Ау, самоуважение зову! Как воспитать уважение к себе в детях? Как воспитать в семье уважение к старшим

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины – слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше – тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах – радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие – явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер – это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» – «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более – в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски – прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» – играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то – лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста – это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… – сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на – вот смех-то! – какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей – рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит – для блага общества – подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже – его обращения за помощью в “органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой – самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше – тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям – для нормального развития их личности. А родителям – для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение – величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей – необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», – сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути – все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут – «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно – «мама», а она – Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи… Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. “без необходимости”. – Т.Ш. )».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)

Недавно наблюдала сценку в транспорте. Мама лет 35-38 разговаривала со своей дочкой-подростком. Точнее, она-то пыталась поговорить, да вот в ответ от родной кровинушки получала только раздражение и весьма неприятные выпады.

«Ага, ты еще скажи, что сама такое надела бы и ходила бы в этом!». «Ой, помолчала бы уже». «Да хватит уже мне на мозг капать!»

Уважение равно безопасность

Честно говоря, когда я слушала, как эта юная школьница оскорбляет свою маму, мне несколько раз хотелось вмешаться в разговор и поставить ее на место. Едва сдержалась. Все-таки это чужие отношения, да и ничего мое вмешательство не изменило бы. Такие вещи формируются годами – за минуту их не исправишь.

Вот мы часто говорим о любви между детьми и родителями, но, мне кажется, не менее важной составляющей наших отношений в семье является взаимное уважение.

Именно из уважения к родителям ребенок не допустит чересчур фривольного обращения с ними, не нагрубит и не нахамит, даже если будет не согласен с их мнением, не поставит в неловкое положение перед посторонними людьми, а главное – не обидит своими словами и поведением.

В семье, где все друг к другу относятся уважительно, чувствуешь себя комфортно и в безопасности. Про такую семью действительно можно сказать: «мой дом – моя крепость».

И наоборот, нет уважения – и в воздухе словно нависает какая-то угроза. Каждый вынужден быть настороже, чтобы суметь «достойно» отреагировать в случае очередного нападения.

А как же любовь?

Может ли человек любить, но при этом не уважать? Парадокс, но такое встречается, и это все чаще становится отличительной особенностью нашего времени.

Дочки-сыночки могут в одну минуту обнимать вас и целовать, говоря, как вас любят и какая вы хорошая мамочка. А в следующую минуту – огрызнуться, обозвать или просто насмешливо-неуважительно высказаться о ваших взглядах или принципах.

Думаю, что и любовь такая тоже под большим вопросительным знаком. Это любовь с признаками эгоизма и потребительства. Хорошо любить, когда тебе во всем потакают и во всем с тобой соглашаются. Ну а стоит кому-то из родителей сделать замечание – и, похоже, любовь прячется за стенкой.

«Во всем виновато телевидение!»

Кто-то может сказать: да как же не будет неуважительного отношения, когда кругом – и по телевидению, и в Интернете – куча рассказов и фильмов, где дети – умняшки, а мама с папой – дурачки? Таких родителей разве станешь уважать?

Не могу с этим полностью согласиться. Я знаю несколько прекрасных семей, где есть и телевизор, и компьютер с подключением к всемирной сети, однако дети в них очень уважительно относятся к своим родителям. И масс-медиа не смогли их испортить.

Так, значит, нельзя все сваливать на «тлетворное влияние»?



«Но мы же не учили их плохому!»

Слова, слова, слова… Посмотрите, как много и часто мы что-то говорим нашим детям. Поучаем, читаем морали, «воспитываем» - и надеемся, что это рано или поздно принесет результаты. Только почему же результатов все нет и нет?

Применительно к урокам это означает, что пока ученик не научится решать задачки в своей тетрадке, то никакие объяснения учителя, как их решить, ему не помогут.

А применительно к семье это означает, что мы можем хоть с утра до ночи разглагольствовать об уважении, но если сами не будем этого делать, то и наши дети этому не научатся.

Как всегда, только личный пример

Да, получается, что мы снова приходим к уже давным-давно известной нам истине: покажи пример, и дети ему последуют.

Если мы приходим с работы и гневно повествуем, как нас несправедливо обидели, ребенок это слышит и учится не уважать начальников.

Если мы приходим из магазина и возмущаемся, как нас в очередной раз обвесили, ребенок учится не уважать продавцов.

Если нас в автобусе толкнули и мы при ребенке недовольно бурчим или ругаемся, наше чадо получает еще один урок неуважения.

