Детская соционика или психологический тип личности ребенка. Типы детей и их особенности

Психологические типы детей

Психологические типы детей, их характеристика. Почему родителям важно знать к какому психологическому типу относится их ребенок.

Каждый ребенок – это маленькая личность, со своими индивидуальными чертами характера и манерой поведения. Если внимательно присмотреться к группе детей, можно заметить, что часть из них довольно схожа по особенностям поведения, умению выражать свои эмоции, потребности общаться и находить общий язык. Психологи, на основании таких наблюдений, разработали определенные «типологии», позволяющие определять, что характерно для того или иного ребенка, что от него можно ожидать в той или иной ситуации, как на него влияют внешние раздражители и каким образом он справляется с ними. Родители, зная к какому психологическому типу относится их ребенок, смогут легче выстроить общение со своим малышом и верно определить методику воспитания. К сожалению, нередко случается, что мамы и папы не могут подобрать подход к любимому созданию и подружиться с ним только потому, что не знают о том, что их ребенок не любит шумные компании, так как не относится к типу, для которого характерна эта отличительная черта.

Специалисты выделяют следующие психологические типы детей: экстраверты, интроверты, дети интуитивного и сенсорного типа.

Ребенок-экстраверт – это маленький «непоседа», отличающийся энергичностью и общительностью. Он открыт для внешнего мира, ему необходимо общение, в группе сверстников он стремится взять на себя роль лидера. Как легко увлекающаяся личность, ребенок может хвататься за несколько дел сразу, но часто не доводить их до конца. Эти дети бывают необязательными и крайне непунктуальными, поэтому эти качества нужно прививать им с раннего детства. Все экстраверты довольно эмоциональны: свою радость они выражают открыто и бурно, а несчастье выливается у них горькими слезами. Поскольку большинство взрослых принимают бурные проявления эмоций как невоспитанность, то позднее, в процессе взросления, ребенку необходимо объяснить, что свои эмоции следует контролировать.

Дети-интроверты - это абсолютный контраст с предыдущим типом. Обычно они очень спокойны и молчаливы, погружены «внутрь» себя. Интроверты особенно чутки и внимательны, они остро реагируют на любую критику и замечания, но, стараются не подавать вида, что обижены. Но любое неприятное слово оставляет в ребенке след, поэтому при постоянном «прессинге» близких и окружающих, ребенок может превратиться в закомплексованную личность, крайне неуверенную в себе. Из-за природной замкнутости и неразговорчивости, ребенка-интроверта необходимо постоянно призывать к общению, интересоваться его внутренним миром и ненавязчиво знакомить с окружающим пространством. Эти дети не любят шумные компании, как правило, веселым детским играм они предпочитают домашнее окружение.

В этой же типологии психологи выделяют детей интуитивного типа, для которых характерна буйная фантазия и отменное воображение. Это творческие дети, которым нравится рисовать, писать стихи и сочинения, придумывать свои сказки. Из-за природной рассеянности и хаотичности, они легко идут за порывами и быстро увлекаются. Именно про этих детей принято говорить в школе: «Ворон считает», в то же самое время ребенок просто витает в своих мечтах. С детками интуитивного типа нужно много заниматься, поощрять их интерес к реализации творческих способностей - иначе они попросту растратят свой творческий потенциал в процессе взросления.

Дети сенсорного типа являются антиподом детей типа интуитивного. Такие детки, начиная с младенчества, лихо разбирают механические предметы и игрушки, чтобы выяснить - а как там внутри все устроено? Им нравятся игры с кубиками, конструкторы и прочие игры инженерной направленности. Дети сенсорного типа любят порядок и организованность, охотно предлагают свою помощь по дому. Для таких детей характерно логическое и аналитическое мышление, но нередко у них имеется склонность к творчеству.

Если верить еще одной психологической типологии, то детей можно поделить на следующие четыре типа: чувствительный, обязательный, авантюрный и ребенок-умник.

