Роль национального воспитания в образовательном процессе. Психология и педагогикаосновы педагогики

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

Национальное обезличение великая беда и опасность в жизни человека.… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства.

При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

Т.о. патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

  1. Изучение родного языка и родной культуры
  2. Изучение других языков и культур
  3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
  1. Изучение детей с традициями семьи
  2. Изучение местности (деревня, село, город)
  3. Изучение с республикой
  4. изучение страны
  5. изучение мира (всей планеты)

Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.

«Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

«Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение».

Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух «классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…» Существенны и ненавязчивые «семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.» Разумеется, все это возможно при условии, что сами родители достаточно образованы и культурны, и их словарный запас отличается от словаря известного персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» людоедки Эллочки. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!

Для родителей были подготовлены доклады и консультации на темы: «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.

Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.

Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора. Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.) Воспитателями проводились занятия на тему: «Эх,лапти мои, лапти, лапти липовые», «Традиции русских и татарских народов», «Одежда наших предков».

Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Все, о чем мы здесь говорили, возможно лишь при соединении усилий семьи, детских садов и школы. Но что не может или не умеет сделать современная семья, то должны возместить дошкольные учреждения и школа. Только общими силами можно вести правильное национальное воспитание наших детей.)


Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.



В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Черты национальной школы

В истории школы и педагогики национальная школа имеет свои тенденции развития. Первоначально всегда происходило определенное объединение племен, имеющих общую территорию и сходное, взаимовыгодное занятие населения: торговля, пастушество, земледелие и т.д. Образование носило ремесленно-практическую направленность. Затем возникал союз племен и различных слоев населения, которые обеспечивали себя всем необходимым для проживания. Объединяются производство и торговля, усиливается обмен культурными ценностями и родственными связями. Создается народность, в основе которой близкий язык, общие нравственные установки, ценности и традиции, а подчас и единая религия. Создается единая по содержанию, целям и ценностям народная педагогика, этнопедагогика. Она лежит в основе национального образования, но не всегда определяет его. Дело в том, что не каждый народ в силу исторического развития может стать нацией. Нация же характеризуется не только глубокими народными связями, но и межкультурными связями. Она выходит на уровень партнерства с другими национальными культурами, с мировой культурой в целом. Поэтому только обогащенная общей культурой цивилизации, культура народа может стать национальной культурой. И тогда народная школа поднимается до уровня национальной системы образования.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

1. Глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

2. Приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

3. Гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

Мировая практика показывает, что здесь должен господствовать принцип взаимообогащения культур, а не их противодействия. Дети господствующей нации должны хорошо знать культуру народов, которые живут в данном регионе; но и те в свою очередь должны постоянно общаться, взаимодействовать с коренным населением региона, знать его культуру.

Ведущие принципы образовательной политики страны должны обязательно связываться с принципом учета особенностей национальной культуры. Так, принципом английской национальной политики является ориентация на идеал гражданина-джентельмена, французская образовательная политика делает упор на приложение научного знания в общей культуре (часто внешней образованности) человека, в США культивируется стремление к новому, высочайшая активность в борьбе за первенство в достижениях в любой области. (В этом смысле книга рекордов Гиннеса в большой мере соответствует национальному духу американцев).

Этнокультура может определять образ жизни подрастающего поколения, но отнюдь не его образ мысли. Поэтому патриархальный быт, нравы и традиции не должны преобладать над силой духа молодого человека, религиозные ритуалы и таинства не довлеют над самостоятельностью и самоутверждением воспитанников. Приобщение молодого поколения к национальным традициям, «культурному преданию» по К.Д. Ушинскому, должно включать творческие усилия новых поколений по обогащению силы духа нации. Вера в народ предполагает уверенность в себе, а вовсе не растворение Я в массе населения.

Отношение народа к современной мировой и собственной культуре является базовым элементом национальной школы. Надо знать то, что сделал народ в прошлом, какую лепту внес во всемирную историю, науку и культуру, в каком направлении он движется впереди человечества и именно здесь активно совершенствовать национальную школу. По Фихте, свое – не есть нечто противоположное чужому, но оно определяет стиль усвоения народом чужого опыта и культуры. И этот стиль проявляется прежде всего в творчестве народа, в творческой деятельности основной массы людей.

