Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайчонок и Мишутка»
Программное содержание:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Закрепить знание геометрических фигур;
Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами;
Упражнять в делении квадрата на 4 части по прямой линии и по диагонали;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить знание частей суток;
Закрепить знание дней недели;
Упражнять детей в назывании «соседей» числа;
Упражнять в ориентировании на ограниченной плоскости;
Упражнять в соответствии цифр количеству предметов.
Развивать логическое мышление, интерес к математике.
Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Материал:
Пенал с цифрами; карточки с 2-мя свободными полосками; набор геометрических фигур; счетный материал; квадрат бумаги; лист бумаги; карточки с цифрами, наборы игрушек и предметов; игрушки: Заяц и Мишка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш знакомый Зайчонок, к которому мы ходили на день рождения. Помните? И пришел он со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает его пойти с ним в лесную школу, а Мишутка утверждает, что в школе неинтересно, скучно, он будет уставать. Вот и решил Зайчонок ему показать, как мы в нашем саду легко справляемся с разными заданиями, как нам бывает интересно. Покажем? /Да/.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подойдите к столам и будьте внимательны. Сядет тот, кто выполнит мое задание:
Назвать дни недели - 1-й ребёнок;
Назвать части суток - 2-й ребёнок;
Назвать следующее за 5, 7, 9 число - 3-й, 4-й, 5-й ребёнок;
Назвать соседей чисел «6»,«4»,«3» - 6-й, 7-й, 8-й ребёнок;
Сосчитать от 1 до 10;
Сосчитать от 10 до 1.
Молодцы, все прекрасно справились.
Воспитатель:
А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с 2-мя свободными полосками и выполните задание: на верхнюю полоску положите 4 елочки, а на нижнюю - на 1 грибок меньше, подставьте к ним соответствующие цифры из пенала. А теперь уравняйте елочки и грибочки так, чтобы их стало поровну. /2 ответа: убрать 1 елочку и добавить один грибок/.
Хорошо вы справились с заданием.
Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание:
Положить в верхний левый угол - 4 квадрата;
В верхний правый угол - 7 овалов;
В нижний левый угол – 6 кругов;
В нижний правый угол – 8 треугольников;
В середину – 1 трапецию.
А сейчас проверьте друг у друга выполненное задание и подскажите, как нужно было поставить фигуры.
Воспитатель:
Ребята, на краю стола у вас лежит карточка с цифрой. Возьмите ее, встаньте, погуляйте по группе и найдите игрушки или предметы, которые соответствуют вашей цифре.
Молодцы, ребята, все нашли, а теперь подойдите к близко стоящему ребенку и проверьте правильность выбора.
Оставьте карточку рядом с предметами и подойдите, пожалуйста, на «полянку» отдохнуть.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим …
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сядь.
Воспитатель:
Ребята, пока мы с вами отдыхали, Мишутка нам еще задание подложил и думает, что мы его не сможем выполнить. Возьмите бумажный квадрат и подумайте, как его можно разделить на несколько частей, какие геометрические фигуры могут получиться? Кто догадался, может выполнять задание.
Вадим, что у тебя получилось? / «Согнул квадрат пополам по прямой линии и еще раз пополам, получилось 4 квадрата»/.
А у тебя, Георгий, что и сколько получилось?
/«Я разделил квадрат 2 раза по диагонали, и у меня получилось 4 треугольника»/.
Воспитатель:
Посмотрите, Мишутка, какие наши дети догадливые, умные, как старались быстро выполнить задание, и нисколько не устали. Правда, ребята?
Мишутка:
Теперь я сам убедился, как это интересно, увлекательно выполнять задания. Я обязательно 1 сентября пойду в лесную школу вместе с Зайчонком. Спасибо, ребята.
Зайчонок:
Ребята, я был уверен, что вы меня не подведете, и я оказался прав в нашем споре с Мишуткой. За это я вам принес угощение.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе:
«Путешествие в Математическое Королевство»
Цели:
- продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом счете;
- содействовать формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;
- закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;
- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
- познание (ФЭМП);
- коммуникация (речевая деятельность);
- социализация (игровая деятельность).