Фраза «чувствительный тип» говорит сама за себя: дети этого типа наиболее впечатлительны и чутки. У них сильно развита коммуникабельность, поэтому им необходимо чувство близости с родными людьми. Еще будучи детьми, они начинают проявлять сентиментальность: отождествляя себя с главным героем произведения, находясь под впечатлением от определенных сцен, они могут искренне плакать, до глубины души переживая услышанное или увиденное. Так как дети чувствительного типа внимательно относятся к мнению окружающих, им необходимо поощрение, нужно чаще отмечать их способности. Также с ребенком следует постоянно заниматься: лепкой, рисованием или любым другим видом творчества, главное чтобы у него было чувство близости родного человека - для детей чувствительного типа это важно.

Дети обязательного типа не меньше нуждаются в ощущении близости с родными людьми, но лишь тогда, когда ребенок сам захочет быть полезным. Этим детям хочется чувствовать себя нужными, они стремятся принимать участие в жизни родственников, поэтому с радостью возлагают на себя ряд домашних обязанностей: исправно убирают за собой вещи, помогают по хозяйству и пр. Благодаря любви к дисциплине, дети обязательного типа без особых проблем адаптируются к школьным условиям. Но эти малыши крайне чувствительны к похвале: им нужно, чтобы их усердие и прилежность не остались незамеченными. Поэтому ребенка необходимо поощрять, избегая невыполнимых задач и требований.

Шесть лет ребенку - , варианты подарков.

Предсказать поведение детей авантюрного типа практически невозможно. Они порывисты от природы, им все интересно: что находится за углом, можно ли залезть на это дерево и пр. И они, не задумываясь, в ту же минуту, как в голове возникла идея, карабкаются по дереву или бегут за угол. У них отсутствует страх перед риском, окружающее пространство они познают через свои ощущения, а также легко контактируют с окружающими людьми. Будучи экспериментаторами, их легко увлекает что-то новое, но как только интерес гаснет, они бросают начатое, не доведя дело до конца. Из-за природной активности и непоседливости дети авантюрного типа редко бывают собранными и дисциплинированными, поэтому к порядку их нужно приучать с раннего возраста. Также со стороны родителей понадобится определенный контроль над поведением ребенка: его следует ограничивать в некоторых порывах и желаниях, но мягко и с осторожностью. Адаптироваться к порядку и организованности - вот основная цель родителей ребенка авантюрного типа.

И последний вид в этой типологии – ребенок разумного типа. Эти дети всегда рационально мыслят и обдумывают свои поступки и слова. Они ориентированы на познание, любят общаться в кругу близких друзей, а не в многочисленной компании. Дети разумного типа спешат понять мир, поэтому быстро осваивают книги и тянутся к научно-популярным программам или литературе. Нередко, уже в раннем возрасте, такие детки рассудительны не по годам, им нравится находиться среди взрослых и вступать с ними в диалог. В процессе взросления, они учатся постановке целей и ориентируются на задуманный результат. Из-за повышенной требовательности к себе, дети-умники сильно расстраиваются, если у них что-то не получается. Родители должны объяснить своему малышу, что ошибки - это хоть и горький, но все-таки опыт, поэтому не нужно их лишний раз бояться. Дети разумного типа не прощают к себе пренебрежительного отношения, им категорически не нравятся крики и запреты. Общаться с таким ребенком желательно как со взрослым, но все же делая небольшую скидку на возраст.

Психологи уверены, что детей « единого» типа не существует. Обычно ребенок содержит в себе черты одновременно нескольких типов, чаще двух, но какой-то один из них все же преобладает. Выяснив, к какому из типов имеет отношение малыш, родители имеют уникальную возможность грамотно выстроить линию поведения и воспитания для собственного ребенка. Такая тактика наилучшим образом влияет на безболезненное формирование его личности.

Если вы сможете определить, к какому типу личности относится ребенок, вам будет легче понимать друг друга.

Каждый ребенок - уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натура; здравомыслящий, обязательный ребенок; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Школьный психолог Кристина Каниал-Урбан разработала эту детскую типологию в ходе своей многолетней практики, опираясь также на опыт, накопленный американскими исследователями. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде данные типы практически не встречаются. Иногда это смешанные формы (в частности, чувствительной натуры и обязательного ребенка), но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребенка, его способности, его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То, что обязательному ребенку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то, что ваш ребенок относится к данному основному типу личности, не пытаться переделать его. Это все равно не удастся, но будет иметь серьезные последствия. Для ребенка хуже всего, если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой -ненормально. Это смущает ребенка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности, напротив, поможет ребенку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищенности. Это особенно важно, когда возникают большие и маленькие кризисы: проблемы с друзьями, в школе, разлука с родителями, утрата любимого человека.

