Полтавцева из детства в отрочество. Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова). Анализ воспитательной работы за учебный год

Средний школьный возраст – период от детства к юности, время «полуребенка – полувзрослого». У подростка он связан с включением в доступные формы общественной деятельности. Вместе с тем меняется и место, которое ребенок занимает в повседневном общении с окружающими его взрослыми, в своей стране.

В подростковом возрасте происходят глубокие изменения в духовной жизни человека. Подросток начинает обостренно воспринимать добро и зло. Годы отрочества отличаются от детства тем, что ребенок критично воспринимает окружающую реальность, замечает то, что не видит взрослый.

В течение детства-отрочества формируется «каркас» личности, включающий определенную иерархию отношений, установок, диспозиций, доминант, смыслообразующих мотивов, складывающихся в систему, определяющую сознание и поведение индивидуума. Основной сферой всего этого является область межличностных коммуникаций, отношение человека к себе, к окружающему миру.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.).

Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, ценностные ориентиры. Происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Усиление динамизма социальных процессов требует организации на практике моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей, тесного взаимодействия поколений.

Проблема социализации имеет ярко выраженную педагогическую основу. Именно на это направлена воспитательная программа «Из детства – в отрочество», предполагающая реализацию следующих принципов:

– личностно ориентированный подход (принятие во внимание природы ребенка, его половозрастных особенностей, умение видеть в каждом неповторимую индивидуальность, предоставление права на свободный выбор, проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства, безоговорочное принятие, устойчивое положительное отношение);

– ценностно ориентированный подход (обеспечение наилучшими психологическими условиями для жизни, формирование базовой культуры личности, духовного развития, учет культурных традиций региона, страны, народа, интерес к состоянию молодежной субкультуры, обычаев семьи, развивающих способности, осуществляющих социализацию ребенка, предоставляющих условия для позитивного нравственного самоутверждения, создающих пространство для самореализации в разнообразных видах деятельности).

Ключевая задача – помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор общественной концепции жизни. Задача социального становления личности всегда являлась первостепенной. Это особенно важно в современный период, сопровождающийся переориентацией ценностей, что существенно влияет на процесс формирования опыта существования в обществе у детей и подростков.

Основной доминантой воспитания является укоренение в сознании подрастающего поколения таких нравственных ценностей, как добро, честь, совесть, милосердие.

От того, какие ценности сформируются у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Современные социальные условия требуют изменений технологии воспитания. Востребованы интерактивные методы, которые ставят ребенка в позицию активного субъекта, участвующего в проектировании, организации воспитательной деятельности. Прежде всего речь идет о подготовке детей к выполнению роли граждан общества.

Программа «Из детства – в отрочество» является одним из возможных вариантов решения этой педагогической задачи.

Цель данной программы: воспитание духовно богатой, социально активной личности, обладающей системным мировоззрением гражданина, проявляющего интерес к судьбе и истории своего Отечества.

Она помогает ребенку стать и оставаться самим собой, то есть личностью, обладающей такими свойствами характера, как:

– справедливое отношение к людям;

– соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с окружающими;

– уверенность в себе и своих позициях;

– толерантность;

– владение многообразным ролевым репертуаром (гражданин, семьянин, патриот, творец прекрасного, ученик);

– способность участвовать в творческом преобразовании действительности.

Цель обеспечивается решением следующих задач:

    формирование навыков общения, эффективного взаимодействия, сотрудничества;

    воспитание позитивного отношения к активной общественной деятельности;

    социальная адаптация, направленная на развитие умения выполнять требования общества и решать его разнообразные проблемы;

    привитие навыков социального творчества, направленного на преобразование окружающей среды и самих себя;

    гармонизация взаимоотношений ребенка с окружающим социумом;

    воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;

    привитие ценностей демократического общества;

    воспитание нравственных приоритетов;

    развитие самобытной индивидуальности;

    создание мира культуры в самом себе;

    формирование благоприятного психологического микроклимата;

    организация условий для продуктивного партнерства.

Программа «Из детства – в отрочество» нацелена на проектирование индивидуальной стратегии межвозрастного взаимодействия в качестве одного из средств, определяющих успешность ее выполнения.

Межвозрастное взаимодействие занимает важное место в структуре развития индивида, так как только в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, попадая в позиции то старшего, то младшего, ведущего, ведомого, консультанта, модератора, наставника, обретает различный жизненный опыт.

Важность таких отношений определяется тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи являются неполными, имеют лишь одного ребенка, сокращена сеть внешкольных учреждений, или доступ в них ограничен в силу увеличения платных услуг. При этом создается атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности.

Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими.

Межвозрастное взаимодействие может обогатить подростков опытом разноплановых занятий, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы социализации личности. Это процесс одновременного взаимного влияния субъектов деятельности и общения при положительном эмоциональном контакте, реализация субъективных потребностей детей разного возраста и объективных социальных потребностей.

При этом достигаются следующие положительные результаты:

    обеспечивается преемственность традиций школьных поколений;

    преодолевается замкнутость одновозрастного коллектива;

    формируется единое воспитательное пространство, в котором реализуется забота каждого о каждом;

    развиваются организаторские навыки, лидерские качества, стремление младших подражать старшим.

