Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг.  Ребенок и деньги. Советы психолога. Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова .

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5-3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть - семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три - четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

Девочка ворует деньги из кошелька

Кражи, совершаемые ребенком – безусловно, серьезная проблема, требующая немедленного решения. Однако не стоит забывать прописную истину: обвинять ребенка в пропаже денег можно только в том случае, если у родителей есть твердая уверенность в том, что именно он совершил кражу. Какими бы сильными не были обида и разочарование, не стоит забывать о том, что иногда даже одно неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред детско-родительским отношениям.


И все же, что делать, что предпринять, если обнаружилось, что ребенок ворует деньги у родителей? Какие советы психолога могут помочь в этой ситуации?

Почему?

Кражи, совершаемыми детьми, лишенными родительского контроля, вряд ли вызовут у кого-нибудь удивление. Но, что делать, если ребенок ворует ценные вещи и деньги в семьях, где ему прививали совершенно другие установки и ценности? Как правило, именно этот вопрос задает себе большинство родителей, чьи дети были уличены в краже денег. Действительно, что может заставить ребенка перешагнуть через запреты, совершая заведомо неблаговидный поступок?

Для начала, родителям необходимо заглянуть в самую суть проблемы. Психологи выделяют несколько групп факторов, толкающих детей на кражу. Зная об этом можно принять наиболее верное решение и подумать, что делать, если ребенок ворует из дома деньги.

1. Потребность в авторитете среди сверстников

Нередко дети воруют деньги для того, чтобы с их помощью приобрести себе авторитет среди сверстников. Действительно: вокруг ребенка, всегда имеющего при себе определенную сумму, всегда собираются желающие воспользоваться его деньгами. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что авторитет нельзя купить за деньги и никакие подарки не позволят ребенку обрести друзей или положение в группе сверстников. Более того: неблаговидные поступки не укрепляют авторитет, а напротив, безнадежно ему вредят. И только доброжелательность и искренний интерес к ребятам могут помощь ребенку найти настоящих друзей.


2. Зависть к другим детям

Если все сверстники вокруг давно обзавелись мобильными телефонами, демонстрируют друг другу дорогие гаджеты, одежду и другие вещи, ребенок неизбежно начинает им завидовать. И далеко не всегда материальное положение родителей может позволить им покупать вещи и делать дорогие подарки, о которых они так мечтают. Но легко ли объяснить это ребенку в том возрасте, когда любое отличие от окружающих воспринимается крайне болезненно? Безусловно, делать это нужно.

В первую очередь, ребенка нужно научить не реагировать на чужое хвастовство и достойно отвечать на провокации со стороны других детей.


Ведь, по сути, всегда найдутся дети, которые будут носить более дорогую одежду, доставать из портфелей более дорогие телефоны. И смысла «гнаться» за кем-то, стараясь доказать свою состоятельность и делать то, что не имеет смысла, нет.

3. Воровство как попытка привлечь к себе внимание

Довольно часто на кражу денег решаются дети, испытывающие недостаток родительского внимания и поддержки. Проступок для них – это шанс спровоцировать близких людей на эмоциональную реакцию и заставить их хотя бы ненадолго вспомнить о его существовании.

В такой ситуации необходимо в корне пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Всегда ли он может рассчитывать на понимание со стороны своей семьи? Не сводится ли его общение с родными к дежурным вопросам? Именно восстановление отношений с сыном или дочкой, а не разбирательство факта кражи в этой ситуации должно стать приоритетной задачей.


Дети считают, что деньги повысят их авторитет среди сверстников

Стоит отметить, что зачастую после одной доверительной беседы ребенок начинает чувствовать угрызения совести и чувство стыда за совершенное.

4. Непонимание роли и ценности денег

Имея весьма поверхностное представление о том, какой ценой достаются деньги большинству родителей, многие дети могут спокойно брать их без разрешения и тратить на свои нужды. Конечно же, в этом случае одной беседы будет недостаточно. Целесообразно дать ему почувствовать последствия нехватки денег, на время ограничив его траты на развлечения, уменьшив количество карманных денег. Подростку можно также предложить найти подработку (не мешающую его учебе).


Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?

  • Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует . Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.
  • Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства . И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!
  • Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то . Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.
  • Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте . Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах, принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности . Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.
  • Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы . Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.
  • По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

  • Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.
  • Полезные запреты

    Для того, чтобы отучить ребенка от воровства, полезно взять на вооружение не только советы, но и запреты.


    Если кражи денег стали постоянными и начали повторяться и за пределами дома, ребенку потребуется серьезная помощь квалифицированного психолога.


    Отучить ребенка воровать непросто. Но учитывая приведенные в статье советы психолога, можно повлиять на ребенка и вести эффективную профилактику воровства как дома, так и за его пределами.

    Ребёнок и деньги

    Дети и деньги
    Дети учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними по тому, как родители сами относятся к деньгам. А дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
    Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги — это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.

    Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия — как правило, в младшем школьном возрасте. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

    Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению — значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.

    Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег — это не всегда правда. Но если деньги есть — дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.

    В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати — как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

    Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей - научить его этой свободой пользоваться. Небольшие суммы можно давать детям с того возраста, когда они могут уже самостоятельно передвигаться по городу, когда родители их отпускают одних в магазин, на прогулку, то есть когда они способны на самостоятельные поступки.

    Не стоит давать деньги ребенку в школу. За обеды платят родители, если ребенку не хватает, давайте ему с собой дополнительное питание, подсказывая, что можно делиться с другими.