Мы опишем четыре типа личности в их основных проявлениях и укажем, как лучше обращаться с ребенком соответствующего типа.

Чувствительная натура

ЧТО ТИПИЧНО. Это коммуникабельный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьей, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Какой женщиной была моя прабабушка? Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком? Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют.

Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, очень способны в обучении иностранным языкам. В ролевых играх они полностью погружаются в свою роль. То же относится к миру фантазий. Не следует оставлять их одних у телевизора: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Дети этого типа очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой нечто особенное, ценное.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Чувствительной натуре трудно проводить границу между Я и ТЫ. Они - "сливающиеся", буквально перетекают в любимого человека. Это подвергает их опасности отказа от собственного Я и полного растворения в личности другого - потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Из-за этого они легко забывают о собственных потребностях. В семьях, которые придают большое значение спорту и другим активным занятиям, ребенок, относящийся к типу чувствительной натуры, часто чувствует себя беспомощным. В таком случае ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют эмоциональными взрывами, плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше погружаются в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

В будни и в кризисы: чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Рассказывал бы ему сказки, занимался рисованием, посвящал в историю семьи. Такому ребенку необходимо признание его дарований, его эстетического чутья (красивые одежды!) и время для мечтаний. Высмеять фантазера - значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, уделяющих особое внимание развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в утешении, уверенности и как можно большей близости. Особенно в кризисных ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Важна также чуткая индивидуальная похвала ("Как замечательно ты это сделал!"). Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

Авантюрный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Ему часто не хватает времени, потому что мир так увлекателен, полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность - чуть ли не круглые сутки. Они - увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. Неудивительно, что в их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам.

У них сильна потребность в движении, они с аппетитом едят, открыто проявляют свои эмоции. Их проблемы: время (часто опаздывают), деньги (не умеют обращаться с ними) и школа. В школе им скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. В семье, придающей большое значение порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится несладко, потому что он вечно вызывает неудовольствие. Поэтому такой ребенок больше всего страдает и от нашей школьной системы.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Еще большим беспокойством. Стремление к движению превращается в беспрестанную активность, потребность в стимулах - в перевозбуждение, многообразие интересов - в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. В конечном итоге такой ребенок может испытыватьтрудности в общении с детьми).

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Давать волю до определенных пределов -элементарное требование применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство настоятельно необходимы, равно как и контакты со сверстниками (даже если авантюрный ребенок, относящийся к типу "Я", стремится к независимости). В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать, например, спортивные занятия, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости - например, с помощью груши для тренировки боксера, активных физических упражнений

Ребенок Умник

ЧТО ТИПИЧНО. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно - тип интеллектуального ребенка. Он всегда задает дополнительные вопросы, хочет знать все досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие-либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него обычно не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой. Или с компьютером. В его комнате на первый взгляд царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети-умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится участвовать в размеренной беседе и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Они ориентируются на результат, преследуют самостоятельно поставленные перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Ребенок-умник не владеет искусством угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. При всем при том это чрезвычайно ранимый ребенок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Обычно высшее правило у детей этого типа - сохранять невозмутимость. В трудные периоды они становятся еще более рассудительными, не дают воли эмоциям. Показательно, что, например, после развода родителей такие дети по-прежнему ведут себя хорошо, однако их спокойствие лишь напускное, в эмоциональном же плане они обедняют себя. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее - совершенно неожиданно для других - крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, пытаются добиваться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНЫИ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

С детьми-умниками выражения типа "Ты сейчас же сделаешь это, потому что я так хочу" вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся, тем меньше можно рассчитывать на авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Тому, кто хочет, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок настоятельно нуждается в поддержке. Важно снова и снова подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе - и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. В случае эмоциональных затруднений родители могут деликатно поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. К примеру: "Я очень огорчена этим и думаю, что ты испытываешь то же самое". Скорее всего, он будет смотреть в сторону, скривив рот. но этого достаточно. Не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

Обязательный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Он в совершенстве владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что-нибудь осмысленное, практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом.