Существование во многих воинских коллективах проблемы межнациональных отношений уже признано на официальном уровне. В первую очередь речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Решать эту проблему сегодня приходится с учетом разворачивающихся там событий, где все большая значимость придается национально-религиозному фактору. Отсутствие у многих командиров опыта, навыков, необходимых знаний, а также четкой методики по работе с такими категориями военнослужащих должны быть компенсированы активным поиском новых форм и методов воспитания. Очевидно, что для решения этой проблемы следует объединить все имеющиеся силы и средства, включая работников прокуратуры, ФСБ и представителей духовенства.

Сама проблема межнациональных отношений кроется в отношениях межличностных. Почему вдруг несколько военнослужащих (личностей), объединившись по национальному признаку, противопоставили себя остальным личностям (коллективу), отказываются подчиняться командирам, нести служебную нагрузку? Только найдя ответ на эти вопросы, можно приступать к воспитательному процессу, смысл которого состоит в переубеждении оппонента. От умения начальника убеждать во многом будет зависеть и результат. Очевидно, что здесь мог бы пригодиться замполитовский опыт армии еще советского образца по перевоспитанию "детей гор", не желавших понимать командиров и ссылавшихся в основном на языковый барьер. Но в эпоху развала прежней системы воспитания в духе интернационализма, идеологической дезориентации и общего падения дисциплины приходится констатировать факт сплачивания военнослужащих уже не только на национально-земляческой, но и на национально-религиозной основе, да и общей направляемости их действий. Такие неформальные объединения, основанные на круговой поруке, сегодня все чаще готовы бросить вызов армейским порядкам, вплоть до открытого неповиновения командирам, демонстративного отказа выполнять приказы. Учитывая психологическую неготовность большинства офицеров ротного звена общаться с "мафиозной структурой" внутри подразделения, проблема зачастую грозит выйти из-под контроля.

В ПОИСКАХ СЛОВА

Не отрицая приоритета воздействия слова на личность подчиненного в воспитательном процессе, надо признать, что поиск этого слова является серьезной проблемой для многих воинских начальников. Как переубедить людей, уверенных в своей правоте, поскольку, по их мнению, они в своих действиях опираются на традиции, религиозные постулаты, культуру, обычаи своей малой родины? Чем можно "зацепить" сердце солдата, заранее уверенного в том, что начальник не скажет ему ничего нового: будет опять талдычить про воинскую дисциплину, цитировать устав и призывать к порядку, сыпать фамилиями земляков-героев завершившейся 60 лет назад войны, а в придачу стращать дисбатом? Очевидно, что, только предусмотрев такую реакцию солдат, построив свое выступление "от противного", можно рассчитывать на определенный успех. Наверное, в первую очередь необходимо строить свою речь просто и без пафоса, на понятных и доступных солдату вещах, что составляют для его понятие "свое", "родное": о доме, семье, родителях, традициях и обычаях "малой" родины. При этом следует учесть, что учились они все-таки в нашей общей школе, по одному букварю. Отсюда и духовные ценности пока еще остаются общими: литература Пушкина, Достоевского и Гамзатова; творчество Чайковского, Шаляпина и Эсамбаева; победы Суворова, Жукова и Багратиона. Общая с ними у нас и Родина - многонациональная Россия. Да и на чемпионатах мира, в конце-то концов, болеют они все же за сборную России, а не за Турцию, к примеру.

Кавказский менталитет предполагает уважение к родительскому наказу, которое имеет большой вес. Слово отца - по-прежнему закон для большинства кавказских парней. Можно не сомневаться, что, отправляя своих детей в армию, любой родитель хотел бы только гордиться своим сыном. А отсюда легко перебросить "смысловой мостик" на второй момент - собственно саму воинскую службу. Настоящий горец - это джигит, воин. А раз воин, то долг, честь, присяга - неотъемлемые спутники военной службы. Стоит надеяться, что отцы нынешних солдат, в своем большинстве добросовестно отслужившие срочную службу еще в той, Советской армии, оставившие о ней в основном добрые воспоминания, наверняка рассказывали сыновьям на простых примерах о воинском долге, солдатском братстве, субординации как основе дисциплины. Значит, вовсе и не чужды эти понятия сегодняшнему поколению служивых?