Реализация принципа возрастного подхода при этом означает не только учет особенностей детей разного возраста, но и предполагает перспективы развития ребенка, т.е. максимальную направленность на личность, выстраивание индивидуальной воспитательной траектории детского развития как целостного процесса.

Через механизмы межвозрастного взаимодействия происходит взаимовлияние и взаимообогащение, способствующиее более эффективному процессу социальной адаптации индивида.

Программа «Из детства – в отрочество» рассчитана на разновозрастные коллективы 6-х и 8-х классов. Воспитательная работа ведется дифференцированно и по системе «вертикаль». В каждом классе налажена деятельность органов детского самоуправления. Учащиеся равномерно распределены по секторам («Умники», «Затейники», «Мастер-бригада», «Спорт-профи», «Художник», «Дисциплина и порядок») с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений на добровольной основе.

Во главе самоуправленческой работы – староста и его заместитель. Активы двух классов входят в творческий совет, который организует и проводит классные часы или КТД. Состав совета может меняться. Действует принцип: «Каждый – личность творческая».

Восьмиклассники выступают в роли помощников и консультантов, так как обладают опытом и знаниями, которых недостает шестиклассникам. Старшие опекают младших, берут на себя более трудные задачи, делятся своими знаниями и умениями, дают рекомендации по проведению всевозможных дел, часто сами организуют и проводят различные мероприятия. Младшие же стараются «дотянуться». Таким образом, стержневой линией воспитательной программы «Из детства – в отрочество» является преемственность.

Основные принципы деятельности «вертикали»:

1. Самостоятельность.

2. Ответственность.

3. Равноправие и сотрудничество.

4. Гласность.

    способствовать самореализации личности;

    развивать организаторские способности, качества лидера;

    учиться проявлять инициативу и реализовывать ее;

    обучаться взаимодействию «старший – младший товарищ»;

    стараться анализировать свою работу.

1. Классные часы, КТД.

2. Встречи, вечера, игры, поездки.

3. Тренинги.

4. Трудовые десанты.

5. Дни здоровья.

6. Заочные путешествия.

7. Реализация социально-значимых проектов (акций, операций).

8. Праздники-открытия новых традиций.

9. Заседания клуба интересных встреч.

Классный руководитель выступает главным связующим звеном разновозрастных коллективов, помощником, консультантом, обладающим необходимым опытом и знаниями, творческим багажом, эмоциональной компетентностью, которых недостает учащимся. Он является непосредственным участником воспитательного процесса. В его работе должна преобладать не прямая, а скрытая позиция. Функции наставника нацелены на создание условий по формированию личности учащегося, его гражданских позиций: патриота, активного деятеля, творца и созидателя.

Реализация программы «Из детства – в отрочество» невозможна без участия педагогов-предметников, работающих в классах. Они помогают посредством своего предмета и личностных качеств формировать отношение учащихся к Родине, истории, труду, природе, искусству, литературе, человеку, людям, самому себе, миру.

Существенную роль в организации процесса воспитания играют родители. Они самые главные помощники классного руководителя, союзники, вдохновители, строгие критики.

Программа ориентирована на максимальное использование воспитывающего потенциала семьи. Родители являются необходимым звеном «вертикали».

Работа с ними включает в себя:

– вовлечение в воспитательный процесс: использование инновационной технологии совместного планирования воспитательной работы в классе;

– исследование психологического климата семьи;

– поддержание регулярного общения (группового, индивидуального);

– выбор родительского комитета и определение его функций;

– проведение интерактивных собраний;

– превращение родителей в социальных партнеров;

– индивидуальная работа с родителями, находящимися в сложной социальной ситуации;

– работа с родителями-мигрантами;

– совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса;

– проведение совместных творческих дел (беседы, экскурсии, дни здоровья, «огоньки»);

– просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса;

– психолого-педагогическая помощь в коррекции стратегии семейного воспитания;

– профилактика кризиса в развитии личности ребенка.

Воспитательная работа по системе «вертикаль» поддерживается школьной психологической службой, которая осуществляет социально-педагогическое и психологическое слежение за социальной и личностной ситуацией развития подростков, за воспитательной средой, условиями социализации жизнедеятельности ребенка, за особенностями психической адаптации к условиям жизни, кризисным социальным событиям.

Воспитательная программа «Из детства – в отрочество» носит перманентный характер.

Результатом реализациидолжен стать выпускник школы II ступени, социально значимая личность, обладающая следующими умениями:

    формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к разным сферам деятельности;

    самоопределяться в ситуации выбора на основе собственных позиций;

    принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

    осуществлять действия на основе выбранных целевых смысловых установок;

    совершать осознанный выбор своей будущей профессии;

    знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

    социально адаптироваться;

    приобщаться к ценностям культуры;

    организовывать свою деятельность и планировать ее результаты.

С целью реализации программы нашей школой организовано сотрудничество с культурными центрами и другими социальными институтами окружающего социума.

Программа представляет собой систему основных направлений воспитания:

    Ученик – лидер, организатор – успешная личность.

  • Гражданин – социально-активная личность.

    Труженик.

    Творец, ценитель прекрасного.

    Духовная личность.

    Семьянин.

  • Будущий профессионал.

    А также сюда включены две подпрограммы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги другу».

См. табл. 1–12.