Ужасно переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной, усердием,порядком. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети, способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Распо-ложением обязательного ребенка нередко злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей. Такой ребенок склонен некритично, без должного осмысления, перенимать правила и мнения других людей. Тот, кто слишком рано ожидает от него самостоятельности, тем самым ставит перед ним непосильную задачу. В семьях без четкого распорядка дня, без постоянного времени приема пищи, устойчивых ритуалов такой ребенок чувствует себя беспомощным, ему нужен ясный порядок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя невероятно хорошо, из страха выполняет все действительные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы что может довести его до навязчивых состояний, но может и угрожать: "Если мне нельзя включать компьютер, уйду к папе!"

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в обратной связи, похвале, подтверждении его способностей - и в постоянных вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты - на выбор. Родителям следует давать ему больше указаний о том, как ему поступать в жизни. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Разумно, если он будет выполнять домашние задания по частям и так, как объяснила учительница. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно.

Воспитание или генетика? Уже на протяжении нескольких столетий споры о том, что же первично в формировании личности ребенка и его поведении, не утихают. Концепция психолога Виктора Толкачева и его ученицы Людмилы Перельштейн выделяет восемь основных типов детского поведения. Попробуйте узнать в одном из портретов своего ребенка: авторы предлагают не только подробное описание каждого типа характера, но и полезные советы по развитию и общению.

Оба психолога, Виктор Толкачев и Людмила Перельштейн, были последователями системного векторного психоанализа. Идеи Толкачева, который впервые выделил и сформулировал восемь типов личности, восходят к учению незабвенного Фрейда, а его ученица Перельштейн смогла адаптировать эту концепцию к личности ребенка, добавив свой 15-летний опыт работы психологом и не менее ценный опыт взаимоотношений с тремя собственными детьми. Свои идеи Людмила Перельштейн объединила в книге «Осторожно: дети!», которая с момента своего выхода в 2006 году обрела немало поклонников из числа состоявшихся и будущих родителей.

Основная идея концепции Людмилы Перельштейн стара, как мир: все дети рождаются уникальными, а главное, что может сделать каждый родитель, - это помочь своему чаду адаптироваться в мире и найти свое призвание. Рассмотреть зачатки будущей личности можно еще в глубоком детстве, потому что именно дети максимально свободны от условностей и ролей, принятых в обществе, а значит, способны ярче выражать свою суть. Маленькие дети еще не умеют притворяться (только если ради мелких целей), зато обладают неистощимыми запасами фантазии.

Именно такое немного фантазийное разделение детских личностей на группы и использует психолог в своей книге, взяв за основу метафору индийского племени и распределяя таким образом роли внутри любого детского коллектива. Итак, как выглядит детское общество глазами психолога Перельштейн? Присмотритесь - возможно, в этих характеристиках вы найдете своего ребенка. Сразу оговоримся: для более точной «диагностики» автор концепции предлагает родителям пройти развернутый тест и подчеркивает, что в личности одного ребенка, как правило, выделяются один ведущий и два сопутствующих психотипа.

Ребенок-вождь

Определение этого типа личности лежит на поверхности: такой ребенок любит (и умеет) командовать, его отличают тяга к свободе, инициативность и решительность во всем. Будущее у Вождя может быть блестящим, но в младенчестве и детстве его родителям придется несладко, предупреждает психолог. Из любимых занятий этого ребенка - исследование окружающего мира, купание, тяга к новым играм и игрушкам. Однообразие и запреты утомительны, новые идеи возникают часто, но до реализации доводятся редко - внимание Вождя привлекает что-то новое и непознанное. Соответственно, главная задача для родителей - направить кипящую энергию в мирное русло, но при этом не создавая строгих ограничений. Нужно действовать тоньше: заинтересовать, вовлечь в соревнование, разбудить азарт.

