«воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста через систему мероприятий с использованием русского народного творчества, фольклора. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старш

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОЛЬКЛОРА»
Карачева Инна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа, освоение народной культуры. Так, в соответствии с новыми государственными требованиями, согласно приказу № 655 от 23 ноября 2009 года Министерства образования Российской Федерации в содержании образовательной области «Социализация» входит одна из задач формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. По мнению К.Д. Ушинского, «фольклор – одно из направлений воспитания дошкольников, влияние русских народных традиций на воспитание гражданственности и патриотизма».
Влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста – эта проблема заинтересовала меня.
Таким образом, целью исследования является влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста.
Для осуществления поставленной цели, решали комплекс задач:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Выявить значение народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников.
Определить особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка.
История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, использованием различных средств, методов, форм работы. В каждую эпоху оно наполнялось новым содержанием и, было обусловлено характером, организацией жизни общества и отражало общественные противоречия своего времени.
Так, одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. «В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт по программе дошкольного воспитания такого раздела, как «Человек в истории и культуре» .
По мнению Шергина Б., «патриотизм, гражданственность – это твое и мое, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нем не забывать благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твое сознание, твое миропонимание, твои поступки и всю жизнь»
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что фольклор является важным средством воспитания патриотизма, гражданственности у детей дошкольного возраста. Другим словами все произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В современной литературе существует огромное количество разнообразных форм и методов, способных зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов. Это могут быть и занятия, и развлечения, и праздники, и экскурсии, и театр, и игры, и чтение литературы и многое другое.
Следовательно, наша гипотеза - воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста будет успешным, если: систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, а так же проявлять творческий подход в обучении и воспитании гражданственности, патриотизма у детей.
Так, сначала был организован кружок «Гусельки». На протяжении четырех лет работы кружка нами были использованы разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями с использованием народных традиций, фольклора. Для занятий с детьми были подобраны иллюстрации к различным сказкам, потешкам, стихам.
Были созданы картотеки, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, такие как «Пословицы», «Поговорки», «Потешки», «Частушки», «Колыбельные песни».
В приобщении к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.
Благодаря родителям было создана в детском саду база для знакомства с истоками русского народного творчества: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства; обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением русских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами русских народных художественных промыслов; библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок; набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочка и др.Основными формами работы с детьми в рамках кружка были следующие: экскурсии, комбинированные занятия, развлечения, беседы, народные праздники и традиции, народные игры, посиделки игры на русских народных инструментах. А в свободное время дети слушали музыку с аудиокассет, дисков в исполнении музыкантов и оркестров на народных инструментах. Для углубления знаний о музыкальных инструментах приглашали детей для выступления из школы искусств в детском саду. Особая роль в системе работы кружка отводится народно-прикладному искусству – Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, волжские кружева, резьба по дереву и т.д. В изобразительной деятельности «превращались в народных умельцев» и сами изготавливали эти предмет, закрепляя виды росписей. После проделанной работы оформляли выставки работ в группе, дарили в виде подарков изделия детям младших групп. В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому одним из методов воспитания гражданственности являются наблюдения, экскурсии, походы.
Основными показателями воспитания гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста можно считать – изменение у детей интеллектуальных, творческих способностей, изменение содержания, выразительности хороводных игр, плясок и других жанров фольклора, их использование в самостоятельной деятельности.
Так, у дошкольников повысился интерес к народным традициям, фольклору, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности; мы зажгли в детях искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитали патриотов; взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными; у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения является первым и непременным условием воспитания гражданственности у дошкольников.
2. Залогом успешного развития и воспитания детей явилось также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
3. Исследование показало, что надо строить обучение так, чтобы не только накапливались практические умения, но и развивалась мысль детей, интерес, желание и умение думать, а также воспитывалась их личность.
4. Подтвердилась большая эффективность разнообразных методов, средств, приёмов, конкретизировалась методика их применения.
5. Также подтвердилось и то, что именно с дошкольного возраста необходимо начинать воспитывать гражданственность, патриотизм у дошкольников.
6. Огромную роль в патриотическом воспитании сыграл целесообразный подбор русского народного материала и оборудования, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наши исследования позволяют нам утверждать, что в воспитании гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста особое внимание необходимо обратить на народные традиции и фольклор.
Поэтому, обобщение педагогического опыта и выявление значения народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников, которое было целью нашей работы, является полезным вкладом в решение данной проблемы.
Материалы данной работы были использованы педагогами и родителями МДОУ «Детский сад № 1» г. Александровска, на базе которого проводилось исследование, и позволит эффективнее работать над данной проблемой. Также эти материалы могут быть использованы и методистами, педагогами ДОУ, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а также всеми заинтересованными этой проблемой лицами.
Список литературы.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002. – 115 с.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: Планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.

Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.

Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» на решение главной проблемы современного общества утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду «Ромашка». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственный
Организационно-подготовительный Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Наблюдения

Май-сентябрь Музыкальный руководитель,

воспитатели

Основной Октябрь Музыкальный руководитель
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» Ноябрь Музыкальный руководитель
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» Декабрь Музыкальный руководитель
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» Февраль Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» Март Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в Апрель Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» Май Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май Музыкальный руководитель,

воспитатели

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия

Форма проведения Предварительная работа Материал Направление
Осеница – царица Праздник Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением

ряженных

Колядки Развлечение Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Эх, да Масленица! Русские гулянья Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки

вербы, народные

Художественно-эстетическое развитие
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие
Троица все зеленью покроется Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.).
  • Программа «Школа этнической социализации» (Л.В.Суровяк, Новосибирск, 2004г.).
  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
  • Авторские разработки педагогов и методиста МДОУ «Ромашка» Рая О. Н. О.Н., Рудаковой Л.Г. , Токмаковой О. Е.

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБДОУ «Ромашка» (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ:

  • старший воспитатель, педагог-психолог Скрипочка В.Е.;
  • воспитатели высшей квалификационной категории Рая О.Н. Рудакова Л. Г.

В результате реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста;

  • в содержании одного занятия включено два и более произведения, что

тяжело для восприятия детей;

  • музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
  • не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

  • информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
  • проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединил усилия педагогов и родителей;
  • создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

1.Актуальность…………………………………………………..2 стр.

2.Цель, задачи……………………………………………………4 стр.

3.Стратегия, методы и механизм реализации проекта………..5 стр.

4.Литература……………………………………………………..6 стр.

5.Этапы реализации проекта……………………………………7 стр.

6.Тематический план ОД в мини-музее………………………..8 стр.

7.Дальнейшее развитие …………………………………………10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта:

Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт:

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт».

Формы и виды работы с детьми.

Беседа

Рассказ

НОД

Чтение художественной литературы

Игра

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.

7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Практический этап.

Внедренческий этап.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема

Образ.области

Цель образовательной деятельности

Сроки

«Знакомство с русской избой»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай.

Декабрь.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Речевое, познавательное.

Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Январь.

«Народная игрушка – матрешка»

Познавательное, речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства.

Февраль.

«Волшебная дудочка»

Речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

Февраль.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич.

Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь.Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Февраль.

«Госпожа честная Масленица»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное.

Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Март.

«Великий праздник Пасха»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное.

Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

Апрель.

«Народная игрушка кукла-самоделка»

Познавательное, худож.-эстетич, речевое.

Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Май.

«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение)

Худож.-эстетическое, физическое, речевое.

Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Май.

Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.


Шевчук Надежда Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Березка» , Музыкальный руководитель, Д. Зарудня Коломенского муниципального района Московской области

Теоретические основы формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

1. 1 Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

1. 2 Роль народной культуры и фольклорных традиций в формировании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

Практика работы с детьми.

2. 1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников посредством ознакомления их с историей и культурой русского народа.

2. 2 Методика формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры и фольклорных традиций.

3. Библиографический список.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни.

1. 1 Дошкольная педагогика и психология делает выводы о том, что к старшему дошкольному возрасту появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я» , но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи:

1)все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, 2) их оценочную сторону и 3)эмоциональное к ним отношение. В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия вначале в форме категории, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Старший дошкольник 6–7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо» , по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, окружающим ребенка и живущим рядом с ним. Следовательно, основным содержанием работы по воспитанию чувства патриотизма является изучение истории, культуры своей страны, «малой Родины» , а также сохранению культурного наследия своего региона.

Таким образом, необходимо сделать выводы:

1)социально-нравственное развитие дошкольника предполагает широкое задействование возрастных, индивидуальных и личностных качеств ребенка. В связи с этим педагогическая деятельность рассматривается как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и содружества;

2) общение ребенка со взрослыми и сверстниками и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания, чувства патриотизма.