Таблица 1

Направление «Творец, ценитель прекрасного»

Участники

Срок реализации

Воспитание гармонически развитой личности, обладающей художественным и эстетическим вкусом, испытывающей потребность принимать участие в творческой деятельности, способной воспринимать исторические и национальные особенности искусства

1. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

3. Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности.

4. Развитие художественного и эстетического вкуса

Классный час-вечер «Музыкальная гостиная»

Сентябрь

КТД «Осенние посиделки»

6-й + 8-й классы

Классный час «Мой идеал»

Тренинг «Круг интересов»

Час творчества «Наполним музыкой сердца»

КТД «Новогодний маскарад»

6-й + 8-й классы

Вечер бардовской песни (к 70-летию В.Высоцкого)

Классный час «В гостях у Муз»

Классный час-игра «Чему удивляется мир» (общение с искусством)

6-й + 8-й классы

Заочное путешествие «Семь чудес света»

КТД «Уморина»

6-й + 8-й классы

Таблица 2

Направление «Ученик – лидер, организатор – успешная личность»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Повышение мотивации обучения, осознание необходимости учения

1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Формирование активной жизненной позиции.

4. Формирование способности успешно адаптироваться в окружающем мире

Час самоконтроля «Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?»

Сентябрь

Ток-шоу «Учение с увлечением»

6-й + 8-й классы

Конкурсная программа «Психологический калейдоскоп»

6-й + 8-й классы

Тренинг «Ручеек жизни»

Классный час «Учимся на успехах и достижениях»

Классный час «Наши успехи и промахи»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Классный час «Типы характера человека»

6-й + 8-й классы

Классный час «Логика в нашей жизни»

Игра «Что вы знаете о книгах по самовоспитанию?»

6-й + 8-й классы, библиотекарь

Таблица 3

Направление «Духовная личность»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание готовности детей к ценностному самоопределению, позитивному нравственному выбору; приобщение к культурно-историческому наследию

1. Формирование активной жизненной позиции подростков, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения.

2. Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности, настойчивости в выполнении любого дела.

3. Культивирование гуманистических ценностей в разновозрастном взаимодействии

КТД «Наши общие дела»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Тестирование «Хранилище человеческих качеств»

8-й класс, психолог

Классный час «Нравственность – это разум сердца»

Классный час «Как зависть душу разъедает»

Тематический вечер «Что есть добро»

6-й + 8-й классы

Классный час-игра «Память – это…»

6-й + 8-й классы,родители

Тренинг «Святая ложь»

Деловая игра «Я и моя социальная роль»

6-й + 8-й классы

Классный час «О чести и совести»

6-й + 8-й классы

КВН «Турнир знатоков этикета»

6-й + 8-й классы

Таблица 4

Направление «Будущий профессионал»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Готовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества

1. Формирование у подростков знаний об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

2. Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и продуктам их труда.

3. Развитие воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей

Диагностика профориентационной направленности учащихся

8-й класс,

психолог

Сентябрь

Тренинг «Философия преуспевающего»

8-й класс

Классный час «Путь в профессию начинается

6-й класс

Классный час «Трудовая родословная моей семьи»

6-й + 8-й классы

Разговор-встреча родителей и детей «Моя профессия»

6-й + 8-й классы

Таблица 5

Направление «Эколог»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережного отношения к окружающей среде; понимание роли человека в природе

1. Формирование экологической культуры.

2. Формирование широкого экологического мировоззрения школьников.

3. Привлечение внимания школьников к экологическим проблемам через участие в различных программах по сохранению природы

Экологическая экскурсия «Пойдем в мой край»

6-й+8-й классы

Сентябрь

Экологические десанты

6-й+8-й классы

В течение года

Экологическая игра «Зоопарк»

6-й класс

Тренинг «Чрезвычайная ситуация»

8-й класс

Классный час «Зоологическая карта города»

8-й класс

Классный час-игра «Самый разумный, или Я никогда не…»

6-й класс

Заочная экскурсия по музеям-заповедникам

6-й+8-й классы

Правовой турнир «Знай право по защите окружающей среды»

6-й+8-й классы

КТД «Береги свою планету»

6-й + 8-й классы

Турпоход

6-й + 8-й классы,

родители

Таблица 6

Направление «Гражданин – социально активная личность»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Формирование у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения как пробы совместного анализа, социального действия, решения групповых и социальных проблем, культурной защиты групповых и индивидуальных интересов

1. Формирование гражданского поведения.

2. Побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей.

3. Развитие у школьников понимания соотношения внутренней и внешней политики государства, умения разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

4. Воспитание гражданской ответственности; уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям

Классный час «Гражданином быть обязан»

Сентябрь

Устный журнал «Права и свободы граждан РФ»

Классный час «Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с законом»

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях?»

Диспут «Что значит жить достойно?»

Классный час-игра «Путешествие в страну Законию»

6-й + 8-й классы

Классный час «Есть ли границы у свободы?»

Классный час-игра «Гражданин или обыватель?»

6-й + 8-й классы

КТД «Необитаемый остров»

6-й + 8-й классы

Таблица 7

Направление «Патриот»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Развитие у учащихся активной жизненной позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества

1. Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю и своей стране.

2. Воспитание уважения памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины.

3. Воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины; к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

4. Воспитание любви к своему народу

Экскурсия «По улицам родного города»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Классный час «Российская символика»

Разговор-встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина – Россия!»

