Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка. Умственное и физическое развитие ребенка

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

Растите здоровые!

Реалии современной жизни таковы, что в большинстве семей и дошкольных учреждениях, очень много внимания уделяется интеллектуальному развитию детей. На них, обрушивается большой информационный поток, и физическое развитие начинает уходить на второй план. Многие забывают, что именно хорошо развитый уровень физической активности ребенка является одним из решающих факторов для гармоничного психофизического развития ребенка. Дети обязательно должны скакать, бегать, прыгать, плавать, много гулять и даже кричать. По другому говоря – ребенку нужна свобода двигательной деятельности.

Двигательная деятельность способствует укреплению дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и стабилизации деятельности нервной системы.

Многие специалисты считают, что в дошкольном возрасте физическое развитие наравне с психическим, является определяющим для всей дальнейшей жизни ребенка.

Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе - 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.

В дошкольном возрасте неравномерно развиваются части тела ребенка. К 6 годам у детей обоих полов вытягиваются конечности, расширяются таз и плечи. Но мальчики быстрее прибавляют в весе, а у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков.

В 5-6 лет у детей опорно-двигательный аппарат не является до конца окрепшим.
Особенно следует быть осторожными, при проведение подвижных игр, так как носовая перегородка еще также не окрепла.

Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.

Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» - кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.

К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим (подошва не должна быть жесткой).
У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.

В период дошкольного возраста идет интенсивный процесс развития центральной нервной системы. В головном мозге увеличиваются лобные доли. Окончательное разделение нервных элементов в так называемых ассоциативных зонах позволяет проводить сложные интеллектуальные операции: обобщение, установление причинно-следственных связей.

В дошкольном возрасте у детей активизируются основные процессы нервной системы - торможение и возбуждение. При активизации процесса торможения ребенок с большей охотой следуют установленным правилам, контролируют свои поступки.

Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у детей 5-7 лет, и по размерам значительно уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться температурный режим. Иначе его нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском возрасте.

В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и воспитатели должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Силовые виды спорта, занятия сопряженные с высокими нагрузками еще не подходят для детей этого возраста. Причиной этого является то, что дошкольный возраст – период незавершенного развития костей, некоторые из них имеют хрящевое строение.

Связь физического и умственного развития.

Доказано, что двигательная активность стимулирует умственное и эмоциональное развитие.

Двигаясь то медленно, то вприпрыжку малыш познает окружающую действительность, развивает волю и упорство в преодолении трудностей, учится самостоятельности. Движение помогает снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать гармонично и уравновешенно.

Если Ваш малыш каждый день делает зарядку, он станет выносливее, укрепит мышечный каркас. При этом важно включать в комплексы упражнения для тренировки тех мышц, которые мало задействуются в повседневной жизни, а также равномерно тренировать правую и левую части тела. Особое внимание стоит уделить формированию правильной осанки. С раннего детства формируйте у малыша представление о важности правильного положения тела, боритесь с сутулостью и сколиозом, укрепляя мышцы спины при помощи специальных упражнений.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В свою очередь процесс психического развития детей дошкольного возраста происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.

Существует уникальная методика, которая называется умная гимнастика.
Это физические упражнения, которые влияют благотворно не только на физическое развитие, но и на умственное.
Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.

В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.

Задачи физического воспитания.

Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому только взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).

Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

3. Воспитание физических способностей (координация, скорость и выносливость). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.
Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Давайте действовать! От слова к делу.

Умная гимнастика.

Умная гимнастика или гимнастика мозга – это комплекс специальных двигательных упражнений, которые способствуют объединению наших полушарий головного мозга и оптимизируют деятельность мозга и тела.

Проще говоря, способствуют улучшению внимания и памяти, повышают работоспособность и расширяют возможности нашего мозга.

Каждое упражнение из Умной гимнастики, направлено на возбуждение определенного участка мозга и объединяет мысли и движения. Как следствие, новые знания лучше запоминаются и становятся более естественными.

Кроме этого, упражнения развивают координацию движений и психофизические функции (ощущения и их восприятие).

Ниже приведены несколько упражнений, которые способствуют развитию и улучшению определенных навыков и психических процессов.