- вопросы;
- упражнения;
- игры;
- задания.
Оснащение занятия:
магнитная доска, клей, цветная бумага, наглядные пособия (картинки с цветами, изображения геометрических фигур), фланелеграф, музыкальное сопровождение.
Зоны:
игровая, обучающая.
Предварительная работа.
Ход занятия:
Вступление.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Коммуникативная игра «Собрались все дети в круг»:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математическое Королевство». Но там живет Злой волшебник, который заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.
- Вы готовы помочь жителям королевства?
- Хорошо,но чтобы попасть в эту страну, нужно получить пригласительные билеты, мне их передали жители волшебного королевства. Билетик получит тот, кто справится на с моими заданиями:
1. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (на угол).
2. На столе лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить крайнюю).
- Отлично!
- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
II . Основная часть.
- Молодцы! (Звучит релаксационная музыка).
- Все получили билетики? А теперь отправляемся в путь. Ребята, мы поможем жителям королевства?
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята, идемте за мной. Посмотрите на экран! Это математическое королевство (на экран выводится изображение замка).
- Ой, ребята, это я, злой волшебник Арифметикус, повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, вам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). На какую геометрическую фигуру похож замок?
- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А здесь нас ждет очередное задание. Давайте сядем за столы.
1-ое задание:
- Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).
- Вова, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил (выполняет у доски).
- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- А какое число вы поставили между числами 7 и 9.
- Какое число вы поставили между числами 1 и 3.
- Какое число вы поставили между числами 4 и 6.
- Даня, назови соседей числа 3, 5, 7, 9.
- Егор, назови число, которое больше числа 3 на 1.
- Диана, назови число, которое больше числа 5 на 1.
- Сева, назови число, которое больше числа 7 на 1.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
2-ое задание:
Давайте теперь с вами решим задачи на логику:
1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько) .
2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи) .
3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .
4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра) .
5. Что станет больше, если поставить вверх ногами? (цифра 6) .
- Молодцы, ребята.
3-е задание:
- Ребята, а злой волшебник не сдается!
- Это я, Арифметикус, решил напустить на вас вихрь из загадок и чтобы с ним справиться, нужно отгадать их.
«Задачи в стихах»
1. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть.
2. Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Сколько будет два и пять? Семь.
4. Привела гусыня - мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три.
Воспитатель:
- Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со злым волшебником и отгадали все его загадки. А для этого вам понадобилось много смекалки и сил. Настало время немного отдохнуть!
Уважаемый Арифметикус, ты очень старался, придумывал сложные задания для наших детей. Не хочешь ли ты с нашими ребятами отдохнуть? Вставай с нами в круг!
Физкультминутка.
Мы считали, мы считали,
Что-то очень мы устали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
(Хлопки в ладоши под счет взрослого)
Ножками потопали раз, два, три.
(Шаги ногами на месте)
Присели, встали; встали, присели,
И друг друга не задели
. (Приседания)
Мы немного отдохнем
(повороты туловища)
И опять считать начнем.
(Ходьба на месте).
4-ое задание:
Воспитатель:
- Ребята, вы отдохнули? Готовы продолжить наше путешествие? Сядьте, пожалуйста, на ковер.
Арифметикус:
- Вас ждет непростая игра- испытание. Надо исправить ошибки, которые я нарочно кое- где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 5 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
5-ое задание:
Воспитатель:
- Молодцы ребята! У злого волшебника не получилось вас запутать.
Арифметикус:
А еще я решил заколдовать цветочный сад в математическом королевстве. Вам нужно найти цветы с одинаковым количеством лепестков.
Арифметикус:
- Ах какие вы сообразительные ребята!
Воспитатель:
- Ребята, давайте выполним релаксационную (расслабляющую) гимнастику. Арифметикус, присоединяйся!