Если Вождь - это явный и самопровозглашенный лидер, то такой ребенок - лидер тайный, но обладающий не меньшим влиянием и силой. Скрытность, любовь к одиночеству и самостоятельность отличают такого ребенка. В младенчестве дети этого типа зачастую признают лишь мать, поскольку она является носителем самого родного и безопасного запаха - тонкую психологическую организацию детской натуры психолог связывает с тонким природным чутьем. «Нюхачи» чаще проявляют себя в интеллектуальном труде, играть и работать в команде им бывает довольно сложно. Внешнюю обстановку, дело и людей они выбирают, полагаясь на свое внутреннее чутье - и редко обманываются, хоть и слывут порой высокомерными нелюдимами. Верная стратегия для родителей - всегда быть рядом, понимать и принимать, ведь на подсознательном уровне эти дети уже давно приняли своих родных и не доверяют никому больше, чем им.

Ребенок-«художник» (в племени - дневной наблюдатель)

Очевидно, что это творческая натура с утонченным и ранимым восприятием действительности, врожденным чувством гармонии. Важная «племенная» характеристика: нужный в мирное время и бесполезный в период войны. С первых месяцев жизни такие дети очень ласковы, взрослея, они не сходят с родительских рук и боятся засыпать одни в темной комнате. Для них характерны резкие перепады настроения - так «художники» разряжают свои эмоции. Фантазеры и мечтатели, познающие мир своими глазами, любопытные и умеющие сопереживать - это тоже про них. От взрослых такому ребенку прежде всего нужны безусловная любовь, защита и постоянная поддержка. Причем с возрастом эта потребность в принятии только усиливается: в подростковом возрасте гармоничная натура «художников» часто не может смириться с собственными несовершенствами, а вот в атмосфере тепла и любви эти ранимые создания расцветают и заряжаются уверенностью в себе.

Ребенок-«слухач» (в племени - ночной сторож)

Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием - «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче - проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики. Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром - сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!

Ребенок-«калькулятор» (в племени - охотник)

Смелый и быстрый, а вместе с этим выносливый и дисциплинированный - этот психотип ребенка психолог считал одним из самых «удобных» для воспитания. Вместе с тем такой ребенок - собственник, и это гораздо заметнее, чем просто типичное детское нежелание делиться. С возрастом это стремление к присвоению часто трансформируется в любовь к деньгам и желанию накопить - важно направить эти порывы в правильную сторону, не вырастить скрягу и научить выбирать цели для «инвестирования». Закономерны арифметическая одаренность этих детей, их точная память на цифры и даты, их скрупулезность и выносливость. Родителям всегда считающих детей психолог советует учить своих чад целеполаганию, борьбе с завистью и творческим порывам, а самим научиться у такого ребенка врожденной бережливости и аккуратности, порядку и рациональности.

Ребенок-«копуша» (в племени - хранитель очага)

За немного обидным определением этого типа детской личности прячутся такие черты, как справедливость, терпение, аккуратность и исполнительность. Распознать этого ребенка в детском коллективе несложно: он дольше других собирается, кушает и сидит на горшке. Вывести «копушу» из себя непросто, но если сверстникам или родителям это удалось, то остановить этот «локомотив» будет еще сложнее. Психологи предупреждают: довольно часто случаи детской жестокости встречаются именно среди малышей с подобным складом характера. Родители должны помогать такому ребенку во всех его начинаниях: ему сложно «разогнаться» на старте, нужны уверенность в своих силах и поддержка. Самый верный путь к успеху для этого ребенка - маленькими шажками, но постоянно и неуклонно, поэтому не стоит требовать от него рывков, да и перехваливать тоже не нужно. «Человек красен словами, а не делами», - эта поговорка, по мнению автора концепции, наиболее полно отражает внутренний мир и идеалы ребенка этого типа.

