Творческое воображение - приемы и методы. Прием фантазирования увеличение-уменьшение. Приемы фантазирования

Увеличение – уменьшение объекта

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта. В повседневной жизни или в играх наблюдайте и обсуждайте с малышом вопросы:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? (свеча, мороженое, воздушный шарик, овощи при тушении) А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, растения, животные, снежный ком, тесто) Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звѐзды и т. д. Поиграйте в Великанов (ходьба на цыпочках с высоко поднятыми руками) и Карликов (ходьба на корточках). С ребенком постарше пригласите в гости невидимого волшебника Увеличенияуменьшения. Вот он прикоснулся к столу, и стол теперь стал размером с комнату… или с дом! Что можно делать с таким столом? Что в этом хорошего, а что плохого? А теперь стол уменьшился и стал размером с ладошку… А что, если увеличилась только одна ножка у стола?.. Обсуждайте. Можно слепить или нарисовать необычные предметы. Деление – объединение Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т.п. Игра «Звери спрятались » Эта игра очень нравится детям. Выберите несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку. Чем старше ребенок, тем больше может быть игрушек, в том числе и не очень знакомых. Малышу до 1,5-2 лет покажите игрушки, которые будут с ним играть – «прятаться», и уберите их, чтобы ребенок мог определить игрушку именно по ее части, а не глядя на оставшиеся. С детьми постарше можно сразу приступать к «пряткам». Сделайте ширму из стула, столика, можно даже использовать большую книгу. Прячете игрушку и показываете только кусочек. Ушки, хвостик, лапку или спинку. Угадает ли ребенок, кто это высунулся? Если нет, то внимательно рассмотрите игрушки вместе, обратите внимание на цвет, форму, характерные особенности игрушки и попробуйте поиграть еще раз. Обязательно поменяйтесь местами, пусть теперь ребенок прячет игрушку, а вы «пытаетесь» угадать.

Пригласите в гости волшебников Деления и Объединения. Вот Волшебник Деления коснулся машинки, и она распалась на кузов, колеса, двери, двигатель… а Волшебник Объединения соединил колеса и 2 цветных карандаша. Попробуйте сконструировать необычные предметы, слепив их пластилином или связав веревочкой. Что получилось? Для чего нужен новый предмет?Оживление - окаменение В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов. Ребенку постарше предложите изобразить какой-то предмет. Пусть мама станет чайником, а малыш чашкой. Рассказывайте, что думают ваши предметы, общайтесь между собой. Психологи этот приѐм называют «Эмпатия»,- умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого. Обратите внимание ребенка на прием оживления материала в книгах (живое дерево - Буратино, живые овощи - Чипполлино, живое тесто - Колобок, живой снег – Снегурочка) Чтобы наглядно увидеть прием окаменения, заморозьте воду в холодильнике, можно опустить в воду живые листочки и понаблюдать, что с ними стало, когда вода замерзла. Поиграйте в известные игры Замри-отомри, Море волнуется раз… Можно превратиться в птичек, которые весело летают, но когда приближается кошка, замирают на месте, чтобы она их не заметила. Обсудите с ребенком на прогулке, что было бы, если бы Волшебник окаменения коснулся бабочки или кузнечика? А что, если каменной стала постель? Важно, чтобы ребѐнок смело оживлял неодушевлѐнное, и, наоборот,- мог «живое» превращать в неодушевлѐнное. Преобразование признаков времени Фантазирование основано на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени: ускорение и замедление, перепутывание, остановка, обратный ход, машина времени. В повседневной жизни обсуждайте с ребенком ход времени: используйте понятия сегодня, вчера, завтра, познакомьтесь с временами года и днями недели. Для наглядности можно повесить на стену «паровозик времени» с названиями дней недели, и каждый день обращать внимание ребенка, какой день сегодня, закрепляя соответствующий указатель. Рассказывайте ребенку о его раннем детстве: он не умел говорить, учился ходить, еще раньше ползать, до этого только лежал и переворачивался. Поговорите о том, что будет, когда малыш подрастет – пойдет в сад, школу, на работу.