Шаги наперекрёст – шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Интегрируем работу обоих полушарий мозга.

Слон – рука вытянута вперед, прижимаем голову к плечу, ноги присогнуты, рисуем восьмёрку рукой в воздухе (восмёрка=бесконечность). Выполняем упражнение одной и другой рукой. Развиваем понимание, чтение, слушание, письмо.

Перекаты – садимся на пол, опираемся на руки сзади, приподнимаем ноги и рисуем восьмёрки ногами. Получается, что мы крутимся вокруг своей оси. Повышаем творческое мышление, улучшаем операции с техникой.

Вращение шеей – поднимаем одно плечо, кладем на него голову. При опускании плеча голова опускается вниз и перекатывается на другое плечо, которое мы заранее поднимаем. Снимаем зажимы в области шеи, плеч и спины, стимулируем математические способности.

Змейка – лежа на животе, медленно поднимаем голову на выдохе и прогибаем спину. Можно делать упражнение, сидя за столом. Повышаем концентрацию внимания, восприятие новой информации.

Брюшное дыхание – кладём руку на живот, при вдохе следим, чтоб живот надувался, при выдохе втягиваем в себя. Расслабляем ЦНС, повышаем уровень энергии.

Включение рук – поднимаем одну руку вверх, двигаем ей вперед, назад, лево, право. При этом другой рукой оказываем ей небольшое сопротивление. Рукой двигаем на выдохе. Затем повторяем все для другой руки. Развиваем правописание, речь, языковые способности.

Колпак – осторожно разминаем ушные раковины от центра к краям уха. Делаем это одновременно двумя руками. Улучшаем концентрацию внимания, повышаем умственные и физические способности.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Ниже даны упражнения, которые способствуют укреплению иммунитета ребенка.

1. Большой и маленький. Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.

2. Паровоз . Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси . Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист . Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница . Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец. Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик . Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком, три-пять раз.

9. Лягушонок. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.

10. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка . На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Закаливание.

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры - это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.

Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Начинать повседневное закаливание детей лучше с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых - закаливание.

Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая - к простуде.

При этом ребенок не должен просто стоять в холодном помещении - это не закаливание, и так малыша легко простудить. Воздушное закаливание должно сочетаться с физическими упражнениями, например с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей.
Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маячке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

После зарядки отправляйтесь в ванную, чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание - не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна - на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.
Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков, рекомендуемая температура для детей 5-7 лет - 19–21 градус.

Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках, малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах - можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом.

А если стало прохладно, и температура в доме упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность.

К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка.

Одна из самых эффективных специальных методик - контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.
Но вот с чем не стоит экспериментировать - это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби.

Такое псевдозакаливание - огромный стресс для детского организма, и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша.

Координация и крупная моторика.

Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела. Навыки крупной моторики – это движения, в которых участвуют мышцы рук, ног, ступней и всего тела, например, ползание, бег или прыжки.
Навыки мелкой моторики мы используем, когда, например, берем какой-то предмет двумя пальцами, зарываемся пальцами ног в песок или определяем вкус и текстуру губами и языком. Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
Ниже даны несколько упражнений, которые направлены на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1.Бревнышко. Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2.Колобок. Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3.Гусеница. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

4.Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
Ползанье на спине без помощи рук и ног («Червячок»).
Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.

5.Паучок. Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям — вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

6.Слоник. Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

7.Гусята. Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

8.Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

9.Бревнышко по стене. И.п. — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

Подвижные игры.

Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это основой для подвижных игр, которые помогут общему развитию ребенка, вместе с его физической подготовкой? Эти игры универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду.

Такая активность помогает детям получить необходимую физическую нагрузку, а также научиться активно и на равных общаться с другими детьми, увеличить навык быстрой реакции и многое другое.

Для подвижных летних и зимних игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно скакалки или небольшого мяча.
Подвижных игр очень много. Я лишь приведу несколько, наиболее интересных с моей точки зрения.

-КУПИ БЫЧКА
На ровной площадке дети чертят круг, встают за его чертой на расстоянии шага друг от друга. Водящий - хозяин - встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч или шар.

Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прокатывая мячик, приговаривает, обращаясь к детям: «Купи бычка!» или «Купи корову!» Он старается мячом осалить кого-то из играющих. Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить.

Правила игры:
1. Играющие не должны заходить за круг.
2. Водящий может бить мячом с любого расстояния, не выходя за пределы круга.
3. Водящему разрешается во время прыжка менять ноги, прыгать то на правой, то на левой ноге или на двух ногах.
Зимой можно играть на хорошо утоптанной снежной площадке, прокатывая льдинку, шар, шайбу или какой-либо другой предмет. Интересно проходит игра, когда удары мячом водящий проводит внезапно. Он прыгает по кругу то быстро, то замедляя прыжки, внезапно останавливаясь, делает обманные движения, словно бьет по мячу. Такое поведение водящего заставляет играющих подпрыгивать, отступать назад или делать шаг в сторону.

-ЛЯГУШКИ
Играющие перед началом игры выбирают ведущего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия (через палки) или запрыгивает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют эти движения.
Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква-ква-ква!» При повторении игры выбирают нового ведущего.

-МЕШОЧЕК
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
Варианты игры:

На площадке нарисован круг, в центре его водящий.

1. Играющие стоят на расстоянии 3-4 шагов от круга. Водящий вращает шнур. Как только мешочек доходит до игрока, он подбегает и прыгает через него.

2. Водящий кружит шнур с мешочком, а дети бегут навстречу и перепрыгивают через него.
3. Дети делятся на несколько подгрупп, но не более 5 человек в каждой. Встают друг за другом и по очереди перепрыгивают через веревку с мешком на конце. Тот, кто перепрыгнул, встает последним в своей группе. Если же он за мешочек задел, то выходит из игры. Выигрывает подгруппа, где осталось больше играющих.

Вращать шнур с грузом нужно так, чтобы он не касался земли.

Для этой игры нужен шнур длиной 2-3 м с грузом на конце около 100 г. Длину шнура можно увеличивать или уменьшать в зависимости от размера площадки и от количества играющих. При вращении шнура водящий может изменять его высоту.

Профилактика плоскостопия.

Здоровье стоп – это здоровье всего организма, это правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли, здоровые суставы и мышцы.
Плоскостопие – это физический недуг стопы, при котором стопа становится уплощённой, в особо запущенных случаях абсолютно плоской, т.е. подошва всеми своими точками касается поверхности.
Ниже, я расскажу об упражнениях, которые являются профилактикой плоскостопия:

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве: дома босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов конструктора на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т.д.

3. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трех минут.

P.S. Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло.

Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными. При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными.
Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет. Выходом из положения может стать детский фитнес, танцы, плаванье – те занятия, которые нагружают опорно-двигательный аппарат равномерно, и могут содержать в себе элементы игры, что немаловажно для дошкольника.
При этом следует помнить, что сколько бы удачных занятий вы не подобрали, физическое развитие дошкольника будет лишено очень многого, если из него исключить самые обычные, но такие важные прогулки на свежем воздухе. Для ребенка этого возраста побегать на детской площадке или в парке, поиграть в активные игры со сверстниками иногда намного более полезно, чем провести то же время в спортивных тренировках в пусть даже хорошо оборудованном, кондиционированном зале.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).



2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

  • Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
  • 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
  • Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
  • 4. Трудовая деятельность
  • Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
  • 1. Эмоции и чувства
  • 2. Воля
  • Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
  • 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
  • 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
  • 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
  • 3) Советы классному руководителю, воспитателю
  • Задания к теме:
  • Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
  • 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
  • 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • 3. Задачи эстетического воспитания
  • 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
  • 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
  • 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
  • 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
  • 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
  • 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
  • 10. Заключение
  • Задания к теме:
  • Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Воспитание школьников в коллективе
  • 2. Психологическая характеристика школьного класса
  • 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
  • 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
  • 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
  • 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
  • 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
  • Задания к теме:
  • 1. Психологическая подготовка к труду
  • 2. Практическая подготовка к труду
  • 3. Общественно полезный труд
  • 4.Производственное обучение и производительный труд
  • Задания к теме
  • Классификация экскурсий
  • Подготовка экскурсии
  • Определение цели
  • Выбор темы
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов
  • Составление маршрута
  • Подготовка текста
  • Речь учителя
  • Использование методических приемов
  • Природоведческие экскурсии
  • Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
  • Примерная разработка природоведческой экскурсии1
  • Подготовка учителя к экскурсии
  • Подготовка учащихся к экскурсии
  • Проведение экскурсии
  • Закрепление полученных знаний.
  • Итоги экскурсии
  • Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
  • Значение физического воспитания в школеViii вида
  • Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
  • Единство нравственного и физического воспитания
  • Связь умственного и физического воспитания
  • Единство трудового и физического воспитания
  • Задачи физического воспитания в школеViii вида
  • Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
  • 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
  • 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 5. Некоторые выводы
  • Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
  • Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
  • Б и б л и о г р а ф и я
  • Связь умственного и физического воспитания

