Сценарий мероприятия "Клуб весёлых математиков" для начальных классов. Неделя математики в начальной школе Математический праздник в начальной школе

Цели : показать значение науки математики; развивать мышление; воспитывать познавательный интерес, коллективизм.

Оборудование: карточки с заданиями, таблица «Веселый счет», кроссворд, ребусы, карандаш, фломастеры; звездочки-баллы.

Ход праздника

I. Выступление учащихся.

Буратино . Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Был поленом, стал мальчишкой,

Обзавелся умной книжкой -

Это очень хорошо,

Даже очень хорошо!

Здесь вас ждут затеи и задачи,

Игры, шутки - все для вас!

Пожелаем вам удачи.

За работу, в добрый час!

Ведущий . Ребята, к нам в гости пришла сама великая царица-математика.

Математика.

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

Ведущий.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,

Очень важная наука математика!

Математика.

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Ведущий.

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,

Капитанам помогает математика!

Математика.

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо, прежде всего, математику знать.

Ведущий.

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась математика!

Буратино. А это кто пришел с царицей Математикой?

Математика. Со мной пришли мои верные слуги: знаки арифметических действий. Они помогут ребятам выполнить сложные задания.

Плюс.

Я - плюс, и этим я горжусь!

И для сложения гожусь.

Я добрый знак соединенья,

И в том мое предназначенье.

Минус.

Я - минус, тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

Свою роль я выполняю.

Умножение.

Я - знак умножения

Для объединения сложения.

Деление.

Не все я делю гладко:

Что целиком, а что с остатком.

Буратино.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Математика.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Буратино.

Беритесь, ребята, скорей за работу!

II. Проведение математического праздника.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня вы посоревнуетесь с Буратино, который подготовил для вас интересные и занимательные задания. Каждый из вас должен быть активным, смекалистым, находчивым. Начинаем соревнование.

За правильный ответ класс-команда получает звездочку. Побеждает та команда, которая наберет больше звездочек.

Конкурс «Числовой узор»

Какая команда первой запишет верные ответы на данные выражения?

Конкурс «Веселый счет»

По одному игроку из каждой команды выходят к доске и становятся спиной к таблице. По сигналу учителя дети поворачиваются лицом к таблице, прикрепленной к доске, и начинают громко называть и показывать числа в порядке их возрастания, начиная с числа 700, 710. ... и т. д. до 940. Каждое последующее число на 10 больше предыдущего. Выигрывает та команда, которая первой закончит счет.

Конкурс «Математические ребусы»

Кто быстрее отгадает вывешенные на таблицах ребусы?

Конкурс «Острый глаз»

Команды получают лист с заданием: вставьте в мозаику 2 выпавших квадрата. Напишите их номера.

(Ответ: 1 и 4)

Конкурс «Полет ракеты»

Чтобы ракета благополучно совершила свой полет, необходимо быстро и правильно подсчитать, чему равна сумма всех чисел, записанных на ее борту, и тех чисел, которые в ней «спрятаны».

Ответ: 6 9 + 4 16 + 4 (записана с помощью цифры 6);

Конкурс «Сколько лет?»

Учитель.

Молодцы, ребята! Быстро, хорошо считаете.

Где играют дружно, считают умело,

Там и сказке можно появиться смело.

Открывается сцена. Навстречу друг другу идут дети, одетые в маски волка и осла.

Волк . Сколько тебе лет?

Осел. А тебе сколько?

Волк . Мне 15.

Осел . Тогда я в 3 раза тебя старше. Да еще на 1/3.

Учитель. Сосчитайте, ребята, сколько же лет ослу.

Ответ: 50 лет.

Конкурс «Сказочная задача»

Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 мин. Поросятам бежать до домика 6 мин. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успевают ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

Решение. Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 + 6:2 = = 8 (мин), 6 < 7, значит, поросята успевают добежать до домика Наф-Нафа.

Ответ: успевают.

Конкурс «Геометрические фигуры»

Учитель. Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? Сегодня к нам пришли веселые геометрические фигуры.

В класс входят учащиеся, в руках держат геометрические фигуры и читают стихи.

Треугольник.

Три угла, три стороны,

Я - треугольник, посмотри.

Ромб.

Я - братец озорной,

Каждый угол не прямой.

Мои стороны равны

И слегка наклонены.

Круг.

Я - веселый, добрый круг,

Всем теперь надежный друг.

Квадрат.

Познакомьтесь, я - квадрат,

Подружиться с вами рад.

Прямоугольник.

У меня угла четыре,

Все они во мне прямые.

Прямоугольником зовусь,

Вам сейчас я покажусь.

Овал.

Карандаш потанцевал -

Получился я - овал.

Треугольник. Ребята, помогите нам нарисовать недостающую фигуру футболиста. Какие геометрические фигуры надо взять? (Команды получают лист с заданием)

Конкурс «Аукцион»

Ученики заранее готовятся к этому конкурсу, подбирая загадки с числами. Игроки каждой команды по очереди загадывают загадки команде- сопернице. Учащиеся отгадывают. Побеждает команда, которая загадает больше «математических» загадок.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Кроссворд «Как называется наука о числах?»