Ребенок-«болтушка» (в племени - парламентарий)

Стремление к речевой коммуникации - ведущий способ познания мира и выражения себя у этого ребенка. Две отличительные черты с пеленок - стремление много и разнообразно говорить (поначалу - агукать, хныкать, бормотать) и познание мира «на зуб» (грызут и облизывают вещи такие дети не только в период прорезывания зубов). С приобретением умения говорить такие дети автоматически приобретают и способность к сочинительству - родителям не стоит чрезмерно упрекать их во лжи, потому что они не лгут, а придумывают - это разные вещи. В коллективе «болтушки» - не лидеры, но максимально приближены к ним, их слушают и к ним прислушиваются. Кстати, именно активное слушание - это тот минимум, который родитель такого ребенка должен непременно обеспечивать. В противном случае психолог «грозится» наступлением эмоционального замыкания и даже заикания. А на уровне «познания» мира через вкусовые рецепторы очевиден совет не перекармливать такого ребенка, а вместо этого пользоваться тонкой физиологической организацией и прививать любовь к вкусной и полезной пище. Вырастая, такие дети смогут стать настоящими гурманами и кулинарными гуру.

Ребенок-«силач» (в племени - работяга)

На первый план в этом психотипе выходят недюжинные физические способности и привычка к привычка к стабильности. Любимые слова с детства - «нет» и «не знаю», так дети-«силачи» часто реагируют на новую еду, новые занятия и новых людей. У этих детей есть любимые книги, которые они знают наизусть, любимая затертая одежда, любимые, хоть и уже поломанные игрушки. Эти дети - традиционалисты и вместе с тем самые лучшие помощники. Не стоит отказывать им в желании помочь, даже если задача трудна не по годам. «Силачам» интересно все, что требует мышечной памяти, поэтому спорт, активный отдых и частые прогулки помогут наладить с таким ребенком самый тесный контакт.

Татьяна Гольдина

Вопрос,наверное, банальный. Но все таки...У меня двое детей 5 и 3 лет. 1,5 года назад вышла на работу. Не успеваю ничего... дома не убрано, приготовлено все наспех. Постоянные нервы. Чужих детей воспитываю, на своих времени и сил нет. Здоровье начало подводить. Внешний вид запустила. Эээх... Можно было бы не работать. Муж не алигарх, но з/п выше среднего. Посвящу себя семье, что потом буду делать, когда дети вырастут... Вдруг стану мужу неинтересна. Запуталась.. не закидывайте тапками, просто напишите свое мнение, жизненный опыт. Спасибо.

385

Kuznetsova Maria

Доброго дня, всем интересующимся нашим конкурсом рассказов. Сегодня понедельник, время начинать новую жизнь, но сначала узнаем результаты конкурса, прошедшего на прошлой неделе.
Из 15 конкурсных рассказов вы выбирали лучших и вот они, победители. Их сегодня много.
Бронзу получает рассказ "Всегда быть рядом не могут люди…", ее написала Некоторые люди такие дуры, а проголосовало за нее 32 человека
На втором месте с результатом 38 голосов у нас сегодня Юка и ее рассказ "Тем кто помнит". Также 38 голосов завоевала Ящер, ее рассказ "Почти Робинзон", и она тоже на втором месте.
А победила сегодня Арсалана. 56 голосов отданных за ее рассказ "Один день из жизни Марса" говорят сами за себя.
Ура Арсалане, ура всем победителям, писателям и читателям.
Сейчас всех выложу и рассекречу.

286

Карпова Карпова

Прочитала в одной обширной соцсети грустную историю, в которой мужчина (это важно!) рассказывает о своем товарище-моряке, чья работа заключается в многомесячных дальних рейсах. Товарищ уже далеко не молод (сильно за 40), но имеет 4-летнюю дочь. Мать девочки умерла, оставив его, фактически, с младенцем на руках. Все 4 года за девочкой в основном ухаживала бабушка, но к сожалению, и она умерла (мы помним, герою истории далеко за 40, понятно, что бабушка там уже реально была бабушка). У вдовца есть взрослый сын, проживающий в Канаде, сыну около 20 лет.

Последние два года герой имел "некоторые отношения" с дамой. Дама немного помладше, имеет взрослого уже ребенка, который живет отдельно, совместных детей, как мы понимаем, нет. И вот после смерти бабушки герой наш делает предложение руки и сердца своей даме, а даме ему отказывает под предлогом, что жить с его ребенком от другой женщины, особенно пока он в своих многомесячных дальних рейсах, она не сможет и не будет.

