Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада «Поиграем с водой. Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воз

Название: Конспект занятия. Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе «Волшебные горошины».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 2 младшая группа, занятия по экспериментированию во 2 младшей группе, опытно экспериментальная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебные горошины»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации через общение и игру.

Задачи:
1.
Воспитывать желание участвовать в совместной с воспитателем деятельности.

2. Создавать условия для ознакомления с «Силой движения», побуждая детей к речевой активности.
3. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: проектор, экран, ноутбук, МР — 3, DVD – видео, музыка, чашечки, горох, фасоль, стаканчики с водой, трубочки.

Ход занятия

1.Организационный этап.
Воспитатель.

Сегодня мы с вами отправимся в сказку (показ сказки – презентация)

На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок. Бабушка поручила Петушку выполнить задание – перебрать горох от фасоли, а горох помыть. Петушок сразу решил выполнить задание. Но к нему пришёл друг, они стали играть и наш Петушок забыл про задание. Друг ушёл.

(Слышен крик петуха)

Воспитатель.

Ребята как вы думаете, почему петушок кричит? Какое задание поручила петушку бабушка?

Дети.
Бабушка поручила петушку перебрать горох от фасоли, а горох помыть.

Воспитатель.

— Поможем Петушку?
Дети. Поможем.

2.Основная часть.


Воспитатель.

— Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу — горох положить в одну тарелочку, а фасоль в другую. Начинаем.

(Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно).

— Все выбрали? Что в этой тарелочке, а что в этой?

На что похож горох?

Воспитатель.

— А фасоль похожа на горох?
Воспитатель.
Высыпите ко мне в тарелочку фасоль?
Воспитатель.

Молодцы смогли перебрать горох от фасоли.

Воспитатель. Возьмите чашечки с горохом и идём со мной. Что просила бабушка сделать с горохом, вспоминайте
Дети. Она просила помыть горох.

Воспитатель.

Вот сейчас мы с вами помоем горох.

Высыпите горох в свой стаканчик с водой.

Опыт

Теперь возьмите трубочку опустите один конец в стакан и подуйте через неё, тихо!

Что происходит с горохом?
Дети. Горошинки танцует.

Воспитатель.

Как танцует?

Дети. Медленно.
Воспитатель.

Теперь подуем сильно.

Как танцуют наши горошины?

Дети. Горошины танцует быстро.
Когда мы дули тихо

Значит, когда дуешь тихо, горошины танцуют медленно, сильно дуешь – танцуют быстро.
Воспитатель.

Как хорошо мы помыли горох.

Кончил дело, гуляй смело.

А теперь поиграем, я буду петухом, а вы цыплятами

Речевое упражнение

Песня «Чеп, чеп, чебиләрем» (Дети выполняют движения под музыку)
Воспитатель.

А теперь подошли к столу петушок приготовил для вас сюрприз, только спрятал он его в горохе, опустите руку в горох и поищите сюрприз. (Дети ищут сюрприз в горохе).
(Спрашиваю, кто, что нашёл)
Ребята, а я ничего не нашла. Как быть?

3. Заключительная часть

Воспитатель.
Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли?
Оказывается добрые дела нужно делать постоянно.

Мы с вами молодцы, давайте поаплодируем сами себе.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 2 младшая группа, занятия по экспериментированию во 2 младшей группе, опытно экспериментальная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Колобок»
Месторасположение: пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ

Ирина Мишина

Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления. Одним эффективных из методов работы в данной сфере является поисковая деятельность , или экспериментирование .

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Именно поэтому с дошкольниками я внедряю со 2 младшей группы . Используются разнообразные формы и методы работы, материалы и оборудование.

Работа строится по определенному алгоритму.

Началу работы предшествует проблемная ситуация, которая вводится в игровой форме, часто с использованием элементов сказкотерапии, психодрамы, куклотерапии. (Например : «Зайчик не может слепить башенку из песка, горько плачет, ничего у него не получается, давайте ему поможем) Это позволяет заинтересовать детей, сформировать мотивацию на работу.

Третий этап – демонстративное или фронтальное экспериментирование . Дети либо наблюдают за действиями педагога, либо самостоятельно проводят экспериментальную деятельность под контролем педагога.