Если правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках прочитаете название науки о числах.

1. Сколько ног у осьминога?

2. Вставьте в пословицу пропущенное слово: «Ум хорошо, а... лучше».

3. Какое число входит в название известной сказки о Наф-Нафе, Нуф- Нуфе и Ниф-Нифе?

4. Какая получится цифра, если перевернуть цифру 6?

5. Сколько дней в неделе?

6. Слова записывают буквами. А числа? Как называется этот знак?

7. Сколько пальцев на руке?

8. Вставь в пословицу слово: «Семь раз отмерь, ... отрежь».

9. Как называется то, что учитель ставит ученику за работу на уроке?

10. Сколько месяцев в году?

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Цели праздника:

  1. Подвести итог после изучения темы “Числа от 1 до10 и число 0. Нумерация”.
  2. Познакомить с учебными достижениями учащихся их родителей.
  3. Повышать интерес к предмету математика.
  4. Сплочение детского и родительского коллектива через участие в коллективно творческом деле.

Оборудование:

  1. Шапочки из бумаги с цифрами от 0 до 9, с математическими знаками “+” и “--” (с цифрой “1” две шапочки).
  2. Две игрушечные шпаги или сабли.
  3. Рисунки к загадкам о каждой цифре.
  4. Карточки с примерами.
  5. Таблички с примерами 3+5, 4-3.
  6. Медали, изготовленные родителями.

Оборудование к конкурсной программе:

  1. Разноцветные карточки с цифрами (количество карточек зависит от количества учеников класса)
  2. На доскенаписаны 6 примеров для каждой команды.
  3. Таблицы с разбросанными цифрами от 1 до 10.
  4. Два цветных мелка или маркера для каждой команды.
  5. Две указки с ниткой, на которой прикреплён магнит.
  6. Рыбки из фольги.

I. Организационный момент.

II. Вступление.

Ведущий: Чтобы ответить, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или жука, надо знать цифры, надо уметь считать. В разных странах в различные времена люди по-разному записывали цифры.

Давайте мы попросим родителей записать римскими цифрами время проведения нашего праздника…

А дети запишут арабскими цифрами, которыми пользуемся мы сейчас...

Слово учащимся 1 группы

Вы послушайте ребята
Родились у нас котята
Их по-счету ровно пять.
Мы считали, мы гадали,
Как теперь котят назвать.
Наконец, мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз-котёнок - самый белый,
Два котёнок - самый смелый,
Три котёнок - самый шустрый,
А четыре - самый мудрый.
Пять похож на три и два,
Тот же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хором: Приходите к нам, ребята, посмотреть и посчитать.

III. А теперь посмотрим, на что похожа, каждая цифра (2 группа)

(Выходят учащиеся в шапочках из бумаги с надписью соответствующей цифры, выстраиваются полукругом).

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка-третий из значков.
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

(Ребёнок в шапочке с цифрой “0” выходит в центр и читает свои стихи, к нему присоединяется второй ученик, читающий слова “1”).

Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки?
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.

(На первый план выходит ученик, читающий следующий текст, по ходу чтения демонстрируется действие двумя мальчиками со шпагами и в шапочках с цифрой “1”).

В задачнике жили один и один
Пошли они драться один на один.
Но скоро один зачеркнул одного.
И вот не осталось от них ничего.
А если б дружили они меж собою,
То долго бы жили и было б их двое!

IV. А теперь каждая цифра загадает загадку о себе (3 группа)

(У детей рисунки к загадкам о каждой цифре, по ходу чтения они демонстрируются их зрителям).

Я в озере лебёдка
Длинношеяя молодка. (2)

Я четвёртою стою
Между цифрами в строю. (4)

На одной ноге в болоте
Вы меня легко найдёте. (1)

Летом траву я кошу на лугах,
Зимою я - на гвозде в сенях. (7)

Я неплохо потрудилась -
В кресле мягком развалилась. (5)

Я - горбатая старушка,
Или стружка – завитушка. (3)

Я же будто Ванька- встань-ка
Как меня не наклоняй-ка. (8)

Шесть через голову перекатилась -
И я у Вас получилась. (9)

Змейкой ползу я на сучок,
Ловко цепляюсь я, словно крючок. (6)

Что за цифра акробатка, если на голову встанет,
Ровно на три больше станет? (9)

Ведущий: Вы узнали все цифры, и правильно их назвали, молодцы!

V. Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака “А это- ноль, иль ничего, послушай сказку про него”. (Действующие лица: автор, ноль, единица)

А это ноль, иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал весёлый, круглый ноль,
Соседке - единице:

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Япризнаю,
что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа!

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок
Пусть говорят, что мы ничто –
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести?