1. 2 Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно - патриотическом воспитании старших дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов:

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова» .

Ключевский В.О.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа» (Зеньковский В.В.)

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Сухомлинский В.А.

По единодушному мнению педагогов-классиков, музыкальный фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции показаны так ярко, что по ним можно восстановить прошлое отдельных времен и народов. Произведения народного искусства отшлифовались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое. Поэтому важными особенностями фольклора является совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности.

Фольклор – коллективное художественное народное искусство и творчество, где народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир нравственных образов. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народная музыка - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное) , инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Его основу составляет музыка крестьянства, это песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки) , инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни) , полевые работы (покосные, жатвенные песни) , рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и т.п..

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. Именно от педагога и сформированной им развивающей фольклорной среды зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде, воспитают в нем нравственное начало, привьют любовь к родному краю и желание сделать его более красивым и успешным.

Глава 2.Практика работы с детьми.

2. 1 Учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, я как педагог-музыкант, стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей. Посредством народной музыки знакомлю их с жизнью и бытом русского народа, с лучшими образцами народного музыкального творчества.

«Каравай» , «Горелки» , «Теремок» – лучшие игровые песни, «Земелющка-чернозем» , «Во поле береза стояла» , «Калина» – старые обрядовые хороводы. Тематика игр, песен, хороводов очень разнообразная, как разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с веселой плясовой мелодией, предлагаю такие, как «Ах ты, береза» , «Ах вы, сени» , «Как у наших у ворот» , «Из-под дуба» и т.д. Спокойным характером отмечены такие народные песни, как «Возле речки» , «По улице мостовой» , «Прялица» . Под русские народные мелодии детям хочется не только подвигаться, но и показать движение красиво, эмоционально, таким образом атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для зарождения в душе ребенка любви к народному искусству, для проявления у детей творческого начала, воспитывает у дошкольников нравственные начала, способствует приобретению первого социального опыта.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, что именно через нее он познает мир, я стараюсь с помощью фольклора обогатить детские игры новым содержанием. Здесь на помощь приходят игры со словом.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, научиться видеть красоту в окружающем мире. Поэтому в работе с детьми я стараюсь использовать игры со словом на сельскую тематику. «Скок-скок-поскок» , «Трактора» , «Барашеньки-крутороженьки» – эти игры вызывают особый интерес у детей. Они очень ритмичны и оригинальны в текстовом плане. Получая жизнь на музыкальных занятиях, игры со словом затем находят свое применение на вечерах развлечений, при постановке календарно-обрядовых праздников, в повседневной жизни детского сада, в быту.

Естественным продолжением моей работы с народным творчеством является самостоятельная деятельность детей в свободное от занятий время, для успешного прохождения которой вместе с воспитателями мы оборудовали педагогически – развивающую среду, где ребята с удовольствием поют задушевные русские народные песни, водят самостоятельно хороводы, играют и забавляются.

Выполняя требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года, которая дает целевые ориентиры в воспитании старших дошкольников, а именно:

1)Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

2) Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения…имеет представления о важнейших исторических событиях;

а также для оценки индивидуального развития, повышения эффективности своих педагогических действий и более целесообразного планирования, я использую педагогическую диагностику. Проводя ее в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности, в специальную карту наблюдений детского развития заношу данные по каждому ребенку, что позволяет видеть индивидуальную динамику и его перспективы развития. Эта методика разработана и предложена для практики методистом дошкольного музыкального воспитания С.И. Мерзляковой.

2. 2 Известное высказывание В.А. Сухомлинского говорит, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…» Понимая огромное значение фольклора и пропагандируя в жизни детского сада народное творчество, я пытаюсь в сегодняшнее время снова возродить традиции русской деревни, дать второе рождение календарно-обрядовым праздникам, обычаям, обрядам.

