Воспитание детей согласно учению святого паисия святогорца. Секреты воспитания детей. Старец Паисий Святогорец Другие книги схожей тематики

  1. «Когда дети говорят со взрослыми с бесстыдством, они отдаляют от себя Божию благодать. А когда благодать отходит, появляются бесы, и дети озлобляются, распоясываются. И наоборот, с благоговейными, почтительными детьми, которые слушаются родителей, учителей, взрослых, постоянно пребывают Божие благословение и благодать».
  2. «К маленьким бунтарям и хулиганам благодать не приближается, она дается духовно ревностным, рассудительным, благочестивым детям. Покорных, благоговейных детей видно сразу, у них сияющий взгляд. И чем больше они проявляют уважения к родителям и другим взрослым, тем большая им дается благодать. А чем разболтанней и своевольней ребенок, тем дальше от него отходит Божия благодать».
  3. «Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни».
  4. «Родители должны вверять своих детей Богу. Бог дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».
  5. «Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями».
  6. «Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своём доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером».
  7. «За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идёт по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. И вот мы видим, как некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди — в какой-то момент резко поворачивают к добру».
  8. «Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым».
  9. «Дети "снимают копию" со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую "кассету". Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям».
  10. «В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребёнок, даже если он вдруг убежит из дома, всё равно вернётся домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?».
  11. «Насколько можно, родителям надо избегать телесных наказаний. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу — для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности».

1. Воспитание ребенка начинается с беременности. Если мать молиться и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается, т. е. состояние матери отражается на состоянии ребенка.

2.Обязательное кормление грудью чем дольше - тем лучше. Это не только здоровье, но и любовь, нежность, утешение, безопасность. Такие дети становятся людьми с сильным характером. Мать которая не хочет кормить грудью передает ребенку «микробы» безделья и праздности и сама подвергается опасности тяжких заболеваний, в т. ч. Рак груди. Привычка к бутылке с молоком приводит к алкоголизму, чтоб заглушить душевную тревогу детства. Вырастая без нежности матери, дети не могут передать ее своим детям.

3. Семья распадается, если мать не хочет сидеть дома с детьми и идет зарабатывать деньги, не довольствуясь зарплатой мужа. Дети вырастают душевнобольными. Иногда мать теряет не только детей, но и мужа, т. к. семья теряет свой действительный смысл. Совет старца: жить проще, выбирать работу на дому или такую, чтоб можно было заниматься воспитанием детей, а не поручать нянькам.

4. Не заниматься скрупулезно и схоластично домашним хозяйством, забывая о воспитании детей в молитве. Говорить им о Христе, читать жития святых и самой не забывать о молитве, иначе не смогут осветиться дети. При большой занятости творить Иисусову молитву, Большое значение имеет благоговение матери. Если у нее есть смирение, страх Божий, то в доме все идет как нужно. Родители должны оказывать духовную помощь детям. У маленьких детей – маленькие недостатки и их легко отсечь: (Пример молодой и старой испорченной картошки). Даже, если, подрастая, они немного собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя, т. к. страх Божий и благоговение привитое с детства никогда не могут исчезнуть. В переходном возрасте не пытаться «сломать» детей, а вверить их на попечение Богу: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам». Не надеяться только на свои силы, хотя обязаны помочь детям дать образование и вывести на самостоятельный путь. В том, что превосходит родительские силы, обязан помочь Бог! В наши дни иссякло доверие детей к родителям, а родителей к Богу. Хотят все устроить без Бога, хотя и считаются верующими, но мучаются эгоистичной тревогой, до тех пор, пока не делаются больными.

Духовное возрождение детей – цель воспитания. Если человек не возродится духовно, его ждет адская мука. Духовно возрожденный человек полезен обществу в любой сфере занятости(в Церкви, органах власти). В духовном возрождении детей родителям должны помогать учителя поэтому Церковь молится о родителях и учителях. Особая роль духовных отцов, помощь которых более результативна (хотя и не имеют своих детей) в воспитании детей, потому что они трудятся над их духовным возрождением. Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуется сдерживающие зло законы, т. к. закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власть человеческая. «Праведником закон не лежит»(1 Тим 1, 9). Если ребенок не слушается – на то есть причина: наблюдает в своем доме и вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Большую помощь в этом может оказать детям мать личным примером послушание супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение отличное от мнения отца, то не должна высказывать его перед детьми. Она никогда не должна портить помысел детей об отце, даже если отец виноват, то должна оправдать, например: «Папа много работал, для вас старался, очень устал и т. п.» Ругаясь на глазах у детей родители преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Чтобы их утешить, родители выполняют их прихоти, а если не в состоянии дать, то что они хотят, то капризные дети угрожают родителям что наложат на себя руки. Ребенок нуждается во многой, но нечерезмерной любви. Он хочет, чтоб ты посидел с ним рядом, погладил, поцеловал ласково, выслушивая его просьбы. Получив нежность и любовь в детстве находит потом в себе силы преодолеть жизненные проблемы. Особенно родители занятые работой с чужими детьми (врачи, педагоги) не находят нежности для своих детей. Военные пытаются устроить жизнь своих детей по уставу армейской дисциплины, жестоки с ними. Также работники правоохранительных и судебных органов устраивают судебные процессы у себя дома над своими детьми. Впоследствии у детей начинаются психические расстройства. Нельзя разговаривать с детьми в раздражении и гневе, пытаясь насильственным путем сделать своих детей лучше. Бить детей безжалостно, морить голодом, приводит к ожесточению и богохульству. Нужно как можно чаще причащать детей. За родительские ошибки расплачиваются дети, но Бог их не оставляет и печется о спасении Даже если дети не получали должного христианского воспитания по причине прихода родителей к духовной жизни в немолодом возрасте. Не получив помощи в семье имеют право на помощь Божию. Бог о таких детях заботится еще больше, как о сиротах.