Игра «Малыш-ребенок-взрослый » Взрослый дает команды ребенку: Малыш – ребенок ползает или лежит на спинке и дрыгает ногами; Ребенок – бегает, прыгает; Взрослый – спокойно ходит, можно надеть какой-либо предмет одежды (очки, шляпу) или взять портфель. Обсуждайте последовательность привычных действий: чистка зубов – взять щетку, намочить, выдавить пасту, почистить зубы, прополоскать рот, вымыть щетку, поставить на место. Попробуйте в качестве игры делать повседневные действия очень быстро или медленно. Что получается? А если попробовать в обратном порядке? Обращайте внимание ребенка на жизненные циклы растений, животных. Наблюдайте за растениями на подоконнике или на улице, вырастите вместе с ребенком какое-либо неприхотливое растение, например кресссалат.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчество вообще и воображение в частности – очень индивидуальны. Но любой художник должен владеть некоторыми базовыми приемами, прежде чем сможет выразить себя в собственном творчестве. Подобные приемы имеются и для воображения. Их описанию посвящена данная статья.

Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач.

Терминология

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. Также, к творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых еще никому неизвестных задач.

Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и т.д.

Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата.

Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.

Творчество может быть очень многообразно по своей формам. Также многообразны и творческие приемы и методы. Есть свои приемы у фантастов, изобретателей, журналистов, художников, поэтов и т.д.

Для картостроителей творчество имеет значение для решения следующих задач

1. Придумывание сюжета, квестов, диалогов.

2. Придумывание идей для новых карт, заклинаний, триггерных систем

3. Придумывание идей для новых иконок, экрана загрузки, скинов.

4. Придумывание идей для рельефа карты.

5. Придумывание идей для новых моделей.

В пунктах 3-5 я не силен. Возможно, специалисты в этих областях смогут дополнить эту статью собственной информацией. Кое-какую подобную информацию можно найти из других картостроительных статей:

Создание сюжета для РПГ – моя собственная статья про создание сюжета.

Заметки Натуралиста - статья про создание рельефа (автор Mefist).

Приемы воображения

Прием воображения позволяет придумать что-то новое.

Общие приемы воображения

Существует ряд наиболее общих приемов, которые применяются в творчестве практически любого вида. Таких приемов 5.

I. Прием уменьшения.

II. Прием увеличения.

III. Прием объединения.

IV. Прием дробления.

V. Прием наоборот.

1. Уменьшая размер и расцветку адского зверя близзард получили модель зерглинга в war3 (не то, чтобы похоже, но впечатление от этого юнита уже не такое, как от адского зверя).

2. На одной из карт по war3 я видел такого монстра, как гигантский паук. Паук был настолько огромен, что я принял его ноги за причудливую арку. И когда герой уже собрался пробежать между его ногами, это чудище ожило.

3. Любая из рас: хоббит, гном, гоблин – основана на приеме уменьшения. Энты и огры – на увеличения. Хотя тут немалую роль играет еще и прием объединения. Грубо говоря:

Хоббит - уменьшенный человек-фермер

Гном - уменьшенный человек-рудокоп и кузнец

Гоблин (варкрафтовский) – это уменьшенный человек-техник, пироман, террорист с зеленой кожей.

Энт – это увеличенный человек-дерево.

4. Каждая из сторон - альянс и орда представляют собой объединенные фронты различных рас и созданий. Одновременно с этим, по сюжету состав этих блоков постепенно меняется. Старые альянсы разваливаются, возникают новые силы. Если в Reign of Chaos расы были более или менее едины, то уже в Frozen Throne количество различных сил увеличилось как минимум вдвое.

5. Прием наоборот стоит особняком. По сути, его можно применить даже к описанным выше приемам: уменьшение – увеличение, объединение – дробление. Очень широко его применение можно отследить в редакторе объектов при создании заклинаний. Большинство эффектов могут быть использованы как с положительными, так и с отрицательными значениями. Это позволяет значительно разнообразить возможность создания заклинаний.

