Социальное становление личности дошкольника. Тема: Социальное развитие детей дошкольного возраста. Современные программы и концепции социального развития. Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.


Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.


По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит . Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их. Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  1. семья;
  2. дошкольное учреждение;
  3. окружение;
  4. деятельность;
  5. передачи и фильмы для детей;
  6. песни, книги;
  7. природа.

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры . Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайте с детьми. Общение позволяет установить контакт с малышом, и его речь будет быстрее развиваться.
  2. Научите детей быть внимательными по отношению к окружающим. Если ребенок вырастет эгоистом, ему сложно будет понять, что у других так же имеются собственные потребности и желания.
  3. Воспитывая свое чадо, проявляйте любовь и ласку. Не следует грубо кричать на малыша. Настаивайте на своей позиции, но говорите спокойно, не повышая голоса.
  4. Учите бережному обращению с материальными ценностями. Если он взял игрушку у своего друга, то ломать ее нельзя.
  5. Приучайте делиться своими игрушками. Это позволит ему быстро находить новых друзей.
  6. Создайте для малыша круг общения. Когда к ребенку приходят друзья, он сможет быстрее закрепить принятые в обществе модели поведения. Играть со сверстниками он может дома, в детском саду или во дворе.
  7. Хвалите детей, если они хорошо себя ведут. Когда малыш улыбается и слушается, его нужно похвалить.
  8. Поощряйте внимательное отношение к людям. Учите воспитанника азам нравственности на примерах жизненных ситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.

Аннотация

Статья предназначена для воспитателей и родителей в которой описаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью научить ребят осознавать самого себя, умение воспринимать сверстников, сотрудничать, строить свои отношения с другими людьми, усваивать социально-нравственные нормы и правила, необходимые для успешной детской социализации в будущем.

Ключевые слова : социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные игры, контактные игры.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре,

созданной человечеством, не пассивно,

а активно, в процессе деятельности,

от характера которой и от особенности взаимоотношений,

складывающиеся у него с окружающими людьми,

во многом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

Социально-нравственное воспитание и развитие ребенка – это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать.

Под социальным общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение с взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней жизни ребенка и на протяжении первых семи лет. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями.

Н.Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-нравственное развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

Проблема заключается в том, что в данный период развития детей закладывается основа духовно ценностной ориентации. По мере освоения культурных, социально-нравственных норм и правил, и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать свои поступки и поступки сверстников, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ребенок должен осознать не только самого себя, не только свою ценность, но и ценность своего товарища, партнера. Значит, необходимо развивать взаимоотношения между сверстниками, формировать умения распределять роли, функции, согласовывать свои действия с партнерами, приобретая опыт сотрудничества.

Таким образом, необходимо создать в группе все условия и обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с воспитателем.

Использовать при этом разнообразные формы и методы социально-нравственной культуры общения.

Помогать, ребенку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, Воспитывать у детей гуманные отношения к сверстникам, социально-нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.

Расширять представления о проявлении этих чувств и соответствующий им практический опыт.

В старшей группе, в рамках этой работы были запланированы следующие задачи: учиться удовлетворять свои потребности в игре, занятиях, наблюдениях, беседах, прогулках, экскурсиях и умение считаться с интересами сверстников.

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

Развивать чувства удовлетворения от удачных решений, достижения результата, соответствующего замысла, а также умение преодолевать огорчения и неудачи.

Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов, формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости.

Способствовать осознанию детьми личной значимости поступков, соответствующих социальных норм поведения.

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская корректных замечаний.

Осознать необходимость справедливого распределения общих заданий. Учить обращать внимание на затруднение сверстников, предлагая помощь, совет, совместное выполнение не дожидаясь просьбы с его стороны. Воспитывать чувства ответственности за качество своей деятельности перед сверстником и за качество общего результата. От этого зависит успех социально-нравственного развития в целом, который должен осуществляться тесной связью с формированием у детей навыков социально-нравственного отношения.

На конкретных примерах можно показать, как это решается в нашей группе с использованием различных приемов и методов, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей, прививая им социальные нормы и правила культуры поведения среди сверстников.

