Психологический тренинг для родителей средней группы. Тематический тренинг для родителей «Индивидуальный подход в детском саду и семье. Игра «Мой идеальный ребенок»

Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка , способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.

1. Приветствие «Передай пакет»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.

Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?

Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.

Откройте дневники и заполните первую страницу.

2. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)

Имя______________________________________ ____________________________________________________________

Ваше кредо______________________________________________________________________

Ваши семейные ценности____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить бейджи своим именем.

3. Задача «Цветок» (работа в дневниках)

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.

1. Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».

Скачать тест «Семейное воспитание»

Вывод: каждый из В ас проанализировал свои ответы и задумался , правильны ли ваши подходы в воспитании детей? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми есть запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет».

1. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

2. Сказкотерапия «Фиолетовый котенок»

(чтение сказки сопровождается показом)

Рефлексия:

О чем сказка?

Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

class="eliadunit">

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга. А как мы меняемся узнаем в ходе следующего упражнения.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

4. Упражнение «Модели воспитания»

Ведущий: Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.

На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.

Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

Ведущий: для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

5. Упражнение «Стаканы»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

6. Упражнение «Памятка на каждый день» (работа в дневнике)

В течение трех минут заполните пожалуйста

1. Я никогда не буду___________________________________________________________

2. Всегда буду знать___________________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к________________________________________

4. Я должна______________________________________________________________________

5. Я не могу_____________________________________________________________________

6. Я не хотела бы ______________________________________________________________

7. Я хочу_____________________________________________________________________

Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

7. Упражнение «Венок желаний»

Подведение итогов тренинга.

Я узнала, что____________________________________________________________________

Было интересно _______________________________________________________________

Всегда буду ____________________________________________________________________

Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может быть проблему нашей следующей встречи.

Приложения к тренингу психолога детского сада для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как

технологии организации взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Ивановой Ольги Сергеевны

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

« МДОУ №14 « Солнышко»

Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.

Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но, как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад- это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы- педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться, и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.

В соответствии с законом « Об образовании» , « Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».

Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся- семья.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих детей.

Большая часть семей своих детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Для решения возникшей проблемы передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Целью моей работы является:

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

Создание единого пространства « Детский сад и семья».

В своей работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.

Это тематические часы;

Пятнадцатиминутки;

Семинары- практикумы;

Круглые столы;

Вечера вопросов и ответов;

Дни открытых дверей;

Вечера отдыха;

Творческие конкурсы и выставки;

Семейные спортивные и интеллектуальные состязания;

Утренники;

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини- тренингов.

Хочу привести в качестве примера один из таких мини- тренингов, целью которого является:

Повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми.

Этот мини- тренинг может стать частью родительского собрания.

Мини- тренинг с родителями.

(Воспитатель обращается к родителям)

Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.

1.Начнём с приветствия « Встаньте те…».

Его цель- создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.

Также это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

« Встаньте те…»:

У кого есть сын;

Сын и дочь;

2 дочери;

2 сына и т.д.

(зависит от состава семей)

Чей ребёнок имеет голубые глаза;

А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;

Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;

У кого дети любят бананы;

Манную кашу;

Чей ребёнок любит мыть посуду;

Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

Может быть кто- то хотел быть поваром;

Мечтал стать педагогом;

Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.

Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.

2.Очень часто получается так, что с работы мы - родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Предлагаю упражнение « Лопайся пузырь».

Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.

Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.

Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?

Кто готов, произнесите: « Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.

3.От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.

Предлагаю упражнение- аукцион « Назови ласково».

Цель: стимулирование родителей на употребление ласковых слов в обращении с детьми.

Возьмите карточку с цифрой. Встаньте в круг.

Каждый из вас, если знает ласковое обращение к ребёнку, быстро, как на аукционе, поднимает карточку и получает право на ответ.

И так начнём.

(воспитатель, как на аукционе торопит участников)

Победитель встаёт в центр круга, остальные участники говорят добрые пожелания победителю. Победитель получает сладкий приз (например чупа- чупс).

4. А теперь « Блиц- опрос».

Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:

Какой ваш ребёнок.

Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: « Мой ребёнок…»

Мой ребёнок любит (тоже 3ответа)

Я мечтаю, что мой ребёнок станет…

Что я ожидаю от своего ребёнка?

Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:

Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.

Словами мудрого поэта я хочу сказать:

Ваши дети- это не Ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли посредством Вас, но не от Вас.

И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать им кров их телам, но не душам,

Потому что души живут в завтрашнем доме,

Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремиться сделать их такими, как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается в завтрашнем дне.

Что бы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам памятку, которая поможет Вам в воспитании ваших детей.