Если ребенок приходит из школы и начинает жаловаться на свою учительницу, а мы поддерживаем его и поддакиваем «да, все они такие, эти учителя» - то мы учим ребенка не уважать не только школьного наставника, но и самих себя.

Мы можем научить прощать и уважать

А ведь можно думать, чувствовать и говорить совершенно по-другому. Можно своими словами показывать, что мы прощаем другим их промахи или недостатки, тем самым демонстрируя уважение к ним.

Наступили на ногу - улыбнуться и сказать в ответ: «Да ничего страшного! В такой толпе трудно не наступить!»

Обвесили в магазине, а вы заметили – с улыбкой и без превосходства мягко произнести: «Ох, сочувствую, с такими старенькими весами работать приходится! Ведь невольно можно кого-то и обвесить».

А ребенку об учительнице сказать: «Да ведь знаешь, как ей трудно со всеми вами управляться! Она и так молодец, что еще согласилась с вами работать. Я бы на ее месте уже давно от вас, бездельников, сбежала!»


«А ты меня уважаешь?»

И последнее. Если уж быть совсем откровенными, то каждый ли из нас с чистой совестью скажет, что никогда сам не совершал поступков, не говорил слов, которые показывали наше неуважение к детям?

«Вечно ты, лентяй (балбес, лодырь, недотепа) все разбросаешь (сломаешь, уронишь), а мне потом ходи убирай (чини, покупай новое) за тобой!» «Да откуда только у тебя руки растут?» «Ну да, где ж с твоим умом хорошие отметки получать?»

Вот и получаем бумерангом то, что бросили в воздух. На наше неуважение к детям – их неуважение к нам.

Я думаю, многим из нас есть над чем задуматься и что изменить в своих отношениях с детьми, с окружающими, вообще в своем отношении к этому миру. Тогда дети будут уважать и нас, и других взрослых.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

В гостях у программы “Материнский капитал” Шишова Татьяна Львовна, детский педагог, писатель, общественный деятель.

С.Бакалеева:

Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях Татьяна Львовна Шишова – писатель, педагог, автор множества книг, последние из которых «Троянский конь в ювенальной юстиции», «Бомба в сахарной глазури», ну, наверняка, вы сами знаете многие ее книги. Здравствуйте, Татьяна Львовна

Т.Л.Шишова:

Здравствуйте!

С.Бакалеева:

Татьяна Львовна, пригласила Вас, чтобы задать такой вопрос: а что правда, что уважение к матери можно каким-то образом воспитать в человеке, или это такая вещь, с которой он рождается?

Т.Л.Шишова:

Нет, конечно, не рождается, хотя любовь такая детско-материнская заложена, конечно, в человеке. Но воспитание, уважение – это задача, которая всегда стояла у самых разных народов и от того, как относятся к материнству, к матери в том или ином обществе зависит и уважение, во многом, конкретных детей к конкретной матери.

С.Бакалеева:

Оно действительно нужно уважение к матери? Ну то есть, мы настолько к этому привыкли, к этой фразе, что уважать маму – это хорошо, правильно, а это действительно нужно самому человеку, для его развития каким-то образом?

Т.Л.Шишова:

Ну, естественно, это нужно и я бы немножко не согласилась, что мы уже привыкли к тому, что, так сказать, мать уважают. Потому что сейчас все чаще и чаще…

С.Бакалеева:

Мы привыкли слышать об этом, что это должно быть.

Т.Л.Шишова:

Мы слышим жалобы родителей, матерей, что дети их не ставят ни в грош. С другой стороны, всячески пропагандируются такие, так называются партнерские отношения с ребенком.

С.Бакалеева:

Родителей с детьми?

Т.Л.Шишова:

Да, ну чтобы мама поддерживала партнерские отношения с ребенком, даже с маленьким. Это даже такая теория, концепция существует.

С.Бакалеева:

А такие партнерские отношения не подразумевают уже уважительных? Как по Вашему опыту, на Вашей практике?

Т.Л.Шишова:

Ну, у взрослых людей, конечно, партнерские отношения могут быть уважительными, но речь же идет о родителях и детях и здесь отношения иерархические. Родитель, он главный, ребенок подчиненный. Родитель несет ответственность за ребенка, а ребенок не отвечает за родителей. Поэтому, если эта иерархия начинает нарушаться, а ребенок очень рано чувствует нарушение иерархии, потому что это в природе человека, в природе самой семьи, структуры семьи, даже у животных есть иерархия в какой-нибудь стае, в семье животные тоже никакого партнерства между взрослыми и детьми, пока они не выросли, нет, конечно. И поэтому, когда, особенно с маленькими детьми, или с подростками нарушается иерархия, то есть родители позволяют детям вести себя так, как будто они… ну равны, скажем, то ребенок очень быстро пытается взять верх, потому что он интуитивно, бессознательно, ощущает это, как родительскую слабость и пытается этим воспользоваться.

