Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности. Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности Развитие творческих способностей в продуктивной деятельности

Статья для воспитателей по развитию детского творчества

Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»
Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.
Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Перед началом реализации проекта я провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок.
Анализ выбора детьми вида деятельности на начало проекта, %

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (62 %)
2 место – ИЗО деятельность (23%)
3 место - экспериментирование (15%)
В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.
Именно потому, у меня и возникла идея реализации художественно – творческого проекта «Творческие пальчики».
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
От простого к сложному , где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Цель: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1)Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
2)Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
3)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
4)Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
5)Развивать художественно – творческие способности посредством изобрази-тельной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы
6)Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.
Для реализации данного проекта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким обра-зом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.



В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Для того, чтобы познакомить детей с семью цветами радужного цвета, использовала настольно – печатную игру «Леля и Сережка в мире цвета». В ходе данной игры я не только познакомила детей с цветами радужного спектра, но и научила объединять предметы в группы по цветовому признаку.


Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепле-ние сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Море волнуется» и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.
У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки. Я предлагаю детям прицепить прищепки одного цвета на необходимую тарелочку, закрепляя тем самым названия основных цветов.


После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.
Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук я использую цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закреп-ляем знания о форме и цвете предметов.


Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики. Для этого я разработала картотеку игр с цветными крышками.


Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого я использую самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер.
Это задание я начала с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, я его усложняла, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.


В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов».


«Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.


Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес», «Елка новогодняя», «Солнышко лучистое».


Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Звездное небо», «Цветочек радуется солнышку».


С 4 лет ввожу технику «тампонирование». Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики», «Воздушные шары», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».
При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу проекта я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.


Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.
На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой), о величине (большой - маленький, высокий – низкий). С первых занятий приучала детей соблюдать правила аккуратности:
-не набирать на кисть слишком много клея;
-после намазывания ставить кисть на подставку;
-намазывать формы только на клеёнке;
-при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой;
Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воз-действие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.).
Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью мы собирали и рассматривали листья, цветы, овощи, фрукты. После наблюдения за дождем мы решили сделать коллективную аппликацию «Осенний дождик».


Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.
Так, по ходу темы «В гостях у сказки», в совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующие нетрадиционные техники работы: мозаика из салфеток "Ягодка клубничка", аппликация из ватных дисков «Снеговичок».


В ходе реализации данного проекта, для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала новую технику творчества – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, я предложила выполнить аппликацию при помощи пластилина. Для этого необходимо было отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них маленькие шарики и выкладывать по контуру рисунка. Дети старались выполнять работу аккуратно, подбирали необходимые цвета.


Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруд-нение вызвали вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей», родительские собрания «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Творческие пальчики».
Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию».
Один раз в квартал провожу открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.
В работе с родителями стараюсь найти в каждом ребенке что-то хорошее и хвалю его от всей души. Со своей стороны я учитываю пожелания и рекомендации родителей, привлекаю их к творческо - образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий).
Особое внимание уделяю созданию познавательно-развивающей среды в группе при помощи родителей. Вместе с родителями изготовлен альбом «Нетрадиционные техники рисования», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».
По окончанию проекта родители самостоятельно стали приносить фотографии с изображением того, как они дома занимаются творчеством, а так же поделки которые у них получились. И у нас получилась замечательная фотовыставка «Наше творчество дома.
Работа над проектом проходила в 3 этапа:
1 – й подготовительный: мной были поставлены цели и задачи, определены на-правления, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; была проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей.
2-й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными спо-собами;
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей.
Работа воспитателя включала следующие пункты:
1.разработка проекта «Творческие пальчики».
2.создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
3.разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.
4.подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
5.создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования.
Деятельность детей:
1.Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
2.Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры).
Деятельность родителей:
1.анкетирование родителей;
2.родительские собрания: знакомство с проектом «Творческие пальчики»;
3.консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Маленькими шагами в прекрасный мир»
4.рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию».
5.дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Ожидаемый результат проектной деятельности:
для педагога:
1.повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
2.удовлетворенность работой;
3.систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.
для детей:
1.развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей
2.приобщение к миру искусства;
3.развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
4.совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
5.развитие «чувства инициативы»;
6.умение работать в группе активно, сообща.
для родителей:
1.осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
2.бережное отношение к продуктам детского творчества;
3.партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
4. научились организовывать детское творчество;
5.оборудовали мини - уголки для детского творчества;
6.повысили уровень педагогических знаний.Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям.
- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
На заключительном этапе проекта, я провела очередное наблюдение за отношением детей к художественному творчеству.
Предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (23%)
2 место - экспериментирование (16%)
3 место – изодеятельность (40%)
Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обуче-ния изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Ольга Батяева
Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности»

