Воспитание ребенка в семье — выбираем правильные методы. Методы и приемы семейного воспитания

лам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в обеспечении правопорядка.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний и умение применять их на практике.

В целом все направления воспитания реализуются вместе, дополняют друг друга и обеспечивают процесс формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Воспитание – это процесс формирования качеств личности. В психологическом плане качество личности представляет собой систему знаний, убеждений, чувств, привычек, любое качество личности является элементом ее сознания. Основными этапами формирования качества личности являются формирование представлений о данном качестве личности, переход понятий в убеждения, формирование соответствующего поведения, привычек, воспитание соответствующих чувств.

При этом имеет место влияние воспитателя (воспитывающего) на воспитываемых. Влияние – это деятельность воспитывающего (или форма осуществления им своих функций), которая приводит к изменению каких-либо особенностей личности воспитанника, его поведения и сознания. Педагог может влиять на сознание и поведение ученика не только своими педагогическими действиями, но и своими личностными качествами (такими как доброта, общительность и т.д.)

Влияние в процессе воспитания может быть направленным (т.е. ориентированным на конкретного человека или его конкретные качества и поступки) либоненаправленным (когда оно не нацелено на определенный объект), кроме того оно может быть в видепрямого воздействия (т.е. непосредственного проявления педагогом своих позиций и требований к ученику) либокосвенного воздействия (когда оно направлено не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду).

3. Методы и формы воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах, которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма – это способ организации, а метод – способ достижения результатов деятельности. Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита-

ния , каждая из которых имеет свою специфику. Так,массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в определенной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т.д.Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организации форм.

А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач.

Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убеждений и навыков поведения.

Основными механизмами воздействия в воспитании являются:

убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых;

внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания;

заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя;

подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя.

Методы воспитания включают в себя приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяютсозидающие (похвала, просьба, доверие и др.) итормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

В современной педагогике принято выделять несколько групп методов, положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры деятельности.

К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К

ним относятся метод убеждения , основными формами реализации которого

являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера , т.е. целенаправленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей).

Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений.

К ним относятся:

метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в органи-

зации планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения (различные виды заданий на групповую и индивидуальную деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и т.п.);

метод педагогических требований , состоящий в предъявлении воспи-

туемым прямых (в виде указаний или даже приказов) или опосредованных (в виде просьбы, совета, намека и т.п.) требований;

метод создания воспитывающих ситуаций, т.е. специально созданных педагогических условий, обеспечивающих организацию определенной формы общественного поведения. Примером таких ситуаций являются следующие: ситуация авансирования доверием, ситуация свободного выбора, ситуация соотнесения, ситуация соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества и др.

В третью группу входят методы стимулирования деятельности и пове-

дения , к которым относятся методы поощрения и наказания, одобрения и осуждения, контроля, перспективы, общественного мнения.

Каждый метод позволяет решать определенные воспитательные задачи, но ни один из методов не является универсальным, позволяющим решить все задачи воспитания. Поэтому всегда воспитание обеспечивается применением совокупности методов.

Чтобы метод воспитания был эффективным, должны соблюдаться определенные условия.

Рассмотрим некоторые из них применительно к основным методам воспитания.

Убеждение – это воздействие педагога на рациональную сферу сознания ученика. При этом воздействие может осуществляться двумя путями:убежде-

ние словом и убеждение делом.

Убеждение словом предполагает разъяснение, доказательства либо опровержения, которые будут эффективны только тогда, когда они имеют строгую логику, подкреплены цифрами и фактами, проиллюстрированы примерами и эпизодами из жизни.

Убеждение делом предполагает применение живого практического примера путем личного показа, показа опыта других или организацию совместной деятельности.

Метод положительного примера предполагает воздействие на сознание и поведение воспитуемых системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения, стимулом и средством самовоспитания. При этом чаще всего используются примеры из жизни выдающихся людей, из истории своего государства и народа, из литературы и искусства, личный пример воспитателя.

Чтобы пример был действенным средством воспитания, должны соблюдаться следующие условия:

общественная ценность примера;

реальность достижения цели;

близость к интересам воспитуемых;

яркость, эмоциональность, заразительность примера;

сочетание примера с другими методами.