Однако зачастую такое построение беседы, вполне логичное с нашей точки зрения, не дает результата, поскольку сплачивание земляческих группировок происходит, как уже подчеркивалось, не только на национальной, но и религиозной основе. И здесь мнение офицера, даже говорящего вроде бы правильные вещи, не будет браться в расчет, поскольку оно не затрагивает религиозных основ жизни и службы, не касается, по мнению членов группировки, "истинного учения", а сам начальник и вовсе является "кяфиром" - неверным. Так вплотную встает вопрос освоения офицерами, и особенно воспитательных структур, основ традиционных религий России, в первую очередь Православия и Ислама.

КОРАН ПРОТИВ РАЗГИЛЬДЯЕВ

Еще лучше, если воспитатель будет искренне верующим человеком. В этом случае его личный религиозный опыт, близость некоторых основных догматических положений, исторический опыт добрососедских отношений обоих конфессий позволят офицеру быстрее понять причины отказа исполнения служебных обязанностей военнослужащим якобы по религиозным мотивам.

Действительно, в Коране нет даже намека, по которому можно оправдать солдата-мусульманина, отказавшегося мыть полы в казарме или нести службу в наряде по столовой. Зато Священная книга требует от правоверных уважать личность другого человека, его свободу, дарованную ему Аллахом, строго запрещая оскорблять ближнего, унижать его человеческое достоинство. Как же может после этого называть себя истинным мусульманином, к примеру, рядовой Ибрагимов, если он заставляет своего сослуживца рядового Петрова заправлять за собой кровать или стирать грязное белье? И не вызовет ли праведный гнев Всевышнего отказ солдата заступать в наряд по столовой, предпочтя сидеть перед телевизором в казарме, ведь в самом широком смысле нравственность в исламе заключается в послушании и умеренности во всем. А желание хорошо жить за чужой счет - как раз и есть нарушение заповедей ислама. Так же выходит и с отказом повиноваться командирам. "Ислам" в переводе означает "покорность". И мусульманин должен, покоряясь воле Аллаха, которая присутствует везде и во всем, с радостью принимать ее, как свою судьбу! В таком случае служба в армии не может противоречить воле Всевышнего.

А еще покоряться мусульманин должен родителям, которые, отправляя его в армию, наставляли служить честно, не позорить свой род. И также своим начальникам и командирам (которых опять же Он Сам и дает). Все так просто и одновременно очень мудро! На этих "китах" и базируется религиозное сознание богобоязненного воина-мусульманина, не испорченного националистической и сектантской пропагандой.

Так что для настоящего мусульманина воинский устав и Священная книга отнюдь не вступают в противоречия. А значит, жить, прикрываясь Кораном, но не по Корану, то есть по своему желанию, вопреки армейским и общепринятым законам и нормам устава - есть уже не просто нарушение воинской дисциплины, но и заповедей Всевышнего, дискредитация идей исламской морали.

Убедительность этой позиции усиливается, если подчеркивать благожелательное, уважительное отношение к положениям Корана. В данном случае трудно будет возразить что-либо начальнику, который способен дать богословское обоснование добросовестному исполнению мусульманами воинского долга, подкрепленное сурами и аятами из Священной книги.