«Творчество – это качество. которое ты вносишь в деятельность , которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по , дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве . Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей , воспитывающихся в дошкольных учреждениях .

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество . Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) . Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество . Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях . Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности .

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы , которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля , творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

1. Дает возможность для творчества.

2. Формирует умение предвидеть будущий результат.

3. Воспитывает самостоятельность.

4. Развивает пространственно – образное мышление.

5. Дает толчок обогащению речи.

6. Улучшает координацию глаз – рука.

7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель : Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности .

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи :

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства : анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение , без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности -важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук , координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста .

Предмет : Виды продуктивной деятельности .

Гипотеза : Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности , то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Введение новых ФГТ к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. А продуктивная деятельность связывает , как правило, следующие образовательные области : познание, художественное творчество , коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников .

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности , разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности .

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия :

1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.

2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы , направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию .

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей .

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей . Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач : стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность .

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности . Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста , пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности .

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии :

1. Движение к точности (копирование образца) .

2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку :

1. Образец будущего продукта .

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт .

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью .

- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества , инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению , саморазвитию , самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

маргарита кулачек
Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

Тема опыта: "Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности".

Условия возникновения опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью,. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования на творческое

развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между сформированностью у дошкольников определнной системы

фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании

определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них

самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми

специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Методологическую основу составили следующие труды:

Концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна);

Идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);

Положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

Теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.);

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе мы опирались на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов

(Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-

дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее

продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и

открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов

творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время

их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи :

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

Целеполагания,

Освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

Развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

Нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Индивидуальный «почерк» детской продукции;

Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Способность к интерпретации художественных образов;

Общая ручная умелость.

Для педагога:

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «Детство», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет, Первичная диагностика показала, что у 30 % (3 ребенка) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (5 детей) – средний уровень, у 20 % (2 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. При ответе детей на вопрос «Кому бы вы хотели показывать свои работы? Когда мама или воспитатель рассматривают твои работы что они говорят?», некоторые дети отказываются показывать свои работы маме, говорят что она их ругает или выбрасывает. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельнсти детей по образовательной области «Художественное творчество».

Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

Развитие собственной креативности.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Вместе с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, открытки, изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – осваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, проектировали и делали макет нашего села, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Организовывали различные мастерские где занимались рукоделием, изготовлением кукол, изготавливали поделки.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы :

Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

А также сочетания рисования и аппликации, лепки и аппликации «прием тарцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использование приема сотворчества и коллективных работ.

Для малышей рисовала круг – солнышко, а лучи рисовали ладошками, или на одном ватмане рисовала курочку, а дети «печатали» цыплят. Старшие дети выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду»

Использование рисуночной техники «мандала».

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, использую мандалы в совместной и самостоятельной деятельности детей. При применении техники «мандалы», руководствуюсь следующими правилами выполнения: показываю ребенку весь набор мандал, ребенок выбирает мандалу по желанию. Дети в самостоятельной или совместной деятельности раскрашивают мандалы цветными карандашами, гелевыми ручками, начиная от простых узоров, заканчивая усложнением элементов в технике «мандалы». Использую в своей работе и насыпные мандалы, когда дети на пластиковой тарелочке используя манку, кукурузную крупу, выполняют фон мандалы, а затем природным материалом (фасоль, чечевица, крылатки клена и др.) выкладывают узор мандалы, для рисования насыпной мандалы используем также бисер, бусинки, разные декоративные элементы.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».

Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном и изготовлением мебели в группе, в месте с детьми оформляем группу картинами из соленого теста, люблю шить, вязать, занимаюсь тканевой скульптурой.

Результат моей педагогической деятельности:

Создала развивающую среду в группе.

Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

Разработала перспективный план по образовательной области «Художественное творчество».

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности

Нищик Н.Ю., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №56»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорит В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции), адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Занимаясь с детьми художественным творчеством в специально организованной деятельности, учитывала принцип интеграции образовательной области «художественное творчество» с другими образовательными областями. В процессе деятельности заметила неподдельный интерес у детей к творчеству. Поэтому решила заниматься дополнительно в режимные моменты, индивидуально.

Реализуя поставленную цель и задачи, в своей работе использовала следующие приемы, методы и формы работы:


  • создание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • задания для самостоятельных наблюдений;

  • рисование по замыслу;

  • художественный досуг;

  • традиционные и нетрадиционные техники рисования, в которые вошли эксперименты с различными видами материала;
Убедилась, что использование нетрадиционных техник и экспериментирование открывает большие возможности выражения собственных детских фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


  • Такая техника, как сминание и скатывание бумаги, пришлась детям по душе с первого занятия, ведь мять бумагу очень просто и полезно – развивает моторику рук и пальцев. И какого было их удивление, когда простой лист бумаги превращался в «Корзину с цветами», «Яблоневое дерево», «Змейки», «Зайцы» и т.д. Полученные образы дети обыгрывали, объединив одним сюжетом.

  • А какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками. Дети быстро достигли результата и получились «Веселые зонтики». Пятнышки на зонтиках яркие и дети с удовольствием, со своими зонтиками гуляли по группе.

  • Техника рисования методом тычка совсем проста. Для этого достаточно взять, например, ватный тампон, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу. Вот и «Снеговик» получился четким, пушистым, как настоящий.

  • Большой интерес дети проявили к отпечаткам ладошек. Ведь они не только видели краску, но и чувствовали ее. С помощью такого рисования на листе бумаги поплыла «Утка». Четыре пальца и ладонь помогли нарисовать туловище, а отставленный большой палец – шею.

  • Техника «батик»
И вот ближе, к концу первого полугодия, видя, как дети заинтересовались нетрадиционными видами художественной деятельности, стала использовать более сложные приемы:

  • Рисование камешками: выбранные детьми камешки, окунаем в небольшие баночки с разноцветной гуашью, достаем ложкой, кладем на лист бумаги, который лежит в коробке, и слегка наклоняем, катаем по бумаге. И получаются красивые, разноцветные рисунки. Используя такую технику рисования, убедилась, что эту работу лучше выполнять легко возбудимым детям. Они становятся спокойнее, внимательнее, осторожнее.

  • Техника набрызга, на первый взгляд, кажется простой. Суть в том, чтобы разбрызгивать капли по листу с помощью зубной щетки. Детям легко даются эти занятия, они опять же позволяют развивать моторику пальцев, соблюдать аккуратность.

  • Рисование свечой – знакомить со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет «Узор на стекле» выполняется свечой. Дети сначала не понимали, почему рисунок не виден. Но, когда поверх рисунка нанесли гуашь, я увидела в глазах детей восторг, интерес к изображению.
Комплексно-тематическое планирование, по которому осуществляется вся работа детского сада, единая методическая тема работы нашего учреждения, посещение театральных представлений детей старшей группы и готовые работы нашей группы, натолкнули на мысль использовать эти работы как атрибуты и декорации для театрализованных постановок в детском саду:

  • был оформлен зал для «Осеннего бала» (листья, шапочки овощей, грибы);

  • к театрализованным постановкам «Теремок», «Курочка ряба» - грибы, елочка, дерево;

  • к музыкально-театрализованной постановке «Муха - цокотуха» - бубен, шумовые инструменты.

