Роль сказки в нравственном воспитании младших школьников. Сказки для формирования нравственных качеств

Нравственная сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Потеря».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Сказка носит воспитательную направленность.
Цель: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Задачи:
1. создавать педагогические условия для развития нравственных представлений и мотивов поведения
2. воспитывать культуру поведения
3. формировать гуманные отношения между детьми и взрослыми между детьми и сверстниками;
4. развивать навыки анализа поступков сказочных персонажей
Сказка подарит яркие встречи!
Сказка научит, сказка излечит.
Сказка подскажет, как поступить.
Сказка сумеет развеселить!

Однажды осенью на лесной тропе ежик нашел яблоко. Остановился он и стал думать, как яблоко оказалось на дороге?
Тем временем на тропинке появился зайчишка.
- Привет ёжик! Что ты тут делаешь?
- Привет зайка. Я нашел яблоко. А чье оно я не знаю.
- Нашел яблоко, так забирай его себе. И думать тут нечего.
- Нельзя так зайка поступать. А вдруг тот, кто яблоко потерял, сильно расстроился.
- Да ты прав ежик, я об этом не подумал – проговорил зайчик.
-А что это Вы тут делаете? – спросила у друзей ворона.
- Ух, ты яблоко делите! И мне кусочек оставьте.


Ежик и зайка посмотрели на ворону, головой покачали.
- Нет, это яблоко не наше, это потерянное - грустно ответил ежик.
- Его нужно вернуть хозяину – добавил зайчишка.
- Глупости! Нашли яблоко, значит оно теперь Ваше – закричала ворона.
- Нет, ворона потерю нужно обязательно вернуть – сказал ежик.
Сейчас я наколю яблоко на свои иголки и пойду по дороге прямо искать того кто потерял яблоко.


Ты зайка иди по тропинке в обратную сторону. Ну, а ты ворона поднимайся высоко в облака. Посмотри, полетай по близлежащим окрестностям. А через час встретимся на этом самом месте. Вдруг кому то из нас повезет найти, кого кто потерял яблоко.
Так и сделали.
Через час встретились зайка и ворона, стали ждать ежика.
Вдруг послышался, чей-то веселый смех. Это ежик возвращался, но не один. Рядом с ежиком шел веселый медвежонок.
- Друзья мои я нашел, кого кто потерял яблоко. Это медвежонок! – радостно проговорил ежик.
Шел я по дороге и увидел медвежонка, он сидел на пеньке и плакал.
- Почему ты плачешь? - спросил я у медвежонка.
- Я потерял яблочко. Оно была спелое, красное, вкусное! - ответил грустный медвежонок.
- Ура! Я нашел и яблоко и хозяина яблока!
- Вот тебе твое яблоко! Кушай на здоровье! – сказал я медвежонку.
- Спасибо Вам большое! – проревел медвежонок. Вы добрые звери.
Я приглашаю Вас в гости. Моя мама испекла яблочный пирог.
Мы будем рады угостить Вас!

Мораль: Приятно даже зверю – когда возвращают потерю.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Ø Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение методической литературы;
  2. Подбор игр дидактических игр
  3. Составила перспективный план
  4. Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»

Основной этап или этап реализации

Совместная работа с родителями.

Провели родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц.)

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Ппровели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.

Осуществили проект «Книжка – своими руками»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями

Работа с детьми.

В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап

Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.

В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Дальнейшая моя работа:

  1. В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
  2. Разработать проект «Дружба начинается с улыбки»

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №12 «Золотая рыбка»,

город Железногорск-Илимский, Иркутская область, Россия

Валентина Удодова

У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру.

Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране "Остров сказок"

Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи

Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.

И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.

Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка

А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.

А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.

Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.

Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: - Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.

Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: - Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему

Сказка «Мусорный букет»

Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: - Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, - взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.

По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.

Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.

Здравствуй, девочка, - поздоровалась Дидюка.

Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.

Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги - сказки…

Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, - ответила девочка, отвернулась и заплакала.

Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.

Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.

Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.

Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, - ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.

Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.

Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.

Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.

Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!

Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.

С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.

Сказка «Обиженное дерево"

Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.

Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.

Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, - заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.

Дети испугались и сказали дереву: - Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.

Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.

Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.

Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.

Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.

Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: - «Спасибо!»

Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.

С тех пор дети никогда не обижали деревья.

Сказка про Дружбу"

Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.

Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: - Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей - вредин превратите».

И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.

Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.

Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:

Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.

Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: - «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.

А дети опять начали играть вместе.

Ты оказался смелым мальчиком, - обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, - поклонился Волшебник и улетел.

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое - плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» - это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.


2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.


3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.


4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.


5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.


6.« Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» - очень известная европейская сказка, в которой речь идет о коте с необычными способностями и острым умом. Кот, с помощью хитрости и благодаря своей деловой хватке, помогает своему бедному и безродному хозяину получить то, что он хотел: власть, богатство и руку принцессы. Сказка была написана в конце семнадцатого века французским автором сказок для детей Шарлем Перро – бывший государственный служащий на пенсии, а также член французской Академии.

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юноши новую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.


7. «Новое платье короля»

«Новое платье короля» (дат. Keiserens nye Klæder) – коротенькая сказка датского писателя Ганса Кристиана Андерсена о двух ткачах, которые пообещали Королю пошить для него такое платье, которое будет невидимо для людей, несоответствующих Королю по рангу – люди глупые, некомпетентные, бедные. Когда же Король прошелся в своем новом наряде среди обычных людей, один маленький мальчик заявил: «Король же голый!». Сказка была переведена на сотни языков мира.
Когда вам нужен совет или мнение по поводу чего-либо, спросите ребенка. Ребенок ответит вам честно, без утайки скажет правду. На самом деле, на Короле не было никакого нового платья, но народ на улице предпочел притворно восхищаться новым нарядом, каждый боялся показаться глупцом. Один лишь маленький ребенок искренне сказал правду.

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.

Для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.

Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Особенности проведения занятий и игр

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.
Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей :
Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.

Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания

Занятие 1 по сказке «Теремок».
Цель: знакомство с понятием «дружба».
Задачи:
- Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.
- Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.
- Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.
- Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.
Музыкальное сопровождение:

Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.
Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.

Изготовление аппликации «Дружный домик».

Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 2 по сказке «Гуси - лебеди».
Цель: учить чувствам - любовь, ответственность, послушание.
Задачи:
- Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.
- Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.
- Развитие приветливости и послушности.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.
Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.
Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» - «Сказка», Прокофьев
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»
Материалы для проведения занятия:
Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
Задачи:
- Научить делать выводы на основании поступков героев.
- Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
- Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми
Музыкальное сопровождение:
Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.