В моей группе 22 ребенка и все они очень разные - есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, каждая неделя начинается со дня радостных встреч: встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. А как нам известно, что именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное взаимопонимание и взаимоотношения, формирует культуру поведения среди сверстников. В игре дети по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными книгами из которых они узнают много нового, интересного, непознанного и когда в группе появилась «чудесная книга»; сколько было разговоров, суждений, высказываний, эмоций. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к разговорам о том, что их удивило, что можно принести еще для пополнения «чудесной книги». Беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираю специальные вопросы, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступить в данной ситуации, а созданной непринужденной ситуацией побуждаем детей поиграть в различные развивающиеся игры, сюжетные игры, дидактические игры и др., способствующие межличностным взаимоотношениям, снятию эмоционального дискомфорта.

И все это общение проходит в атмосфере дружелюбия, приветливости, взаимопонимания и уважения к сверстникам и старшим.

Следующий день наступает с ожидания - дети очень любят общаться за «круглым столом» во время чаепития – этот же день, день «сладкоежки» - направлен на создание благоприятного психологического климата в группе, на привитие социально-нравственной культуре поведения и общения среди сверстников, взрослых и с каждым ребенком в отдельности.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под чутким руководством взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно - личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, театрализованных и режиссёрских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, между детьми и взрослыми как в детском саду так и в семье.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения воспитателя с детьми и используемые педагогические методы и приемы, такие как: игры и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

Применяю на практике социализирующие игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай», «Добрый бегемотик».

Использую коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки».

Контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал?», «Летает, не летает», «Колечко».

Игры способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика» и т. д.

Также провожу игры как средства овладения правилами взаимоотношений.

Провожу игры драматизации: «Школа добрых волшебников», «Волшебная школа», «Телефон», «Три товарища».

Использую этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» и т. д.

Использую иллюстрации в детских книгах, художественную литературу, произведения музыки, дид. игры, развивающиеся игры и упражнения на снятие дискомфорта.

Необходимо организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Стремиться создать ситуации, в которых они приобретают опыт дружеского общения, внимание к сверстникам.

В. Дурова «Очень важный разговор» и другие.

Беседую на тему: кого мы называем добрым, честным, вежливым; что значит любить родителей.

Проводя работу с родителями, пытаться убедить их в том, что их участие важно не потому что этого хотим мы, а потому что это важно для социально-нравственного развития ребенка. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.

Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.

Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества.

Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивные, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои поступки и дела.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.


Дети являются личностями, которые не способны к нормальному развитию в условиях изоляции от общества. Социализация относится к двусторонним процессам: с одной стороны дети усваивают социальный опыт группы, к которой они принадлежат, а с другой - сами влияют на поведение участников своих же социальных групп. Цель социального воспитания – помочь ребенку выжить и нормально существовать в обществе.

Социализация - что это такое?:

Под социализацией или социальным развитием понимают процесс успешного усвоения общественных традиций, формирования общечеловеческих ценностей, навыков общения. Для успешности социального развития важно:

Уделять малышу достаточное количество внимания

Играть

Важно! Семья – важнейшее звено на пути передачи детям накопленного опыта предыдущих поколений. Крайне необходимо постоянно трудиться над созданием благоприятного семейного микроклимата. Помните, основное чувство в отношениях между родителями и малышами - любовь!

Когда начинать процесс социализации малышей?:

Обучение к жизни в обществе у детей начинается с периода новорожденности, а продолжает развиваться всю жизнь. В течение первых лет жизни закладывается фундамент успешной социализации, оказывающий влияние на дальнейшую адаптацию в обществе.
Для успешной социализации важно активное взаимодействие ребенка и взрослого, а также более старших детей, общение с ним, знакомство с окружающей действительностью.