Родители должны отсечь свои страсти, т. к. дети копируют их. Родители будут отвечать перед Богом не только за то, что не смогли отсечь страсти, но и за то что передали их детям! Причиной того что в одной семье вырастают дети непохожие друг на друга по воспитанию – это действие окружения. Сегодня мир живет в злобе. Детей хотят развратить с пеленок. Вместо того, чтобы удержать от зла, им препятствуют даже в добром. Впадая в грех и мучаясь несчастные дети хотят встать и не знают как это сделать. Разврат, наркомания – духовные проблемы общества. Как правило этому подвержены больше дети из распавшихся семей. Родители должны возделывать любовь между своими детьми и уважение младших к старшим. Старшему нужно помочь понять что его брат или сестра находятся в нужде снисхождения. Если виноват старший, то мы должны оправдать младшего, не задевая авторитет старшего на глазах у младшего. Требуется разговор со старшим наедине, чтобы тот понял свою ошибку. Ревность – это страсть. Поэтому родители должны ребенку помочь ее преодолеть.

Компании оказывают на детей огромное воздействие. Добрые приносят пользу. Дурные – вред. Поэтому нужно избегать дурных компаний. С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися.

Протодиакон Александр Пушкарев, препод. ПДС

«…Вместо того чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, безшумно поможет и душам ее детей. Таким образом ее дети будут жить радостно и сама она будет счастлива…»

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец
Об ответственности родителей — Как мучаются дети из-за родителей — О родительской любви — О наказании — О необходимости ограничения свободы детей и послушании родителям — О родительском примере — О материнской любви — Работающая мать О силе молитвы за детей — В каком возрасте лучше всего начинать воспитание? — Многодетные семьи

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) об ответственности родителей за правильное духовное воспитание детей:

— Геронда, ответственность за воспитание детей несут одни лишь родители?

— Главным образом, родители. Ведь от того, какое воспитание они дадут детям, зависит, станут ли те хорошими священниками, хорошими педагогами и так далее. Потом – в свою очередь – они тоже будут помогать детям – и своим собственным, и всем остальным. Надо сказать и о том, что большую ответственность за воспитание детей несет не отец, а мать.
Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если она помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и, в свою очередь, будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдет ли в органы власти или займет еще какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми , чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас все идет к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если ее не останется, то к чему это приведет?

Родители, рождая детей и давая им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению. Ведь если человек не возродится духовно, его ждет адская мука

Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуются ни (сдерживающие зло) законы, ничего подобного: «Праведником закон не лежит» (Ср. 1 Тим.1, 9). Закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власти человеческие…

Как мучаются дети из-за родителей

— Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Ее дочь хулит Пресвятую Богородицу.

— Пусть она разберется, с чего начинается зло. Иногда в подобных случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят своим детям, и те начинают разговаривать с безстыдством. Потом они начинают принимать бесовское воздействие и (на попытки их урезонить) реагируют просто отвратительно. В других случаях родители считают, что они могут насильственным путем сделать своих детей лучше. Подмешивается эгоизм и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.

Сегодня одна женщина довела меня до белого каления! У нее один ребенок, и она его без жалости бьет. От страха несчастный малыш дрожит, не может говорить, находится в состоянии нервного истощения. «В нем бес», — утверждает эта женщина и оставляет свое дитя голодным – якобы для того, чтобы бес ушел. «Я не даю ему есть, — объяснила она, — чтобы он освободился от нечистого духа». – «Слушай, — говорю, — да у тебя голова на плечах есть? Дай ребенку поесть. И постарайся, чтобы вышли нечистые духи, которые сидят в тебе самой. Это ты стала причиной того, что твой ребенок так изуродован. В ребенке нет беса: он дрожит, потому что боится тебя, потому что ты его бьешь! Причащаешь-то ты его регулярно?» — «Нет», — отвечает. Ну как тут быть? Попробуй с такой договорись!

— Может быть, она говорит, что в ребенке бес, потому что дитя иногда сквернословит и богохульствует?

— «Сквернословит и богохульствует»! Да когда эта мамаша своим насилием чуть не душит его, то он и сам не понимает, что делает. Как жаль этого несчастного! Его мать одержима нечистым духом, а не он.