Ведущий: Не только цифра ноль имеет такие удивительные способности. Число 1 не менее знаменито. Если к названному числу прибавить1, то получим...(дети отвечают хором: последующее число), а если из любого числа вычтем 1, то получим...(дети отвечают хором: предшествующее число).

VI. А сейчас мы с вами поиграем, я буду показывать пример - вы читать и считать разными способами и называть ответ (можно назвать последующее и предыдущее число).

Карточки с примерами: 5+1, 7-1, 10-1, 3-1, 9+1, 8-1, 6+1, 4-1, 2-1, 3+1, 7+1.

VII. Ведущий: Молодцы, ребята! Цифры вы знаете, считать умеете, а без чего нельзя считать? (+ , -) Правильно без математических значков. И действительно:

(выступает 4 группа детей, у них шапочки с математическими знаками “+”, “--”, таблички с примерами 3+5, 4-3) .

Как нету на свете без ножек столов,
Как нету не свете без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий без знаков.
Крестик - он зовётся плюс,
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет три и пять
Тут я без сомнения,
Выполню сложение. (3+5)
(читает задачу по карточке)
Мама утром испекла
Нам четыре пирога.
Сколько съесть мы не успели?
Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут,
Я не крестик, но друзья
Без меня никак нельзя!
И вот мы - внимание?
Выполняем - Вычитание! (4-3)

Ведущий: Ребята, вы знаете знаки “плюс” и “ минус”, и два арифметических действия... “сложение” и “ вычитание”. А умеете ли вы решать весёлые задачи? Сейчас посмотрим, но для этого нам надо разбиться на команды и выбрать жюри.

VIII. Выборы жюри (3 человека) из гостей, присутствующих на празднике

IX. Конкурсная программа

  1. Построится по порядку.
  2. Каждый ученик берёт карточку с цифрой, определённого цвета. Учитель просит выйти, учеников с цифрой 1 , таких учеников четыре с карточками разного цвета (синий, красный, зелёный, коричневый). Остальным ученикам даётся задание найти место в своей команде. В итоге получается, что дети делятся на четыре команды.
  3. Задачи в стихах
  4. (по одной каждой команде).

    Что хромаешь ты, жучок?
    Ранил ножку о сучок.
    Прежде на своих шести
    Очень быстро мог ползти.
    На скольких ножках
    приходится ползти жучку? (5)

    Пять ворон на крышу сели,
    Две ещё к ним прилетели.
    Отвечайте быстро, смело,
    Сколько всех их прилетело? (7)

    Пять щенят в футбол играли,
    Одного домой позвали.
    Он в окно глядит, считает,
    Сколько их теперь играет? (4)

    Два зайца под кустом рядом сидели
    Два зайца морковкою дружно хрустели.
    Четыре морковки съел каждый зайчишка.
    Сколько морковок украли плутишки?(8)

  5. Решение примеров.
  6. На доске6 примеров для каждой команды, по цепочке дети выходят и записывают ответ, оценивается время, затраченное на решение примеров и правильность.
  7. Счёт прямой и обратный.
  8. Участвуют по два представителю из каждой команды.

    (На доске прикреплены таблицы и по два цветных мелка или маркера для каждой команды с разбросанными цифрами от 1 до 10, их нужно соединить в прямом и обратном порядке)

  9. Рыбаки.
  10. Из импровизированного аквариума, удочками (указка с ниткой, на которой прикреплён магнит) ловятся рыбки из фольги. Какой команде удастся больше наловить рыбок.
  11. Загадки.

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Как паутину, я тяну (Иголка).

Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся (Очки).

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом да мчись на нём,
Только лучше правь рулём (Велосипед).

Две плетёнки, две сестрёнки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так одевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять (Варежки).

X. Подведение итогов

Все - Молодцы. Победила не столько математика, сколько - дружба.

Ваши родители приготовили вам сюрприз, все освоившие “Первый десяток”, награждаются памятными медалями. (Родители награждают и поздравляют всех детей, под звуки музыки).

XI. Заключение

Впереди у вас будет ещё не мало побед и медалей, но самые важные медали вручаются по окончанию школы - золотые и серебряные. Золотые - тому, кто окончит школу только на “5”. Серебряные - тому, кто окончит школу только на одну “4” и остальные “5”.

Сценарий праздника математики

Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку. Наши команды уже прибыли. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно.

Ведущий. В любых соревнования есть жюри. Это люди, которые оценивают команды зато, как они выполнили задания. Итак, наше жюри: (представление жюри)

Ведущий. Представляет команды. Затем команды приветствуют друг друга (проговаривают девизы).

Смельчаки”

Взял математику – не пищи!
Легкой жизни не ищи!

Удальцы”

Ведущий. Ребята, у вас сегодня праздник математики, а пригласили вас сюда звери далекой страны. В этой стране растут пальмы, бананы и живут дикие обезьяны. Что это за страна? (Африка).

– Молодцы! А какие звери живут в Африке?
– Хорошо. Некоторые из зверей это удивительной страны приехали к вам на праздник и привезли с собой математические задания, а еще и призы.

Ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем наши соревнования! Послушайте, загадку, и вы отгадаете, кто из африканских зверей первым задаст задание.

С детства был усат ребенок
И мяукал, как котенок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это... (лев). (картинка на экране)

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,
Начинаем занимательный мы путь!
Ждут задания, не дождутся смельчаков,
Вызываем добровольцев-удальцов.

Ведущий. Первый конкурс от царя зверей – Льва – называется “Разминка”.

1. Сколько хвостов у двух слонов? (2)
2. Сколько ног у двух петухов? (4)
3.Банан разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
4. Бревно распилили на 2 части. Сколько сделали распилов? (1)
5. В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах? (4)
6. В одной банке 5 огурцов, а в другой ни одного. Сколько огурцов в двух банках? (5)
7. Девочка сорвала с дерева две пары вишен и еще одну вишенку. Сколько всего ягод у девочки? (5)
8. Бабушка связала две пары носок и еще один носок. Сколько всего носок связала бабушка? (5)
9. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автобуса. Сколько машин всего ехало в село? (1)
10 Велосипедист ехал в деревню. По дороге он встретил 4 мотоциклиста и 6 грузовиков. Сколько велосипедистов встретит велосипедист? (0)

Ведущий 1. Молодцы! Вы быстро и правильно ответили на все заданные вопросы. Наше дорогое жюри приступает к работе. Оценки за первый конкурс.

(Ведущий называет название команды; жюри выставляет балы; затем команде набравшей больше баллов дают банан).

Но тут на пути река разлилась, а в той реке огромная рептилия. Разгадай скорее загадку и узнаешь, что это за животное.

Ч то за странное бревно,

Вниз по речке поплыло,

Вся спина в шипах его,

И зелёное оно!

Чтобы быстро реку переплыть
Нужно без ошибок ребусы решить!

Начинаем второй конкурс, который называется “Разгадай ребусы”.

(Раздает задания командам).

Задания для зрителей.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово “три” – хлопайте в ладоши.

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри...
Рыбешек мелких увидали –
И не одну, а целых... две

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команды: “Раз, два... марш!”

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше... пять!

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?!

Ведущий. Команды закончили. Начинает работать жюри. Оценки за выполненную работу. (Жюри объявляет баллы и дает команде победителю банан).

Ведущий. Ребята, в Африке кроме рек животных и растения есть еще и горы.

На вершинах гор живет могучая, умная птица. А вот, что это за птица вы узнаете только тогда, когда соберете домино. Вам нужно восстановить изображение, рисунка, на котором вы и увидите, мудрую птицу.

(Дети собирают рисунок на доске и по получившемуся изображению называют птицу).

– Правильно. Это орел.

Горы задач встают на пути,
Ну-ка внимательно их ты реши!

(Раздает задания командам).

Задачи:

1. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама слева от меня?

Ответ:_________

2. Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: “Ты мне сын, но я тебе не отец”. Кем приходится взрослый ребенку?

Ответ:__________

«Угадай фигуру».

4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны. (Прямоугольник.)

4 прямых угла, 4 стороны, все стороны равны. (Квадрат.)

Ведущий: Пока команды решают свои задачи, мы все вместе тоже по решаем задачки.

Задания для зрителей:

10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1)

10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
8/10 было носатых.
Сколько там было курносых солдат? (2)

Может ли разность равняться уменьшаемому? Когда? Приведите примеры. (78 – 0 = 78)

Я села в автобус. В автобусе, кроме меня, было еще 17 человек. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. Сколько человек стало в автобусе (22)

Ведущий 2. Команды закончили решать задачи. Жюри проверит, правильно ли ребята решили их, а мы пока отгадаем следующего животного, который пришло к нам на праздник.

Вам, ребята, нужно досказать словечко в стихотворении. Если верно отгадаете слово, то вы узнаете, кто к нам пришел.

От банана до банана
Ловко скачет... (обезьяна)

Правильно. Молодцы!
- “Обезьянка” предлагает выполнить всем ребятам нашего праздника зарядку.

(Звучит музыка; под музыку выполняем физминутку).

Лучшие качели – гибкие лианы (покачиваются вправо и влево).
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да (хлопки),
Тот не огорчается
Ни-ког-да (прыжки).

Ведущий. А теперь жюри нам скажет, кто же победил в конкурсе задач.

(Жюри объявляет победителя; вручает банан).

Ребята, обезьянка просто так не хочет от вас уходить. Ведь она тоже приготовила для вас задания.

Смотрите, смотрите здесь водопад.
К водопаду смекалки вы подошли.
Полный вперед! Расслабляться нет времени.

Ведущий 1. Начинаем выполнять следующий конкурс.

Задание для команд:

Найди особенности ряда и запиши пропущенные числа.

95, 90, 85, 80, 75, , 65, 60, , 45, 40, ,35 , , , 15, 10, 5, 0.