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
III . Заключительная часть
6-ое задание:
Воспитатель:
- Ребята, давайте присядем за столы. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических квадратов. Если мы, ребята, разделим магические квадраты на равные части, то колдовские чары развеются: всё встанет на свои места, жители королевства будут свободными. У вас на столах разноцветные квадраты:
– сложите свой квадрат на 2 равные части.
- Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края)
- Как можно назвать каждую из частей? (½)
Ребята, давайте сложим наш квадрат еще раз.
А теперь, скажите как называется каждая часть квадрата? (1/4)
- Молодцы ребята, мы сняли с вами злые чары Злого волшебника!
А теперь давайте составим для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных квадратов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса. Но мне бы хотелось, чтобы вы запечатлели лицо нашего доброго волшебника, Арифметикуса, на каждом из ваших квадратов.
Арифметикус, запечатли себя в новом образе.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.
- Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились новому?
Арифметикус:
- Вы все отлично потрудились и получаете от меня сладкие призы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями!
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математической галактике»
Цель : Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Закрепить умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес, развивать внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по своим свойствам, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательные области :
Познание (ФЭМП)
Коммуникация (речевая деятельность)
Социализация (игровая деятельность)
Методические приемы :
Вопросы;
Упражнения;
Игры;
Задания.
Материал и оборудование :
Мультимедийная установка, карандаши, фломастеры, листы бумаги, голосовое сообщение от жителей Математической галактики, числовой ряд, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, сюрприз (звездочки), магнитная доска, слайды с заданиями от жителей математических планет, геометрические фигуры для составления роботов.
Место проведения: кабинет с интерактивной доской.
Планируемые результаты:
Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задачах, повысить интерес к математике, закрепить знания, умения и навыки по ФЭМП.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поздороваемся с гостями, и сядем все на свои места.
1 часть Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, Мы здесь собрались не случайно, а знаете для чего? Сегодня утром я получила голосовое сообщение от жителей далекой математической галактики. Они очень хотят с нами подружиться и приглашают к себе в гости. Хотите прослушать это сообщение?
(сообщение)
Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далекой математической звездной галактики! Мы хотим с вами подружиться! Мы приглашаем Вас к нам в гости в путешествие по нашим планетам. Мы, так же как и Вы любим науку математику! Прилетайте к нам и поделитесь с нами своими знаниями и умениями! А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы получите в подарок звездочку, и посмотрите что получится, если все звездочки собрать вместе.
Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие по планетам математической галактики?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда посмотрите - вот карта –траектория нашего полета по космическому пространству.Вот на каких планетах нам предстоит побывать: Цифровая, Геометрических фигур, Веселой физминутки, Планета задач и Планета числовых знаков. Во время нашего путешествия нас будут ожидать трудности, которые потребуют от нас смекалки, гибкости ума, внимательности. Поэтому давайте подготовимся к путешествию и проведем мозговой штурм.
Постараемся быстро и правильно, ответить на все вопросы:
- Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели находится между средой и пятницей?
Сколько месяцев в году?
Закончится январь, наступит?
Может ли после зимы наступить лето?
Сколько в сутках частей? Назовите их
Завтракаем мы утром, а ужинаем?
Найдите лишнее слово: утро, день, вторник, вечер, ночь?
Береза, тополь, роза, дуб?
-Сколько концов у одной палки?
У стула 4 ножки, а сколько ножек у двух стульев?
Посчитаем от 1 до 10 (на русском и на казахском языках)
Назови число, которое больше 4, но меньше 6;(5)
Назови число, которое больше 5, но меньше 7;(6)
Назови числа, стоящие в ряду справа от 5;(0,1,2,3,4)
Назови соседей числа 4, числа 8;
Назови число, которое стоит перед числом 7;
Назови число, которое следует за числом 8;
Какое число становится больше, если его перевернуть вверх ногами? (6)
Назовите наибольшее однозначное число (9)
Назовите наименьшее двузначное число (10)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию и получаете в награду первую звездочку « Д»
На чём же мы отправимся в наше путешествие?
Транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки? Их нужно соединить прямой линией по порядку, начиная от 1 до 9 .
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием! Что у нас получилось? Получилась ракета! Мы начитаем свое путешествие! Внимание! Приготовились к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет 10-1. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Мы ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор ( музыка)
И вот перед нами первая планета
- Числовая.
Посмотрите, а кто живет на этой планете? (Цифры.) А как вы думаете, что этот значок означает? (Круговые примеры.) А как мы решаем круговые примеры?
Жители этой планеты очень любят заниматься математическими вычислениями. И они приготовили для нас вот такие числовые равенства. И мы попробуем их с вами решить с помощью числового луча (на магнитной доске)
6+2=8
8-3=5
5+2=7
7-1=6
(После решения на доске) А удобно ли решать примеры всегда с помощью числового луча? Нет? А что Нужно знать? Правильно! Нужно знать состав числа. Жители этой планеты приготовили для вас вот такие числовые домики, заселите в пустые окошки недостающие числа. (раздать домики) Возьмите фломастеры и впишите нужные числа.
Молодцы! А теперь проверьте друг у друга. Мы вновь заработали звездочку «р»
Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Перед нами следующая планета – называется она Планета Геометрическая .
А скажите, по каким трем признакам мы всегда сравниваем геометрические фигуры?(Цвет, размер, форма.)
Вместе с жителями планеты давайте вспомним, какие геометрические фигуры бывают.
Как называется фигура, которую образует прямая замкнутая линия?
Как назвать одним словом геометрические фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла (4х угольники)
Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?
Что мы знаем о прямоугольнике?
Посмотрите вокруг-на планете прошел метеоритный дождь. А в форме чего осколки метеоритов, упавших на планету? (Слайд с фигурами разных цветов)
Жители далекой планеты хотят поиграть с вами в игру которая называется «Правда или нет» , Отвечайте только «да» или«нет»
Будьте внимательны, вопросы очень хитрые.
Правда или нет что все квадраты зеленые? (нет, ЕСТЬ синий)
Правда или нет что все фигуры зеленые красные и желтые?(нет, есть синие)
Правда или нет что некоторые треугольники красные? (да)
Правда или нет что некоторые зеленые фигуры квадраты? (да)
Правда или нет что в правом верхнем и левом верхнем углах расположены круги? (да)
Правда или нет что все синие фигуры квадраты? (нет, один синий - треугольник)
Правда или нет что все треугольники красные? (нет, один синий)
Правда или нет что у всех желтых фигур нет углов? (да)
Молодцы ребята! справились и за это нам в подарок очередная звездочка« у »
Продолжаем наше путешествие дальше.
Мы на следующей планете “ Веселой Физминутки ”, жители этой планеты хотят, чтобы вы немного отдохнули и повеселились вместе с ними.
Мы решали, мы считали
И немножечко устали.
А теперь все дружно встанем и немножко отдохнем.
Выполняем под музыку любые произвольные движения (выключить на 0,48 сек)
Вы веселые ребята и очень понравились жителям планеты «веселой физминутки» и за то, что вы подняли им настроение, они дарят вам в подарок еще одну звездочку «ж»
Воспитатель. Продолжаем наш полет! Ребята, вот перед нами следующая планета- планета «задач».
Но попасть на нее сможем, только если вспомним из каких частей состоит задача.
1. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? – условие.
2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть неизвестное? – вопрос.
3. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное с помощью цифр и знаков? – решение
4. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? – ответ.
Значит задача состоит из: условия, вопроса, решения и ответа.
Жители Планеты Задач любят придумывать и решать задачи. Они предлагают нам вот по этим схемам составить условия и решить задачи.
Задача №1
Попробуйте придумать к такой схеме условие задачи. Итак, повторим условие задачи.( С ночного неба упали две звезды. Потом еще три звезды.)
Повторите вопрос. (Сколько всего звезд упало с неба?)