Общение малыша с родителями играет большую роль. С трех лет ребенок начинает задавать взрослым много вопросов. Необходимо серьезно относиться к этому, отвечать на них грамотно и без упреков. В этом возрасте малыш поступает в детский сад, что является огромным событием в его жизни. С этого момента родителям будет понятно, какого уровня развития достигло социальное развитие ребенка.

Дошкольный возраст - это важный этап в формировании социализации малыша.

В этот период семья сильно влияет на его воспитание и развитие. Отец и мать - это яркие примеры для формирования духовности, культуры, навыков общения с окружающими людьми. К шести годам дети полностью копируют поведение родителей: мальчики – пап, а девочки – мам. Отношение взрослых к ребенку влияет на формирование социальных навыков ребенка.

Как проявляется успешная социализация?:

Если процесс социального развития детей протекает успешно, тогда у них происходит активное формирование таких понятий:

Дружба

Коллектив

В результате этого малыш развивается не только как личность, но и как частица большого общества.

О социальных факторах, в которых развивается ребенок:

Все малыши развиваются под влиянием важных факторов:

Микрофакторы: семья, детский сад, друзья, окружающие люди

Мезофакторы: условия развития малыша, средства массовой информации

Макрофакторы: состояние экологии, политики и экономики государства

Социальная адаптация малышей-дошкольников:

Под социальной адаптацией понимают своеобразный итог социального развития. Социализация включает три фазы:

1. деятельность
2. общение
3. сознание

Социальное развитие всегда идет по двум направлениям:

1. социализация
2. индивидуализация

Если между индивидуализацией и социализацией установится оптимальный баланс, тогда ребенок успешно входит в социум. Иными словами, малыш становится адаптированным для жизни в социуме.

Особенности социализации малышей до трех лет:

Источником социализации для ребенка является семья. Навыки культуры поведения формируют родители. Социальное развитие всегда берет начало с общения. Младенец в большей степени нуждается в общении с мамой. С трехмесячного возраста дети уже ищут контакт с другими членами семьи. Если в этот период ребенок воспитывается в спокойной, доброжелательной атмосфере, тогда он будет проявлять положительные эмоции.

С шести месяцев малыш нуждается в совместных играх с родителями, основой которых является речь взрослых. С ребенком необходимо больше разговаривать. Когда ему исполнится год, главным инструментом социализации станет его собственная речь. Ребенок повторяет то, что делают старшие, учится здороваться и слушать посторонних. В трехлетнем возрасте желательно определить малыша в детское дошкольное учреждение с целью развития и формирования полноценных навыков общения.

Социализация после трех лет:

Родители - это самые важные люди в процессе социализации. Ребенок задает множество вопросов, на которые необходимо терпеливо и доступно отвечать. С трехлетнего возраста у малыша расширяется словарный запас. Благодаря речи, он общается, высказывает мысли, получает новые знания. Малыш усваивает нормы нравственности и морали.

Важно! Эталон правильного поведения для малыша старше трех лет - родители. Поэтому им необходимо контролировать свое поведение. Отношение внутри семьи – это фундамент социальной адаптации детей.

Главным способом социализации трехлетнего ребенка является речь. В шестилетнем возрасте дети считают взрослого главным объектом для подражания. Ребенок - носитель и отражение поведения членов его семьи. Особенность личности малыша будет зависеть от опыта семейного общения.

Как должна происходить социализация малыша?:

Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон характера:

Позитивного отношения к окружающим

Способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения

Умения жить в большом или маленьком коллективе

Уважительное отношение к другим людям

Соблюдение установленных правил поведения

Основной вид деятельности для детей-дошкольников - это игры. Развитие социальных навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в "больничку" способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского примера в процессе социального воспитания.

Дошкольники с нарушениями социальной адаптации:

Если при вступлении малыша в группу сверстников не случаются разногласия и конфликты, тогда можно считать, что кроха адаптировался в новой среде. О социальной дезадаптации свидетельствуют следующие признаки:

Неуверенность
замкнутость
нежелание общаться
агрессивность

Такие дошкольники требуют психологической помощи, а также социальной реабилитации. Если взрослые создадут условия для гармоничного развития малыша, сохранят доброжелательные взаимоотношения, тогда процесс социализации будет успешным.