Специфичные приемы воображения

Перечислю лишь некоторые из более специфичных приемов творчества и воображения.

1. Поиск противоречий: найти противоречия в существующем объекте или системе. Противоречия – это движущая сила развития любого объекта. Для каких целей сценаристы blizzard удвоили число фракций в TFT? Чем больше фракций, тем больше противоречий между ними. Чем больше противоречий, тем больший простор для дальнейшего развития сюжета. Это было особенно важно с учетом выхода WOW. Игрокам было бы не так интересно играть в мире, где нету противоречий.

2. Использовать внутренние ресурсы: по возможности пользоваться внутренними ресурсами объекта или системы.

Возможно, это не столько прием, сколько принцип. Нагляднее всего его показать на примере НЛО. Если в мире происходит что-то необъяснимое, не стоит кричать, что виновато НЛО. Для начала проверьте, нельзя ли объяснить произошедшее вполне земными причинами.

В отношении картостроительсва можно сказать так: перед тем, как планировать какое-то сложную карту, заклинание или триггерную систему, убедитесь, что она действительно нужна и что ее невозможно реализовать более простыми средствами.

3. Изменить неизменное: если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным,- возьмите и измените.

Все статуи не живые. Если же предположить существование ожившей статуи, то получаем идеи юнитов вроде гаргойл и сфинкс.

Трупы не могут двигаться или думать. Если же предположить обратное, получаем идею расы нежить.

Разумные и имеющие волю стихии дают идею элементалей.

Ходящие деревья дают идею энтов.

4. Сделать искусственным то, что является естественным.

В мире warcraft происхождение миров и рас связано с некоей загадочной расой Титанов.

- «Искусственная» земля - живая земля дает идею ларвы из старкрафта. В варкрафте реализована обратная идея – мертвая земля, на которой нежить чувствует себя более уютно.

5. Отделение функции от объекта: отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот - приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.

Многие параметры юнитов в редакторе объектов основаны на отделении функции от объекта. Например, способность атаки, защиты, потребляемой пищи и т.д. Эти параметры основаны на реальной способности людей драться, защищаться, есть и т.д. Из реальной жизни мы можем черпать (и, вообще говоря, черпаем) и другие функции, которые можно реализовать в игре.

6. Моделирование: представить, как будет существовать фантастический объект в реальном (или фантастическом) мире.

Об этом писал еще Толкин. Несложно придумать зеленое солнце, но сложнее придумать мир, в котором такое солнце будет естественным. Об этом стоит думать, когда вы придумываете новые миры и расы. Элементы мира должны быть связаны между собой и непротиворечивы.

Например, возвращаясь снова к фантастическим расам. Хоббиты, гномы, гоблины – это низкорослые народы. Значит, должны быть какие-то другие качества, которые позволяют им выжить в суровом мире. У хоббитов – это скрытность. У гномов – сила и выносливость. У гоблинов – изобретательность и технология.

7. Использовать поля: для объяснения сути какой-то фантастической или фэнтезийной технологии необходимо поле.

Понятие поле применено здесь в более широком смысле, чем в физике. Поле – это то, что позволяет объектам взаимодействовать. Если есть два объекта, то для совершения какого-то действия необходимо поле. Если есть объект и поле, то для совершения действия необходим другой объект.

В мире фэнтези есть универсальное поле – магия. При помощи магии можно объяснить практически все что угодно.

8. Использование известных физических законов и не до конца изученных явлений для создания фантастических ситуаций.

Это скорее актуально для фантастики, а не фэнтези. Но, к примеру, автор может придумать законы, которым подчиняется магия в придуманном им мире. Позаимствовать идеи законов и их суть можно из физики.

9. Аналогия: воздействовать на органы чувств второстепенным объектом, который вызывает определенные ассоциации. Эти ассоциации приводят к программированию восприятия главного объекта.