6-й класс, родители

КТД «Пришла Коляда – отворяй ворота»

6-й + 8-й классы, родители

Классный час «Немеркнущий подвиг народа» (годовщине освобождения г. Курска от фашистских захватчиков посвящается)

6-й + 8-й классы

КТД «А ну-ка, мальчики»

6-й + 8-й классы, родители

КТД «Масленица Великая»

6-й + 8-й классы

Урок мужества

Операция «Ветеран»

6-й + 8-й классы

В течение года

Экскурсия по музеям Санкт-Петербурга (заочная)

Таблица 8

Направление «Труженик»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание технологической культуры
на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда

1. Развитие трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственности за свою деятельность.

2. Воспитание устойчивого интереса к труду.

3. Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и продуктам их труда.

4. Организация сотрудничества в коллективной деятельности

Классный час «Народные промыслы»

6-й + 8-й классы

Классный час-игра «Трудоголик»

6-й + 8-й классы

Деловая игра «Бюджет семьи и мои карманные расходы»

КТД «Мир моих увлечений»

6-й + 8-й классы

Классный час «Как ухаживать за своим питомцем»

Классный час «Лень поселилась в моей душе»

Конкурсная программа «Умелые руки»

6-й + 8-й классы

Таблица 9

Направление «Семьянин»

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание ответственного отношения к своим близким, создание благоприятных условий для полноценного становления детей

1. Формирование системы ценностных семейных ориентаций.

2. Формирование разумных отношений в любви, дружбе, семейной жизни.

3. Воспитание в детях ответственного отношения к созданию в будущем семьи.

4. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

5. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.

6. Профилактика
безнадзорности

Классный час-вечер «Чудеса детства»

6-й класс

Сентябрь

Классный час «Тайны взрослой жизни»

8-й класс

Тренинг «Семейное благополучие»

8-й класс

Классный час «Мудрая старость»

6-й + 8-й классы

Классный час «Дерево семьи»

6-й класс

Классный час-диспут «Кто в доме хозяин?»

6-й + 8-й классы, родители

Классный час «Христианские праздники в русской семье»

6-й + 8-й классы, родители

Деловая игра «Знаки внимания к членам семьи»

6-й + 8-й классы

Классный час «Мир дома твоего»

6-й + 8-й классы

КТД «Мамин портрет»

6-й + 8-й классы, родители

Классный час «О чем рассказала фотография в семейном альбоме?»

6-й + 8-й классы

КТД «Мама, папа, я – дружная семья»

6-й + 8-й классы

Подпрограмма «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: воспитание духовно, психически, физически здоровой личности.

– проводить воспитательную деятельность по выполнению государственной Программы оздоровления населения России;

– пропагандировать здоровый образ жизни;

– формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

– снижение уровня заболеваемости детей;

– формирование здорового образа жизни (нравственного и физического).

Основные направления реализации подпрограммы:

– формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

– соблюдение санитарных норм и правил;

– разработка и проведение игр, творческих классных часов и внеклассных мероприятий, способствующих реализации целей данной программы;

– организация работы по формированию здорового образа жизни.

Таблица 10

Система мероприятий

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Классный час «Если хочешь быть здоров»

6-й класс

Сентябрь

Беседа о чистых руках и сменной обуви

6-й класс

Сентябрь

Классный час «Мои вредные привычки»

8-й класс

Классный час-игра «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»

6-й + 8-й классы

Беседа с элементами тренинга «Курить или жить?»

8-й класс

Ролевая игра «Суд над наркоманией»

6-й + 8-й классы

Классный час-диалог «Кушайте на здоровье»

6-й класс

Классный час «Путь в никуда»

6-й + 8-й классы

Тренинг «Умеешь ли ты ухаживать за больным?»

6-й + 8-й классы

Беседа «Мои друзья – витамины»

6-й класс

Ролевая игра «Будьте здоровы»

6-й + 8-й классы

Беседа «Гигиена подростка»

8-й класс

Экскурсия в музей анатомии КГМУ

8-й класс

День здоровья

6-й + 8-й классы

Игры на свежем воздухе (клуб выходного дня)

6-й + 8-й классы

В течение года

Турпоход

6-й + 8-й классы, родители

Май, июнь

Подпрограмма «Помоги другу»

Цель: формирование ценностного отношения к дружбе, взаимопомощи, сотрудничеству; развитие навыков бесконфликтного общения в разновозрастном сообществе.

– мотивировать учащихся к рефлексии собственного поведения;

– способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, людям;

– формировать эффективное взаимодействие, сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

– сплочение разновозрастных коллективов на основе взаимовыручки, моральной и физической поддержки.

Таблица 11

Система мероприятий

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Классный час с элементами игры «Люди существуют друг для друга»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Работа творческого совета

6-й + 8-й классы

В течение года

КТД «Учимся предотвращать конфликты»

6-й + 8-й классы

Тренинг «Давайте говорить друг другу комплименты»

6-й + 8-й классы

КТД «Дружба и годы»

6-й + 8-й классы

Акция «Спешите делать добро»

6-й + 8-й классы

В течение года

Рейды в «Страну невыученных уроков»

6-й + 8-й классы, активы

Еженедельно

Тренинг «Что делать, если поссорились?»