ВАХХАБИТЫ В КАЗАРМЕ

Наивно, однако, было бы предположить, что нормально служить мешает лишь религиозная непросвещенность таких солдат. Поэтому необходимой профилактической мерой по предотвращению негативных фактов "казарменного сепаратизма" должно стать усиление контроля над ситуацией в подразделениях со стороны компетентных органов. Данное направление находится в ведении ФСБ, сотрудники которого не менее желанные и полезные гости в казармах. Объясняется это тем, что (по имеющейся у компетентных источников информации) со стороны отдельных военнослужащих, входящих в состав этих неформальных группировок, стали нередко звучать угрозы физической расправы над командирами, экстремистские призывы к неуставным взаимоотношениям на национально-земляческой основе, в том числе с признаками исламского фундаментализма, ваххабизма. На одной из встреч с военнослужащими Восточного округа Внутренних войск МВД России, проводившейся в ноябре прошлого года по инициативе командования округа, начальник отдела ФСБ полковник Сергей Р. озвучил фрагменты оперативной аудиозаписи. На кассете были записаны разговоры военнослужащих о необходимости насаждать свои порядки в казарме, а делать это путем избиения и унижения сослуживцев других национальностей, вымогательства у них денежных средств. Высказывались как открытые угрозы в адрес командиров и начальников, так и противоправные призывы с религиозно-экстремистским подтекстом. В частности, рядовой Г. Гусейнов публично "учил" своих сослуживцев: "...Я тебе отвечаю: надо жить с Аллахом, а не по уставу... У меня нет командиров, кроме Аллаха!". Комментарии, как видно, не требуются. Дальнейшее зависит от расторопности военных контрразведчиков, поскольку данные высказывания, противоречащие Конституции Российской Федерации, требованиям общевоинских уставов, подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. В завершении своего выступления контрразведчик, кстати, поделился скупой оперативной информацией о принимаемых мерах в отношении лиц, допустивших противоправные действия и высказывания. Это, по его словам, произвело на нарушителей "должное впечатление".

Тем не менее цепь логических рассуждений, которую можно выстроить от отказа солдата заступить в наряд по столовой до призыва к неповиновению "неверным командирам", будет не так и длинна. Особенно, если учесть, что кое-кто из отказников пришел служить в армию, имея уже сформировавшееся религиозно-экстремистское мировоззрение. Это легко предположить, учитывая широко развернутую на Северном Кавказе пропаганду идей ваххабизма, его популярность в бедных и высокогорных районах региона. К сожалению, этому косвенно способствует сама российская власть, давая повод радикально настроенным лидерам мусульманских умм (общин) использовать серьезные просчеты федерального центра в области политики, экономики и особенно идеологии для демонизации образа Москвы, всего русского народа как врагов "правильного ислама". С этих призывов, как правило, и начинается вовлечение молодежи в противоправную деятельность, в том числе и в армейских рядах.

Пора признать, что именно на поле духовно-нравственного воспитания молодежи, не паханом долгие годы и превращенном в целину, начали прорастать зловещие побеги человеконенавистнической идеологии ваххабизма - этого настоящего опиума для обманутого, доведенного до отчаяния народа. Свято место, действительно, пусто не бывает!

ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ

Долог и тернист путь человека к раскаянию. Чаще всего это происходит в зале суда, где рассматривается уголовное дело какого-нибудь бравого вояки, терроризировавшего своих сослуживцев. Зрелище впечатляющее, но вот беда - не так часто, как того хотелось бы в педагогических целях, проходят открытые судебные заседания. Минует полгода, год, поменяется личный состав рот и батарей, и появляются в них новые "герои", напрочь забывшие увиденный когда-то глазами первогодка судебный процесс. Напрашивается вывод: надо чаще встречаться. От эффективности работы военных прокуратур сегодня зависит очень многое. Фемиде в погонах все чаще приходится обнажать карающий меч правосудия, чтобы навести порядок в армии. К сожалению, без драконовских мер сегодня уже не обойтись. Либерализация законодательства пока еще не связала окончательно руки прокурорским работникам, и можно надеяться, что порядок все же будет наведен.

Ну а сами прокурорские работники обращаются за помощью к... церкви! Вот что пишет в своем обращении на имя Патриарха Алексия Второго главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков: "Предлагается рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил РФ".

Прокурор знает, что говорит. Ведь именно бездуховность и аморальность современного российского общества - главные причины криминализации не только армии, но и самого общества. Когда в стране взамен традиционных идеалов нравственности новыми жизненными ценностями вполне легально (посредством СМИ) провозглашены пороки - культ насилия и наслаждений, жажда наживы и эгоизм, - то бороться с преступностью, проявлениями национального и религиозного экстремизма в армейской среде силами только судебного аппарата бессмысленно.