Это прием из искусства. Пример: когда что-то недоброе должно произойти, во время заставки включается зловещая музыка.

Методы воображения

1. Метод разрешения противоречий:

Цель: избавиться от противоречивого свойства в объекте или системе.

Метод: 2 варианта:

А) Разделить противоречивые свойства в пространстве.

Б) Разделить противоречивые свойства во времени.

Пример. Нагляднее всего это можно показать на примере детективов. Например, инспектору известно, что человека А убил человека Б. Но есть свидетели, что во время убийства А находился в другом месте. Как решить это противоречие? Есть немало способов. Например, убийца мог ввести в заблуждение свидетелей, переведя часы, на которые они смотрели. Или подсунуть похожего на себя человека, а самому совершить убийство. Или совершить убийство заранее, а потом организовать какой-то инцидент, который заставит свидетелей считать, что Б в такое-то время был еще жив. И т.д.

2. Метод ИКР (идеальный конечный результат):

Цель: определить, какого рода способы нужно применять для решения определенной задачи и оценить эффективность того или иного способа.

Метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении.

Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться, избавляясь от противоречий.

Пример. Это метод полезен не столько для фантазирования, сколько для организации творческой работы. Идеальный конечный результат дает представление о цели работы и критериях, по которым эту работу нужно оценивать.

3. Универсализация:

Цель: экономия.

Метод: объединение систем, имеющих какую-то общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности.

Пример. Пример из жизни. В начале второй мировой самолеты строили по принципу: корпус отдельно, броня отдельно. Только некоторое время спустя конструкторы додумались, что можно сразу же изготавливать корпус из брони, что позволило значительно облегчить самолеты и улучшить их летные характеристики.

4. Морфологический метод:

Цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование.

Метод: проводим анализ объекта или системы. Выделяем все важные свойства, которые могут иметь значения для достижения какой-то цели. По каждому параметру делаем шкалу с набором допустимых значений. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал.

Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов.

Пример. Для интереса я провел анализ различных вариантов заклинаний, которые можно создать на движке warcraft. У каждого заклинания я выделил ключевые свойства:

Эффект заклинания (повреждения, лечение, защита от магии и т.д.)

Знак – т.е. улучшаем ли мы параметры цели или ухудшаем. Или улучшаем одно, но ухудшаем другое.

Время эффекта (постоянный, временный, пассивный)

Количество целей (один, группа)

Цель (сам, друг, враг, земля)

Тип эффекта (магический или физический)

При помощи макроса я легко создал программу, которая сгенерировала все возможные варианты заклинаний. Вариантов получилось более 2700 штук. Хотя очень многие варианты оказались заведомо ложными. Например, сразу же можно выкинуть заклинания, которые дают положительные бонусы врагам и отрицательные союзникам. С другой стороны, среди множества вариантов наверняка окажутся такие, которые вряд ли придут в голову. Например: неудачливый критический удар (шанс нанести меньше повреждений), материализовать дух; переместиться в какое-то место на время (сделал диверсию – отправился обратно) и др.

Замечу также, что получившийся список не окончательный. Можно добавить и другие параметры. Например, наличие автокаста. Или добавить другие эффекты.

Также список учитывает заклинания прямого действия, но не учитывает более сложные многоступенчатые заклинания. Например, такое: юнит сначала перемещается к врагу, затем бьет, затем отлетает в неизвестном направлении. Тут задействовано как минимум 2 эффекта – перемещение (дважды) и повреждение. Такие заклинания можно придумывать применяя прием объединения между более простыми заклинаниями.

В конце статьи прикреплен файл analiz.zip. Внутри находится файл формата MS Excel с проведенным морфологическим анализом.

5. Мозговой штурм:

Цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи.

Метод: проводится в 2 этапа.

1. Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена.

2. Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла.

6. Синектика:

Цель: поиск решения творческой задачи.

Метод: представить себя на месте объекта.