Как бы то ни было, в день Страшного Суда мы увидим удивительные вещи! В годы идолопоклонства матери сжигали своих детей перед статуей Молоха, чтобы таким образом принять участие в славословии «бога»! (См. Лев.18, 21 и 20, 2-4; 4 Цар.23, 10 и 13). Если бы эти женщины знали Истинного Бога, то какие жертвы они бы Ему приносили! В день Страшного Суда эти женщины будут иметь смягчающие вину обстоятельства – потому что они были увлечены злом. Однако какие смягчающие обстоятельства будут иметь нынешние матери с безразличием, равнодушием относящиеся к собственным детям? Бог скажет им: «Вы знали Истинного Бога, вы были крещены Святым Крещением. Вы столько услышали, вы столько узнали. Сам Бог распялся, чтобы вас спасти. Но что сделали вы сами? Вам было лень отвести ваших детей в Церковь, чтобы их причастить! Идолопоклонницы думали, что Молох – это истинный бог, и приносили ему в жертву даже собственных детей. А что сделали вы?»

За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость – от родителей или от кого-то еще. Если причиной того, что ребенок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребенка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит все так, чтобы ему помочь. И вот мы видим, как некоторые юноши – да и не только юноши, но и пожилые люди – в какой-то момент резко поворачивают к добру…

Некоторые родители, начинающие жить духовной жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими .

— Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям, то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не окажется человека, способного помочь этим несчастным, Бог может устроить так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную дорогу. Знайте: родители, о которых идет речь, были по-доброму расположены, но в детстве они не получили помощи у себя в семье и поэтому сейчас имеют право на помощь Божественную.

Иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью, сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые равнодушны к вопросам веры.

— Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других – о тех, чьи родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о сиротах.

С какого возраста дети подвергаются воздействию окружения?

— Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.

— Геронда, отчего бывает, что малыши, получившие одинаковое воспитание в родительском доме, иногда бывают совершенно не похожи друг на друга?

— Часто ребенок принимает и много воздействий из своего окружения. Но если у него есть доброе расположение, то, когда он вырастет, Бог даст ему большее просвещение, чтобы он понял те отрицательные воздействия, которым подвергся. И подъял подвиг, для того чтобы от них освободиться.

Сегодня в мире живет злоба. Детей хотят развратить с пеленок. Вместо того чтобы удержать детей от зла, пока они не придут в совершенный возраст, им препятствуют даже в добром. Потом, впадая в грех и мучаясь, несчастные дети хотят встать и не знают, как это сделать. Ведь, покатившись вниз по «сладкой» горке им уже непросто остановиться. Ко мне в каливу приходят ребята лет двадцати пяти – двадцати семи, принимающие наркотики, живущие во грехе. И эти несчастные просят помощи.

Однажды случилось так, что я помог кому-то из таких детей выйти на правильную дорогу. И вот сейчас они привозят ко мне своих друзей, а потом друзей своих друзей, чтобы и те получили помощь. Эти молодые разрывают тебе сердце. Один несчастный юноша принимал сильные наркотики и был уже одной ногой в могиле. Исколотые руки, сгнившие зубы… Но потом он остановился и помог другим. В его компании было около пятнадцати ребят. И приходя ко мне, эти ребята представлялись: «Я из компании такого-то». Он был у них… «старцем»! Однако многие из таких несчастных летят в пропасть. Они сидят на игле, (а чтобы добыть деньги на наркотики) продают свою кровь… Эти юные губят и себя, и своих родителей. И вот потом видишь, как их отец умирает от инсульта, мать – от болезни сердца, печени или от чего-то еще.

…В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребенок, даже если он вдруг убежит из дома, все равно вернется домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?..

Даже самое серьезное падение детей не должно приводить родителей в отчаяние, потому что в нашу эпоху грех вошел в моду . Родители всегда должны иметь в виду и следующее: дети нашей эпохи имеют смягчающие вину обстоятельства в отношении безчинств, которые они совершают. Четверка по поведению, поставленная в нынешнюю эпоху, имеет ценность пятерки с плюсом той эпохи, когда молодыми были мы. Конечно, родителям следует стараться, чтобы помогать своим детям, но им не нужно и чрезмерно беспокоиться. Придет время, и дети возьмутся за ум. Сейчас они могут не понимать добра, потому что их ум еще не дозрел. Он замутнен, и дети не обладают ясностью сознания, для того чтобы различить как опасность, которой они подвергаются, так и тот непоправимый ущерб, который могут себе нанести.

Будет хорошо, если родители станут показывать ребенку, что они расстраиваются от его бесчинств. Но пусть они на него не давят и молятся. Молитва, совершаемая с болью, приводит к положительным результатам. Если же ребенок совершает очень серьезный проступок, то родителям следует аккуратно вмешаться. Если совершаемый проступок не велик, то пусть родители немного закроют на него глаза, чтобы не раздражать ребенка и не ухудшить состояние, в котором он находится, потому что результатом этого раздражения будет то, что он от них отойдет. (В таком случае) родителям следует лишь молиться Христу и Пресвятой Богородице о том, чтобы Они покрыли их чадо…

О родительской любви

Ребенок нуждается во многой любви и нежности , а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя безпокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребенком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.

Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берет в руки газету, чтобы почитать о последних событиях и совершенно не занимается детьми. Малыш трется возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребенка от себя. Мать в свою очередь спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у нее тоже нет времени заняться детьми. И от этого несчастные дети растут лишенными любви. Еще пример: некоторые военные, привыкнув строго наказывать солдат, которые им не подчиняются, и семью хотят заставить жить по уставу армейской дисциплины. Они бывают жестоки к своим детям и за любую мелочь раздают им подзатыльники. А некоторые родители, работающие в судебных или правоохранительных органах, устраивают у себя дома целые «судебные процессы» над собственными детьми, которые что-то натворили. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.

— Геронда, может ли мать нерассудительной любовью повредить своему ребенку?

— Конечно, может. К примеру, если мать видит, что ее малыш не может научиться ходить, и говорит: «Как жалко его, бедняжку, ведь он не может ходить», и то и дело берет его на ручки, вместо того чтобы, держа за ручку ребенка, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако своей многой заботой она вредит своему чаду…

Любовь необходимо «тормозить» рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием. Благоразумие необходимо многой женской любви, для того чтобы женщина не тратила свою любовь попусту…

Когда необходимо, мать должна вести себя с ребенком строго. Если она легко идет на поводу у ребенка и соглашается с ним во всем, то это ребенку не на пользу

Многие родители …полагают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: «В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!». Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам.

Родители должны с малого возраста помогать детям учиться нести за себя ответственность . Пусть дети выполняют в семье посильную работу: они не должны требовать, чтобы им несли все готовое, на блюдечке. В противном случае, когда они станут взрослыми, им придется нелегко…

О наказании

— Геронда, помогают ли детям исправиться телесные наказания?

Насколько можно, родителям надо этого избегать . Они должны стараться добром и терпением дать ребенку понять, что он ведет себя неправильно. Только в том случае, если ребенок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идет ему на пользу – для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить еще один подзатыльник становится для ребенка тормозом и защитит его от опасности…

Однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родители могут избежать телесных наказаний?

— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках и это их безпокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребенок живой. Живой ребенок имеет в себе силы, и, использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.

Некоторые родители очень сильно давят на своих детей – да еще на глазах у других. Можно подумать их ребенок вьючное животное, которое они подгоняют хворостиной, чтобы оно шло, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Они все равно, что держат его за уздечку и при этом говорят: «Шагай свободно!» А потом такие родители доходят до того, что начинают бить своих детей…

Принуждения родителей не помогают детям, но душат их. Безконечные «не трогай этого, не ходи туда, сделай это так…» Но ведь уздечку надо тянуть так, чтобы ее не порвать. Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовался разрыв…

Родители должны стараться помогать детям благородно . Это возделывает в детских душах любочестие, и потом они смогут сами почувствовать необходимость делать добро. Родители, насколько могут, должны объяснять детям доброе по-доброму: с любовью и с болью…

Сегодня и взрослые и дети в миру живут, как в сумасшедшем доме, и поэтому требуется много терпения и много молитвы. Огромное количество детей доходит до инсульта. (Все равно что) часы немного испорчены, а родители заводят их до упора, и даже больше, чем до упора, и потом у часов лопается пружина. Необходимо рассуждение. Одного ребенка надо «подкручивать» больше, другого – меньше. Несчастные дети открыты всем (злым) ветрам. Когда в школе или на улице они слышат призывы: «Не уважайте родителей! Не уважайте никого и ничего!» — и вдобавок еще их матери хотят «закрутить им гайки», то они ерепенятся еще больше.

Поэтому я советую матерям насиловать себя в молитве и не насиловать детей. Если они постоянно говорят ребенку: «Не делай это, не трогай то» — даже по отношению к пустяшным вещам, а иногда и несправедливо, то, в случае серьезной опасности, например, если ребенок хочет плеснуть в огонь бензина, — он не послушается и, сделав это, сильно покалечится. Ребенок не понимает, что в словах «не делай этого» скрыта любовь. Но, когда ребенок немного повзрослеет, у него появляется эгоизм, и, если ему делают замечание, он ерепенится, думая: «Разве я маленький, чтобы они обращались со мной так?» Родители должны дать ребенку понять, что подобно тому, как они берегли его, чтобы он не обжегся, пока он был маленьким, так и сейчас, когда он стал взрослым, они берегут его от другого огня. Поэтому ребенку надо быть внимательным, не давать прав искусителю диаволу, для того чтобы сохранить в себе Благодать Святого Крещения.

Детей нужно принимать с добром , потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами.

О необходимости ограничения свободы детей и послушании родителям

Для того чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения , которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет ее от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы (старших) – особенно в критическом возрасте отрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании родителям скрыта их собственная польза, так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве…