Задания для зрителей:

Выберите три числа из числового ряда. Размести эти числа так, чтобы в сумме они получили число 15.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Ведущий 2. Наши команды справились с заданием. Жюри приступает к проверке.

(Жюри выставляет баллы; дарит банан победившей команде).

Ведущий. И остался у нас еще один гость, который приехал тоже с непустыми плавниками.

Он тоже приготовил для команд и для зрителей задания. Давайте все вместе узнаем по описанию этого животного.

Как корабль в океане,
Показался он в тумане,
И фонтанчики пускает,
Себе спину поливает.

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Треугольники считать.

Выпишем поочередно треугольники, состоящие из одного элемента, из двух, из трех и т.д.

1. Из 1 элемента: 1, 2, 3, 5 - всего 4 треугольника (некоторые дети автоматически зачисляют в треугольники элементы № 4 и № 6 - это неправильно!).

2. Из 2 элементов: 12, 34, 56, 13, 35, 24 - всего 6 треугольников.

3. Из 3 элементов: 135, 246 - 2 треугольника.

4. Из 4 элементов: 1234 и 3456 - 2 треугольника.

5. Из 5 элементов - ничего нет.

6. Из 6 элементов - единственный 123456.

Итого: 15 треугольников.

Игра «Бегущие минутки».

Вопросы 1-й команде:

1. Сколько пальцев на руке?

2. Сколько букв в русском алфавите ?

3. Сколько букв в слове «школа»?

4. Сколько слогов в слове «Буратино»?

5. Сколько дней в неделе?

6. Сколько сторон у квадрата?

7. Сколько сторон у шестиугольника?

8. Сколько десятков в числе 18?

9. Сколько отдельных единиц в числе 15?

10. Как назвать число, в котором 10 десятков?

11. Как называется результат при сложении?

12. Сколько см в двух дм?

Вопросы 2-й команде:

1. Сколько пальцев на двух руках?

2. Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Сколько слогов в слове «карандаш»?

4. Сколько букв в слове «урок»?

5. Сколько месяцев в году?

6. Сколько сторон у прямоугольника?

7. Сколько сторон у пятиугольника?

8. Сколько десятков в числе 11?

9. Сколько отдельных единиц в числе 16?

10. Как назвать число, в котором 7 десятков?

11. Как называется результат при вычитании?

12. Сколько дм в сорока см?

Ведущий: Жюри подводит итоги. Командам вручаются призы и вручаются призы для активных зрителей.

– Благодарим за активное участие в празднике, за проявление находчивости, смекалки, упорства.

Людмила Рогожкина
Сценарий праздника «Математический бал»

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БАЛ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА

Автор сценария: Гоц Людмила Владимировна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

ВОЛГОГРАД 2012.

ЦЕЛЬ:

поддерживать интерес детей, воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) к совместной музыкально-театрализованной деятельности, доставить детям радость от общения с музыкой.

Задачи:

развитие музыкальности, творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности;

закрепить знания детей о цифрах, числах, основных математических представлениях через игровую деятельность;

провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии детей и взрослых.

создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость общения детей и взрослых;

Действующие лица:

Взрослые – (педагоги и родители)

Веселинка

Болтовня

Цифра Три

Цифра Четыре

Цифра Пять

Цифра Шесть

Цифра Семь

Дети (герои сказки)

ХОД.

Под музыку «Дважды – два четыре» в музыкальный зал входят дети.

Садятся на стульчики.

Ведущий. Здравствуйте дорогие гости! Мы с вами сегодня приглашены на математический бал! И с минуты на минуту в нашем зале появятся главные герои нашей сказки – цифры! Ребята, а какие цифры вам знакомы?

(Дети называют ). Звучит музыка.

Ведущий. Кажется это они! Посмотрим, что будет здесь происходить!

Появляется Лень (зевает) и Болтовня.

Лень.

Подожди-ка, Болтовня,

И послушай ты меня.

У ребят сегодня праздник,

Надо нам туда бежать,

Потому что этим цифрам

Мы должны с тобой мешать.

Болтовня.

Тише Лень… кажется, идут.

Ну-ка, спрячемся вот тут.

Лень и Болтовня прячутся, выглядывая из укрытия.

С противоположной стороны появляются цифры (дети,

идут парами Веселинка впереди.

Три. и (Единица) Нам пора уж, единица,

Мы же можем опоздать! (тянет за руку)

Шесть и (Пять) Мы с пятеркой к ним идем,

А дороги не найдем?

Семь. Уже семь дорог прошли, а детский садик не нашли…

Два. (Четыре). Прямо, прямо - 2 квартала,

А зачем же нам туда?

Веселинка. (возмущенно). Как зачем?

У ребят сегодня праздник.

Я большая мастерица!

Веселиться и учиться!

Единица. Так хвалиться, не годиться,

Лучше в карту посмотри,

Нам не сбиться бы с пути.

Цифры заглядывают в карту. Из укрытия появляются Лень и Болтовня и заглядывают в карту.