С.Бакалеева:

А как это может выглядеть, в Вашей практике, как психолога, такие ситуации, каким образом…

Т.Л.Шишова:

Ну, они выглядят, прежде всего, как непослушание, как такое частое очень противоречие, часто приходят мамы и говорят: «У нас дома, – ну даже с пятилетним ребенком, уж про подростков я молчу, – у нас постоянная война. Что бы я ни сказала, все пятилетний мальчик или девочка воспринимает в штыки», – и приходится тратить очень много энергии, сил на то, чтобы, ну элементарные, так сказать, вещи осуществить, начиная от чистки зубов, одевания, раздевания, приготовления уроков, естественно, если идет ребенок в школу.

С.Бакалеева:

Что Вы говорите такой маме?

Т.Л.Шишова:

Кроме того выражается это, конечно, в грубости, а то и в хамстве, агрессия может быть и словесная и не только словесная. Есть дети, которые бьют своих мам, даже маленькие дети. Поэтому, там очень много возникает сложностей.

С.Бакалеева:

То есть, такое поведение нельзя списать на детскую шалость, если ребенок поднимает руку на маму, на бабушку, на папу?

Т.Л.Шишова:

Конечно, нет, и очень ошибаются те взрослые, которые думают, что ребенку можно это позволять, он вырастет, поймет, что так вести себя нельзя. Они закладывают очень рано ребенку вот такую модель неуважения к близким, к старшим. И тогда нельзя говорить об авторитете, потому что авторитет предполагает уважение. А в таких семьях бывает обычно, когда все хорошо, ребенок доволен, он может быть ласков, он может быть покладист, но как только что-то ему не понравится, вот здесь возникают вспышки агрессии, грубости, непослушания и так далее и тому подобное. И в таком случае о настоящем авторитете, конечно, говорить нельзя. А авторитет родителей, уважение к родителям – это залог, в общем-то, ну, скажем так, во-многом и здоровья ребенка, потому что родитель своей родительской властью ограждает ребенка от очень многих опасностей. Это во-многом залог обучения ребенка, потому что, если ты не уважаешь кого-то, ты от него не принимаешь какие-то знания, только если ты хочешь, если тебе что-то интересно, для чего-то нужно. А если это немножко трудно, или тебе в данный момент хочется чего-то другого, ты без уважения к этому человеку, который тебе пытается что-то дать, или к чему-то тебя призвать, ты не будешь его слушать.

С.Бакалеева:

Получается, что воспитать уважение к родителям – это не наша приходить родительская, не эгоцентризм, а наоборот, это наша обязанность родительская?

Т.Л.Шишова:

Конечно, это очень важная обязанность, потому что, ведь есть же заповедь, которую Бог дал: «Почитай отца и матерь свою и долголетен будешь ты на земле» – это единственная заповедь, которая как бы показывает некую причинно-следственную связь и… .ну так грубо говоря, выгоду, зачем нужно эту заповедь соблюдать. Другие просто императивные, без объяснений, а здесь связь эта очень наглядная, потому что, действительно, когда дети не уважают, не почитают родителей, они их не слушаются и у них гораздо выше риск, ну даже для физической жизни попасть в какую-то переделку, опасность, ну а духовная жизнь, просто это нарушение заповеди, это смертный грех, это очень страшная вещь. И родители для того, чтобы уберечь детей от этой опасности, особенно, пока дети еще в их попечении, они обязаны воспитывать уважение, конечно.

С.Бакалеева:

Но, ведь возникает соблазн тогда, и спросить ребенка: «Ну что же ты не почитаешь отца и мать, ведь написано, а ты не соблюдаешь заповедь?», – так это, или мы должны приложить какие-то усилия, вот скажем, той маме, которая, условно говоря, пришла к Вам и жалуется на войну непрекращающуюся у нее дома, что бы Вы посоветовали? С чего начать?

Т.Л.Шишова:

Ну, понимаете, конечно, родители должны вести себя таким образом, чтобы их можно было уважать, с одной стороны. С другой стороны, эта заповедь не предполагает никаких условий, вот я хочу на этом остановиться, это очень важно. Потому что очень часто, ну те, кто не хотят соблюдать в частности эту заповедь, они выдвигают какие-то аргументы, ну не дети маленькие, дети маленькие понятно, что…

С.Бакалеева:

То есть взрослые родители уже о своих родителях, да?