    В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:

    Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

    Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

    Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.

    Освоение их в конкретном приложении, т.е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств ума, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), для чего в процессе физического воспитания имеются немалые возможности.

    Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т.д.). Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых.

    На связь физического и умственного воспитания указывали многие ученые-дефектологи (А.С.Самыличев 1 , А.А.Дмитриев 2 , Н.А.Козленко и др.). Так, А.С.Самыличев проводил исследования по определению соотношений развития умственной работоспособности и физических качеств у учащихся вспомогательной школы. В результате было установлено, что в подавляющем большинстве случаев имеется прямая зависимость изучаемых показателей – дети с более высокой умственной работоспособностью отличаются лучшим развитием физических качеств, и наоборот. То есть, повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у умственно отсталых детей с помощью целенаправленных индивидуально дозированных упражнений, мы тем самым будем опосредованно оказывать влияние и наразвитие их умственных способностей, что является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Итак, развитие умственной работоспособности и уровень физических качеств у умственно отсталых детей находится в определенной взаимосвязи, что является доказательством наличия связи между физическим и умственным сторонами воспитания. Физическое и умственное воспитание являются двумя взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса в школах как для нормальных, так и для умственно отсталых детей.

    Единство трудового и физического воспитания

    Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность системы физического воспитания в нашей стране четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах. Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются следующими положениями:

    1.Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д. Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются аналогичные функциональные возможности.

    На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности, то оно является в таком случае, по существу, одной из форм практического трудового воспитания.

    Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

    2.Путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей “природы”, он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое неразрывно связано с нравственным им другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности.

    3.В физкультурном движении нашей страны большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.

    4.Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т.д.).

    Важно, чтобы система выполнения таких обязанностей была связана с удовлетворением не только личных потребностей, но и нужд коллектива. Благодаря этому занимающиеся не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но вместе с тем приучаются к ответственности, сознательной дисциплине, организованности, согласованности действий в совместном деле, а также приобретают умение руководить и подчиняться, получая удовольствие от хорошо налаженной, хотя и будничной, но необходимой и полезной для коллектива работы.

    Итак, мы видим, что физическое и трудовое воспитание неразрывно связаны между собой. На связь физического и трудового воспитания умственно отсталых детей указывали такие ученые-дефектологи, как Д.И.Азбукин (1943) 1 , А.Н.Граборов (1961), Г.М.Дульнев и др.

    Физическое воспитание играет важную роль в подготовке учащихся вспомогательной школы к труду. Физическое воспитание способствует всестороннему физическом развитию и укреплению здоровья, корригирует недостатки умственного и физического развития, формирует правильные навыки жизненно важных движений и расширяет двигательные возможности путем коррекции недостатков моторики, развивает готовность к овладению новыми умениями и навыками.

    Выпускники школы VIII вида после ее окончания должны трудоустроиться. Проблема социально-трудовой адаптации выпускников школы VIII вида является в настоящее время одной из важнейших специальных проблем дефектологии. От того, насколько успешно овладеет умственно отсталый школьник рабочей профессией, зависит его дальнейшее социальное положение и, следовательно, успешная адаптация в самостоятельной жизни. В связи с этим значительное внимание уделяется физическому воспитанию школьников, что позволяет выявить и развить интересы и склонности учащихся, их потенциальные возможности.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нравственное, эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание являются взаимосвязанными, взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.