Пример. Практически каждый сюжетник этим пользуется. Представить себя на месте персонажа. Что бы ты стал делать на его месте? Но метод предполагает и более широкое применение. Например, можно представить себя в роли какого-то заклинателя ил даже заклинания.

7. Диверсионный метод:

Цель: разрешение противоречий в технических системах.

Метод: если нужно избавиться от вредного фактора (особенно – неизвестно), начнем решать задачу с другого края. Т.е. будем думать над тем, что сделать, чтобы усилить вредный фактор.

Пример. Иногда задачи гораздо быстрее и изящнее решаются с другого конца. К примеру, можно поразмышлять на тем, что нужно сделать, чтобы испортить впечатления от своей карты. Или подумать, как сделать, чтобы ваше триггерное заклинание стало вконец глючным.

8. Системы, подсистемы, надсистемы:

Цель: придумать новый фантастический объект или систему.

Метод: Если нужно придумать фантастический объект, можно не только применять к другому объекту непосредственно приемы фантазирования. Можно также перейти к подсистеме (отдельным частям объекта) или надсистеме (группа таких объектов в своей среде). Кроме того, можно рассматривать каждый элемент (система, подсистема, надсистема) в прошлом (как он развивался), настоящем и будущем. Это очень сильный прием, дающий широкие просторы для фантазирования.

Итого, получается 9 комбинаций:

1. подсистема-прошлое

2. система-прошлое

3. надсистема-прошлое.

4. подсистема-настоящее

5. система- настоящее

6. надсистема- настоящее

7. подсистема-будущее

8. система- будущее

9. надсистема- будущее

специфика: фантазирование.

Пример. Суть метода в том, что он позволяет ставить перед собой правильные вопросы. К примеру, мы придумываем капанию о морлоках, на что обратить внимание? Исходную скудную информацию можно почерпнуть из игры:

Человек-земноводное. Разумный. Использует кинжал (скорее всего, костяной) и щит, сделанный из раковины. Охотники способны использовать сеть. Проживают в хижинах из тростника на берегах рек.

Эта информация относится к пункту 5 – система настоящая и частично 4 – подсистема настоящая. Остается еще множество вопросов.

Где, как и из чего возникли морлоки?

Как выглядел морлок в далеком прошлом? Чем отличался от нынешнего морлока? Как охотился, где жил?

Какими инструментами пользовался древний морлок? Как выглядело его жилище?

Какой у морлоков был общественный строй? Как они уживаются друг с другом и другими расами?

Поклонялись ли морлоки Богам?

Приручали ли животных?

Использовали ли магию?

Что изменилось для морлоков с тех времен, когда они возникли?

Как изменился их общественный строй и отношения с соседями?

Как будет выглядеть морлок в далеком будущем? Какими инструментами/магией будет пользоваться морлок будущего? Как изменится общественный строй и отношения с соседями?

Вопрос – это еще не ответ. Но отвечая на поставленные вопросы появляется возможность проявить свою фантазию. Например, могу предположить, что со временем для морлоков все большее отношение будут иметь отношения с обитателями суши. Возможно, они захотят наладить торговые отношения с другими расами. Торговать дарами рек и морей. Или сами научатся их выращивать. Создадут запруды для рыбы, водорослей, моллюсков и т.д. Также, чтобы комфортнее чувствовать себя на поверхности, морлоки наверняка будут осваивать магию, которая позволит предсказывать погоду и управлять ею. И т.д.

9. Метод ассоциаций:

Цель: придумать что-то новое.

Метод: выберите два произвольных класса объектов. К примеру, «животные» и «элементарные частицы». Каждый из этих объектов обладает своими уникальными свойствами, верно? Так вот, метод ассоциаций предлагает сделать простую вещь: пусть объекты обменяются своими свойствами. Для продуктивной работы фантазии нужно подбирать объекты, очень непохожие друг на друга.