Метод поощрения – предполагает внешнее активное стимулирование побуждений воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. При этом могут использоваться самые разные средства: поощрительные жесты и мимика воспитателя, его поощрительные обращения к воспитаннику, оценка поступка ученика как образцового, объявление благодарности и т.д.

Поощрение действенно при следующих условиях:

обоснованности и справедливости поощрения;

своевременности поощрения;

разнообразии поощрения;

гласности поощрения;

торжественности ритуала поощрения и т.д.

Владея системой методов воспитания педагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые по его мнению, будут самыми рациональными. Будучи очень гибким, очень тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Следовательно, методы воспитания надо выбирать с учетом целей, содержания и принципов воспитания, а также конкретных педагогических задач и условий.

4.Семейное воспитание

Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Семья – это первичная ячейка общества, где люди связаны кровными и родственными отношениями. Она объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не является семьей, она появляется с рождением детей. Основная функция семьи состоит в воспроизводстве человеческого рода, в рождении и воспитании детей.

Семья – это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, и в то же время – это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка, который создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности. Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от многих факторов: наследственности и биологического (природного) здоровья детей и родителей, материальной обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку и др. Все эти факторы переплетаются и проявляются по-разному в каждом конкретном случае.

Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать наилучшие условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребен-

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет также свои принципы, важнейшими из них являются:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (нельзя требовать невозможно-

оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физиче-

ское, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, среди которых особое место занимает нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.

В семейном воспитании наиболее часто используются такие методы

как личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, поручение, похвала, сочувствие и др.

Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако, она должна быть не любой, а педагогически целесообразной, т.е. любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье, в их числе:

безнадзорность, бесконтрольность , когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям, в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний;

гиперопека , когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым;

воспитание по типу «кумира» семьи , когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;

воспитание по типу Золушки , когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность;

« жестокое воспитание» когда ребенка наказывают за малейшую провинность и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным;

воспитание в условиях повышенной моральной ответственности , ко-

гда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.

Неправильное семейное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания, когда на детей воздействуют с помощью страха. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • 1. Понятие и принципы семейного воспитания
  • 2. Цель и методы семейного воспитания
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.

Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Проблемой воспитания ребенка в семье и отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые как К.Д.Ушинский, Т.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А.Аркин.

Цель данной работы- рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания.

Методы и формы семейного

1. Понятие и принципы семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

Обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

Научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

Открытость и доверительность отношений с детьми;

Оптимистичность взаимоотношений в семьи;

Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

воспитание семья ребенок

2. Цель и методы семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Г. Крайг пишет, что уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. После короткого отдыха малыш может пытаться сфокусировать взгляд на лице матери, причем создается впечатление, что он делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с ним. Они внимательно изучают все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя новорожденного, они устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Дети, могут более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза и разговаривают с ними. Создается впечатление, будто малыши хотят ответить.

Сейчас по крайней мере в 8 независимых лабораториях, находящихся в 5 странах, твердо установлено, что дети на ранних стадиях младенчества способны к ограниченной имитации поведения своих родителей. Они двигают головой, открывают и закрывают рот, даже высовывают язык в ответ на мимику родителей.

Некоторые психологи считают, что такие ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей

Ранние дополнительные контакты с ребенком могут оказаться особенно полезны для несовершеннолетних матерей.

Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален - говорит Крайг. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но несколько по-иному распределяют роли отца и матери.

Т.А. Куликова считает, что для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. Если же ребенка воспитывает одна мать, о развитие интеллекта иногда идет "по женскому типу", т.е. у ребенка формируются лучше языковые способности, но чаще формируются нелады с математикой.

Очень важным аспектом становления личности ребенка является овладение полоролевым поведением. Естественно, что родители, являясь представителями разных полов, играют главную роль в этом процессе. Ребенок видит пример родителей, наблюдает за их взаимоотношениями, сотрудничеством, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Б.Спок также считает, что отец и мать должны и оказывают влияние на становление полоролевого поведения. В своей книге "Ребенок и уход за ним" Спок говорит о том, что родители своим поведением, высказываниями и поощрением того или иного поведения у детей разного пола подталкивают их к осознанию того, что ребенок является представителем определенного пола.

