавшим в плен против своей воли, узникам концлагерей. Помимо , право на выслугу 1:2 имеют военнослужащие:

  • проходящие службу в отдаленных гарнизонах России;
  • военспецы, прикомандированные к армиям стран, ведущих боевые действия;
  • ведущие работы с ядерными отходами и осуществляющие перезарядку реакторов;
  • выполняющие боевые задания в высокогорных местностях;
  • водолазы, длительно находящиеся в условиях повышенного давления.

Полный перечень воинских специальностей и льготных условий опубликован в ПП от 22 сентября 1993 г. N941.

1:1,5 месяцам

  • отдельные категории летного состава;
  • моряки-надводники, несущие службу на атомных кораблях;
  • пограничники;
  • экипажи дизельных подлодок.

Этот список далеко не полный. Военные, имеющие право на льготное исчисление стажа, уведомлены об этом соответствующим приказом. Все должностные перемещения, подразумевающие переход на должности с иным исчислением выслуги, сопровождаются приказом и расчетом сроков выслуги на день должностного перемещения. Зачет срока армейской службы в трудовой стаж лицам, проходившим срочную службу, производится в календарном исчислении за исключением времени прохождения службы в льготных условиях, в этот период применяется повышающий коэффициент.

Льготная пенсия у военнослужащих


Фактически военнослужащий может прослужить менее 20-ти лет, но с применением льготного исчисления срока службы можно стать пенсионером в молодом возрасте. Если позволяет здоровье и семейные обстоятельства, не возбраняется продолжение службы, в этом случае с каждым лишним годом будет расти размер пенсии, но день ее назначения наступит после увольнения. Многие военные пенсионеры предпочитают уволиться и найти работу «на гражданке», получая и льготную пенсию, и заработную плату. Военным, работающим в гражданских организациях, пенсия начисляется полностью за исключением надбавок, специально разработанных для работающих пенсионеров. При достижении общего по стране пенсионного возраста, если позволит гражданский стаж и накопленные пенсионные баллы, военный пенсионер имеет право на получение страховой и накопительной пенсии, если он перешел на этот вид пенсионного обеспечения.

Порядок оформления пенсии по льготной выслуге лет

Порядок обращения военнослужащего за пенсией, порядок расчета и оформления выплат определен 50 ст. ФЗ №4468-1 «О военных пенсиях», где указано, что пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны, следовательно, нужно обратиться в пенсионный отдел военкомата по месту жительства. Заявление должно быть рассмотрено в 10-дневный срок. Началом начисления пенсии считается день увольнения со службы. Если военный пенсионер по каким-то причинам своевременно не подал заявление в военкомат, то пенсия за упущенный период ему будет выплачена со дня увольнения. Если срок обращения пропущен более, чем на год после увольнения, то пенсионные выплаты начисляются за 12 месяцев, предшествующие дню подачи заявления. В случае, когда пенсия уже начислена, но по каким-либо причинам не истребована, то она может быть выплачена задним числом не более, чем за 3 года. Если в несвоевременных выплатах установлена вина госоргана, отвечающего за начисление или доставку денег, то пенсия будет выплачена за весь срок. Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий подразумевает выплату ежемесячных надбавок в размере, установленном законодательством.