И в заключении – анализ результатов, сравнение с поставленными гипотезами.

При любой экспериментальной деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности. (моем руки, в рот ничего не берем и т. д.)






Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с камнем» Образовательная область: познание Вид деятельности: опытно- экспериментальная деятельность Возрастная группа: 2 младшая группа Тема: «Знакомство.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды» Конспект совместной образовательной деятельности во 2 мл. группе "Свойства воды" Программное содержание: развитие представлений о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка. Задачи: Образовательные формирование.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Что такое ветер?» Цель: «Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Программное содержание (программные задачи): 1. Воспитательные:.

Игра-эксперимент «Какая она, вода?» Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды. Задачи: - закрепить знания детей о свойствах.

Аннотация: Беседа о значении воды в нашей жизни, ее свойствах и бережном отношении к ней. Ключевые слова: превращается, прозрачная, без.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста сформулированы в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи Младший дошкольный возраст
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук
Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды воды, песка, глины, воздуха, камня
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов увеличительное стекло
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа
4. Социально - личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста (табл.2)
Таблица 1.
Темы игр - экспериментирований
Месяц первая
неделя вторая
неделя третья
неделя четвертая неделя
Октябрь Нюхаем,
пробуем, трогаем, слушаем Почему все звучит? Прозрачная вода Вода принимает форму
Ноябрь Какие предметы могут плавать? Делаем мыльные пузыри Подушка из пены Воздух повсюду
Декабрь Воздух работает Каждому камешку свой домик Можно ли менять форму камня и глины Свет повсюду
Январь Свет и тень Замершая вода Тающий лед Разноцветные шарики
Февраль Таинственные
картинки Все увидим, все узнаем Песочная страна Где вода?
Март Водяная мельница Звенящая вода Угадайка Ловись, рыбка, и мала и велика
Апрель Фокусы с магнитами Солнечные зайчики Что растворяется в воде? Что отражается в зеркале?
Май Волшебное сито Цветной песок Игры с песком Фонтанчики

Игры - экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.
Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.
Воспитывать познавательный интерес к человеку.
Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы:
1. Как звучат эти предметы?
2. С помощью чего вы услышали эти звуки?
3. Пахнут ли эти предметы?
Задания: 1. «Угадай, что звучит»
2. « Отгадай по запаху»
3. « Отгадай на вкус»
4. «Отгадай на ощупь»
Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка?

Почему все звучит?
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.
Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха?(Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Прозрачная вода
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание игры - эксперимента:
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?

Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Какие предметы могут плавать?
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
«Волшебная пирамидка»
1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

Делаем мыльные пузыри?
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы:жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
- А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
- Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)
Подушка из пены
Задача: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание игры - эксперимента:
Медвежонок Миша рассказывает, что он на¬учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме¬ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
«Имеет ли воздух вес? »
1. Делаем самодельные весы.
2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
3. Вес одинаковый.
4. Один из шариков надуваем.
5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

Воздух повсюду
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка рассказывает, для чего нужен нам воздух, можем ли мы его увидеть? Как узнать есть ли воздух вокруг?
Дети выполняют игровое упражнение « Почувствуй воздух»- дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, на он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Галчонок Любознайка дарит детям воздушные шарики и предлагает детям их надуть. Чем мы заполнили шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Воздух работает
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание игры - эксперимента:

Галчонок Любознайка предлагает детям рассмотреть воздуш¬ные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-этому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики наду¬ваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. По¬чему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Каждому камешку свой домик
Задача: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков
Описание игры - эксперимента: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют, в соответствии со схемой надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую- гладкие и округлые; во вторую- маленькие и шероховатые; в третью- большие и не круглые; в четвертую- красноватые. Дети работают парами. Затем все рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Можно ли менять форму камня и глины
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание игры - эксперимента:
По модели обследования предмета галчонок предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла¬гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка¬мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто¬роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича¬ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

Свет повсюду
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло,
объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить
предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что
находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь
прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Свет и тень
Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание игры - эксперимента:
Приходит медвежонок Миша с фонариком. Вос¬питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключа¬ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По-чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.
Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед- это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми- миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед?
«Играем с льдинками»- свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками
«Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
Тающий лед
Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавли¬вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко¬торой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание игры - эксперимента:
Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее рас¬тет лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи¬ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в
воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
Разноцветные шарики
Задача:получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый голубой.
Материалы: палитра гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображнием (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели- цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравится. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски и делают вывод, что смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей – фиолетовый, синюю с белой- голубой.