Памятка для родителей.

9 заповедей для родителей.

1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Некоторые советы при воспитании:

1. Не ждите, что ребёнок будет таким, как Вы хотите.

Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда.

5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.

Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Помните!

Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.

Лариса Даутова
Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»

Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком

Длительность тренинга: 25-30 мин

Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4части, лента, детские сказки.

Ход тренинга

Вступление

Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

1. Упражнение “Слово – ассоциация”

Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

2. Упражнение «Цветок»

Педагог-психолог.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

Рефлексия:

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

3. Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

4. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

5. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Заключительная часть.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга.

Публикации по теме:

Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.

Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?» Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей один из самых сложных процессов, требующий больших эмоциональных затрат и знаний. Мы.

Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать.

Психологический тренинг для педагогов «Тайны Востока». Цель тренинга: улучшить эмоциональное состояние участников тренинга; восстановить психическое равновесие; снять мышечное напряжение.

Психологический тренинг для родителей детей среднего дошкольного возраста по коммуникативному развитию «Я тебя понимаю, мама» Психологический тренинг с родителями детей средней группы проведен Бычковас Ларисой Викторовной Тема "Я тебя понимаю, мама" Цель тренинга:.

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей , окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • желтый – зону «Относительная свобода»;
  • красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки . Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

Работа с родителями - Тренинги для родителей

29.05.2011 12:41


педагог – психолог,
Детско – юношеский центр Балтийского района
г. Калининград,
2. Тренинг для родителей «Мы вместе».

3. Номинация
4. Тренинг разработан для «Психологической школы для родителей » в рамках работы с родителями в Детско – юношеском центре. Занятие проводится с родителями совместно с детьми. Занятия проводятся один раз в месяц.

5. 1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуациию
2) Цели:
1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.
2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
3. Описание родителей «глазами» детей
3) Задачи:
- Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
- активизация коммуникаций в семье;
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
4) Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок.
5) Оборудование: Магнитофон, записи детских песен, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников.
6) Время : 1час – 1 час 10.
7) Место проведения : учебное или тренинговое помещение.
Ход занятия
1. Приветствие. Разогрев.
1. Приветствие . Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей».
2. Знакомство .
Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей.
3. «Встаньте те, кто…»
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
- вместе читают книжки;
- имеют общее увлечение;
- помогают маме мыть посуду;
- помогают маме выносить мусор;
- вместе путешествуют.
2. Основная часть. «Сотрудничество».
1 . «Узнай свою маму».
Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по – очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму.
2. «Совместное рисование».
Детям совместно с родителями предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – родитель.
3. «Комплименты».
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
4. «Опиши свою маму».
Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?».
5. «Песня».
Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.
3. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»
Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
Подведение итогов.

Заявка.
1. Викторова Елена Анатольевна,
педагог – психолог,

2. «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов».
3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов».
4. Мероприятие разработано для «Психологической лаборатории » в рамках работы с педагогами Детско – юношеского центра. Встречи проходят 1 раз в каникулы.
5. 1) Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Такие ситуации потенциально содержат в себе увеличение нервно – психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагога является одной приоритетных задач психологической службы ДЮЦ.
2) Цели:
- формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний,
-профилактика эмоционального выгорания педагогов.
- повышение компетентности в общении;
3)Задачи:
-формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;
-ознакомление педагогов со способами регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
4) Участники : группа педагогов – 15 – 20 человек.
5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, записи народной музыки.
6) Время: 40-50 мин.
Ход занятия
1. Приветствие. Разогрев.
1. Приветствие. Каждый участник по кругу приветствует всех фразой: «Как я рад Вас видеть!»
2. «Комплименты ».
Участники сидят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «мне очень нравится, как ты…» Принимающий отвечает словами: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…»
2. Основная часть.
1. Задание на осознание напряженности педагогической деятельности.
«Напряженность педагога».
Информация к размышлению: Более 80% педагогов имеют высокий уровень ситуативной тревожности, а 60% - постоянной тревожности.
Вопросы для обсуждения:
-В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагога в общении с детьми?
- как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении?
Обсуждение заданных вопросов, подведение к необходимости знакомства со способами регуляции эмоционального состояния.
2.Знакомство с разными способами поддержания психологического здоровья и эмоциональной устойчивости:
1) Дыхательные упражнения.
Упражнения с успокаивающим эффектом.
«Отдых».
И. П. – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 мин. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение с тонизирующим эффектом.
«Ха – дыхание»
И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки разбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «Ха!»
2) Упражнение на визуализацию.
«Поплавок в океане».
«Сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?»
3)Танцевально – двигательные упражнения.
«Танец – хоровод».
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. (5 мин.0
«Танец отдельных частей тела».
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Участники стараются максимально использовать в танце названную часть тела.
4) Способы ситуативной саморегуляции .
- Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и выдержки: « Я совершенно спокоен» и т. д.
- самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, соматике, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания.
3. Заключение.
Рефлексия «Я сегодня…»
Каждый участник группы завершает фразу: «Я (мне) сегодня …»
Подведение итогов.