Лень. Ну, дорогу мы узнали. Побежали?

Болтовня. Побежали!

Взявшись за руки, Лень и Болтовня бегут по залу и убегают за кулису.

Веселинка.

Добрый день!

А вот и я.

Все вы знаете меня.

Я, ребята, Веселинка,

Так зовут меня друзья.

Вместе с вами я считаю,

И танцую, и пою,

Вам скучать не позволяю

С математикой дружу.

Но пока мы к вам спешили – цифры все перемешались.

Мне сейчас помогут ___(имена детей)

Проводится игра «Поставь по порядку»

Игра проводится 2 раза, под музыку. Цифры бегают по залу – перемешиваются, останавливаются. Дети расставляют цифры (детей) по порядку.

Дети все вместе считают, проверяя правильно ли стоят цифры в ряду.

1 раз) Лень - выбегает из укрытия и перемешивает стоящие в ряду цифры.

2 раз) Болтовня - выбегает из укрытия и перемешивает стоящие цифры.

Веселинка.

Что же это, в самом деле?

Может, цифры заболели?

Дети, это Болтовня!

Ей не скрыться от меня!

Ловит Болтовню, та прячется, но Веселинка ловит ее и выводит на середину.

Веселинка.

Почему ты в нашем зале?

Мы тебя совсем не звали.

Ну-ка, слушай наш ответ.

Болтовня нужна нам?

Дети. Нет!

Веселинка выпроваживает Болтовню.

Ведущий. От ребят скрывать не будем.

Бал веселый продолжаем и знакомство начинаем!

Открывает книгу «Математика», показывает цифру «1» Ведущий. Дети, какая это цифра? (дети отвечают)

Верно, это единица, очень тонкая как спица.

Мальчик. Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме мне помочь?

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте,

Я стираю – посмотрите!

Исполняется тренаж «Стирка»

(дети после считают количество платочков – у всех по одному)Ведущий. Следующая цифра – два.

Открывает книгу на второй странице…

Ребенок. Эй, ребята выходите,

Пару вы себе найдите!

Проводится игра «Найди свою пару»

Выбегает Лень из укрытия, играет с детьми в игру.

Садится с цифрами, цифры зевают, засыпают.

Веселинка. Что такое? Вы же спите!

Подождите, подождите!

Ведь не ночь, а ясный день!

Все понятно, это – Лень!

Веселинка ищет Лень, находит ее и выводит на середину. Веселинка.

Посмотрите, вот она.

Лень, ребята, вам нужна?

Дети. Нет!

Веселинка . Вот и все. Счастливый путь!

И дорогу к нам забудь!

Веселинка выпроваживает Лень .

Ведущий . Нам теперь не помешают.

Вам загадку загадаем,

Песню вместе запевай –

Цифру в песне угадай.

Исполняют песню «Три желания» Е. Зарецкой

После исполнения песни дети называют цифру «Три», показывает в книге цифру «3»

3-й ребенок.

Наша кошка по весне

Принесла котяток мне:

Беленький, да серенький,

Полосатый, да рыжеватый.

Сколько котят по весне

Принесла кошка мне?

Дети называют цифру «Четыре», Веселинка показывает в книге цифру «4» Исполняется танец «3 котов и кошечки»

Ведущий .

Ребята, а что бывает в школе между уроками, кто знает? Да, это переменки. Раз у нас был урок, давайте тоже устроим переменку. Хотите?

(Звонит в колокольчик.)

Веселинка. Ура, перемена! На переменах можно играть, отдыхать и разговаривать, но не кричать. А мы сейчас с вами устроим танцевальный конкурс!

Выходите все – будете участниками конкурса. Кто же лучше танцует – мальчики или девочки, кто победит?

Дети исполняют танец «Кнопочка». Во время танца Лень и Болтовня похищают цифру «Семь». Ведущий объявляет победителей.

Все садятся. Дети называют цифру «Пять» - прозвучавшую в песне. Веселинка. Молодцы, ребята! Жаль, что перемена закончилась!

Ведущий . Веселинка, продолжаем знакомство с цифрами!

У меня есть хитрая загадка, в ней спряталась какая-то цифра. Ребята, внимательно слушайте и считайте!

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка,

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Еж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Дети посчитали и назвали цифру – «Шесть», показывают в книге цифру «6»

Веселинка. Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Это цифра очень хитрая.

Это цифра акробатка,

То шестерка, то девятка.

Исполняют танец «Только ты» (из "Танцевальной ритмики Т. И. Суворовой)

Ведущий. Нам пора познакомится с последней цифрой – гостьей сегодняшнего математического бала, (стул пуст) Веселинка, а где же цифра?

Веселинка. Я догадываюсь, а вы ребята?

Давайте цифре поможем одолеть лень и болтовню:

*вспомните, в какой сказке встречается «семь» - «Волк и семеро козлят»;

*назовите русскую пословицу с цифрой «Семь» - «Семь раз отмерь, ….», «Семь бед, один ответ» и т. д.