6-й+8-й классы

Классный час-игра «Спасибо, что ты есть»

6-й + 8-й классы

Классный час «Мои младшие друзья»

8-й класс

Дискуссия «Чем я могу помочь другу в сложной ситуации?»

6-й + 8-й классы

Классный час «Мои старшие друзья»

6-й класс

Таблица 12

Тематика родительских собраний

Тема собрания

Участники

Срок реализации

«Современный урок: взгляд со стороны семьи»

8-й класс

Сентябрь

«Трудный диалог с учебой, или Как помочь своему ребенку» (семинар-практикум)

6-й класс

Сентябрь

«Как воспитать толерантного человека» (круглый стол с элементами игры)

6-й класс

«На мир смотрите добрыми глазами» (творческая лаборатория)

8-й класс

«Наказание ребенка: необходимость или…?» (диалог с элементами тренинга)

6-й класс

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания» (обучающий семинар с элементами тренинга)

8-й класс

«Спасем детей от дыма сигарет»

6-й класс

«Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы!» (семинар-практикум
с использованием интерактивных методов)

8-й класс

Анализ воспитательной работы за учебный год

Приводим образец аналитической деятельности. Благодаря такой форме становится видно многое: насколько класс преуспел в различных областях; каков микроклимат в коллективе; на что стоит обратить внимание в будущем и т.д.

В течение учебного года в 5 «Б» классе обучалось 25 человек, в 7 «В» классе – 19. Работа в направлении «вертикаль» начала осуществляться с февраля (до этого у пятиклассников был другой классный руководитель).

Воспитательные задачи:

    изучение личностных качеств учащихся, межличностных отношений в разновозрастных группах;

    содействие формированию содружества старших и младших школьников, создание нравственно и эмоционально благоприятной среды;

    проектирование образа жизнедеятельности коллектива;

    создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

    формирование культуры общения и построение межличностных отношений;

    развитие познавательной активности.

Все это в большей степени было решено.

В 7-м классе, где 7 мальчиков и 11 девочек, достаточно высокий уровень знаний. Неуспевающих нет. Из 19-ти человек – 3 отличника, 7 хорошистов. Есть дети, имеющие по одной тройке. 30 процентов учащихся интересуются точными науками, остальные – гуманитарными. Ребята участвовали в школьных предметных олимпиадах, занимали призовые места.

7 «В» класс – это вполне сложившийся коллектив со своими традициями и нормами. В нем высокий уровень культуры, доброжелательная атмосфера, дух товарищества и сотоварищества. В коллективе нет «отверженных», деления на маленькие группы со своими уставами. Есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации («совесть класса»), которые существенно влияют на общественное мнение. Приоритеты класса – учиться, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам, сопереживать, не быть равнодушными.

Каждый ребенок в прошлом году имел поручение, входил в «сектор» по интересам. Руководил всей работой актив класса во главе со старостой. Отчет об успехах и неудачах осуществлялся на классных собраниях. В конце года работа актива и «секторов» оценена на «хорошо». Для семиклассников характерна высокая степень активности во всех видах деятельности: интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и т.д.

У детей широкий диапазон интересов. Они посещают ДШИ, художественную школу, спортивные секции, танцевальные студии. Ученики серьезно подходят к учебе, труду, уважительно относятся к окружающим людям, позитивно воспринимают действительность. Они инициативны, предприимчивы, неравнодушны ко всему происходящему в классе и школе.

План воспитательной работы на учебный год составлялся с учетом пожеланий детей и при непосредственном их участии. Ребята организовывали различные классные часы, КТД. Ими была проведена линейка для параллели, посвященная годовщине освобождения г. Курска.

Класс принял активное участие в выпуске стенных газет, плакатов, общешкольного информационно-развлекательного журнала «Палитра». В детях заложено позитивное отношение к труду. Они были участниками всех трудовых десантов, проводимых в классе и школе. В ребятах развито чувство сострадания, сопричастности, есть потребность помочь ближнему. Все акции милосердия, операция «Ветеран» прошли при участии семиклассников.

Велась большая работа по привитию потребности в здоровом образе жизни. В феврале состоялся выезд в оздоровительный лагерь на два дня с целью проведения мероприятия «Сильные, ловкие, смелые», где в спартанских условиях дети проявили свои лучшие человеческие качества: заботу, доброту, взаимопомощь.

В мае была проведена экскурсия в город-герой Тулу, приуроченная к празднованию Дня Победы, с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свой народ.

Учебный год прошел продуктивно. В конкурсе вокалистов класс занял II и III места (выступали две творческие группы), в «Большом вальсе» – Гран-при и I место (представлено два танца: вальс и стритбол), в смотре строя и песни – I место. Воспитательная работа велась при содействии психологической службы школы и родителей.

В 5 «Б» классе обучалось 25 человек, 9 из которых переведены из класса коррекции. Уровень знаний – средний. Атмосфера в коллективе была далеко не благоприятная. Понятие о дисциплине отсутствовало, преобладало неуважительное отношение друг к другу. В классе четверо детей нерусской национальности. На почве непонимания одних другими возникали частые споры.

Меньше чем за полгода была проделана огромная работа, в которой самое активное участие приняли семиклассники. Они выступали наставниками, координаторами, примером для подражания.

Первое, что нужно было сделать, – создать коллектив, «вылечить» климат внутри класса. Были созданы микрогруппы – «сектора», выбран актив. Каждый получил поручение в соответствии со своими интересами.