Спок акцентирует внимание на том, что отцу и матери нужно вести себя по разному с мальчиками и с девочками. Отец, воспитывая своего сына, привлекает его к мужским занятиям и поощряет развитие у него таких качеств, как решительность, мужественность. А в дочери, мягкость, нежность, терпимость. Мать же обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, приветствуя любую позитивную активность. Отношения между мамами и их сыновьями, папами и их дочерьми оказывает большое влияние на формирование характеров детей, на отношение их к жизни. Личность каждого ребенка формируется в результате повседневных контактов в семейной жизни.

Многие матери и отцы не задумываются о своем отношении к дочери или к сыну, так как любят их одинаково. Родителям нельзя устанавливать какие-то особенные отношения с ребенком определенного пола. Такая родительская позиция обычно мешает развитию ребенка, неблагоприятно отражаясь на формировании его личности.

Таким образом, можно говорить о том, что отец и мать играют большую роль в развитии и воспитании детей, они берегут их жизнь, любят их, и тем самым являются источником для их становления.

Т.А.Куликова в своей книге "Семейная педагогика и домашнее воспитание" называет родителей естественными воспитателями своих детей.

В воспитании детей мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет "общее руководство", обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины -чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

Отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Отцовское воспитание очень отличается от материнского. С точки зрения Маргрет Мид роль отца в семье очень велика. Она писала о том, что нормальная семья является та, где ответственность за нее, как целое, несет отец. Так же и при воспитании детей отец несет большую ответственность. "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, - писал в своих работах А.С.Макаренко,- или поучаете его, или наказываете. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".

Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости и четкой организованности. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки создают гармонию в воспитании.

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Савченко И.А. утверждает, что современные отцы значительно больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними время. И даже берут по отношению к детям часть традиционных материнских обязанностей.

Другие же психологи (А.Г. Асмолов) утверждают, что российские мужчины в 2 раза чаще высказывают неудовлетворение своим положением с детьми. И в 4 раза чаще утверждают, что участие отца в уходе за ребенком порождает много проблем.

Проблема родительского воспитания наиболее острая для российского общества, наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (кодекс о законов о браке и семье).

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли "искусственных матерей" - проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по "мамам", играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между родной и "искусственной" мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их "искусственные мамы". Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И, тем не менее, у матери к ребенку несравненно более "естественная" дорога, чем у отца.

3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания

Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца.

Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:

"Спокойная уравновешенная мама" - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благополучия и добра.

"Тревожная мама" - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.

"Тоскливая мама" - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями в себе, своем будущем. Ее беспокойство и мнительность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.

"Уверенная и властная мама" - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит не на йоту. Она подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, инициативе.

А.И. Баркан предлагает типологию современных пап.

"Папа - мама" - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.

"Мама- папа" - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.

"Карабас - барабас". Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы" В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.

"Крепкий орешек" - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав.

"Попрыгунья" - стрекоза. Папа, живущий, но не чувствующий себя отцом. Семья для него тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет забот жены, что хотела, то и получила! При первой возможности этот тип превращается в приходящего папу.

"Добрый молодец", "Рубаха-парень" - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко и весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним социально способности - любить собственных родителей.

Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания.

"Сотрудничество". Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

"Диктат". Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

"Гипоопека". Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать два мира, взрослые и дети и ни тем ни другим не следует переходить намеченную черту.

Таким образом, любому отцу и любой матери следует знать, что нет жестко установленных правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых зависит от каждого конкретного ребенка, и от каждого конкретного родителя. Задача родителей состоит в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов, залогом этого может быть внутренняя гармония каждого из родителей.

Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который дает ему ощущение защищенности обеспечение эмоционального равновесия его самооценки.

Заключение

Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Родители должны понимать, что они обязаны:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

Библиография

1. Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.

4. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

7. Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.

8. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М,1998.-584с

9. Лесгафт П.Ф. " Семейное воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",1991.

10. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.

11. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 1997.-288с.

12. Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 1996.

13. Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.-408с.-(Высшее образование).

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 1999.

15. Умом и сердцем. Мысли о воспитании, изд.-5 -тое, Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, сост.Молохов Н.И.

16. Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил.

17. Фридман Лев Моисеевич. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей.-М.:Сфера,1999.-208с.

18. Харламов И. Ф. Педагогика М., 1999.

19. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., "Просвещение". 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Сущность и основные принципы семейного воспитания. Нравственное воспитание ребенка, управление его умственным развитием в семье. Распространенные ошибки семейного воспитания, роль родительского авторитета. Игра как одно из важнейших условий воспитания.