(Ограничение свободы) необходимо для того, чтобы ребенок вырос в безопасности.
На первый взгляд, все эти средства отнимают у ребенка свободу – однако без всего этого он подвергался бы опасности умереть, начиная с первого момента своей жизни. Однако дети – когда они маленькие – не понимают, что нуждаются в ограничении. Однако и когда они подрастут, они тоже не понимают, что им требуются ограничения другого рода и поэтому стремятся к свободе. Но что это за свобода? Свобода стать калекой? От такой свободы дети гибнут. Они должны понять, что пока не закончат учебу, пока не получат в руки диплом, пока они не станут зрелыми – чтобы быть правильными людьми, — им необходимо ограничение. Ведь, искалечившись хотя бы один раз, они погибнут. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость, понять, что это благословение Божие. Они должны быть благодарны своим родителям, которые их ограничивают. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ни один отец и ни одна мать не ограничивали своего ребенка от злобы – даже если и вели себя с ним крайне жестко. И если родители затянут своим детям гайки чуть потуже, то в этом тоже скрыто много любви. Они делают это от доброго расположения, чтобы дети были более собранны, подтянуты и не подвергались опасностям…

Кроме того, дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы. Как монах в монастыре имеет Старца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребенок должен открывать себя родителям. Правильно, если ребенок сначала исповедуется своей матери и потом – духовнику . Как родители, если ребенок ушибет ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают, что им нужно делать, чтобы ушиб прошел, так они должны знать и о том, какие (духовные) проблемы есть у их ребенка – для того чтобы ему помочь. Если ребенок говорит о своих проблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают, что его безпокоит.

О родительском примере

Если ребенок не слушается и ведет себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своем доме, или вне его, неприличные сцены, или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.

Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать: своим примером, своим послушанием супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение, отличное от мнения отца, то она никогда не должна высказывать этого мнения перед детьми, чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдывать . К примеру, если отец поведет себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».

Многие родители ругаются на глазах у детей и таким образом преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Потом родители, чтобы их утешить, стремятся выполнить все их прихоти. Отец, желая угодить ребенку, начинает его «покупать»: «Ну, золотой мой, говори, что тебе купить?» Мать со своей стороны исполняет прихоти своего чада, и в конечном итоге дети вырастают капризными ломаками. А впоследствии, если родители не в состоянии дать им то, что они хотят, дети угрожают родителям, что они наложат на себя руки.

Я вижу, насколько помогает детям добрый родительский пример. Сегодня у меня были гости: две девчушки – одна трех, а другая четырех лет от роду – со своими родителями, очень благоговейными людьми. Сколько же радости принесли мне эти крохи! Они были как ангелочки. Сидя рядышком, подолами платьиц они прикрывали свои коленочки. Сколько у них было скромности, сколько уважения! И все от того, что они видели, как поступают их родители. Видя, что родители имеют между собой любовь, уважение, ведут себя благоразумно, молятся и совершают подобное этому, дети отпечатывают все это в своей душе. Поэтому я и говорю, что если родители передадут детям свое благоговение, это будет самым лучшим наследством, которое они смогут им оставить…

О материнской любви

Просто любить кого-то – это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той, радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием…

Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше, чем отец, но одновременно она «подзаряжается» от детей, отдает им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не «подзаряжается» от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.

Сколько же матерей приходят ко мне в слезах и просят: «Помолись, отче, за моего ребенка». Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: «Помолись, мой ребенок сбился с пути»…

Женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своем естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У нее есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель…

Женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя ее в нужное русло, уподобляется включенному станку, который не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясется сам и сотрясает других.

…Мать страдает, выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждает себя (к работе), но, любя детей, любя свой дом, все делает с радостью. Человек, который целыми днями лежит на боку, устает больше, чем она…

И чем больше проходит лет, тем сильнее мать любит дом. Ее годы уже не те, что раньше, однако, несмотря на это, она жертвует собой все больше и больше, чтобы и внучат вырастить. У нее остается все меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и ее силы превосходят даже силы ее мужа, и те силы, которые сама она имела в молодости.

Работающая мать

Многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.

— Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, — семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А еще она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться, когда устает от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.

Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги!..

Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей. Однако если она теряет свое время, стараясь, чтобы ее дом произвел впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своем месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своем месте, то он придет к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своем месте». Этот «чин» есть величайшее безчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.

В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь себе чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей (проходят мимо всего этого богатства и) занимают свое время глупостями или же (постоянно) работают, чтобы свести концы с концами.

Вместо того чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, безшумно поможет и душам ее детей. Таким образом ее дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся ее дети?

Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то все в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

О силе молитвы за детей

Молитва родителей – особенно матери – очень доходчива, потому что она совершается от сердца и имеет в себе боль .
Когда я жил в Иверском скиту, туда случайно зашел один юноша. Этот молодой человек, путешествуя по Халкидике, повстречался с компанией паломников, которые ехали на Святую Гору. Присоединившись к ним, он приехал на Афон и пришел ко мне в келью. Ух, что же это был за человек! Безбожник, богохульник, бесстыдник каких поискать! При этом он обладал какой-то демонической сообразительностью и ни во что не верил. Всех: и малых, и великих – он поносил нехорошими словами. Знаете, скольких усилий мне стоило, чтобы привести его в чувство? С ним стало возможно прийти к какому-то взаимопониманию, и мне даже удалось отстричь его длинные волосы!.. «Дай Бог здоровья твоей матери, — сказал ему я. – Это ее молитвы привели тебя сюда». – «Да, отче, — ответил он мне. – Я катался по Халкидике и даже сам не понял, как оказался здесь». – «А представляешь, — говорю, — как обрадуется твоя мать, когда узнает, что ты приезжал на Святую Гору, и вдобавок увидит тебя подстриженным!» — «А как ты об этом догадался, отче? – удивился он. – Действительно, увидев меня изменившимся, мама очень обрадуется!» Видите как! Бог «перехитрил» парня и откомандировал его к «специалисту»! Сколько же молитв принесла Богу его несчастная мать!