Т.Л.Шишова:

С.Бакалеева:

Т.Л.Шишова:

Конечно, и очень такой есть соблазнительный мотив, что пусть он будет достоин уважения, тогда я его буду уважать. Но Господь дал нам это без всяких условий, потому что… мы не знаем почему, Он не обосновал это, но, например, мне кажется, что какой бы ни была мать, каким бы ни был отец, но они дали ребенку то, что не может дать никто больше, они дали ему жизнь. Жизнь и возможность спасения, при условии, что уже ребенок будет жить достойно, так, как положено. Но никто другой, самый лучший, самый прекрасный человек в жизни, дать этому человеку не мог. И поэтому то, что как-то люди об этом часто не думают, забывают, или даже если, как-то им сказать об этом, они могут даже отмахнуться и сказать: «Ну да, да, я понимаю, но вот, мне то-то не сделали, меня тогда-то обидели и так далее», – это говорит о том, что очень сильно сменились у нас уже критерии, ценности и в принципе сама жизнь, она уже в значительной степени обесценена. Ну, это такая достаточно большая философская тема, тут мы выйдем и на проблему абортов, потому что очень трудно ценить жизнь в том обществе, где сами матери и отцы лишают жизни своих детей, а государство это позволяет, потому что такие законы принимает. Поэтому, так сказать, тут все не так просто. Но, уважение к родителям, конечно, должно быть безальтернативным. Хотя, естественно, очень важно, чтобы мама, например, вела себя так, чтобы она была достойна уважения. Это важно, ну просто, чтобы ребенку легче было.

С.Бакалеева:

То есть, с одной стороны нужно уважать своих родителей, без всяких условий. И с другой стороны, думая о своих детях, стараться все-таки соблюдать некие условия, чтобы…

Т.Л.Шишова:

Конечно, потому что очень часто ведь люди себе позволяют какие-то слабости.

С.Бакалеева:

То есть, не забывать, что ежеминутно мы некий такой образ матери перед ребенком являем?

Т.Л.Шишова:

Конечно…

С.Бакалеева:

Какими бы уставшими мы ни были, замотанными, раздраженными, мы всегда образ матери.

Т.Л.Шишова:

Конечно, это надо помнить, надо, ну понимать, что на матери, ну сейчас поскольку мы говорим о матери, лежит очень большая ответственность. Люди, особенно в молодом возрасте, поскольку много еще эгоизма, еще не так много каких-то скорбей, опыта, они… молодые мамы часто думают больше о себе, о своих переживаниях, чем о том, как это воспринимается ребенком. А дети, они, опять-таки, бессознательно, это не значит, что ребенок все время ходит и решает эти вопросы, но они очень часто решают вопрос, кто прав, кто виноват, хорошо – плохо, и поэтому, особенно маленький ребенок, для него должно быть очень четко все, четко и понятно.

С.Бакалеева:

Что в нашем поведении обыденном домашнем, нашем, я имею в виду нас матерей, нас отцов, нас родителей, ну больше всего, скажем так, влияет на формирования этого образа родителя? На что больше всего обратить внимание?

Т.Л.Шишова:

Ну, прежде всего, поведение должно быть нравственным – это очень важно. Дети чувствуют и фальшь, чувствуют и ложь. Ну, вот, к примеру, мама… какие-то у нее там мотивы, но она обманывает, и ребенок это видит. Вот, например, да. Или, предположим, мама начинает ссориться со своими родителями, или что-то о них плохое говорит, ребенок это слышит. Мама срывается, кричит на мужа своего, для нее он в этот момент может быть раздражающий фактор, может быть, у нее накопилось это раздражение уже, может быть, она даже уже не думает, что она его любит, или вообще разлюбила, а для ребенка – это же отец. И поэтому, очень много вот таких обстоятельств, которые важно воспринимать не только со своей точки зрения, потому что человек склонен себя оправдывать, ему часто кажется, что раз я так думаю, я так считаю, значит, это и есть правильно. А стараться немножко дистанцироваться и посмотреть на происходящее глазами ребенка, как он это воспринимает и как он будет это воспринимать впоследствии, что он будет думать. Потому что, конечно, с годами тоже он многие вещи может переоценить, переосмыслить.

С.Бакалеева:

Спасибо, Татьяна Львовна. У нас в гостях была Татьяна Львовна Шишова, известный писатель, педагог. Мы говорили о том, как воспитать уважение к матери. Оказывается, прежде всего надо научиться самим уважать своих родителей. Ну и во вторую очередь дать пример, чтобы и нас могли уважать наши дети. Всего хорошего, до свидания!

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».