Пример. Давайте придумаем какую-нибудь новую расу. Объединим свойства двух объектов: человек и кувшин. Какими свойствами обладает кувшин?

Сделан из глины

Специфическая форма

Способность хранить в себе жидкости

Если кувшин разбить, жидкость выльется

Нет, мы не будем делать человека из глины или делать его по форме напоминающей кувшин. Но последние два свойства можно весьма интересно использовать. К примеру, раса созданий с уникальной магической системой. В специальном месте каждое из этих созданий может наполнить себя энергией, которая делает его сильным и опасным. Затем создания идут воевать. Но энергия постепенно иссякает и им приходится возвращаться назад и снова заряжаться. Если же такое создание убить, то оставшаяся в нем энергия изливается в пространство, нанося вред всему живому.

10. Метод фокальных объектов:

Цель: создание нового.

Метод: Метод фокальных объектов - собрать, будто в фокусе, свойства сразу нескольких объектов и приписать их все какому-то одному объекту, выбранному заранее. По сути, это известный прием «объединения», дополненный не менее известным приемом «увеличения».

Методы развития воображения

1. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»:

Цель: научиться находить противоречия в объектах или системах.

Метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» - плохо потому что «В». И т.д.

2. Придумать фантастическое растение, животное, явление:

Цель: научиться применять приемы фантазирования.

Метод: выполнить подобное задание. Попробуйте придумать такое животное, растение и явление, которое никому и никогда не придет в голову. Затем проанализируйте, какими приемами и методами вы пользовались для их создания

3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:

Метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином базовом приеме воображения. Анализируя их, учишься обнаруживать эти приемы.

В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Еще одно полезное задание на развитие творческих способностей – придумать анекдот самому.

4. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:

Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

Метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются как бы 2 истории. Одна полностью фантастична. Другая полностью реальна.

5. Игра «что изменилось»:

Цель: развитие воображения, преодоление косности мышления.

Метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.

Афанасьева А.А.

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В практике д ошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов :

    Прием "Увеличение - уменьшение",

    Прием "Деление - объединение",

    Прием "Преобразование признаков времени"

    Прием "Оживление - окаменение",

    Прием "Специализация – универсализация",

    Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями .

Нами были разработаны модели приемов фантазирования (Волшебников), которые позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Каждый Волшебник имеет сво ю символик у приема фантастического преобразования :

Волшебник и «Увеличения - У меньшения» .

Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличит ь их или наоборот уменьшить. (например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения (Уменьшения ) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нуж ен так ой больш ой стул ? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не все го стула , а только е го спинки? Что произойдет? Для чего нуж е н стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник У величения не будет касаться стула , а увеличит только то место, где он расположен (группу ) )

Волшебник и «Дроблени я - О бъединени я ».


Волшебник Деления Волшебник Объединения

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник «Наоборот».


Волшебник Наоборот

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположны ми .

Волшебник и «Оживлени я О каменени я ».


Волшебник Оживления Волшебник Окаменения

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебник и «Специализаци и - У ниверсализаци и ».


Волшебник Могувсё Волшебник Могутолько

(Универсализации) (Специализации)

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени:



Волшебник Быстрых Волшебник Замедления
минут

Волшебник Перепутывания
Времени

Волшебник Обратного Волшебник Остановки
Времени Времени

Машина Времени Зеркало Времени

Эт и волшебник и мо гут творить со временем все, что захо тя т.

Например:

    Убыстрить время (Волшебник Быстрых м инут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник З амедления)

    Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)

    Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)

    Переместить события на дальние временные отрезки (М ашина В ремени), на ближние – относительно жизни человека (З еркало В ремени)

    Может остановить время (Волшебник О станов ки В рем ени ).

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

Профессионал в Теория Решения Изобретательских Задач.
С огромным удовольствием пытаюсь решать его задачки на триз..

Приемы:
ПРИЁМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ»

Назначение приёма фантазирования (ПФ) «Сделать наоборот»: показать объект с противоположной стороны, с противоположной функцией (см. Таблицу № 4). Всего выявлено четыре подприёма у ПФ «Сделать наоборот».