Беседы о правилах поведения проводились ежедневно.

Семиклассники в течение всего времени помогали в учебе младшим, проводили с ними игры на переменах, готовили совместно классные часы, творческие дела.

В конкурсе «Большой вальс» малышами был подготовлен эстрадный танец «Малинки» при помощи старших ребят. На смотре строя и песни «спецназ» отличался от всех и внешним видом, и дисциплиной, и военной выправкой.

Положительный результат дали мероприятия, проведенные вместе с семиклассниками. Это способствовало формированию чувства отзывчивости, ответственности, развитию дружеских отношений.

Активы двух классов разработали свод правил, которым они следовали и чем будут руководствоваться в дальнейшем:

– уважай людей, живущих рядом;

– помогай нуждающимся в твоей помощи;

– делай приятное своим друзьям и окружающим;

– дорожи мнением о себе других людей.

В новом учебном году работа будет продолжена.

Комплексная программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т. Н. Дороновой в 2002 г.

Программа адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений, реализующим задачи дошкольного и начального общего образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям, а также может быть использована для работы с детьми, не посещающими детский сад.

В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования – семьи, детского сада и школы. Это нашло свое отражение в названии программы, которое характеризует непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста. Опираясь на концепцию дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с семьей являются международные (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также Российские документы (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). В программе отражены важнейшие положения этих документов: право ребенка на образование; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития; право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления и т.п.; взаимодействие ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образовательных задач: формирование здоровья путем обеспечения условий для качественного созревания всех систем и функций организма ребенка; всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи, которые целесообразно решать в условиях семьи и детского сада по двум основным направлениям – «Здоровье» и «Развитие». Первое направление программы – «Здоровье» – обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его оздоровления. Второе направление программы – «Развитие» – нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, формирование творческого воображения, развитие его любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.



Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являются стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внимание к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельности, поддержание уверенности в себе. Для реализации программы предлагается комплект учебно-методических материалов для родителей и педагогов.

Программа «Детский сад – дом радости» (Н. М. Крылова).

Данная программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных научных достижений отечественной и мировой педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. В ней представлена авторская концепция воспитания дошкольника. Программа внедряется в работу с детьми дошкольного возраста с 1985 года. На протяжении длительного времени она уточнялась и дорабатывалась. Впервые программа была издана в 1992 г. в Перми.

Программа состоит из введения и характеристики работы во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.В программе определены основные принципы целостного педагогического процесса: принцип гуманистической направленности; принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании; принцип интегративного подхода; принцип развития психики в деятельности и общении; принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания; принцип гармонии трех начал; принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества.

Основные направления программы: первое направление программы предусматривает приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, заботу о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника; второе направление – содействие амплификации разностороннего развития и саморазвития ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества; третье направление программы – приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Особенности каждой позиции автор раскрывает, исходя из разделов программы. Для каждой возрастной группы представлен перечень занятий и количество их в неделю. Первый раздел всех возрастных групп начинается с характеристики психического и физического развития ребенка. Здесь автор раскрывает психические и физические особенности развития детей каждого возрастного периода. Далее работа строится по направлениям.

Так, с детьми младшей и средней групп работа выстроена следующим образом.

Первое направление: забота о здоровье и содействие амплификации физического и психического развития воспитанника как неповторимой индивидуальности. Второе направление: содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах самостоятельной деятельности. Сюда входят следующие подразделы: «Общение», «Речь», «Конструирование», «Труд», «Игра» и другие. Третье направление: приобщение к основам духовной культуры и интеллигентности. В него входят такие подразделы: «Человек и общество», «Приобщение к экологической культуре», «Введение в мир науки и техники», «Введение в мир географии», «Введение в мир астрономии», «Введение в мир техники».

Работа с детьми средней группы выстроена по той же схеме, что и в младшем дошкольном возрасте. Однако имеются некоторые отличительные особенности. Так во второе направление работы с детьми средней группы включен раздел «Песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество» и «Танцевально-игровое творчество». Третье направление также имеет свои особенности, включены разделы «Основы экологической культуры» и «Введение в мир математики».

В старшей группе работа строится по трем следующим направлениям: Первое направление – приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности. Данное направление включает следующие подразделы: «Взаимоотношения ребенка с семьей», «Взаимоотношения ребенка с детским садом», «Взаимоотношения ребенка с обществом», «Введение ребенка в историко-географический мир», «Основы экологической культуры», «Экологическое образование», «Введение в мир науки и техники», «Введение в мир математики», «Введение в мир астрономии». Второе направление – забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития воспитанника как индивидуальности. Третье направление – содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах самостоятельной деятельности. Данное направление включает следующие подразделы: «Общение», «Речь», «Конструирование», «Труд», «Игра» и др.

В подготовительной группе в первое направление включен подраздел «Культура поведения в обществе» и раздел по экологическому воспитанию звучит иначе – «Приобщение к экологической культуре». Третье направление включает в себя новый подраздел – «Художественная литература».