В каком возрасте лучше всего начинать воспитание?

Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее очистить, потребуется нож. А если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже. Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть.

Впоследствии в подростковом – самом трудном – возрасте тревога родителей за детей становится больше. Эта тревога продолжается до того времени, пока родители не дадут детям образования и не выведут их на путь самостоятельной жизни. Когда дети находятся в этом возрасте, родителям надо сделать все, чтобы им помочь. А то, что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверят своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески . К примеру, если дети не слушаются родителей, то родители должны вверить их Богу, а не вдаваться в изыскивание различных способов, чтобы их «сломать». В таком случае мать должна сказать Богу следующее: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам».

…В наши дни иссякло как доверие детей к родителям, так и доверие родителей к Богу. Часто слышишь, как многие родители говорят: «Но почему именно наш ребенок сбился с пути и пошел по кривой дорожке? Ведь мы же в Церковь ходим!» Такие родители не дают «отвертку» Христу, чтобы Он подтянул их детям кой-какие винтики. Они хотят справиться со всем сами. Такие родители мучаются эгоистичной тревогой до тех пор, пока не становятся больными – и это при том, что есть Бог, хранящий их детей, к тому же и Ангел Хранитель постоянно находится вблизи них и тоже их охраняет. Эти люди – несмотря на то, что они верующие – ведут себя так, словно Бога не существует, словно не существует Ангела Хранителя. Они препятствуют божественному вмешательству. Наоборот – им необходимо смиряться и просить помощи у Бога . И тогда Благий Бог покроет и защитит их детей.

Многодетные семьи

Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития – при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребенок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом.

Поэтому если в семье есть только один или два ребенка, то родителям необходимо быть очень внимательными к тому, как они их растят. Обычно (в таких не многодетных семьях) родители стараются, чтобы дети ни в чем не нуждались. Такие дети имеют все, что ни пожелают, и таким образом вырастают совершенно ни к чему не приспособленными. Возьмем, к примеру, девушку – единственного ребенка богатых родителей. У нее есть горничная, которая в свое время накроет ей стол, приберется у нее в комнате и сделает всю необходимую работу по дому. Горничная получает за свою работу деньги, но одновременно она совершенствуется (в добродетели), потому что приносит пользу другим. Тогда как девушка, которую она обслуживает, не обучаясь никакой жертвенности, остается «пеньком», невозделанным человеком. Я советую юношам жениться на девушках из многодетных семей, потому что дети, которые растут в нужде, привыкают жертвовать, всегда думают, как помочь родителям. С детьми, которые растут катаясь как сыр в масле, такое случается редко…

Человек, у которого много детей, может вначале сталкиваться с трудностями. Но Бог такого человека не оставит…

По книге: Старец Паисий Святогорец «Слова. Т.4 «Семейная жизнь». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2003г.

Часть 1

Всем известно, что сегодня дети как никогда подвержены многочисленным опасностям и разного рода вызовам современной жизни. Эти вызовы уже не находятся где-то за стеной нашего дома, они проникли внутрь, в комнаты наших детей. Ведь достаточно включить телевизор или компьютер, подключиться к Интернету, и можно получить доступ к любого рода информации. Эта действительность, к сожалению, жестока и безжалостна, и наши дети, хотим мы того или нет, растут в этой атмосфере, и как бы мы их ни защищали, опасность всегда рядом. Пока они маленькие и слушаются нас, с ними все в порядке, но как только они становятся подростками, что с ними происходит? Это самый больной вопрос многих чутких и небезразличных родителей.

Тема, которой я хочу сегодня коснуться, это воспитание детей согласно учению старца Паисия. По Божиему благоволению нам было дано благословение знать блаженнейшего старца Паисия при жизни, видеть и слышать его, прикасаться к той благодати Святого Духа, что жила в нем. Через его богодухновенное слово и письма я попытаюсь рассказать вкратце учение преподобного о воспитании детей.

Как и все святые, старец Паисий определяет начало воспитания детей еще до их рождения: воспитание ребенка начинается с беременности, говорит старец. «Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать ее. В этом случае родившийся ребенок будет ребенком освященным, и родителям не придется испытывать с ним затруднений — ни пока он будет маленьким, ни когда подрастет»*.

Наша церковь всегда верила, а теперь и наука благодаря исследованиям и расшифровке генетического кода (ДНК) доказала, что мы имеем настоящего человека уже с момента зачатия внутри матери. Это значит, что воспитание начинается с первого момента вхождения нового человека в этот мир. Поэтому преподобный старец говорит совершенно точно о периоде беременности, ведь сегодня уже научно доказано, что эмбрион реагирует на воздействия, исходящие от психического состояния матери, а также от окружающей среды. Сегодня мы говорим о такой науке, как психология эмбриона, которая показывает, насколько важным является этот период жизни человека, который уже начинает принимать первые добрые и злые зерна, даже когда он еще в стадии зародыша. Однако следует помнить, что непосредственное влияние на развитие эмбриона человека оказывают прежде всего его родители, а в особенности беременная мать.