    реферат , добавлен 12.04.2010

    Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека. Принципы семейного воспитания, влияние родителей на становление полоролевого поведения. Типология современных отцов и матерей, отличительные особенности их методов воспитания детей.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Представления о воспитании детей в семье. Проблемы семейного воспитания. Разработка методических рекомендаций по организации семейного воспитания. Взаимодействие преподавателя с семьей ученика. Формы и методы работы учителей с родителями учащихся.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Рассмотрение различных стилей семейного воспитания и их влияния на социализацию ребенка. Проведение диагностики уровня успешной социализации младших школьников. Положительное влияние на успешную социализацию демократического стиля семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Семья как фактор социализации. Воспитание и родительское воздействие. Задачи воспитания в семье. Развитие интеллекта и творческих способностей детей. Принципы семейного воспитания и условия его успешности. Сочетание семейного и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Воспитание как часть социализирующего образования. Особенности семейного воспитания в многонациональном Казахстане в современных условиях. Психологические условия формирования личности. Современные проблемы и нарушения в процессе семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Социальные проблемы современной семьи. Семейное воспитание ребенка и его значение. Сущность дефектов семейного воспитания. Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения несовершеннолетних. Проблема взаимоотношений с родителями.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2009

    Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко. Методы и средства воспитания детей в семье, отраженные в произведениях А.С. Макаренко. Специфика семейного воспитания и определение его значения. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 3 СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ 4 ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ 5 РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 8 ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 10 УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 14 СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 19

Введение.

Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему». Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а, обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение. Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка в руках ребёнка часто является лишь средством общения со взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других людей. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Семья и личность.

Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.

Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в дальнейшем формировании личности.

Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос этот не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему не один век.

Две формы воспитания.

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

На противоположных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери. Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали детей в ученики. При этом чётко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями о добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве. Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернёрам и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам, языкам.

Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать, подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и глубоким уважением.

Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и добрых отношений в семьях.

В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях. Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле, бороться за благо всех.

Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности.

Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.

Родительское воздействие.

Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для ребёнка! Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.

Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.

В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая работа, семейное воспитание имеет свои задачи.

Задачи воспитания в семье.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

В первый год жизни ребёнка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности, следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

Условия воспитания в семье.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с её красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

Обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

Сочетание семейного и общественного воспитания.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

В умно организованном, слаженном ребячьем общении наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую закваску. Здесь они привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.

Пусть растут и совершенствуются общественные формы воспитания! Не в противовес семье, не взамен её. А как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачёркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребёнка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в пестовании детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

Заключение.

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

    Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание, 1977.

    Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ ребёнок – М.: Знание, 1964;

    Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.: Просвещение, 1976;

    Педагогика: под редакцией П.И.Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1996;

    Педагогическая энциклопедия – том 2 – М.: Советская энциклопедия, 1965. – 659 с.

Формы воспитания

Воспитание «кнутом и пряником». Родителям стоит помнить, что воспитывая малыша, не стоит использовать ремень, крик или же применять рукоприкладство. Ребенок, которому пять лет, не понимает причин крика, он не осознает, что это наказание. В таких моментах лучше использовать угол. Если родители начинают прибегать к физическому насилию, то это значит, что они просто не могут по-другому доказать ребенку свою правоту, у них нет для этого аргументов. Если постоянно наказывать ребенка ремнем или кричать на него, то до добра это не доведет – ребенок просто начнет тихонько ненавидеть родителей, а вины при этом чувствовать за собой не будет. При воспитании стоит запастись терпением, постараться найти аргументы, чтобы доказать, что в чем-то ребенок не прав. Кричать, по мнению специалистов, стоит только в случае опасности, тогда у ребенка будет вырабатываться инстинкт самосохранения.

Воспитание «на равных». Стоит четко понимать, что при разговоре с ребенком нельзя допускать сюсюканья и другого искажения слов. Если не разговаривать с ним обычным языком, то это приведет к замедлению речи или неправильному произношению. С самых первых месяцев ребенку необходимо слышать правильную речь и тогда он научится говорить нормально. Несомненно, родителям надо помогать малышу морально, но при этом стоит избегать тотального контроля. Все это касается и наблюдения за ребенком – не надо молниеносно бросаться к малышу, если он вдруг упал в кроватке; не стоит за него собирать разбросанные игрушки, потому что он это должен делать сам – это его работа.