В каждой возрастной группе представлен примерный распорядок дня в дошкольном учреждении и дома, в вечернее время. Каждый раздел включает основные задачи воспитания, обучения и развития в различных видах деятельности. К концу года сформулированы основные показатели развития ребенка – «Каким стал воспитанник» (что для него характерно). В приложении автор программы предлагает советы педагогу по организации учебно-воспитательной работы с детьми по программе «Детский сад – Дом радости». По всем разделам автор показывает особенности работы с детьми различных возрастных групп, предлагает список рекомендуемых художественных произведений к программе, произведений изобразительного искусства, примерный музыкальный репертуар и др. Особое внимание уделяется безопасности жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Программа «Школа – 2100» (под ред. А. А. Леонтьева).

Образовательная программа «Школа – 2100» разработана коллективом ученых под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева в 1999 г. В основе программы лежит идея непрерывного образования, что предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования, включая воспитание, на ближайшие десять лет.

Цель программы подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию. Предметные программы дошкольной подготовки по программе «Школа – 2010» реализуются в учебниках для детей и методических рекомендациях для воспитателей и преподавателей, согласуются с аналогичными предметными программами для начальной школы и являются звеном непрерывного курса в рамках образовательной программы «Школа – 2100».

Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6 лет (авторы Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) направлена на всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Новый материал дается не в готовом виде, а вводится на основе принципа деятельности, т. е. связи и отношения окружающего мира дети «открывают» сами путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Роль педагога-воспитателя сводится к тому, чтобы организовать учебную деятельность и незаметно, ненавязчиво подвести детей к «открытию». Насыщенность учебного материала игровыми заданиями обусловливается возрастными особенностями детей.

Программа подготовки дошкольников по информатике (авторы А. В. Горячев, Н. В. Ключ) предусматривает значительный объем специфических задач обучения детей информатике, которые ставятся в отношении простейших предметов, действий, высказываний: умение составлять части и целое (для предметов и действий); называть главное назначение предметов; расставлять события в правильной последовательности; приводить примеры истинных и ложных высказываний; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях, переносить свойства одного предмета на другой и т. д.

Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова) выдвигает следующие задачи обучения: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка; расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка; развитие творческих способностей; развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и др. Программа для детей 4-6 лет – начальное звено непрерывного курса «Обучение грамоте – русский язык – чтение и литература для 1-11классов», создаваемого в рамках образовательной программы «Школа – 2100». Использование авторами программы элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста предполагает предупреждение ошибок при чтении и письме.

Программа для дошкольников по курсу «Окружающий мир» (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова) имеет своей целью знакомство ребенка с целостной картиной мира, так как, даже будучи неполной, при минимуме знаний ребенка, целостная картина мира позволит ему быть сознательным участником жизни. Вторая цель курса «Окружающий мир» – знакомство с родным языком и развитие речи как важнейшая образовательная задача. Поскольку 3-5-летние дети не умеют читать и писать, авторы программы воспользовались «пиктографическим» методом представления учебного материала, т. е. традиционные тексты заменили изображениями. Пиктограмма воспринимается детьми с интересом, как ребус, игра, и в ней они находят и задание, и ответ, исходя из собственного жизненного опыта.

Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» (автор О. А. Куревина) направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра), а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности. Программный материал носит проблемный характер. Он включает разделы «Развитие речи», «Музыка», «ИЗО», «Пластика, ритмика и театральные формы» и рассчитан на три года.

Программа располагает широким диапазоном возможностей использования: адресованная системе дошкольного образования, она приемлема и в системе УВК, и в семейном обучении, и при подготовке детей к школе.

Задание 1

Программа «Радуга»

Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.

Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Якобсон С.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; Гербова В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. Область исследований - методика развития словаря, связной речи, содержание и методика занятий по развитию речи детей дошкольного возраста; Грибовская А.А., педагог, методист, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Института Открытого Образования; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».



«Радуга» - первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» - проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» - программа, адресованная массовому детскому саду .

Программа задумана и реализована как:

· комплексная , т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;

· массовая , т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;

· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей : сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа является современной интегративной программой , реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса . Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

В новом варианте программы предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы соответствует областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.

Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.

Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.

Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.

По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал».

Программа «Из детства – в отрочество»

Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».

«Из детства - в отрочество» - первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Программа «Из детства - в отрочество» - комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Программа создана большим авторским коллективом - это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.

Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической стратегии и технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовке в системе образования.
Работа по программе может осуществляться в нескольких направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа - детский сад» от 4 до 10 лет), а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.

В названии программы авторами заложен особый смысл, связанный с процессами, происходящими при развитии личности.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь.

Период отрочества не менее важен. В этот период происходит взросление человека. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Целесообразно объединить усилия родителей и педагогов.
Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому стало возможно на научной основе руководить данным процессом. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Авторы программы «Из детства в отрочество» придают серьезное значение знакомству родителей с программой, по которой воспитываются и обучаются их дети. В ней содержится необходимая научно-популярная информация (медицинская, педагогическая, психологическая), знание которой поможет родителям защитить ребенка от некомпетентного или негативного педагогического вмешательства.

Авторы программы рассматривают взаимодействие воспитателей, родителей, детей. В ней содержатся рекомендации для воспитателей и родителей по разным аспектам развития - интеллектуальному, эстетическому, физическому, экологическому и др.

Анализируя программу «Из детства в отрочество», синтезируя ее фрагменты с фрагментами других программ, дополняя их собственными наработками, психолог ДОУ может создать парциальные программы для детей: «Учусь с радостью», «Школы не боюсь» и др. Для воспитателей: «Бесконфликтное обучение», «Радость открытий» и др. Для родителей: «Хочу все знать», «Скорая родительская помощь» и др.

