Беседа с детьми «Зимние игры. Беседа на тему зима с детьми в подготовительной группе

Трушечкина Татьяна Николаевна
«Зимушка-зима». Беседа на тему «Времена года»

Беседа на тему : Времена года («Зимушка-зима » )

Беседа с детьми «Зимушка-зима »

Цель : Закрепить и систематизировать представления о зиме, как о времени года . Пополнять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе, внимание, усидчивость.

Воспитатель : Какое сейчас время года ?

(Зима) .

Воспитатель : Правильно, зима. Зимой выпадает снег, бывает очень холодно, дует холодный ветер. И чтобы нам не замерзнуть, мы одеваем теплую одежду.

Воспитатель : А что вы одеваете на прогулку?

Куртки, шапки, шарфы, варежки и т. п.

Воспитатель : Правильно! Молодцы, ребята! А вы любите зиму ? Что вы любите делать зимой?

(Играть в снежки, кататься на санках,на лыжах и т. д.)

Воспитатель : Правильно! Зимой дети играют в снежки, катаются на санках, на лыжах, на коньках.

Давайте, как будто покатаемся на лыжах.

(Дети имитируют катание на лыжах)

Воспитатель : Молодцы! Ребята, а давайте поиграем.

Белый пух

Сыплет белый, снежный пух, (плавно опускаем кисти рук сверху вниз)

Устилает все вокруг. (Машем руками в разные стороны)

Пух на шапках (Показываем на названные вещи)

Пух на шубках,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно- ух! (Щекочем себя и встряхиваемся)

Ну-ка сдуем пух! (Ладошки перед собой, дуем на них) .

Воспитатель : Молодцы! А теперь отгадаем загадки о зиме!

Наши окна – как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал (Мороз)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек-

Этот пух зовется (Снег)

Кто раскрасил щеки детям

В красный цвет зимой, не летом?

А кто щиплет их за нос?

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички-

Шерстяные….(Рукавички)

Он пришел нежданно,

Удивил нас всех,

Для ребят желанный

Белый-белый…. (Снег)

Публикации по теме:

НОД" Как на Маслену неделю" Интеграция образовательных областей:коммуникация, познание, социализация. ЦЕЛЬ: Знакомство детей с русским.

Дидактические игры к макету «Пирамида» Дидактическая игра «Дополни» (Для детей 4-7 лет) В игре участвует подгруппа детей из 3-4 человек.

Представляю Вашему вниманию свою работу: дидактическое пособие "Времена года". Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного.

Цели: обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные.

Конспект НОД в форме познавательной беседы «Времена года: весна, лето, осень, зима» Видео Марина Мудрак Конспект НОД. Познавательная беседа "Времена года: весна, лето, осень, зима" Цели: закрепление знаний детей по лексической.

Тема занятия: «Месяцы и времена года» Цели занятия: формирование знания о временах года у детей старшего школьного возраста, научить их.

Презентация «Закрепление умения различать времена года по признакам и по сезонным изменениям. Лэпбук «Времена года» Лэпбук объединяет обучение и воспитание в целостный процесс и дает возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей.

Обобщающая беседа о зиме.

Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе, закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

«Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга –

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром –

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры! –

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней –

Вы узнаете зиму?

По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравним с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой?

Обобщающие знания о погоде зимой: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон, потому что зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем зимой насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

Почему зимой мало птиц?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека, потому что здесь легче найти корм и теплее. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях люди делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем?

Дети перечисляют зимние забавы.

Как можно сказать о зиме?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.

Запись музыки Чайковского «Времена года».

Стихотворение С.Д.Дрожжина:

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Цели:

  • Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир.
  • Развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.
  • Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.

Материал: Иллюстрации о зиме, картинки с изображениями зимующих птиц, животных в зимнее время.

Коррекционные задачи:

  • Развитие познавательных интересов (наблюдательность, любознательность) и мыслительных операций (обобщение, сравнение, анализ).
  • Развитие навыков связной речи, развитие слухового восприятия и внимания, коррекция эмоционально – волевой сферы.

Предварительная работа: загадки, пословицы о зиме, чтение стихов о зиме.

Словарная работа: зима, зимующие птицы, снег, лед, спячка, берлога, запасы.

Модели: Строение дерева, погодные явления зимой, снег, лед, приспособление животных к зиме.