Эта история рассказывается с явным намеком даму осудить со всей силой. Автор пишет, мол, это ж что-то противоестественное, такое отношение к детям???
Приятно, что почти все женщины в комментариях, кроме небольшого процента ударенных в голову идеей "мужик же замуж предложил!!!", насовали автору и его товарищу полную панаму. Ну, потому как желание жить дальше, как привык, а дочь свесить на мачеху, проглядывается даже без наводящих вопросов.

Но зато там в комменты набежали буквально толпы мужиков, вопящих "что значит, чужой ребенок??? неужели ей его не жалко???" и "она что, не знала, что у него ребенок есть, и придется его принять???". Еще "женщины паприроде обязаны заботиться о любых детях!!!" и "ему что теперь, бедную малышку в детдом сдавать???"

Никому из мужчин, что характерно, даже в голову не пришло, что вместо сдачи в детдом папочке неплохо было бы поменять работу на береговую, и растить свою дочь так, как это делают миллионы одиноких женщин без бабушек: с работы бегом в садик, потом к плите, больничные-поликлиники, потом опять работа и тд до совершеннолетия ребенка. Но нет! мужик дал жалестное объявление на местный сайт "ищу маму для своей крошки!", и уже даже выставляет какой-то ценз, чтоб внешность такая-то, возраст не старше такого-то, и чтоб без своих детей или максимум 1 маленький ребенок, лучше проживающий отдельно, и чтоб красивая, и умела готовить, и далее по списку.

Прочитала я эту умору и сижу, пытаюсь представить, что женщина повела бы себя так же в аналогичной ситуации. И дала бы объявление: ищу папу своему ребенку, чтоб зарабатывал столько-то, внешность такая-то, чтоб умел готовить, своих детей не имел или максимум 1 проживающего отдельно. Оооо, какой бы вой поднялся в комментах! А тут ничего, норм, и даже желающие нашлись. А женщину, которая отказалась брать на себя заботу о совершенно постороннем ребенке, закидали грязью и буквально смешали с экскрементами: как она могла, да это не женщина, а чудовище.

Не перестаю удивляться этим двойным стандартам.

209

Екатерина Лесникова

Просто выговорюсь. Спасибо, если прочитаете и совет дадите.
Мы живем отдельно от свекрови (1000 км). У нее есть квартира, которую она планирует оставить нашей старшей дочке (всегда так говорила, её идея).
Но пока ни завещания, ни дарственной, бла бла..Не особо то и напрягала нас с мужем эта ситуация, нет, так нет.. её собственность, пусть делает, что хочет.
У нее кроме моего мужа есть еще сын-младший, ему в свое время досталось все, квартира от их бабушки (мамы свекрови), дача-коттедж, машина, гараж (бабушка была состоятельной по местным меркам).
Так вот в чем ситуация, высказалась свекровь моя недавно, приеду к вам помирать, если заболею, сыну я младшему Васеньке не нужна, не очень то он со мной общается, а у вас семья, дети-не скучно будет (прям дословно).
Муж ей и говорит "продавай квартиру, здесь тебе однушку купим" А она "Так кто бы за меня начал это делать, это ж тяжело-переезд, купля-продажа"..Муж "Просто обратись в агентство проверенное и транспортная тебе в помощь,я приеду помогу, если Вася не удосужится помочь матери в одном городе"
На что она и говорит, квартиру, если не оформлю дарственную,потом на Оленьку (дочь наша) сами оформите. Ага, как же-будет то 2 наследника муж и естественно, опять же Васенька(
Свекровь не старая еще, активная, работает-63 года. У брата мужи семьи нет-холостой. Живет в свое удовольствие.

Важно ли для Вас знать какие качества заложены в ребенке, какой у него потенциал для развития способностей, как правильно направить усилия для развития его психологического типа личности? Конечно, определить темперамент ребенка, умственные способности и другие качества возможно при общении и занятиях с ребенком.

Однако не секрет, что в среде психологов есть аспекты, влияние которых на психологический тип личности изучено очень мало. И соционика , как прикладная наука, помогает определить характеристики личности с учетом этих аспектов, а именно таких, как:

  • Вид мышления
  • Особенности темперамента
  • Бессознательные мотивы поведения
  • Способы адаптации в социуме
  • Предрасположенность к определенному роду деятельности
  • И т.д.