Очевидно, что вопрос сотрудничества армии и духовенства давно уже назрел. Об этом же говорилось и на прошедших в Улан-Удэ в июне с.г. сборах священнослужителей, работающих с войсками. Открывая сборы, командующий войсками Сибирского ВО генерал армии Николай Макаров честно признал: "Религиозная ситуация в округе сложная. Представители кавказских народов подчас ведут себя вызывающе агрессивно, в том числе и в религиозном смысле. Надо конкретно работать над улучшением религиозно-этической и религиозно-культурной ситуации... Мы надеемся на помощь духовенства. Ибо только укрепление внутренней самодисциплины воина, развитие в нем чувства долга, познание им веры своих отцов и дедов, усвоение высоких традиций отечественного воинства могут решить стоящие перед нами проблемы".

Свободный доступ в солдатские казармы православного и мусульманского духовенств, придерживающихся традиционных взглядов, возможность участия военнослужащих в Богослужениях, обрядах и Таинствах, привнесение в казармы молитвенного духа братской любви и взаимоуважения - все это вне всяких сомнений разрядит обстановку, поможет начальникам и подчиненным разных национальностей и вероисповеданий лучше понять друг друга. Альтернативы у нас нет.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.100.articles.conception_02

Людмила СЕКСЕНБАЕВА,

к. п. н., доцент

Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах.

Понятие «национального достоинства личности» в языке межнационального общения и «адамның ұлттық абыройы » и «кісінің ұлттық намысы» в государственном языке Казахстана часто употребляется сегодня в общественной и политической жизни республики, естественно, связано с общим этимологическим значением слова «достоинство», но будучи производным от него, служит для обозначения относительно самостоятельного и неодновременного социального явления. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).

В рамках действия Доктрины национального единства, проблема национального достоинства личности является, на наш взгляд, важной и своевременной, так как она реализуется и обнаруживает себя в межнациональном общении учащихся.

Природа национального, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них.

«Человек, как известно, входит в человечество не абстрактно, а через ту или иную нацию». Само всечеловеческое единство, как писал русский философ Н. А. Бердяев, существует в формах национального бытия его частей. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из методологических задач национального воспитания является, на наш взгляд, появление потребности как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. И чтобы осуществить эту деятельность, необходимо учителю, педагогическому коллективу, семье включаться в этот процесс – процесс активизации ученика в познании социума.

Общей методологической основой национального воспитания в многонациональном учебном коллективе, полагаем, должны стать присущие традициям практически каждой нации нашей республики любовь к ближнему, почтение к старшим, забота о младших, уважение к труду, стремление к миру и согласию. При этом должен быть преодолен доминирующий в учебном процессе стереотип формирования одновременного, линейномыслящего и законопослушного индивида, сознательная ответственность которого перед собой и ближним своим подменялась преданностью тоталитарному режиму. Многонациональный учебный и, в особенности, педагогический коллектив, каждый учитель или преподаватель достигнут успеха в национальном воспитании ученика лишь тогда, когда они не только будут в точности выполнять свои служебные обязанности по отношению к очевидному поведению и внешней среде учащегося, но и когда почувствуют и тесно определят свой долг перед внутренним миром национального индивида и формы воздействия на его психологию, не умаляя национального достоинства личности подростка, ученика.

Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Вся учебно-воспитательная работа строится под национальной идеей, идеей «iштесу ». Что означает «все постоянное, все сокровенное…» из народной мудрости казахского народа.

Педагогическими условиями национального воспитания в учебном процессе являются:

– создание центров землячества, осуществление культурных связей;

– создание и оборудование национальных кабинетов;

– проведение национальных недель в средних школах в рамках действия Доктрины национального единства;

– обучение детей государственному языку РК, знание эмблемы, флага, гимна своего народа;

– привитие навыков и техники поведения у учащихся согласно правилам этнопедагогики;

– ознакомление и соблюдение обычаев, традиций, национальных ритуалов, знание истории как своего народа, так и других народностей;

– воспитание социальной зрелости личности;

– формирование культуры межнационального общения.