  • к музыкально-театрализованной постановке «Золушка на новый лад» - шумовые инструменты, дерево, костер, сказочные часы.
Зарядившись творчеством своих детей, родители тоже стали принимать участие во всех творческих экспериментах.

  • Организованы выставки совместных работ родителей и воспитателей

  • Участие родителей в совместных конкурсных мероприятиях

  • Родители помощники в оформлении зала к театрализованным постановкам
Такая работа позволяет говорить нам об устойчивом интересе детей к творческой деятельности. Мы с детьми с удовольствием участвуем в различных городских конкурсах: «Мой подарок маме», «Самая красивая снежинка», «Новогодняя игрушка», во всероссийском конкурсе «Новогоднего рисунка».

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г.Владивосток» Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие.

Презентацию подготовила

Бабич М.Н.


«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.


Продуктивные виды деятельности дошкольника

это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность.


К продуктивной деятельности относятся:

рисование

аппликация


Цель: способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  • Учить отражать в продуктивных видах деятельности впечатления от окружающей жизни;
  • Обучать техническим приемам и способам в разных видах изобразительной деятельности и ручного труда;
  • Развивать воображение и умение использовать новые способы работы в творческой ситуации;
  • Воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник и средств;
  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых художественных способов и материалов и работы с ними;
  • Воспитывать эстетическое восприятие, умение радоваться красоте;

  • Развивать умение составлять композицию, самостоятельность в выборе цветового решения;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.

воображение

познавательному

развитию

мышление

Продуктивные виды деятельности

восприятие

(художественно-эстетическое развитие)

способствуют

активность

социально-коммуникативному развитию

самостоятельность

инициатива

целеустремленность

речевому развитию

комментирование своих действий

сравнение, объяснения

рассказ, ответы на вопросы

поднимает общий жизненный тонус

физическому развитию

создаёт бодрое, жизнерадостное настроение

развивает общую и мелкую моторику рук


  • Формирование игровой мотивации (интерес к действиям, желание заниматься);
  • Наглядные методы (рассматривание, наблюдение, слайды, презентации, картины, схемы, видеофильмы, экскурсии и т.д.);
  • Словесные методы (рассказ, художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, напоминание, поощрение);
  • Практические методы (метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры, метод моделирования, элементарный метод);
  • Репродуктивный метод (прием повтора; работа в тетрадях с графическими заданиями; выполнение формообразующих движений рукой).

  • Графитный карандаш
  • Цветные карандаши
  • Пастельный мел
  • Фломастеры
  • Акриловые краски
  • Цветные восковые мелки
  • Акварельные краски
  • Гуашь
  • Уголь

Изобразительные техники рисования

  • Набрызг
  • Ватные палочки
  • Печатание листьями
  • Рельефный рисунок
  • По-мокрому
  • Двухслойное изображение
  • Кляксография
  • Состаривание бумаги
  • Ладошками и пальчиками
  • По сырой бумаге
  • Трафарет
  • Раздувание
  • По мятой бумаге
  • Тычком
  • Печать
  • Мыльными пузырями
  • Граттаж
  • Восковые мелки + акварель
  • Ниткография
  • Монотипия
  • Смешение красок на листе
  • Воскография
  • Штрихом



  • пластилин
  • глина
  • солёное тесто
  • пластика

  • Отпечатывание
  • Модульная
  • Процарапывание
  • На каркасе
  • Из колец
  • Живопись
  • Скульптурная
  • Конструктивная
  • Пластилинография
  • Тестопластика



Материалы для аппликации (природный и бросовый материал)

  • бумага
  • ткань
  • нитки
  • пуговицы
  • опилки
  • тополиный пух
  • солома
  • журнальные вырезки
  • «обточки» карандашей
  • природный материал
  • макаронные изделия
  • крупы
  • ленты
  • нитки
  • бисер
  • фольга

  • Объемная
  • Обрывная
  • Квилинг
  • Мозаика
  • Лентами
  • Оригами
  • Торцевание
  • Модульное оригами



Вывод:

Продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам дошкольников и обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.


Список литературы:

1. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – 204с.

2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 1998. – 258с.

3. Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Куцакова Л.В. / Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 368с.


С п а с и б о