Раннее определение психологического типа личности ребенка позволяет с максимальной отдачей использовать его наиболее сильные качества. А зная психотип ребенка, можно помочь ему развить свою индивидуальность и предоставить возможность занять соответствующую социальную нишу. Именно этими составляющими воспитания мы закладываем фундамент успеха, а, соответственно, благополучия наших детей!

Модель соционики

Давайте разберемся, что же это за наука — соционика. Соционика изучает психологический тип личности на основе модели, состоящей из четырех уровней:

  • Физический план (соматика)
  • Психологический портрет
  • Социальный аспект
  • Интеллектуальное развитие (творчество)

Каждому уровню модели психологического типа личности соответствуют четыре соционических признака:

  • Сенсорика – физический план
  • Этика — психологический портрет
  • Логика — социальный аспект
  • Интуиция – интеллектуальное развитие

То есть каждый уровень развития модели связан с определенным соционическим признаком, и соответствует определенному способу переработки информации, а именно:

1. Связь физического уровня с сенсорикой — умение хорошо владеть пространством, ситуацией, своим телом и чувствами.

2. Связь психологического уровня с этикой — умение выражать свои чувства, выстраивать отношения с другими людьми, различать эмоций людей.

3. Связь социального уровня с логикой – умение правильно воспринимать объективный мир, логически мыслить и анализировать поступающую информацию.

4. Связь интеллектуального уровня с интуицией - умение предчувствовать, угадывать и предвидеть события, используя подсознательное восприятие и абстрактное мышление.

Основная идея соционики заключается в том, что соционический тип заложен в человеке генетически. И личность формируется под влиянием всех четырех соционических компонентов - сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, важными стимулами формирования психологического типа личности ребенка являются внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, средства массовой информации и т.д. Однако, они только влияют на мышление и поведение человека, но не более. Процесс формирования психологического типа личности ребенка завершается к 15 — 17 годам.

Основные признаки психологического типа личности ребенка и методы ее определения

Признаки психологического типа личности проявляются в большей или меньшей степени уже в раннем детстве.

До 2 лет идентификация психологического типа личности ребенка в основном осуществляется по внешним признакам, т.е. по сенсорному признаку, т.к. в этом возрасте остальные соционические признаки выражены слабо.

В возрасте от 2 до 7 лет начинает формироваться этическая составляющая — ребенок начинает ориентироваться на свои физические желания и эмоциональное влечение (стремиться общаться с близкими людьми). При этом логика поступков и социальные нормы поведения у ребенка еще отсутствуют, т.к. он еще не способен к восприятию этих аспектов.

Признак логики проявляется в 5-7 лет, когда ребенок начинает знакомиться с нормами общественной жизни. С этого возраста, наблюдая за детьми, уже можно разделять психологический тип личности по основным признакам Юнга – экстравертность или интравертность, стремление лидировать либо подчиниться.

Давая несложные задания детям или наблюдая за их играми, можно наблюдать их эмоциональные реакции. И при анализе таких пар признаков как «логика-этика» и «сенсорика-интуиция» с помощью определенной методики уже можно определить психологический тип личности ребенка.

Одним из эффективных методов определения психологического типа личности ребенка 5-10 лет в соционике является метод использования картинок, в которых закодированы основные Юнговские признаки. Выбор определенных картинок соответствует преобладающему типу мышления. Для оценки уровня логического и интуитивного мышления школьников средних и старших классов проводятся различные тесты с вопросами, позволяющими оценить психологический тип личности ребенка и, соответственно, определить сферу применения сильных качеств ребенка, его профессиональную ориентацию. Как правильно помогать ребенку развивать способности почитайте

Замечательное издание авторов А.А.Овчарова и В.В.Мегедь «Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения» предлагает методы тестирования детей, которые широко используются в передовых странах мира. С помощью таких тестов возможно определить направление развития психологического типа личности ребенка, и, соответственно, развить приоритетные качества и сильные стороны, что является первостепенной задачей при воспитании детей. Познакомиться с этими методами, и скачать данное издание можно на нашем сайте .