Заявка.
1 . Викторова Елена Анатольевна,
педагог – психолог,
Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград,
адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2
2. Психологическоеразвивающеезанятие « Мы растем».
3. Номинация: «Лучший сценарий проведения развивающей работы со школьниками».
4. Данное развивающее занятие разработано для включения в учебное занятие хореографической студии. Такое занятие проводится 1 раз в неделю.
На занятия дети приходят после детского сада или занятий в школе. Для того, чтобы детям помочь переключиться на занятие в студии, в занятие мы включаем такие психологические занятия.
5. 1) Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче, быстрее и более полно. Для того, чтобы помочь ребенку включиться в работу, нужно помочь ему расслабиться и успокоиться.
2) Цели и задачи:
- Помочь ребенку расслабиться и успокоиться перед занятием;
- развитие координации движений;
- развитие межполушарных связей и межполушарного взаимодействия.
3) Участники : группа детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 15 – 20 человек.
5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, гимнастические коврики, мягкая игрушка «сердце».
6) Время : 15-20 мин.
Ход занятия
1. Приветствие, «разогрев».
1. Приветствие, знакомство.
По кругу участники передают мягкую игрушку «Сердце» со словами: «Здравствуйте, я - Алеша».
2. Дыхательное упражнение «Веточка».
Медленно поднимите руки вверх, сделать вдох через нос.
Потянитесь вверх к солнышку - задержать дыхание. Выдох.
Медленно вдохнуть через рот, наклон влево, задержать дыхание. Выдох.
Вдох – выдох.
2. Основная часть.
Комплекс кинезиологических упражнений.
1. «Струночка».
Встать, ноги вместе, руки поднять вверх.
Растягиваем тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом.
Затем – только правая сторона тела (рука, бок, нога).
Потом – только левая сторона тела (рука, бок, нога).
2. «Колечко».
По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.
3. «Лезгинка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости смены положений.
4. «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Оттаивание и замерзание».
Детям предлагается разойтись по комнате.
Ведущий: «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.
Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся…
Сейчас вы можете двигать также ладонями…
Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей…
Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча…
Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову…
Оттаяло тело… вы можете шевелиться…
Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются…
Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить…
В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.
3. Заключение.
1. «Тянемся к солнышку».
Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно растягивая все тело. Начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, не отрывая пяток от пола.
Задержать дыхание – «кончиками пальцев тянемся к солнышку».
Выдох, опуская руки, расслабиться.
Повторить.
2. Прощание.

Тренинг для родителей.

«Тропинка родительской любви»

Участники: группа родителей дошкольного возраста 10-14 человек.
Оборудование: бейджики, проектор, магнитофон, музыка, записи детских песен, бумага ф.А4, карандаши (фломастеры), гуашь, ватман.

Время: 2 – 2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга.

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» - пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг - это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то- же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Ледокол. (Музыка «Дорогою добра») (2 мин.)

Давайте пофантазируем: лето, улицы нашего города сияют чистотой, все вы находитесь в поисках хорошего детского сада для своего ребёнка. Обручи – это детские сады. Под музыку вы будете ходить по нашему замечательному городу, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо попасть в любой детский сад, никто не должен остаться на улице.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье - это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами тропинкой родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

Обращение по имени, и на ты.

Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

Слушать, не перебивать.

Конфиденциальность.

Правило участия - я принимаю участие в играх.

Правило спасательного круга - если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (___раз).

Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к картине «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви ». Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.

Упражнение «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы № 1. (Время выполнения – 5 минут).

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых - проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы № 2 (Время подготовки - 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости. «Музыкальная река».

Звучит музыка и родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Идеальный родитель. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой идеальный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье - это просто».

Рефлексия.

Что вы чувствуете сейчас?

Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

Захотелось что-нибудь сделать?

Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.

Тест “Можно и нельзя”

Наказание невозможно

Наказание возможно

Ребенок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается

Родитель находится в плохом настроении

После выполнения теста проводится его обсуждение:

Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?

В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.

Оставшаяся часть может использоваться в качестве “памятки”.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Ведущий: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия
Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на тропинке Родительской любви.

По окончанию занятия родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

До новых встреч!

Литература:

Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.

Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.

Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.

Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.