Доверительно и открыто разговаривайте с малышом

Будьте образцом во всем для своих детей: адекватно ведите себя в любых жизненных ситуациях, следите за жестами, манерами, мимикой, умейте выслушать и услышать окружающих

Побуждайте ребенка знакомиться и общаться с ровесниками

Учите дружить

Учите ребенка быть инициативным в деятельности

Устраивайте досуг ребенка: праздники, путешествия, походы, кино, музеи, театр, выставки, концерты

Учите занимать различные позиции в общении: лидирующую, подчиняющуюся, наблюдательную

Учите ребенка грамотно, четко и выразительно говорить, а также развивайте его мимику

Воспитывайте у ребенка терпение, умение слушать, быть целеустремленным

Формируйте у малыша адекватную самооценку

Старайтесь делиться с малышом личными радостями и поражениями, радуйтесь вместе своим и его успехам

Развивайте в ребенке умение отстаивать собственное мнение, а также уважение к мнению окружающих

Учите соблюдению правил этикета за столом и в общественных местах, принципов поведения среди старших

Социальное развитие – это усвоение ценностей общества, умения взаимодействовать с окружающими. Источником социализации дошкольников служит поведение окружающих их взрослых.


Социально-личностное развитие дошкольника включает в себя первое понимание ребенка о нормах, которые приняты в обществе. Вместе с этим это и основа формирования полноценного и адаптированного к социуму индивидуума.

Из названия понятно, что развитие личности ребенка происходит в тесной взаимосвязи с теми социальными нормами, которые приняты в месте проживания ребенка. Такое развитие только тогда бывает полноценным, когда содержит 2 составляющие:

  • o отношения с людьми из близкого окружения ребенка;
  • o важная для этого периода деятельность, в которую входят игры, обучение и помощь.

При этом каждый период развития представляет собой симбиоз прав, проявляющихся в рамках дозволенного в связи с возрастом и уровнем мышления ребенка, а также обязанностей, которые с учетом адаптации к окружающему миру ребенок в состоянии выполнять. Все это формирует собирательное для психологов понятие, называемое социальной ситуацией развития. Несмотря на индивидуальность развития каждого малыша, ситуация развития не является исключением или особенностью. Это вызванная психологическими закономерностями роста ситуация, способная формировать личностное развитие дошкольника.

Тенденции такого развития выработаны опытным путем и исторически сформированы. Но вместе с тем развитие определенного поколения детей может меняться в зависимости от запросов времени.

Самой удобной и эффективной формой социального развития детей является игровая форма. Игра до семилетнего возраста является основным видом деятельности каждого ребенка. А общение - неотъемлемая составляющая игры.

В процессе игры ребенок развивается как эмоционально, так и социально. Он старается вести себя, как взрослый, «примеряет» на себя поведение родителей, учится принимать активное участие в социальной жизни. В игре дети анализируют разные пути разрешения конфликтов, учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение. Родители должны поощрять нравственные поступки ребенка. Все это помогает ребенку в социальном развитии. Ребенок очень восприимчив ко всему: он чувствует красоту, с ним можно посещать кино, музеи, театры.

Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком. Ведь он чувствует неискренность и фальшь. А поэтому может скопировать такое поведение.

Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В. Солодянкина) представлен ниже.

Уровни овладения навыками самообслуживания:

низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.

средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.

высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.

Уровни социальной адаптации

низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).

средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.

высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуативной личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).

Социальная компетентность:

низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.

средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.

высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.

Социальный статус:

низкий: ребенок не принят или изолирован.

средний: ребенок принят.

высокий: ребенка предпочитают другим.

Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст - период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка - это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее . Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение - ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок - это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание - основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей - отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре малыши наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят малыши, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье каждого из них. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения - приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат - зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника - это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание - это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников - это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.


Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители - люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае - группы детского сада.

Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», - такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя - руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе - это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка - это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений - учебе в школе.

Специально для - Диана Руденко