Для планомерной, наиболее углубленной работы я адаптировала парциальную программу авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, а также разработала перспективное планирование занятий на весь учебный год. Приведу пример нескольких тем:

  1. «Кто мы, откуда, где наши корни»
  2. «Путешествие в прошлое России»
  3. «С чего начинается Родина?»
  4. «Восенушка-осень - сноп последний косим»
  5. «Покров день. Посиделки после сбора урожая»
  6. «Дом, дом! Открой свою тайну!»
  7. «Русская народная песня в детском саду»
  8. «Новый год на Руси»
  9. «Потешки-прибаутки»
  10. «Проводы Русской Зимы. Масленица» .
  11. «Пасха Христова. Торжество Торжеств» .
  12. «Береза моя, березонька. Береза кудрявая»

Объясняю детям, что наши далекие предки жили по природному календарю земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. С принятием в 10 веке на Руси христианства вошел в употребление церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси ранее не было, объединил людей, внес порядок в общественную жизнь. Многие церковные праздники приурочены к народным: Рождество и Крещение совпали с Новогодними Святками, Троица - с Зелеными Святками и т.д. Таким образом, в результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли, они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом. С ранних лет крестьянские дети знали, как тяжело достается людям хлеб, помогали взрослым в полевых работах: пахать и сеять, косить и жать, убирать урожай. Помогали и по дому: ухаживали за скотиной, нянчили младших братьев и сестер. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети вместе с родителями ходили в храм, знали все главные православные праздники. Христианские заповеди становились с детства нормой поведения.

Увидев в этих традициях основу для нравственно - патриотического воспитания современных дошкольников, в своей работе я стала более подробно знакомить детей с различными событиями в жизни сельской православной общины. Ребята с удовольствием участвуют во всех календарных праздниках и обрядах: на Святках дети кликают коляду, славят Рождество, потом встречают «широкую гостью Масленицу» , закликают весну с жаворонками, на Троицу завивают березку. Весь народный календарь пересыпан ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами. Традиции всегда переходили из поколения в поколение, от подраставших к младшим. Это дает возможность воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к человеку-труженику, к родной природе, к деревне. Важно и то, что произведения детского фольклора открывают целый мир яркого поэтического творчества, который учит ребят видеть и понимать красоту, окружающую их.

В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм» . Как развить нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать человека-гражданина?

Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество, родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом, которое порождает личность.

Идеал русского человека, особенно его быта и духовного мира, воссоздают произведения фольклора, основной чертой которого является теснейшая связь с окружающей жизнью. Совершенство формы, яркость средств музыкальной выразительности позволяют привлечь внимание ребенка к народным творениям, а от них перейти к воссозданию жизни русского народа, его обычаев, традиций, преломленных во времени. Разрабатывая перспективное планирование музыкальных занятий, я стараюсь вводить в детский репертуар наиболее яркие, образные и разнообразные по содержанию фольклорные произведения, те, которые оживляли, заинтересовывали детей, побуждали их к творческой деятельности. Мое желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну достигается именно с помощью различных жанров и направлений фольклора, что в свою очередь создает у ребенка более целостное восприятие мира, обращает его к глубинным истокам человеческого бытия, а значит, и к культурному наследию. Именно эта философская связь помогает развить у ребенка чувство цельности, гармонии, красоты, а следовательно, углубить его морально-нравственный облик.

Итак, приобщение к фольклорному музыкальному наследию и традициям детей старшего дошкольного возраста влечет за собой появление у ребенка желания не только создать свой положительный музыкальный образ, но и воспитывает в нем лучшие человеческие качества.

3. Библиографический список.

  1. «Дошкольная педагогика» авт. Т.М. Бабунова, М., «Сфера» , 2007
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика Синтез» , 2015
  3. «Дети, взрослые и мир вокруг» авт.Н. А. Виноградова, М., «Просвещение» , 1993
  4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, С.-П., Детство Пресс, 2008
  5. «Педагогика» учебник авт. Л.П. Крившенко и др., М.,» Проспект», 2009
  6. «Возрастная психология» авт. И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, М.,» Сфера», 2008
  7. «Концепция дошкольного воспитания» 1989г.
  8. «Народная культура и традиции» авт. В. Н. Косарева, М., «Учитель» , 2013
  9. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» авт. С. А. Козлова, М., «Педагогика» , 1998
  10. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Г.В. Лунина, М.,» Воспитание человека», 2005
  11. «Педагогика» авт. П.И. Пидкасистый, М. «Высшее образование» , 2008
  12. «Стратегия воспитания в России до 2025 года» (интернет – ресурс)
  13. «Духовное краеведение Подмосковья» , Л.Л. Шевченко, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
  14. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, М., 1991