«У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила — так звали старца Хаджи-Георгия в миру».

Таким образом, родители несут ответственность за воспитание детей еще с эмбрионального периода их развития. «Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, — говорил старец, — родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и в свою очередь будет помогать обществу».

Если воспитание ребенка начинается в утробе, то с еще большим усилием оно должно продолжаться, когда ребенок родится. Родители должны осознавать это великое благословение, этот дар, но в то же время и огромную ответственность, что они стали родителями нового человека, образа Божия в этом мире. «Бог, — говорит старец, — дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды, в свою очередь, тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».

Отец и мать, с радостью принимающие в объятия своего новорожденного ребенка, одновременно берут на себя ответственность за воспитание этого нового человека. Они должны направить все свои силы, чтобы их дитя прежде всего стало подобием Бога Отца, свободно и с полной отдачей любило Христа, питаясь благодатью Святого Духа через святые таинства нашей Православной Церкви Христовой. Родители должны знать, что их маленькое чадо, каким бы ангелочком оно ни было, наследственно несет внутри себя последствия падения, разрушенный образ Божий и склонность его природы ко злу от юности его (См.: Быт. 8: 21). Поэтому, как говорит добрый учитель старец Паисий, «родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее очистить, потребуется нож, а если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже».

Воспитание детей необходимо с малого возраста, потому что тогда закладываются добрые зерна, которые впоследствии принесут добрые плоды. Все мы знаем, как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека. Психологи, когда разбирают многочисленные психологические проблемы современного человека, всегда делают экскурс в то время, когда человек был ребенком, пытаясь отыскать там причины и травмы, влияющие на всю остальную жизнь. Таким образом, родитель должен знать, что воспитание подобно искусству медицины, которое через медикаментозное лечение поражает микробы, исцеляет и укрепляет организм. Преподобный старец Паисий в жизнеописании святого Арсения Каппадокийского, которое он написал, говорит, что святой Арсений в работе с детьми (будучи их учителем) применял такие методы воспитания, которые бы приумножали в них мужество, а одновременно и смиряли их страсти. Также он учил детей умной молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или «Во имя Христа и Богородицы». Когда же они совершали некую ошибку, он учил их говорить: «Грешен, Боже мой». Еще он говорил им отламывать от прутьев кусочки, используя их как четки, чтобы считать молитвы и поклоны, которые каждый имел в качестве правила. Так ум детей очищался непрестанной молитвой.

Здесь необходимо отметить значение духовного делания у детей, чтобы они имели дух храбрости, не боялись страстей и стяжали добродетели. Духовная трусость есть плод себялюбия. Себялюбие же, согласно святым отцам, есть результат маловерия. Святой Арсений практически помогал детям приобрести храбрость, чтобы в дальнейшем благодаря храброму духу, как говорит старец Паисий, смирили свои страсти и очистили свой ум непрестанным призыванием имени Христова и поклонами, поклоняясь единственному истинному Богу и нашему Спасителю. Еще очень важным моментом было и то, что преподобный Арсений учил детей иметь надежду и черпать силы из имени Христова и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда совершают ошибки, осознавать и исправлять их, говоря: «Грешен я, Боже мой». Сколько зла происходит сегодня, когда родители из-за нездоровой любви постоянно стремятся оправдать своих детей, считая, что тем самым они проявляют свою любовь, воспитывая их в ложном мире самонадеянности и самооправдания, что, к сожалению, однажды приведет к разрушению их чада, когда уже ошибки и последствия такого воспитания станут перед родителями непреодолимой стеной.

Аскетическое воспитание, которое предлагает наша Православная Церковь, в основе своей имеет рассуждение и любовь. Оно исцеляет души наших детей, ограничивая их желания, борясь со страстями с первого же их появления и очищая их души и тела любовью Христовой. Конечно, важным моментом в воспитании является рассуждение, благодаря которому родители могут определить силы ребенка и не причинить ему вреда.

«Как-то у старца спросили:

— Геронда, иногда матери спрашивают нас, как и сколько должны молиться трех-четырехлетние дети?

Мудрый старец им отвечал:

— А вы им скажите: «Ты — мама, вот ты и гляди, на сколько у твоего малыша хватит силенок». Здесь устав ни к чему.

— Геронда, к нам в монастырь на всенощные бдения родители привозят малышей. Может быть, детям это утомительно?

— Во время утрени пусть они дадут детям немного отдохнуть. А на Божественную литургию пусть снова приводят их в храм. Матери, не давя на детей, должны с самого малого возраста учить их молиться… Родители с рассуждением должны помогать своим детям с младых ногтей приблизиться ко Христу и переживать высшие духовные радости с самого раннего возраста. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети — настоящий духовный капитал для своих семей».

Добродетель рассуждения, согласно святым отцам церкви, есть плод смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, потому что, с одной стороны, своим смирением он притягивает благодать Святого Духа, которая освещает его путь, а с другой стороны, у смиренного человека нет пристрастия к тому, чем он занимается, и так он с доверием принимает Божию волю, а также еще уважает свободу личности другого человека, даже если этот другой человек — его маленький ребенок.