Для успешности метода обучения детей практическим навыкам общения целесообразно использовать следующие методы – это метод определения общегрупповой фигуры, метод контраста, метод метафор и метод полярностей. Данные методы особенно эффективны при обучении учащихся для консультирования, психологической коррекции, навыкам организации и проведения ролевых игр. Вышеупомянутые методы в психологии относятся к методам активного обучения. Они позволяют учителям средних школ согласовать и соединить цели и задачи конкретного занятия с потребностями и интересами учащихся, связанными с его темой. Кроме того, рассматриваемые методы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей и способствуют формированию у них рефлексивной компетентности и рефлексивной культуры.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности): системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование и процессуальная часть (технологический процесс), которая нами представлена в виде технологической карты (т. е. описания процесса в виде пошаговой последовательности действий, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции и т. д.).

Технологичность – это интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские.

Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. А потому и конструирование, и использование воспитательных технологий в процессе национального воспитания требуют от педагогов, учителей высокого уровня психологической, педагогической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов. Работа учителя в процессе национального воспитания должна быть направлена на то, чтобы:

– сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника;

– развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и перспектива;

– создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым учеником, его социализации.

Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.

«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности» («Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.). В этом и есть в настоящее время державное величие Республики Казахстан – независимого государства.

В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.

В этой лекции Президент дал месседж в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.

Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни» («Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.), при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.

Это – единство, толерантность, общность судьбы.

Литература

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: «Сов. Писатель». 1990, с. 91–92.

2. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям. СПб: Изд. «Речь». 2006, с. 224.

4. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2008, с. 324.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка. СПб: Изд. «Речь». 2009, с. 276.

США: Права с пеленок!

Даже самые занятые и поглощенные работой американские родители считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям. Есть даже такое понятие, как family day, − это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Детей начиная с грудного возраста родители берут с собой всюду − в Америке все для этого приспособлено.

Американская семья − живое воплощение демократии. Американский ребенок является полноправным членом семьи, имеет в ней такое же право голоса, как и остальные, по всем вопросам. Поэтому, в отличие от своих зарубежных сверстников, маленькие американцы чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить свой досуг.

Бабушкам-дедушкам детей в Америке оставлять не принято. Считается, что дети − это проблема родителей, и, раз уж семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Родители чаще всего нанимают бебиситтера. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США − иммигранты без специального образования, согласные работать за очень небольшое по американским стандартам вознаграждение.

В большинстве случаев в качестве наказания для непослушных малышей в США практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. Однако 69% американцев сегодня признаются, что по-прежнему время от времени «шлепают своих детей по попе или дают им подзатыльники», если те плохо себя ведут. И это несмотря на то, что жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы могут привести к серьезному разбирательству.

Франция: Ранняя социализация

Французы прежде всего стараются воспитать из своих детей будущих примерных семьянинов и законопослушных граждан. Создать общественную единицу для них гораздо важнее, чем поощрять самовыражение. Тем не менее это не означает, что французские родители менее заботливые и любящие, просто они верят в то, что для ребенка важно быть воспитанным, что ему нужно внушать определенные представления, рассказывать о ценностях французского общества.

Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка или баловать его. Французские мамы и папы не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.

Маленькие французы учатся правильно выбирать время для беседы и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки предпочитают работать. Кроме того, большинство французских матерей уверены, что ранняя социализация пойдет малышу только на пользу. Ведь в яслях или детском саду малыш начинает за компанию с друзьями играть, читать, рисовать. Кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным и, что не менее важно, самостоятельным. Французские дети быстро учатся обращаться со столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.

Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков − привлекать их к этому во Франции не принято. А вот что касается системы наказаний, то во Франции дать ребенку ремнем по «мягкому месту» не считается чем-то зазорным. Опрос, проведенный еще в 2007 году специалистами организации «Европейский союз семьи» (Europaische Familienunion, UFE), выявил, что 9 из 10 французских родителей прибегают к физическим наказаниям своих детей. 95% опрошенных признались в том, что им самим в детстве доставалось от родителей, а около 65% даже уверены, что физическое наказание было оправданным.