Из-за кулис с криками вбегают Лень и Болтовня, за ними входит цифра «Семь».

Цифра «Семь». (Огорченно). У них нет никаких способностей к математике.

Ведущий. Мы с ребятами – знаем причину! Они болтают и ленятся без причины.

И совсем не хотят учиться.

Лень и Болтовня. Ну, может быть нам ребята помогут? Мы хотим научиться.

Придумайте задачу – чтобы можно было учиться и веселиться!

Ведущий. Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

Два, но курочке дадим

И останется (один).

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала,

Сколько вместе кошек стало? - (четыре).

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки –

Три сереньких мышки – игрушки,

А ну сосчитай, сколько мышек съели сыр? (пять)

Веселинка. А теперь последнее задание – сколько жителей двора в этой музыкальной задачке?

Дети исполняют инсценировку «Петухи запели» муз. А. Варламов

Дети называют цифру «Семь».

Молодцы, ребята! Спасибо вам, за веселый урок математики.

Ведущий. Ну что ж, ребята, наш праздник закончился, он вам понравился? Давайте пригласим всех наших гостей в группу на угощение!

Под музыку дети со взрослым выходят из музыкального зала.

В современных учебных учреждениях большое значение для развития личности подрастающего поколения отводится проведению тематических праздников. Причем они могут быть не только приурочены к важным датам, но и носить индивидуальный характер, например:

  • «День веселого ребенка»;
  • «День языкознания»;
  • «День варенья»;
  • «День садовода-любителя».

Данные мероприятия проводятся с целью воспитания всесторонне развитой личности, а также для повышения заинтересованности детей в той или иной области знаний. Качество образования ребят во многом зависит от желания педагога работать и приносить пользу. А также важен его неординарный подход к образовательному процессу.

Дети сейчас очень активны. Праздник по математике - это возможность дать ребенку проявить себя с разных сторон своего развития и одновременно способствовать новым познаниям.

Для чего нужен праздник математики?

Как показывает опыт, наука математика является сложной, но именно знания, полученные в этой области, необходимы человеку каждый день. К ним можно отнести:

  • умение считать;
  • выполнять некоторые математические расчеты без листка бумаги и ручки;
  • умение анализировать;
  • умение выстраивать логические цепочки;
  • рассматривать разные варианты решения определенной проблемы;
  • правильно делать выводы из сложившихся ситуаций.

А для того чтобы ребенок смог усвоить все эти знания, одних только уроков часто бывает недостаточно. Поэтому образовательным процессом предусмотрены математические и детских садах. Они учат ребят использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.

Математика для дошкольников

Математический праздник в ДОУ, начиная со старшей группы, является помощником образовательного процесса. Он позволяет педагогам-воспитателям добиться следующих целей:

  • получать удовольствие от игр интеллектуального направления;
  • способствовать развитию мышления детей;
  • развивать элементарные навыки счета;
  • уметь применять полученные ранее знания при решении определенного типа задач;
  • развивать желание принимать участие в играх с математическим содержанием;
  • способствовать развитию умения приходить на помощь через использование игр математического уклона.

Подготавливая математический праздник для дошкольников, необходимо помнить следующие моменты:

  • поскольку обучение детей в данном возрасте строится на эмоциональном уровне, то мероприятие должно вызывать у ребят массу положительных эмоций;
  • задания, используемые в ходе программы, должны соответствовать возрастному критерию участников;
  • мероприятие должно быть интересным и не затянутым по времени, поскольку дети-дошкольники быстро устают, особенно если их деятельность однообразна;
  • обязательно должно быть предусмотрено наличие сказочных героев, которые просят детей о помощи или приглашают в путешествие;
  • в конце праздника дети должны получить подарки или призы - это может быть что угодно: ручки, медали, конфеты, шоколадные монеты.

Использование вышеперечисленных правил подготовки праздника позволит простимулировать детей на участие в дальнейших мероприятиях.

Сценарий праздника в ДОУ

Математические праздники в детском саду требуют ответственной организации, поскольку одна маленькая оплошность может привести к краху все мероприятие. Поэтому нужно продумывать каждую мелочь. В этом вопросе может помочь наличие сценария. План может быть следующим:

  1. Выступает воспитатель. Он рассказывает ребятам о важности математики в жизни. Приводит ситуации, в которых никак не обойтись без знаний, связанных с наукой.
  2. Ведущий проводит конкурсы среди детей и присутствующих родителей. Малыши решают простые математические задачи.
  3. Дети показывают заранее подготовленные сценки, рассказывают стихи.
  4. В завершение мероприятия ребята вместе с воспитателем поют песню «Дважды два - четыре».

Математический праздник в должен длиться не более получаса.

Безусловно, залогом успешного мероприятия в ДОУ является оформление помещения. В данном случае можно использовать воздушные шары (в которых будут задания для детей), цифры, знакомые детям математические фигуры.