Таинственные картинки
Задача: показать детям, что окружающие предметы меня¬ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные ка¬рандаши.
Описание игры - эксперимента:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стек¬ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на¬ложения стекол - одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

Все увидим, все узнаем
Задача: познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание игры - эксперимента:
Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Этот прибор- помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Песочная страна
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле¬ния рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание игры - эксперимента:

Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо¬вать?
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлага¬
ется что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки

«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?


ОТКУДА БЕРЁТСЯ ВОДА?

Цель:

Познакомить детей с процессом конденсации.

Материал:

Горячая вода.

Оборудование:

- ёмкость, охлажденная металлическая крышка.

Ход опыта

Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.

Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осе­ли на крышке.)

Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крыш­кой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА

Цель:

- познакомить детей с одним из состояний воды - паром.

Материал:

Кипяток.

Оборудование:

Термос (ёмкость с кипятильником).

Ход опыта

Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из со­стояний воды - паром.

Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже во­да, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильни­ком и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Поместить в групповой комнате плакат с различными со­стояниями воды.

Вывод. Пар - это тоже вода.

ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ

Цели:

- познакомить с различными жидкостями, помочь вы­явить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Материал:

Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.

Оборудование:

- ёмкости, алгоритм деятельности.

Ход опыта

Дети рассматривают жидкости, определяют различия и об­щие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).

Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алго­ритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматри­вают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - мед­леннее.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОСУЛЬКИ

Цель:

- помочь детям реализовать представления о свойст­вах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Материал:

Вода, краски.

Оборудование:

Формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.

Ход опыта

Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, ка­ким образом можно изготовить такие игрушки.

Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку ос­вобождают от формы и вешают на ветку ели.

Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцвет­ных сосулек.

Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?

Цель .

Используя игровую ситуацию, обратить внимание детейна то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.

Материалы :

Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Ход опыта

Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой.

Он показывает набор подобранных предметов.

Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.

Воспитатель предлагает детямподуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.

В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.

СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ВОДЫ

Цели:

- познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности" организмов, обитающих в воде, их приспособлен­ность к водной среде обитания.

Материал:

Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварель­ные краски.

Оборудование:

Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).

Ход опыта

Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, позна­комиться с ней поближе.

Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ло­жечки).

В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в ка­ком - нет? (Ответы детей.)

Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.)

- Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрач­ная, а молоко нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непро­зрачной?

Например, в сказках говорится о молочных реках с ки­сельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молоч­ной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не уви­дит и умрет с голоду.)

Воспитатель предлагает детям попробовать через соло­минку воду.

- Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.)

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.)

- Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана мо­жет иметь запах, так как ее очищают специальными вещества­ми, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку.

- Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьми­те один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.)

- Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода.

Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойст­ва воды.

Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, мо­жет иметь разные состояния (лёд).

Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Во­да прозрачная. Молоко непрозрачное.

В воде живут рыбы. В мо­локе рыбы жить не могут.)

- Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.)

Имеет ли вода запах? (Нет.)

Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелоч­ку? (Они растают и превратятся в воду.)

КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?

Цель .

Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Материал .

Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

Ход опыта

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.

Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.

Ребенок запоминает названия каждой краски.

Листочек взрослого откладывается.

Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.

Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.

Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.

«Какой же шарик?»

- «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ

Цель .

В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал .

Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.);

коробка из-под шоколадных конфет;

кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Ход опыта

Воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.

На глазах у детейналивает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную.

«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».

Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.

Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».

В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).

Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.

Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Подробности Категория: Правоторова Ирина Владимировна Создано 09.01.2017 11:25 Просмотров: 2698

Рабочая программа

по опытно – экспериментальной деятельности

во второй младшей группе «Радуга»

Воспитатель: Правоторова И. В.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.


Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду


В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.


Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.


1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).


Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.


Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).