Великобритания: Чисто английское воспитание

Типичный англичанин обладает строгим характером. С раннего возраста ребенка приучают к самостоятельности, лишая его всяческой опеки. Английская семья меньше, чем любая другая европейская, и уж тем более русская, ограждает ребенка от внешнего мира. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье.

Сегодня полный или частичный запрет на телесные наказания детей введен в Швеции, Австрии, Хорватии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Латвии, Норвегии, Румынии, Украине и на Кипре. А вот в России, США, Франции такие запреты по-прежнему отсутствуют.

Даже детские слезы считаются у англичан неприемлемым воздействием на окружающих. Упал малыш с велосипеда − никто не будет его поднимать или тревожиться о разбитой коленке. Ребенок должен самостоятельно подняться на ноги и, главное, ехать дальше! А ведь ему всего 3 года!

Что касается системы наказаний, то в Великобритании с 1860 года действует «Билль о детях». Согласно поправкам к нему, привнесенным в ноябре 2004 года, за рукоприкладство, в результате которого «возникают синяки, царапины или покраснения на коже», родителям могут дать до пяти лет тюрьмы.

Германия: Границы дозволенного

В Германии нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малых лет детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал − вставай, разлил чай − вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, − это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать вещи родителей без разрешения. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания.

Там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее − многие мамы встают на очередь сразу после выхода из роддома. В детском саду маленькие немцы обычно много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения.

С 2000 года права детей в Германии защищены законом, любое насилие взрослых по отношению к ним преследуется юридически. В пункте 2 статьи 1631 Гражданского кодекса Германии так и записано: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, душевный вред и прочие действия, унижающие человеческое достоинство, запрещены».

Италия: Рай для детей

Италия − настоящий рай для детей! Маленькие итальянцы растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности. Им разрешено все. Итальянцы везде берут с собой малышей, поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Дело в том, что итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой, когда (как только чуть спадет жара) их родители лениво выползают на опустевшие улицы − других посмотреть и себя показать. Итальянцы удивительно терпимы к детям, даже самым неугомонным.

Что бы ребенок ни вытворял, пусть он хоть на голове стоит, никто ему (а также его родителям) и слова не скажет, потому что все прекрасно понимают, что он ведет себя действительно как ребенок. А те, кому мешает его поведение, скорее сами отойдут чуть в сторону, лишь мило улыбнувшись его выходкам, чем потревожат кого-либо из родителей.

В Италии родители везде берут малышей с собой, поэтому их всегда видно и слышно. Согласно исследованию, проведенному группой туристических операторов Франции, США и Испании под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья, итальянские дети – самые невоспитанные в Европе.

Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna), где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15−30 человек по методу знаменитого во всем мире педагога Марии Монтессори. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня малыш хочет поливать цветы, в другой день − подметать пол, в третий − рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

В Италии, в отличие от многих других европейских стран, принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В случае, когда ребенка нужно наказать (ведь, несмотря на вседозволенность, маленьким итальянцам тоже иногда попадает от родителей), 71% итальянских родителей в данном случае наиболее эффективным считают введение ограничений, 32% предпочитают отругать своих детей, а 21% заставляют их делать то, что им не нравится. Тем не менее в экстремальных ситуациях 53% родителей в Италии признаются, что прибегают к физическому наказанию, среди них до 63% − это родители маленьких детей и до 40% − родители подростков.

Китай: Дети Поднебесной

Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, сильно отличаются от европейских.

После рождения в течение месяца мама и ребенок особо опекаются. Считается, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, не есть определенные продукты, не пить зеленый чай, поскольку все они имеют холодную природу. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся на плечи родственников женского пола.

Здесь, принято отдавать детей в ясли с раннего возраста (иногда даже с трех месяцев), где они живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами.

Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.

С самого раннего возраста воспитатели и родители усердно занимаются развитием малышей, и в этом китайцы близки россиянам. Обучающие игры и специальные программы, помноженные на усидчивость и послушание китайцев, способны дать грандиозные результаты!

Япония: И Бог, и раб, и друг

Маленьким детям в Японии разрешают все, но в 5−6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.