Программа ТРИЗ

Автор идеи Г.С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, один из них - М. Шустерман.
Триз - теория решения изобретательских задач. В 1945 г. Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть программы - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности:

Будь хозяином своей судьбы;

Достигни успеха в том, что любишь;

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

Строй свои отношения с людьми на доверии;

Развивай свои творческие способности;

Культивируй в себе смелость;

Заботься о своем здоровье;

Не теряй веру в себя;

Старайся мыслить позитивно и др.

Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не следует давать детям готовые знания, ответы на вопросы, следует учить ребенка находить их.

В программе ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и др.

Основной этап работы по программе ТРИЗ - решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты думаешь? С кем ты дружишь? Кого ты боишься?» и т.д. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Самая главная цель педагога, работающего в программе ТРИЗ, - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Изучая, анализируя и применяя данную программу, психолог ДОУ может создавать парциальные программы для детей: «Каждый ребенок - гений», «Маленький мыслитель», «Я решаю все задачи» и др. Для воспитателей: «Мыслим нестандартно», «Проблем не существует», «Воспитатель - творец!» и др. Для родителей: «Нет предела совершенству», «Понимание», «Просто о сложном» и др.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук ГГ. Григорьевой.
Программа ориентирует на комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, убедить их воспитывать ребенка с учетом знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности малыша, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Программа состоит из четырех глав:

- «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика);

- «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до
3 лет);

- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);

- «Я сам» (развитие и воспитание детей 2 и 3 года жизни).

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до 3 лет, а также методические рекомендации для родителей и педагогов. В приложениях даны таблицы уровня развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводятся литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

Небезынтересны для психологов ДОУ материалы по Монтессори-педагогике, педагогике Вальдорфской школы. Сегодня существуют центры, в которых психологи могут посетить семинары, овладеть техниками и методами, предлагаемыми этими программами, оценить необходимость внедрения той или иной части программы в ДОУ. Ознакомившись с программами: «Школа будущего», «Шаг за шагом», «Зеленая дверца» - психолог может обсудить их с родителями, воспитателями, проанализировать рекомендации зарубежных педагогов и психологов, в случае необходимости внедрения в ДОУ - адаптировать к условиям, контингенту конкретного ДОУ.

Новые программы образования и воспитания создаются ежедневно. Изучая опыт специалистов, анализируя опыт коллег, взяв на вооружение лучшие методы, технологии, психолог ДОУ может создавать уникальные авторские программы, способствующие полноценному развитию детей, формированию позитивного психологического климата, совершенствованию педагогической культуры воспитателей.

Программа адресована педагогическим коллективам образова­тельных учреждений, реализующим задачи раннего, дошкольного и на­чального общего образования, воспитателям дошкольных обра­зовательных учреждений и родителям, а также может быть ис­пользована для работы с детьми, не посещающими детский сад.

В основе программы лежит важнейший стратегический прин­цип современной системы российского образования - его непре­рывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования - семьи, детского сада и школы. Это нашло свое отражение в названии программы, которое характеризует непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.

Опираясь на концепцию дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых на личностно - ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе. На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образователь­ных задач:

Формирование здоровья путем обеспечения условий для
качественного созревания всех систем и функций организма ребенка;

Всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и
творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;

Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В программе указываются характерные особенности различныхпериодов детства и определяются задачи, которые целесооб­разно решать в условиях семьи и детского сада по двум основнымнаправлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечива­ет охрану и укрепление физического и психического здоровья де­тей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Ро­дителям предоставляется возможность вместе с педагогами и ме­дицинскими работниками детского сада вначале изучить и оце­нить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную такти­ку его оздоровления.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культур­ным ценностям, формирование творческого воображения, разви­тие его любознательности, познавательной активности, эвристи­ческого мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.

Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являют­ся стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внима­ние к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельно­сти, поддержание уверенности в себе.

Приложение 5

Предметно-развивающая среда

Программа «Детство»

Цели

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность
к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.

2. Развивать познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умствен­ные способности и речь.

3. Стимулировать творческую активность детей, воображение,
желание включиться в деятельность.

Девиз программы: «Чувствовать - познавать - творить».

Создание среды в соответствии с содержанием образователь­ной программы «Детство» требует ориентации на концепцию цело­стного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), что предполагает:

Последовательное изменение предметно-игровой среды в
соответствии с возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие ребенка в соответствии с общече­ловеческими ценностями, создание положительных отношений между
детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.

Детские центры развития

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

1. Игрушки и атрибуты для игр.

2. Оборудование для режиссерской игры:

Многофункциональные кубики;

Макеты (объемные - домики, гаражи; плоскостные - карты-схемы игрового пространства, ширмы);

Наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек не­большого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);

Животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа);

Неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;

Символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).

ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ

Литературный центр

Произведения фольклора;

Сказки русские народные и народов мира;

Произведения русской и зарубежной классики;

2. Книги, любимые детьми этой группы.

3. Сезонная литература.

4. Обменный фонд (для выдачи на дом).

5. Детские журналы (старшая группа).

6. Детские рисунки.

7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).

8. Увлечения детей (открытки, календарики).