Ход:

Педагог: Ребята, я встретила Незнайку, он шел в одних трусиках загорать. Наверное он не знает о зиме. Давайте расскажем ему. Как вы узнали, что на улице зима?

Дети: Зимой на улице снег и лёд.

Педагог: Чтобы не забыть нам ничего, поставим схему. (Ставит карточки «снежинки» и «вода»). Почему летом тепло, а зимой холодно?

Дети: Солнце плохо греет, дает мало света и тепла.

Педагог: Какая земля зимой? (Землю покрывает снег). Растут ли цветы? Почему цветы не растут зимой?

Дети: Земля мерзнет, им не высосать корешками влагу.

Педагог: А стебель может жить зимой?

Дети: Стебель замерзает.

Педагог: А может ли цветок дышать холодным воздухом?

Дети: Если убрать стебель, то листья не смогут дышать.

Педагог: А может быть цветок без корня, стебля, листьев?

Незнайка: Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?

Педагог: Давайте объясним Незнайке, так ли это?

Дети: Зимой деревья спят.

Педагог: Корни деревьев впитывают воду?

Дети: Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой. Она защищает от холода.

Педагог: А почему деревья сбрасывают на зиму листья?

Дети: Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтомулистья опадают.

Незнайка: Зимой нет птиц, поэтому скучно. (Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих птиц).

Незнайка: Я знаю, скворец остался.

Педагог: Прав ли Незнайка? А почему скворец не может остаться?

Дети: Он питается насекомыми, а насекомых зимой нет.

Педагог: А где же зимуют насекомые?

Дети: Насекомые зимой прячутся под кору.

Педагог: Какие птицы остаются зимой? Давайте расставим птиц и расскажем о них.

Утки могут зимовать? Почему? Чем они питаются? А куры зимуют? Кто куриц кормит? А дятел улетает в теплые края или зимует? Чем он питается?

Дети: Дятел улетает в более теплые края на Украину, в Белоруссию.

Педагог: Незнайка говорит, что про птиц он все понял.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Как головою между листвою Движения головой вверх-вних.

Дятел деревья долбит?

Как на рыбалку и вперевалку Бег на месте с разведением рук в стороны.

Гусь за гусыней бежит?

Как удивились, остановились Наклон вперед, руки назад.

Гуси у самой реки?

Воду попили, крылья раскрыли Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз.

И потихоньку пошли.

Педагог: А звери все, наверное, убегают в Африку? Как животные приспосабливаются?

Дети: Звери зимой остаются, но они приспосабливаются. Меняют окраску, впадают в спячку и т.д.

Педагог: А почему животные впадают в спячку?

Дети: потому что голодно и холодно.

Педагог: Почему животные голодают? (Например медведь. Он ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося.)

Дети: потому что он спит в берлоге, и зимой такой еды нет.

Незнайка: Я знаю, что рыбы зимуют в аквариуме.

Педагог: Прав ли Незнайка?

Дети: Рыбы зимой засыпают. Холодно, лед, поэтому рыбы зарываются в ил.

Незнайка: А люди зимой спят?

Педагог: Давайте объясним Незнайке, как люди переносят зиму?

Дети: Люди тепло одеваются.

Педагог: А что люди зимой едят?

Дети: Покупают в магазине продукты, делают запасы на зиму.

Незнайка: Хорошо, значит, у людей забот нет?

Дети: Люди расчищают снег, ходят на работу, подкармливают зверей и птиц.

Незнайка: Ох, как много забот. Значит, люди не любят зиму? Так ли это?

Дети: Нет, зимой нам весело, можно лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.

Педагог: Во что мы любим играть зимой?

Дидактическая игра «Зимние забавы» (Дети отбирают картинки).

А вы хотите, чтобы зима была всегда?

Дети: Нет, летом можно купаться, загорать.

Педагог: Ребята, представьте на минуту, что зима будет постоянно. Что тогда будет?

Дети: Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут.

Педагог: И все-таки так замечательно зимой!

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

МКОУ СОШ № 8

Беседа

Классный руководитель

Федорченко Светлана Анатольевна

Зимние игры и ваша безопасность

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время омрачает радость традиционными для этого времени года простудами и очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

Для начала рассмотрим, так сказать, зимнюю технику безопасности.