Эгоистичный и горделивый человек не имеет Божественной благодати. Он наполнен навязчивыми мыслями и предубеждениями и хочет, чтобы другие были такими, как он хочет, чтобы исполнялась его воля, а не то, что действительно будет утешением для Бога и для его ребенка. Поэтому такой родитель совершает ошибки, травмирует душу своего ребенка, что в конечном итоге приводит к негативным результатам и бунту. Он не принимает свободу личности своего ребенка, а также не берет в расчет и его силы. Родитель должен осознать и принять целебную силу воспитания, которое предлагает наша Церковь, чтобы он смог правильно воспитать своих детей.

Вот что по этому поводу нам говорит преподобный старец Паисий. Как-то его спросили: «Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а ребенок ее выплевывает. Что делать в этом случае?» Старец отвечал: «Ей надо молиться за ребенка. Возможно, она дает ему святую воду так, что это вызывает у него противление. Для того чтобы дети шли по Божиему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей. То есть их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость… Так они растут, имея благоговение и двойное здоровье, избегая душевных повреждений. Если родители закручивают своим детям гайки, будучи побуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает, и ребенок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости».

Нерассудительная любовь родителей, ввиду ее эгоистичности и недостаточного доверия к Богу, искажает правильное воспитание и причиняет детям вред. Когда старца спросили, может ли мать нерассудительной любовью навредить своему ребенку, он ответил: «Конечно, может. К примеру, мать видит, что ее малыш не может научиться ходить, и говорит: "Как жалко бедняжку, ведь он не может ходить", и то и дело берет его на ручки, вместо того, чтобы, держа за руку, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако многой заботой она вредит своему чаду… Любовь необходимо "тормозить" рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием… Многие думают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: "В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!" Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам».

* Цитаты из книги преподобного старца Паисия Святогорца «Слова», том IV, «Семейная жизнь».

Продолжение следует...

Родители должны быть очень внимательными к тому, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их души ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителям. В их головы лезут разные варианты «защиты», подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти до отчаяния. А вот днём, если даже дети пригрозят своим родителям различными способами отмщения, то, выйдя на улицу, они отвлекутся, забудутся, их расстройство пройдёт.

— Помогают ли детям исправиться телесные наказания?

— Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу – для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности. Я, когда был маленьким, большую пользу получал не от отца, а от матери. Оба они любили меня и желали мне добра. Однако каждый из родителей помогал мне по-своему. Отец был человек строгий. Когда мы — дети – озорничали, он давал нам затрещины. Боль от затрещины помогала мне немножечко угомониться, однако, когда боль проходила, я забывал и о ней, и об отцовских советах. И дело было не в том, что отец меня не любил: нет, он бил меня от любви. Помню как-то раз – мне было три года – отец залепил мне такой подзатыльник, что я улетел на несколько метров! А знаете за что? Рядом с нашим домом был другой дом, в котором никто не жил. Хозяева уехали в Америку, и дом пришёл в запустение. Во дворе этого дома росла смоковница, ветви которой выходили на улицу и свисали над дорогой. Дерево было усеяно плодами. Когда мы с ребятами играли на улице, к нам подошёл один сосед и приподнял меня, чтобы я сорвал ему несколько смокв, потому что сам он не дотягивался до ветвей. Я сорвал пять-шесть смокв, и две из них он дал мне. Когда об этом узнал мой отец, он очень разгневался. Вот тут-то я и получил ту затрещину! Я пустился в рёв. Моя мать, на глазах которой это происходило, повернулась к отцу и сказала ему: «Зачем ты бьёшь ребёнка! Ведь он же ещё маленький, ничего не понимает! Как ты можешь спокойно слышать его плач!» — «Если бы он плакал, когда его поднимали рвать смоквы, — ответил отец, — то не плакал бы сейчас. Но, видно, и сам он хотел полакомиться чужими смоквами! Значит пусть плачет!» Да разве после этого я мог повторить то, что сделал? А вот мать, видя мои шалости, расстраивалась, однако у неё было благородство. Видя, как я озорничаю, она отворачивалась и делала вид, что не замечает меня, для того чтобы меня не расстраивать. Однако от этой материнской «хитрости» моё сердце буквально разрывалось. «Погляди, погляди, — говорил я себе, — ты так наозорничал, а мать не только не бьёт, но даже делает вид, что не видит! Нет, больше такого не повторится! Как же я смогу видеть маму снова расстроенной?» Поступая так, мать помогала мне больше, чем если бы она награждала меня подзатыльниками. Однако и сам я не злоупотреблял этим и не говорил: «Э, раз она сейчас меня не видит, дай-ка я пошалю и поозорничаю ещё больше». А вот отец, тот нет: чуть что не так – сразу подзатыльник. Видишь как? Они оба меня любили, однако благородное поведение матери помогало мне больше.

— Однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родителям избежать телесных наказаний?

— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках и это их беспокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребёнок живой. Живой ребёнок имеет в себе силы, и использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.

Азбука воспитания