Кроме этого, должно быть продумано музыкальное сопровождение и назначен человек, за него отвечающий. Это может быть музыкальный руководитель учебного учреждения (в случаях использования элементов живой музыки) или другой воспитатель. В любом случае все участники изучают сценарий заранее.

Праздник в начальной школе

Мероприятия в начальной школе мало чем отличаются от праздников в детском саду. Математические праздники чаще всего проводятся в рамках недели где каждый день соответствует определенной науке. Дети обычно принимают активное участие в данном мероприятии, поскольку в силу своего возрастного развития они пытаются утвердиться в коллективе за счет своей успешности в образовательном процессе.

Задания должны соответствовать возрасту участников, но не все они могут быть простыми, поскольку в ходе мероприятия перед педагогами стоит задача выявить одаренных детей. Это позволит обеспечить их дальнейшее развитие в области данной науки.

Организация мероприятия в начальной школе

Математический праздник в начальной школе относится к мероприятиям общешкольного плана. Поэтому организацией его занимаются совместно все учителя начальных классов.

В данном случае все еще важным моментом является наличие сценария. Особенно это актуально, когда предусматривается участие нескольких классов. Обязанности педагогов должны быть строго распределены и прописаны в начале сценария (кто ответственный за дисциплину, а кто входит в состав жюри, кто является основным ведущим мероприятия). Таким способом удастся избежать непредвиденных ситуаций.

Сценарий математического праздника должен включать образовательную часть. Имеется в виду то, что до этого дня детям было неизвестно (например, что такое циркуль и для чего он нужен или знакомство с новыми геометрическими фигурами). Использование данного момента позволяет в ходе мероприятия расширить кругозор учеников и создать ситуацию мотивации к изучению математики.

Математика в средней школе

Математические праздники в средней школе тоже имеют место быть, поскольку у ребят в силу возрастного развития теряется интерес к изучению предметов и на первый план выходят проблемы личностного характера.

Для поддержания интереса к процессу обучения в средней школе проводятся мероприятия под названием «предметные недели». Тематическое мероприятие позволяет использовать педагогам нетрадиционное построение образовательного процесса. В этом помогают следующие формы:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • игровые задания;
  • творческие проекты;
  • олимпиады.

Проведение математических олимпиад позволяет детям оценить свой уровень знаний и выявить пробелы. Поэтому школьный тур этого мероприятия целесообразно проводить со всем классом, а вот на районный - отправлять лучших.

Что должен предусматривать сценарий мероприятия по математике?

У запланированного мероприятия обязательно должен быть сценарий. Математического праздника программа должна отвечать следующим критериям:

  • быть интересной;
  • познавательной;
  • обучающей;
  • развлекательной;
  • предусматривать участие большого количества детей.

Кроме того, сценарий должен быть простым для понимания и безопасным при проведении игровых моментов.

Если мероприятие посвящено путешествию, то обязательно названия станций, островов, городов должны соответствовать выбранной тематике (в данном случае математической). Встречи с интересными людьми (учеными) должны быть направлены на мотивацию изучения предмета.

Поскольку мероприятие по математике предполагает мозговую активность, то не стоит его затягивать. Дети устанут и потеряют интерес.

Какие ресурсы можно использовать для подготовки мероприятия по математике?

Подготовка праздника по математике не обходится без использования дополнительных ресурсов. К ним можно отнести:

  • методические рекомендации по разработке праздников;
  • интернет-ресурс;
  • опыт педагогов-новаторов;
  • олимпиадные задания прошлых лет по математике.

Имеется единственное условие. При подготовке мероприятия нужно помнить, что предлагаемые детям задания должны быть обязательно выполнены самим педагогом. Поскольку очень часто в Интернете, да и в бумажных носителях, встречаются опечатки, из-за которых решение становится невозможным.

Праздник всероссийского масштаба

Для мотивации детей к изучению и в целях ориентации их на дальнейшее профессиональное обучение в вузах страны с 1990 года проводится праздник всероссийского масштаба. В самом начале это был Московский математический праздник, который является частью программы олимпиады по данному предмету.

Подготовкой мероприятия занимаются преподаватели вузов, успешные аспиранты, учителя по данному предмету лучших школ города Москвы.

Проводится математический праздник в МГУ. В 2015 году в мероприятии приняли участие около 5000 одаренных детей (6-7 классов) из разных уголков России.

Как проходит всероссийский праздник математики?

Ежегодные всероссийские математические праздники проходят в Москве в одно из февральских воскресений. Заявка на участие должна быть подана заранее. Дети в сопровождении педагогов или родителей должны прибыть в МГУ за 15 минут до начала мероприятия. Их рассаживают по аудиториям, объясняют правила игры и выдают листы с заданиями. Время проведения мероприятия составляет 120 минут. После чего делается перерыв на обед, а затем педагоги объясняют решения предложенных задач.

Приблизительно с 14:00 начинается культурная программа для участников мероприятия, завершением которой становится награждение победителей.