Начинается она еще у двери. Для предотвращения переохлаждения проследите за тем, чтобы одежда была многослойной (между слоями сохраняется воздух, долго удерживающий тепло тела) и свободной, а обувь – просторной и легкой. Если вы гуляете в мороз, возвращайтесь в тепло каждые 15-20 минут.

Зимние забавы – это чаще всего активный и подвижный отдых, во время которого может произойти другая неприятная крайность – перегрев организма. Поэтому наденьте только необходимый минимум одежды, который позволит не замерзнуть и не будет мешать движениям. А лучшие сохранят руки теплыми непромокаемые варежки с мехом внутри. И не забудьте прихватить сменную пару.

При ветреной и морозной погоде полезно мазать лицо кремом минут за 10 до выхода на улицу.

Под снегом могут скрываться такие неприятные сюрпризы, как стекла от разбитых бутылок, камни, куски железа и проволоки и просто мусор. Поэтому место для зимних игр надо выбирать подальше от помоек, окон, подъездов и строительных площадок. По этой же причине старайтесь избегать неочищенных улиц. Опасность могут представлять также раскатанные ледяные дорожки и скопления сосулек.

Любому человеку в любое время года пригодится умение правильно падать. Зимой этому учиться легче. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь падать на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Приземление на спину или вперед на руки травматически опасно.

У каждой зимней забавы есть и свои особенности.

Санки

Для прогулок на этом зимнем «транспорте» придется одеться потеплее. Будьте особенно бдительными, переходя дорогу: если санки нельзя толкать перед собой, то ребенка следует вынуть из них.

Учтите, что кататься на санках с горки нежелательно. Но если этого не избежать, нужно соблюдать правила поведения на горке.

Горки

На горке важно соблюдать дисциплину и последовательность. И убедитесь в безопасности горки: поблизости не должно быть дороги и препятствий в виде деревьев и заборов.

Для таких игр очень важно, чтобы одежда была непромокаемой и защищала от попадания снега внутрь.

Лепим снеговика

Технология известна каждому. Внесите нечто новое. Скатайте не один большой снеговик, а несколько маленьких. Каждого из них по-разному украсьте, используйте краски и свою фантазию.

Скульптура из снега

Если насыпать снег в плотную картонную коробку, и утрамбовать, то получится снеговой кирпич – основа для строительства крепости. А если готовое сооружение облить водой, – оно простоит до весны.

Краски для снега

На ½ стакана воды добавьте пищевого красителя, или акварели. Теперь можно делать разноцветный снег и лепить снеговиков, или другие фигурки.

Снежки

Не обязательно бросаться друг в друга. Можно сделать цель, как у лучников и соревноваться, кто выбьет снежками больше очков.

Основные правила безопасности во время зимних игр:


1. Ни в коем случае спуск горки не должен вести к проезжей части или водоему с тонким льдом.
2. Маленьким деткам надо кататься в немноголюдных местах, ребенок всегда должен оставаться в поле зрения взрослых.
3. На горке из-под снега не должны торчать коряги или камни.
4. Ребенок должен подниматься на горку там, где другие дети не спускаются с нее, а иначе его просто собьют.
5. Нельзя съезжать с горки паровозиком, в случае возникновения препятствия можно получить травму.
6. Нельзя кататься с горки головой вперед.
7. Нельзя бросаться снежками с ледяной корочкой, можно получить травму.
8. Если планируются подвижные зимние игры, не надо одеваться очень тепло, так как можно вспотеть и простудиться.

Конспект беседы о Зиме для детей старшей группы в детском саду

Программные задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних приметах
2. Закрепить названия зимних месяцев
3. Развивать познавательный интерес
4. Помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?

Загадка
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
Воспитатель: О каком времени года идет речь
Дети: О зиме
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.
Дети берут карточки и полным предложением говорят о том, что там нам нарисовано.


Зимой медведь, суслик и еж впадают в спячку.


Зимой дети могут лепить снеговика.


Зимой звери меняют шубку.


Зимой вода в реке замерзает.


Зимой бывает снегопад.


Зимой мороз рисует на окнах узоры.


Зимой бывает метель.


Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.


Зимой день короче, чем ночь.


Зимой можно кататься на санках, коньках и лыжах.


Зимой наступает новый год.
Воспитатель: Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал И. З. Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Домашнее задание: Нарисуйте «Зимушку», а завтра на занятии каждый из вас расскажет о своем рисунке.