С раннего детства японские дети очень свободны в выборе своих желаний. Ребенок в Японии почти никогда не плачет. Конечно, ведь все его желания тут же удовлетворяются: до 2 лет мама носит его привязанным за спиной, спит он около нее, и грудь ему мать дает в любое время. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук. Рядом с ним всегда мать, бабушка, сестры, и от них он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Эти три слова прочно оседают в его подсознании.

С нашей точки зрения, российский ребенок идеален, если он послушен и дисциплинирован, а в Японии, получается, детей неимоверно балуют, им не дают повода плакать! Им почти ничего не запрещают до школьного возраста! Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание ребенка здесь похоже на угрозу отчуждения: «Если ты будешь себя вести неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». И такая боязнь быть отвергнутым, униженным, отлученным от семьи с ранних лет западает в душу малыша. А поскольку образ жизни и даже уклад японского дома таков, что человек почти все время живет на глазах у других, эта угроза действует серьезно.

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 12 лет − «как с рабом», а после 12 − «как с равным».

Считается, что 12-летний ребенок является уже достаточно взрослым, для того чтобы четко осознавать свои обязанности и беспрекословно подчиняться правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.

Россия: А как у нас?

В современном российском воспитании трудно найти общую, внутренне непротиворечивую идею, во имя которой бы это воспитание осуществлялось.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90% умеют умываться, 75% могут делать покупки, а 39% – мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках

«В Советском Союзе, например, такая идея была − воспитать нормативного члена коммунистического общества, привить ему чувство коллективизма и трудолюбие. Сейчас педагоги сомневаются в необходимости даже тех качеств, которые воспитывают как бы по инерции, и маленькие дети, а уж тем более подростки, эту внутреннюю противоречивость позиции педагогов чувствуют, − рассказывает клинический психолог Анастасия Чембарисова. − Так, например, воспитательница ругает нагло ведущего себя ребенка при других детях, а за чашечкой чая, в окружении своих коллег, выражает ему же свое поощрение: «Не будет по головам ходить − ничего в жизни не добьется».

И воспитательная позиция родителей часто тоже оказывается внутренне противоречивой, зажатой необходимостью вроде как взаимоисключающего и очень наболевшего выбора: развивать нравственность или умение обеспечить себя и адаптироваться уже в капиталистическом обществе.

Расстановка приоритетов

По данным опроса Института социологии РАН, большинство российских родителей самым важным на сегодняшний день в процессе воспитания считают обучение детей трудолюбию, упорству, физическому развитию. Ну а когда программа-максимум выполнена, нужно, по мнению мам и пап, воспитывать в ребенке самостоятельность и независимость, развивать его интеллект, воспитывать уважение к окружающим, вежливость и т. д. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоят послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%).

«Бабушкино» воспитание

Согласно опросам социологов, 32% пожилых женщин в России оказывают регулярную помощь в воспитании внуков и еще около 40% время от времени принимают участие в этом процессе.

«Доверие собственных детей старшему поколению отчасти можно объяснить тем, что передача детей бабушкам сложилась исторически, − говорит Анастасия Чембарисова. − До XXI века очень многие семьи жили вместе, занимались хозяйством. Молодым родителям приходилось выполнять больший объем работ, и за детьми приглядывали либо старшие дети, либо бабушки. В советское время было социально неодобряемо отказать в помощи с внуками во имя каких-то личных интересов, которым по определению нужно было меркнуть перед общественными. Значимо и то, что срок декретного отпуска был невелик. Многие мамы просто не успевали в полной мере реализовать свой материнский инстинкт и затем наверстывали и продолжают наверстывать упущенное с внуками».

В то же время сегодняшние российские бабушки тоже довольно активны, порой еще много работают. Да и современные мамы редко надолго остаются в декрете. Поэтому европейский подход с садами и няньками становится все более актуальным и для нас.

Бить или не бить?

Почти половине российских родителей (45%) случалось наказывать своих детей. Людям среднего возраста (36−50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18−35 лет), немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди: лишь треть из них когда-то наказывали своих детей. Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%).