    За оценки лучше не платить

    Специалисты в один голос твердят, что карманные деньги для ребенка не должны быть «заработком». Ему нельзя выплачивать гонорар за уборку, мытье посуды и выполнение прочих домашних обязанностей, это может сформировать потребительское отношение к родителям. Участие в семейных делах не наёмный труд, а обычная жизнь в семье.

    Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь - основа отношений в семье. Ребенок должен понимать, что финансы не решают всех проблем. За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

    И нужно, конечно, помнить, что карманные деньги никак не могут быть способом загладить свою вину перед детьми за длительное отсутствие общения. Ребенку нужны внимание и любовь родителей, а вовсе не подарки или «откупные», которые могут выдавать чересчур занятые папы и мамы.

    Нужно ли говорить с детьми о деньгах?

    Психологи рекомендуют объяснять детям, откуда берутся деньги, кто и как их зарабатывает и как распределяются траты: это поможет ребенку ориентироваться в стоимости вещей, в понятиях «дорого» и «можем себе это позволить», разделять необходимые и необязательные покупки, а также осознавать и контролировать свои желания получить что-либо. Не стоит обозначать крайние проявления, объясняя, что семья «бедная» или «богатая», это может вызвать повышенный интерес к деньгам, развить чувство зависти или алчность.

    Разумный подход - по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи. Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

    Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для себя, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

    Что делают деньги с ребенком

    О необходимости экономического воспитания нашего ребенка мы впервые задумались, когда наш 9 летний ребенок на все, полученные от бабушек на день рождения деньги, купил громаднейший пакет сушеных бычков. На наше изумление «почему именно бычки?!!» ребенок ничего вразумительного ответить не смог. До этого он периодически делал спонтанные покупки бесполезных вещей, но в более мелких масштабах. Тем более, что рыбу ни в каком виде мой сын не ест. Вот такие неожиданные реакции может выдать подсознание ребенка, не готового к большой сумме денег.

    Подобные случаи происходили со многими родителями. Часть из них после таких экспериментов убедилась в том, что ребенку еще рано давать деньги. Я же пришла к такому выводу - если ребенок не умеет тратить деньги, значит, его никто этому не научил.
    Как же научить ребенка обращаться с деньгами? И не испортят ли ребенка деньги?

    Сначала необходимо определить, готовы ли сами родители к началу экономического воспитания ребенка. Основным условием, необходимым для успешности такой работы, является гарантия неприкосновенности собственного имущества.

    Что делать?

    Вещами ребенка должен распоряжаться он сам. Ребенок сам решает, дарить ли друзьям свои книжки, давать ли попользоваться своими игрушками. Мы можем только советовать и объяснять возможные последствия подобных решений, а также учить ребенка беречь вещи. Конечно, нам придется смириться с некоторыми потерями. Но сегодняшние ошибки ребенка помогут ему избежать более крупных ошибок в будущем.

    Объясняйте ребенку, что он может купить на свои деньги, и какие выгоды он может получить от этого. Например, купив новый фильм, ребенок сможет пригласить к себе друзей, чтобы вместе его посмотреть. Купив себе МР3 плеер, он всегда сможет слушать любимую музыку и т.п.

    Во время совершения собственных покупок советуйтесь с ребенком. Так вы узнаете его критерии выбора вещей и сможете их откорректировать в нужном направлении.

    Не компенсируйте неправильно истраченные ребенком деньги. Так ребенок может привыкнуть к тому, что его ошибки всегда будет оплачивать кто-то другой.

    Определите систему финансирования вашего ребенка. Когда и сколько ему давать. Спросите ребенка, сколько денег он хотел бы получать на карманные расходы. Если его требования завышены, откорректируйте сумму на свое усмотрение, но объясните ребенку, почему вы можете ему дать именно столько.

    Лучше давать всю сумму сразу в начале недели. Чем больше ребенок, тем больше денег можно ему давать. Маленьким детям деньги выдают чаще и более мелкими суммами.

    Деньги следует давать на что-то, а не за что-то. К учебе и поведению эти деньги не должны иметь никакого отношения. Деньги должны быть не целью, а способом получения нужных вещей.

    Если ребенок истратил деньги не правильно, объясните ему, как бы поступили с деньгами вы. Обсудите, что ребенок не учел. Но ограничьтесь только психологической поддержкой, каким бы ни был соблазн компенсировать убытки ребенка.

    Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он потерял свои деньги. Он начнет бояться иметь дело с деньгами.

    Обратите внимание, приносит ли ребенок из магазина сдачу. Объясните, что даже мелочь имеет большое значение. Так, как без нескольких монеток, возможно, ему не хватит денег на нужную покупку.

    Деньги - отличный инструмент для развития многих навыков. Что же приобретает ребенок вместе с возможностью распоряжаться своими деньгами?

    Это:

    2.Умение выбирать между нужным и ненужным, качественным и некачественным. То есть - анализировать.

    3.Умение определять приоритеты, отказываться от менее нужных или некачественных вещей.

    4.Повышение самооценки, способности самостоятельно принимать решения.

    5.Знания о соотношении цены и качества вещей и услуг.

    6.Более глубокие знания о себе самом, а это первый шаг к самопознанию и самоанализу.

    7.Возможность научиться разбираться в людях, в их мотивах.

    8.Уважение к чужой собственности.

    Поэтому, как мы видим, деньги могут стать хорошим инструментом для воспитания в нашем ребенке многих очень важных качеств, в том числе и самостоятельности мышления, что в наше время особенно актуально.