Воспитание подростка. Главное, что стоит помнить – подростки постоянно пытаются избежать чрезмерной опеки со стороны родителей. Но стоит разделять опеку и внимание, потому что во внимании ребенок как раз нуждается больше всего. Матери необходимо найти правильный подход к своему чаду, чтобы доступно объяснить ему какие вещи можно делать, а какие нет. Хорошо, если родители станут для ребенка в этот период друзьями, тогда он будет рассказывать все, что происходит в его жизни; нельзя терять доверие ребенка, иначе он будет неразговорчив и, возможно, даже замкнут.

Методы воспитания

Методы воспитания ребенка в семье – это тот путь, который позволяет осуществить целенаправленное влияние на его сознание и поведение со стороны родителей.

Убеждение

Это достаточно сложный метод. Пользоваться им надо аккуратно и осторожно: любое слово, даже случайное, может в чем-то убедить ребенка. Наибольший эффект в таком методе приносит показанный пример. Дети любят подражать взрослым, а особенно родителям. Однако стоит помнить, что подражают дети не только хорошим привычкам, но и плохим.

Требование

Без этого метода нет воспитания. Уже к маленькому ребенку родители предъявляют определенные требования. Главная форма таких требований – это распоряжение. Распоряжение стоит произносить спокойным, уравновешенным голосом, но делать это так, чтобы у ребенка не возникло даже мысли, что требование можно не делать. Нельзя кричать, злиться и нервничать.

Поощрение

К поощрениям можно отнести разные формы взаимодействия, в том числе совместные прогулки и игры, одобрение, доверие, похвала и даже материальное стимулирование. Чаще всего в семьях используют одобрение. Хотя одобрение это не совсем похвала, это подтверждение того, что ребенок делает все правильно. У малыша правильное поведение только формируется, поэтому ему необходимо слышать подтверждение правильности своих действий.

Похвала

Похвалой воспитатель выражает удовлетворение совершаемыми поступками и действиями воспитанника. Однако стоит быть внимательным, чтобы хвалебные слова не стали играть отрицательную роль. Такое бывает, когда ребенка чрезмерно хвалят.

Наказание

Эффективность от них бывает только тогда, когда они применяются редко. Прежде чем наказать, следует объяснить причины этого поступка.

- 46.50 Кб

ИЯ10-2

Рахимжан Айдана

СРС «Методы, средства и формы воспитания в семье»

«Наша молодежь - это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. Кто ее родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, ученых? Неужели это мы, старики, создали эту молодежь? Но когда же? Почему мы этого не заметили? Не мы ли сами ругали наши школы и вузы, походя ругали, скучая, привычно; не мы ли считали наши наркомпросы достойными только ворчанья? И семья как будто трещала по всем суставам, и любовь как будто не зефиром дышала у нас, а больше сквозняком прохватывала. И ведь некогда было: строились, боролись, снова строились, да и сейчас строимся, с лесов не слезаем.» Б.Л. Пастернак

Выдающаяся роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется незаменимостью ее воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей каждого ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей. Вот почему школа и общественность не могут не опираться на семью в своей работе по воспитанию подрастающего поколения.
Проблемы семейного воспитания весьма широко и разносторонне освещены в педагогической литературе, например в «Книге для родителей» А. С. Макаренко, в работе Н. К. Крупской «Вопросы семейного воспитания и быта», в ряде работ В. А. Сухомлинского и др.
С учетом требований комплексного подхода к воспитанию особое внимание в семье надо уделить решению задач идейно-политического, умственного, нравственного и трудового воспитания, эстетического и физического развития детей.

В семейном воспитании можно использовать беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и др.), методы общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь формируют у детей представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном, правдивом и лживом. Начинаются эти беседы в ходе рассказывания сказок и переходят постепенно в целенаправленные ненавязчивые, но систематические беседы о важнейших идейных, нравственных качествах, об эстетическом и физическом совершенствовании и др.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Роль семейных традиций в жизни малышей

* Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"

* Дети гордятся своей семьёй

* Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято

* Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

* Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция

* Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

* Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание.
Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. - это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы - одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Ниже охарактеризованы методы воспитания по данной и другим классификациям.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Общие методы и средства воспитания.

Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания.

Убеждение - это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение - многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.