Таблица № 4:
Модели применения ПФ «Сделать наоборот»

(к 5.1.2. ПФ «Сделать наоборот»): К.С.Петров-Водкин описывает своё состояние, находясь на земле и падая на неё: «… предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я ещё никогда… не получал. Решив, что впечатление… случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету (Выделено Автором. - Ф. Р.). Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приёмы. Очертя глазами весь горизонт,воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью,- я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. …Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях её массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене»/Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. -Л. -1982. -С.271/.

Ровная планета по горизонту преобразована в вогнутую планету. Метод художника получил название в искусствоведении - «сферическая перспектива».

Некоторые задания (игры):

* Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам?
Ответ: Мудрец посоветовал поменяться конями.
* Попал Джованнино в прекрасную страну. Идёт и радуется, как всё красиво кругом. Вдруг навстречу местный житель.
- Что это за страна? - спросил Джованнино.
- Это Нестрана. Страна, где очень много невещей.
- Как это? - не понял путешественник.
И местный житель всё объяснил. Оказывается в чудесной стране вместо точилок школьники носили с собой неточилки, которые делали из карандашных огрызков целые карандаши. Вместо вешалок взрослые пользовались невешалками, с которых одежду просто снимали, когда нужно. Покупать ничего не нужно, ведь есть неденьги. Приходи и бери, что захочешь.
Как вы думаете, какие ещё есть невещи в этой Нестране.
* Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым.
* Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть - привстать, повернуться направо - повернуться налево и т.д.).

Результат:
Обучаемые должны сознательно применять приём фантазирования «Сделать наоборот» (и его подприёмы) в изобразительной деятельности, лепке и конструировании объёма, добиваясь фантастического образа. Этот приём позволит решать сказочные задачи, ситуации и сочинять своих героев, свои сказки.

Общая характеристика приемов

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Каждый из них представлен в отдельном разделе параграфа:

· Прием "Увеличение - уменьшение",

· Прием "Деление - объединение",

· Прием "Преобразование признаков времени"

· Прием "Оживление - окаменение",

· Прием "Специализация – универсализация",

· Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

5.1. Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приема

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

ПР.: увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Урфина Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука).

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить детям выбрать объект (стол).

2. Перечислить признаки выбранного объекта.

ПР.: стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т.д..

3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало, зачем нам в группе непомерно огромный стол?

4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки (подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой (устроить из него горку в группе)?

Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций.

5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в групповую комнату за полдня не дойти...

6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра «Хорошо – плохо».

7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами:

· сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;

· решение проблемных ситуаций и их моделирование;

· рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

Педагог совместно с детьми анализирует литературные произведения на предмет наличия данного приема. Выясняет, как изменяется объект, свойство, его части и места действия в результате встречи с Волшебником Изменения Размера.

ПР. : определи, какой волшебник побывал в сказке "Мальчик-с-Пальчик" (“Карлик-Нос”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Джельсомино в стране лгунов”, “Незнайка”, “Горшочек каши”, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и др.).

Детей 2,5 - 3 лет знакомят с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр “Что стало большим? Что стало маленьким?”

Дети 4 лет самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом.

Дети 5 лет самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром.

ПР. : среди зимы медведь зарычал так громко, что в другой деревне услышали… Что из этого вышло?

Дети 6 - 7 лет дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации.

Производится продуктивная деятельность по итогам обсуждения.

ПР. : в изобразительной деятельности даются задания на основе использования приема изменения размера (изготовить макет солнечного города, где живут маленькие жители и растут огромные цветы и фрукты; нарисовать сюжет из сказки “Репка”, где репка выросла маленькая-маленькая).

Ожидаемые результаты

Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.

5.2. Прием "Деление- объединение"

Описание приема

Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия - отсутствие всяких правил, алогичность деления и комбинирования.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.