Каким математическим действием будем решать задачу? Какой знак будем применять?Когда в вопросе звучит слово «сколько всего стало», то мы будем находить целое или часть? Выложите на местах самостоятельно решение задачи.
Назовите ответ задачи. Проведите взаимопроверку.
Задача №2
Давайте попробуем составить условие задачи к следующей схеме.
(дети составляют, я подытоживаю)
Повторим условие задачи. (В космическом корабле летело 4 космонавта. Один из них вышел на задание в открытый космос.)
Повторите вопрос.(Сколько космонавтов осталось на корабле?)
Если в вопросе слово «осталось», то значит с помощью какого действия решается задача? (действие вычитание) какой знак будем применять?
А когда в вопросе сказано «сколько осталось», то что мы находим? Целое или часть? (часть от целого) Решим устно эту задачу. 4-1=3(устно или на доске)
Молодцы, ребята, вы вновь справились с заданиями и получаете в подарок следующую звездочку-Буква «б»
А теперь проведем физминутку для наших глаз, чтобы они отдохнули. Смотрим на доску, следим за предметами и повторяем движения глазками. Слайд «космос»
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие! И вот перед нами последняя планета на нашем пути – планета числовых знаков . Жители этой планеты приготовили для нас свои задания. Вам нужно составить числовые неравенства с помощью знаков «больше» и «меньше»
Неравенства карточки
Буква а
3 часть. Итог. Итак ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, вы понравились жителям всех планет, на которых мы побывали и они увидели какие вы внимательные, старательные и активные! А теперь нам пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!10-1! (ракета)
И вот мы дома! (слайд садик)
Воспитатель: А вот теперь давайте посмотри, что же получится, если мы поставим все звездочки рядом! Прочитайте слово!
Дружба !
Жители математической галактики желают нам, чтобы мы всегда дружили с наукой математикой! Я думаю, что благодаря нашему путешествию мы еще больше узнали о науке Математике, повторили и закрепили свои знания!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам было интересно и все понравилось, то оцените себя золотой звездочкой, а если вы где-то затруднялись и вы с чем-то не справились, то оцените себя серебряной звездочкой.
Занятие №1
Программное содержание
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
Познакомить с цифрой 9.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть.
Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»
Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»
II часть. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)
III часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».
Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.
Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»
Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.
Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.
Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.
Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.
Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» —и читает отрывок:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.
V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».
Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
VI часть . Игра «Живая неделя».
У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.
Занятие №2
Программное содержание
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6—7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть . Игровое упражнение «Собираем веер».
Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.
Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.
II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».
Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»
Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.
III часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель дает детям задание: «Отберите четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»
Воспитатель предлагает детям найти цифры 4 (5).
Физкультминутка «Летает, не летает».
Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.
IV часть. Дидактическая игра «Танграм».
Воспитатель загадывает детям загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.
Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.
По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.
V часть . Игровое упражнение «Что где находится».
Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.
Занятие №3
Программное содержание
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью».
Воспитатель говорит: «К кукле в гости пришла подруга. Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)
Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»
II часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»
III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
IV часть. Игровое упражнение «Прятки».
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает детям отсчитать столько бантиков разного цвета, сколько показывает цифра. Дети отсчитывают бантики.
Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные бантики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».
Воспитатель прячет по 1 бантику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось бантиков, и показывают соответствующую цифру.
Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.
V часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».
Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).
VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».
На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.
Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.
Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».
Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.
Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.
Занятие №4
Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.
Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов- пуговичек одинакового цвета.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».
Воспитатель показывает детям платьице куклы и предлагает подобрать 10 пуговичек одинакового цвета. Вызванный ребенок, а остальные дети на местах отсчитывают по 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.
Воспитатель спрашивает: «Сколько всего пуговичек отсчитали?» Затем предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.
II часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.
«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» — спрашивает воспитатель.
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
III часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».
Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подруге по салфетке одинаковой величины.
«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.
Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»
Дети дарят салфетки куклам.
IV часть . Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.
Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.
V часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».
Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.
Игру можно провести с музыкальным сопровождением.